Научная статья на тему 'Международный опыт организации конкурсов проектных и исследовательских работ школьников (на примере Мексики, Тайваня, стран Европейского Союза)'

Международный опыт организации конкурсов проектных и исследовательских работ школьников (на примере Мексики, Тайваня, стран Европейского Союза) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
364
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС ДЕТСКИХ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТБОР ДЕТСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС / ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ НА КОНКУРСЕ / НАУЧНЫЕ СЕКЦИИ / ЭКСПЕРТИЗА / ФОРМИРОВАНИЕ ЖЮРИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОТ НА КОНКУРСЕ / НАГРАЖДЕНИЕ РАБОТ НА КОНКУРСЕ / YOUTH PROJECT AND RESEARCH CONTESTS / INTERNATIONAL CONTESTS / NATIONAL CONTESTS / PROJECT ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY / PROJECT WORKS QUALIFICATION / AGE GROUPS AT THE CONTEST / PROJECT CATEGORIES / JURY FORMING / PROJECT PRESENTATION FORMAT / CRITERIA AND SYSTEM OF PROJECTS' EVALUATION / AWARDING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сальникова Ксения Сергеевна

Статья посвящена сравнению содержательных и организационных особенностей конкурсов проектных и исследовательских работ школьников в разных странах. Автор посетила конкурсы международного уровня в Тайване, Мексике и Европейском Союзе и проанализировала их ключевые компоненты: принципы отбора работ, возрастные категории и научные секции, формат представления работ, формирование жюри, критерии экспертизы и система оценки, награждение. Каждому компоненту в статье выделен отдельный раздел, в заключении которого даны наиболее актуальные практики и полезные рекомендации для организаторов конкурсов проектных и исследовательских работ школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сальникова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience in organizing youth project and research contests (Mexico, Taiwan, European union)

This article compares a number of important aspects of youth project and research contests in different countries. After visiting three contests of international level in Taiwan, Mexico and European Union author made an analysis of their key components such as: principles of project qualification, age groups and project categories, format of project presentation, jury forming, criteria and system of evaluation and awarding. Each aspect is reviewed in a separate section of article. And in the end of each section there are useful recommendations given by organizers of youth project and research contests.

Текст научной работы на тему «Международный опыт организации конкурсов проектных и исследовательских работ школьников (на примере Мексики, Тайваня, стран Европейского Союза)»

Конференции и выставки

Международный опыт организации конкурсов проектных и исследовательских работ школьников (на примере Мексики, Тайваня, стран Европейского союза)

International experience in organizing youth project and research contests (Mexico, Taiwan, European union)

Сальникова

Ксения Сергеевна

проректор Малой академии наук Республики Саха (Якутия), член исполнительного комитета Международного движения содействия научно-техническому досугу молодежи MILSET, г. Москва

[email protected] Ksenia

Salnikova,

Vice-Principal of the Sakha Junior Science Academy, MILSET Executive Committee Member, Moscow

Аннотация. Статья посвящена сравнению содержательных и организационных особенностей конкурсов проектных и исследовательских работ школьников в разных странах. Автор посетила конкурсы международного уровня в Тайване, Мексике и Европейском Союзе и проанализировала их ключевые компоненты: принципы отбора работ, возрастные категории и научные секции, формат представления работ, формирование жюри, критерии экспертизы и система оценки, награждение. Каждому компоненту в статье выделен отдельный раздел, в заключении которого даны наиболее актуальные практики и полезные рекомендации для организаторов конкурсов проектных и исследовательских работ школьников.

Ключевые слова: конкурс детских проектных и исследовательских работ, международный конкурс, национальный конкурс, проектная деятельность, исследовательская деятельность, отбор детских работ на конкурс, возрастные категории на конкурсе, научные секции, экспертиза, формирование жюри, критерии оценки проектных и исследовательских работ, формат представления работ на конкурсе, награждение работ на конкурсе.

Annotation: This article compares a number of important aspects of youth project and research contests in different countries. After visiting three contests of international level in Taiwan, Mexico and European Union author made an analysis of their key components such as: principles of project qualification, age groups and project categories, format of project presentation, jury forming, criteria and system of evaluation and awarding. Each aspect is reviewed in a separate section of article. And in the end of each section there are useful recommendations given by organizers of youth project and research contests.

Сальникова Ксения Сергеевна

Key words: youth project and research contests, international contests, national contests, project activity, research activity, project works qualification, age groups at the contest, project categories, jury forming, project presentation format, criteria and system of projects' evaluation, awarding.

В иллюстрациях к тексту используются фотографии, взятье с сайтов выставок и конференций, обсуждаемых в тексте статьи

Конкурсы проектных и исследовательских работ школьников широко распространены во всем мире. Во многих странах они сформировались в единую преемственную многоуровневую систему по типу олимпиадной (городские, региональные, национальные/международные), где победители каждого этапа имеют возможность продвинуться дальше и в итоге представить работу на международной арене.

Участие в таких конкурсах - хорошая мотивация для одаренных школьников к выполнению собственного исследования или проекта во внеурочное время, освоению норм и методик выполнения научной работы, презентации ее результатов. Эта деятельность часто помогает школьнику найти свой интерес в научной и инженерной сферах, сориентироваться профессионально и наметить траекторию своего дальнейшего развития.

Сейчас в России нет единой системы конкурсов проектных и исследовательских работ. В образовательном пространстве сосуществует множество не связанных между собой конкурсов и конференций. Каждое из этих мероприятий имеет свои многолетние традиции и содержательные особенности. Предстоит ли им сложиться в единую систему, как в других странах, либо они будут развиваться отдельно друга от друга, предоставляя альтернативные возможности - этот вопрос пока остается открытым. Как бы не сложилась судьба этого направления в дальнейшем, опыт организации подобных национальных соревнований в других странах может быть полезным для нас.

