Моделирование образовательньхсистем, обеспечивающих современное качество общего образования
УДК 371
РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ В РАСПРОСТРАНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Г. Обоскалов
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации эффективной диссемина-ции инновационного опыта учителей - победителей приоритетного национального проекта «Образование». Представлен опыт работы экспериментальной площадки ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» и ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме «Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей приоритетного национального проекта “Образование” на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения лучших педагогических практик». В процессе деятельности экспериментальной площадки было сформировано теоретическое и методическое обоснование системы по разработке мониторинга результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО. Обоснован и представлен опыт работы муниципальных методических служб Челябинской области по активизации деятельности победителей ПНПО и учителей, внедряющих их инновационный педагогический опыт в свою практику. Показана система работы муниципальных методических служб, сформированная на основе модели диссеминации инновационного педагогического опыта «опосредованного» действия.
The issues of the effective organization of innovative experience dissemination of teachers -winners of the priority national project «Education» - are disclosed in this article. Beside this, it is presented the experience of the experimental
base of Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators under the guidance o f Academy o Advanced Professional Training and Professional Retraining of Educators on the topic “Monitoring of dissemination results of innovative pedagogical experience of the winners of the priority national project “Education” in the regional and municipal levels as a condition of distribution of the best pedagogical practices”. In the process of the experimental base activity it was substantiated theoretical and methodical basis of the system of design of monitoring results, dissemination of innovative pedagogical experience of the winners of the national priority project “Education”. It is also justified and presented the experience of activity of municipal methodical services of the Chelyabinsk region aimed at intensification of activity of the winners of the national priority project “Education” and teachers introducing their innovative pedagogical experience in the practice. The author shows the system of the municipal methodical services’ operation, which is formed on the basis of the innovative pedagogical experience dissemination’s model of the “indirect” actions.
Ключевые слова: инновационный педагогический опыт, муниципальная методическая служба, инструментарий мониторинга результатов.
Innovative pedagogical experience, the municipal methodical service, the tools of results monitoring.
Значимой целью Приоритетного национального проекта «Образование» (далее -ПНПО) является стимулирование дальнейшего
развития системы образования. Соответственно одной из ключевых задач становится распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования. Решение данной задачи предполагает включение всех субъектов образовательной системы в процессы разработки, научного обоснования и практической проверки данного рода моделей. И в этих условиях принципиально важным является организация диссеминации инновационного педагогического опыта учителей - победителей приоритетного национального проекта «Образование».
В настоящее время обеспечение реализации данного процесса осуществляют методические службы на учрежденческом, муниципальном и региональном уровнях через различные формы: представление инновационного опыта его авторами, мастер-классы, педагогические мастерские, стажировки на базе лучших школ, семинары, круглые столы, фестивали и ярмарки педагогических идей, конференции. Опыт победителей ПНПО представлен в интернет-сообществах, активно пропагандируется педагогическими изданиями, используется в образовательном процессе учреждениями дополнительного профессионального образования. В то же время, по мере того, как в результате конкурсов увеличивается количество педагогов-победителей, все более остро встают вопросы работы с уже выявленным положительным опытом, вопросы продвижения его в массовую практику.
Именно этому направлению деятельности и была посвящена работа в 2009-2011 гг. экспериментальной площадки ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» по теме «Мониторинг результатов диссеми-нации инновационного педагогического опыта победителей приоритетного национального проекта „Образование“ на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения лучших педагогических практик».
Авторы эксперимента предполагали, что распространение лучших педагогических практик победителей приоритетного национального проекта «Образование» будет успешно реализовано, если будут созданы соответствующие организа-циионно-педагогические условия, включающие:
ЧИППКРО
1) взаимодействие ГБОУ ДПО ЧИППКРО, муниципальных методических служб, образовательных учреждений и педагогов, обеспечивающее непрерывную диссеминацию инновационного педагогического опыта победителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях;
2) технологизацию этапов непрерывного процесса диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО;
3) разработку мониторинга определения эффективности непрерывного процесса диссе-минации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО.
В процессе деятельности экспериментальной площадки было сформировано теоретическое и методическое обоснование системы по разработке мониторинга результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО. Под мониторингом результатов диссе-минации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО участники эксперимента понимали систему получения и обработки комплексной информации о результатах процесса сознательного, ответственного и целенаправленного распространения нового теоретического знания победителей ПНПО о применении известных практических способов, приемов и методов обучения и воспитания, возникшего на основе рефлексии затруднений в профессиональной деятельности и технологически представленного. Данное теоретическое знание является ресурсом, который предоставляется в распоряжение других педагогов для совершенствования и развития их профессиональной компетентности посредством его ос -воения и внедрения в практику работы, основным звеном которой являлась деятельность муниципальных методических служб.
