ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ
Зарубина В.В.,
проректор УИПКПРО по учебно-методической работе, к.п.н., доцент
Данилов С. В., проректор УИПКПРО по научно-методической работе, к.пс.н., доцент
Региональная система продвижения положительного педагогического опыта в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Современный этап развития отечественного образования характеризуется интенсивными изменениями, которые затрагивают различные его компоненты: нормативно-правовую базу, структуру управления, содержание и технологии обучения и воспитания. Важнейшее направление этих изменений связано с реализацией приоритетного национального проекта «Образование». Целью ПНПО является развитие инновационных практик, выявление точек роста профессионализма педагогических кадров, повышение качества образования.
По мере того, как в результате конкурсов ПНПО увеличивается количество образовательных учреждений и педагогов-победителей, всё более актуальным становится продвижение их опыта в массовую практику, использование опыта лидеров для достижения системных эффектов в образовании. Эта задача поставлена перед органами управления образованием, региональными институтами повышения квалификации; она широко обсуждается на конференциях и совещаниях разного уровня.
Ульяновская область всегда была богата творчески работающими педагогами. Их опыт традиционно изучался, распространялся через систему педагогических советов, предметных и межпредметных методических объединений, через научно-практические конференции и другие мероприятия. С 1993 года в области существует широкая сеть экспериментальных образовательных учреждений, объединённых областной программой развития инновационных процессов (РИП). Около пятнадцати лет данная программа является инструментом разработки и продвижения инновационного педагогического опыта. Однако сегодня в условиях модернизации образования, реализации национального проекта «Образование» необходимо совершенствовать существующую модель распространения педагогических инноваций с учётом опыта победителей конкурсов ПНПО.
Федеральным оператором ПНПО (АПК и ППРО) предлагаются три примерных модели распространения опыта лучших школ и учителей:
1. Модель прямого действия - когда лучшая школа (учитель) напрямую предоставляют свои услуги потребителю (другим школам, учителям).
2. Модель опосредованного действия - когда между носителями опыта и его потребителями стоит посредник, создатель сети распространения опыта (орган управления образованием, ИПК, РМК, научно-методический центр и др.).
3. Сетевая модель - при которой лучшая школа, учитель передают свой опыт нескольким школам, учителям, а те, в свою очередь, продвигают его среди других ОУ и педагогов.
В настоящее время в Ульяновской области сложилась и действует модель продвижения педагогического опыта, которая может быть названа интегративной. Её отличительными признаками являются:
1. Использование элементов и механизмов продвижения опыта всех вышеназванных моделей.
2. Продвижение опыта победителей ПНПО на основе уже существующей в области системы разработки и распространения положительного педагогического опыта (программы РИП).
3. Объединение двух инновационных потоков: с одной стороны - опыта экспериментальных образовательных учреждений, участников областной программы РИП, с другой стороны - опыта лучших школ и учителей по результатам конкурсов ПНПО.
Структурно данная модель представляет собой единство следующих компонентов:
Во-первых - это субъекты системы:
а) разработчики инноваций и носители опыта (инновационные образовательные учреждения, победители конкурсов ПНПО, базовые образовательные учреждения УИПКПРО, опорные ОУ МОУО, творчески работающие педагоги и классные руководители, представители инициативной, талантливой и творческой молодёжи и т.д.);
б) потребители инновационного опыта (педагоги и ОУ региона, учащиеся и студенты, педагогическая общественность);
в) координаторы процессов распространения инновационного опыта (региональные и муниципальные органы управления образованием, УИПКПРО, муниципальные методические службы, общественные педагогические сообщества - ассоциация лучших школ области, областной клуб «Учитель года», молодёжные организации).
Вторым элементом модели является собственно содержание передового педагогического опыта. Тематически оно затрагивает такие проблемы, как:
- совершенствование систем оценки качества образования;
- создание и развитие гуманистических образовательных сред в образовательных учреждениях;
- профессионально-личностное развитие педагогических кадров;
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008
29
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ
- научно-методическое обеспечение введения предшкольного и модернизации дошкольного образования;
- научно-методическое и организационное обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- развитие воспитательных систем в образовательных учреждениях различных типов;
- информатизация образования и другие. Содержание передового педагогического опыта
формализуется в программах развития ОУ, материалах педагогов-победителей, инновационных проектах (учебных и образовательных программах, методиках, конспектах открытых уроков, презентациях, учебнометодических комплексах), научных отчётах инновационных ОУ (ДОУ, школ, УДОДов, учреждений НПО и СПО
- участников программы РИП), материалах конференций. Эти материалы накапливаются и систематизируются в медиацентре и научно-исследовательских лабораториях УИПКПРО, их электронные версии размещаются на сайте Департамента образования и института.
