Научная статья на тему 'Итоги общественной экспертизы инновационной деятельности школ победителей ПНПО 2008 года'

Итоги общественной экспертизы инновационной деятельности школ победителей ПНПО 2008 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги общественной экспертизы инновационной деятельности школ победителей ПНПО 2008 года»

Фёдорова Татьяна Трофимовна,

начальник управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан

я-------------------------------------------------------£

ИТОГИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ -ПОБЕДИТЕЛЕЙ ПНПО 2008 ГОДА

Приоритетный национальный проект «Образование» выявил значительный потенциал для освоения инноваций в образовательной и социальной практике системы общего образования.

В марте-апреле 2008 года был проведен третий конкурсный отбор лучших общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы развития. На присуждение премии Президента Российской Федерации общественными экспертами определено еще 87 школ республики.

Школами-победителями ПНПО 2006 и 2007 гг. полностью реализованы средства федерального бюджета.

Объемы и основные направления расходования бюджетных средств школами-победителями 2006, 2007 гг. по реализации инновационных программ развития (млн.руб.)

№ Направления расходования средств 2006 г. 2007 г

1. Приобретение лабораторного оборудования 17,589 (20,2%) 8, 682 (10,0%)

2. Приобретение программного и методического оборудования 7,503 (8,63%) 6,883 (7,91%)

3. Модернизация материально-технической учебной базы 59,513 (68,41%) 69,529 (79,9%)

4. Повышение квалификации и переподготовки педагогических работников 2,393 (2,76%) 1,906 (2,19%)

Итого 87 (100%) 87 (100%)

Таким образом, за три года реализации ПНПО 11,5% школ республики получили возможность обновления материально-технической базы и учебного оборудования по ряду предметных областей.

В состав региональной экспертной комиссии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений входили представители попечительских советов, территориальных профсоюзных организаций работников образования и науки, других профессиональных объединений, научные руководители школ, выпускники, представители высших учебных заведений, работодатели; родители и т.д.

В 2006 году было создано 6 экспертных комиссий по 5 экспертов в каждой. Среди 30 экспертов были представители 11 экспертных организаций, 50% которых были общественными экспертами. Комиссия в своей работе руководствовалась критериями отбора, разработанными в Российской Федерации. Процедура экспертизы республиканским Советом по приоритетному национальному проекту «Образование» проходила с обязательным предоставлением конкурсных сведений широкой общественности.

По критериям конкурсного отбора и результатам рейтингования, согласно квоте, республиканской конкурсной комиссией и общественными экспертами в 2006 году отобрано 87 школ. Среди них 42 городских, 45 сельских; 22 с татарским языком обучения (15,1%).

В 2007 году количество экспертных организаций увеличилось до 28, в 2008 году до 42. В них работали соответственно - 73 и 110 экспертов.

В 2007 году по критериям конкурсного отбора и результатам рейтингования, согласно квоте, республиканской конкурсной комиссией и общественными экспертами отобрано 87 школ. Среди них 57 городских, 30 сельских; из числа городских школ - 26 СОШ, 25 гимназий, 6 лицеев. В 2008 году среди 87 школ - победителей ПНПО 44 сельские, 43 городские, 35 с татарским языком обучения.

Состав претендентов и победителей конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в 2006,2007,2008 гг.

Общеобразовательные учреждения 2006 год 2007 год 2008 год

претенденты победи- тели претен- денты победи- тели претен- денты победители

Всего 146 87 171 87 216 87

Из них городских 53 42 94 53 82 43

Сельских 93 45 77 34 134 44

с татарским языком обучения 39 22 54 26 107 35

с чувашским языком обучения 1 1

Среди победителей ПНПО 2008 года доля сельских школ составляет 50,5%, школы с татарским языком обучения составляют 40,2%.

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что среди школ-победителей соотношение город-ские/сельские изменилось в пользу образовательных учреждений, расположенных в поселениях сельского типа, хотя и незначительно.

Увеличение среди победителей доли образовательных учреждений с родным языком обучения (татарским и чувашским) может рассматриваться как позитивная тенденция, свидетельствующая об успешном развитии национального образования в республике.

В своей работе республиканская экспертная комиссия руководствовалась методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации.

