НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
43
УДК 788
КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ БАЯНИСТОВ И АККОРДЕОНИСТОВ В СЕРБИИ
Зоран Ракич
Г осударственный университет им. «Свезозара Марковича» г. Крагуевац, Сербия e-mail: rakiczoran@ikomline.net
В статье рассматривается роль конкурсов в становлении и эволюции исполнительского искусства баянистов и аккордеонистов в Сербии. Автором в исторической ретроспекции делается обзор наиболее известных и распространенных мероприятий проводимых как бывшей союзной республике Югославии, так и в современной Сербии. На основании этого проводятся параллели, делаются выводы, касающиеся современного исполнительского искусства баянистов-аккордеонистов, рассматриваются задачи, которые ставят перед собой организаторы конкурсов и фестивалей исполнителей на баяне и аккордеоне.
Ключевые слова: баян, аккордеон, международные конкурсы и фестивали, Сербия, Югославия, баянное и аккордеонное искусство.
Успешное выступление на конкурсе и получение звания лауреата можно, без сомнения, считать одним из важнейших критериев определения достигнутого уровня исполнительского мастерства на любом инструменте. Однако конкурсы и фестивали баянистов и аккордеонистов организуются не только для этого. Их главной целью становится так называемая общественная «аттестация» уровня педагогического мастерства преподавателя и актуальности исполнительской программы конкурсанта, а также отслеживание последних достижений в области баянно-аккордеонного искусства. Все вышесказанное, как нельзя лучше объясняет, почему эти мероприятия собирают такое большое количество участников, в число которых входят не только профессионалы, но и любители.
Задачи, которые ставят перед собой организаторы конкурсов и фестивалей, можно сгруппировать по следующим направлениям:
- поднятие общественного статуса, популяризация и пропаганда инструмента, а вместе с этим и самого баянно-аккордеонного искусства;
- анализ уровня исполнительского мастерства баянистов-аккордеонистов (в связи с этим, организаторы, как правило, предлагают разделение исполнителей, чьё мастерство будет оцениваться, на группы, причём формирование групп происходит по различным критериям, главной из которых является возраст);
- популяризация музыки написанной специально для баяна и аккордеона;
- стимулирование дальнейшего развития исполнительского мастерства;
- выявление новых талантливых исполнителей и одарённых педагогов, их представление общественности;
- поощрение композиторов, пишущих музыку для баяна и аккордеона;
- совершенствование творческого подхода к методике преподавания (и к самому учебному процессу), профессионализма в педагогической работе;
- обогащение репертуара;
- обобщение знаний и изучение опыта ведущих педагогов.
44
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
Перечисленные задачи являются, в целом, характерными для большинства конкурсов и фестивалей баянистов и аккордеонистов, проходящих в разных странах мира. Их актуальность объединяет музыкальных деятелей из разных частей мира. В связи с этим, хотелось бы процитировать Б. Егорова, который в 1994 году, будучи председателем жюри «Конкурса имени В. Андреева», дал весьма точное определение задачам, стоящим перед организаторами этого музыкального конкурса: «Популяризация народных инструментов и творчества композиторов народно-инструментального жанра, стимулирование процесса дальнейшего развития исполнительского мастерства юных музыкантов, поиск новых ярких дарований»1.
Среди целей и задач, стоящих перед организаторами творческих форумов упомянутого типа, важное место занимает пропаганда баянно-аккордеонного искусства. Освещение конкурсов, фестивалей и концертов победителей в средствах массовой информации преставляют собой ключевой элемент культурной пропаганды инструмента, что подразумевает не только демонстрацию исполнительских достижений, но и постоянное пропагандирование баяна-аккордеона как инструмента, художественные и технические возможности которого способны решать задачи не только исполнительского, но и всего музыкального искусства.
Самое полное представление об исполнительских достижениях баянистов и аккордеонистов в Сербии можно получить только путём отслеживания результатов во всех возрастных категориях и на всех образовательных уровнях. Поэтому конкурсантов и участников фестивалей, чаще всего, группируют по следующим признакам:
- по возрастным категориям;
- по уровню музыкального образования (числу законченных классов);
- по степени сложности требований, которые к ним предъявляются.
Компетентное жюри анализирует и оценивает каждое выступление, а затем
обобщает данные, по которым можно судить о состоянии дел и общем уровне исполнительского мастерства в области баянно-аккордеонного искусства. Из года в год в Сербии можно видеть не только эволюцию инструментария, но и исполняемого репертуара. Постоянно растёт уровень конкурсантов, что во многих случаях даёт нам право делать выводы об исполнительском мастерстве. Об этом свидетельствуют и успехи сербских исполнителей на международной сцене.
