Научная статья на тему 'Воспитательные во зможности современного сельского социума'

Воспитательные во зможности современного сельского социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобылев Петр Георгиевич, Медова Юлия Викторовна

Авторы раскрывают сущность понятий и виды партнерства в образовании, возможности создания эффективной совместной образовательной деятельности, обеспечивающей системное формирование ценностных межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательные во зможности современного сельского социума»

Авторы раскрывают сущность понятий и виды партнерства в образовании, возможности создания эффективной совместной образовательной деятельности, обеспечивающей системное формирование ценностных межличностных отношений.

Бобылев Петр Георгиевич,

директор МОУ Ерденевская СОШ Медова Юлия Викторовна,

кандидат педагогических наук учитель истории и обществознания с. Гловтеево, Малоярославецкий район Калужская область esh2@mail.ru

Современная школа отвечает вызовам XXI века и стремится формировать навыки, востребованные информационным обществом. Развивается информационная образовательная среда школы, в которой создаются условия для взаимодействия и сотрудничества, для развития навыков критического и системного мышления, умения работать с информацией и медиасредствами, решать значимые для учащихся проблемы. Вместе с тем избыточные потоки информации самого разного качества, СМИ, ориентированные на высокие рейтинги, развитие технических средств, превращающих некоторых пользователей в компьютероманов, ставят все новые проблемы перед школой, учителями и родителями. «Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется.

Медиаобразование - это задача не только современной школы, но и всего социума, в котором формируются личностные качества школьника. Медиаобразование, - это интегрирующее возможности сельского социума и школы, призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве.

Формирование отношений между социокультурными институтами села происходит на основании принципов социального партнерства. Под социальным партнерством мы понимаем такой тип отношений субъектов социальных взаимодействий, при котором ясно прописаны и обсуждены взаимные интересы субъектов и взаимная ответственность.

Конечная цель социального партнерства в образовании состоит в повышении эффективности совместной образовательной деятельности, системном формировании ценностных межличностных отношений. Партнерство в образовании возможно на самых разных уровнях:

• партнерство внутри образовательных учреждений:

• партнерские отношения между учительским и ученическим сообществами;

• партнерские отношения между родительским сообществом и школьным сообществом;

• партнерские отношения между администрацией и педагогическим коллективом.

• партнерство образовательного учреждения с разными общественными институтами:

• партнерство школы и Попечительского Совета;

• партнерские отношения школы и Институтов власти;

• партнерские отношения множества организаций и учреждений в решении единой задачи и т.д.

На современном этапе общественного развития сфера образования превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни.

Современная ситуация требует от школьной образовательной системы не только слаженной работы всех ее внутренних компонентов, но и ее открытости по отношению к внешним контактам с другими социальными партнерами, К таким социальным партнерам, выполняющим роли Клиентов, Заказчиков, Пользователей, Помощников, Поставщиков ресурсов и т.д., можно отнести следующие социальные институты: органы правопорядка, здравоохранение и спорт, армию, культуру и искусство, средства массовой информации, экономику и хозяйство, общественные и религиозные организации и др.

Сегодня необходимо использовать все ресурсы муниципальной системы для организации образовательной деятельности. Это продиктовано еще и тем, что совокупность возможностей социальных партнеров (экономических, профессиональных, личностных, общественных, лидерских и т.д.) позволяет добиваться наиболее эффективного результата.

Интересно посмотреть, как реально решаются поставленные задачи образовательной системы сельской школы, используя возможности социального партнерства.

Схема социального партнерства в образовательной системе муниципального образования сельского поселения «Село Головтеево»

Калужская область, Малоярославецкий район, п. Головтеево, Ерденевская средняя общеобразовательная школа. Обычная сельская... Необычность - в созданном творческом коллективе учителей, учеников и родителей. И признание: «Лучшая школа Калужской области», Школа - победительница конкурса школ, внедряющих инновационные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Школа расположена в пос. Головтеево. Образовательное учреждение обслуживает близлежащие деревни. Осуществляется программа «Школьный автобус» и обеспечивается подвоз детей средствами школы.