В данной статье проанализируем три конкурса проектных и исследовательских работ школьников: в Тайване, Мексике и Евросоюзе. Мы выбрали данные конкурсы максимально отдаленные географически, чтобы сравнить самые разные практики. Все три конкурса являются финальным этапом отбора на уровне страны, а также имеют международный статус. У каждого из конкурсов есть своя специфика. Ее определяет ряд важных компонентов:

• Как происходит отбор и подача работ на конкурс?

• В каких возрастных категориях и секциях соревнуются участники?

• Каков формат и правила представления работ?

• Как формируется жюри и по каким критериям проводит экспертизу?

• Каким образом ранжируются и награждаются победители?

Именно по этим компонентам мы и будем проводить сравнение конкурсов, но прежде, чем к нему перейти, хотелось бы

Конференции и выставки

RED

Red Nacional de Actividades Juveniles en Ciencia y Tecnología

дать общую информацию о мероприятиях, которые мы будем рассматривать.

1. Общая информация о конкурсах

Конкурс Taiwan international Science Fair (TISF) - является в Тайване финальным этапом отбора проектно-исследо-вательских работ школьников. TISF проводится ежегодно в столице Тайваня г. Тайбэй: с 1960-го г. как национальное соревнование, а с 1991 г. как международное. Сейчас на нем тайваньские школьники соревнуются не только друг с другом, но и с ребятами из других стран мира. Конкурс имеет аккредитацию Intel ISEF, т.е. может направлять туда лучшие работы, но только из Тайваня. Главным организатором является Национальный тайваньский научный и образовательный центр (National Taiwan Science and Educational Center (NTSEC) - государственный центр. Статистика TISF 2018 г: 23 страны, 160 проектов (40 иностранных, 120 из Тайваня), 500 участников.

Конкурс ExpoCiencias Nacional в Мексике - финальный этап отбора проектно-исследовательских работ школьников. Проводится ежегодно с 2003 г. в разных городах страны. Иностранные проекты, которые также ежегодно принимают участие в ExpoCiencias Nacional, соревнуются в отдельной категории. Главный организатор конкурса - общественная ассоциация Национальная сеть научно-технического творчества молодежи (Red Nacional de Actividades en Ciencia y Tecnologia -RED). Статистика 2018 года: 11 стран; 500 проектов (37 иностранных, 463 из Мексики); 2000 участников.

Конкурс European Union Contest for Young Scientists (EUCYS) организует Генеральный директорат по исследованиям Европейской комиссии с целью продвижения идеалов сотрудничества и взаимного обмена между молодыми учеными. С 1989 г. конкурс ежегодно собирает победителей национальных конкурсов научных работ школьников из стран Евросоюза, а также стран-участниц европейской научно-исследовательской и инновационной программы Горизонт 2020 (Horizon 2020), соседних стран, и тех сран, с которыми у ЕС есть соглашения о сотрудничестве в области науки и техники. Список стран-участниц EUCYS опубликован на сайте_мероприятия. Каждый год место проведения конкурса меняется. Для страны принять у себя конкурс - это хороший шанс привлечь внимание молодежи к карьере в области науки и техники. В 2017 г. EUCYS принимала Эстония, что явилось большим событием для этой страны: мероприятие широко освещалось не телевидении и в других средствах массовой информации, на официальных церемониях присутствовал Министр образования страны. Статистика EUCYS 2017 г: 38 стран, 146 школьников, 89 проектов.

Сальникова Ксения Сергеевна

2. Как отбираются и подаются работы на конкурс

На Taiwan international Science Fair участники из Тайваня отбираются на заочном этапе конкурса, который организуется за три месяца до TISF. Письменные тексты лучших работ направляют на конкурс школы, в которых ведется проектная-исследовательская деятельность. Из приблизительно 200 работ жюри отбирает около 120 для участия в очном этапе TISF. Иностранные участники отбираются на национальных конкурсах в разных странах. Ответственность за отбор иностранных участников лежит на «национальных координаторах». В России - это Межрегиональное движение творческих педагогов «Исследователь». Каждой стране, участвующей в TISF предоставляется квота на бесплатное участие: два человека / два проекта. Для участия национальный координатор своевременно направляет организаторам заполненную заявку и аннотации проектов на английском языке. С 2018 г. национальные координаторы могут присылать на TISF участников сверх квоты на платной основе.

На ExpoCiencias Nacional участники из Мексики могут попасть, выиграв одно из 38 отборочных мероприятий, среди которых:

• 28 региональных ExpoCiencias;

• 6 аффилированных конкурсов разного уровня;

• 4 научных мероприятия для детей до 12 лет.

Каждому мероприятию выделяется определенная квота -

количество работ, которые могут быть направлены на национальный конкурс. Эта квота корректируется каждый год в соответствии с результатами, которые получают работы, направленные данным отборочным мероприятием.

Иностранные проекты отбираются организациями-партнерами в разных странах. Ограничений на участие не предусмотрено. Для участия необходимо заблаговременно зарегистрировать заявку и прислать полный текст работы на английском языке. Иностранные участники платят организационный взнос, покрывающий проживание, питание и участие в программе конкурса.

В European Union Contest for Young Scientists принимают участие победители национальных конкурсов проектно-исследовательских работ школьников стран-участниц EUCYS. Участников каждой страны номинирует «Национальный организатор» (в России - это конкурс «Шаг в будущее»). Каждая страна может направить максимум три проекта и максимум шесть школьников. Проекты могут быть выполнены индивидуально или командой. При этом в одной проектной команде не должно быть больше трех человек, и все они обязательно должны присутствовать на конкурсе. Для участия национальные координаторы регистрируют заявку, загружают аннотацию проекта и письменный доклад объемом до 10 страниц. Участники

Конференции и выставки

не платят организационный взнос, проживание и питание в дни конкурса также для них является бесплатным.