Для создания системы диссеминации инновационного педагогического опыта в Челябинской области была выбрана модель «опосредованного» действия. Структура данной модели предполагает наличие трех групп субъектов дис-семинационных процессов:
1) диссеминаторов (распространителей) инновационного педагогического опыта;
2) получателей (пользователей) инновационного педагогического опыта;
3) инициаторов процесса диссеминации инновационного педагогического опыта и создателей диссеминационной сети (рисунок 1).
В качестве инициаторов диссеминации и создателей диссеминацинной сети выступили на региональном уровне ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», на муниципальном уровне - муниципальные методические службы тех территорий, которые стали участниками эксперимента.
Организаторам диссеминации инновационного педагогического опыта отводилась роль по созданию диссеминационной сети. Под сетью мы понимаем особый тип взаимодействия педагогов, основанный на их равном положении в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, так называемых неиерархических связей и «узлов», то есть мест решения различных вопросов между участниками распространения опыта.
Таким образом, в модели «опосредованного» действия организаторам диссеминационной сети отводилась достаточно ответственная функция, поскольку они взяли на себя не только проектирование и организацию сетевого взаимодействия педагогов (распространителей и пользователей педагогического опыта), но также координацию их
взаимодействия, которое предполагает оказание всех видов поддержки (научной, методической, административной и др.), то есть, другими словами, взяли на себя управление процессами диссе-минации инновационного педагогического опыта.
Сущность управления диссеминацион-ными процессами состояла в содействии по созданию благоприятных условий для взаимодействия всех его участников. Для этого ГБОУ ДПО ЧИППКРО и ММС осуществлялись следующие функции:
- оказание научно-методического и организационно-методического сопровождения деятельности победителей ПНПО по распространению и передаче своего опыта и педагогов-пользователей по освоению этого опыта;
- осуществление консалтинговой деятельности для всех участников диссеминации инновационного педагогического опыта;
- поддержка инициатив участников диссе-минации, способствующих эффективному достижению результатов;
- стимулирование и мотивирование деятельности участников диссеминации по распространению и освоению педагогического опыта;
- выявление и устранение недостатков, ограничений, препятствий, снятие сопротивления в осуществлении диссеминационных процессов;
- проведение экспертизы и оценки процессов и результатов диссеминации инновационного педагогического опыта;
- налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию целей диссеминационной деятельности.
Основная цель оказываемой всесторонней поддержки заключалась, прежде всего, в активизации ММС деятельности победителей ПНПО и учителей, внедряющих их инновационный педагогический опыт в свою практику. В связи с этим на организаторов диссеминационных процессов возлагалась ответственность за определение не только объектов поддержки, но и ее объема. Размеры поддержки, а также содержание, формы и методы были направлены на то, чтобы не подавлять, а, наоборот, стимулировать активность непосредственных участников диссеминации. Организаторы должны отвечать за качество оказываемой поддержки, прогнозируя получение от нее конкретных результатов. Но так как их достижение во многом определяется еще и тем, насколько педагоги смогут воспользоваться средствами поддержки, то данная ответственность за полученные результаты равномерно распределялась между создателями сети, педагогами-распространителями и педагогами-пользовате-лями инновационного педагогического опыта.
При создании модели диссеминации инновационного педагогического опыта «опосредованного» действия учитывались принципы:
- добровольности;
- доступности предлагаемого для распространения опыта;
- открытости.
Принцип добровольности. Его реализация выразилась в добровольном участии по обмену опытом педагогов, которые были готовы им поделиться, и тех, кто хотел познакомиться и освоить новую для себя педагогическую практику.
Принцип доступности предлагаемого для распространения опыта. Данный принцип позволил педагогам самостоятельно, ориентируясь на свои профессиональные потребности и возможности, выбрать для изучения и внедрения в практику те средства и способы обучения
ЧИППКРО
и воспитания учащихся, которые можно свободно использовать в своей деятельности в конкретном образовательном учреждении.
Принцип открытости. Он предусматривал наличие таких форм обмена опытом, которые позволили бы каждому желающему познакомиться с содержанием проводимой учителем работы, с предлагаемой для распространения методикой или технологией, с результатами работы.
