Научная статья на тему 'Конкурсы исполнительского мастерства на русских народных инструментах музыкальных школ Челябинской области как фактор развития русского народного инструментализма второй половины XX в'

Конкурсы исполнительского мастерства на русских народных инструментах музыкальных школ Челябинской области как фактор развития русского народного инструментализма второй половины XX в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
557
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КОНКУРС / МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ПЕДАГОГИКА / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS / COMPETITION / MUSIC SCHOOL / PERFORMANCE / PEDAGOGY / ACADEMIC ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочеков В. Ф.

В статье рассматривается значение конкурсов исполнительского мастерства на русских народных инструментах музыкальных школ Челябинской области, как одной из тенденций развития русского народно-инструментального исполнительства данного исторического периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KONKUSY PERFORMANCE on RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS of MUSIC SCHOOLS of the CHELYABINSK REGION AS a FACTOR in the DEVELOPMENT of RUSSIAN PEOPLE''S INSTRU-MENTALISM in the SECOND HALF of the 20th century

The article discusses the importance of performance competitions on Russian folk instruments of music schools of the Chelyabinsk region, as one of the trends of development of Russian people's instrumental performance of this historical period

Текст научной работы на тему «Конкурсы исполнительского мастерства на русских народных инструментах музыкальных школ Челябинской области как фактор развития русского народного инструментализма второй половины XX в»

УДК 78

В.Ф.Кочеков

КОНКУРСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ИНСТРУМЕНТАЛИЗМА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.

В статье рассматривается значение конкурсов исполнительского мастерства на русских народных инструментах музыкальных школ Челябинской области, как одной из тенденций развития русского народно-инструментального исполнительства данного исторического периода.

Ключевые слова: русские народные инструменты, конкурс, музыкальная школа, исполнительство, педагогика, академическое искусство.

Vladimir Fedorovich Kochekov KONKUSY PERFORMANCE on RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS of MUSIC SCHOOLS of the CHELYABINSK REGION AS a FACTOR in the DEVELOPMENT of RUSSIAN PEOPLE'S INSTRU-MENTALISM in the SECOND HALF of the 20th century.

The article discusses the importance of performance competitions on Russian folk instruments of music schools of the Chelyabinsk region, as one of the trends of development of Russian people's instrumental performance of this historical period.

Keywords: Russian folk instruments, competition, music school, performance, pedagogy, academic art.

Основные черты развития русского народно-инструментального исполнительства ко второй половине XX в. можно определить по следующим факторам:

огромная популярность русских народных инструментов, повсеместное их распространение, стремительное развитие исполнительства, композиторского творчества, педагогики в области русского народного инструментария;

быстрые темпы профессионализации и академизации;

организация сферы музыкального образования, включающего многочисленные кружки и студии, трехступенную систему музыкального образования: музыкальные школы, училища, вузы;

формирование обширного специального репертуара для русского народного инструментария, создаваемого профессиональными композиторами;

развитие и внедрение в учебный процесс методики обучения на русских народных инструментов.

Одним из важных факторов развития русского народно-инструментального исполнительства данного периода является: «„.повсеместное распространение конкурсов и фестивалей различного уровня - от региональных до международных, как профессиональных, так и самодеятельных» [1. с. 255-256].

В 1970 году в Челябинской области насчитывалось 54 детских и 28 вечерних музыкальных школах, в которых по классу русских народных инструментов занималось свыше четырех тысяч детей и взрослых. Практически, каждый год в областных городах открывались новые музыкальные школы, увеличивалось количество детей, обучающихся на русских народных инструментах. Количественный рост контингента учащихся и качественный рост исполнительской культуры вызвали необходимость внедрения новых форм в учебный процесс, расширения рамок существующей системы отчета учащихся, совершенствования концертно-исполнительских навыков юных музыкантов, обусловленных требованиями академического исполнительства. Одной из новых форм стал конкурс исполнительского мастерства на русских народных инструментах музыкальных школ Челябинской области, состоявшийся в 1970 г. Он стал одним из первых подобных мероприятий, организованных в РСФСР, отмечал организатор и председатель жюри конкурса, заведующий кафедрой народных инструментов музыкально-педагогического обделения Челябинского государственного института культуры Ю.Г.Ястребов: «Конкурс - один из первых в своем роде в Российской Федерации» [2].

О признании значимости конкурса, масштабности и серьезности музыкального мероприятия говорит тот факт, что его курировало Челябинское областное управление культуры. На кафедре народных инструментов Челябинского государственного института культуры были разработаны «Условия и положение конкурса». Все городские управления культуры, музыкальные училища гг. Челябинска, Магнитогорска и Миасса приняли активное участие в проведении двух предварительных туров музыкального состязания.

Определялись основные цели конкурса:

1. Совершенствование системы академического направления исполнительства в начальном звене музыкального образования.

