Научная статья на тему 'Методические рекомендации по внедрению опыта победителей конкурсных процедур на получение денежного поощрения лучшими учителями в субъектах Российской Федерации'

Методические рекомендации по внедрению опыта победителей конкурсных процедур на получение денежного поощрения лучшими учителями в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / ПООЩРЕНИЕ ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ / ВНЕДРЕНИЕ ОПЫТА ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ложкина Елена Юрьевна

В работе представлены принципы распространения и внедрения опыта лучших учителей-победителей конкурсных процедур ПНПО по мероприятию «Поощрение лучших учителей», предложены варианты моделей внедрения их опыта, механизмы и формы трансляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ложкина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по внедрению опыта победителей конкурсных процедур на получение денежного поощрения лучшими учителями в субъектах Российской Федерации»

В помощь классному руководителю

Ложкина Елена Юрьевна

советник

Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России

lozhkina-ey@mon.gov.ru

J Ч

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОПЫТА ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСНЫХ ПРОЦЕДУР

на получение денежного поощрения лучшими учителями в субъектах российской федерации

Аннотация. В работе представлены принципы распространения и внедрения опыта лучших учителей-побе-дителей конкурсных процедур ПНПО по мероприятию «Поощрение лучших учителей», предложены варианты моделей внедрения их опыта, механизмы и формы трансляции.

Ключевые слова: образовательные профессиональные конкурсы, приоритетный национальный проект «Образование», поощрение лучших учителей, внедрение опыта лучших учителей.

В настоящее время возрастает значимость различных форм педагогического профессионального общения педагогов как средства стимулирования мотивации к повышению квалификации, удовлетворения личностно значимых потребностей в «приращении» недостающих компетентностей и переводе их в практическую деятельность. Среди таких форм, получивших признание в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства, участие в которых активизирует рефлексию учителя, способствующую осознанию им затруднений и проблем педагогической деятельности, являющуюся катализатором поиска средств их преодоления [1,2, 3].

Обычно статус учителя определяется текущей оценкой его деятельности администрацией образовательного учреждения. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и далеко не всегда является объективной. Публичное участие в образовательных профессиональных конкурсах помогают устранить это противоречие.

В отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие - за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы стали действенным средством развития не только педагогического творчества, но и человеческого капитала системы образования в целом.

Опыт развития педагогического творчества обобщен в исследованиях А. А. Галицких, Е. О. Галицких, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова, М. П. Щетинина и др. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности как одной из составляющих творческого потенциала личности нашло отражение в исследованиях А. Г. Асмолова, Е. В. Бондаревской, Е. В. Колесниковой, Т. С. Паниной и др. Условия актуализации творческого потенциала личности будущего педагога определили в своих исследованиях Е. Н. Ба-ластаева, Т. К. Градусова, Т. А. Саламатова, А. А. Пе-ревапова и др.

Роль конкурсов профессионального мастерства в развитии профессионализма педагога проанализирована в работах В. А. Дубровской, Л. П. Дугановой, Н. В. Немовой, Е. М. Пахомовой и др.

Возрастающая потребность общества в компетентности, творческом отношении педагога к собственному профессиональному росту, его конкурентоспособности сопряжены с рядом противоречий: между личностно-ориентированными потребностями в профессиональном росте и массовым характером системы повышения квалификации; между потенциалом распространенных массовых форм педагогического общения (творческих отчетов, фестивалей, семинаров) для повышения квалификации учителей и недостаточным осознанием со стороны администрации школ, потенциала как средства стимулирования профессионального роста учителей.

Можно выделить очные образовательные профессиональные конкурсы, например, «Учитель года»,

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

35

В помощь классному руководителю

«Воспитатель года», «Самый классный Классный» и др. и заочные конкурсы, например, «Призвание быть учителем», «Золотой фонд российского образования», «Панорама учебного сотрудничества», «Планета детства», «2013 год - год России в Нидерландах и Нидерландов в России» и др., среди которых с 2006 года главным является конкурс на денежное поощрение лучших учителей, проводимый в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (далее -ПНПО, ПНП «Образование»).