Для оптимизации работы экспертов, представляющих гражданские институты, а также облегчения задачи Учреждения по подготовке конкурсных материалов (программы развития школы) были проведены всесторонние обсуждения критериев, с целью достижения единого и четкого понимания как содержания самих критериев отбора, так и способов оценивания по каждому из них. На это были направлены и принципы проведения конкурсного отбора:

• минимизация документации, подтверждающей сведения о деятельности школы, необходимой для оценки по данному критерию отбора (во избежание бюрократизации и «бумажной волокиты»);

• опора на традиционные (пусть и несовершенные) диагностические показатели при оценивании результативности (в силу невозможности разработки и апробации принципиально новых показателей за столь короткий срок);

• максимальное доверие органам государственнообщественного управления и общественным организациям, выступающим в роли Заявителя; участникам экспертизы от гражданских экспертных организаций; учет мнения родителей, учащихся, выпускников, коллег, местного сообщества как полноценного «измерителя» результативности Учреждения по тому или иному критерию.

В отличие от критериев участия, представляющих собой перечень формальных и легко фиксируемых требований, которым конкретное учреждение либо удовлетворяет, либо не удовлетворяет, в критериях конкурсного отбора есть ряд оценочных, «качественных» позиций, нуждающихся в дополнительных комментариях.

Так, при оценке деятельности образовательного учреждения на основе анализа его основного инновационного документа, программы развития, общественным экспертом устанавливалось:

1. Обеспечение содержания программы развития достижению более высоких результатов по критериям конкурсного отбора.

2. Влияние инновационной деятельности учреждения на улучшение его показателей по всем конкурсным критериям; выявление положительной динамики

изменения показателей школы по каждому критерию за последние 3 года.

Учитывалась также объективная взаимосвязь и взаимозависимость критериев конкурсного отбора и комплексная экспертиза работы школы.

По критериям конкурсного отбора и результатам рейтингования в первую десятку с наивысшим количеством баллов вошли следующие школы:

• МОУ «Гимназия №7» Ново-Савиновского района г. Казан и;

• МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани;

• МОУ «Гимназия №9» Московского района

г. Казани;

• МОУ «Средняя общеобразовательная школа №79» Советского района г.Казани;

• МОУ «Гимназия №90» Советского района

г.Казани;

• МОУ «Средняя общеобразовательная школа №55» Московского района г.Казани;

• МОУ «Гимназия №17» Московского района

г.Казани;

• МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением английского языка» Нижнекамского муниципального района РТ;

• МОУ «Средняя общеобразовательная шко-

ла №37 с углубленным изучением предметов» г. Набережные Челны РТ;

• МОУ «Матюшинская Средняя общеобразовательная школа» Верхнеуслонского раойна РТ.

Нами были проанализированы экспертные оценки деятельности школ - победителей ПНПО 2008 года по каждому из критериев отбора, а также различия экспертных оценок деятельности общеобразовательных учреждений сельской и городской местности по каждому из показателей.

В целом эксперты высоко оценили деятельность школ по всем критериям конкурсного отбора.

Школы - победители ПНПО 2008 года по ряду критериев имеют более низкие средние оценки, чем школы - победители ПНПО 2007 года.

Анализ результатов общественной экспертизы позволяет выявить некоторые тенденции, сложившиеся в региональной системе образования в настоящее время.

Динамика уровня обученности учащихся 9-х и 11-х классов за последние три года имеет тенденцию к росту в инновационных образовательных учреждениях, общая же оценка школ- победителей конкурса ПНПО 2008 года несколько ниже, чем в прошлом году как в городских, так и в сельских школах (2007 год - 72%, 2008 год - 69%).

Сегодня тенденция к снижению показателя качества отмечается на республиканском уровне в целом. Введение Единого государственного экзамена изменяет отношение учителя к объективности выставления оценок. Тем не менее экспертами отмечается успешное освоение учащимися инновационных образовательных программ. Выпускники школ нового типа,

СЛАЙД

Диаграмма № 1

Средние оценки деятельности общеобразовательных учреждений Республики Татарстан по критериям конкурсного отбора

Г Школы-победители ПНГЮ-2007 Школы-победители ПНГЮ-2008 |

(Приведены средние оценки по всем школам республики, принимавшим участие в конкурсном отборе. Средние оценки даны в процентах от максимально возможных по тому или иному показателю, максимально возможная оценка - 100% (5 баллов))

профильных классов показали результаты ЕГЭ значительно выше, чем учащиеся обычных классов.