Вот несколько примеров как строится работа образовательного учреждения, основанная на принципах социального партнерства.

Одним из приоритетных направлений деятельности школы является формирование гражданских качеств личности учащихся. В школе не были нарушены традиции советской школы, и на современном этапе получило свое развитие школьное общественное управление. В его структуре можно выделить наличие разных органов, отражающих интересы основных участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Высшим органом ученического самоуправления является общее ученическое собрание, а между его созывами - Совет старшеклассников. Родители могут участвовать в управлении школой через деятельность родительских комитетов классов и родительские собрания. Одной из форм привлечения общественности к работе с родителями являются выездные родительские собрания. Учитывая специфику места проживания контингента учащихся (почти 50% детей приезжают в школу на автобусах из соседних деревень), администрация и педагоги школы с представителями местного самоуправления, отдела МВД по профилактике право-

нарушений среди несовершеннолетних и сотрудников других учреждений как минимум раз в год посещают семьи этих учащихся, решая возникающие проблемы.

Все ветви управления объединяются Советом школы, в состав которого входит по пять представителей каждого субъекта образовательного процесса. Делегаты в Совет школы избираются на общем ученическом собрании, Педагогическом совете и общешкольном родительском собрании. В состав Совета школы также входит представитель местного самоуправления. Школьное самоуправление позволяет объединить все возрастные группы через совместную деятельность.

По инициативе Уполномоченного по правам человека в Калужской области в ряде школ был создан институт Уполномоченного по правам ученика, который выбирается всеми учениками путем тайного голосования, В течение учебного года Уполномоченный проводит встречи со школьниками, проводит разъяснительную работу по правам и обязанностям учащихся, разбирает споры между учениками, проводит обсуждение различных предложений по улучшению жизни учеников школы.

Примером может служить Неделя права, которая проходит в школе ежегодно в декабре. Ученики, под руководством учителей, готовят различную интересную и полезную информацию для обсуждения, проводят викторины и конкурсы, приглашают известных людей, чтобы с ними общаться, спорить (если, получается), учиться отстаивать свою точку зрения и иногда, находить свою истину.

Учащиеся имеют возможность попробовать себя в работе детских организаций («Ромашка» 2-4 классы и пионерская дружина 5-7 классы), работе органов ученического самоуправления (Совет старшеклассников, Совет класса и Советы дела), в работе школьных СМИ (газета «Школьные новости»). Старшеклассники имеют возможность избирать и быть избранными в Совет школы, где имеют право защищать и отстаивать интересы ученического коллектива. На общем ученическом собрании решаются вопросы и проблемы, волнующие учащихся, планируется работа, анализируются итоги мероприятий и работы в целом, Ученическое собрание, Совет старшеклассников привлекается к разработке документов и положений, регулирующих жизнь школы (Правил для учащихся, Положения о внешнем виде учащегося и др.), также они занимаются созданием и обновлением школьного сайта,

Сопричастность к управлению школой начинается с их информированности. Это, в первую очередь, обеспечивается через заседания Совета школы, где регулярно звучат отчеты администрации о реализуемых программах, перспективах и других направлениях её жизнедеятельности. Большую роль в этом направлении играет школьная периодическая газета, На протяжении 17 лет она является одним из эффективных средств развития сплоченности, сопричастности и сотрудничества в школьном коллективе. Деятельность

школы освещается и районными средствами массовой информации. Это статьи о школьных делах, о лучших учащихся школы, об учителях. Неоднократно публиковались статьи директора школы о жизни школы, перспективах её развития. Принцип информированности реализуется и через участие представителей преподавательского состава школы в законотворческой деятельности районного и местного самоуправления.

