Научная статья на тему 'Проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя в условиях развития образовательной системы'

Проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя в условиях развития образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3762
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / ЦЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ / AN ESTIMATION OF ACTIVITY OF THE TEACHER / THE ESTIMATION PURPOSE / AN EDUCATION SYSTEM / DESIGNING OF SYSTEM OF AN ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пуденко Татьяна Ивановна, Потемкина Татьяна Валерьевна

В центре внимания данной статьи находятся вопросы, связанные с развитием системы оценки деятельности учителя. Авторами проанализирована динамика развития данной системы, определены подходы к ее проектированию. Объектом анализа явился процесс реализации Приоритетного национального проекта «Образования». К очевидным результатам реализации проекта отнесено выстраивание связи между целями, ожидаемыми результатами и процедурами отбора лучших учителей, что позволило не только обеспечить успешное решение поставленных задач, но и стало одним из факторов развития территориальных систем образования. Один из наиболее ценных выводов, к которому приходят авторы, связан с тем, что при формулировании цели этой оценки требуется ее соотнесение со стратегическими целями развития системы образования. Статья адресована руководителям образовательных учреждений, специалистам органов управления образования, ученым, занимающимися вопросами проектирования систем оценки качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пуденко Татьяна Ивановна, Потемкина Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF SYSTEM OF AN ESTIMATION OF PROFESSIONAL WORK OF THE TEACHER IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM

In the center of attention of given article there are the questions connected with development of system of an estimation of activity of the teacher. Authors analyse dynamics of development of the given system, approaches to its designing are defined. Object of the analysis was process of realization of the Priority national project of "Formation". Communication forming is carried To obvious results of realization of the project between the purposes expected by results and procedures of selection of the best teachers that has allowed not only to provide the successful decision of tasks in view, but also became one of factors of development of territorial education systems. One of the most valuable conclusions for designing of systems of an assessment of works of teachers to which authors come, is connected by that at a formulation of the purpose of this estimation its correlation with strategic targets of development of an education system is required. Article is addressed heads of educational institutions, experts of controls of formation, the scientists, prosecuting subjects of designing of systems of an estimation of quality.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя в условиях развития образовательной системы»

УДК 371.1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Потемкина Т.В., Пуденко Т. И.

В центре внимания данной статьи находятся вопросы, связанные с развитием системы оценки деятельности учителя. Авторами проанализирована динамика развития данной системы, определены подходы к ее проектированию. Объектом анализа явился процесс реализации Приоритетного национального проекта «Образования». К очевидным результатам реализации проекта отнесено выстраивание связи между целями, ожидаемыми результатами и процедурами отбора лучших учителей, что позволило не только обеспечить успешное решение поставленных задач, но и стало одним из факторов развития территориальных систем образования. Один из наиболее ценных выводов, к которому приходят авторы, связан с тем, что при формулировании цели этой оценки требуется ее соотнесение со стратегическими целями развития системы образования.

Статья адресована руководителям образовательных учреждений, специалистам органов управления образования, ученым, занимающимися вопросами проектирования систем оценки качества.

Ключевые слова: оценка деятельности учителя, цели оценивания, система образования, проектирование системы оценки.

DESIGNING OF SYSTEM OF AN ESTIMATION OF PROFESSIONAL WORK OF THE TEACHER IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT

OF EDUCATIONAL SYSTEM

Potemkina T.V., Pudenko T.I.

In the center of attention of given article there are the questions connected with development of system of an estimation of activity of the teacher. Authors analyse dynamics of development of the given system, approaches to its designing are defined. Object of the analysis was process of realization of the Priority national project of "Formation". Communication forming is carried To obvious results of realization of the project between the purposes expected by results and procedures of selection of the best teachers that has allowed not only to provide the successful decision of tasks in view, but also became one of factors of development of territorial education systems. One of the most valuable conclusions for designing of systems of an assessment of works of teachers to which authors come, is connected by that at a formulation of the purpose of this estimation its correlation with strategic targets of development of an education system is required.

