УДК 786
В. Ф. Кочеков
канд. пед. наук, доцент, Челябинская государственная академия культуры и искусств
E-mail: [email protected]
ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ КРЫЛОВ - ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДНОГО ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ УРАЛЬСКОЙ БАЯННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Актуальность проблемы обуславливается необходимостью создания объективной панорамы развития единого пространства академического исполнительства на русских народных инструментах, с учетом региональных особенностей культурного ареала России. Насущной задачей для настоящего времени, характеризующегося поиском новых, действенных форм художественно-этического воспитания молодежи, является исследование развития академического исполнительства на русских народных инструментах, способствующего формированию любви к отечественной музыкальной культуре и чувства патриотизма, сохранению памяти о музыкантах края, воспитанию, по меткому выражению Д. С. Лихачева, «духовной оседлости».
Целью работы явился научный анализ деятельности В. Ф. Крылова, одного из первых представителей академического баянного искусства на Урале. Этапы жизненного пути музыканта отражают процесс формирования и развития академического исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области как явления, включающего в себя общероссийские черты и ряд особенностей, присущих только данному региону.
Исследование проводилось с использованием современных методов искусствознания, разработанных и активно применяемых в научной деятельности музыковедов в последние десятилетия, а также ряда общенаучных методов и подходов. В качестве ведущего выступил культурно-исторический метод. Применение культурологического подхода позволило проследить взаимосвязи между академическим исполнительством на русских народных инструментах в Челябинской области и народно-инструментальной культурой России в целом. Использование историко-аналитического метода связано с изучением исторических и мемуарных документов, материалов периодической печати и т. д.
В результате проведенного исследования ликвидируется одно из белых пятен в истории академического исполнительства на русских народных инструментах в России. Материал работы может быть полезен исследователям и теоретикам в области народного искусства, появляется возможность его применения при изучении истории и культуры России, Урала: при изложении спецкурсов по истории, культуре данного региона; в лекционных курсах, семинарах и практикумах по истории русской музыки, народного художественного творчества, исполнительства в средних специальных и высших учебных заведениях системы вузов искусств и культуры; в системе дополнительного образования и на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров начального, среднего и высшего звена.
Ключевые слова: музыкант, исполнитель, баянист, педагог, академическое искусство, музыкальная школа
Для цитирования: Кочеков, В. Ф. Василий Федорович Крылов - этапы жизненного пути одного из основателей Уральской баянной академической школы / В. Ф. Кочеков // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 3 (43). - С. 77-83.
Биография Василия Федоровича Крылова отражает процессы становления и развития баянного искусства в России на примере Уральского региона. Общероссийское движение в сфере русского народно-инструментального исполнительства после 1917 г. «конвер-
гировалось» со специфическими региональными особенностями многонациональной страны, формируя качественно новую народно-инструментальную культуру. Проводниками данного процесса были люди, беззаветно преданные русским народным инструментам,
77
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Ф. Кочеков
Василий Федорович Крылов - этапы жизненного пути...
своей национальной культуре, традициям. Один из них - В. Ф. Крылов, принявший самое непосредственное участие в создании академической баянной школы.
Василий Федорович Крылов родился в Челябинске в рабочей семье в 1900 г. Трудился разносчиком газет, подмастерьем в различных мастерских, лавках, конторах, с 1916 г. - слесарем на железной дороге. По объявлению в газете, приглашающему обучаться игре на баяне, обратился к челябинскому баянисту П. Толсти-хину, но очень высокая плата не позволила Василию Федоровичу продолжать обучение, и в дальнейшем он самостоятельно постигал основы нотной грамоты, игру на инструменте.
Дореволюционные годы - своего рода предтеча становления баяна как академического инструмента. Для данного исторического периода музицирование на этом инструменте ограничивалось бытовыми рамками: «...основным приложением творческих сил... у нарождающихся профессионалов-баянистов являлось бытовое музицирование» [5, с. 195]. Начало творческой деятельности В. Ф. Крылова иллюстрирует названный тезис. Баянист играл на свадьбах, посиделках, праздничных застольях, в связи с чем его репертуар состоял из русских народных песен, популярной танцевальной музыки прикладного характера -«Барыня», «Краковяк», «Цыганочка» и т. д., что соответствует утверждению российского ученого доктора искусствоведения В. В. Бычкова: «Место музицирования обуславливал и репертуар, состоящий в основном из частушек, куплетов припевок, танцев, т. е. музыки прикладного назначения» [2, с. 20]. Общепринятый метод освоения баяна и музицирования на нем относится к бесписьменной традиции - обучение «с рук», игра «на слух». Имея от природы очень хорошие музыкальные данные, Василий Федорович преуспел в подборе на слух песен и танцев, постоянно расширяя репертуар, тем самым совершенствуясь как исполнитель, востребованность в котором постоянно росла.
