Федорова Т.Т.,
начальник управления качества общего образования Урманчеева А.Г.,
ведущий советник отдела общего образования Министерства образования и науки Республика Татарстан
Создание прозрачной, открытой системы информационного обеспечения и научно-методического сопровождения конкурсного отбора лучших школ, реализующих инновационные образовательные программы, являются приоритетными направлениями реализации национального проекта «Образование».
Информационная поддержка конкурса общеобразовательных учреждений в Республике Татарстан осуществлялась по двум основным направлениям.
Первое - целенаправленное информирование руководителей образовательных учреждений - потенциальных участников конкурса, а также руководителей муниципальных органов управления образования об условиях и нормативной базе ПНПО, созданной на федеральном и региональном уровнях, которое осуществлялось путем проведения рабочих совещаний, встреч, коллегий, семинаров, регулярной рассылки документов, в том числе информации из пресс-службы Минобразования РФ.
Информирование средствами Интернет осуществлялось через сайты Министерства образования и науки РТ, а также через сайты управлений (отделов) образования исполнительных комитетов муниципальных районов и городских округов.
Второе направление - пропаганда целей ПНПО и информирование о его реализации широкой общественности. В республике целенаправленно проводится пиар-кампания общеобразовательных учреждений-победителей и претендентов ПНПО и т.д.
Как результат, количество публикаций в областных и районных печатных СМИ по проблемам реализации ПНПО на территории РТ в период 2006-2008 годов существенно возросло.
Используются разнообразные формы взаимодействия со средствами массовой информации: проводятся круглые столы, семинары-совещания для представителей общественно-профессионального сообщества, пресс-конференции, брифинги.
Комплексная методическая поддержка реализации ПНПО осуществлялась следующим образом:
1. В целях обеспечения устойчивого развития системы образования республики в соответствии с современными требованиями в муниципальных образованиях приняты Программы развития образования на 2008-2010 годы.
2. В целях поддержки творческой активности директоров школ во многих муниципальных районах и горо-
дах осуществляется поддержка лидеров образования, так, например, с 2006 года по инициативе мэра г.Казани директорам школ-победителей ПНПО устанавливается стимулирующая надбавка (от 2 до 5 тыс. рублей в месяц). В 2007 году в г.Казани разработаны Критерии оценки деятельности руководителей УО с учетом его личного вклада в развитие конкретного общеобразовательного учреждения муниципальной системы образования в целом. На республиканском уровне в настоящее время разрабатываются критерии эффективности деятельности образовательных учреждений всех уровней.
3. Для участия в конкурсах на соискание гранта Президента РФ по направлениям ПНПО (лучшие школы, лучшие учителя) и диссеминации передового педагогического опыта Министерством образования и науки РТ совместно с ИРО РТ организованы различные формы работы:
- обучающие семинары для различных категорий педагогов и руководителей образовательных учреждений (учителей-предметников, руководителей УО, кураторов ПНПО на муниципальном уровне) с участием ученых из г.г.Москвы, Казани, Н.Челнов и др.;
- мастер-классы, тренинги, интерактивные диалоги, методические десанты, чат-консалтинги с участием лидеров образования - победителей ПНПО 2006-2007 гг. по организации инновационной деятельности в современных условиях.
Консалтинговая поддержка была направлена на оказание научно-методической помощи педагогам образовательных учреждений в освоении новых образовательных технологий. Основным методом данной поддержки являлась интенсивная и целенаправленная коммуникация в сети Интернет, в том числе через электронную почту.
Проект методического десанта был рассчитан как на распространение передового педагогического опыта через мастер-классы, публичные лекции, компьютерные презентации, так и на обучение педагогов образовательных учреждений республики по приоритетным направлениям развития системы образования.
4. В целях изучения передового педагогического опыта субъектов РФ, зарубежных стран и в целях поощрения лидеров образовательных учреждений города Казани - 35 директоров школ - победителей ПНПО 2006-2007 гг. - была организована стажировка в Германию по программе «Образование без границ:
ю
Инновационные проекты и программы в образовании 2008/2
Казань - Москва - Германия - Франция» при поддержке мэра г.Казани И.Р.Метшина.
Развитие стажировок различного уровня чрезвычайно важно для науки и образования республики и является позитивным примером стратегического образовательного партнерства образовательных учреждений не только для Республики Татарстан, но в целом и для других регионов Российской Федерации.
5. Важным направлением методического сопровождения реализации ПНПО является формирование ИКТ-компетентности руководителей и педагогов общеобразовательных школ. В данном направлении проводится значительная работа во всех муниципальных образованиях республики. Только в городе Казани на эти цели выделены средства в размере 3,7 млн. рублей.
