Научная статья на тему 'Система управления по результатам в сельской школе'

Система управления по результатам в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ / КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / КОМАНДНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НА РЕЗУЛЬТАТ / EDUCATION MANAGEMENT BY RESULTS / FINAL RESULT IN THE EDUCATIONAL PROCESS / SOCIO-CULTURAL SPACE / SOCIAL PARTNERS / TEAM CULTURE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF WORK FOR RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева М. М.

В статье даётся определение понятия «управление по результатам» в школе. Представлен опыт управления по результатам работы в сельской школе. Выделяются цели-результат образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Акцентируется внимание на роли команды в управлении и формировании организационной культуры для достижения запланированного результата образовательной деятельности и профессионального развития педагогов. Обращается внимание на возможности использования потенциала родителей для организации совместного управления по результатам во внеурочной деятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results management system in the rural school. The article defines the concept of "management by results" in the school. The experience of managing the results of work in a rural school is presented. The goals-result of educational activity are singled out in accordance with the requirements of FSES. Attention is focused on the role of the team in the management and formation of organizational culture to achieve the planned result of educational activities and professional development of teachers. Attention is drawn to the possibilities of using the potential of parents to organize joint management on the results of extra-school activities of children.

Текст научной работы на тему «Система управления по результатам в сельской школе»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1

М. М. Алексеева Система управления по результатам в сельской школе

В статье даётся определение понятия «управление по результатам» в школе. Представлен опыт управления по результатам работы в сельской школе. Выделяются цели-результат образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Акцентируется внимание на роли команды в управлении и формировании организационной культуры для достижения запланированного результата образовательной деятельности и профессионального развития педагогов. Обращается внимание на возможности использования потенциала родителей для организации совместного управления по результатам во внеурочной деятельности детей.

The results management system in the rural school. The article defines the concept of "management by results" in the school. The experience of managing the results of work in a rural school is presented. The goals-result of educational activity are singled out in accordance with the requirements of FSES. Attention is focused on the role of the team in the management and formation of organizational culture to achieve the planned result of educational activities and professional development of teachers. Attention is drawn to the possibilities of using the potential of parents to organize joint management on the results of extra-school activities of children.

Ключевые слова: управление образованием по результатам, конечный результат в образовательном процессе, социокультурное пространство, социальные партнеры, командная культура, профессиональное развитие педагогов в системе работы на результат.

Key words: education management by results, final result in the educational process, socio-cultural space, social partners, team culture, professional development of teachers in the system of work for results.

В современных социокультурных условиях развитие сельской школы определяется тем, насколько эффективно осуществляется внутришколь-ное управление. Решение стоящих перед школой задач зависит от направленности управления на конечный результат, что предполагает командную работу всего коллектива при осуществлении анализа, планирования, контроля и рефлексии.

© Алексеева М. М., 2017

Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функции, присущие различным системам (социальным, биологическим, техническим и др.). В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают люди как члены организаций и организационные подразделения в целом [1].

В педагогике управление образованием рассматривается как «совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных в рамках образовательной системы определенных целей», а также как организация, т. е. сложная иерархическая структурная система (уровни управления: региональный, муниципальный, учрежденческий).

Управление образованием понимается как система и процесс, реализуемый на любом из уровней, и включает планирование, организацию, контроль, мотивацию и коммуникацию, определяющие развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие [4].

Некоторые исследователи, рассматривая образовательный менеджмент как системное управление, обращают внимание на то, что эффективность образования зависит и от развития самоуправления, от взаимодействия коллективных и индивидуальных субъектов управления, руководителей и исполнителей, от наличия управленческой команды единомышленников [5].

Какие управленческие системы сегодня наиболее эффективны? Заслуживает внимания, на наш взгляд, система управления по целям, предложенная П. Друкером. Именно она позволяет увязать ключевые категории управления: это цель - результат и эффективность деятельности. Цель-результат при этом понимается как запланированный результат. Для эффективного перехода на систему управления по целям-результатам П. Друкер предлагает использовать непрерывное обучение как один из способов справиться с двумя ключевыми проблемами: с сопротивлением сотрудников нововведениям и угрозой того, что работники могут «устареть» [2].

Для достижения запланированного результата в обучении и воспитании учащихся управленческой командой школы МБОУ «Пламенская СОШ» Гатчинского района Ленинградской области была выбрана система управления по результатам.

Основная идея управления по результатам в общеобразовательной школе заключается в том, что она является упорядоченной формой, которая объединяет отдельных индивидов и их группы для достижения каждым учеником и каждым педагогом запланированных федеральными образовательными стандартами и программами обучения определенных результатов. Выделяются следующие уровни управления по результатам: 1) определение и описание конкретных результатов обучения и развития личности; 2) управление по ситуации - создание условий для достижения результатов; 3) организация контроля за промежуточными и конечными результатами [6].

