Научная статья на тему 'Управление инновационным развитием современной образовательной организации'

Управление инновационным развитием современной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1770
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITIES / INNOVATIVE PRODUCT / INNOVATIVE PROCESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградов Виктор Николаевич

В статье проанализированы тенденции развития системы управления инновационными процессами в образовательной организации. На основе сравнительного анализа понятий «инновация» и «инновационная деятельность» сделан вывод об усилении регламентации в организации инновационной деятельности, что приводит к падению уровня творческого подхода педагогов к образовательной деятельности. Чтобы переломить данную тенденцию, необходимо в управлении отойти от экономической интерпретации инновационных процессов в образовательной организации в пользу инновации как характеристики новой педагогической культуры в образовательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the trends in the development of innovative processes management systems in educational organizations. On the basis of comparative analysis of the concepts of "innovation" and "innovative activities" it is concluded about strengthening of reglamentation in organisation of innovative activity, which leads to a drop in the level of teachers´ creativity in educational activity. To reverse this trend, it is necessary to drive away from the economic interpretation of innovative processes in educational organization management in favor of innovation as the characteristic of new pedagogical culture in educational activities

Текст научной работы на тему «Управление инновационным развитием современной образовательной организации»

В. Н. Виноградов

(г. Санкт-Петербург)

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ

СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

INNOVATIVE DEVELOPMENT MANAGEMENT OF MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION

В статье проанализированы тенденции развития системы управления инновационными процессами в образовательной организации. На основе сравнительного анализа понятий «инновация» и «инновационная деятельность» сделан вывод об усилении регламентации в организации инновационной деятельности, что приводит к падению уровня творческого подхода педагогов к образовательной деятельности. Чтобы переломить данную тенденцию, необходимо в управлении отойти от экономической интерпретации инновационных процессов в образовательной организации в пользу инновации как характеристики новой педагогической культуры в образовательной деятельности

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный продукт, управление инновационными процессами

The article analyzes the trends in the development of innovative processes management systems in educational organizations. On the basis of comparative analysis of the concepts of "innovation" and "innovative activities" it is concluded about strengthening of reglamentation in organisation of innovative activity, which leads to a drop in the level of teachers' creativity in educational activity. To reverse this trend, it is necessary to drive away from the economic interpretation of innovative processes in educational organization management in favor of innovation as the characteristic of new pedagogical culture in educational activities

Keywords: innovation, innovative activities, innovative product, innovative process management

Одним из важнейших параметров квалификационной характеристики руководителя образовательного учреждения является то, что он «определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы...». В проекте профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования] среди важнейших трудовых функций называются «Разработка общей стратегии образовательной организации», «Руководит изменениями и инновациями деятельности образовательной организации». Какие же особенности управления инновационным развитием образовательного учреждения являются актуальными в условиях реализации Федерального «Закона об образовании в РФ», введения ФГОС и опубликованного в 2013 году приказа Министерства труда России № 544 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог"»?

Развитие образовательных учреждений в настоящее время неразрывно связано с процессом реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Инновационный потенциал ФГОС настолько обширен, что образовательные учреждения говорят не столько о полной реализации, сколько о постепенном освоении содержания ФГОС до 2020 года. Такая временная растянутость реализации стандарта обусловлена тем, что его методология предполагает не только количественное совершенствование качества образования, но в первую очередь качественное обновление культуры образовательной деятельности. Поэтому административная отчетность о формальных показателях реализации стандарта (доля образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу ФГОС, число педагогов, прошедших необходимые курсы повышения квалификации, и др.] постепенно расширяется рефлексивными оценка-

ми готовности педагогических коллективов образовательных учреждений к реализации целей ФГОС.

Стилистика содержания целей и задач ФГОС сформулирована таким образом, что требует от педагога не только профессиональной деятельности специалиста, но и личностной позиции социального субъекта. Такие актуальные понятия ФГОС, как «российская гражданская идентичность», «духовно-нравственное развитие» в современных условиях, «социальная самоидентификация», делают неотрывным профессиональное совершенствование специалиста от процесса формирования его личностной позиции как гражданина.

В отличие от подавляющего числа профессий, в отношении которых в настоящее время либо разработаны, либо разрабатываются профессиональные стандарты, профессия учителя, воспитателя не просто относится к классу профессий «человек - человек», а является системообразующей в процессах воспроизводства человеческого капитала и может рассматриваться как социальное служение. Поэтому новизна развития образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС заключается в необходимости личностного развития профессионала, которому предстоит выполнение требований стандарта. Эту особенность педагогической деятельности поддержала глава Минобрнауки Ольга Васильева, выступая на Всероссийском родительском собрании, которое проводилось накануне 1 сентября. «Нам нужно изменить (и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу] отношение общества к служению учителя. У нас должно исчезнуть понятие услуги. Услуг не может быть в образовании. Мы не оказываем услуги, мы воспитываем и обучаем будущие поколения страны» [6].