На примере этих трех конкурсов мы видим, что существуют две альтернативы отбора работ: централизованно проводить экспертизу текстов работ на заочном этапе, как это происходит в Тайване, либо доверять отбор аффилированным конкурсам/региональным этапам, как это происходит в Мексике или Евросоюзе. Первый вариант дает более определенные гарантии качества отобранных работ, поскольку экспертиза проводится опытной командой специалистов, хорошо знакомых с критериями и в основном не связанных с конкурсантами. Его целесообразно применять на конкурсах, где количество работ не слишком большое -например, в Тайване, где на заочном этапе из 200 работ отбираются порядка 120, этот принцип вполне оправдан. Но его трудно реализовать при больших объемах работы: Мексике, где на конкурс отбираются порядка 450 проектов, такой отбор бы потребовал привлечения значительных ресурсов. Принцип делегирования отбора аффилированным мероприятиям позволяет не только масштабировать конкурс, но и выстроить многоуровневую конкурсную систему. При его применении для контроля качества подаваемых работ важно выработать принципы регуляции. Например, в Мексике таким принципом являются ежегодные квоты, которые выдаются мероприятиям исходя из результатов участия работ предыдущего года, а в Евросоюзе на это работает сам принцип международного соревнования, при котором каждая страна стремится отобрать самые сильные работы.

3. Возрастные категории и секции

В Taiwan international Science Fair принимают участие только школьники старших классов.

Участники соревнуются в 13 научных секциях: Математика; Физика и астрономия; Химия;

Науки о Земле и окружающей среде; Науки о животных; Науки о растениях; Микробиология; Биохимия;

Медицина и здоровье; Инженерия;

Компьютерные науки и информационная инженерия; Экологическая инженерия;

Сальникова Ксения Сергеевна

• Социальные и бихевиоральные науки. ExpoCiencias Nacional имеет, пожалуй, самую широкую

возрастную амплитуду участников: от детского сада до старших курсов университета. Авторы работы соревнуются в следующих возрастных категориях:

1. Научные банды (Pandilla Científica):

• дошкольники и младшие школьники 1-2 классов;

• младшие школьники 3-6 классов;

• средние школьники (12-14 лет).

2. Старшая школа и бакалавриат.

3. Старшие курсы университета.

Проекты представляются и оцениваются в 10 тематических секциях.

Точные и естественные науки Медицина и здоровье Социальные и гуманитарные науки Инженерные науки

Сельскохозяйственные науки и науки о питании Популяризация науки Науки об окружающей среде Мехатроника Биология

Компьютерные науки и программное обеспечение Официальные возрастные ограничения в European Union Contest for Young Scientists - 14-20 лет. При этом участник не может быть студентом университета, а только школы. Возрастные ограничения действуют на всех членов команды проекта. На конкурсе работает 10 научных секций: Биология; Инженерия; Компьютерные науки; Математика; Материалы;

Науки об окружающей среде; Медицина; Химия; Физика;

Социальные науки.

Вопрос определения работы в секцию достаточно важен для авторов, ведь результат экспертизы часто зависит от того, какой специалист и под каким углом оценивает работу. В мире не существует универсального, всеми принятого деления на сферы науки, поэтому на разных конкурсах и конференциях школьники часто сталкиваемся с совершенно разной системой секций: одна и та же работа может быть где-то отнесена к секции физика, а где-то к секции космоса или инженерии. Часто

Конференции и выставки

в отдельные секции специально выделяются области, популярные в данном регионе. Например, в Мексике это мехатроника и популяризация науки, а в Европе - материалы.

При этом сегодня, когда школьниками все больше выполняется работ междисциплинарного типа, определить работу в какую-то одну тематическую секцию все сложнее. Поэтому более актуальным становится деление на секции по типу проблемы, на решение которой направлена работа или по типу метода, используемого в ней (соцопрос, эксперимент, инженерия и т.п.). Такой подход стал применяться в последние годы на канадском конкурсе Canada Wide Science Fair, а также в России на Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского.

4. Как формируется жюри

На Taiwan international Science Fair (TISF) состав жюри формируется в соответствии с темами работ, отобранных на заочном этапе: больше специалистов привлекается на более популярные секции. Эксперты набираются по базе университетов и научных центров Тайбэя из числа самых лучших и признанных специалистов со знанием английского языка. В основном жюри состоит из опытных экспертов, которые участвуют в TISF из года в год, при этом около 20% состава обновляется каждый раз. Всего на конкурсе (где среднее число проектов - 160) работают около 35 экспертов. Работа членов жюри оплачивается.

На ExpoCiencias Nacional команда жюри ежегодно создается заново, ведь конкурс каждый раз проходит в разных городах. Основной состав экспертов набирается организационным комитетом на месте из числа преподавателей и ученых университетов и научных институтов штата/городов. Одновременно с этим идет набор экспертов через открытую электронную регистрацию для всех желающих. Окончательный состав жюри утверждается после формирования списка участвующих работ в соответствии с их темами. Для экспертов проводится специальный тренинг до начала работы конкурса. Также организаторы заранее рассылают видеоинструктаж, подробно рассказывающий о принципах экспертизы, значении критериев и системе оценки. Каждый проект собеседуют не менее трех экспертов. При этом каждый эксперт интервьюирует не более семи проектов. Количество экспертов ежегодно меняется: 2017 г. - 235 экспертов (на 500 проектов), 2016 г. -400 (на 500 проектов). Эксперты не получают денежного гонорара, для них это - почетная волонтерская работа.