В этом году 22 выпускника выполнили экзаменационную работу на 100 баллов (11 - русский язык, 5 - физика, 3 - математика, 2 - история России, 1 - химия).

Увеличивается количество призеров различных республиканских и российских конкурсов и олимпиад, фестивалей. Отмечается рост социальной активности учащихся. В образовательных учреждениях продолжается работа 543 волонтерских групп по патронажу более чем за 10500 одиноких и одиноко проживающих граждан, нуждающихся в помощи. В республике работает около 4700 тимуровских отрядов, силами которых оказана помощь более 42 тысячам благополучателей, привлечено более 1,2 млн. рублей.

В ходе реализации ПНПО сформировалась среда, способствующая росту конкурентоспособности системы образования. Отмечается повышение конкурсной активности школ республики. Не случайно две школы - победительницы ПНПО 2007 года стали «Лучшими школами России 2007 года». Это - Арская Лесхозская школа и лицей № 159 г.Казани.

При оценке общественными экспертами критерия «Качество результатов обучения и воспитания» учитывались следующие показатели:

• положительная динамика на уровне обученности 9-х, 11-х классов;

• положительная динамика в увеличении числа учащихся успешно осваивающих инновационные образовательные программы;

• наличие учащихся - призеров и победителей республиканских олимпиад, конкурсов, соревнований;

• конкурентоспособность выпускника;

• рост числа учащихся, участвующих в работе общественнных организаций, трудовых объединений, социальных проектах.

Конкурентоспособность выпускников сельских школ в течение трех лет оценена значительно ниже, чем у выпускников городских школ. Несмотря на положительную тенденцию роста призеров республиканских олимпиад среди сельских школьников, учащиеся сельских школ значительно уступают городским по данному показателю. Именно поэтому средний показатель школ-победителей ПНПО 2008 года невысок, он ниже, чем у школ-победителей ПНПО 2007 года (2007 года - 68,4%, 2008 год - 67,2%).

Отмечается положительная динамика ресурсного обеспечения образовательного процесса. В школах-победителях ПНПО функционируют ресурсные центры, медиацентры, хотя сельским школам в данном направлении еще необходимо работать. Увеличивается количество педагогов, использующих в педагогической практике информационно-коммуникационные технологии. В течение 2007-2008 учебного года обучено 2900 руководящих работников системы образования и 6327 педагогических работников общеобразовательных, дошкольных учреждений и учреждений начального профессионального образования по проблемам внедрения ИКТ в образовательную деятельность.

Одним из важнейших условий повышения качества образования является использование современных технологий.

Эксперты отметили, что большинство школ-участниц конкурса ПНПО 2008 года эффективно используют информационные технологии, внедряют развивающее обучение, исследовательские и проектные методы обучения.

Диаграмма №2

Оценка общественными экспертами общеобразовательных учреждений по критерию «Качество результатов обучения и воспитания»

В целом общественные эксперты отметили недостаточное включение педагогов в проектную и исследовательскую деятельность в течение трех последних лет (59,7%); при этом позитивным отмечается то, что в общеобразовательных учреждениях республики достаточное внимание уделяется обеспечению доступности качественного образования. В настоящее время в республике осуществляется разработка муниципальных программ реструктуризации и формирование единой республиканской Программы обеспечения доступного качественного образования. В результате реализации планируемых мероприятий в 2008-2010

годах предполагается создание еще 122 базовых школ (в 2008-2009 учебном году - 53 базовые школ, в 2009-2010 учебном году - 43 базовые школы, 2010-2011 -26 базовых школ).