В настоящее время продолжается формирование федерального банка опыта лучших школ и учителей, победителей конкурсов ПНПО. В рамках этого процесса институт совместно с РМК осуществляет подготовку информационных карт инновационного опыта победителей ПНПО в Ульяновской области. В медиацентре института на каждого получившего грант формируется пакет документов и материалов, включающий описание опыта, видеоуроки, презентации.
Распространение передового педагогического опыта осуществляется в разных направлениях и отличается многообразием конкретных форм, которые рассматриваются нами как самостоятельные компоненты модели.
Одно из направлений продвижения инновационного опыта - это процесс повышения квалификации, главной задачей которого является принципиальное обновление системы педагогических компетентностей учителей и руководителей ОУ области в соответствии с современным состоянием и перспективами отечественного образования.
В рамках этого направления наряду с традиционными занятиями (лекциями, семинарами, практическими занятиями и т.д.) трансляция и освоение педагогами передового педагогического опыта происходит в формах:
- участия авторов опыта в проведении занятий со слушателями (в качестве лекторов-практиков) -консультаций, практикумов, мастер-классов, обучающих и деловых игр, педагогических мастерских;
- стажировок педагогов на базе инновационных ОУ (экспериментальных площадок и научнометодических центров, опорных ОУ, лучших школ - победителей ПНПО);
- открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- авторских школ и семинаров;
- дистанционного обучения с использованием материалов и информационных ресурсов инновационных образовательных учреждений.
В ходе курсовой подготовки применяются такие формы занятий со слушателями, как экскурсии по выставке материалов школ-победителей, творческие
30
встречи с педагогами-победителями, выездные практические занятия на базе инновационных школ.
В Ульяновском ИПКПРО успешно осуществляется обучение педагогов по вновь разработанным программам курсов и проблемных семинаров, связанным с основными направлениями нацпроекта: «Общественно-государственное управление школой: проблемы и перспективы», «Попечительский совет в ОУ: нормативно-правовое обеспечение и содержание деятельности», «Программа развития ОУ: от разработки до реализации», «Поддержка и развитие инновационных процессов в ОУ в новых социальноэкономических условиях», «Методика и методология педагогических исследований», «Компьютер как средство обучения», «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Развитие творческой активности педагогов в процессе педагогической деятельности», «Воспитание в современных условиях», «Выявление, обучение и развитие одаренных детей». В целях развития ИКТ-компетенций педагогических работников с 2006 года в институте реализуется программа корпорации Intel «Обучение для будущего», а с 2007 года программа компании Microsoft «Партнёрство в образовании». Для научно-методического сопровождения конкурсных процедур совместно с Департаментом образования области в 2007 году были проведены областные обучающие семинары для экспертов региональных конкурсных комиссий.
Обучение по данным программам, с одной стороны, позволяет продвигать опыт победителей ПНПО, а с другой стороны, ориентировано на то, чтобы «выращивать» новых участников и будущих победителей конкурсов национального проекта «Образование».
Таким образом, курсовая подготовка является организованным пространством представления инновационного опыта, первичного восприятия его слушателями.
Значительная работа по продвижению передового педагогического опыта организуется в межкурсовой период. Это направление организационно опирается на план-график работы Ульяновского ИПКПРО и областных научно-методических центров, который утверждается совместным приказом Департамента образования и УИПКПРО. Эта работа включает в себя разнообразные формы:
- консультирование педагогов и руководителей ОУ (очное и дистанционное);
- школы передового педагогического опыта;
- областные мастер-классы;
- работу творческих групп педагогов - победителей конкурса ПНПО;
- образовательные услуги областных научнометодических центров, школ - победителей ПНПО;
- педагогические десанты в районы Ульяновской области.
Важную роль в этом направлении играют областные научно-методические центры, 60 % которых являются победителями конкурса ПНПО. На их базе в 2006-2007 учебном году проведено 1346 мероприятий, в том числе
- открытые уроки и внеклассные занятия, проблемные семинары и творческие отчеты, тематические консультации и методические выставки. В результате более 8000
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ
педагогов области и других регионов России имели возможность познакомиться с инновационным опытом данных ОУ, установить контакты и определить перспективы дальнейшего сотрудничества.
Большие возможности для осмысления, представления и продвижения инновационного опыта в межкурсовой период имеют научно-практические конференции. За последние два года в ходе конференций разного уровня рассматривались различные аспекты национального проекта. Например: в 2006 г. - «Совершенствование деятельности классного руководителя в свете реализации национального проекта «Образование» (межрегиональная, с участием российских учёных: И.Д. Демаковой, В.М. Лизинского, Н.Б. Крыловой, Я.В. Соколова), «Влияние приоритетного национального проекта «Образование» на процесс модернизации региональной и муниципальных образовательных систем» (региональная), «Психолого-педагогическое сопровождение развития одарённых детей» (областная), «Роль УИПКПРО в реализации основных направлений национального проекта «Образование» (внутриинститутская), «Педагогические иннновации и эксперименты в образовательных учреждениях: новые организационноэкономические условия (областная заочная интернетконференция); в 2007 году - «Управление школой в условиях самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности: первый опыт, проблемы, перспективы» (областная), «Психологическое обеспечение инновационной деятельности ОУ» (областная).