К 1 сентября 2008 года разработаны различные формы взаимодействия с вузами и учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования республики.
Продуктивная совместная работа ведется с Центром информационных технологий КГУ в рамках гранта Национального фонда подготовки кадров (НФПК) по повышению квалификации учителей и руководителей учреждений образования в контексте обеспечения компьютерной грамотности. Под эгидой ЦИТ КГУ (РКЦ) и проекта ИСО в республике созданы межшкольные методические центры (ММЦ), где ведется подготовка тьютор-ских команд, организация новых форм, технологий деятельности в условиях информатизации образования.
Продолжается обучение учителей на базе негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия управления «ТИСБИ».
Проводятся обучающие семинары, интерактивные диалоги, мастер-классы, тренинги по применению интерактивного оборудования с привлечением ученых, специалистов высших учебных заведений, компаний «Panasonic» (Москва), лидеров образовательных учреждений и т.д.
Муниципальные образования находят и дополнительные возможности обучения учителей и руководителей образовательных учреждений. Так, в городе Казани обучение педагогов в области информационных технологий организовано на базе Казанского научно-производственного объединения вычислительной техники и информатики. Учитывая достаточно положительный опыт Казанского технологического центра ОРТ, на базе школы № 12 в применении современных инфокоммуни-кационных технологий, типовых систем автоматизации управленческой деятельности «Сетевая школа» («Net school») в учебном процессе, Управление образования г.Казани организовало повышение профессионального уровня руководителей учреждений образования города совместно с вышеназванным центром.
Большое значение в рамках реализации проекта ИСО придается конкурсам педагогических инициатив по различным номинациям - от лучшего школьного сайта до самой интересной программы информатизации школы. Несомненно, наличие сайта в школе принесет массу пользы. Именно через сайт школа напрямую информирует общество о своей деятельности, о предоставляемых образовательных услугах и их качестве. Безусловно, данный процесс кардинально изменит деятельность всех школ, позволит сформировать
единую информационно-образовательную среду и создаст условия для перехода к новому качеству образования на основе информационных технологий.
В республике стал хорошей традицией конкурс «Лучший школьный сайт». В городе Казани по распоряжению Руководителя исполкома г.Казани Управлением образования совместно с Управлением информационных технологий исполкома проводится дополнительно конкурс «Школьный Веб-сайт» со значительным призовым фондом. По результатам конкурса, кроме призовых мест, определены и лучшие сайты по пяти номинациям: «Лучший сайт по информационному наполнению», «Лучший дизайн», «Коммуникативность (и интерактивность) сайта», «Лучший сайт на татарском языке» и «Лучший сайт на английском языке». Призерам и участникам присуждаются денежные премии от 10 до 30 тысяч рублей.
6. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», в целях повышения качества образования и развития системы грантовой поддержки образовательных учреждений в муниципальных образованиях проводятся конкурсы школьных кабинетов. Ежегодно проводится республиканский конкурс на лучший кабинет русского языка. Управлением образования исполнительного комитета муниципального образования г.Казани во втором полугодии текущего учебного года проведен городской конкурс на соискание грантов «Школьный кабинет» (кабинеты физики, химии, биологии) и «Мобильный кабинет». Указанные проекты направлены на организационное развитие образовательных учреждений, повышение качества образования, укрепление материально-технической базы.
В рамках августовской конференции ежегодно в муниципальных образованиях издаются методические пособия и материалы, отражающие ход реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с ИРО РТ в 2008 году к конференции были изданы более 20 методических пособий, в том числе «Лучшие школы Татарстана», «Лучшие учителя Татарстана», «Талантливая молодежь Татарстана», а также подготовлен буклет «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Татарстан». Более 100 методических пособий и брошюр подготовлены муниципальными районами.
В 2007 году в процедуры конкурсного отбора впервые включены очные туры (выезды экспертов в учреждения, публичные доклады директоров, презентации претендентов, собеседования с ними, выставки, форумы и т.п.).
В феврале 2007 года Министерством образования и науки Республики Татарстан во всех муниципальных образованиях проведены Дни общественной экспертизы, которые теперь ежегодно проводятся в муниципальных районах.
С публичными докладами в течение 2007-2008 годов выступили 387 директоров образовательных школ республики.
Таким образом, активное внедрение механизмов информационной и методической поддержки приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) стало важным фактором, обеспечивающим современное качество общего образования, и оказало существенное влияние на его устойчивое развитие.
Инновационные проекты и программы в образовании 2008/2
11