Жюри на European Union Contest for Young Scientists формируется Европейской комиссией из числа ученых и представителей бизнеса с международной репутацией. Обычное число судей - 18-20 человек (на 90 проектов). При формировании

Сальникова Ксения Сергеевна

важным является соблюдение баланса по географическому и половому принципу. В целях достижения максимальной прозрачности и открытости судейства, состав жюри с фотографиями и биографиями должен быть опубликован на сайте мероприятия где-то за месяц до начала EUCYS. Поэтому количество экспертов на секциях определяется не поданными в этом году работами, а статистикой предыдущих лет: биология (21% работ), физика (16%), инженерия (14%) и окружающая среда (14%), и те, в которых обычно заявляется мало работ - социальные науки (1%), материалы (1%) и математика (2%). При этом изначально анонсируется, что не все судьи, оценивающие отдельный проект, будут являться узкими экспертами в его области, поэтому одной из задач конкурсанта является умение объяснить свою работу неспециалисту. По правилам конкурса 1/3 комитета жюри должна ежегодно обновляться. Президент комитета жюри, который координирует его работу, выбирается ежегодно непосредственно перед конкурсом. Открытость судейства соблюдается и во время конкурса: о его составе можно прочесть в каталоге EUCYS и его программе, увидеть фотографии экспертов на плазменных панелях в экспозиционном зале. На стендовой сессии непосредственно жюри можно узнать по определенному цвету маек, в которые они одеты. Каждый проект собеседуют минимум три эксперта. Работа жюри на EUCYS оплачивается Европейской комиссией. Интересно, что программа членов жюри, приехавших на конкурс из разных стран, выстроена таким образом, чтобы сделать минимальным их пересечения с участниками и их руководителями. Они живут в другом отеле, отдельно едят, у них своя культурная программа. Очевидно, что это делается для того, чтобы исключить любую возможность влияния на судей со стороны

участвующих делегаций.

***

Подводя итоги этого раздела, можно выделить несколько ценных обобщений:

1) Для того, чтобы всем конкурсантам было уделено равное внимание во время экспертизы, организаторы стремятся сделать число экспертов на секциях пропорциональным числу работ в ней. На TISF и ExpoCiencias экспертов набирают только после утверждения списка участвующих работ. На EUCYS, где жюри формируется заблаговременно, пользуются статистикой за предыдущие годы.

2) Положительно сказывается на качестве экспертизы, когда в составе жюри присутствует значительное количество постоянных специалистов, обладающих многолетним опытом, хорошо знакомых с критериями и системой оценки на данном конкурсе. Однако если дислокация конкурса меняется ежегодно, то участие постоянных экспертов либо потребует дополнительных ресурсов (как в случае с EUCYS), либо, когда таких ресурсов нет, станет невозможным (как в случае с Ехро^епаа8

Конференции и выставки

Nacional). Если весь состав жюри обновляется ежегодно - то важно уделить внимание их подготовке: провести заочный и очный инструктаж или тренинг.

3) Принцип баланса по половому и географическому критерию в составе жюри, используемый на EUCYS, создает условия для более независимой и объективной экспертизы, а также позволяет избежать подозрений в тенденциозности оценки.

4) В некоторых странах и регионах работа экспертов на конкурсе оплачивается (Тайвань, ЕС), а в некоторых - является почетной волонтерской обязанностью (помимо Мексики такая практика существует, например, в Канаде). Оплата работы экспертов дает организаторам больше свободы в подборе жюри исходя из принципов профессионализма. Волонтерский принцип работы экспертов дает возможность сформировать сообщество энтузиастов, расценивающих свою деятельность как социальный вклад в развитие страны/региона. При этом надо понимать, что для создания такой социальной мотивации необходим ряд условий - достаточно высокий социальный статус и заработная плата педагога и ученого в стране, высокий престиж конкурса и др.

5. Формат и правила представления работ

На Taiwan international Science Fair авторы работ представляют проекты у стендов. На мероприятии действуют достаточно строгие правила безопасности. На стендах запрещено иметь химические реактивы (включая даже воду), живые или сухие растения, образцы почв и пород, продукты питания и бытового использования (даже если они являются продуктом работы), острые предметы, стекло и др. Фактически допускаются практически только постеры и макеты. Один день полностью выделен для интервью с экспертами. В этот день ни научные руководители, ни сопровождающие, ни публика не допускаются на стендовую сессию. Это день является достаточно напряженным для конкурсантов: большую часть времени они проводят в ожидании экспертов, не зная конкретного времени, не имея возможности отойти и посмотреть другие работы. Во многом поэтому на следующий день на TISF для участников запланирована экскурсионная программа, а через день они снова возвращаются на стенды, чтобы рассказать свои работы посетителям, журналистами и просто друг другу. Однако время на свободное представление работ в этот день участников есть только до обеда, так что зачастую они не успевают посмотреть другие работы на конкурсе.

На ExpoCiencias Nacional участники также представляют работы только у стендов. Стендовая сессия длится два полных дня. При этом для собеседований не выделяется какого-то специального дня или промежутка времени. Эксперты посещают проект одновременно с публикой и журналистами. Мексиканский конкурс сильно выделяется интерактивностью демонстрационного

Сальникова Ксения Сергеевна

материала на стендах. Здесь на стендах и простые химические опыты, проводят научные викторины, дают попробовать сделанные продукты питания и косметические средства (крем, мыло), демонстрируют механические и электронные модели и т.п.

На European Union Contest for Young Scientists представление работ также организуется в формате стендовой сессии, которая открыта для публики и прессы в течение трех дней. На мероприятии действуют правила безопасности, но не такие строгие как на TISF. В правилах конкурса просто сообщается, что Европейская комиссия оставляет за собой право запретить представлять на стенде любой материал, который представляет риск здоровью и безопасности или который будет сочтен ей неприемлемым для публичной демонстрации. В целом на стендах можно встретить интерактивные и рабочие интерактивные модели, и образцы.

