Образование в регионах
Бобылев П.Г.,
Ерденевская СОШ; Медова Ю.В.,
кандидат педагогических наук Калужская область
пнпо - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО
образовательного учреждения
Инновационной деятельности образовательных учреждений, инновационным технологиям в последнее время уделяется большое внимание. Путь этот с момента осмысления необходимости введения новшеств в традиционную деятельность до получения конкретных результатов не прост. Он требует не только желания, но и творческого потенциала коллектива школы, соблюдения целого ряда условий.
Составной частью приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного процесса. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении школьников, в том числе сельских, становится обязательной характеристикой инновационных процессов в школе, но, помимо творческого вклада учителя, еще необходимо создать такие условия, чтобы не только учащиеся, но и учителя с интересом занимались новыми подходами, методами, технологиями.
Одним из инновационных образовательных учреждений Малоярославецкого района является Ерденевская средняя общеобразовательная школа. Около двухсот учащихся, 22 учителя, выпускники и 30 лет истории Школы. Администрация и педагоги заинтересованы в том, чтобы воспитанники сельской школы получали качественное образование, позволяющее реализовывать личностный подход в решении различных задач на разных этапах жизни. В школе одной из первых был подключен Интернет, учителя постоянно повышают свою квалификацию, успехи коллектива известны далеко за пределами района и области. В образовательном учреждении большое внимание уделяется трудовому обучению и воспитанию школьников.
Однако последний период в развитии школы хочется назвать наиболее интересным, эффективным и интенсивным. С 2005 года на территории Калужской области реализовывался проект Национального фонда подготовки кадров и Всемирного Банка реконструкции и развития «Информатизация системы образования». Сегодня мы понимаем, что главная цель, которая, на наш взгляд, была успешно реализована - показать возможности информационно-коммуникационных технологий для образовательного процесса и создать начальную базу цифровых ресурсов. Подключение школы к сети Интернет позволило создать мобильную
информационную среду как для учащихся, так и для педагогов.
С 2006 года в школе реализуется Программа информатизации, в рамках которой создана школьная команда. Состав школьной команды постепенно расширяется, потому что увеличивается число педагогов, которые в своей практике становятся сторонниками информационных технологий, внедряют их в урочную и внеурочную деятельность, видят эффективность проводимой работы. Создан сайт школы, школьная медиатека, авторские коллекции цифровых образовательных ресурсов по предметным областям. Каждый классный коллектив имеет свой Банк данных фотографий, методических разработок и различных материалов, необходимых для проведения мероприятий. В конце учебного года в течение трех дней был проведен Фестиваль воспитательных систем классов. Учащиеся с 1 по 11 класс рассказывали о своей активной классной жизни, сопровождая рассказ мультимедийными презентациями.
Особо значимым в этой деятельности является период, когда Ерденевская школа стала победителем в конкурсе школ, внедряющих инновационные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Этот факт подтвердил правильность выбранного пути и дал нам возможность увереннее планировать свою работу дальше. Мы почувствовали признанный успех коллектива небольшой сельской школы. Но самое главное, что выигранная в конкурсе премия позволила создать условия, которым может позавидовать сегодня не только сельская школа. Мы оборудовали современный компьютерный класс, где были установлены современные компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, сканер, документ-камера. В классе -локальная сеть и круглосуточный выход в Интернет. В школе появился также интерактивный класс с презентационной техникой и интерактивной доской, приобретено несколько автоматизированных рабочих мест для педагогов и мобильных классов. Локальная сеть связала не только компьютерный класс, но и интерактивный класс, несколько учебных кабинетов, актовый зал, библиотеку, кабинеты руководителей и секретаря. Было закуплено лицензионное программное обеспечение. В ходе реализации проекта ИСО была создана и открыта для свободного доступа Единая коллекция
36
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1
Образование в регионах
цифровых образовательных ресурсов, активность и интерес педагогов к своей профессиональной деятельности возросли в несколько раз. С удовольствием мы видим, как придумываются и изобретаются совместно со школьниками новые задачки, как они решаются уже в интерактивном режиме с применением ИКТ, как дети проводят в школе большую часть времени, стараясь включиться в этот увлекательный мир поиска нового. И иногда учат уже своих учителей. На практике понимаешь преимущества «субъект - субъектной педагогики».
