ШаА3.3.1.2. Слогоритмические структуры. ШаА3.3.2. Ритмика распевов. ШаА3.4. Темп.
ШаА3.4.1. Абсолютный темп. ШаА3.4.2. Внутренний темп. ШаА3.4.3. Плотность. ШаА3.5. Ладозвукорядная организация.
ШаА3.5.1. Тип ЛЗО (олиготоника, тетрахорды, пентатоника, диатоника и др.).
ШаА3.5.2. Виды звукорядов.
ШаА3.5.3. Строй, зонность ступеней.
ШаА3.5.4. Функциональность ступеней.
ШаА3.5.5. Частотность ступеней.
ШаА.3.6. Мелодика.
ШаА3.6.1. Тип мелодического движения. ШаА3.6.2. Виды скачков. ШаА.3.6.3. Мелодические рельефы. ШаА3.6.4. Мелодика распевов. ШаА3.7. Орнаментика. ШаА3.7.1. Типы орнаментики. ШаА.3.7.2. Частотность орнаментики. ШаА3.7.3. Позиции орнаментики. ШаА3.8. Фактура.
ШаА3.8.1. Одноголосие / многоголосие. ШаА.3.8.2. Темброворегистровая характеристика. ШаА3.8.3. Тип многоголосия. ШаА3.9. Тембр.
ШаА.3.9.1. Тип интонирования (вокальный / речевой / сигнальный и т. д.).
ШаА.3.9.2. Маркеры страты.
ШаА3.9.3. Суперсегментные признаки.
ШаА3.9.4. Сегментные признаки.
ШаБ1. Характеристика страты В (аналогично страте А).
УДК 7
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ БАЯНИСТОВ И АККОРДЕОНИСТОВ
Кочеков Владимир Федорович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкального образования, Челябинская государственная академия культуры и искусств (г. Челябинск, РФ). E-mail: v_Kochekov@mail.ru
Актуальность исследования обусловливается потребностью в системном подходе, требующемся для изучения культурного пространства, которое включает в себя многообразные события, явления, процессы, происходившие и происходящие в Челябинской области, в контексте русского народно-инструментального исполнительства, а также необходимостью включения Урала в изучение общей
истории исполнительства России. Эта необходимость соответствует тенденциям значительного повышения интереса к музыкальному краеведению - сравнительно новой дисциплине в системе музыкознания.
Целью работы является научный анализ одной из сфер академического исполнительства на русских народных инструментов в Челябинской области как части народно-инструментальной культуры региона, включающей в себя общероссийские черты и ряд особенностей, присущих только данному художественному ареалу.
Анализ состоявшихся музыкальных мероприятий позволяет сделать вывод, что Челябинские Международные фестивали и конкурсы баянистов-аккордеонистов характеризуют активное совершенствование академического исполнительства в Челябинской области на современном этапе. Уральские фестивали стали настоящей творческой лабораторией, в которой можно увидеть в миниатюре весь мировой музыкальный спектр академического баяно-аккордеонного направления XXI века. Для баянного и аккордеонного академического исполнительства значение данных музыкальных форумов трудно переоценить, так как они являются одной из действенных форм оптимизации всего народно-инструментального исполнительства в регионе.
Ключевые слова: фестиваль, конкурс, баян, аккордеон, репертуар, исполнитель, концерт, искус-
FROM HISTORY OF DEVELOPMENT OF ACADEMIC PERFORMING ON RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS IN CHELYABINSK AREA: INTERNATIONAL FESTIVALS AND COMPETITIONS OF BAYAN-ACCORDION PLAYERS
Kochekov Vladimir Fedorovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Docent of Department of Musical Education, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: v_Kochekov@mail.ru
The relevance of the study due to the need for a systemic approach is required to explore the cultural space that includes diverse events, phenomena, processes and developments in Chelyabinsk region, in the context of Russian folk instrumental performance, as well as the need to incorporate the Urals in the study of General history of music in Russia. This need is consistent with the trends of significant interest increase in music studies, a relatively new discipline in the system of musicology.
The aim of this work is the scientific analysis of one of the areas of academic performance on Russian folk in Chelyabinsk region, as part of the folk-instrumental culture of the region, including the Russian traits and the number of features unique to this artistic area.