На конкурсе эксперты работают на глазах у посетителей. Их можно узнать по ярким футболкам. Кроме того, их фотографии размещены на электронных дисплеях и в руководстве по участию. К стенду может подойти как член жюри, так и простой школьник или журналист с телевидения. По наблюдению, эксперты всегда позволяют автору проекта закончить беседу с посетителем прежде, чем начать собеседовать его. Для руководителей делегаций (национальных организаторов) в эти дни предусмотрена своя программа: экскурсии, семинары, встречи. Во время экспертизы они практически не находятся в зале стендовой экспозиции. Ведь по правилам участия их присутствие на стенде во время собеседований категорически запрещено и грозит снятием проекта с конкурса. Большую часть программы участники проводят у стендов, представляя свои проекты. Это связано с организацией экспертизы. Каждый из 90 проектов должны собеседовать минимум пять членов жюри, из этого следует, что каждый из 20 членов жюри собеседует около 25 проектов. Членам жюри также требуется время для совещаний и обсуждений в течение дня. Для участников достаточно утомительно находиться практически три дня с 9:00 до 17:00 в закрытом помещении. Кроме того, такая длительная работа с экспертами может быть еще и тяжела морально. Для того чтобы отвлечься, организаторы предложили участникам включиться в увлекательную игру: вместе с ребятами с соседних стендов построить пирамиду из пластиковых трубочек для коктейлей, применяя свою креативность и инженерные знания. Это забавное соревнование - чья пирамида будет выше -помогает участникам в перерывах между собеседованиями с членами жюри сбросить напряжение, а также подружиться с другими конкурсантами.

***

Стендовая сессия является общим форматом для всех трех конкурсов. Это не случайно, ведь, с одной стороны, она позволяет эксперту более детально поговорить с участником, выйти

Конференции и выставки

с ним на содержательный диалог, задать развивающие вопросы, которые при публичной защите могли бы, возможно, привести автора в замешательство, дать рекомендации по развитию работы. С другой стороны, для участников формат постерной защиты является менее напряженным, чем устная публичная презентация, дает возможность представить свой проект многократно, каждый раз чувствуя себя все более уверенно. Кроме того, у стенда участники представляют работу разной аудитории, в том числе и ненаучной. Это помогает отработать навыки популяризации и продвижения своего исследования/изобретения.

Защита работ перед членами жюри, даже если она проходит в форме индивидуальных собеседований у стендов, является достаточно волнительным и ответственным событием для ребенка. Как минимизировать это напряжение? Тут мы видим два возможных решения.

- На TISF (а также других конкурсах системы Intel ISEF) на экспертизу выделяется не более одного дня. В этот день никто, кроме членов жюри и участников не может присутствовать у стенда. Отсутствие отвлекающих факторов, конечно, помогает участникам лучше сосредоточиться на своем материале, но не дает возможности расслабиться, переключившись на что-то еще. Этот день самый сложный и ответственный, поэтому на следующий часто организуются экскурсионные или культурные мероприятия.

- На ExpoCiencias и EUCYS жюри посещает стенды одновременно с публикой и журналистами. Такая защита является менее стрессогенной для детей, но более сложной для их концентрации, кроме того, занимает несколько дней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересно, что на всех трех конкурсах присутствие научных руководителей на стендах запрещено. Очевидно, что это делается для того, чтобы исключить какое-либо влияние на участника с их стороны. То, что научный руководитель не имеет возможности наблюдать за защитой своего ученика, не позволяет ему увидеть сильные и слабые стороны его выступления, чтобы потом обсудить с участником и улучшить результат.

Время для посещения участниками других стендов очень важно специально регламентировать. Часто во время стендовой экспозиции у участников просто нет возможности посмотреть работы других участников: они либо ожидают эксперта, либо докладывают проект. Из-за этого они теряют ценную возможность узнать для себя новое в плане проектных замыслов и форматов представления работ, познакомиться со сверстниками из других стран.

6. Критерии экспертизы и система оценки

На Taiwan international Science Fair (TISF) в день экспертизы жюри стараются провести собеседования в первой половине дня. Каждое интервью длится порядка 10-15 минут. Каждый проект интервьюируют не менее четырех специалистов.

Сальникова Ксения Сергеевна

Каждый эксперт выставляет работе баллы по следующим критериям:

• оригинальность и креативность;

• научный подход;

• научное мышление и понимание;

• тщательность исследования, объем усилий;

• академическая и практическая ценность;

• качество представления работы;

• экспериментальные данные и ссылки.

После обеда жюри по секциям проводят обсуждения и выводят работам средний бал по каждому критерию. Если о каком-то из проектов в жюри нет единства мнений, то во второй половине дня проводится повторное собеседование с автором, в случае необходимости приглашаются дополнительные эксперты.

На ExpoCiencias Nacional экспертиза проходит в два этапа. Первый этап - заочный, на нем жюри рассматривает письменные тексты работ. Вторым этапом является устное собеседование во время стендовой сессии. Каждый судья по итогам двух этапов заполняет оценочный лист, где по каждому критерию выставляется балл от 1 до 5. Оценочные листы по секциям имеют небольшие различия, в основном в разделе «значимость». Приведем пример оценочного листа:

Текст работы

Представление работы (чистота, порядок)

Ясное изложение материала

Хорошо определенные цели

Определение этапов развития проекта (методология)

Соответствие между целями и представленными результатами

Визуальная презентация проекта

Адекватное представление идей и принципов работы

Вспомогательный материал (фотографии, карты, графики, макеты)

Эстетика

Творческая составляющая презентации

Устная презентация проекта

Владение темой

Разработка, сделанная автором

Точность данных

Точность (серьезность) представления

Адекватное представление идей

Понимание темы

Владение техническим языком

Значимость исследования

Социальное значение

Значимость темы в настоящий момент (актуальность)

Возможное применение в соответствии с контекстом

Инновационность

Хорошее объяснение когнитивных способностей человека

Конференции и выставки

Эксперты не показывают и не обсуждают свои оценки друг с другом, а просто сдают свои оценочные листы. Лучшие проекты выявляется по итогам подсчета баллов в последнюю ночь перед награждением.