Большую роль играет качество репертуара, определяющее его востребованность. С момента написания произведения для баяна-аккордеона до его исполнения на концертной сцене проходит очень мало времени. Баянисты и аккордеонисты постоянно обновляют свой репертуар, включая в него новейшие произведения не только сербских, но и зарубежных авторов. Заинтересованность исполнителей в новых, качественных произведениях, в свою очередь, представляет собой прекрасный стимул для творчества композиторов, пишущих для баяна и аккордеона. Сербия также не является исключением: она вложила свой скромный вклад в развитие этой области1 2. Об этом свидетельствует, пусть скромное, но всё же, творчество композиторов старшего поколения - Рудольфа Бручи и Карла Кромбхольца, композиторов среднего поколения -Лаеша Меджерия, Славка Шуклара и Антона Говедника, а также творчество молодых авторов, среди которых хотелось бы выделить произведения талантливого композитора Зорана Божанича, без премьеры которых в последние годы не проходит практически ни один конкурс или фестиваль.
1 Народник / информационный бюллетень. М. : «Народник». 1994. №3. С. 3.
2 Данный климат способствовал тому, что такие сербские баянисты и аккордеонисты как З. Божанич, Р. Радович и С. Нешич помимо отделения баяна-аккордеона закончили и класс композиции, которой сейчас посвящают всё своё время.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
45
Итак, в каждой конкурсной категории определяется победитель. Для любого исполнителя победа на конкурсе - значительный успех, который венчает его кропотливый труд. После этого следуют концерты победителей. Лауреаты конкурсов становятся гостями многих передач и героями обзорных телевизионных материалов, представляющих собой своего рода отчёт о работе конкурса или фестиваля. Благодаря этому, победителям предоставляется возможность представить себя широкой аудитории, обратить на себя внимание специалистов, а также заручиться общественной поддержкой, которая благоприятствует расцвету таланта. Как считает автор данной стати, подобный подход позволяет формировать из талантливых музыкантов концертных деятелей -пропагандистов исполнительского мастерства в области баянно-аккордеонного искусства. Многие музыканты, которые одержали свои первые победы на конкурсах в самых младших категориях, продолжали совершенствовать своё мастерство и из года в год добивались новых, серьёзных побед, демонстрируя свое владение художественными и техническими возможностями баяна и аккордеона как серьезного академического инструмента.
Стимулирование творческого подхода педагогов к работе с учащимися разных звеньев безусловно является ещё одной важной задачей конкурсов. Конкуренция и стремление быть лучшим способствуют этому. Сложность педагогической работы как раз и заключается в том, что только сочетание любви и великого энтузиазма с высоким профессионализмом и мастерством может привести к желаемой цели.
Организацией конкурсов и фестивалей в Югославии стали заниматься вскоре после окончания Второй мировой войны . Одним из первых фестивалей, для участия в котором были приглашены исполнители на баяне и аккордеоне, был «Фестиваль музыкальных и балетных школ Сербии», организованный впервые в 1955 году. По замыслу организаторов каждая школа должна была представить четыре различных народных инструмента и оркестр. В результате этого, обучающиеся на баяне и аккордеоне тоже вошли в состав участников. Целью фестиваля стало повышение уровня профессионализма преподавателей музыкальных школ и получение общей картины состояния дел в этой области. Кроме того, фестиваль пропагандировал музыкальное образование и культуру, и проводился в небольших городках, где открытие музыкальных школ только планировалось. Таким образом, его проведение было, помимо всего прочего, своего рода подготовкой необходимой благоприятной среды для становления и развития исполнительства на народных инструментах, в том числе и на баяне и аккордеоне.
Участникам этого фестиваля вручаются дипломы с указанием количества набранных баллов, на основании которых идёт распределение по премиям3 4, а качественный уровень образования, полученного в музыкальной школе определяется на основании общего количества баллов, которые набрали их ученики. Наряду с другими факторами, подобная система оценки способствовала тому, что со временем этот фестиваль стал одним из самых престижных музыкальных мероприятий (в этом году он отметил свою 60-тую годовщину). За работой этого фестиваля пристально следит Министерство просвещения.
3 Бурная музыкальная жизнь, развернувшаяся после освобождения Сербии, способствовала основанию многих музыкальных фестивалей: «Летние танцы в Дубровнике» (драматические, балетные, оперные, симфонические, камерные, сольные произведения) - 1950 г., «Фестиваль оперы и балета» в Опатии - 1957 г., «Охридское лето» - 1961 г., «БЕМУЗ» в Белграде - 1969 г. и др. Фестивали популярной, развлекательной музыки организуются начиная с 1949 года.