The analysis of the music events leads to the conclusion that Chelyabinsk International festivals and Bayan-accordion competitions characterize the active improvement of academic performance in Chelyabinsk region at the present stage. The Ural festivals have become a real creative laboratory in which you can see in miniature the whole world musical range of academic Bayano-accordion direction of the XXI century. The data value of the Bayan and accordion academic performance music forums cannot be overestimated, since they are the most effective forms of optimization of the folk instrumental performance in the entire region.
Keywords: festival, competition, bayan, accordion, repertoire, performer, concert, art.
Развитие народного инструментализма во второй половине XX столетия характеризуется «повсеместным распространением конкурсов и фестивалей различного уровня - от региональных до международных, как профессиональных, так и самодеятельных» [3, с. 255-256].
Все имеющиеся в настоящее время достаточно высокие достижения в области баянного искусства десятилетиями готовились всем ходом исторического развития Уральского региона. Предшественниками челябинских международных баяно-аккордеонных фестивалей и конкурсов
можно считать олимпиады и конкурсы гармонистов и баянистов, которые активно начали проходить с 20-х годов прошлого столетия на Урале. Эти конкурсы являлись частью общероссийского стратегического направления развития баянного искусства в сторону профессионализации, они имели огромное значение для всей народно-инструментальной культуры страны. По словам М. И. Имханицкого, «состязание эти выявили множество замечательных музыкантов, составивших впоследствии гордость отечественной баянной культуры» [4, с. 201].
Интенсивное развитие академического баянного искусства в Уральском регионе способствовало появлению целой армии высокопрофессиональных баянистов. Популяризация инструмента проходила на фоне многочисленных конкурсов и фестивалей, активно проводимых в Челябинске с 70-х годов. Значительное число участников подобных мероприятий, все возрастающее мастерство исполнителей, большой общественный резонанс, заинтересованность, появление нового содержания и разнообразие форм музыкального материала для баяна и аккордеона, современные тенденции в плане исполнительства - факторы, которые обусловили организацию международных фестивалей и международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, проводимых в Челябинске с 1992 года.
За организацией любого значительного мероприятия стоят конкретные люди, которые являются инициаторами и движущей силой. Идея проведения этих серьезных музыкальных форумов принадлежит настоящим подвижникам, болеющим за свою национальную культуру, искренне преданным народным инструментам: Наталье Петровне и Николаю Прокофьевичу Ищен-ко. Высокий профессионализм этих музыкантов, доскональное знание всего, что связано с академическим баянным искусством, самым результативным образом соединилось с прекрасными организаторскими способностями, настойчивостью, убежденностью в необходимости, пользе и перспективе организуемых праздников баяна и аккордеона.
Осознание важности предстоящего мероприятия для культуры и искусства Урала объединило усилия множества структур: в организации I Международного фестиваля баянистов и аккордеонистов под названием «Уральские дни гар-
моники» (г. Челябинск, 5-10 апреля 1992 года) приняли участие: Ассоциация баянистов-аккордеонистов Урала (АСБАУ), Музыкальное общество Челябинской области, Челябинский государственный институт искусств и культуры, Челябинский фонд культуры, отделение Российского Международного фонда культуры, Челябинский областной славянский культурный центр.
На фестивале выступили известные музыканты: Р. Шайхутдинов (Уфа), П. Фенюк (Киев), В. Романько (Екатеринбург), Б. Потеряев, Н. Малыгин, (Челябинск), дуэт Виктор и Лариса Герасимовы (Челябинск), Уральский дуэт - Наталья и Николай Ищенко, дуэт Э. Габнис и Г. Савков (Вильнюс), дуэт А. Заикин и Г. Галицкий (Ростов-на-Дону), Уральское трио баянистов, студенты музыкального училища им. П. И. Чайковского и Челябинского государственного института искусства и культуры. Достаточно высокий исполнительский уровень определил стратегическую направленность всех будущих музыкальных форумов.
В рамках фестиваля состоялась научно-практическая конференция, на которой были затронуты многие аспекты, связанные с совершенствованием баянного и аккордеонного искусства. Это стало традицией всех последующих фестивальных мероприятий: обсуждения научно-методических проблем в сфере баянно-аккордеонного исполнительства и педагогики на круглых столах в присутствии именитых педагогов и исполнителей позволяли решать самый широкий спектр задач академического исполнительства.
