Научная статья на тему 'Синергетический подход в исследовании народно-инструментального искусства Сербии'

Синергетический подход в исследовании народно-инструментального искусства Сербии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СЕРБИИ / ОРКЕСТРЫ / БАЯН / АККОРДЕОН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мищенко Л.А.

Данная проблема практически не исследована. Статья посвящена рассмотрению исторического процесса развития народно-инструментального искусства Сербии. Выявляются некоторые особенности влияния культур близлежащих стран и особенно во времена османского завоевания. Анализируются схожесть феноменов в развитии инструментальных культур России и Сербии. Описывается современное состояние народно-инструментального искусства в Сербии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGISTIC APPROACH IN STUDYING FOLK INSTRUMENTAL ART OF SERBIA

He article is devoted to such practically unexplored problem as a historical process of development of national instrumental art of Serbia. Some aspects of cultural influence of nearby countries, especially at the time of the Ottoman conquest, are revealed. The similarities in the development of instrumental cultures of Russia and Serbia are analyzed. The current state of folk instrumental art in Serbia is described.

Текст научной работы на тему «Синергетический подход в исследовании народно-инструментального искусства Сербии»

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

УДК 78

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА СЕРБИИ

Л.А. Мищенко

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: mishenko.1948@mail.ru

Данная проблема практически не исследована. Статья посвящена рассмотрению исторического процесса развития народно-инструментального искусства Сербии. Выявляются некоторые особенности влияния культур близлежащих стран и особенно во времена османского завоевания. Анализируются схожесть феноменов в развитии инструментальных культур России и Сербии. Описывается современное состояние народно-инструментального искусства в Сербии.

Ключевые слова: сотрудничество, образование, народные инструменты, эволюция инструментария Сербии, оркестры, баян, аккордеон.

Сегодня музыкальное искусство выступает как эффективное средство в диалоге государств и культур народов. Искусство как мировая ценность принадлежит всему человечеству и каждому человеку. Особенно ценным и важным в этом смысле является музыкальное инструментальное искусство, которое понятно без перевода любому и каждому человеку, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности.

Музыкальное искусство как ценность, через дружественные контакты и культурные связи помогает людям понять друг друга. Благодаря музыкальным инструментам и народной музыке, которые наши народы слышат на различных государственных мероприятиях, фестивалях народного искусства - идет знакомство с культурой стран, постижение менталитета народа.

Россию и Сербию связывает вековая дружба. У наших народов много общего и это нас сближает - славянское происхождение, православная религия, истории, человеческие симпатии, уважение друг к другу. Дружба наших народов основывается на множественных культурных, экономических, торговых, политических, исторических связях и сотрудничестве. Вот почему исследования данной проблемы

требует синергетического подхода, т.к. синергетика, как понятие, обозначает совместное действие, сотрудничество. А синергетический подход может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, открытых систем, как общество, различных его подсистем, в том числе и образования, культура, искусство.

Стоит согласиться с мнением П.С. Трофимова: «искусство всегда выступает как цельное и многообразное социально-историческое явление, развивающееся на основе объективно действующих закономерностей общественного прогресса и законов, присущих ему самому как явлению, развивающемуся на базе истории»1. На примере российско-сербского сотрудничества в области подготовки музыкантов мы можем выявить положительные результаты такого процесса. Не лишне добавить, что город Белгород и сербский Ниш являются городами побратимами. В рамках международного творческого обмена студенты БГИИК, кафедра народных инструментов, начиная с 2011 года, проходили стажировку в Сербии, в то время как сербские студенты постигали премудрости музыкального исполнительского искусства в Белгороде.

В дальнейшем этот процесс стал приобретать системный характер. Теперь в Белгородский государственный институт искусств и культуры стали приезжать абитуриенты из Сербии и Черногории, Китая, Украины и других стран. Таким образом, зарубежные музыканты стали ассимилироваться в социокультурной образовательной среде России и постигать культуру, жизнь и культурно-ценностные основы нашей страны при этом получать профессию музыканта-исполнителя и педагога в рамках российской образовательной системы.