4 I-я премия (но не I-е место) присуждается, набравшему самое большое число баллов из числа лауреатов I-й премии тому, кто наберёт 90 - 100 баллов; II-я премия: 80 - 89,99 балла; III-я премия: 70 -79,99; и благодарность: 60 - 69,99 балла.
46
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
В результате проведения фестивалей активизировалась работа в музыкальных школах, были сформированы оркестры. Сегодня в школах распространены различные оркестры, популярность которых можно увидеть из ниже перечисленного перечня:
- оркестры баяна-аккордеона;
- струнные оркестры;
- духовые оркестры;
- оркестры тамбуры (род мандолины) и гитары.
Как можно увидеть первое место по своей распространённости занимают оркестры баяна-аккордеона. Рост качества исполнительства на баяне-аккордеоне также очевиден. Положительные оценки давались неоднократно, а на Фестивале в Крагуевце в 2001 году компетентное жюри, состоявшее из 12 - 15 преподавателей и исполнителей на различных инструментах, учредило три специальные премии (для набравших 100 баллов) учеников-конкурсантов отделения баяна-аккордеона. Обычно члены жюри старались (если для этого имелись условия), выделить по одной специальной премии для каждого инструмента. Три специальные премии баяну-аккордеону - это, безусловно, большое признание как для инструмента, так и для исполнителей на этом инструменте, а также свидетельство того, что баян-аккордеон и в Сербии, постепенно занимает лидирующее место среди академических инструментов с более длительными традициями, таких как скрипка и фортепиано.
После упомянутого ранее фестиваля были организованы Республиканский и Союзный конкурсы. Лауреаты первых премий Республиканского конкурса получали право участвовать в Союзном конкурсе бывшей СФРЮ (до 1990 года)5. Это был самый лучший и, пожалуй, по тем временам единственный возможный способ получить представление о достигнутом педагогическом уровне в союзных республиках.
Первый конкурс, в котором принимали участие исключительно баянисты и аккордеонисты, получил название «Международные встречи баянистов -
аккордеонистов» был организован в городе Пуле в 1964 году. Этот конкурс стал практически самым массовым и одним из самых интересных. Его популярности послужили такие факторы как:
- либеральность требований программы - обязательная композиция (чаще всего отечественного автора) и остальная программа по собственному выбору; краткость исполнения - от 15 до 20 минут;
- распределение всех участников по возрастным категориям с интервалом в два
года;
- красота и привлекательность самого города Пулы.
Преподаватели использовали этот конкурс для того, чтобы обменяться нотами, побывать на выставке баянов и аккордеонов (в основном были представлены инструменты итальянских производителей) и посетить концерты сербских и зарубежных деятелей искусств. Хотелось бы напомнить, что «конкурс - это не только музыка, не только отбор самых перспективных и талантливых музыкантов, это еще и общение, обмен опытом и учёба в высоком смысле этого слова»6. Так Т. Варламова охарактеризовала работу II Всероссийского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах студентов музыкальных вузов. Эта характеристика применима к большинству музыкальных конкурсов, и конкурс в городе Пуле не является исключением.
5 Выступления участников оценивались с интервалом в 10 баллов для каждой премии до 1984 года (как на фестивале), а затем интервал сократился на 5 баллов для каждой премии (I-я премия: 95 - 100; II-я премия: 90 - 94,99; III-я премия: 85 - 89,99; благодарность: 80 - 84,99). Было ограничено и число премий -жюри могло присудить не больше 3-х первых премий, не больше 5 вторых, 8 третьих и 15 благодарностей.
6 Народник / информационный бюллетень. М. : «Народник». 1994. №4. C. 3.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
47
Особой популярностью на этом конкурсе пользовались гости из России: А. Сурков, A. Скляров, студенты и оркестр ГМПИ им. Гнесиных и других музыкальных вузов. Конкурс в городе Пуле до 1985 года проводился ежегодно, а затем стал организовываться раз в два года. Организатор «Международных встреч» и на протяжении многих лет руководитель этого конурса Станко Миховилич внимательно следил за работой преподавателей во всей Югославии и включал лучших из них в состав жюри.