Профессиональную деятельность В. Ф. Крылов начал во времена НЭПа в одном из челябинских ресторанов, когда сформировалась
определенная исполнительская база, значительно пополнился репертуар. Как правило, заказывались популярные песни: «По диким степям Забайкалья», «Шумел камыш», «На Муромской дорожке», «Ухарь-купец» и т. п. Это отражает общую тенденцию развития исполнительства на баяне данного периода -коммерческая основа, сольное исполнительство, базирующееся на бытовой, музыке, развлекательном искусстве.
Одним из факторов, способствующих повышению арсенала технических средств, исполнительской культуры, стала работа по озвучиванию немых кинокартин в кинотеатре «Кирпичики» дуэтом с профессиональным скрипачом И. Плонским. Баянист получил хорошую школу в плане ансамблевого исполнительства, приобщился к классическому репертуару. И. Я. Плон-ский, имеющий специальное музыкальное образование, во многом способствовал формированию общей музыкальной культуры баяниста, его ориентации на академическое направление в будущей творческой стезе. Теоретические знания, работа по подготовке партий, переложению, академическое содержание репетиций с профессиональным скрипачом, скрупулезная отработка исполнения - весь этот комплекс самым позитивным образом оказал влияние на творческий потенциал баяниста.
В послереволюционный период значительно возросла социальная роль русских народных инструментов как атрибутов общественно-пропагандистской и идеологической работы. Баян, как и все они, стал важнейшим проводником государственной идеологии, способствуя решению важнейших государственных задач - музыкальный ликбез, развитие массовой музыкальной культуры общества, просветительство. В данном контексте существенно активизировалась концертная деятельность В. Ф. Крылова. Музыканта привлекают к участию в многочисленных политических мероприятиях, торжественных собраниях, праздниках, клубных вечерах и т. д. Таким образом, концертные выступления баяниста определялись не музицированием как таковым, а деятельностью более широкого соци-
78
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Ф. Кочеков
Василий Федорович Крылов - этапы жизненного пути...
ально-культурного значения, что соответствовало тенденциям народно-инструментального исполнительства в стране в 20-30-х гг. прошлого столетия.
Баян, как одно из важнейших средств реализации культурно-просветительской государственной программы, стал незаменимым проводником между музыкой быта и высокой классикой. В соответствии с положениями музыкальной социологии значимым фактором общественного функционирования музыкального инструмента является исполняемая на нем музыка, репертуар: «...ибо в нем находят отражения разнообразные потребности общества» [1, с. 16]. Слушательская аудитория хотела воспринимать классические произведения именно в исполнении баяна. Все это потребовало перехода от слуховой традиции к письменной - нотно-цифровой и нотной, так как на слух невозможно было исполнить сложное классическое произведение. В. Ф. Крылов, в отсутствие достаточной теоретической базы, вынужден был серьезно заняться самообразованием, музыкальной грамотой, вопросами, связанными со спецификой переложения нотного материала с различных инструментов. Подобная работа дала серьезные результаты, в репертуаре баяниста появились классические произведения композиторов Ф. Шопена, И. Брамса, Ф. Шуберта, Ж. Бизе, П. И. Чайковского.
Расширение репертуара за счет классики, рост профессионализма позволил баянисту с 1929 г. выступать по Челябинскому городскому радио. Частота выступлений (9-10 в месяц) требовала постоянной смены репертуара, который состоял только из классических произведений. Такая интенсивная концертная деятельность совершенствовала мастерство исполнителя, ставя его в один ряд с российскими баянистами, представителями активно развивающегося сольного профессионального искусства, в котором тенденции академизации в 19201930-х гг. проявляются все более явственно.