Появление музыкантов других стран в учебном заведении привнесло некоторое оживление и интерес к культурам этих стран и, особенно к музыкальному инструментальному искусству. Так в стенах БГИИК зазвучала украинская бандура, гусли, китайский морин-хур, сербская тамбурица, и, конечно же, баян и аккордеон, производства европейских фабрик, а также народная музыка этих стран и произведения композиторов, ранее неизвестных российским музыкантам.

Народные инструменты и музыка разных стран для белгородских музыкантов стали предметом повышенного внимания и интереса. В этой связи мы попытаемся выявить, что общего в культурах славянских народов и есть ли некоторые корневые связи южной и восточной музыкальной инструментальными культурами.

Сербские студенты с увлеченностью, осваивающие искусство игры на баяне или аккордеоне в БГИИК, с удовольствием рассказывают о своих национальных баянистах и аккордеонистах, обладающих высокой исполнительской техникой игры на инструменте. Но немного знают о своих национальных инструментах, истории их появления и развития. И это видно из опроса студентов разных лет. На наш взгляд, процесс возрождения и дальнейшего развития народно-инструментального исполнительства в Сербии имел неуправляемый процесс, а отсюда и несистемный характер развития. Потеря связи с народным искусством прошлых лет, носителями которого были народные музыканты старшего поколения, - привело не только к снижению уровня информированности современной молодежи, но и потери связи с народным искусством прошлого.

Здесь вероятно стоит согласиться и с утверждением Б. Асафьева, что «культура музыкально-интонационная в пределах народной музыки устной традиции

1 Трофимов П.С. Основные закономерности исторического развития искусства. Историко-социологические очерки. М.: Искусство, 1970. С. 5.

отслоилась во многих странах как продолжительная и запаздывающая по отношению к быстрой (относительно, конечно) эволюции музыки профессионально-письменной. В различных странах это происходило по-разному, с различным отношением к своему собственному народному наследию (процесс очень важный и особенно счастливо сложившийся для русской музыкальной культуры)»2. И как дальше пишет этот автор: «В эволюции югославской музыки, <.. .> этот процесс запоздал».

Исходя из результатов исследования, можно утверждать, что процесс возрождения сербского народно-инструментального творчества в какой-то степени сегодня утерян. В подтверждение этому результаты опроса студентов и анализа публикаций в печати и в интернете. На одном из сайтов автор статьи «Современная сербская музыка» пишет, что «в Сербии какой-то повышенной любви к народной музыке нет»3. На это следует сказать, что сегодня, как никогда ранее, каждая нация, каждый народ стремиться в противовес сплошной глобализации, которая нивелирует, а то и поглощает национальные культуры - старается сохранять и возрождать свою национальную культуру, искусство.

Проанализировав ряд источников, мы пришли к выводу, что как в России, так и в Сербии народно-музыкальное и в том числе инструментальное искусство развивалось в процессе жизненно-творческой деятельности человека и в контексте исторических событий. Музыка в мелодиях, ритмах, гармониях отражала стиль той или иной эпохи страны.

Анализ различной литературы по вопросу времени появления музыкальных инструментов у сербов, особенности музицирования, дает нам ответ на этот вопрос -свою историю сербская музыкальная культура начинает где-то с VII века, как во многих европейских странах.

С глубокой древности на формирование музыкальной культуры и исполнительства на народных музыкальных инструментах оказывали влияние многие факторы. Прежде всего, в восточной Сербии наблюдается влияние византийской культуры, в западной части страны проявлялось романское влияние культуры. Но более значительное влияние оказала восточная культура, особенно в период османской войны. В годы османского порабощения в городах звучали военные оркестры, которые наравне с военной музыкой играли и развлекательную. Как правило, в состав этих оркестров входили такие инструменты: различные барабаны (дайры, дарбуки, тулумбасы), зурны, тамбуры, трубы, шалмеи и др.4

Но как бы там не было, сербская музыкальная культура имела свой уникальный фольклор (южнославянский), который имел много общего с народно-музыкальным творчеством близлежащих стран.