Результаты не заставили долго себя ждать. Потому что создание условий для внедрения инноваций и формирования современной образовательной среды, в нашем понимании, и есть одна из главных задач приоритетного национального проекта.
За период реализации своей программы развития Ерденевская средняя общеобразовательная школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование» -2007, областного конкурса «Лучшая школа Калужской области», участником Всероссийского конкурса инновационных разработок, в 2006 году Победителем Всероссийской выставки за организацию и проведение работы на учебно-опытном участке. Школа награждена Золотыми кубками, а педагоги и ученики - участники выставки - дипломами ВВЦ. Директору Ерденевской средней школы Бобылеву П.Г. была присуждена региональная премия имени народного учителя РФ А.Ф. Иванова за обновление и преобразование работы в школе. Важно отметить, что четыре педагога школы: Мурга Л.Г., Горбачева Г.А., Бобылева О.Л., Долгачева Е.А. стали победителями конкурса лучших учителей в рамках ПНП «Образование».
С 2007 года школа участвует в эксперименте по преподаванию химии в 8 классе на основе интеграции содержания предмета с формированием медиаобразовательных умений.
Учащиеся активно участвуют в олимпиадах по 19 учебных предметам и имеют победы на областном уровне. Участие в конкурсах охватывает почти все направления деятельности школы. Славятся своими традициями общественные организации и Лидеры детского самоуправления. Важно отметить, что учащиеся совместно с учителями много занимаются исследовательской деятельностью. Вообще, в системе работы школы проектная и исследовательская деятельность занимают ведущие позиции. Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, а также перестраивать их.
В отличие от проектирования исследование -всегда творчество, оно чрезвычайно важно для развития творческих способностей учащихся, в идеале оно представляет собой бескорыстный поиск истины. Если в итоге исследования и удается решить
какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно, с точки зрения общества, самого исследователя, но даже вредно и опасно - всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет.
Исследовательские проекты, связанные с разработкой экологических и воспитательных тем, получили грантовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда. С началом реализации в Калужской области проекта «Информатизация системы образования» творческая группа педагогов стала победителем конкурса педагогических инициатив. Во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок-2007», посвященном 175-летию Д.И.Менделеева, учитель химии Бобылева О.Л. стала победителем. В начале 2009 года сразу две работы учащихся нашей школы стали финалистами Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, а работа творческой группы учителей и учащихся под руководством учителя начальных классов Табано-вой О.Н. принимает участие в Российском конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе» (http://moi-universitet.ucoz.ru)
Школа расположена в с. Головтеево. Образовательное учреждение обслуживает близлежащие деревни. Осуществляется программа «Школьный автобус» и обеспечивается подвоз детей средствами школы.
Все ветви управления объединяются Советом школы, в состав которого входит по пять представителей каждого субъекта образовательного процесса. Делегаты в Совет школы избираются на общем ученическом собрании, Педагогическом совете и общешкольном родительском собрании. В состав Совета школы входит Глава местного самоуправления.
Одним из направлений развития ученического самоуправления является школьная периодическая (теперь уже и электронная) газета «Школьные новости». Газета основана в январе 1993 года по инициативе Совета старшеклассников. За 16 лет значительно изменилось оформление газеты, технические возможности её издания, изменилось и содержание. Однако, по-прежнему, газета объединяет творчески мыслящих, имеющих собственную точку зрения, социально активных ребят.
Ерденевская средняя общеобразовательная школа является социокультурным центром села. Поэтому деятельность школьного коллектива, строящаяся на принципах доверия, доброжелательности и взаимоподдержки, всегда известна для жителей поселка и открыта к сотрудничеству. За период 30-летнего существования школы, из стен школы ушли в Большую жизнь более 700 выпускников. 40% учителей школы-бывшие ее выпускники!
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1
37