Article is addressed heads of educational institutions, experts of controls of formation, the scientists, prosecuting subjects of designing of systems of an estimation of quality.

Keywords: an estimation of activity of the teacher, the estimation purpose, an education system, designing of system of an estimation.

Оценка деятельности учителя традиционно считается одной из наиболее значимых и сложных задач управления образованием. Соответственно, особое внимание уделяется вопросу разработки систем оценки деятельности учителей, обладающих мотивирующим эффектом, выступающих как одно из ресурсных условий обеспечения качества общего образования. В последние годы процесс разработки систем оценки деятельности учителя находится в центре внимания всех уровней управления образованием (школьном, муниципальном, региональном, федеральном).

Учитывая, что со временем меняются цели, условия и конкретные задачи деятельности учителей, стандарты их профессиональных действий, органы управления образованием должны проектировать обновленные системы оценки, адекватные новым требованиям развивающегося российского образования, позволяющие, в конечном итоге, выявить соответствие профессионального ресурса педагогических кадров функциональным и структурным изменениям в образовании [1].

Процесс проектирования систем оценки профессиональной деятельности учителя представляет собой последовательность действий по определению всех основных элементов оценки и их взаимосвязей, а именно: объекта и предмета оценивания, целей, результатов, критериев и показателей оценки, необходимого набора средств диагностики, технологических процедур и форм их организации, совокупности ключевых условий - правовых, финансовых, технических, кадровых, методических и др.

Не только критерии и показатели оценки учителей, но и регламент процедур оценивания, набор диагностических средств во многом определяется целевыми ориентирами развития образования, содержанием реализуемых новаций. Как правило, развитие образовательной системы связывают с новыми целями и результатами обучения и воспитания школьников, расширением учебных задач, совершенствованием структуры и содержания образования, изменением образовательной среды [2]. К числу наиболее значимых нововведений последнего десятилетия можно отнести введение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и новой форме государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников основной школы, информатизацию образования, введение новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, развитие государственнообщественного управления.

Очевидно, что данные изменения влекут за собой расширение профессиональных функций учителя, необходимость освоения новых компетентностей, овладения навыками педагогической деятельности в обновленной образовательной среде, новых правовых и экономических условиях.

Новая система оплаты труда педагогов и новая система их аттестации нацелены на учет и оценку комплексных результатов деятельности учителя. В то же время практический опыт оценивания свидетельствует, что эти цели зачастую не достигаются, несмотря на использование модельных методик. Основной причиной выступает, на наш взгляд, отсутствие системности, когда процедуры оценивания и диагностический инструментарий не имеют четкой связи с целями и задачами оценки, с точно определенным предметом оценивания, с обоснованными и взаимосвязанными критериями и показателями. Кроме того, оценка деятельности учителя не проектируется как процесс, имеющий свое содержание, результаты, исполнителей и реализуемый в конкретных условиях региона, муниципалитета, школы. Некритичное использование примерных методик подменяет процесс проектирования собственной системы оценки учителей в зависимости от целей и задач этого оценивания.

Между тем, в российской системе общего образования накоплен уникальный по масштабам и продолжительности опыт формирования региональных систем выявления лучших учителей в рамках ПНПО, который во многом может быть взят за основу при проектировании систем оценки деятельности школьных педагогов.

С 2006 года по настоящее время в субъектах РФ проводится отбор лучших учителей на основе разработанных в регионах критериальных баз оценивания. Причем в ведении регионов находится весь диагностический инструментарий, исключая собственно перечень критериев оценки, который

задан условиями конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на федеральном уровне.

Анализ материалов региональных комиссий отбора лучших учителей в рамках ПНПО позволил проследить этапы становления региональных систем оценки учителей и выявить их характерные особенности.

Принципиально важным явилось, на наш взгляд, то, что система оценивания создавалась под реализацию четко сформулированных целей, которые вначале были заявлены на федеральном уровне, а затем получили свое развитие в субъектах РФ.