Следует отметить, что система управления по результатам стала внедряться в типичной сельской школе, в которой обучается 320 учащихся. Для большинства подобных школ характерны такие проблемы, как постоянная нехватка педагогических кадров; низкая учебная мотивация учащихся; в классе учащиеся с разным интеллектуальным уровнем (10 % учащихся в школе с замедленным психическим развитием и умственной отсталостью); слабая заинтересованность большинства родителей в учебных достижениях своих детей.

Поэтому в данных условиях основными целями-результатом образовательного процесса школы стали:

• формирование общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания федеральных государственных образовательных стандартов и общеобразовательных программ;

• формирование социально зрелой личности, готовой к жизненному самоопределению, профессиональному и личностному, к реализации индивидуальной программы достижения успеха в общественно полезной и личностно значимой жизнедеятельности, основанной на духовно-нравственных ценностях.

• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В системе управления школой систематически проводятся собеседования со всеми исполнителями и группами исполнителей по достигнутым результатам на следующих уровнях организационной структуры: методические объединения, методический совет, административный совет, педагогический совет. Администрация и учителя в группах оценивают, насколько разумно были установлены ключевые задания в прошлом периоде, способствуют ли они достижению поставленных целей. Затем оценивается соответствие выдвинутых задач необходимому уровню требований ФГОС (завышение или занижение), проверяются достигнутые результаты. Когда у коллектива сформировано общее мнение о достигнутых результатах, идёт всесторонний анализ, т. е. рассматривается вопрос о том, что препятствовало достижению результата, а также уточняются действия, способствующие достижению успеха в будущем. Определяются результаты, которых необходимо достичь в последующем периоде.

Как показал опыт работы, система управления по результатам позволила активизировать не только весь педагогический коллектив, но и большую часть родителей и детей на достижение личностных успехов.

Во-первых, каждый член педагогического коллектива вынужден был задуматься и переосмыслить конечный результат своей работы, работы ученика, коллектива. Это способствовало развитию горизонтальной системы сотрудничества и командной культуры управления. Например, для достижения результатов ОГЭ по математике в 9 классе учителями химии и физики были внесены коррективы в тематические планы уроков по развитию вычислительных навыков учащихся. Совместная работа трёх учителей-предметников, ориентированная на конечный результат, позволила достигнуть поставленной цели.

Во-вторых, в школе создана система морального и материального стимулирования каждого члена педагогического коллектива, добивающегося запланированных результатов на основе требований ФГОС.

В-третьих, работой на результат была обеспечена повышенная заинтересованность педагогов и членов администрации в саморазвитии через стажировки, участие в конкурсном движении, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Проведённый анализ показал, что в педагогическом коллективе, работающем на результат, появилась потребность в саморазвитии. Самодиагностика учителей показала, что 94 % из них хотят себя познать и могут изменяться через новое профессиональное знание, и лишь 6 % учителей считают, что хотят себя познавать, но не могут изменить себя и своих профессиональных стереотипов.

Профессиональное развитие педагогов, работающих на результат, наиболее успешно при проведении курсов для педагогического коллектива на базе школы. Такие курсы должны проводиться в системе. Так в 20152016 учебном году педагоги прошли обучение по программе «Коррекцион-ная направленность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях внедрения ФГОС для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Чтобы повысить уровень развития педагогического коллектива в их ориентации на достижение образовательных и воспитательных результатов, руководитель должен стремиться организовать дополнительную деятельность сотрудников, требующую объединения их усилий. В качестве такой деятельности в МБОу «Пламенская СОШ» стало привлечение педагогов к освоению и внедрению в образовательный процесс методологии системно-деятельностного подхода, обозначенного в требованиях ФГОС.

Для этого ежегодно творческие группы организуют педагогические мастерские, в рамках которых учителя демонстрируют свою работу по достижению запланированных результатов, реализации идей творческих программ развития, делятся опытом по развитию предметных и метапред-метных знаний и умений, универсальных учебных действий и личностных качеств у обучающихся [3]. В работе педагогических мастерских принимает участие 90 % учителей школы.

Для учителей школы, работающих на результат, расширяются возможности участия в профессиональных конкурсах. За последние три года в школе появилось два победителя и три лауреата муниципального конкурса «Учитель года»; четыре лауреата муниципального конкурса «Самый классный классный».

Развитию педагогического коллектива всегда служит методическая работа в школе. Но в условиях работы на результат она становится особенно важной и значимой.

Обычное информирование педагогов о новых требованиях профессиональных стандартов, требованиях ФГОС ОО и достижениях педагогической науки и практики теперь включает коллективную работу учителей-предметников по определению конкретных поурочных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Предметная работа направлена не только на обучение и развитие педагогических кадров, повышение их оперативной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, но и на выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности членов педагогического коллектива.