В процессе экспериментальной деятельности все участники диссеминации выполняли четко определенные функции в осуществлении процесса диссеминации инновационного педагогического опыта, так как перед каждым субъектом диссеминации инновационного педагогического опыта были четко поставлены цели и задачи. Это стало возможным благодаря разработке модели диссеминации инновационного педагогического опыта (рисунок 2). Первым ее компонентом стал целевой компонент. Данный компонент включил в себя многообразие задач, направленных на достижение генеральной совместной для всех субъектов эксперимента це -ли - обеспечение непрерывной диссеминации инновационного педагогического опыта побе -дителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях. Как известно, целеполагающая деятельность интегрирует и упорядочивает последовательность действий, направляя их на достижение необходимого результата, и выступает в качестве основы диагностики успешности организации деятельности, направленной на достижение этого результата. Таким образом, для целевого компонента нашей модели характерной особенностью стало определение задач по диссеминации инновационного педагогического опыта для каждого субъекта эксперимента. Это выразилось в определении комплекса управленческих и исполнительских функций этих субъектов, формирование которого было направлено на успешную реализацию непрерывного процесса диссеминации инновационного педагогического опыта.
От того, какие целевые установки диссе-минации инновационного педагогического опыта были определены, зависел выбор основных направлений совместной деятельности всех субъектов диссеминации, а также описание механизма их реализации и разработка соответствующих методических рекомендаций и
инструктивных материалов по эффективной организации работы как на региональном, так и на муниципальном уровне, что стало основой содержательного компонента модели [5].
В выбранных направлениях нашли отражение основные концептуальные подходы предполагаемых изменений, ожидаемых в ходе дис-семинации инновационного педагогического опыта. При определении содержательного ком -понента важно было следующее:
- отобрать такие направления организации диссеминации инновационного педагогического опыта, продвигаясь по которым можно было бы достичь общих целевых установок;
- сформировать систему работы по научнометодическому и организационно-методическому сопровождению диссеминации инновационного педагогического опыта.
Так как процесс диссеминации инновационного педагогического опыта, как и любой иной процесс, должен быть управляемым, то возникла необходимость рассмотреть его с точки зрения управленческих функций. Организация управленческой работы характеризуется как деятель -ность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей. Именно организацией деятельности всех субъектов диссеминации охарактеризовался процессуальный компонент модели диссеминации инновационного педагогического опыта [1].
В процессуальном компоненте отражена реальная организационно-исполнительская и организационно-управленческая деятельность организаторов диссеминации, педагогов-рас-пространителей и педагогов-пользователей инновационного педагогического опыта, воплощение на практике намеченного плана действий и реализация целевых установок.
Организация деятельности субъектов дис-семинации выразилась в научном и практическом обосновании распределения полномочий между ними; закреплении за ними функций со-
вместной деятельности; рациональной организации их труда.
В соответствии с философским пониманием категории «деятельность» любая деятель -ность завершается результатом. Поэтому четвертым компонентом системы диссеминации инновационного педагогического опыта стал результативный компонент.
В данном компоненте нашли отражение ожидаемые результаты. Перечень этих результатов был ориентирован на то, что при их достижении в совокупности они соответствуют основной цели нашего эксперимента. Результатом совместной деятельности всех субъектов диссеминации стало создание системы непрерывного научнометодического и организационно-методического обеспечения диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО на региональном и муниципальных уровнях.
У спешность процесса диссеминации инновационного педагогического опыта обеспечивалась одним из организационно-педагогических условий, а именно, разработкой инструментария мониторинга определения эффективности непрерывного процесса диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО [5].
В рамках экспериментальной деятельности было конкретизировано понятие мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО. Было определено, что это система получения и обработки комплексной информации о результатах процесса сознательного, ответственного и целенаправленного распространения нового теоретического знания победителей ПНПО о применении известных практических способов, приемов и методов обучения и воспитания, возникшего на основе рефлексии затруднений в профессиональной деятельности и технологически представленного. Причем, данное новое теоретическое знание является ресурсом, который предоставляется в распоряжение других педагогов для совершенствования и развития их профессиональной компетентности посредством его освоения и внедрения в практику работы [2].
Целевой компонент Цель обеспечение непрерывной диссеминации инновационного педагогического опыта (ИПО) победителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях
$
Этапы реализации модели
* ♦ *
Со держательно-опр еде ляющий * Организационно- деятельностный * Экспертно- оценочный
▼ і
Задачи:
1) Определение субъектов диссеминации ИПО.
2) Определение уровня готовности к диссеминации и выявление профессиональных затруднений субъектов диссеминации ИПО.
3) Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс диссеминации ИПО на региональном и муниципальном уровнях (договоры о сотрудничестве, ТЗ, приказы МОУО и др.).
4) Разработка планов диссеминации ИПО на региональном и муниципальном уровнях.
5) Определение критериев оценки результативности диссеминации ИПО.
Задачи:
1) Реализация планов диссеминации ИПО на региональном и муниципальном уровнях.
2) Разработка и реализация программ (планов) индивидуального методического сопровождения педашгов-пользователей
3) Разработка инструментария мониторинга результатов диссеминации ИПО.
4) Организация и проведение промежуточного мониторинга диссеминации ИПО.
Задачи:
1) Организация и проведение конечного мониторинга диссеминации ИПО.
2) Определение выводов о процессе диссеминации ИПО победителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях.
Содержательный компонент
Теоретические знания и практические способы деятельности субъектов диссеминации ИПО победителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях___________
______________________Процессуальный компонент___________________________
Формы дополнительной подготовки субъектов диссеминации ИПО: теоретические семинары, семинары-практикумы, педагогические студии, педагогические мастерские, мастер-классы, деловые игры и др. ’
Формы индивидуального маподического сопровождения: наставничество, консультирование, инструктаж, стажерская площадка (пара), коучинг и др.
Методы: методы изучения, обобщения и распространения опыта, методы контроля и диагностики, конструирование учебных занятий, анализ посещенных учебных занятий, созданных дидактических и методических продуктов, учебной документации, беседы и интервью с участниками образовательного процесса
Средства: программы (планы) индивидуального методического сопровождения, технические задания, планы методических мероприятий, методические рекомендации, сеть Интернет, сайты ММС, ОУ, личные сайты педагогов, инструментарий мониторинга результатов диссеминации ИПО, информационные карты ИПО, экспертные листы, анкеты и др. ____________________________________
Результативный компонент
1) База данных субъектов диссеминации ИПО (организаторы, педагоги-распространители, педагоги-пользователи).
2) Информация о степени готовности субъектов к диссеминации и их профессиональных затруднениях.
3) Сформированность нормативно-правовой базы.
4) Наличие планов диссеминации ИПО.
5) Перечень критериев оценки результатов диссеминации
1) Выполнение планов диссеминации ИПО на региональном и муниципальном уровнях.
2) Выполнение программ (планов) индивидуального методического сопровождения.
3) Наличие инструментария мониторинга результатов диссеминации НПО.
4) Информация о результатах промежуточного мониторинга диссеминации ИПО и ее анализ.
1) Информация о конечных результатах мониторинга диссеминации ИПО и ее анализ.
2) Констатация
и оценка результатов процесса диссеминации ИПО победителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях.________
і ю
&
і О 3
га
Рис. 2. Модель диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО
Таким образом, мы определили, что одним из основных результатов, на основании которого можно сделать вывод об успешной реализа -ции Проекта, должно стать повышение профессиональной компетентности участников экспериментальной площадки:
- учителей, победителей ПНПО, распространителей опыта в области организации деятельности по методическому сопровождению учителей, осваивающих опыт;
- учителей, осваивающих опыт в области освоения и внедрения новой для их деятельности инновационной педагогической практики.
Для отслеживания уровня профессиональной компетентности участников эксперимента был разработан соответствующий инструментарий, в котором были определены критерии результативности диссеминации инновационного педагогического опыта:
- готовность учителей к участию в дис-семинации инновационного педагогического опыта;
- отношение к процессу, содержанию и результату деятельности по диссеминации инновационного педагогического опыта победите -лей ПНПО;
- владение знанием содержания деятельности по диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО;
- опыт использования теоретических знаний и практических способов в деятельности по диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО;
- самооценка процесса и результата деятельности по диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО.
Каждый из данных критериев соответствует мотивационному, ценностному, когнитивному, деятельностному, рефлексивному аспектам деятельности педагогов, распространяющих инновационный педагогический опыт и педагогов, осваивающих этот опыт.
При выявлении критериев мы руководствовались тем, что они должны отражать сов окуп -ность качественных и количественных характеристик, позволяющих осуществить оценку исследуемой деятельности. При этом главным при их определении являлось то, что, во-первых, эти характеристики должны быть измеряемыми; во-вторых, они должны образовывать систему, охватывающую все значимые стороны этой деятель-
ности, а также отражать ее сущность, основные направления и приоритеты [3].
Выявленные в рамках реализации программы экспериментальной деятельности критерии результативности диссеминации инновационного педагогического опыта позволили определить показатели по каждому критерию, которые соответствуют конкретным профессионально-личностным качествам участников диссеминационных процессов, а также разработать инструментарий, посредством которого проводился мониторинг результатов.