Так, в качестве ведущих целей конкурса были заявлены следующие:

• осуществление процесса формирования банка данных о лучших педагогических работниках, «лидеров в образовании»;

• выявление кадрового педагогического ресурса для внедрения и трансляции современных педагогических технологий, нового содержания школьного образования;

• осуществление отбора эффективных форм работы по обобщению и распространению педагогического опыта;

• разработка современных средств диагностики профессиональной деятельности учителя;

• повышение открытости системы образования как содействие становлению гражданского общества, развитие демократических механизмов управления образованием.

Для того, чтобы Приоритетный Национальный Проект был успешно реализован, необходимо было обеспечить преемственность позиций и целей на всех уровнях управления сферой образования вплоть до образовательных учреждений, конкретизировать эти цели и связать с насущными проблемами региональных, муниципальных систем образования и самих школ. Важнейшим условием для этого является перевод внешних, заданных из федерального центра установок в собственные цели субъектов управления образованием

внутри каждого региона. В этом смысле ПНПО выступил как стимулирующий механизм для формирования отчетливой образовательной политики в субъектах РФ и определения собственных стратегических приоритетов в развитии регионального образования, в том числе, развития кадрового потенциала. Ход реализации ПНПО показал, что региональные стратегии развития общего образования стали значительно более определенными, благодаря национальному проекту.

В первый год позиция регионального руководства и организаторов была ближе к исполнительской, когда нацпроект воспринимался как федеральная инициатива, как масштабный политически значимый проект, который должен быть хорошо организован и выполнен на местах. В связи с этим основной запрос федеральному центру из регионов состоял в уточнении и доработке нормативной правовой основы ПНПО, в создании внятных и четких правил реализации конкурсных процедур, единой федеральной критериальной базы и единого научно-методического обеспечения конкурса и т.д. Та степень свободы для субъектов РФ, которая была заложена в процедуру оценки и конкурсного отбора лучших учителей, многими не была воспринята как достоинство механизма реализации ПНПО.

Уже на второй год реализации проекта произошло изменение целей, которые ставили перед собой организаторы конкурса лучших учителей в регионах, их приближение к стратегическим ориентирам, соответствующим идеологии Приоритетного Национального Проекта «Образование». На первый план вышли содержательные вопросы, которые тесно связаны с управлением развитием региональных и муниципальных систем образования. Была осознана возможность и необходимость использования механизмов и результатов ПНПО для решения традиционных задач управления образованием: аттестации

кадров и образовательных учреждений; оценки качества образования; развития кадрового потенциала; совершенствования систем мониторинга и др.

Представители органов управления образованием в регионах, осознавая значимость ПНПО для развития системы образования в целом, при подготовке и проведении конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей стали формулировать цели, которые можно было бы определить как многовекторные, направленные на развитие разных компонентов системы.

Так, например, в Кемеровской области были определены следующие

цели:

• консолидация общества вокруг идеи улучшения качества отечественного образования;

• создание новой, независимой процедуры оценки функционирования системы образования;

• придание открытости институту образования в Кемеровской области;

• поиск и поддержка на конкурсной основе «точек роста» - лучших образцов образования области;

• содействие развитию форм государственно-общественного управления образованием;

• повышение престижа учительского труда, утверждение приоритетов образования в обществе;

• поддержка новых технологий в организации образовательного процесса.

Основными целями проведения конкурсных процедур в Томской области были определены:

• повышение качества общего образования;

• выявление инновационных учреждений, передового педагогического опыта, который может стать своеобразным «центром кристаллизации» инноваций;

• формирование экспертного сообщества Томской области;

• отработка механизмов экспертной оценки в образовании с участием непрофессионального сообщества, преодоление ведомственного подхода к оценке деятельности образовательных учреждений, педагогических работников;

• уточнение и изменение аттестационных процедур Учреждений, педагогических работников;

• распространение инновационного опыта (создание сети ресурсновнедренческих центров инноваций на базе образовательных учреждений -победителей, творческих объединений педагогов, изменение системы повышения квалификации педагогических работников).