Стараясь повысить социальную активность учащихся, научить их не быть безразличными, увидеть и попробовать решить проблемы не только школы, но и окружающего социума, мы стареемся вынести нашу деятельность за пределы школы. Активно сотрудничаем с органами местного самоуправления, проводим совместные акции по уборке территории, озеленению поселка. Это, как правило, Акты добровольцев, однако участие в них школьников составляет 80 - 90% от общего числа школьников, проживающих в п. Головтеево. Несколько лет старшеклассники и члены экологического кружка «бьют» тревогу об отсутствии очистных сооружений в поселке. Этой проблемой Совет старшеклассников занимался в рамках социального проекта «Я - гражданин России», обращался с письмами к Губернатору области, в комитет природных ресурсов, в экологические организации. Решение подобных проблем объединяет учащихся с педагогами, родителями, общественностью. Через разнообразные виды совместной деятельности вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

С 2006 года школа реализует проект «Информатизация системы образования» по использования информационно - коммуникационных технологий в воспитательном процессе сельской школы. На основе информационных технологий идет обобщение и систематизация опыта работы классных коллективов. В марте в рамках общешкольного коллективного дела «Летопись нашего класса» состоялась защита созданных презентаций.

Система дополнительного образования является одной их важных составляющих воспитательной работы. Все кружки работают по утвержденным программам в тесном контакте с общешкольным планом воспитательной работы, планом работы Центра внешкольной работы г. Малоярославца. Всего за 2004-2007 гг на базе школы реализовывается 16 программ дополнительного образования. Помимо кружков и секций на базе школы 10% учащихся посещают ДЮСШ, Школу искусств, Художественную школу г. Малоярославца. Ежегодно члены кружков участвуют в районном и областном конкурсах Космического фестиваля, районном Фестивале детского творчества.

Еще одна «педагогическая находка» коллектива -это проект «Образовательный туризм». Основная цель-расширения кругозора учащихся, формирования общекультурных и коммуникативных навыков, расширения социокультурного пространства школы, во внеурочной деятельности. Ежегодно для школьников организуются экскурсионные поездки, входе которых учащиеся 1-11 классов имеют возможность неоднократно посетить музеи и театры Калужской области, г. Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Поддержка данного проекта со стороны социальных партнеров (материальная, организационная, информационная и т.п.) позволяет ученикам знакомиться с новыми культурными и истори-

ческими местами, достижениями науки и техники, учиться воспринимать и понимать. Не это ли дополнительный источник знаний в рамках медиаобразования?

Во внеурочной деятельности школа активно взаимодействует с самыми разнообразными организациями, предприятиями, учреждениями: домом культуры п,Головтеево, детским садом, предприятием «Калужская птицефабрика», расположенном в п.Головтеево, медицинским пунктом, органами местного самоуправления. Редакция школьной газеты перенимает опыт у корреспондентов районных СМИ. В рамках профилактической работы сучащимися и семьями школа тесно сотрудничает с инспекцией по делам несовершеннолетних, отделом пропаганды ГИБДД, железнодорожной милиции, районной больницей, Детчинским центром образования,

Каждый день приносит нам новые методики работы в рамках медиаобразования. Сельская библиотека. Сегодня это не самый востребованный информационный ресурс. Но здесь созданы и активно работают кружки по интересам, здесь собираются люди разных поколений для того, чтобы вспомнить «как это было...». В результате таких встреч рождаются учебные исследовательские проекты, ученики изучают историю своего края, «славные биографии».

Еще один пример. В фойе сельской администрации поставили стол и разложили местную прессу. Здесь же почта, Дом культуры и тд. Статьи из газет становятся поводом для размышлений. Дети разных возрастов прислушиваются к мнениям взрослых. Затем темы, которые их взволновали, мы обсуждаем в школе, все вместе.

Социальное партнерство с различными организациями позволяет ученикам и учителям участвовать в различных конференциях. В нашем понимании, медиаобразование должно предоставить возможность обучаться на примере сверстников. Поэтому, мы учим наших школьников не только выступать с результатами исследований, но и обсуждаем выступления и ответы на вопросы других участников конференций и чтений.

