Научная статья на тему 'ПНПО необходимое условие дальнейшего развития сельско го образовательного учреждения'

ПНПО необходимое условие дальнейшего развития сельско го образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПНПО необходимое условие дальнейшего развития сельско го образовательного учреждения»

Образование в регионах

Бобылев П.Г.,

Ерденевская СОШ; Медова Ю.В.,

кандидат педагогических наук Калужская область

пнпо - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО

образовательного учреждения

Инновационной деятельности образовательных учреждений, инновационным технологиям в последнее время уделяется большое внимание. Путь этот с момента осмысления необходимости введения новшеств в традиционную деятельность до получения конкретных результатов не прост. Он требует не только желания, но и творческого потенциала коллектива школы, соблюдения целого ряда условий.

Составной частью приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного процесса. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении школьников, в том числе сельских, становится обязательной характеристикой инновационных процессов в школе, но, помимо творческого вклада учителя, еще необходимо создать такие условия, чтобы не только учащиеся, но и учителя с интересом занимались новыми подходами, методами, технологиями.

Одним из инновационных образовательных учреждений Малоярославецкого района является Ерденевская средняя общеобразовательная школа. Около двухсот учащихся, 22 учителя, выпускники и 30 лет истории Школы. Администрация и педагоги заинтересованы в том, чтобы воспитанники сельской школы получали качественное образование, позволяющее реализовывать личностный подход в решении различных задач на разных этапах жизни. В школе одной из первых был подключен Интернет, учителя постоянно повышают свою квалификацию, успехи коллектива известны далеко за пределами района и области. В образовательном учреждении большое внимание уделяется трудовому обучению и воспитанию школьников.

Однако последний период в развитии школы хочется назвать наиболее интересным, эффективным и интенсивным. С 2005 года на территории Калужской области реализовывался проект Национального фонда подготовки кадров и Всемирного Банка реконструкции и развития «Информатизация системы образования». Сегодня мы понимаем, что главная цель, которая, на наш взгляд, была успешно реализована - показать возможности информационно-коммуникационных технологий для образовательного процесса и создать начальную базу цифровых ресурсов. Подключение школы к сети Интернет позволило создать мобильную

информационную среду как для учащихся, так и для педагогов.

С 2006 года в школе реализуется Программа информатизации, в рамках которой создана школьная команда. Состав школьной команды постепенно расширяется, потому что увеличивается число педагогов, которые в своей практике становятся сторонниками информационных технологий, внедряют их в урочную и внеурочную деятельность, видят эффективность проводимой работы. Создан сайт школы, школьная медиатека, авторские коллекции цифровых образовательных ресурсов по предметным областям. Каждый классный коллектив имеет свой Банк данных фотографий, методических разработок и различных материалов, необходимых для проведения мероприятий. В конце учебного года в течение трех дней был проведен Фестиваль воспитательных систем классов. Учащиеся с 1 по 11 класс рассказывали о своей активной классной жизни, сопровождая рассказ мультимедийными презентациями.

Особо значимым в этой деятельности является период, когда Ерденевская школа стала победителем в конкурсе школ, внедряющих инновационные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Этот факт подтвердил правильность выбранного пути и дал нам возможность увереннее планировать свою работу дальше. Мы почувствовали признанный успех коллектива небольшой сельской школы. Но самое главное, что выигранная в конкурсе премия позволила создать условия, которым может позавидовать сегодня не только сельская школа. Мы оборудовали современный компьютерный класс, где были установлены современные компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, сканер, документ-камера. В классе -локальная сеть и круглосуточный выход в Интернет. В школе появился также интерактивный класс с презентационной техникой и интерактивной доской, приобретено несколько автоматизированных рабочих мест для педагогов и мобильных классов. Локальная сеть связала не только компьютерный класс, но и интерактивный класс, несколько учебных кабинетов, актовый зал, библиотеку, кабинеты руководителей и секретаря. Было закуплено лицензионное программное обеспечение. В ходе реализации проекта ИСО была создана и открыта для свободного доступа Единая коллекция

36

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Образование в регионах

цифровых образовательных ресурсов, активность и интерес педагогов к своей профессиональной деятельности возросли в несколько раз. С удовольствием мы видим, как придумываются и изобретаются совместно со школьниками новые задачки, как они решаются уже в интерактивном режиме с применением ИКТ, как дети проводят в школе большую часть времени, стараясь включиться в этот увлекательный мир поиска нового. И иногда учат уже своих учителей. На практике понимаешь преимущества «субъект - субъектной педагогики».