С 1926 г. по всей стране начинают проводиться конкурсы гармонистов. Эти мероприятия имели огромное значение для всего народно-инструментального исполнительства,
явились мощным стимулом его развития: «По стране прошло несколько тысяч конкурсов, в которых участвовали десятки тысяч исполнителей, количество слушателей, присутствовавших на них, составило около трех миллионов человек» [7, с. 97]. В Челябинске первый подобный конкурс состоялся в 1927 г. На городском конкурсе гармонистов и баянистов в 1929 г. из семи баянистов В. Ф. Крылов (безработный музыкант) получил первую премию и направление на окружной конкурс, где также одержал победу, исполнив Вальс Ф. Шопена фа-диез минор с филигранной техникой, эмоционально и грамотно. Публика заставила баяниста исполнить произведение на бис, что недопустимо в условиях музыкального состязания. Это явилось доказательством того, что рабочая аудитория хорошо воспринимает классическую музыку, которая прекрасно звучит на народном инструменте.
В качестве профессионального исполнителя в 1931 г. Василий Федорович едет в Башкирию, где ведет активную концертную деятельность в агиттеатрах «Синяя блуза», «Шестеренка»: «.в котором играли баянисты
А. Крылова, В. Крылов, С. Стива, А. Фомен-ков» [9, с. 37]. На протяжении всего пребывания в республике (до 1936 г.) В. Ф. Крылов был солистом Башкирского радио. Как сформировавшийся исполнитель академического направления всей своей обширной творческой деятельностью баянист внес существенный вклад в становление и развитие академической уфимской баянной школы, в полной мере он считается одним из ее основателей.
Небывалый размах народно-инструментального исполнительства в стране, огромная популярность баяна выдвигали насущную проблему профессионального обучения, организации музыкальных учебных заведений для подготовки педагогов и исполнителей. Как определяет ученый, доктор искусствоведения Д. И. Варламов: «Одной из основных тенденций развития народно-инструментального искусства в этот исторический период становится профессионализация системы обучения и воспитания музыкантов-народников» [3, с. 236].
79
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Ф. Кочеков
Василий Федорович Крылов - этапы жизненного пути...
По всей стране создаются музыкальные школы, как первая ступень профессионального образования, в том числе организованная в 1920 г. в Челябинске вошла в число 75 музыкальных школ, открытых к 1920 г. в стране). Городская газета сообщала: «Губернским отделом народного образования открывается бесплатная музыкальная школа... принимаются в первую очередь дети красноармейцев, члены профсоюзов, коммунистическая молодежь» [8]. В отсутствие специалистов-баянистов класс баяна в ней появился только в 1936 г. (в качестве преподавателя был приглашен В. Ф. Крылов).
Проблема открытия специализированных музыкальных учебных заведений - средних и высших - стала решаться в стране сразу после установления советской власти: «С первых же послеоктябрьских лет остро встал вопрос о необходимости профессионализации музыкального образования» [6, с. 182]. В 1935 г. организуется профессиональное музыкальное учебное заведение - Челябинский музыкальный техникум, в котором в 1937 г. открывается класс баяна под руководством В. Ф. Крылова. С этого времени начинается подготовка профессиональных баянистов в регионе на основе академического исполнительства. Имея богатый практический опыт концертного исполнителя, Василий Федорович с первых шагов своей педагогической деятельности определил приоритетным именно академическое направление в подготовке будущих специалистов как самое действенное и эффективное. Этот принцип сохранялся на протяжении всей долгой педагогической карьеры музыканта как в начальном учебном заведении - школе, так и в специализированном - техникуме (училище).
Осознавая, что для подготовки профессиональных баянистов, помимо практических умений, требуется значительная теоретическая база, Василий Федорович посещал теоретические занятия, сидя за одной партой со своими учениками.
В 1941 г. В. Ф. Крылов организовал в Челябинской филармонии профессиональный ансамбль баянистов в количестве 8 человек.
В обширном репертуаре коллектива большую часть произведений составляли переложения композиторов-классиков: П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, В. Моцарта, И. Брамса, Ф. Шопена. Создание творческого коллектива определялось стратегическими задачами в государственном масштабе: «.основной целью народно-инструментальных коллективов, широко развернувших свою деятельность в 1920 -начале 40-х годов, было ознакомление широкой публики с симфоническими произведениями - вплоть до Пятой симфонии и увертюры “Эгмонт” Л. Бетховена, Неоконченной симфонии Ф. Шуберта или “Итальянского каприччо” П. И. Чайковского» [Там же, с. 188].
Ансамбль по профессиональному статусу, содержанию работы и репертуару, постоянной концертной деятельности в полной мере определяется как музыкальный коллектив академического направления. Профессиональный филармонический ансамбль баянистов под руководством В. Ф. Крылова стал высокохудожественным образцом музицирования, во многом определил развитие и путь академического исполнительства на баяне в регионе как в сольном, так и оркестровом вариантах.