Особенно уникальным явлением в народно-инструментальном музицировании является орнаментика. Сербская музыкальная орнаментика в творчестве музыкантов достигла наивысшего развития, которое отражается в творческой импровизации народных исполнителей. Об особенностях орнаментики пишет сербский исследователь-аккордеонист Рамич Яшко, в Сербской орнаментике выявляются сходство и различия музыкальных украшений в культуре Востока и Запада»5. Сюда автор диссертационного исследования относит заимствования из восточной

2 Асафьев Б.В. О народной музыке / сост. И. Земцовский. А. Кананбаева. Л.: Музыка, 1987. С. 45.

3 Трофимов П.С. Основные закономерности исторического развития искусства. Историко-социологические очерки. М.: Искусство. 1970.

4 Рамич Яшко. Орнаментика в сербской народной инструментальной музыке для аккордеона: диссертация кандидата искусствоведения. М., 1999. URL: www.Dissforall.com.

5 Там же.

орнаментики, цыганской, румынской, болгарской, а также использование различных региональных исполнительских стилей.

Поскольку наши интересы направлены в сторону исследования народно-инструментального искусства, то, прежде всего, мы обратили внимание на музыкальный инструментарий, на музицирование, на сферу приложения музыкальных инструментов, на сходство музыкально-исполнительского творчества дружественных народов.

Долгое время фольклористы не выделяли из народного музыкального творчества народов в отдельное направление инструментальное искусство бесписьменной традиции, как в России, так и в Сербии. Наша задача постараться выявить уникальный инструментарий и его функциональное назначение, его особенности в части использования.

Как указывают исторические источники, самыми популярными в Сербии были такие инструменты, как: гусле, тамбур (тамбурице, струнно-щипковый), тапан (ударный), гайда (волынка), 1-ствольная и 2-ствольная фруле (флейта). Все эти инструменты использовались в основном для сопровождения песням и танцам и практически почти не использовались для сольного исполнительства.

Из анализа многих информационных источников, в том числе иллюстраций, картин есть предположение, что народными музыкантами все инструменты использовались в ансамблевом музицировании. Основанием тому служат миниатюры и фрески монастырей, где зафиксированы такие ансамбли. Так на фреске «Род Каинов» из Дечанского монастыря изображены музыканты, играющие на духовых и ударных инструментах. Ударные инструменты очень похожи на турецкие барабаны. Поскольку мы упоминаем о влиянии турецкой музыки и инструментария на процесс создания сербской музыкально-инструментальной культуры, то в этом контексте целесообразно назвать инструменты, бытовавшие в Турции - это струнно-смычковые кеманча, ребаб, щипковые - тамбур, уд, канун. Духовые - ковал (флейта), най, тростевые инструменты (тип гобоя) дюдюк, зурна. И, конечно же, ударные - тарелки, барабаны (их называли янычарские инструменты), позже они были введены в европейские оркестры.

Другой пример, на картине XVI века изображена Белградская капелла, на которой музыканты изображены, играющие на различных инструментах. Здесь присутствуют струнно-щипковые инструменты разной величины, разные по конструкции духовые, ударные инструменты в виде парных маленьких литавр и тарелок.

Как показывает история, с ростом городов в разных странах Европы стали появляться бродячие музыканты. Во многих странах получило широкое распространение искусство - шпильманов и вагантов, игравших на фиделе (род скрипки), колесной лире, свирели, трубе. В романских странах вслед за песнями трубадуров и труверов возникает творчество миннезингеров. Эти музыканты (Германия) для сопровождения своих песен использовали скрипку и инструмент типа арфы. Российские скоморохи использовали гудок, домру, гусли, различные флейтовые инструменты и ударные.

Есть предположение, что такие бродячие музыканты были и в Сербии, а исполнительское искусство было бесписьменным.

После изгнания турецких захватчиков в Сербии первыми оркестрантами были цыгане. Они создавали народные оркестры во всех городах, более того ими

привносились в сербскую инструментальную культуру новые инструменты из других стран такие, как кларнет, труба, гитара, скрипка, аккордеон6.