Об удачном старте и значимости прошедшего фестиваля говорит тот факт, что II Международный фестиваль баянистов и аккордеонистов (г. Челябинск, 2-8 ноября 1999 года) проходил уже под патронажем Министерства культуры Российской Федерации, Управления культуры и искусства администрации Челябинской области, Челябинской областной филармонии. Таким образом, значение и необходимость подобных мероприятий были признаны на высоком административном уровне, что отражает самое заинтересованное отношение областных властей к развитию в регионе русского народно-инструментального исполнительства с академическим содержанием.
В работе фестиваля приняли участие известные исполнители с разнообразными содержательными программами: оркестры «Тагильские
гармоники», «Баянисты Екатеринбурга», дуэт аккордеонистов Э. Габнис и Г. Савков (г. Вильнюс), Уральский дуэт, заслуженные артисты России Нат. и Н. Ищенко, Уральского трио баянистов народные артисты РФ И. Шепельский, А. Хиж-няк; Д. Кокорин, «Санкт-Петербургский Мюзет Ансамбль»; лауреат международных конкурсов Ф. Болдо (Франция), лауреат Международного конкурса К. Ищенко (Санкт-Петербург), лауреат международных конкурсов профессор Ю. Лех-тер (г. Кельн, Германия), лауреат Всероссийского и Международного конкурсов, заслуженный артист России профессор А. Дмитриев (г. Санкт-Петербург), лауреат Всероссийского и Международного конкурсов, заслуженный артист России и Башкортостана Р. Шайхутдинов, заслуженный артист Украины В. Мурза (г. Одесса), заслуженный работник культуры РФ профессор Б. Потеряев (г. Челябинск), заслуженный работник культуры РФ профессор Н. Малыгин (г. Челябинск).
Для проведения концертов были задействованы лучшие концертные площадки города: Челябинский государственный театр оперы и балета, Зал камерной и органной музыки, что служит признанием высокого академического статуса баяна и аккордеона.
Фестиваль имел международный резонанс, к нему проявила заинтересованность зарубежная пресса. Наряду с участием представителей дальнего зарубежья, это также является показателем признания европейского уровня проводимого музыкального мероприятия.
На III Международном фестивале баянистов и аккордеонистов (8-13 ноября 2000 года) расширился международный состав исполнителей, репертуар, разнообразился инструментальный состав, состоялись музыкальные премьеры, в частности, оригинальное сочинение Ю. Лехтер на текст Су Ши «Реакция на то, что я видел и слышу». Исполнители Л. Вейцель (сопрано) и К. Ищенко (баян). А. Валеев отметил: «Непростая для исполнения музыка: автор пытается одновременно рефлексировать на тему экологии с помощью переведенного на немецкий язык стихотворения китайского поэта Су Ши, которое старательно исполнила сопрано Лариса Вейцель» [2].
Особенностью фестиваля стала организация концертов, помимо Челябинска, в Миассе, Златоусте, Карабаше, Южноуральске, Еманже-линске. С высоким академическим искусством,
современной музыкой, исполнителями мирового уровня смогла ознакомиться служительская аудитория периферийных городов. Тем самым фестивальная работа не ограничилась узкими рамками, а имела большое значение в просветительском, пропагандистском аспектах, что отражает замечательные традиции, идущие от истоков народно-инструментального исполнительства: не замыкаться в корпоративных «цеховых» рамках, выходить на широкую демократическую аудиторию. Эта форма сохранилась при проведении всех последующих уральских фестивалей, что существенно отличает его от подобных традиционных мероприятий.
С большим успехом состоялось выступление Государственного русского оркестра «Малахит», под руководством заслуженного деятеля искусств России, профессора В. Лебедева.
Блестяще выступил ростовский баянист, лауреат международных конкурсов Юрий Шишкин. Исполнитель буквально протряс публику арсеналом всех имеющихся в своем распоряжении технических средств и изумительной музыкальностью, интеллигентностью и высочайшей культурой. По словам А. Валеева, «Шишкин вывернул ... публику наизнанку... О нем не зря говорили, что это музыкант не то что XXI века, а даже XXII века» [2]. Вся программа выступления Ю. Шишкина отличалась яркой индивидуальностью и глубоким прочувствованием вынесенных на слушательскую аудиторию произведений: премьерное для Челябинска исполнение 12-част-ной фрески Анатолия Кусякова «Лики уходящего времени», «Блуждающие огни» Ф. Листа, транскрипция «Кармен» Ж. Бизе-В. Горовиц, «Адажио» Родриго.
