ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 787.8(092)(574)
ББК 35.1
Алсаитова Раушан Капышевна
кандидат искусствоведения, доцент
кафедра музыкального образования Жетысуский государственный университет им. И.Жансугурова
г.Талдыкорган (Казахстан) Азат Макпал магистрант
Жетысуский государственный университет им. И.Жансугурова
г.Талдыкорган (Казахстан) Alsaitova Raushan Kapyshevna Candidate's Arts study, associate professor departments of musical education Jetisu's state university the name of I.Jansugurova Taldikorgan (Kazakhstan) Azat Makpal master's degree Jetisu's state university the name of I.Jansugurova Taldikorgan (Kazakhstan) alsaitova r@mail.ru
Музыкально-исторические тенденции и проблемы развития сырнай-баяна (аккордеон) в Казахстане Musical-historical trends and problems of syrnay-bayan (accordion) in
Kazakhstan
Статья посвящена истории развития казахской баянной культуры, которая позволяет констатировать, что несмотря на достаточно широкое распространение баянной музыки казахских композиторов в концертной практике и образовательном процессе, научное осмысление истории казахской баянной культуры находилось за гранью интересов исследователей музыкального искусства Казахстана. На сегодняшний день в данной сфере опубликованы лишь отдельные научные труды (К.Ошлакова, А.Гайсина, Д.Туякбаева, и др.) изучающие творчество некоторых других баянистов-аккордеонистов педагогов. А также аргументируется что сырнай-баян - концертный академический инструмент с широчайшими техническими, тембровыми, выразительными возможностями, полностью «уравненный» в своих правах с традиционными евро-
пейскими академическими инструментами. Обращается внимание и на историю развития слово «баян» и его семантическое содержание.
Historical distance allows us to conclude that, despite the fairly widespread Bayan music Kazakh composers in concert practice and the educational process, scientific understanding of the history of the Kazakh culture Bayan is beyond the interests of researchers musical art of Kazakhstan. Bayan's art , its genesis and evolution in different national cultures, both oral and written traditions , performing and pedagogical problems and others are in the XX century, the subject of intense study.
Ключевые слова: сырнай, развития сырнай-баян в Казахстане, аккордеон, музыкальный инструмент, семантика.
Key words: syrnay, development syrnay-bayan in Kazakhstan, accordion, musical instrument, semantics
История развития казахской баянной культуры позволяет констатировать, что несмотря на достаточно широкое распространение баянной музыки казахских композиторов в концертной практике и образовательном процессе, научное осмысление истории казахской баянной культуры находилось за гранью интересов исследователей музыкального искусства Казахстана. На сегодняшний день в данной сфере опубликованы лишь отдельные научные труды (К.Ошлакова, А.Гайсина, Д.Туякбаева, и др.) изучающие творчество некоторых других баянистов-аккордеонистов педагогов. Вопросы проникновения гармоники и баяна в Казахстан, а также их функционирования в народном искусстве казахов рассматриваются в трудах Б.Сарыбаева, К.К.Ошлакова, А.Гайсина, Б.Мустафина З.Смаковой, Б.Раева [1]. В обозначенном ряду - публикации автора диссертации, посвященные становлению и развитию в республике баянного искусства, творческие портреты ведущих композиторов, педагогов, исполнителей.
Очевидно, что процесс становления и развития казахской баянной культуры, ее интенсивный взлёт от любителей-самоучек до победителей крупнейших международных музыкальных состязаний, выдвинувший Казахстан в один ряд с ведущими центрами баянного искусства нашей страны, требует осмысления с научно-исторических, научно-теоретических позиций в контексте нацио-
нального и шире - отечественного академического искусства в целом. Этим и определяется выбор темы и актуальность данной работы.
Баянное искусство, его генезис и история развития в разных национальных культурах как устной, так и письменной традиций, исполнительские и педагогические проблемы и другие становятся в XX веке предметом пристального изучения.
Со стороны профессиональных музыкантов разного профиля: исполнителей, композиторов, музыковедов последовательно менялось отношение к баяну, достигшем, как известно, своего апогея во второй половине минувшего столетия.