Для создания комфортных условий работы в школе идет постоянная работа над улучшением инфраструктуры. За последние годы большинство рабочих мест учителей в учебных кабинетах подключены к локальной сети и имеют доступ к интернет-ресурсам, в каждом учебном кабинете есть мультимедийное оборудование. Существует возможность использовать образовательные ресурсы «Мобильной электронной школы». Приобретен мобильный электронный класс. В условиях новой информационной среды обучения и воспитания учащихся перед системой управления по результатам встают новые, не известные ранее задачи. Прежде всего, это преодоление неприятия нового технического оснащения и проблемы овладения компьютерной техникой и информационными технологиями самими педагогами. Перевод ежедневной работы педагогов на преподавание с помощью компьютеров, с ориентацией на достижение запланированных результатов каждым учеником на каждом уроке становится одной из важнейших задач развития системного управления результатами в школе, формирования команды педагогов-единомышленников, мотивированных на повышение результативности в работе.

Значимым условием для получения высоких результатов в обучении и воспитании учащихся стало создание образовательной среды в условиях сельской школы. Для этого были максимально использованы возможности социокультурного пространства и развитие социального партнерства. Для решения этих задач стало необходимым профессиональное обучение педагогического коллектива приёмам и методам работы с населением и родителями. Преподаватели четко стали понимать, что и как им нужно сделать, чтобы получить запланированный результат.

Главным достижением реализация данной программы за последние годы стало преодоление социальной замкнутости образовательной среды школы и создание для обучающихся пространства, способствующего развитию и социализации.

Администрация школы смогла наладить тесную связь с администрацией Сяськелевского сельского поселения не только по линии работы с трудными детьми и с семьями, стоящими на учете, но и по направлению работы с молодежью. Среди совместных мероприятий ребята дали высокую оценку деловой игре для старшеклассников «Мы выбираем», акции «День толерантности». В системе управления по результатам проводится День молодого избирателя, встречи старшеклассников с главой администрации. Совместными усилиями проводятся акции «День пожилого человека», «Вам, ветераны!» и трудовые десанты по уборке территории поселения. В летний период организуются трудовые бригады по благоустройству территории поселения. При финансовой поддержке администрации поселения на базе школы создан информационно-

консультационный пункт по вопросам ГО и ЧС для населения. В 2015 г. школа по этому направлению заняла 1 место в Северо-Западном регионе. Администрация Сяськелевского сельского поселения спонсирует проведение школьного конкурса «Ученик года».

Партнёрские связи с воинской частью обеспечили высокий интерес учащихся к воинской службе. Стали традиционными совместные мероприятия: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, торжественные митинги в День Победы, спортивные соревнования старшеклассников и бойцов по волейболу, баскетболу и настольному теннису. Учащиеся с интересом посещают экскурсии в воинскую часть и знакомятся с условиями службы и быта, под руководством офицеров занимаются строевой подготовкой и ориентированием. Становится традицией совместное проведение военно-спортивных игр «Зарничка» и «Зарница». В канун 23 февраля вся школа принимает участие в акции «Вам, защитники Отечества!» по сбору подарков военнослужащим срочной службы. В рамках Недели памяти проходят экскурсии для солдат в школьном Музее воинской славы ХХ века».

Тесное сотрудничество объединяет школу с информационно-досуго-вым центром Сяськелевского сельского поселения. Общими усилиями ежегодно проводятся праздники: День пожилого человека, День матери, Масленица, День Победы, День поселка. В последнее время на базе ин-формационно-досугового центра увеличилось количество кружков и секций для учащихся, которые ребята посещают бесплатно, согласно договору о сотрудничестве центра со школой.

Взаимодействие школы с ОАО «Племзавод " Пламя"» осуществляется на основе сложившихся традиций. Администрация ОАО «Племзавод "Пламя"» оказывает финансовую поддержку в реализации социального проекта «День семьи» и проведении новогодних праздников для учащихся. В течение учебного года проводятся экскурсии учащихся на животноводческие фермы, проходят встречи старшеклассников с представителями разных сельскохозяйственных профессий.

Активно помогает школе работать на достижение запланированных результатов совет учреждения. В совет учреждения входят семь родителей, семь педагогов, семь старшеклассников. Ученическое самоуправление осуществляется советом старшеклассников. В составе совета работают комиссии: «Познание», «Труд», «Досуг», «Здоровье». На большом сборе учащиеся по итогам каждого триместра оценивают результаты работы комиссий, подводят итоги прожитому периоду и согласуют план работы на новый учебный период. Планируют результаты и анализируют степень их достижения.