В Сербии организацию конкурса (наподобие конкурса в городе Пуле) взяли на себя власти города Смедерево (в лице местной администрации) и Смедеревская музыкальная школа. Инициатором был Слободан Джурич, который сегодня является художественным директором этого музыкального мероприятия. Конкурс назвали «Дни баяна и аккордеона» и впервые провели его в 1995 году. Этот музыкальный фестиваль исполнителей на баяне и аккордеоне сразу же стал носить международный характер. На конкурс приезжают участники и гости из разных стран мира. Известные музыканты участвуют в работе жюри и дают сольные концерты. Перечислим лишь некоторых из них: Раймунд Какони (Словакия) и Владимир Мурза (Украина) - 1995 год, Массимилияно Питочо (Италия) и Павел Фенюк (Украина) - 1996 год, Лючиано Биондини (Италия) и Сергей Войтенко (Россия) - 1997год, Зоран Божанич (Сербия) и Борис Ленко (Словакия) - 1998 год, Владимир Мурза (Украина) и Бобан Белич (Сербия) - 2000 год, Александр Васич (Сербия) - 2001 год, Иовица Джорджевич (Сербия) - 2002 год, Петер Катина и Владимир Чухран (Словакия) - 2003 год .
Беря во внимание большой интерес, который музыкальная общественность проявляет к этому конкурсу, можно утверждать что его организация целесообразна и в течении многих лет оправдала себя. Об этом, еще в 1995 году говорил С. Джурич, когда никто не верил, что число участников конкурса будет из года в год расти. О популярности баяна-аккордеона в Сербии говорит и следующее сравнение: число участников «Дней баяна и аккордеона» намного превышает число конкурсантов в городе Пуле времён бывшей Югославии, а если сравнивать эти два конкурса сегодня, то по своей массовости смедеревский фестиваль в пять раз превосходит конкурс в городе Пуле. Цифры статистики говорят следующее: 8,87% всех учащихся и студентов, играющих на баяне и аккордеоне в Сербии выступало в сольной категории, а 20,11% - в рамках всех конкурсных категорий «Дней баяна и аккордеона» в городе Смедерево.
К особенностям смедеревского конкурса можно отнести появление среди других категорий - категории камерной музыки: в ансамблях помимо баяна и аккордеона должен быть представлен как минимум один другой инструмент. Таким образом создаются условия для сотрудничества отделения баяна и аккордеона с другими отделениями, идёт поиск новых решений и ракурсов.
В состав жюри конкурса входят известнейшие педагоги баяна и аккордеона из Сербии, обязательным условием для которых является высшее образование по классу баяна-аккордеона. Политика организаторов конкурса направлена на сохранение незыблемости высоких художественных ценностей, что выражается в профессионализме и объективности оценки возможностей конкурсантов.
Наряду со смедеревским конкурсом, в Сербии организуются и другие. С 1997 по 1999 год организовывался конкурс под названием «SIWA - Первый баян и аккордеон в Сербии», который проходил в залах Белградской филармонии. В состав жюри входило
7 В 1999 году конкурс не проводился, не состоялись и концерты по причине бомбёжек СР Югославии. Тогда лишь был проведён отбор баянистов и аккордеонистов, которые должны были представлять Сербию на «Мировом трофее».
8 SIWA - это название мастерской из города Гроцке, недалеко от Белграда, которая занимается производством баянов и аккордеонов.
48
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
шесть самых лучших педагогов. Состав жюри каждый год изменялся, в него включались педагоги, признанные лучшими на предыдущем конкурсе9. Каждый член жюри работал абсолютно самостоятельно. Самую низкую и самую высокую оценку жюри отбрасывало ради большей объективности. Но несмотря на всё это, конкурс, просуществовал всего три года. Обычно в нём принимало участие от 40 до 50 баянистов-аккордеонистов.
В городе Лозница, начиная с 1999 года, каждый год в феврале организуется конкурс баяна и аккордеона. Первые три года конкурс носил окружной характер, а в последние два года стал собирать участников из всей Сербии и Республики Сербской. В этом фестивале участвует от 50 до 80 конкурсантов. Победители категорий начальных и средних музыкальных школ получают специальные кубки.
В городе Новом Кнежевце, начиная с 2001 по 2014 год, ежегодно в декабре месяце организовывался «Международный фестиваль баяна и аккордеона». Число участников варьируется от 50 до 70 конкурсантов, лучшие из которых удостаиваются денежных премий.
В городе Лазаревце на базе музыкальной школы имени Марко Таичевича с 2002 года регулярно проходит международный конкурс-фестиваль под названием «Майские встречи аккордеонистов и баянистов». Конкурс собирает от 60 до 100 участников. Победители получают денежные премии и кубки лауреатов.