Школы предоставляют возможность получить образование в различных формах. Особое внимание уделяется дистанционному обучению. В рамках федерального проекта «Разработка информационнотехнологической среды поддержки процесса переподготовки педагогических кадров системы образования» совместными усилиями Министерства образования и науки РТ, Республиканского центра информационно-

Диаграмма № 3

Оценка общественными экспертами общеобразовательных учреждений по критерию «Использование современных образовательных технологий (в том числе И КТ)»

+~~ Школы-победители ПНПО-2СЮ7 -—Школы-победители ПНПО-2СЮ8 |

применяющих ИКТ включенности образовательных аттестованных на педагогов в маршрутов высшую

проектную обучающихся квалификационную

исследовательскую категорию

деятельность

Диаграмма №4

Оценка общественными экспертами общеобразовательных учреждений по критерию «Продуктивность реализации программы развития»

90

85

80

75

70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

65

60

55

50

45

40

I Школы-победители ПНГ10-2007 Школы-победители ПНПО-2008 ~|

85,1

_85_

73,1

81

69,8

72,1

70,9

-64-

60,9

Наличие четко обозначенных, актуальных для данного ОУ целей развития

Наличие механизмов реализации и управления программой развития

Наличие системы мониторинга программы

Положительная

динамика

ресурсного

обеспечения

программы

Значимые

результаты

реализации

программы

развития

методического обеспечения и контроля в области образования (РЦИМК) и Института развития образования РТ создается система дистанционного обучения педагогов. Успешно внедряется предшкольная подготовка, вводится профильное обучение.

В сельских школах средняя оценка показателя «Наличие программ для детей с особыми образовательными потребностями: одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья и др.» значительно ниже, чем в городских.

Отмечается положительная тенденция в оценке экспертами продуктивности реализации программы развития школ-победителей ПН ПО (2007 год -68,4%, 2008 год - 74,8%).

В течение трех лет эксперты обращают внимание директоров сельских образовательных учреждений на необходимость формирования системы мониторинга результатов реализации программы развития, на ее слабое ресурсное обеспечение. Как городским, так и сельским школам необходимо более четко определять значимые результаты реализации программы развития, Все это ставит перед МОиН РТ и ИРО РТ задачи по обучению директоров образовательных учреждений в направлении разработки, реализации и мониторинга результатов программ развития учреждений.

Одним из центральных критериев отбора школ является их инновационная деятельность.

В настоящее время в образовательной практике широкое применение находит программно-целевое управление, которое предполагает точное определение целей управления с выходом на промежуточный и конечный результаты. Так, в средней общеобразовательной школе № 8 г.Елабуги в основу организации управленческой деятельности администрации положены принципы: коллегиальность управления, конфликтологическая компетентность, реализация индивидуального творческого потенциала педагога. В школе

реализуется технология концентрированного обучения в процессе преподавания татарского и иностранного языков, активно используются информационнокоммуникативные технологии. Реализуется профильное обучение и работает школьное научное общество. Спроектирована модель личности выпускника школы.

Педагогический коллектив гимназии № 93

Советского района г.Казани на протяжении многих лет активно занимается инновационной и опытноэкспериментальной деятельностью. Гимназия является республиканской экспериментальной площадкой ИРО РТ по теме «Психолого-педагогические условия реализации блочно-лабораторной системы обучения», и «Система управления качеством образования в условиях многобалльной системы оценивания знаний учащихся». В Муслюмовском лицее Муслюмовского района реализуется программа развития, направленная на реализацию программ с углубленным изучением математики и физики, внедрения профильного обучения по химии, биологии, направленного на удовлетворение индивидуальных запросов учащихся. В лицее создан и интенсивно используется ИКТ-класс, оборудованный комплектом ноутбуков, беспроводной компьютерной сетью, аудиосистемой.

Учащиеся занимаются проектной деятельностью, поддерживают связь с партнерами из регионов РФ, Великобритании, Франции, Дании, Швеции, Австралии. В кабинете физики функционирует комплект АПМК «Архимед», который используется в физической лаборатории. На базе лицея работает Центр дополнительного образования.

Отход от традиционных форм организационного построения модели управления является одной из особенностей управления СОШ №22 города Нижнекамска, основной целью которой является повышение педагогического мастерства и управленческой компетенции всех субъектов образовательного пространства. При

этом учитывается вариативная система форм учебно-воспитательной деятельности, создание ученического самоуправления и взаимодействия структурных подразделений, входящих в состав гимназии.