Одной из идей, заложенных в мероприятии «Поощрение лучших учителей» приоритетного национального проекта «Образование», является выявление лучшего опыта и инноваций в системе образования, повышение статуса педагогической профессии, стимулирование дальнейшего развития образования в России.

В этом проекте заложены два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров педагогического сообщества. Во-вторых, внедрение в массовую практику инновационного опыта лучших педагогов. Опыт учителей должен стать общественным достоянием и дойти до каждого, стимулировать кардинальные изменения в практике современной школы.

В свою очередь сама педагогическая общественность России оценивает проект не столько как материальную поддержку образовательных учреждений и педагогов, сколько его идеологическую нацеленность, помогающую объединить духовные начала, направленные на развитие личности ученика, гражданина. При этом возможность повысить эффективность педагогического труда, шире использовать инновационные подходы к преподаванию и воспитанию учащихся, проявлять творчество, делиться своим опытом является важным и необходимым итогом реализации мероприятия в рамках ПНПО.

Проект существует с 2006 года и, по мере того, как в результате конкурсов увеличивается количество педагогов-победителей, все более остро встают вопросы работы с выявленным положительным опытом, вопросы продвижения его в массовую практику, распространения лучшего опыта субъектов Российской Федерации. Именно с этой целью и создаются данные методические рекомендации: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению лучшего педагогического опыта, носителями которого и являются победители конкурсных процедур ПНП «Образование».

Данные методические рекомендации призваны решить следующие задачи:

- Способствовать организации деятельности, направленной на ознакомление с передовым опытом широкой общественности.

- Способствовать продвижению позитивного педагогического опыта, внедрению его в школьную практику.

1. Нормативно-правовая база,

регламентирующая реализацию мероприятия «Поощрение лучших учителей»

1. Указ Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. № 117 «О денежном поощрении лучших учителей».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. № 64 «О выплате денежного поощрения лучшим учителям» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 702, от 31 декабря 2010 г. № 1213, от 18 ноября 2011 г. № 947).

3. Приказ Минобрнауки России от 26 марта 2010 г. № 217 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями».

4. Приказ Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2152 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. № 64».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2198-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 1568-р).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 33-р

7. Приказ Минобрнауки России от 7 февраля 2013 г. № 73 «Об утверждении Сетевого графика по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2013 году».

В соответствии с нормативными правовыми актами федерального уровня субъекты Российской Федерации создают региональную нормативную правовую базу, регламентирующую проведение конкурсных процедур, порядок работы и состав конкурсной комиссии, процедуру поощрения участников и победителей конкурса и др. вопросы, касающиеся реализации мероприятия «Поощрение лучших учителей» на региональном этапе проведения конкурсных процедур.

2. Принципы распространения и внедрения опыта учителей-победителей конкурсных процедур ПНПО по мероприятию «Поощрение лучших учителей»

Продвижение опыта лучших учителей в педагогическую практику должно представлять систему согласованных действий на всех уровнях управления образованием в субъекте Российской Федерации. Наиболее важными направлениями совместной работы в данном направлении являются:

- включение деятельности по распространению опыта лучших учителей в региональные и муниципальные программы развития образования;

- организация поддержки школ и учителей, осваивающих инновационный опыт победителей ПНПО;

- формирование благоприятной мотивационной среды, стимулирующей образовательные учреждения и педагогов к освоению инновационного опыта;

36

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

В помощь классному руководителю

- предоставление лучшим учителям и лучшим школам целевых грантов на распространение своего опыта;

- создание нормативно-правовых условий деятельности по распространению опыта (региональные целевые программы, положения1, документы по защите авторских прав при продвижении инновационных продуктов);

- развитие всех форм взаимодействия образовательных учреждений и педагогов - победителей конкурсов ПНПО.

Работа по диссеминации опыта победителей конкурсных процедур на получение денежного поощрения лучшими учителями должна строиться по следующим принципам:

- планомерности

Работа иолжна тщательно планироваться на всех этапах процесса;

- непрерывности -

Процесс по распространению опыта победителей конкурсных процедур должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла, а разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

- гибяости -

Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу ьланирования способности менять свою направленность в связи с меняющимися внешними и внутренними условиями.