Интересно, что на сайте мероприятия, а также в руководстве для участников и жюри, заранее анонсируется, что является, и что не является предметом оценки на конкурсе.

Что оценивается? Что не оценивается?

Работа и усилия участника во время презентации на выставке Происхождение и опыт участника (резюме)

Представленная информация и соотнесение ее с научными концепциями Деньги, вложенные в проект

Научный вклад работы Разница во вглядах участника и эксперта

Приобретенные научные навыки Визуальный эффект от демонстрационного материала и качество технических ресурсов участника

Вклад в повышение интереса к теме Зрелищность стенда или престижность учреждения, которое эту презентацию обеспечило

Эта находка мексиканских коллег не только позволяет задать правильный фокус членам жюри, но и предотвратить разного рода претензии к итогам экспертизы.

На European Union Contest for Young Scientists экспертиза проходит в два этапа:

Первый этап - заочный, он проходит в течение двух месяцев после окончания приема работ на конкурс (обычно это происходит с конца июня по сентябрь). За это время жюри рассматривает письменные доклады участников. Каждый член жюри должен посмотреть около 15 работ и может обратиться за консультацией к профильным специалистам, если тема работы выходит за рамки его компетенции.

Для экспертизы используются следующие критерии:

• оригинальность и креативность в определении основной проблемы научной работы и подходе к ней;

• мастерство, тщательность и полнота работы на этапах разработки и реализации;

• общая логика и завершенность исследования от замысла до выводов;

• логичность и ясность рассуждений при интерпретации результатов;

• качество письменного доклада (без превышения стандартов его объема).

Применяя эти критерии, члены жюри должны учитывать образовательный уровень конкурсантов, а также качество доступных им ресурсов. Никаких баллов по каждому из критериев они не проставляют, а руководствуются довольно простым

Сальникова Ксения Сергеевна

принципом: каждый член жюри по итогам первого этапа относит работу к одной из трех групп:

• работа достойна приза A;

• работа, возможно, достойна приза Б;

• работа не достойна приза С.

В дополнение к этому, каждый из членов жюри указываем свою степень уверенности в данных оценках. Например, эта уверенность не может быть высокой в том случае, если при экспертизе член жюри полагался на мнение более компетентных в этом вопросе коллег.

По окончании этого этапа (обычно в начале сентября) жюри встречается в Брюсселе для обсуждения всех работ. Президент жюри собирает оценки, оформляет их в таблицу, которая становится доступна всем судьям перед началом очного этапа соревнования.

Первый этап (по мнению главы судейского комитета) сделан скорее для предварительного знакомства членов жюри с работами, формирования предварительного представления о них. Оценки первого заочного этапа впоследствии не суммируются с оценками второго, больше того, итоговые оценки зачастую кардинально отличаются от предварительных.

Второй этап экспертизы проходит непосредственно на стендовой презентации проектов. После открытия конкурса члены жюри встречаются и распределяют, кто и когда пойдет собеседовать каждый из проектов. Президент жюри формирует план собеседований. В соответствии со стандартами, каждый проект должны посетить не менее пяти судей. Таким образом, в среднем каждый судья собеседует около 25 проектов. Собеседования проходят в течении трех дней (это второй, третий и четвертый день выставки). Когда расписание составлено, жюри через сопровождающих делегаций предупреждают авторов проекта о возможном времени собеседований, чтобы они не ушли со стендов в этот период.

Собеседования не являются конфиденциальными, посетители и наблюдатели в это время также находятся в стендовом пространстве, посещают разные проекты. Членов жюри можно легко распознать по ярким красным майкам, поэтому для всех очевидно, что сейчас к стенду подошел член жюри и будет собеседовать авторов. Все максимально открыто. При этом национальные организаторы, сопровождающие и тем более научные руководители проектов по правилам не должны в этом время присутствовать на стендах. Их обязательно попросят выйти, если это обнаружится.

При собеседовании члены жюри могут не только оценивать работу, но и консультировать участников, давать им рекомендации. По словам самих участников, далеко не все это делают, но некоторым из них жюри действительно подсказало важные идеи.

Конференции и выставки

Критерии оценки работ на втором этапе такие же, как на первом (меняется только последний критерий «качество письменного доклада» на «качество презентации и способность вести дискуссию):

оригинальность и креативность в определении основной проблемы научной работы и подходе к ней; мастерство, тщательность и полнота работы на этапах разработки и реализации;

общая логика и завершенность исследования от замысла до выводов;

логичность и ясность рассуждений при интерпретации результатов;

качество презентации и способность обсуждать проект с членами жюри.

Есть также список рекомендуемых для жюри вопросов, ответы на которые им важно выяснить для себя в процессе собеседования:

• Кто является автором идеи проекта?

• Насколько качественно и полно проведено исследование?

• Выработан ли новый подход?

• Как представлены материалы и методы?

• Есть ли в материалах, представленных на стенде, что-то сверх того, что было указано в письменном докладе?

• В курсе ли конкурсант об ограничениях в оборудовании и использованных методах?

• Есть ли у конкурсанта замысел дальнейшего развития работы или альтернативных гипотез?