В управлении образовательным процессом и совершенствовании профессионального уровня педагогических работников особое место занимают предметные кафедры (лицей им.Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете г.Казани, Каргалинская гимназия Чистопольского района).

Особое место занимают школы с татарским этнокультурным компонентом (гимназии №№ 17,11, СОШ № 57 г,Казани, Татарско-Танаевская СОШ им.Афзала Шамова Зеленодольского муниципального района, татарская гимназия №1 Кукморского района), деятельность которых направлена на создание модели полилингвальной личности Республики Татарстан. Результатом реализации программ развития данных учреждений станет личность, способная свободно общаться на двух государственных языках и как минимум на одном языке международного общения.

Сегодня значительное внимание уделяется развитию форм общественно-государственного управления школами, ученического самоуправления. Образовательные учреждения становятся открытыми социальными системами. Появляются школьные сайты, странички в сети Интернет, развивается школьная пресса, проводятся дни открытых дверей, создаются управляющие советы и др. Все это как положительное отмечают эксперты в школах - участницах ПНПО 2008,

Поддержка на конкурсной основе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», содействует открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам граждан и общества.

Отличительной чертой школ республики является широкое использование научного потенциала высших учебных заведений. 285 образовательных учреждений сотрудничают с более 25 вузами и более 10 средними специальными учебными заведениями, заключены 424 договора, 76 школ заключили 59 договоров с ссу-зами, 38 школ сУНПО. Тесное и непрерывное сотрудничество с представителями науки - учеными ведущих высших учебных учреждений г.Казани: ИРО РТ, КГТГУ, КГУ, КГТУ им.А.Н. Туполева, ИСПО РАО - способствует проведению совместных конференций и семинаров на высоком организационно-методическом и научном уровне,

Основными формами сотрудничества учреждений образования с высшими учебными заведениями являются организационное и научно- методическое руководство реализацией программы развития школы, педагогическая практика студентов, допрофессио-нальная, довузовская подготовка учащихся, работа с одаренными детьми и др.

Учёные непосредственно участвуют в процессе обучения и воспитания учащихся, в разработке альтернативных учебных программ, планов экспериментальных работ, в развитии профильного обучения.

Ежегодно эксперты отмечают, что в сельских школах слабо развита инфраструктура, поддерживающая здоровье учащихся (оборудованных кабинетов психолога, логопеда, стоматологического и медицинского и т.д.), тем не менее, показатели состояния здоровья учащихся в сельских школах выше, чем у учащихся городских.

Развитие оздоровительной инфраструктуры имеет важное значение в деятельности по охране и укреплению здоровья школьников. В первую очередь, это медицинские кабинеты, которые функционируют в 652 школах, (что составляет 28,3% от общего числа школ республики). В 269 (11,7%) школах республики работа-

Диаграмма № 5

Оценка общественными экспертами общеобразовательных учреждений по критерию «Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся»

Диаграмма № 6

Оценка общественными экспертами общеобразовательных учреждений по критерию «Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе»

99 99

98,4 "ч.

95 9І.1

94,5 94,8

91

90

Позитивное отношение обучающихся к школе Позитивная оценка качества общего образования выпускников Позитивное отношение родителей к ОУ Наличие позитивных репортажей и публикаций в СМИ Наличие мероприятий, организованных и проведенных школой для населения микрорайона

ют стоматологические кабинеты, в 194 (8,4%) - кабинеты (центры) здоровья, в 37 (1,6%) - физиокабинеты. На базе образовательных учреждений республики организована работа 878 спецмедгрупп, в которых занимается 13024 учащихся (3,2%). В республике создана и развивается сеть школ, содействующих здоровью. Большинство школ - победителей ПНПО являются школами, содействующими здоровью. Сегодня в республике 1280 (55,6%) школ, содействующих здоровью, из них: бронзового уровня - 838 (65,4%) школ; серебряного уровня - 407 (32,0 %); золотого уровня - 35 (2,5%).

В течение трех лет родители и ученики в целом позитивно относятся к своим образовательным учреждениям. Выпускники городских школ оценивают качество общего образования выше, чем выпускники сельских школ.