Во время Великой Отечественной войны
В. Ф. Крылов служил в составе артистических бригад в качестве аккомпаниатора и солиста. В обширном и разнообразном репертуаре исполнителя главенствовала классика. Как писала армейская газета «За Родину»: «...В. Крылов виртуозно исполняет на баяне как классические произведения гигантов музыки Ф. Шопена, П. Чайковского, М. Глинки, И. Брамса,
В. Моцарта, так и советских композиторов И. Дунаевского, Д. Покрасса, Д. Шостаковича. Игра т. Крылова доставляет большое наслаждение» [4, с. 75].
После окончания войны Василий Федорович возвратился в Челябинск и продолжил работу в музыкальной школе № 1 и в Челябинском музыкальном училище. Можно обозначить два стратегических направления всей его педагогической деятельности. Первое -музыкальное просветительство, развитие массовой музыкальной культуры. Баянист с само-
80
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Ф. Кочеков
Василий Федорович Крылов - этапы жизненного пути...
го начала своей творческой карьеры был свидетелем невиданного интереса широких народных масс к баяну, как исполнитель сам активно участвовал в процессе приобщения уральцев к баянному искусству. Необходимость быть пропагандистом, нести музыкальную культуру в народ - эти черты В. Ф. Крылов постоянно воспитывал в своих учениках. Он поощрял работу воспитанников в качестве баянистов в различных учреждениях на протяжении учебы, так как острый дефицит специалистов (особенно в 1940-1950-е гг.) негативно отражался на стремительно развивающемся педагогическом баянном направлении, на художественной самодеятельности. Педагог руководствовался принципом - учащиеся с самых ранних этапов обучения должны приобщаться к практике: концертмейстерству, педагогической деятельности, сольным выступлениям, пропаганде баянного искусства.
Другим стратегическим направлением педагогической деятельности В. Ф. Крылова была безусловная нацеленность своих выпускников на дальнейшее обучение в училище, консерватории. Это стремление, в сочетании с полученной профессиональной подготовкой давало блестящие результаты - практически все учащиеся после музыкальной школы поступали в музыкальное училище, далее многие его выпускники продолжали учебу в вузах: В. Петренко (1957, Алма-Ата), Ф. Янту-дина и П. Анохин, (ГМПИ, 1958, Москва),
В. Азов (ГМПИ, 1959, Москва), Ю. Ястребов (Горький, 1960), И. Ильин (Свердловск, 1960) и мн. др. При малочисленности кафедр и отделений русских народных инструментов в высших учебных музыкальных заведениях на тот исторический период и, следовательно, жестком отборе абитуриентов успехи челябинских баянистов свидетельствуют о достаточно высоком уровне педагогического мастерства Василия Федоровича, четкой педагогической установке на академическое содержание всего учебного процесса. Все баянисты-преподаватели Челябинского музыкального училища в 1960-х гг. имели высшее образование и были бывшими воспитанниками Василия Федоровича.
В настоящее время в баянном педагогическо-исполнительском корпусе Челябинской области можно проследить через несколько поколений «педагогический след», ведущий к Василию Федоровичу. Один из ярких примеров - его ученик И. А. Ильин, получивший высшее образование, воспитавший прекрасного исполнителя, заслуженного артиста России Николая Ищенко, который в свою очередь стал учителем Константина Ищенко, получившего мировую известность баяниста-виртуоза.
В. Ф. Крылов сохранил жизненную энергию до преклонного возраста: на 70-м году он подготовил для участия в областном конкурсе музыкальных школ Челябинской области В. Добрынина, завоевавшего призовое место и впоследствии сформировавшегося в исполнителя высокого класса.
Одинаковое отношение к ученикам без разделения на сильных и слабых, отсутствие ставки только на природные способности - один из педагогических принципов В. Ф. Крылова. Это не говорит о неимении личностного подхода к каждому воспитаннику. Будучи от природы хорошим психологом, Василий Федорович видел и знал все сильные и слабые стороны своих подопечных, что позволяло ему осуществлять педагогический процесс с наибольшей отдачей. Интерес к музыкальному искусству, исполнительству со стороны каждого желающего к ним приобщиться являлись основными факторами, которыми руководствовался педагог при наборе учащихся. Труд, упорство, настойчивость - вот те критерии, по которым В. Ф. Крылов определял степень талантливости учеников. Он старался научить своих подопечных не только игре на баяне, но и прежде всего умению по-настоящему работать, не бояться трудностей, постоянно совершенствоваться: «Любовь к труду, умение трудиться -ваша визитная карточка в жизни» [10]. Удивительной аккуратностью, самодисциплиной, скрупулезным отношением к делу, огромным трудолюбием он являл отличный пример для своих воспитанников. Для каждого подопечного педагог определял довольно значительный набор произведений различных эпох и
81
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Ф. Кочеков
Василий Федорович Крылов - этапы жизненного пути...