На IV Фестивале баянно-аккордеонное искусство было представлено, в основном, молодыми исполнителями. В свои 20-25 лет они уже снискали успех и признание на многих российских и международных конкурсах. И. Мельникова пишет: «В. Ушаков и Е. Грехов - классические, высокотехничные узнаваемые образцы мировой музыки. По нескольку раз вызывали их слушатели. 26-летний Раймондас Свяцкявичус - сложная для восприятия, авангардная современная музыка: "Одиночество", пьеса современного финского композитора; "Лес", пьеса для аккордеона и фонограммы» [10]. Состоялось премьерное исполнение уникального произведения немецкого ком-
позитора Германа Симона «Kreuzweg» (Крестный ход), где органная партия адаптирована для двух баянов и солистки.
История исполнительства на баяне-аккордеоне обогатилась очередным (достаточно редким) сочетанием баяна и камерного оркестра: впервые на Южном Урале прозвучал «Концерт для баяна с камерным оркестром» челябинского композитора ныне живущего в Германии В. Век-кера в исполнении К. Ищенко (баян) и камерного оркестра «Классика» (дир. А. Абдурахманов). Во втором отделении этого же концерта состоялась уральская премьера «Липс-концерта» московского композитора Е. Подгайца в исполнении музыканта, которому посвящён концерт, и симфонического оркестра челябинского театра оперы и балета (дир. С. Ферулёв).
Все предыдущие музыкальные форумы выявили необходимость расширения рамок мероприятия. Организаторы фестиваля пришли к единодушному решению о проведении I Международного конкурса молодых исполнителей на баяне и аккордеоне, который состоялся, как часть IV фестиваля (в дальнейшем - Международный конкурс «Кубок Фридриха Липса).
Состав жюри подтверждает всю серьезность и значительность конкурса.
Члены жюри: Председатель - профессор Р. Томич (Югославия).
Сопредседатель - профессор ЧВМУ, заслуженный артист России Н. Ищенко (Россия).
Э. Глаубер (Германия) - президент Баварского отделения немецкой ассоциации аккордеонистов, профессор.
Нат. Ищенко (Россия) - профессор ЧВМУ, заслуженная артистка России;
М. Имханицкий (Россия) - профессор, доктор искусствоведения, академик Международной академии информатизации.
Р. Шайхутдинов (Россия) - профессор, заслуженный артист России и Башкортостана.
Конкурс показал очень высокий уровень молодых музыкантов по всем составляющим: техническая подготовка, владение арсеналом художественной выразительности, мастерство, исполнительская и сценическая культура, нацеленность на победу Н. Коноплянская пишет: «Международное жюри под председательством народного артиста РФ профессора Фридриха Липса отметило высокий профессиональный уро-
вень соревновавшихся конкурсантов и разнообразие исполнительских манер на баяне и аккордеоне» [7]. Тем самым предопределились содержание и форма будущих конкурсов, и подтвердилась их перспективность. Музыкальные состязания органично вошли в «высшую лигу» российских конкурсов, без всяких скидок на «периферийность». Как отмечает Н. Коноплянская, «конкурсы и фестивали проводятся, чтобы вернуть уважение к себе, избавиться от комплекса провинциала» [6]. Подавляющее большинство лауреатов состоявшегося конкурса впоследствии подтвердили свой уровень на других престижных российских и зарубежных конкурсах.
Позиция властей, высоко оценивших фестиваль как форум, получивший полное право быть традиционным, отметивших серьёзность, профессионализм и «несмотря на молодость этого творческого начинания, широкое общественное признание и популярность», получила окончательное подтверждение: фестиваль прошёл под патронажем губернатора, планово и ежегодно стал утверждаться бюджет фестиваля.
Популярность и жизнеспособность фестиваля (в том числе и в международных кругах) доказало участие в VI фестивале выдающихся исполнителей нашего времени. Одним из таких музыкантов явилась выступившая с огромным успехом в Челябинске аккордеонистка Э. Мозер (Швейцария). Объехав весь земной шар, выступая с лучшими виолончелистами мира, Мозер преподнесла такой блестящий подарок челябинской публике, как концерт в ансамбле с виолончелистом К. Марксом. Искусство джазовой импровизации на аккордеоне было достойно представлено итальянским музыкантом Р. Руджери, который «на одном дыхании» провёл концерт, а затем лекцию и мастер-класс.