Следует отметить, что второй раз победителями ПНПО стали два общеобразовательных учреждения республики: гимназия № 7 г.Казани с самым высоким рейтингом в республике (№1) и средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов № 22 г.Нижнекамска (по рейтингу № 8).

Выстроив сквозной рейтинг 216 школ-участниц конкурса ПНПО 2008 года, можно увидеть, что часть школ г.Казани, Набережных Челнов, Верхнеуслонско-го, Балтасинского, Нижнекамского, Пестречинского, Ютазинского, Лениногорского, Альметьевского, Чисто-польского, Арского районов, вошедших в число 87 лучших, не стали победителями, так как была исчерпана муниципальная квота.

Опыт проведения конкурсного отбора лучших школ свидетельствует о необходимости использования ме-

ханизма определения лучших школ на основе сквозного рейтингования в целом по республике.

Национальный проект «Образование» заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели школьного образования.

В ближайшие годы с опорой на инновационные образовательные учреждения - победители приоритетного национального проекта «Образование», образцы деятельности которых должны стать нормой становления современного качества образования, нам предстоит развить уже состоявшиеся существенные результаты реализации ПНПО в 2006-2008 годах, направленные на реализацию основных принципов образовательной политики: обеспечение доступности и повышение качества образования, обеспечение структурных изменений системы образования, расширение общественного участия в развитии общего образования Республики Татарстан, а также поддерживать формирование позитивного отношения граждан к системе образования в целом, которое произошло вследствие повышения открытости системы, улучшения информированности общественности о ситуации в образовании и широкого привлечения общественности к обсуждению процедур и мероприятий ПНПО.

Именно 259 школам республики - победителям ПНПО предстоит «впитать» в себя лучшие образцы деятельности современных инновационных школ России и сформировать элитное образование подрастающего поколения современного Татарстана.

Вопросы права в образовании

С каждым работником образовательного учреждения должен заключаться трудовой договор. Изменения существенных условий трудового договора должно оформляться в письменном виде в установленном законодательством порядке. Особую актуальность, в этой связи, приобретает вопрос переоформления трудового договора в связи с постепенным введением новой системы оплаты труда (НСОТ). Автором представлен обзор трудового законодательства по данному вопросу, а также приведены образцы трудового договора и дополнительного соглашения к нему в связи с учетом положений НСОТ.

Фёклин Сергей Иванович,

заместитель директора Центра нормативного правового обеспечения образования, старший преподаватель ФГОУ АПК и ППРО

Любой договор является результатом соглашения сторон, и, по общему правилу, не может изменяться в одностороннем порядке. Какие общие требования предъявляются при заключении трудового договора с педагогическим работником и что необходимо в нем предусматривать при переходе на НСОТ?

Трудовой договор - это письменное соглашение, составляемое в двух экземплярах и подписываемое сторонами (работником и работодателем).

В связи с переходом на новую систему оплаты труда (далее - НСОТ) руководителю любого образовательного учреждения потребуется перезаключать действующие трудовые договоры с работниками или подписывать дополнительные соглашения к трудовому договору об изменении условий оплаты труда.

Трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору заключаются в письменной форме и составляются в двух экземплярах, которые подписываются сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, второй остается у работодателя и хранится, как правило, в кадровой службе (часть 1 статьи 67 Трудового кодекса РФ). Получение работником трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору должно подтверждаться его личной подписью на экземпляре трудового договора или дополнительного соглашения к нему, который остается у работодателя.

Трудовой договор вступает в силу со дня:

• его подписания работником и работодателем, если иное не установлено нормативными правовыми актами, локальными актами или трудовым договором;

• фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя либо его представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к

работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

В трудовом договоре указываются следующие существенные (обязательные) условия:

• фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя в соответствии с уставом учреждения;

• сведения о документах, удостоверяющих личность работника и реквизиты работодателя;

• идентификационный номер налогоплательщика (работодателя);

• сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

• место и дата заключения трудового договора;

• место работы (если работник принимается для работы в конкретном филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении работодателя (учреждения), расположенном в другой местности, указывается место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения);

• трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретного вида поручаемой работнику работы)1;

• дата начала работы (если заключается срочный трудовой договор, указывается срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии со статьей 59 Трудового кодекса РФ);

1 Если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.