В качестве такого инструментария были разработаны экспертные листы оценивания результативности деятельности педагога-распро-странителя (педагога-пользователя) по диссе-минации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО [3].
Деятельность каждого участника экспериментальной площадки оценивалась тремя экспертами. Процедура вынесения экспертной оценки сводилась к заполнению экспертного листа. Каждый эксперт оценивал педагога-распространителя или педагога-пользователя по каждому из показателей путем определения соответствующего уровня (высокий, средний, ниже среднего) и проставлял в экспертный лист соответствующее количество баллов. При выставлении баллов эксперты руководствовались уровневыми характеристиками результативности диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО, которые также были разработаны и стали составной частью инструментария.
Организация диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО на муниципальном уровне обеспечила эффективное распространение позитивно педагогического опыта.
Так, муниципальная методическая служба (далее - ММС) Уйского муниципального района создала координационный совет из числа участников эксперимента и специалистов отдела образования Уйского муниципального района для координации деятельности творческих площадок; оперативного решения возникающих вопросов и решения задач по формированию мотивации педагогов к развитию собственной профессиональной компетентности; оказания помощи при разработке индивидуальной траектории профессионального роста; развития у пользователей инно-
вационного педагогического опыта способности к самостоятельному решению педагогических проблем; повышения профессионально-методического уровня педагогов [5].
Было определено, что инновационная деятельность может быть результативной только при создании атмосферы общей заинтересованности, включении педагогов в новые формы профессионального общения, а обучающихся - в новые формы обучения. Поэтому формирование творческих площадок осуществлялось на добровольной основе с учетом интересов и потребностей педагогов-распространителей и педагогов-пользовате-лей в несколько этапов.
Для того чтобы выбор темы, над которой педагоги-пользователи впоследствии работали, осуществлялся осознанно и продуманно, педагоги были ознакомлены с предлагаемым опытом через информационные карты и видеоуроки 17 педагогов-победителей ПНПО, которые мы разместили на сайте ММС и разослали по всем школам. Следующим этапом представления опыта стал районный педагогический форум, где учителя-победители ПНПО провели мастер-классы, а педагоги-пользователи педагогического опыта сделали свой выбор, заполнив анкеты по изучению инновационного опыта работы. Таким образом, определилось 13 инновационных площадок (по 5-6 человек в каждой) по актуальным проблемам, в которых задействованными оказалось более 30% педагогов школ. Из них 3 группы стали участниками экспериментальной деятельности на федеральном уровне, а 10 - на муниципальном. В рабочие группы вошли учителя из разных школ, преподающие разные предметы. Деятельность творческих групп по распространению опыта работы была нормативно закреплена на муниципальном уровне [5].
Координационным советом была разработа -на схема взаимодействия участников диссеми-нации инновационного опыта с целью организованного управления процессом распространения инновационного опыта работы и с целью распределения функциональных обязанностей всех участников экспериментальной деятельности: педагогов-распространителей, педагогов-пользо-вателей, методистов, заместителей директоров по УВР по 6 основным направлениям совмест-
ЧИППКРО
ной деятельности, определенным проектом эксперимента:
- создание банка данных инновационного опыта;
- формирование инновационных площадок;
- выявление профессиональных затруднений участников диссеминации опыта;
- разработка индивидуальных программ (планов) методического сопровождения педа-гогов-пользователей;
- реализация индивидуальных планов методического сопровождения;
- обобщение результатов диссеминации инновационного опыта работы.
В процессе взаимодействия участников экспериментальной деятельности по диссеми-нации инновационного педагогического опыта значительный вклад внесла ММС Уйского муниципального района. Так, например, на этапе разработки программ (планов) индивидуального сопровождения методисты являются консультантами руководителей творческих площадок (педагогов-распространителей) по разработке планов; педагоги-распространители -составляют индивидуальные планы методического сопровождения педагогов-пользователей на основе диагностических данных; педагоги-пользователи - проектируют индивидуальные образовательные маршруты; заместители директоров ОУ - проводят собеседование по составленным индивидуальным планам с целью создания условий для их реализации.
Вопрос мотивации участников диссеминации инновационного педагогического опыта был по инициативе ММС рассмотрен на Совете директоров, на котором были приняты решения:
- составить для участников эксперимента расписание с освобожденным методическим днем;
- осуществлять материальное поощрение из стимулирующей части фонда оплаты труда ежеквартально;
- на сайтах образовательных учреждений и ММС размещать информацию о реализации проекта;
- обеспечить кабинеты участников эксперимента мультимедийным оборудованием и выходом в сеть Интернет [5].