2-6 ноября 2004 года - время проведения на базе Челябинского Института музыки им. Чайковского и Челябинской государственной Академии культуры и искусств VII Международного фестиваля и II Международного конкурса баянистов и аккордеонистов. Продолжилась традиция экспериментаторства в области камерных ансамблей: на суд челябинской публики была представлена концертная программа баварских музыкантов К. Ищенко (баян) - Ш. Блюм (ударные). Интерес к фестивалю был подтверждён полными залами и внимательным отношением публики.
На постоянной фестивальной основе продолжается союз баяна с классическими инструментами: выступление квартета в составе скрипки, виолончели, фортепиано и баяна в сопровождении оркестра русских народных инструментов. Активное привлечение классических инструментов в совместное исполнительство с баяном стало характерной особенностью всего уральского фестивального движения. Подобная «инструментальная конвергенция» убедительно подтверждает академический статус русского баяна.
О том, что фестивали и конкурсы стали значительным явлением в народно-инструментальной культуре России, приобрели очень высокий статус, говорят слова председателя жюри III конкурса (в рамках VIII фестиваля), народного артиста РФ Ф. Липса: «Сегодня выравнивается соотношение между периферией и центром. Яркое подтверждение - ваш фестиваль, который успел стать традиционным и очень авторитетным, и конкурс молодых исполнителей. Я уверен, что ребята, которые заняли здесь призовые места, завтра поедут на любой европейский конкурс и тоже будут лучшими. Не зря на Западе конкуренты боятся российских музыкантов. Нашу школу уважают, потому что мы лидеры и все время даем стабильные результаты. Челябинский конкурс не исключение» (см. [9]).
О расширении рамок IX фестиваля, следовательно, его популярности и авторитете говорит число участников: более ста музыкантов от 7 до 30 лет из разных городов России, а также Казахстана, Украины, Франции, Германии и Китая представили публике музыку академического и эстрадного направлений, сольные номера и ансамблевые выступления. Новым в программе IV конкурса стало введение категории эстрадного исполнительства. Показателем блестящего овладения необычным для Челябинской области жанром стал факт получения первой премии студентом из Магнитогорской консерватории Антоном Бугаевым, который поделил её с маститым французским баянистом Фелисьенном Брютом. В концертной программе выступил Национальный Молодёжный оркестр аккордеонистов Баварии (дир. Ф. Доблер). Прозвучала музыка самых разнообразных национальных культур: от современных европейских интонаций до зажигательных ритмов Африки.
Х Международный фестиваль баянистов-аккордеонистов и V Международный конкурс «Кубок Фридриха Липса» состоялся в г. Челябинске с 27 октября по 2 ноября 2011 года. Как и на предыдущем фестивале более ста исполнителей представили разножанровую программу: звучали обработки и переложения песен и танцев народов мира, великих композиторов эпохи барокко: И. С. Баха, А. Вивальди, Д. Скарлатти, Н. Паганини; классической эпохи: В. Моцарта, Л. Бетховена; романтической эпохи: П. Чайковского, М. Глинки, М. Мусоргского, Д. Россини, Ф. Листа, Ф. Шуберта; известных современных композиторов, эстрадная, популярная, «лёгкая» музыка. Недаром Н. Коноплянская отмечает, что «баян и аккордеон хороши и во фраке и без» [8].
Оценивало конкурсантов авторитетное жюри, в числе которого были и российские музыканты, и представители дальнего зарубежья: Штарк Фуссннеггер Xедди - президент ассоциации аккордеонистов Германии (Германия), Квакернак Хельмут - профессор Высшей школы музыки и танца, г. Кельн (Германия).
В программе Х Международного фестиваля баянистов-аккордеонистов выступили с концертами известные музыканты России и Германии. Молодые, но уже всемирно известные исполнители, лауреаты многочисленных престижных международных конкурсов, представленные «Творческой школой "мастер-класс": Э. Аханов (баян), Э. Абдураимов (баян), И. Пуриц (баян), А. Черно-мордиков (электронный баян) - выступили с разнообразной программой на открытии фестиваля и конкурса в Большом зале Южно-Уральского государственного института искусств. Концерт имел название «Концерт чемпионов». Публика рукоплескала стоя.