Следствием этого явилась обширная область музыкознания, центральная задача которой осмысление, изучение баянного искусства - во всем многообразии составляющих его компонентов.
Хронологические границы в Казахстане «гармонно-баянного» искусства, по выражению Е.Простомолотова, охватывают период со второй половины XIX века, когда, по утверждению К.Ошлакова, гармоника была завезена на эту территорию, и до наших дней.
Причем, в Казахстане, как и во многих других национальных культурах, данная область музыкального творчества получает развитие в русле письменной традиции лишь с середины 1930-х годов. В Казахстане это обусловлено спецификой исторического процесса, корни которого восходят к модусу кочевой культуры, и доминирующей ролью устного народного творчества. В результате за сравнительно небольшой временной отрезок (приблизительно шесть-семь десятилетий) баянисты Казахстана - композиторы, исполнители, педагоги проделали огромный путь, накопив немалый творческий, методический, репертуарный багаж и выйдя на мировой уровень баянно-профессионального искусства.
В наши дни сырнай-баян - концертный академический инструмент, с широчайшими техническими, тембровыми, выразительными возможностями, пол-
ностью «уравненный» в своих правах с традиционными европейскими академическими инструментами. В отечественном и мировом искусстве произведения для него создаются крупнейшими композиторами, проводятся концерты, фестивали, конкурсы, научно-практические конференции, пишутся научные исследования и т.д. С этой точки зрения значительный интерес вызывает баянное искусство Казахстана в котором, как в фокусе, отразились основные музыкально-исторические тенденции и проблемы развития данной музыкальной области - с коррекцией на специфику истории культуры этноса, его национальной характерности.
Казахская музыкальная культура к началу XXI столетия представляет собой целостный, национально-самобытный феномен, компонентами которого являются фольклор, академическая музыка, образовательная система, глубокие исполнительские традиции и др. Причем, музыка для народных инструментов, и, прежде всего, для баяна в системе академического искусства оказывается одной из молодых областей композиторского и исполнительского творчества.
Музыкально-исторический контекст развития сырнай-баяна охватывает коммуникативные функции баянного искусства; особенности конструкции; система музыкального образования; концертно-исполнительская практика; жанровая система репертуара; стилевые тенденции музыки для баяна в музыкально-стилевом контексте эпохи; принципы исполнительской выразительности. Особенности преломления избранных параметров на каждой стадии создают наглядную картину эволюции баянного искусства.
П-я половина XX века - рубеж (1930-х - 1940-х гг.) связана с развитием данной области в условиях устной культуры сельского и городского типа. Наиболее распространение в этот период получает гармонь простейшей конструкции, в то время как баян - более сложный инструмент - входит в музыкальный обиход с 1920-1930-х гг.
Искусство игры на гармони изначально развивается преимущественно в русле сельской культуры устной традиции, в то время
как баянное исполнительство в большей степени характерно для культуры городского типа.
Семантика слова «сырнай» нашел отражение в работе Б.Сарыбаева, он пишет: «...слово «сырнай» состоит из двух слов -«сыр» и «най». В казахском языке «сыр» употребляется в значении -тайна, секрет. ...словом «най» называли инструменты и некоторые трубчатые предметы. ...позже термином «сырнай» стали называть гармонику...» [2] . На современном этапе как показывает практика «сырнай-баян» употребляется широко.
Начальный этап становления аккордеонного репертуара (1920 -1940 гг.) характеризуется развитием музицирования в сфере популярных пе-сенно-танцевальных жанров. Как отмечает кандидат искусствоведения, доцент Г.А. Гайсин, изначально аккордеон развивался прежде всего как инструмент массовой культуры, рассчитанный на исполнение лёгких в воспроизведении и доступных в самых различных условиях народного быта мелодиях. «Процесс его эволюции явственно показывает движение от эксцентричности, гротеска, весёлости, например, в русской частушке, к серьёзным инструментально-игровым формам поведения» [1].
Идентичность правой клавиатуры аккордеона с фортепианной способствовала весьма быстрому процессу популяризации и демократизации инструмента. В одной из работ он так же справедливо замечает об аккордеоне, что он представлял собой «наиболее стандартизированный инструмент из класса гармоник. Исполнитель не столкнётся с проблемой освоения новой клавиатуры при игре на инструменте с любого конца света» [3, 22 е.]