Одним из важных направлений в организации эксперимента является мониторинг, кото-
рый проводился на начальном этапе, промежуточном и итоговом. Анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод, что наибольшие затруднения, выявленные в процессе диссеминации инновационного педагогического опыта, возникают при самооценке процесса и результатов деятельности (рефлексивный аспект) - 27,0% как педагогов-распространи-телей, так и педагогов-пользователей. Умение проводить экспертно-оценочную и аналитическую деятельность в процессе внедрения опыта работы затрудняются 18,0% педагогов.
С целью оказания методической помощи по возникшим направлениям для участников эксперимента были проведены семинары-практикумы: «Оценка и самооценка деятельности педагога», «Организация методического сопровождения пе-дагогов-пользователей», «Методы и приемы оказания адресной методической помощи», «Анализ профессиональных затруднений педагога и составление плана индивидуального методического сопровождения».
Анализ программ (планов) индивидуального сопровождения показал, что формы трансляции позитивного педагогического опыта весьма разнообразны: методический фестиваль, организационный семинар, мастер-класс, «круглый стол», «мозговой штурм». Выбор форм в большей степени зависел от самих распространителей, от их профессиональной активности, исследовательской культуры, инновационного потенциала. В процессе представления материалов работы творческих групп было определено, что сегодня участники распространения инновационного опыта не только работают над преодолением личных профессиональных затруднений, но и занимаются инновациями, внедрением новых образовательных технологий, вовлечены в продуктивную творческую деятельность. Педагоги представили свой позитивный опыт педагогической общественности района, руководители творческих площадок проявили управленческие качества, пользователи опыта стали активными участниками методической работы, конкурсов профессионального мастерства.
Для оценки полноценного освоения инновационного педагогического опыта была разработана карта активности педагогов-пользо-вателей. При заполнении этой карты каждый педагог-пользователь указал свои достижения
за период участия в проекте по направлениям: участие в конкурсной деятельности, методической работе (выступления на РМО, ШМО, публикации, открытые уроки и т. д.), создание продуктов педагогической деятельности, карьерный рост. Анализ результатов методической деятельности участников в Увельском районе творческих площадок показал, что произошло повышение профессиональной активности как педагогов-распространителей, так и педагогов-пользователей инновационного педагогического опыта [5].
В Карталинском муниципальном районе управленческая поддержка и методическое сопровождение педагогов - участников эксперимента со стороны ММС включали в себя пять направлений деятельности: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультативная и контрольно-оценочная деятельность.
В рамках эксперимента проходило распространение опыта по таким темам, как «Технологии создания и использования авторских цифровых мультимедиа ресурсов с целью развития творческих способностей обучающихся» и «Реализация здоровьесберегающих технологий в интеграции основного и дополнительного образования». На первом этапе организации эксперимента методическая служба определила главную цель деятельности - это становление педагога-экспериментатора, обладающего компетентностью, креативностью, готового к восприятию, созданию и использованию инноваций. Чтобы решить данную проблему, необходимо было в условиях эксперимента грамотно спланировать и организовать методическое сопровождение, способствующее активизации творческой деятельности педагогов [5].
Одной из первоочередных задач методического сопровождения для ММС стояла задача выявления уровня психологической готовности педагогов к экспериментальной деятельности и удовлетворенности микроклиматом в группах. Чтобы поддержать интерес педагогов, повысить мотивацию к экспериментальной деятельности, методисты ММС проводили групповые и индивидуальные беседы, консультации, дискуссии и «мозговые атаки». Однако самым действенным методом повышения уровня психологической готовности стало проведение индивидуальных мероприятий, которые способство-
вали развитию у участников эксперимента чувства коллективизма, ответственности, сопричастности к деятельности и ее результатам. Последующая работа показала максимальную эффективность именно индивидуальных форм организации взаимодействия педагогов-распро-странителей и педагогов-пользователей.
Постоянное информирование педагогического сообщества о ходе эксперимента, его промежуточных результатах не только привлекало внимание к нему, но и формировало положительное отношение и интерес.
Кроме того, для предотвращения неэффективного использования рядом учителей-пользо-вателей нового для них содержания образования и образовательных технологий предусматривалось повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.
Для повышения эффективности деятельности педагогических работников в рамках проведения эксперимента было создано единое информационно-образовательное пространство, которое обеспечило открытое движение потоков информации между всеми участниками эксперимента, возможность взаимодействия на любых рабочих местах: в учебных кабинетах, компьютерных классах, дома за компьютером [5].