О том, что мы на правильном пути говорят некоторые достижения коллектива и учеников школы. За последние пять лет Ерденевская средняя общеобразовательная школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование» - 2007, областного конкурса «Лучшая школа Калужской области», участником Всероссийского конкурса инновационных разработок, в 2006 году победителем Всероссийской выставки за организацию и проведение исследовательской работы на учебно-опытном участке. Школа награждена золотыми кубками, а педагоги и ученики-участники выставки - дипломами ВВЦ,

С 2007 года школа участвует в эксперименте по преподаванию химии в 8 классе на основе интеграции содержания предмета с формированием медиаобра-зовательных умений. По данной теме на базе школы создан и активно работает региональный ресурсный центр. Ученики школы стали призерами и дипломантами конкурсов «Первые шаги в науку», «Юность. Наука. Культура», «Интеллект будущего», чтений памяти В.А.Юдина, А.Л.Чижевского, Всероссийского фестиваля школьной прессы, Комплекса образовательных мероприятий “Молодое поколение за эколого-эконо-

мическую безопасность“. Ученик школы С.Баранов стал победителем конкурса исследовательских работ, проводимого РХТУ и посвященного 175-летию Д.И.Менделеева, А.Филькина - лауреатом областной премии имени К.Э.Циолковского.

Грамотное использование медиобразовательных возможностей социальных партнеров села приобщает ребенка к самостоятельности, творчеству, положительно будет влиять на развитие речевых процессов, интеллектуальной активности и способствовать положительному эмоциональному настрою. Со временем приобретутся способности к восприятию и аргументированной оценке различной информации, самостоятельности суждений, критичности мышления, эстетического вкуса школьников.

Литература

1. Гладик В. А. Образовательная программа «Учимся управлять вместе: управляющий совет школы как школа гражданской компетентности» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.- №1.

2. Кузнецов A.A. О школьных стандартах второго поколения //Инновационные проекты и программы в образова-НИИ.-2008.- №1.

3. Лазарев B.C. Инновационная деятельность учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №3.

4. Мазуренко Т.Б., Павлюк Ю.Н., Проскурин A.B. Проект «ШКОЛА - ЗДОРОВЬЕ - ГАРМОНИЯ - ЖИЗНЬ». // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - №4.

5. Мустафин Д.М. О проведении конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы // Инновационные проекты и программы в образовании - 2008.- №4.

6. Петрикевич И.О. Повышение мотивации учащихся к изучению классических языков программирования в курсе «Информатика» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.- №4.

7. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» //. Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №4.

В статье рассматриваются особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду. Раскрываются цели, задачи, принципы диагностики, направления коррекционно-развивающей работы. Представлена модель выпускника группы умственно отсталых детей.

Лере-Планд Альбина Николаевна

заведующая

Центр развития ребенка - детский сад № 12 г. Александров, Владимирская область st.tatiana.ps@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ

Как организовать работу группы умственно отсталых детей в детском саду?

Ключевые слова: умственно отсталые дети; диагностика; коррекционно-развивающее обучение; модель выпускника.

Дети с проблемами в развитии - обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. У нас в детском саду воспитываются умственно- отсталые дети. Учреждения с такими группами призваны выполнять следующие задачи:

- обеспечение права ребенка с нарушением в развитии на получение коррекционной помощи;

- защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;

- сохранение единого образовательного пространства в ДОУ;

- обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогиче-ского воздействия;

- обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррек-ционно-развивающих технологий;

- обеспечение материально-технической базы ДОУ с учетом характера и структуры нарушений в развитии ребенка.

Основными целями ДОУ со спецгруппами являются: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств. Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагают комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики умственно отсталых дошкольников, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.

Основная задача групп для умственно отсталых детей - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.