Создание новых музыкальных инструментов, появление композиторского искусства требовало от музыкантов высокого профессионального исполнительского мастерства, виртуозной технической подготовки, следовательно, все это требовало создания системы обучения игры на различных музыкальных инструментах.

В России предвестником такой системы вначале была Потешная палата (XVIв.), во времена Петра 1 музыкальное образование стало государственным делом, впервые было организовано училище музыки, в XIX веке любительские кружки и курсы в обучении игре на русских народных инструментах, организованные В.В. Андреевым, Н. Белобородовым, Хегстремом и др.

Важную роль в выучке музыкантов сыграли оркестры в домах богатых дворян и помещиков (Шереметьевых, Юсуповых, Барятинских, братьев Хорватов (сербов) и мн. др.), при которых шло обучение игре на инструментах и обучение музыкальной грамоте, как иностранными музыкантами, так и композиторами. Затем организация бесплатных музыкальных школ, различных музыкальных обществ, консерваторий (Санкт-Петербургской и Московской).

Небезынтересен следующий факт. На Белгородчине, в начале XIX века, в Хотмыжском уезде, помещик О.Н. Хорват (серб, служивший в России) после отставки получил земельный надел в сл. Головчино. Он при строительстве особняка на уровне 2 этажа обустроил место для оркестра, создал крепостной оркестр из 25 человек и организовал бесплатную музыкальную школу, где обучались талантливые дети дворовых рабочих музыке и игре на инструментах. Здесь же дети обучались также грамоте и письму. В дальнейшем самых способных и одаренных учеников отправляли для дальнейшего образования в столичные города, где они поступали в капеллы, различные школы.

Похожие процессы наблюдались и в Сербии. Как указывают энциклопедические издания, первая музыкальная школа в Сербии была создана в 1864году, благодаря М. Миловуку при хоровом обществе. В этой школе обучали игре на скрипке, виолончели и музыкальной грамоте.

В последующем появилось светское музицирование, как условие и предпосылки к созданию системы подготовки музыкантов, как в домах аристократов, богатых людей, так и в учебных заведениях (музыкальных школах, хоровых обществах). Все эти факторы способствовали становлению и развитию профессионального исполнительства в Сербии.

В XVШ-XIX веках в Сербии, равно как и многих других странах наблюдается общественный интерес к созданию оркестров, сначала военных, а затем симфонических. Так в Белграде (1835-1836) был, организовал 1-й в стране симфонический оркестр. Все эти явления и события позволили музыкальной культуре и инструментальному искусству быстро развиваться, основываясь на опыт других стран.

Долгое время, вплоть до середины XX столетия, музицирование на народных инструментах существовало как любительское. С созданием в Сербии Ансамбля песни и танца стало возрождаться народно-инструментальное исполнительское искусство. Так в 1948 году был создан творческий коллектив «Коло», в 1964году

6 Рамич Яшко. Орнаментика в сербской народной инструментальной музыке для аккордеона: диссертация кандидата искусствоведения. М., 1999. URL: www.Dissforall.com.

ансамбль «Шота». Для аккомпанемента «коло»7 музыканты использовали такой состав музыкальных инструментов: гусля, аккордеон, фрула, гармоника.

В послевоенное время (1945-1960 гг.), с ростом популярности, гармоники, русского баяна, а также аккордеона в Сербии произошел бурный всплеск в развитии исполнительства на этих инструментах. Многие талантливые сербские музыканты поступали в российские музыкальные вузы для получения музыкально-педагогического образования и профессиональной исполнительской подготовки.

Как пишет Зоран Ракич8: «Путь от незатейливого бытового инструмента, ориентированного на простейшие песенно-танцевальные национальные мелодии до выразителя самых серьезных и значительных образов академического музыкального искусства был пройден в исследуемой среде за удивительно короткий срок - за несколько десятилетий, в отличие от фортепиано, скрипки, виолончели». Но, к большому сожалению бурный и интенсивный рост баянно-аккордеонного исполнительского искусства в Сербии до сих не стал предметом исследования сербских ученых9.