При этом педагоги-распространители имели возможность:
- давать педагогам-пользователям консультации по вопросам, присланным по электронной почте или в режиме онлайн;
- рассылать педагогам-пользователям материал для изучения, ссылки на те или иные интернет-ресурсы;
- реализовать дистанционные формы обучения.
Педагоги-пользователи при этом могли:
- получать консультации, не покидая место работы;
- находить в сети необходимую им информацию;
- иметь постоянную связь с педагогом-распространителем;
- размещать в сети Интернет свои методические разработки.
Создание единого информационного пространства особенно важно в условиях сельского
ЧИППКРО
района при достаточно большой отдаленности друг от друга всех участников данного эксперимента.
Муниципальной методической службой было организовано вовлечение учителей в процесс самообразования на всех этапах экспериментальной работы. Учителям предлагался теоретический материал и практические задания, направленные не только на приобретение конкретного опыта педагогов-победителей конкурсов ПНПО, но и на развитие общих профессиональных компетенций. Деятельностный подход к изучению тех или иных вопросов предполагал обязательное применение учителем полученных знаний в практической деятельности, так как педагогический опыт не найдет своего применения, пока не будет усвоен механизм его реализации [5].
Изучение опыта победителей конкурсов ПНПО осуществлялось через различные организационные формы, которые определялись путем взаимодействия педагогов-распространителей с методистами: теоретические семинары, семинары-практикумы, лекции, консультации и т. д. Уровень компетентности педагогов существенно различался, что повлекло за собой отказ от групповой формы работы на этапе практического внедрения опыта. Индивидуальный график консультаций позволил дифференцированно подойти к реализации целей эксперимента для каждого педагога. Часть консультаций проводилась в дистанционной форме посредством электронной почты и видеоконференций.
В процессе реализации мероприятий по диссеминации инновационного педагогического опыта в рамках эксперимента деятельность каждого педагога-пользователя оценивалась и анализировалась, что позволяло своевременно вносить коррективы в процесс распространения передового педагогического опыта.
Кроме этого, для педагогов-пользователей были разработаны памятки, обзоры литературы и интернет-ресурсов по теме, алгоритмы действий по выполнению практических заданий, этапов внедрения опыта, подборки компьютерных программ и другие методические продукты, позволяющие эффективно осваивать и внедрять в практику изучаемый опыт победителей конкурсов ПНПО [5].
Значимым результатом деятельности ММС явились образовательные эффекты в развитии
профессиональной компетенции участников эксперимента. Так, «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы» города Магнитогорска традиционно проводил работу по распространению данного опыта на муниципальном уровне: информирование педагогической общественности через информационные карты инновационного опыта победителей ПНПО, организация выступлений педагогов на семинарах, подготовка и проведение мастер-классов, открытых уроков, размещение материалов на сайте Центра, в методических сборниках, работа педагогов-победителей в творческих группах, организация стажировок у педагогов-победителей и др.) [5].
Центр в своей работе ориентируется на образовательные результаты (эффекты) образовательного учреждения, особенно так называемым «новым» образовательным результатам, связывая их с компетентностным подходом в преподавании, а также образовательным результатам в развитии профессиональной компетенции педагогов.
Говоря о результатах, зачастую имеют в виду конечный результат («на выходе»). Тем не менее, данное понятие имеет более широкий смысл и его целесообразно рассматривать как процесс образования конкретного человека. Образовательный процесс (процесс учения) и есть результат взросления, повышения профессиональной компетентности человека.
Особенностью подхода «результат как процесс учения (образования)» является то, что весь образовательный процесс базируется на достижениях человека. А достижения у разных людей в процессе учения, как правило, разные, значит и «результаты» у обучающихся в одной группе будут разные. Следовательно, и на «финише» у каждого обучающегося результаты будут разные. Значит, нельзя говорить о каких-то общих результатах на «выходе».
Применяя подход «результат как процесс», целью организаторов данного эксперимента было создание оптимальных, эффективных образовательных условий для более полного и всестороннего раскрытия потенциальных возможностей каждого педагога, возможности строить свои индивидуальные образовательные траектории, решать свои образовательные задачи. Следовательно, «управлять» надо не результатами образования («на выходе»), а условиями, которые могут программировать определенные «образовательные эффекты» [5].
Организатором работы по диссеминации инновационного педагогического опыта в городе Магнитогорске, которая заключалась в создании комфортных психологических, организационных, методических и материальнотехнических условий для участников проекта, выступил Центр повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска.