Результаты не заставили долго себя ждать. Потому что создание условий для внедрения инноваций и формирования современной образовательной среды, в нашем понимании, и есть одна из главных задач приоритетного национального проекта.

За период реализации своей программы развития Ерденевская средняя общеобразовательная школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование» -2007, областного конкурса «Лучшая школа Калужской области», участником Всероссийского конкурса инновационных разработок, в 2006 году Победителем Всероссийской выставки за организацию и проведение работы на учебно-опытном участке. Школа награждена Золотыми кубками, а педагоги и ученики - участники выставки - дипломами ВВЦ. Директору Ерденевской средней школы Бобылеву П.Г. была присуждена региональная премия имени народного учителя РФ А.Ф. Иванова за обновление и преобразование работы в школе. Важно отметить, что четыре педагога школы: Мурга Л.Г., Горбачева Г.А., Бобылева О.Л., Долгачева Е.А. стали победителями конкурса лучших учителей в рамках ПНП «Образование».

С 2007 года школа участвует в эксперименте по преподаванию химии в 8 классе на основе интеграции содержания предмета с формированием медиаобразовательных умений.

Учащиеся активно участвуют в олимпиадах по 19 учебных предметам и имеют победы на областном уровне. Участие в конкурсах охватывает почти все направления деятельности школы. Славятся своими традициями общественные организации и Лидеры детского самоуправления. Важно отметить, что учащиеся совместно с учителями много занимаются исследовательской деятельностью. Вообще, в системе работы школы проектная и исследовательская деятельность занимают ведущие позиции. Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, а также перестраивать их.

В отличие от проектирования исследование -всегда творчество, оно чрезвычайно важно для развития творческих способностей учащихся, в идеале оно представляет собой бескорыстный поиск истины. Если в итоге исследования и удается решить

какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно, с точки зрения общества, самого исследователя, но даже вредно и опасно - всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет.

Исследовательские проекты, связанные с разработкой экологических и воспитательных тем, получили грантовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда. С началом реализации в Калужской области проекта «Информатизация системы образования» творческая группа педагогов стала победителем конкурса педагогических инициатив. Во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок-2007», посвященном 175-летию Д.И.Менделеева, учитель химии Бобылева О.Л. стала победителем. В начале 2009 года сразу две работы учащихся нашей школы стали финалистами Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, а работа творческой группы учителей и учащихся под руководством учителя начальных классов Табано-вой О.Н. принимает участие в Российском конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе» (http://moi-universitet.ucoz.ru)

Школа расположена в с. Головтеево. Образовательное учреждение обслуживает близлежащие деревни. Осуществляется программа «Школьный автобус» и обеспечивается подвоз детей средствами школы.

Все ветви управления объединяются Советом школы, в состав которого входит по пять представителей каждого субъекта образовательного процесса. Делегаты в Совет школы избираются на общем ученическом собрании, Педагогическом совете и общешкольном родительском собрании. В состав Совета школы входит Глава местного самоуправления.

Одним из направлений развития ученического самоуправления является школьная периодическая (теперь уже и электронная) газета «Школьные новости». Газета основана в январе 1993 года по инициативе Совета старшеклассников. За 16 лет значительно изменилось оформление газеты, технические возможности её издания, изменилось и содержание. Однако, по-прежнему, газета объединяет творчески мыслящих, имеющих собственную точку зрения, социально активных ребят.

Ерденевская средняя общеобразовательная школа является социокультурным центром села. Поэтому деятельность школьного коллектива, строящаяся на принципах доверия, доброжелательности и взаимоподдержки, всегда известна для жителей поселка и открыта к сотрудничеству. За период 30-летнего существования школы, из стен школы ушли в Большую жизнь более 700 выпускников. 40% учителей школы-бывшие ее выпускники!

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.