В школе сложились свои традиции работы с родителями, ежегодные праздники: «День семьи», «День здоровья» и др. Одна из традиций - это поздравление коллег: со значимыми событиями, организация для юбиляров творческих вечеров-поздравлений под общим названием «Жизнь замечательных людей».

В рамках региональной экспериментальной площадки в образовательном процессе школы активно используется проектная технология, ориентированная на достижение реальных результатов каждым учащимся. Традиционными стали конкурсы социального проектирования, в которых принимают участие более 80 % учащихся всех уровней обучения. На конкурс представляются индивидуальные работы, работы классных коллективов и образовательных центров. Разработанные и реализуемые проекты актуальны и значимы по своей направленности и содержанию: «О героях былых времен»; «Это славное имя учитель»; «Сделаем мир добрее»; «Восстановление Вохоновского монастыря»; «Здоровье - это здорово»; «Наша школа, наш двор»; «Безопасность дорожного движения» и др.

Анализ результатов каждого реализованного проекта по окончании конкурсов показывает, что мотивация участников разная и постоянно меняется от «интересно», «дал обещание на большом сборе», «меня попросили» до «обязательно буду участвовать». Практически все участники считают, что их проект принёс пользу другим людям (85 %). Пользу и результат для себя ребята видят в реализации и развитии самостоятельности, своих творческих способностей, умения общаться с разными людьми, получении опыта публичных выступлений.

Работа над социально значимыми проектами помогает формировать гражданскую позицию учащихся. Она направлена на решение перспектив развития Гатчинского муниципального района, развитие благоустройства поселения, оказание помощи ветеранам.

Важным направлением в системе управления по результатам является работа с родителями. В последние годы они активнее стали откликаться и принимать участие в общешкольных делах. Интересной формой работы для них стали творческие мастерские. Мамы учеников проводят мастер-классы для всех желающих ребят. В прошлом учебном году таких мастерских прошло пять, а в этом году их запланировано уже восемь. Наиболее запомнились, по мнению ребят, мастерские Деда Мороза по изготовлению новогодних украшений. Все активнее родители вместе с детьми принимают участие в акциях, многие из них уже традиционны: «Вам, ветераны», «Вам, защитники Отечества», «Ко дню пожилого человека». Какие-то акции появляются вновь: «Мы вместе», «В единстве наша сила», «Я люблю Россию», «Портфель первоклассника». Весной школьники, родители, педагоги собирают шесть-семь новых портфелей с полным набором канцелярских принадлежностей для первоклассников из малообеспеченных семей Гатчинского района. С прошлого учебного года родители стали кураторами участия ребят в таких муниципальных конкурсах, как «Царство природы», «Знаю я, есть края». Это привело к увеличению числа участников и призеров.

Результатом совместной деятельности педагогического коллектива, школьников и представителей социума стало смещение акцентов в интересах обучающихся от развлекательных к общественно полезным.

Результаты участия детей во всех общественно важных делах, осознание своей причастности к ним свидетельствуют о значительном росте социальной адаптированности, социальной активности и нравственной воспитанности обучающихся.

Изучение удовлетворённости родителей деятельностью педагогического коллектива говорит об их позитивном отношении к школе: 61 % родителей показали высокий уровень удовлетворенности работой школы (в прошлом учебном году - 43 %); 37 % - средний уровень (53 % - в прошлом году); 1 % - низкий уровень (в прошлом году - 5 %).

Наиболее удовлетворены родители результатами работы классных руководителей; атмосферой в классных коллективах; условиями для физического развития детей и заботой об их здоровье; результатами работы школы по формированию достойного поведения детей.

Одним из самых главных результатов работы школы является возвращение её выпускников, ставших специалистами, в своё сельское поселение после окончания разных профессиональных образовательных учреждений. Среди них работники администрации, информационно-досу-гового центра, племзавода «Пламя», воспитатели и молодые учителя. Выпускники приводят в школу своих детей, значительно возросло число детей, приезжающих из других поселений.

Список литературы

1. Балашов А. И., Котляров И. Д., Санина А. Г. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие для бакалавров и специалистов. - СПб.: Питер, 2012. - 318 с.

2. Друкер П. Менеджмент: задачи, обязанности, практика / пер. с англ. - М.: И.Д. Вильямс, 2008. - 992 с.

3. Жилина А.И. Требования ФГОС к развитию интеллекта, мышления и личности учащегося в процессе обучения // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина: науч. журнал. - Т. 3. -Педагогика. - 2016. - №2. - С. 170-181.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2005. - 448 с.

5. Современный образовательный менеджмент: учеб. пособие / В.Н. Максимова и др. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - 204 с.

6. Тимо Санталайнен, Эеро Воутилайнен, Перти Поренне, Йоуко Х. Ниссинен. Управление по результатам: пер. с финск. / общ. ред. и предисл. Я.А. Лейманна. - М.: Прогресс, 1993. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.