На организационном уровне была выстроена эффективная система взаимоотношений участников эксперимента. В результате организованной совместной работы методистов Центра с педагогами-распространителями и педа-гогами-пользователями были разработаны программы индивидуального методического сопровождения педагогов-пользователей.
Поэтапное выполнение технических заданий, реализация планов методической работы и планов индивидуальной работы требовали поэтапного проведения мониторинговых мероприятий и коррекции дальнейшей работы. С целью оценки эффективности передачи педагогического методисты Центра совместно с пе-дагогами-распространителями на протяжении эксперимента вели оценку индивидуального портфеля достижений педагогов-пользователей.
Распространители опыта повысили свою профессиональную компетентность в области организации деятельности по методическому сопровождению учителей, осваивающих опыт.
Результатом экспериментальной деятель -ности стал не только профессиональный, но и карьерный рост участников эксперимента. Полученные результаты показывают, что каждый педагог-распространитель способствовал раскрытию профессионального потенциала учителя, развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он воспитывал в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Выбранные формы работы оказались эффективными, поскольку пользователи в процессе освоения передового опыта получили не только хорошую теоретическую базу, богатый дидактический материал к разным формам взаимодействия с учащимися, но и стимул для своего дальнейшего профессионального роста [5].
Эксперимент показал, что индивидуальное методическое сопровождение является одной из наиболее эффективных форм повышения профессиональной компетентности учителя без отрыва от основной работы, причем в ходе эксперимента оно носило системный долго -срочный характер, что существенно отразилось на результатах работы. Причем не только на конечных результатах работы, но прежде
ЧИППКРО
всего, на самом процессе образования (учения). Все участники эксперимента одновременно были активно вовлечены в работу городских творческих групп, предметных методических объединений, реализацию городских проектов на основе педагогического сотрудничества, способствующих формированию сетевого взаимодействия педагогов города.
Сами участники экспериментальной площадки отметили, что, важным образовательным эффектом для них стали не только полученные в комплексе знания, приобретенные навыки, отработка приемов обучения, методическая поддержка на рабочем месте, но и улучшение межличностных взаимоотношений, повышение самосознания, обретение устойчивой потребности к постоянному повышению своей профессиональной компетенции.
Работа ММС Еманжелинского муниципального района по диссеминации педагогического опыта позволила обобщить и систематизировать инновационный педагогический опыт, формы представляемого педагогического опыта, которые стали ядром своеобразного банка педагогического опыта (рисунок 3) [5]. Основной формой распространения педагогического опыта явилась организация деятельности творческих групп педагогов, которые были созданы с целью повышения качества образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и образования школьников. Именно в таких малых группах и был организован процесс распространения педагогического опыта в территориях.
Еще одной эффективной формой распространения педагогического опыта явилось соз -дание журналов передового опыта, в которых каждый учитель может описать достижения своей работы по определенному направлению, а также знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала. Данная форма работы оказалась особенно действенна в условиях организации деятельности РМО. Кроме того, интересной формой обобщения и распространения передового педагогического опыта стал аукцион педагогических идей.
Литература
1. Коптелов, А. В. Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО / А. В. Коптелов //
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ООО «Прон-то», 2010. - № 3. - С. 5-10.
2. Коптелов, А. В. Организация экспериментальной работы по мониторингу эффективности инновационного педагогического опыта, лучших педагогических практик победителей конкурсов профессионального мастерства / А. В. Коптелов, А. Г. Обоскалов, Е. М. Пахомова // Методист. - М., 2011. - № 3. - С. 2-8.
3. Коптелов, А. В. Критерии результативности диссеминации инновационного педагогического опыта / А. В. Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. -Челябинск : Фотохудожник, 2012. - № 1(10). -С. 51-57.
4. Коптелов, А. В. Организация мониторинга эффективности распространения инновационного педагогического опыта, лучших педагогических практик победителей конкурсов профессионального мастерства [Электронный ресурс] / А. В. Коптелов, А. Г. Обоскалов, Е. М. Пахомова // ШЬ: http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss9/stt ^2. pdf [дата обращения: 11.10.2012].
5. Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта побе -дителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях как условие достижения эффективности распространения лучших педагогических практик : сб. матер. науч.-практ. конф., Челябинск, 31 марта 2012 г. / авт.-сост.: А. В. Коптелов, А. Г. Обоскалов, Е. М. Пахомова. - М. : АПК и ППРО, 2012. - 60 с.