По итогам собеседований, как и в заочном этапе, каждый из членов жюри должен оценить отнести проект к одной из трех категорий:

А = Заслуживает приз В = Возможно, заслуживает приз С = Не заслуживает приз

Однако в этот раз спектр оценок уже более широкий. Каждая категория включает три варианта: А+, А, А-, В+, В, В-, С+, С. Впоследствии эти обозначения переводятся в цифры от 1 до 8.

При оценке качества научных достижений конкурсантов, должна делаться скидка на их возраст, уровень образования и внешнюю помощь, оказанную им.

По правилам в любое время жюри должны сообщить в комиссию, если, по их мнению, наблюдается один из следующих фактов:

• конкурсанты получили чрезмерную поддержку от экспертов при работе над проектом;

• у конкурсантов был особенно привилегированный доступ к ресурсам;

• идеи работы конкурсантов являются плагиатом (в этом случае участники могут быть сняты с конкурса в принципе);

Сальникова Ксения Сергеевна

• участники отказываются предоставлять какую-то информацию о работе.

По итогам интервью происходит финальная встреча членов жюри, где формируется итоговое ранжирование работ. Подсчет баллов ведется в электронной форме. Эта встреча обязательно протоколируется. Сначала жюри обсуждают проекты по научным дисциплинам и ранжируют их внутри каждой категории, а затем происходит общее обсуждение, где утверждается список победителей. Этот список подписывается семи членами жюри и отдается секретарю для подготовки сертификатов. Все решения принимаются не на основе голосования, а на основе консенсуса всех судей.

Президент выбирает несколько человек из состава жюри для написания итоговой характеристики на английском для победивших работ. Каждая такая характеристика должна быть не больше 10 строк по объему, понятной для прессы и широкой аудитории. Для работ, которые заслужили Почетную награду или Специальный приз, президент пишет характеристику лично, указывая, за что была вручена эта специальная награда.

Финальное решение жюри является окончательным и не подлежит пересмотру. Никакой письменной обратной связи/рецензии на работы конкурсантам не предоставляют (как объяснили, чтобы не вызывать повода для придирок и апелляций). Вся обратная связь, которая может быть дана,

дается во время собеседования.

***

Мы видим, что критерии оценки на конкурсах могут быть совершенно разные, это во многом и отличает их друг от друга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересной является разница подходов к выведению итоговых оценок. На TISF и EUCYS все решения принимаются коллегиально, только на основе консенсуса членов жюри, а на ExpoCiencias - путем математического подсчета выставленных каждым экспертом баллов. Здесь важно отметить, что для объективной экспертизы важно, чтобы все члены жюри одинаково понимали критерии экспертизы и значение каждой из оценок. Для этого важно проводить подготовку членов жюри -инструктаж, тренинг, предварительные обсуждения, как это делается в Мексике.

Итоговые обсуждения также помогают выработать это общее понимание критериев и прийти к единой оценке работы. Но в этом случае существует определенный риск, что более заслуженные или авторитетные эксперты могут взять лидерство в принятии решений и в итоге «навязать» свою позицию коллегам.

Конференции и выставки

7. Итоги экспертизы и награждение

На Taiwan international Science Fair (TISF) проекты награждаются по секциям. Обычная пропорция мест (может меняться по решению жюри) выглядит следующим образом:

5% - 1-е место;

5% - 2-е место;

15% - 3-е место;

20% - 4-е место.

В качестве призов победителям выдаются денежные премии:

1-е место - 5000 NT$;

2-е место - 3000 NT$;

3-е место - 2000 NT$;

4-е место - 1000 NT$.

Высшей наградой TISF является «Young Scientist Award» (Награда молодого ученого), которую вручает лично президент Тайваня. Ею награждаются вне секций всего три из всех участвующих проектов. Этой награде соответствует премия в 50 000 NT$.

Авторы лучших работ из Тайваня направляются также на пять международных мероприятий:

• INTEL ISEF (США);

• INESPO (Нидерланды);

• ECYS (Европа);

• CWSF (Канада);

• MILET Asia Expo-Sciences.

На ExpoCiencias Nacional работы не ранжируются по местам и не получают медали. Лучшие 84 проекта (из 500), авторам которых более 12 лет, получают аккредитацию на участие в 35 международных мероприятиях. Ниже приведен список мероприятий, на которые направлялись победители 2017-го года:

1. ExpoCiencias Latinoamericana ESI-AMLAT 2018; Антофа-гаста, Чили;

2. ExpoCiencias Asia ES-ASIA 2018, Тэджон, Южная Корея;

3. TISF 2018. Taiwan International Science Fair, Tайбэй, Тайвань;

4. ExpoCiencias Europea ESE 2018, Гданьск, Польша;

5. ExpoCiencias Vostok ESV 2018, Якутск, Россия;

6. Stockholm International Youth Science Seminar SIYSS; Стокгольм, Швеция;

7. MOSTRATEC; Ново Хамбурго, Бразилия;

8. Canada Wide Science Fair, Канада;

9. FAST Italian Contest, Милан, Италия;

10.CIENTEC, Лима, Перу;

11.Encuentro de Jóvenes Investigadores; Саламанка, Испания;