Основной целью Приоритетного национального проекта «Образование» в Ростовской области посчитали развитие инновационных практик, выявление точек роста профессионализма, стимулирование потенциальных возможностей и потребностей повышения качества образования.

Разнообразие целей формирования системы оценки профессиональной деятельности учителя на региональном уровне в связи с проведением конкурсных мероприятий носит объективный отпечаток определившихся на тот момент стратегических направлений развития образовательных систем регионов. И в этом состоит один из наиболее ценных выводов для проектирования систем оценки учителей: прежде всего, должна быть

сформулирована четкая цель этой оценки, увязанная со стратегическими целями развития системы образования.

Опыт ПНПО дал и другие ценные выводы. Так, с первого года реализации этого проекта стало ясным, что стимулирующим эффектом для развития региональных систем образования, для развития кадрового потенциала обладают не только и не столько непосредственные результаты конкурса - собственно денежное поощрение лучших учителей, сколько сами конкурсные процедуры, этапы подготовки к конкурсу, критериальная база

оценки, порядок и условия проведения гражданской экспертизы, формы и методы распространения инновационного опыта учителей-победителей.

Каждый из этих компонентов конкурсного отбора не являлся жестко заданным «сверху», обладал большой гибкостью и вариативностью, позволяющими учитывать условия, возможности и интересы регионов, органично встраиваться в целостную и самобытную региональную систему образования. Именно поэтому модели проведения конкурса лучших учителей, реализуемые в субъектах РФ, были чрезвычайно разнообразными.

Для нас важно, что регионы, опираясь на федеральную нормативную базу ПНПО, действительно проектировали основные элементы собственных региональных систем оценки лучших учителей. Так, исходя из целей проведения оценки, на региональном уровне были определены принципы формирования данной системы. К ним были отнесены, например, следующие принципы:

• максимальная открытость представленных на конкурс сведений об участнике как профессионале высокого уровня при проведении мероприятий по выдвижению учителя на конкурс и презентации его профессиональных достижений;

• опора на общедоступные диагностические показатели при оценивании результативности деятельности учителя;

• отражение в системе измерителей профессиональной деятельности учителей показателей, отражающих стратегию развития региональной системы образования;

• максимальное доверие общественным институтам, выступающим как в роли заявителя, так и в качестве экспертов; учет мнения родителей, учащихся, выпускников, коллег, местного сообщества как полноценного «измерителя» результативности деятельности учителя.

Совокупность принципов определила подход к выбору показателей, раскрывающих предложенные на федеральном уровне критерии, а также

инструментарий оценивания. В качестве основного метода оценки, определяющего отбор материалов о деятельности учителя и формы его предъявления, в процессе конкурса введен метод «портфолио учителя». Структура «портфолио» и содержание представленных в нем документов, отражающих деятельности учителя, в каждом регионе были определены самостоятельно.

В итоге разработанный в рамках конкурса инструментарий был нацелен на то, чтобы удовлетворять двум основным требованиям: соответствовать современным представлениям о качестве образования и быть удобным механизмом для адекватной оценки профессиональной деятельности учителя, напрямую влияя на формирование системы оценки деятельности учителя на школьном уровне.

Проведенный анализ региональных систем оценочных показателей дает возможность не только уточнить специфику целей, методов и форм реализации в каждом регионе процедур выявления лучших учителей, но и обнаружить влияние созданных систем оценок на региональную систему оценивания деятельности учителя в целом, то есть, увидеть более отдаленные результаты и взаимосвязи.

Очевидно, что конкурс лучших учителей стимулировал возникновение различных эффектов, которые позитивно повлияли на ситуацию в сфере образования региона. К таким эффектам относятся:

• появление новых возможностей по пропаганде опыта работы лучших школ и учителей; предоставление шанса малоизвестным образовательным учреждениям и педагогам заявить о себе;

• развитие культуры экспертной деятельности: повышение

компетентности представителей различных общественных организаций, участвующих в экспертизе, в вопросах понимания специфики работы школ.