- систрмности и целоатности -

Все планируемые и осуществляе мые действия должны быть последовательными, логически выстроенными, учитывать все стороны и особенности про-

цесса, взаимосвязь его составных частей и общий итог последовательных шагов.

- открытости -

Предусматривает полноту предоставления информации всем желающим и готовым перенимать и внедрять опыт победителей конкурсных процедур на получение денежного поощрения.

- доступности -

Позволяет потребителю самостоятельно, ориентируясь на свои потребности и возможности, выбрать для изучения и внедрения в практику тот опыт, который он может и желает использовать в своей деятельности.

При соблюденни данных условий в р аботе по вна-дрению опыта победителей конкурсных процедур на получение денежного поощрения лучшими учителями она будет ипоивбствовать эффекиивному развитию системы образования в субъекте Российской Федерации.

3. Модели внедрения инновеционного опыта

лучших учителей - победителей конкурсных процедур врамках ПНПО

При распространение и внедрении опыта ообеда-телей конкурсных процедур на получение денежного поощрения лучшими учителями могут использоваться различные модели.

1. Модель прямого действия

Лучшие учителя напрямую представляют свои наеаботки потребителю (другим школам, учителям, сообществам) через различные формы обмена опытом;

Г

Лучший учитель -

победитель конкурсных процедур на получение денежного поощрения

1

Педагогические сообщества (семинары, встречи,курсы повышения

квалификации, мастерклассы, доклады, ^онсульаци^^^д^^

Выступления в СМИ, видеокрнференции

Образовательные выставки, сайты, интернет-

форумы,электронные и печатные СМИ, вметодические издания

и тд, -

1 Приложение 2 - П оложения об обрвзователь номучреждо- Данная„ модель активно испальзуется суРъектами

нии-риспро странитеве и нножа ционного педагогического опыта Российской федлрации как пспр реЛоты по .циюснмр

г. Юиноу°альска Челябинской обласии нации опыта лучших учителей. Побхдители конкурса

37

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

В помощь классному руководителю

активно вовлечены в процесс передачи собственного мастерства через очные выступления перед педагогической общественностью, на род ительских собраниях, на заседания методических сообществ, через проведение мастер-классов, открытых уроков, в качестве преподавателей курсов повышения квалификации и т.д.

Наряду с прямыми контактами лучших учителей с потребителями инновационных методи к, в субъектах используется также другие модели.

2. Модель опосредованного действия

Взаимодействие между носителями о пыта и его потребителями осуществляется через посредника, который является управленцем, координатором целостной

Лучший учитель -

победитель конкурсных процедур на получение денежного поощрения

- Областной - следующий уровень организации работы по распространению и внедрению опыта лучших учителей, на котором аккумулируются банки данных, методы, модели муниципальных систем;

- Краевой, республиканский уровни.

Лучший учитель -

победитель конкурсных процедур на получение денежного поощрения

Лучший учитель -

победитель конкурсных процедур на получение денежного поощрения

системы распространения опыта. Как правило, это орган управления образованием, институт повышения квал ификации, районный методический кабинет, на-учно-методиченкий центр и ы.д. Работа при данн ой модели может быть организована на различных уровнях:

- Институционалиный - методичесмий кабинет ш колы аккумулирует данные и ведет работу по распространению опыта на уровне школы, других школ по их обращению , а также предонтавляет данные о накопленном опыте в муниципальный координационный центр;

- Муниципалиный - муниципальные банки дан-ыых педагогического опыта. Органом упцавлениа оО-рцзования или уполномоченным им о бразовательн ым учреждением осуществляется упоавление и коорди-наыия работы пи диссем инации опыта на муниципальном уровне;

Учитель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель

Учитель

Г 1

Г о ме )бластно1 тодическ й 1 ,ий J

L центр А

Региональный

Сущность осуществляемой поддержки диссе-минкционного процесси в данной моделр состоит в содействии созданию благоприятных условий для взаимодействия образмватальннж учреждений, направленного на оииоение и внедрение опыти лучших учителкй. Создатель диссеминационной сети в рамках этой нодели берет на стбя не только проектирование и организаци ю сетееого взмимодействия об-разовател ьных учреждений, но также координацию взаимодействся и все виды поддержки ее участников.