Интегративный подход к продвижению передового педагогического опыта проявился в проведении межрайонных научно-практических конференций. Локализуясь на базе школы - лидера какого-либо района, такие конференции объединяют вокруг определенной проблемы образовательные учреждения соседних районов, укрепляя горизонтальные связи и способствуя решению задач, значимых для образования области.
Конференции стали местом обсуждения актуальных проблем, интересных для большинства педагогов области, формой сотрудничества учителя и учёного в удовлетворении потребности в новом научном знании, возможностью получить стимул для своего профессионального развития. Как правило, они сопровождаются изданием научно-методических материалов, востребованных педагогами области.
Еще одна эффективная форма продвижения инновационного опыта в межкурсовой период - различные мероприятия конкурсного характера - форумы, смотры, выставки-ярмарки.
В целях стимулирования развития инновационных процессов в регионе, распространения положительного опыта в практику в марте 2007 года состоялась 1-я Межрегиональная выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов. 165 участников (среди них представители других регионов РФ) предложили свои инновационные разработки, получили сертификаты. По итогам выставки - ярмарки был издан сборник материалов, являющийся средством прямого продвижения передового педагогического опыта. Вторая выставка-ярмарка (первый ее этап - для дошкольных
образовательных учреждений - проведен в ноябре 2007 года) привлекла большое внимание педагогических работников области и других регионов России, сотрудников учреждений дополнительного педагогического образования, издательств. Конкурс проектов позволил выявить победителей, которые были награждены дипломами, каждый участник мог воспользоваться «свободной трибуной» для представления своих материалов. Установление полезных контактов, встреча с единомышленниками, возможность продемонстрировать свои достижения и найти ответы на волнующие вопросы - вот далеко не полный перечень положительных эффектов этого мероприятия, отмеченных участниками в анкетах.
В феврале 2007 года в области состоялся фестиваль педагогических идей, когда Ульяновск посетили победители конкурса «Учитель года России». В рамках фестиваля был продемонстрирован инновационный опыт лучших педагогов страны, показаны мастерклассы, состоялись творческие встречи гостей с ульяновскими педагогами.
Образовательные учреждения Ульяновской области все активнее участвуют в конкурсах и проектах российского масштаба, что, безусловно, способствует продвижению и признанию регионального инновационного опыта на федеральном уровне. Так, областные научно-методические центры в 2006-2007 учебном году приняли участие в 1 международном и 8 федеральных конкурсах, в 3 международных и 14 федеральных проектах (ДОУ № 178, УСПК № 1, гимназия № 3, лицей физики, математики и информатики при УлГУ, Акшуатская СОШ Барышского района, Октябрьская СОШ Радищевского района и другие).
Особое место среди мероприятий по продвижению инновационного опыта занимают Дни области и Региональные образовательные форумы, которые проводятся под эгидой Правительства и Министерства образования Ульяновской области. Так, в мае 2007 года День области состоялся в Сенгилеевском районе. В ходе него гостей принимала Силикатненская школа, где был проведен семинар-практикум «Влияние ПНПО на повышения качества обучения и воспитания школьников» с участием руководителей школ - победителей конкурса ПНПО близлежащих районов. В октябре 2007 года в средней общеобразовательной школе с. Заречное Барышского района для педагогов г. Барыша, Барышского и Инзенского районов свои мастер-классы показали учителя - победители конкурса ПНПО, члены областного клуба «Учитель года».
В течение двух последних лет вопросы, связанные в реализацией ПНПО в Ульяновской области, обсуждаются на региональных образовательных форумах, которые проходят ежегодно в августе. Например, мероприятия форума - 2007 отражали все основные направления ПНПО и имели целью продвижение опыта учителей и школ - победителей. Среди них: слет учителей- победителей конкурса ПНПО 2006, 2007 гг.; творческая встреча Ассоциации лучших школ с победителями конкурса инновационных школ 2007 г. в рамках ПНПО «Проблемы продвижения инновационного опыта лучших школ», фестиваль социально-значимых инициатив обучающейся
31
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ
молодежи «Осуществим мечту», выставка материалов школ-победителей «Когда успешность вознаграждается», областные секции руководителей предметных методических объединений и другие.
Таким образом, межкурсовой период насыщен значимыми и яркими мероприятиями научнометодического характера, связанными с распространением инновационного педагогического опыта, обеспечивающими рекламу социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений учителей и педагогических коллективов.