Новым этапом эволюционного развития народно-оркестровой культуры становится этнографическое направление жанра. Этот период связан с именем выдающегося казахского ученого-исследователя Б.Сарыбаева. Благодаря многогранной деятельности Б. Сарыбаева были возвращены казахскому народу старинные музыкальные инструменты. Одной из заслуг ученого было апробирование усовершенствованных инструментов в ансамблевом звучании в 1968г.
Найденные им в результате многолетних поисков, экспедиций древние инструменты, были изучены, озвучены, усовершенствованы и объединены им в фольклорный ансамбль. В состав ансамбля казахских фольклорных инструментов главный этноинструментовед республики Б.Ш.Сарыбаев приглашает известного профессионального баяниста С. С. Сейтханова в качестве сырнайши, а затем в гастрольную поездку данного коллектива в 1970 году в Индию. В 1980 году стало возможным создание нового самобытного фольклорного ансамбля «Оты-рар сазы». В 1982 году ансамбль был реорганизован в фольклорно-этнографический оркестр «Отырар сазы». С приходом в оркестр Н.Тлендиева, наряду с расширением основного состава традиционных инструментов была увеличена группа баянов, что придало оркестровому звучанию полноту, насыщенность, красочность, а также возможность расширения репертуара. Одним из первых баянистов оркестра был известный музыковед-исследователь К. Жуз-баев.
В отличие от оркестра казахских народных инструментов имени Курман-газы, новый коллектив на первом этапе своего становления трактовался как «ансамбль солистов», где каждый фольклорный инструмент демонстрировал определенный тембральный оттенок, образ, характер, виды и способы звучания и т.д. Позже фольклорно-этнографический оркестр «Отырар сазы» стал отходить от своего назначения - пропаганды малоизвестных народных песен и кю-ев. В репертуаре обозначился большой перевес оригинальных сочинений казахстанских композиторов.
Возврат к исконно народным произведениям, потребность «тембровой персонификации» старинных инструментов - те немногие причины появления камерных составов. Разряженное звучание, индивидуализированный показ оригинальности и своеобразия тембра, исполнительских возможностей каждого этнографического инструмента, мобильность ансамбля противопоставляется большому, малоподвижному, ставшему типовым, составу оркестра казахских народных инструментов. Легкие на подъем, не требующие значительных мате-
риальных затрат, фольклорные ансамбли звучат и выглядят не менее колоритно, чем большие оркестры, и поэтому становятся более привлекательными в экономическом отношении для содержания их при государственных филармониях, для организации концертов и гастрольных поездок.
В республиканском музее казахских народных инструментов бережно хранятся более шестьсот экспонатов, в том числе триста двадцать пять музыкальных инструментов. Примечательным фактом является то, что в этой богатой коллекции редчайших древних инструментов, представляющих большую научную ценность, хранятся маленький двухрядный кнопочный сырнай Шашу-бай Бекежанова и рояльный сырнай с диатоническим звукорядом Нартая Бе-кежанова. Известный исследователь казахской традиционной культуры О.Жанибеков при организации фольклорного ансамбля «Сазген» в 1980 г. приобрел баян с оригинальным мягким тембром. С тех пор все выступления данного коллектива проходят с этим инструментом (баянисты 3. Жакышева, позже М. Жалбиров). Опыт соединения музейной презентации фольклорных инструментов с наглядной ансамблевой деятельностью первого состава ансамбля «Сазген» в концертном зале музея был сам по себе уникален.
Члены ансамбля в традиционных одеждах исполняли народные кюи и песни, где сырнай в сольном исполнении, а также в сочетании с другими древними инструментами создавал неповторимый национальный колорит.