38

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

В помощь классному руководителю

Следующая модель представляет собой более современную систему диссеминации опыта лучших учителей.

3. Модель «Инновационная сеть»

Сети формируются на базе экспериментальных площадок, получивших значимые для регионального образования результаты и готовых обеспечить выявление и передачу своих разработок в другие учебные заведения, а те в свою очередь транслируют полученный опыт другим образовательным учреждениям. Иннов ационная площадка при этом становится базовым элементом сети, местом создания, внедрения л диссемонацио системных инноваций в муниципальных и региональ но й системах енразо-вания.

На статус и ннсвационной площадки могут претендовать образовательрые уч реждения, ре алрзующее системные инновации, которые имеют важное научное и общественнве значение, отвечают федеральным и рогионаонным приоритетам развития сбразо-вания. Такая инновационаая рлощедка объодиняет вокруг себя на доброволтной осноее другие об разова-тельные учреждения, разделяющие соответствующие цели и нуждающиеся в освоении результатов площадки.

Опорные учредения по внедрению опыта

Наибольший эффект в доитижении пвложительнеlх результатав от внедрения инновационного опыта лучших учителей д остигается сочетанием на региональном уровне всех перечисленных моделей.

4. Механизмы и формы трансляции опыта победителей конкурсных процедур на получение денежного поощрения лучшими учителями в субъектах Российской Федерации

ЕС основе разлионых форм трансляции опыта лежат несколько основных механизмов данного процесса - семиптичесвий, и митационный, интерактивный, информационно-коммуникативный.

Семиотичесний механизм предполагает трансляцию опыта разнообразными вербальными средствами:

- представление опыта в безе дан ных ([школьной, муниципальной региональной, федеральной) (Приложение 1) ;

- инфотопа ииновпцион ного педтгогического

опыта;

- размещение описания опыта в сети Интернет (сайт органа управления образования, сайт школы, личный сайт лучшего учителя и т.д.);

- web - публикации на профессиональных сайтах;

- представление опыта на педагогических конференциях, чтениях, круглых столах, семинарах, педагогических форумах и т.п.;

- издание методической литературы; публикации в средствах массовой информации.

Имитационный механизм трансляции практик основан на взаимодействии их авторов и заинтересованных педагогов ы заключаются в визуальном представлении образцов деятельности:

- открытые уроки и мероприятия,

- обучающие ввоин ары,

- шиолы передовкго опыта,

- наставничество,

- мастер-классы,

- дни открытых дверей,

- выставки-презентации.

Интеракттааый механизм заключается в совместном участии себъектов взаимодействия и предполагает актиеное взаимодействие авторов практик и заи нтересованных педагогов:

- творческие мастерские;

- создание профессиональных сообществ (ассоциаций) во главе с лидерами - победителями;

- стажерские площадки;

- школы-лаборатории;

- включение лучших учителей в состав экспертных групп и т.п.

Трансляция опыта лучших учителей эффективна при использовании иаформациоаао-коммуаикациоа-аыхмехааизмов, предполагающих следующие формы:

- издание мультимедийных пособий;

- видеозаписи уроков лучших учителей;

- презентации;

- записи аудио- и видеофрагментов и т.д.

Во всех субъектах Российской Федерации проводится активная работа по внедрению опыта лучших учителей - победителей конкурсов ПНПО.

Литература

1. Ложкиаа Е.Ю., Агапкиаа Н. И., Турыгиаа Г. А. Методические рекомендации по заполнению форм отчетности реализации мероприятия приоритетного национального проекта «Образование» - «Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство». // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012.- № 6.

2. Ложниаа Е.Ю., Агупсиаа Н. И., Турыгиаа Г. А. Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство: методическее рекомендации по заполнению форм отчетности реализации мероприятия приоритетного национального проекта «Образование». // Эксперимент и инновации в школе. - 2013 - № 1

3. Сидеако А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогое. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012.- № 4.

Инновационная

площадка

Массовая

практика

Эксперимене и инновации в школе 2013ро

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.