В рамках фестиваля прошли мастер-классы, творческие встречи, лекции российских и зарубежных членов жюри: профессоров Ф. Липса (Москва), С. Найко и И. Гербера (Красноярск), Х. Штарк-Фуснеггер и Х. Квакернака (Германия), Р. Жбанова (Франция), Д. Султанова (Казахстан). Мероприятия прошли с большим успехом: многие из слушателей приехали специально на мастер-классы (не принимали участия в конкурсе), в том числе и из-за границы. Была организована выставка уникальных итальянских инструментов: баянов и аккордеонов (Р. Жбанов, Франция); выставка-продажа нотных изданий произведений
разных эпох и стилей в переложении для баяна и аккордеона (В. Брызгалин, Курган). ЮжноУральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского в очередной раз проявил себя как один из основных носителей профессиональных традиций музыкального искусства региона.
Десять международных фестивалей и пять международных конкурсов баянистов-аккордеонистов, прошедшие в Челябинске, обрели известность, стали престижными, заняли свое высокое место в ряду подобных творческих форумов нашего времени. Начиная с первого фестиваля была доказана его жизненность, необходимость, профессиональная направленность, значимость и востребованность. Присутствие самых именитых исполнителей-академистов, педагогов России, известных зарубежных музыкантов, безусловно, подчеркивает популярность и серьезность уральского форума. Постоянно расширяющаяся география участников фестивалей и конкурсов, значительный контингент желающих принять участие в них подтверждает это положение. Огромный диапазон жанров, представленных музыкантами, способствует появлению новых форм академического исполнительства. Музыкальные эксперименты различного направления, продемонстрированные на фестивалях, значительно обогащают сам жанр академического баяно-аккордеонного исполнительства. Обращение исполнителей к современной музыке самого разнообразного направления делает уральские фестивали настоящей творческой лабораторией, в которой можно увидеть в миниатюре весь мировой музыкальный спектр академического баяно-аккордеонного направления XXI века.
Новым и существенным фактором является то, что возможность реализовать себя в творчестве имеют музыканты широкого возрастного диапазона. Соседство со взрослыми исполнителями стимулирует юных конкурсантов, является примером для совершенствования своего исполнительского багажа. Другой особенностью может считаться разножанровость конкурсов (классика, эстрада, джаз).
Стабильность и компетентность конкурсов подчеркивается необыкновенно высоким качеством подготовки участников, равно как и представительностью жюри. Научно-методическая мысль реализуется в обязательных конферен-
циях, мастер-классах, проводимых маститыми музыкантами-народниками. Репертуар фестивальных и конкурсных программ является ярким отражением академического содержания всех состоявшихся фестивалей и конкурсов.
Присутствие на уральских музыкальных форумах представителей академического искусства в совместных проектах - камерного оркестра, симфонического оркестра - подтверждает высокую академическую сущность баяна и аккордеона, единство классического содержания исполнительства.
Постоянное участие уральских музыкантов в концертных программах, совместно с исполнителями мирового класса, свидетельствует о признании высоко профессионального уровня уральских народников, заслуг Челябинской области как художественного ареала с эффективно работающей системой академического исполнительства на русских народных инструментах.
Проведение международных фестивалей и конкурсов баянистов-аккордеонистов в Челябинске оказывает огромное стимулирующее влияние на состояние и развитие академического исполнительства на русских народных инструментах в регионе. Выступления музыкантов высочайшего класса, помимо Челябинска, проходили в областных городах, тем самым позволяя приобщиться к высокому академическому искусству широкой слушательской аудитории. Безграничное исполнительское мастерство конкурсантов, международный статус, стабильно большое число участников, привлечение в состав жюри самых именитых российских и зарубежных музыкантов - ломает все еще существующий (к сожалению) у многих музыкантов-академистов стереотип о баяне и аккордеоне как о второстепенных музыкальных инструментах. Как отмечает В. Д. Биберган, «нужно сказать, что непонимание красоты звучания народных инструментов исходило почти всегда от среднеобразованных музыкантов, полупрофессионалов, что, кстати, мы замечаем, иногда происходит и в наше время» [1]. Для конкурсантов прошедшие музыкальные соревнования являются настоящей школой профессионализма и мастерства (так, обладатель Гран-при V конкурса южноуралец Сергей Лобков в дальнейшем выиграл Кубок мира и Трофей мира среди баянистов и аккордеонистов). Высокий статус уральских музыкальных форумов
повышает рейтинг русских народных инструментов, вырабатывает у всех участников чувство самоуважения и гордости за дело, которым они занимаются.