Одним из серьёзнейших направлений продвижения инновационного педагогического опыта является подготовка и издание научно-методической продукции.
Опыт лучших ульяновских школ и педагогов, вопросы его эффективного продвижения нашли отражение в многочисленных публикациях института.
В последнее время значительно увеличилось количество публикаций сотрудников института, педагогических работников инновационных образовательных учреждений в общероссийских изданиях. Только областные научно-методические центры в 2006-2007 гг. опубликовали 33 статьи в центральных журналах, таких, как «Народное образование», «Педагогика», «Директор школы», «Завуч» и других. Следует отметить, что опубликованный опыт - это опыт осознанный, должным образом описанный, а потому, - готовый к распространению, «удобный» для восприятия. За последний год количество статей, опубликованных сотрудниками института в центральных изданиях, возросло с 34 до 48, из них 14 - в рецензируемых («ВАКовских») журналах.
Следующий компонент модели продвижения инновационного опыта - результаты этой деятельности. В качестве результатов мы рассматриваем количество и качество проведенных мероприятий, опубликованных научно-методических материалов, количество педагогов, которые познакомились с опытом, участвовали и победили в конкурсах, готовят и защищают диссертации. Это так называемая научная и методическая результативность. Однако сегодня очень важны практические результаты, которые проявляются в реальных изменениях системы образования под влиянием опыта инновационных школ и педагогов. Это требует особого внимания к проблеме переноса положительного опыта одних образовательных учреждений в практику других. Очевидно, что конкретный опыт невозможно прямо «пересадить» на другую «почву», при переносе необходимо учесть влияние на него различных условий, а значит такие результаты не могут появиться в короткие сроки. Кроме того заимствование локальных инноваций (например, форм, методов обучения, методик, технологий) очень трудно отследить, так как включенные в методическую систему учителя, они не приводят к заметным изменениям педагогической системы школы, но при этом опосредованно влияют на престижность ОУ, спектор предоставляемых образовательных услуг, качество образования. На наш взгляд, при оценке практических результатов важно сравнить их с целью продвижения инновационного опыта: если она заключалась в ознакомлении с опытом, то результат измеряется через научные и методические достижения; если целью было внедрение опыта, то резуль-
32
татом должны стать социально значимые, практические изменения. При этом во втором случае потребуется отдельная, специально спланированная внедренческая работа.
Таковы основные характеристики интегративной системы продвижения инновационного педагогического опыта, сложившаяся в регионе. Она существует, развивается и совершенствуется. В то же время практика реализации этой системы позволяет выделить ряд проблем.
Первая из них связана с существованием двух потоков инновационного опыта - образовательных учреждений, участников программы РИП, и победителей конкурсов ПНПО (школ и учителей). Первый поток регламентирован программой РИП. Предполагается, что второй поток регламентирован конкурсными процедурами. Однако, на наш взгляд, конкурсные процедуры не всегда гарантируют оценку лучшего опыта с точки зрения классических признаков передового положительного опыта: актуальности, новизны, результативности. Поэтому опыт победителей конкурсов ПНПО часто нуждается в дополнительной экспертизе.
Серьезной проблемой является готовность опыта победителей к продвижению в образовательном пространстве региона. Зачастую этот опыт носит характер неявного, неосмысленного, неописанного, поэтому «передать мысль, выведенную из него» невозможно. Порой сам автор не в состоянии четко определить тему, проблему, сущностные характеристики, новизну, условия реализации и другие параметры своего опыта. Это в частности выявляется при оформлении информационных карт опыта, когда многие педагоги затрудняются ответить на вышеназванные вопросы.
Требует решения проблема практической результативности продвижения опыта, решение которой связано с четким целеполаганием (показ опыта, информирование о нем - или внедрение его в практику других ОУ), с планированием и осуществлением специальных программ и планов внедрения какого-то наиболее значимого для региона опыта.
Достаточно остро стоит вопрос стимулирования педагогов и ОУ области к продвижению опыта (часто педагоги вынуждены этим заниматься в ущерб своей основной деятельности и свободному времени, без каких-либо моральных или материальных преимуществ) и восприятию педагогических инноваций (востребованность материалов и идей, желание их изучить, применить, использовать).
Существуют трудности продвижения опыта в условиях сокращения муниципальной методической службы. Недостаточно используются мультимедиа средства и ИКТ технологии - как для формирования банка инновационного опыта, так и для его продвижения.
Эти проблемы определяют задачи и перспективы дальнейшего развития региональной модели продвижения инновационного опыта. Если такой опыт действительно станет массовым достоянием образовательных учреждений, то это во многом предопределит высокий профессиональный потенциал педагогического корпуса, конкурентоспособность и успешность развития системы образования региона.
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008