В сольных фрагментах каждого инструмента демонстрировались исполнительские возможности и своеобразие тембров домбры, кыл-кобыза, жетыге-на, сырная. Данный опыт демонстрации сольного исполнения каждого фольклорного инструмента, показа всех его исполнительских возможностей, его сочетания с другими инструментами и, наконец, общего звучания всего ансамбля, национальных одежд разных регионов Казахстана, народных традиций и обычаев был использован в деятельности последующих ансамблей казахских фольклорных инструментов. Подобные ансамбли повсеместно создавались как са-
мостоятельные концертные организации, а также при филармониях, при учебных заведениях, в ресторанном бизнесе и т. д.
В круг интересов аккордеонистов постепенно входили образцы классической музыки, доступные для воспроизведения выразительными средствами инструмента. Однако основная цель таких первых переложений - популяризация известных сочинений. Кроме того, свидетельствует, «многие шедевры классической музыки приходилось даже не перекладывать, а скорее приспосабливать к ограниченным возможностям инструмента старой конструкции» [1, 4 е.]. Помимо наличия лишь готовых аккордов в левом полукорпусе, аккордеону был свойственен своеобразный «разлив» - совмещение в звучании инструмента двух, а иногда и трёх голосов, настроенных не точно в унисон, а с разницей в несколько колебаний. Исполнение классической музыки на таком инструменте противоречило нормам академического искусства, однако привлекало слушателей характерным «резко выразительным, раздражающим слух вибрирующим тембром» [1, 47 е.]. Такая специфика темброво-акустических качеств станет одной из главных причин, отодвинувших перспективу вхождения аккордеона в систему музыкального образования.
Известно, что первыми исполнителями на аккордеоне (в отечественном музыкальном быту они получили наименование «клавишников» [2, с.46]) были профессиональные пианисты, теоретики, хоровики. Настойчиво занимаясь, используя пианистический опыт, изучая и расширяя возможности левой клавиатуры и работая над приёмами ведения меха, а, следовательно, над звукоизвлечением и штрихами, они добились значительных результатов в исполнении эстрадно-танцевальных пьес, выявив новые технические и художественно-выразительные качества инструмента. Благодаря чему, была сформирована определённая культура исполнительства на аккордеоне.
В послевоенное время, когда была значительно активизирована организация художественных коллективов, прослеживается тенденция в целенаправленном использовании аккордеона в качестве солирующего инструмента джазовых
оркестров, духовых ансамблей. Однако с отечественной концертной эстрады в начале 50-х годов аккордеон исчезает. Это связано с тем, что в русле исторических событий произошло разделение инструментов на представителей «национального» и «инонационального» происхождения.
Аккордеон, как инструмент, имеющий явно иностранный генезис, у казахов является любимым народным инструментом. Как отметил известный исследователь-фольклорист И. В. Мациевский «Музыкальный инструмент можно считать народным для одного или нескольких народов, для этнической группы в тот или иной исторический отрезок времени, если он живёт в народных обычаях и обрядах, выполняет в жизни народа определённую функцию».
Библиографический список
1. Гайсин, Г.А. Игра на аккордеоне: Учебно-методическое пособие / Г.А. Гайсин [Электронный ресурс]. 2006. - 605,96 МБ Режим доступа : http://citoweb.yspu.org/link1/metod/.../met66.html
2. Показанник, Е.В. Аккордеон в семействе гармоник: история создания и формирования технико-конструктивных характеристик / Е.В. Показанник. - Ростов-на-Дону: РГК им. Рахманинова, 1999. - 36 с.
3. Липе, Ф.Р. Об искусстве баянной транскрипции / Ф.Р. Липе; ред. В. Брызгалин. -Москва-Курган: Мир нот, 1999. - 96 с.
Bibliography
1. Gaisin, A.G. Playing the accordion: the educational methodical manual / of Gaisin, A.G. [Electronic resource]. 2006. - 605,96 MB Access mode: of http://citoweb.yspu.org/link1/metod/.../met66.html .
2. Pocasannic, E.V. An accordion is in family of accordions : history of creation and forming technique - structural descriptions / of Pocasannic E.V. - Rostov-on-Don : of RGK the name of Rahmaninova, 1999. - 36 p.
3. Lips, V.R. About the art of bayan transcription / of Lips, V.R.; release release V. Bryzgalin. Moscow-Kurgan: the World of notes, 1999. - 96 p.