Сегодня в Сербии музыкальное инструментальное искусство в большей части представлено баяном и аккордеоном и развивается в тесном содружестве с исполнителями, педагогами и композиторами из России и других европейских стран. Большой вклад в пропаганду исполнительства на баяне и аккордеоне вносят известные музыканты-исполнители и педагоги из России. Большой популярностью в Сербии пользуются выступления и мастер-классы таких российских музыкантов и педагогов, как: Евгения Дербенко, Бориса Егорова, Вячеслава Семенова, Виктора Новикова (Белгород, Россия), и мн.др. Из европейских баянистов - Петри Макконен (Финляндия), Горка Хермоза (Испания), Владимир Зубицкий (Украина), Франк Анджелис (Франция).

Сегодня тесное сотрудничество осуществляется между учебными заведениями Сербии и БГИИК на новом уровне. Белгородские музыканты часто участвуют в исполнительских конкурсах в Сербии, равно как и сербские баянисты, и аккордеонисты - в российских. Но не только сольные исполнители представляют российскую исполнительскую школу, но и оркестр русских народных инструментов Белгородского государственного института искусств и культуры. Благодаря обучению сербских студентов в вузах России, участие их во время учебы в оркестровой игре, стало возможным перенесение этого опыта в сербские музыкальные учебные заведения. Так сегодня в Сербии пользуются успехом учебные оркестры баянов и аккордеонов, а также оркестры, состоящие из тамбуров (род мандолины) и гитар.

Подводя итог изложенному, следует особо подчеркнуть, - национальное музыкальное инструментальное искусство Сербии развивается в тесном взаимодействии и сотрудничестве с другими странами и народами, вследствие чего идет взаимное обогащение. В настоящее время идет процесс постепенного возрождения национальных инструментов, создание народных оркестров, продолжают развиваться исконно сербские национальные исполнительские традиции,

7

«КОЛО» - форма народной музыки Сербии. Это танец круга, который сопровождает ансамбль. Как правило, его состав аккордеон, гусла, гармонь, фрула. Танец обычно исполняется 5-13 мин., с постепенным увеличением темпа и доходит к концу до кульминации.

8 Ракич Зоран - сербский баянист, выпускник музпединститута им. Гнесиных, кандидат искусствоведения.

9 Ракич Зоран. Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии: диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.02. М., 2004 : ил. URL: https:neu- disser.ru.

связанные с использованием различных приемов и средств орнаментики. На современном историческом этапе большой популярностью в Сербии пользуются инструменты баян и аккордеон. В стране создано много учебных музыкальных заведений, в которых работают лучшие музыканты, получившие профессиональное образование в России.

Список литературы

1.Асафьев Б.В.О народной музыке /сост. И. Земцовский. А. Кананбаева. - Л.: Музыка. 1987. - 248 с.

2.Музыкальная энциклопедия / главный редактор Ю.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1978. -Т.4. - 974 с.

3.Ракич Зоран. Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.02. [Электронный ресурс]. - М., 2004 : ил. - URL: https:neu-disser.ru.

4.Рамич Яшко. Орнаментика в сербской народной инструментальной музыке для аккордеона: диссертация кандидата искусствоведения [Электронный ресурс]. - М., 1999. - URL: www. Dissforall.com.

5.Трофимов П.С. Основные закономерности исторического развития искусства. Историко-социологические очерки. - М.: Искусство, 1970. - 240 с.

SYNERGISTIC APPROACH IN STUDYING FOLK INSTRUMENTAL

ART OF SERBIA

L.A. Mishchenko

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: mishenko.1948@mail.ru

The article is devoted to such practically unexplored problem as a historical process of development of national instrumental art of Serbia. Some aspects of cultural influence of nearby countries, especially at the time of the Ottoman conquest, are revealed. The similarities in the development of instrumental cultures of Russia and Serbia are analyzed. The current state of folk instrumental art in Serbia is described.

Keywords: cooperation, education, musical instruments, evolution of instrumentarium in Serbia, orchestras, button accordion, accordion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.