В Восточном Сараево в Республики Сербской (Босния и Герцеговина) с 2010 года проводится международный фестиваль «АКОРДЕОН АРТ10», организаторами которого являются Музыкальная академия Государственного университета города Восточное Сараево и ассоциация «Новый звук». В первый же год в «АКОРДЕОН АРТ» приняло участие 157 солистов, а в 2014 году в этом фестивале-конкурсе уже участвовало - 255 человек. Особенностью этого конкурса является состязание солистов исполняющих только академическую музыку. За несколько лет его проведения, фестиваль получил высокую оценку - как самого важного культурного мероприятия в Республике Сербской (Министерство просвещения и культуры Республики Сербской) и одного из самых престижных конкурсов-фестивалей в мире (Мировая конфедерация аккордеонистов и баянистов).
Во все эти годы в рамках «АКОРДЕОН АРТ» для конкурсантов и педагогов в целях повышения уровня мастерства и профессионализма исполнителей и педагогов организуются доклады преподавателей и встречи с такими композиторами как Виктор Мельник (Болгария) и Евгений Дербенко (Россия) в 2010 году, Зоран Божанич (Сербия) и Владимир Зубицкий (Украина) в 2011 году, Борис Егоров (Россия) и Франк Анджелис (Франция) в 2012 году, Любомир Лукич (Сербия) и Вячеслав Семенов (Россия) в 2013 году, Виктор Новиков (Россия) и Петри Макконен (Финляндия) в 2014 году, году Горка Хермоза (Испания) в 2015. Такое большое внимание свидетельствует о заинтересованности педагогов, учеников и студентов, их родителей и общественности к достижениям баянно-аккордеонного искусства.
Выступления баянистов-аккордеонистов собирают полные залы, а особенно, если речь идёт о концертах и заключительном концерте победителей различных категорий конкурса. На фестивале «АКОРДЕОН АРТ» выступали: Александар Анджелкович (Сербия), «Бэл танго» (Сербия), Оркестр русских народных инструментов Белгородского государственного института искусств и культуры (Россия), Ненад Иванович (Сербия),
9 По местам, занимаемым на конкурсе учениками, оценивались их педагоги: I место - 5 баллов, II - 4, III - 3, IV - 2 и V место - 1 балл. Лучшим педагогом считался тот, кто набрал больше всего баллов по указанной системе. Этот педагог получал денежную премию и на следующий год включался в состав жюри.
10 Здесь и далее название этого фестиваля даётся на сербском языке с сохранением орфографии и правописания.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
49
Аино Онакоси и Киммо Матила (Финляндия), Лудовик Бэир (Франция), Юрий Шишкин (Россия), Оркестр аккордеонистов Киевской консерватории (Украина), «Сахар бенд» (Россия), Бояна и Никола Пекович (Сербия), Владислав Плиговка (Беларусь) и Александр Скляров (Россия).
Высокий интерес и большое колличество участников создают реальные условия для достижений целей и задач поставленных организаторами конкурса:
- демонстрация сольных, камерных и оркестровых достижений в области баянноаккордеонного искусства;
- объективность и профессионализм жюри (работает более 20-и членов жюри из 15 стран);
- обмен опытом между солистами и педагогами;
- стимулирование композиторов к написанию произведений для баяна-аккордеона;
- награждение самых лучших конкурсантов и педагогов;
- подготовка будущих лауреатов самых престижних международых конкурсов.
Все перечисленные конкурсы направлены на поощрение дальнейшего развития
исполнительского мастерства и повышение качества преподавания в музыкальных школах, училищах и академиях.
Таким образом, своей активной деятельностью организаторы конкурсов и их участники способствуют росту авторитета как исполнителей баянно-аккордеонной музыки, так и самого инструмента в современном обществе. Важная роль в этом процессе отводится качественному, колоритному репертуару, который в Сербии и Республики Сербской становится явлением всё более и более распространённым.
Список литературы:
1. Народник / информационный бюллетень. - М. : Народник. 1994. №3.
2. Народник / информационный бюллетень. - М. : Народник. 1994. №4. С. 3.
COMPETITIONS AND FESTIVALS BAYAN AND ACCORDION IN SERBIA
Zoran Rakic
State University «Svezozara Markovic»
Kragujevac, Serbia e-mail: rakiczoran@ikomline.net
The article discusses the role of competition in the formation and evolution of performing arts bayan and accordion in Serbia. The author in the historical retrospection an overview of the most famous and popular events held both the former Federal Republic of Yugoslavia and in contemporary Serbia. On the basis of parallels, conclusions regarding the contemporary performing arts bayan accordion, addresses the challenges posed by the organizers of competitions and festivals performers on the accordion and accordion.
Keywords: accordion, accordion, international competitions and festivals, Serbia, Yugoslavia, and bayannoe accordion art.