Сальникова Ксения Сергеевна

12. London International Youth Science Forum LIYSF; Лондон, Англия;

13. International Sustainable World Project Olympiad I-SWEEEP, Хьюстон, США;

14. Feria Nacional de Innovacion Educativa 2018, Аргентина;

15. International Research School, Якутск, Россия;

16. Expo ESKOM for Young Scientists, Johannesburg, ЮАР;

17. Encuentro Internacional de Semilleros de Investigación, Колумбия;

18. ONDAS 2018. Encuentro Nacional Ondas «Yo amo la ciencia 2018», Богота, Колумбия;

19. Genius Olympiad, Осуиго (Нью-Йорк), США;

20. EXPOCIENTEC, Энкарнасьон, Парагвай;

21. Mostra Científica Norte Nordeste MOCINN, Бразилия;

22. Feria Nordestina de Ciencia y Tecnología, Пернамбуку, Бразилия;

23. ExpoCiencias Bruselas, Брюссель, Бельгия;

24. Golden Climate International Environmental Project Olympiad, Кения;

25. ExpoCiencias Nacional EXPOCYTAR, Ла Пампа, Аргентина;

26. Feria Nacional de Clubes de Ciencia, Уругвай;

27. Campamento Científico Interactivo y Foro de Ciencias y Civilización, Энтре-Риос, Аргентина;

28. EJCMA 2018. Encuentro de jóvenes comprometidos con el medio ambiente. Аргентина;

29. Youth Science Meeting, Португалия;

30. Infomatrix, Бухарест, Румыния;

31. Feria de Ciencia y Tecnología Girasoles. Энкарнасьон, Парагвай;

32. Muestra de Ciencia y Tecnología, Escolar Acai, Абаэтету-ба, Бразилия;

33. Expoaencias MILSET Brazil, Бразилия;

34. FJIPE 2018. Feria juvenil internacional de proyectos emresariales, ciencia, tecnología e innovación «Aprender a emprender», Эквадор;

35. OKSEF 2018. ÖZKAYA EDUCATION-KARADEMIR SCIENCE ENERGY & ENGINEERING FAIR, Турция.

Аккредитация на мероприятия происходит не только по числу набранных баллов, но также в соответствии с формальными требованиями этих мероприятий (публикуются на сайте ExpoCiencias и в руководстве по участию заранее). Аккредитация не подразумевает полную оплату участия. Зачастую денежная поддержка на участие является только частичной. Однако официальный статус данной аккредитации и ее уникальность (никакой другой конкурс в Мексике не может направлять участников на эти международные мероприятия) позволяют победителям находить финансовую поддержку

Конференции и выставки

своих поездок в региональных администрациях, школах, у спонсоров и даже через индивидуальные пожертвования граждан.

Лучшим работам возрастных категорий до 12 лет выдаются специальные сертификаты, которые также не предполагают мест.

На European Union Contest for Young Scientists призы делятся на две категории: Основные награды (Core Prizes) и Специальные призы - предоставленные партнерами (Special Donated Prizes). Места и награды распределяются вне секций.

Основные награды - это денежные награды для трех призовых мест:

1 место (до трех призов) - € 7,000;

2 место (до трех призов) - € 5,000;

3 место (до трех призов) - € 5,000.

Специальные награды - это учебные поездки на мероприятия в ведущие научные организации или университеты. Жюри награждает этими призами конкурсантов, которые этого заслуживают и которым будет особенно полезен опыт участия в этих мероприятиях. При этом вполне может оказаться так, что один человек может получить и основную и специальную награду. Расходы по участию в мероприятиях и стажировках оплачиваются Европейкой комиссией или партнерами EUCYS.

Специальные награды для участников EUCYS 2017:

Мероприятия:

- три автора проекта награждаются участием в научном летнем лагере London International Youth Science Forum;

- два автора проекта награждаются участие в международном семинаре Stockholm International Youth Science Seminar;

- три проекта (до девяти студентов) награждаются участием в INTEL ISEF в США в мае следующего после конкурса года.

Стажировки:

Объединенный исследовательский центр предоставляет возможность трем проектам (до 9 студентам) поехать на одну неделю в г. Испра (Италия) для визита в:

- Институт защиты и охраны граждан (IPSC);

- Институт окружающей среды и устойчивого развития (IES);

- Институт здоровья и защиты потребителей (IHCP);

- Институт перспективных технологических исследований (IPTS);

8 организаций EIROforum награждают одного человека поездкой с посещением:

1. CERN: Европейская лаборатория физики частиц;

2. EURO Fusion-JET : Европейский фьюжн-центр;

3. EMBL: Европейская лаборатория молекулярной биологии;

4. ESRF: Европейский центр магнитотормозного излучения;

Сальникова Ксения Сергеевна

5. ESA: Европейское космическое агентство;

6. ESO: Европейская южная лаборатория;

7. ILL: Институт им. Лауэ и Ланжевена;

8. XFEL European: Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах.

Сравнивать между собой детские проектные и исследовательские работы - непростая задача. Часто возникает ситуация, что одна работа сильна в одном, а другая - в другом. Дать призовые места только ограниченному количеству работ всегда очень сложно. Поэтому сейчас конкурсы находят более продуктивным отход от жесткости: либо совсем убирают призовые места, заменяя их аккредитациями на мероприятия, как в Мексике, либо, как в Тайване, дают призовые места не единицам, а достаточно большому количеству конкурсантов. На Европейском конкурсе применяется гибкая система, когда основные награды совмещаются с большим количеством специальных призов, представляющих собой образовательные поездки.

В целом надо отметить, что принцип награждения учебными поездками и участием в мероприятии более высокого уровня становится все более популярным в разных странах. Организаторы уходят от ценности победы (медали, кубка) как таковой, рассматривая ее как проход на новый уровень, как допуск к новым ресурсам и возможностям для развития участников.

Также дискуссионным является вопрос: награждать ли работы по научным секциям (как это происходит, например, в Тайване) или делать сквозное ранжирование (как это устроено в Мексики и Европейском Союзе). Дело в том, что количество и уровень работ в секциях сильно отличается, соответственно и конкурс за призовые места разный. На малочисленных секциях эксперты часто вынуждены давать призовые места достаточно слабым работам. Общий конкурс вне секций в идеале является более объективным. При этом он требует достаточно слаженной работы экспертов, которые, как уже писалось выше, должны одинаково понимать критерии экспертизы и значение выставленных баллов. 0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.