Благодаря тому, что тщательно были выстроены связи между целями, ожидаемыми результатами и процедурами отбора, конкурс не только

обеспечил успешное решение поставленных перед ним задач, но и стал одним из факторов развития территориальных систем образования, выступив:

• основой формирования региональных баз лучших учителей;

• стимулом реализации потребности участников конкурса в демонстрации собственного профессионального потенциала;

• основой для создания здоровой конкуренции в профессиональной среде педагогов;

• стимулом к обобщению и осмыслению сделанного учителями за всё время профессиональной карьеры и средством выстраивания траектории дальнейшего профессионального развития.

Во многих регионах, разработанная критериальная база оценки и процедуры отбора лучших учителей стали основой для совершенствования систем аттестации педагогических кадров, проведения различных профессиональных конкурсов, распределения стимулирующих надбавок к заработной плате учителей.

В то же время, непременным условием качественной и адекватной оценки педагогов и результатов их деятельности, следует считать создание самостоятельной системы оценивания для каждой новой задачи оценки на основе проектного подхода с использованием принципов и механизмов социального проектирования.

На школьном уровне разрабатываемая система оценки профессиональной деятельности учителя нацелена на решение внутришкольной системы развитием образовательной системы.

Образовательная система школы включает такие компоненты, как содержание образовательных программ, управленческий компонент, финансовая составляющая, материально-техническая составляющая [Бунеев].

Во-первых, оценка деятельности учителя может осуществляться в целях создания и поддержания имиджа (статуса) учреждения образования. Очевидно, что уровень профессиональной компетентности учителя во многом определяет

качество образовательного процесса школы, а, следовательно, напрямую влияет на её имидж, формирует общественное мнение, определяет место школы на рынке образовательных услуг.

Во-вторых, процесс оценивания работы учителя является одним из обязательных компонентов в проектировании развития школы, выступает в качестве этапа стратегического планирования.

В-третьих, внутришкольная оценка работы учителя во многом носит стимулирующий характер и напрямую связана с определением траектории профессионального развития.

Список литературы

1. Корнещук Н.Г. Теоретико-методологические основы комплексной оценки качества деятельности образовательной системы: Автореферат дис. ... д-ра пед.наук. Магнитогорск, 2007, 50 с.

2. Свиридов О.А. Теория и методология функционирования образовательных систем: дис. ... д-ра экономич. наук. Йошкар-Ола, 2006, 363 с.

References

1. Kornechuk N.G. Teoretiko-metodologicheskie osnovy kompleksnoj ocenki kachestva dejatel'nosti obrazovatel'noj sistemy [Teoretiko of a basis of a complex estimation of quality of activity of educational system]. Magnitogorsk: Magnitogorsk state university, 2007. 50 p.

2. Sviridov O. A. Teorija i metodologija funkcionirovanija obrazovatel'nyh sistem [The theory and methodology of functioning of educational systems]. Ioshkar Ola, 2006. 363 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Пуденко Татьяна Ивановна, доктор экономических наук, заведующая лабораторией развития образовательных систем

Институт управления образованием Российской академии образования ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, г. Москва, 119121, Россия pudenko@mail. ru

Потемкина Татьяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития руководителей образования

Институт управления образованием Российской академии образования ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, г. Москва, 119121, Россия potekinatv@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Pudenko Tatyana Ivanovna, Doctor of Economics, managing laboratory of development of educational systems

Institute of management offormation of the Russian Academy of Education 8/2, Pogodinsky str., Moscow, 119121, Russia pudenko@mail. ru

Potyomkin Tatyana Valerevna, candidate of the pedagogical sciences, leading research assistant of laboratory of professional development of heads of formation

Institute of management offormation of the Russian Academy of Education 8/2, Pogodinsky str., Moscow, 119121, Russia potemkinatv@mail. ru

Рецензент:

Чечель И.Д., д-р пед. наук, профессор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.