Уральскую педагогическую баянную и аккордеонную школу с академическим содержанием в полной мере можно отнести к общероссийской, позволившей воспитать исполнителей мирового класса, вывести баян и аккордеон на международную сцену. М. И. Имханицкий пишет: «По-
беждать на международных конкурсах становится все труднее, потому что наши преподаватели учат теперь игре на баяне по всему миру» [4].
Челябинские международные фестивали и конкурсы баянистов-аккордеонистов стали отражением высокой ступени развития академического исполнительства в Челябинской области по всем своим составляющим. Данные музыкальные форумы - бесценный вклад и мощный стимул развития академического исполнительства в регионе.
Литература
1. Биберган В. Д. Исторический путь В. В. Андреева и современные проблемы жанра // Творческое наследие В. В. Андреева и практика самодеятельного инструментального исполнительства. - Л., 1988. - С. 126-130.
2. Валеев А. Непридуманное // Челябинский рабочий. - 2010. - 15 ноября.
3. Варламов Д. И. Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России XIX-XX веков: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.09 Теория и история искусства. -Саратов, 2009. - 339 с.
4. Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства. - М., 2006. - 520 с.
5. Коноплянская Н. Мы учим игре на баяне // Уральские ведомости. - 2004. - 10 ноября.
6. Коноплянская Н. Наш баян и в Италии звучит // Уральские ведомости. - 2004. - 2 ноября.
7. Коноплянская Н. Лауреатов не счесть // Челябинский рабочий. - 2004. - 11 ноября.
8. Коноплянская Н. Сегодня в Челябинске начинается фестиваль мастеров игры на баяне и аккордеоне // Челябинский рабочий. - 2004. - 2 ноября.
9. Марьина Т. Кубок Липса вернется в Еманжелинск // Вечерний Челябинск. - 2006. - 3 ноября.
10. Мельникова И. Баянисты избавляются от комплексов // Челябинский рабочий. - 2001. - 14 ноября.
References
1. Bibergan V.D. Istoricheskii put' V.V. Andreeva i sovremennye problemy zhanra [Historical way in. A. Andreev and modern problems of the genre]. Tvorcheskoe nasledie V.V. Andreeva i praktika samodeiatel'nogo instrumental'nogo ispolnitel'stva [Creative heritage of centuries Andreev and practice of Amateur instrumental performance]. Leningrad, 1988, pp. 126-130. (In Russ.).
2. Valeev A. Nepridumannoe [Uninvented]. Cheliabinskii rabochii [Chelyabinsk worker], 2010, November 15. (In Russ.).
3. Varlamov D.I. Narodnye traditsii v kontekste evoliutsii natsional'nogo instrumentalizma v muzykal'nom iskusstve Rossii XIX-XX vekov: dis. ... d-ra iskusstvovedeniia: 17.00.09 Teoriia i istoriia iskusstva [Folk traditions in the context of the evolution of the national instrumentalism in the musical art of the XIX-XX centuries: diss. ... Dr. art history: 17.00.09 Theory and history of art]. Saratov, 2009. 339 p. (In Russ.).
4. Imkhanitskii M.I. Istoriia baiannogo i akkordeonnogo iskusstva [History of Bayan and accordion art]. Moscow, 2006. 520 p. (In Russ.).
5. Konoplianskaia N. My uchim igre na baiane [We teach playing the accordion]. Ural'skie vedomosti [Ural statements], 2004, November 10. (In Russ.).
6. Konoplianskaia N. Nash baian i v Italii zvuchit [Our Bayan and in Italy sounds]. Ural'skie vedomosti [Ural statements], 2004, November 2. (In Russ.).
7. Konoplianskaia N. Laureatov ne schest' [Winners do not find]. Cheliabinskii rabochii [Chelyabinsk worker], 2004, November 11. (In Russ.).
8. Konoplianskaia N. Segodnia v Cheliabinske nachinaetsia festival' masterov igry na baiane i akkordeone [Today in Chelyabinsk begins the festival of the masters of the game on the accordion and accordion]. Cheliabinskii rabochii [Chelyabinsk worker], 2004, November 2. (In Russ.).
9. Marina T. Kubok Lipsa vernetsia v Emanzhelinsk [Cup lips back in Emanzhelinsk]. Vecherniy Chelyabinsk [Vecherniy Chelyabinsk], 2006, November 3. (In Russ.).
10. Mel'nikova I. Baianisty izbavliaiutsia ot kompleksov [Bayanists get rid of complexes]. Cheliabinskii rabochii [Chelyabinsk worker], 2001, November 14. (In Russ.).