2. Массовый охват всех музыкальных школ области.

3. Выявление особо одаренных детей.

4. Определение уровня академического мастерства юных музыкантов.

5. Выявлению положительного и отрицательного в работе педагогов, работающих в классах народных инструментов музыкальных школ.

6. На этом основании выработка направлений в будущей работе.

В условия конкурса входило обязательное участие всех без исключения музыкальных школ по трем группам: солисты, ансамбли и оркестры. В свою очередь группы солистов и ансамблей разбивались на подгруппы - учащихся младших классов и старших.

В первом туре, прошедшем на местах, приняло участие более двух тысяч учащихся. Возраст участников конкурса - от 8 до 17 лет. К третьему туру было допущено 70 исполнителей - победителей второго тура, прошедшего в шести зонах Челябинской области. Кроме мастерства исполнения участники должны были проявить волевые качества, сценическое самообладание. «Членов жюри интересовал весь комплекс исполнительского багажа участников: мастерство исполнения, сценичность, выдержка, этика поведения физическая выносливость (особенно у баянистов и аккордеонистов), культура поведения на сцене... К чести многих ансамблей и солистов все предусмотренные пункты условий конкурса - хронометраж, объем и содержание исполняемой программы - были выполнены хорошо» [2]. Жюри отметило высокое исполнительское мастерство квартетов баянов ДМШ № 3 г. Челябинска и ДМШ № 1 г. Копейска. Особо выделился из группы ансамблей самобытный коллектив - квинтет балалаек Челябинской школы № 2.

Знаковым событием стало появление на конкурсе (солисты младшей группы) готово-выбор-ного баяна. В 1970-е годы для начального звена музыкального образования это было нетипичным явлением, отмечал председатель жюри Ю.Г.Ястребов: «Такой инструмент пока -большая редкость в детских музыкальных школах. Интересное, а главное, удачное начинание педагога ДМШ № 5 Ю.Коптелова (Челябинск), который внедряет в практику игры на начальном этапе обучения готово-выборный инструмент, тем самым, опрокидывая мнение некоторых методистов о якобы невозмож-ности и сложности освоения его в начальных классах. Победа ученика Ю.Коптелова - Ж.Гребнева по младшей группе - доказала необходимость популяризации этого инструмента» [2].

Факт появления выборного баяна на концертной эстраде первого учебного звена означал начало нового этапа в академическом исполнительстве региона. Тем самым, конкурс, во многом, определил педагогическое направление баянной педагогики: включение выборного баяна в систему обучения начального звена баянистов-народников.

Первое место по младшей группе не было присуждено. Второе место и специальный приз «За собственное сочинение» получил В. Соловьев из Магнитогорска. Очень ярко, убедительно выступил балалаечник А.Звездин, ученик 3-го класса ДМШ № 2 г. Челябинска. Это единственный исполнитель из 75 участников конкурса, получивший единодушное одобрение членов жюри и высший балл - 10 (показатель профессионального отношения членов жюри к качеству исполняемой программы юных музыкантов).

Конкурс среди участников старшей группы проходил в напряженной борьбе. Кроме произвольной программы, обработок народной музыки и произведений советских композиторов, участники старшей группы по каждому инструменту исполняли обязательное произведение, позволявшее судить о самостоятельности, индивидуальности каждого участника.

Места распределились следующим образом:

1 место - Н. Парфентьев.

2 место - В. Хренов.

3 место - Е.Степанов и С.Иштулкин

Если в младшей группе учащиеся периферийных школ не смогли составить особой конкуренции ученикам Магнитогорска и Челябинска, то в старшей группе уровень исполнительского мастерства учащихся периферийных школ не отличался от уровня учащихся городских школ. Многих участников, не занявших призовые места, отделяли, буквально, десятые доли балла от победителей. В данном случае мы, можем утверждать, что система начального музыкального

образования в Челябинской области, базирующаяся на принципах обучения с академическим содержанием, сформировалась и повсеместно успешно функционировала в начальном образовательном звене региона.

Первый конкурс учащихся музыкальных школ Челябинской области сыграл очень большую роль в дальнейшем развитии академического исполнительства на русских народных инструментах. Следствием конкурса стало решение вопросов о расширения сети классов русских народных инстру-ментов, следовательно, и самого пространства академического исполнительства. Проблема популяризации академического искусства игры на баяне, домре, балалайки послужила предметом анализа, дискуссий на методических заседаниях в широкой сети музыкальных школ области.

Второй конкурс так же прошел на достаточно высоком профессиональном уровне. Было много ярких, впечатляющих, художественных музыкальных номеров, интересных и красочных выступлений.

В первом туре участвовало свыше полутора тысяч детей, во втором туре - более трехсот человек, в третьем (заключительном) - восемьдесят учащихся.