композиторов, необходимых для освоения. В обязательном порядке в репертуаре присутствовали И.-С. Бах, венские классики, русские композиторы XIX в. В основе педагогического процесса всех лет обучения принцип академической направленности являлся главенствующим. Василий Федорович был не просто педагогом, а наставником, воспитателем, советчиком, участником в жизни своих подопечных не только во время учебы, но и на протяжении последующего пути.
В. Ф. Крылов в течение всей своей педагогической деятельности внимательно следил за появляющимися новинками методического направления, учебной литературой не только для баяна, но и для других инструментов. Эту потребность быть в курсе всего происходящего в учебно-методической сфере педагог беспрестанно прививал своим воспитанникам.
Почти сорок лет педагогической деятельности В. Ф. Крылова ее основой являлся ориентир на академическое исполнительство.
С самого начала своего творческого пути баянист благодаря своим природным данным, интуиции шел в сторону академического исполнительства, все время совершенствуясь, развиваясь, как исполнитель и пропагандист. Став педагогом, Василий Федорович при наличии огромного практического опыта, богатого исполнительского багажа построил всю работу исходя из своего стержневого принципа подготовки учащихся на основе академического баянного исполнительства. В. Ф. Крылов основал школу подготовки исполнителей и педагогов, которая до сих пор прекрасно функционирует, он воспитал целую плеяду замечательных музыкантов, общественных деятелей, ученых, организаторов, передав им свое мастерство, любовь и преданность музыке, баяну. Как основатель школы и академического исполнительства на баяне, Василий Федорович во многом определил содержание, направление, перспективы развития баянного искусства, исполнительства и педагогики в Уральском регионе.
1. Британов, Г. Ф. Общественно-музыкальная деятельность В. В. Андреева и актуальные задачи социологического изучения русских народных инструментов / Г. Ф. Британов // Творческое наследие В. В. Андреева и практика самодеятельного инструментального исполнительства. - Ленинград, 1988. - С. 16-28.
2. Бычков, В. В. Баянно-аккордеонная музыка России и Европы: в 2 кн. / В. В. Бычков.- Челябинск: Версия, 1997. - Кн. 1. Баянная музыка России. - 216 с.
3. Варламов, Д. И. Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России XIX - XX вв.: дис. ... д-ра искусствоведения / Д. И. Варламов. - Саратов, 2009. - 339 с.
4. Вольфович, В. А. В. Ф. Крылов - основоположник баянной школы Южного Урала / В. А. Вольфович // Народно-инструментальное исполнительство Урала и Сибири: межвуз. сб. ст. - Челябинск, 1991. - С. 71-78.
5. Имханицкий, М. И. История баянного и аккордеонного искусства / М. И. Имханицкий. - Москва: РАМ им. Гнесиных, 2006. - 520 с.
6. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах / М. И. Имханицкий. -Москва: РАМ им. Гнесиных, 2002. - 352 с.
7. Мирек, А. М. И звучит гармоника / А. М. Мирек. - Москва: Совет. композитор, 1979. - 175 с.
8. Музыкальная школа // Советская Правда. - 1920. - 19 февр.
9. Сагадеева, Р. Г. Из истории развития ансамблево-оркестрового исполнительства в Башкортостане / Р. Г. Сагадеева // Народно-инструментальное исполнительство Урала и Сибири: межвуз. сб. ст. / сост. и науч. ред. И. И. Щедрин. - Челябинск, 2009. - С. 35-40.
10. Ястребов, Ю. Г. Наш батя / Ю. Г. Ястребов // Челяб. рабочий. - 1972. - 14 мая.
Получено 9.08.2015
82
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
В. Ф. Кочеков
Василий Федорович Крылов - этапы жизненного пути...
V. Kochekov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: [email protected]
VASILII FEDOROVICH KRYLOV - LIFE STAGES ONE OF THE ACADEMIC SCHOOL URAL BAYAN FOUNDERS
Abstract. The urgency of the problem is caused by the need to create an objective panorama of a unified space of academic performing Russian folk instruments, taking into account regional peculiarities of Russian cultural area.