На конкурсе все решительнее заявили о себе периферийные музыкальные школы, что говорит о значительном расширении сферы академического исполнительства на русских народных инструментах, повышению его статуса, серьезному вниманию к качественной стороне подготовки учащихся начального звена.

Конкурс со всей полнотой выявил необходимость внедрения различных форм действенного распространения опыта лучших преподавателей, в числе которых старейшие музыканты В. Ф. Крылов и К.С.Петров, молодые преподаватели, Ю.А.Коптелов (Челябинская музыкальная школа № 5), Ю. Н.Кириллов (Челябинская музыкальная школа № 4).

Подобные конкурсы выявили многие слабые звенья музыкальной подготовки учащихся, про-блемные области начального музыкального образования. Одним таким звеном является срок обучения на народных инструментах. «Спорным, на наш взгляд, является пятилетний срок обучения в классе народных инструментов.. Организация подготовительных групп учащихся по классу русских народных инструментов поможет увеличить срок обучения до 6-7 лет и, несомненно, будет способствовать повышению качественного уровня подготовки. Разумеется, это потребует значительных затрат сил и времени»[3].

Основная идея прошедших конкурсов состояла том, что была найдена чрезвычайно действенная и гибкая форма пропаганды искусства игры на русских народных инструментах, развития и совершенствования академического исполнительства на них. Конкурсы стимулировали работу музыкальных школ, способствовали повышению уровня педагогического мастерства; посредством конкурсов осуществлялся контроль состояния начального музыкального образования.

О популярности, высоком уровне конкурсов учащихся детских музыкальных школ Челябин-ской области по классу народных инструментов, академической сущности данных мероприятий, говорит факт присутствия на третьем конкурсе в составе жюри лауреата Международных конкурсов В. Голубничего и вице-президента Международной конфедерации аккордеонистов, патриарха отечественного баяно-аккордеонного искусства нашей страны Н.Чайкина.

Третьему туру четвертого конкурса (1978 г.) предшествовали отборочные прослушивания в 118 музыкальных школах области, на зональных смотрах, которые прошли в музыкальных училищах Челябинска, Магнитогорска и Миасса. На заключительный тур прошло 69 участников.

Одной из традиций, сложившейся на конкурсах, стало вручение специального приза самому молодому участнику. За все время проведения конкурсов самым юным исполнителем стал шестилетний Саша Стешенко, ученик первого класса Миасской музыкальной школы № 3 (класс педагога В. В.Максимова), исполнивший на заключительном концерте собственные песни на стихи С.Есенина.

Все последующие конкурсы музыкальных школ Челябинской области доказали состоятельность, необходимость и большую значимость подобных мероприятий для академического исполнительства на русских народных инструментах. Традиция творческих состязаний юных музыкантов-народников сохранилась до наших дней, и уже в течение более 40 лет продолжается эта нужная и результативная рабо-та в Челябинской области, состоялось 27 конкурсов. Областные музыкальные состязания естественной и неотъемлемой частью вошли в большую сферу

музыкальной культуры региона.

Массовость - отличительная черта конкурсов (обязательное участие всех музыкальных школ области в конкурсах музыкальных школ). Проведение конкурсов обуславливали совершенство про-фессионального мастерства участников. От конкурса к конкурсу наблюдался качественный рост всего исполнительского комплекса юных музыкантов: высокий технический уровень, владение художественно-выразительными средствами, грамотная интерпретация исполняемых произведений. Значительное усложнение репертуара, включение в него множества классических произведений отечественных и зарубежных композиторов так же говорят о росте мастерства участников.

Как одно из инновационных направлений 70-х годов прошлого столетия в сфере русского народного инструментария детские конкурсы доказали свою состоятельность и сохранили актуальность до наших дней. Организация конкурсов учащихся музыкальных школ по классу русских народных инструментов дала мощный толчок к дальнейшему развитию и совершенствованию академического исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области.

Литература

1.Варламов, В.Д. Народные традиции в 1. Varlamov, V.D. Narodnye tradicii v kontekste контексте эволюции национального jevoljucii nacional'nogo instrumentalizma v инструментализма в музыкальном искусстве России muzykal'nom iskusstve Rossii XIX-XX vv.: dis.... XIX-XX вв.: дис.... доктора искусств: 17.00.09: защищена doktora iskusstv: 17.00.09: zashhishhena 15.06.2009. 15.06.2009. Саратов, 2009. 339 с. Saratov, 2009. 339 s.

2.Ястребов, Ю. Лениниана юных музыкантов 2. Jastrebov, Ju. Leniniana junyh muzykantov // // Челяб. рабочий. 1970. 25 марта. Cheljab. rabochij. 1970. 25 marta.

3.Ястребов, Ю. Раздумья после смотра // 3. Jastrebov, Ju. Razdum'ja posle smotra // Челяб. рабочий. 1973. 6 мая. Cheljab. rat^Mj. 6 maja.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.