An essential task for the present which is characterized by search of new, effective forms of art and ethical education of youth is research of development of the academic performance on the Russian national tools promoting formation of love to domestic musical culture and feelings of patriotism, to preservation of memory of musicians of edge, education on an apt expression of D. Likhachev, “spiritual settled life ”.
The purpose of work was the scientific analysis of activity of V. Krylov, one of the first representatives of the academic bayan art in the Urals. Stages of a course of life of the musician reflect process of formation and development of the academic performance in the Russian national tools in Chelyabinsk region as the phenomenon including the all-Russian lines and a number of the features inherent only in this region.
Research was conducted with use of the modern methods of Art Studies developed and which are actively applied in scientific activity of musicologists in the last decades and also a number of general scientific methods and approaches. As the leader the cultural and historical method was used. Application of culturological approach allowed to track interrelations between the academic performance on the Russian national tools in Chelyabinsk region and national and tool culture of Russia in general. Use of a historical and analytical method is connected with studying of historical and memoirs documents, periodicals materials etc.
As a result of the conducted research one of “white spots” in the history of the academic performance on the Russian national tools in Russia is liquidated. Material of work can be used by researchers and theorists in the field offolk art, there is a possibility of its application when studying history and culture of Russia, the Urals: at a statement of special courses on history, culture of this region; in lecture courses, seminars and workshops on history of the Russian music, amateur and folk arts, performance history in average special and higher educational institutions of system of higher education institutions of arts and cultures; in system of additional education and on courses of increase and retraining ofpersonnel of initial, average and top management.
Keywords: musician, performer, bayan-player, teacher, academic art, musical school
For citing: Kochekov, V. Vasilii Fedorovich Krylov - Life Stages one of the Academic School Ural Bayan Founders / V. Kochekov // Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - 2015. - № 3 (43). - P. 77-83.
Reference
1. Britanov, G. Social and Musical Activities in. V. Andreev and Urgent Task of the Sociological Study of Russian Folk Instruments / G. Britanov // Tvorcheskoe nasledie V. Andreeva i praktika samodeyatel'nogo instrumen-tal'nogo ispolnitel'stva [Creative Heritage of Centuries V. Andreev and Practice of Amateur Instrumental Performance]. - Leningrad, 1988. - P. 16-28.
2. Bychkov, V. Bayanno-akkordeonnaya muzyka Rossii i Evropy [Bayan-accordion Music of Russia and Europe]: in 2 book / V. Bychkov. - Chelyabinsk: Version, 1997. - Book 1. Bayan Music of Russia. - 216 p.
3. Varlamov, D. Narodnye traditsii v kontekste evolyutsii natsional'nogo instrumentalizma v muzykal'nom iskusstve Rossii XIX - XX vv. [Folk Traditions in the Context of the Evolution of the National Instrumentalism in the Musical Art of the XIX - XX centuries] / D. Varlamov. - Saratov, 2009. - 339 p.
4. Volfovich, V. Krylov - Founder Bayan School of the Southern Urals / V. Volfovich // Narodno-instrumental'noe ispolnitel'stvo Urala i Sibiri [Folk-instrumental Performance in the Urals and Siberia]. -Chelyabinsk, 1991. - P. 71-78.
5. Imhanitsky, M. Istoriya bayannogo i akkordeonnogo iskusstva [History of Bayan and Accordion Art] / M. Im-hanitsky. - Moscow: Gnesin Russian Academy of Music, 2006. - 520 p.
6. Imhanitsky, M. Istoriya ispolnitel'stva na russkikh narodnykh instrumentakh [History of playing Russian folk instruments] / M. Imhanitsky. - Moscow: Gnesin Russian Academy of Music, 2002. - 352 p.
7. Mirek, A. I zvuchit garmonika [And Harmonic Sounds] / A. Mirek. - Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1979. - 175 p.
8. Music School // Sovetskaya Pravda [Soviet’ Truth]. - 1920. - 19 Feb.
9. Sagadeeva, R. The History of the Development of an Ensemble-orchestral Music in Bashkortostan / R. Sa-gadeeva // Narodno-instrumental'noe ispolnitel'stvo Urala i Sibiri [Folk-instrumental Performance in the Urals and Siberia] / comp. and scientific ed. I. Shchedrin. - Chelyabinsk, 2009. - P. 35-40.
10. Iastrebov, Iu. Our Dad / Iu. Iastrebov // Chelyabinskiy rabochiy [Chelyabinsk Worker]. - 1972. - May 14.
Received 9.08.2015
83
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)