Перед руководителем образовательного учреждения в настоящее время стоит вызов: как сделать процесс внедрения ФГОС одновременно и процессом формирования новой профессиональной культуры педагогического коллектива. В этом случае ФГОС может быть представлен не столько как система требований, запланированных мероприятий и однозначных ответов на вопрос оценки качества работы современного педагога, но в первую очередь как пространство становления новой профессиональной культуры современного учителя, для которой характер-

ны творчество, самостоятельность, ответственность и социальная позиция личности. Такое понимание ФГОС привносит в управление новую концепцию развития образовательного учреждения - оно рассматривается как процесс формирования современной культуры профессиональной деятельности. Ключевым стержнем этой концепции выступает стимулирование внутренней мотивации педагога к профессиональному самосовершенствованию благодаря соответствующей культуре профессиональной среды, а требования ФГОС и профессионального стандарта «Педагог» выступают как поддерживающие условия проявления его профессионального мастерства. В результате появляется компе-тентностно ориентированная модель управления профессионально-личностным развитием педагога. Под профессионально-личностным развитием педагога в управлении можно понимать непрерывный процесс решения специалистом личностно значимых задач в вариативном пространстве профессионального опыта педагогического сообщества.

И. А. Зимняя понимает компетентность как актуальное, формируемое личностное качество, как основывающуюся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленную социально-профессиональную характеристику человека. Таким образом, компетентност-ный подход предполагает «взращивание» индивидуальной способности личности решать «опережающие» профессиональные проблемы, опираясь на открытое пространство инновационного опыта работы специалистов.

Принципами реализации новой концепции управления в этом случае станут:

- формирование высокого уровня профессиональной мотивированности педагога (исследовательская работа, коучинг, методические консультации и психологическая поддержка педагога];

- становление высокого уровня самостоятельности педагога в пространстве профессиональной коммуникации (вариативность программ с элементами дистанционного обучения и стажировки, накопительная система дополнительного образования, зачетное оценивание самостоятельного повышения квалификации];

- развитие педагогического сообщества как сетевого пространства опыта работы коллективного субъекта (конкурсы профес-

сионального мастерства, практикоориенти-рованные мастер-классы, межшкольные ме-тодобъединения, наставничество и сетевые проекты].

Управление инновационной деятельностью образовательных организаций, педагогических коллективов и отдельных педагогов в системе образования могло бы быть эффективным инструментом формирования современной педагогической культуры, однако результаты инновационной деятельности с каждым годом вызывают все больше сомнений в своей полезности. Популярность набирает позиция, что управление инновационной деятельностью становится тупиковым вариантом развития системы образования. Чтобы разобраться с данной точкой зрения необходимо проанализировать эволюцию предмета управления от терминов «инновации в образовании» и «педагогическая инновация» до терминов «инновационная деятельность» и «инновационный продукт».

Кардинальная разница в трактовке этих терминов заключается в том, что «педагогическая инновация» рассматривалась как особая характеристика образовательной деятельности, а «инновационная деятельность» придала инновации автономный от образовательной деятельности характер.

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения в последнее двадцатилетие XX века. На волне педагогического новаторства актуальным стало понятие «инновация», которое происходит от латинского innovatis (т - в, поуцб - новый] и трактуется как нововведение. Инновацией стали называть нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. П. Г. Щедровицкий (1995] пишет, что понятие «инновация» в системе отечественного образования используется в следующих пяти смыслах:

- Изменение психологического климата в учебном заведении, которое обусловлено новыми целями и ценностями образования, которые характерны для 80-х годов прошлого века, когда возникло движение педагогов-новаторов.

- Внедрение и распространение уже давно разработанных педагогических систем (М. Монтессори, Вальдорфская педаго-

гика, система В. Давыдова, Л. Занкова, Д. Эльконина].

- Разработка новых технологий проек-тирования,управления и обучения.

- Преодоление противоречий, возникающих в школах, которые занимаются инновационной деятельностью.

- Втягивание инновационными школами в свою орбиту новых финансовых, информационных, социокультурных структур и механизмов.

- Педагогическая деятельность приобретает характер устойчивой творческой деятельности и оказывает положительное влияние на все компоненты учебно-воспитательного процесса [4].

Иными словами, термин инновация стал символом творческой деятельности педагога в атмосфере открытости, доверия и профессиональной ответственности. К основным функциям инновационных процессов относились изменения смысловых и иных компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п. Обязательным условием инноваци-онности стало создание инновационной среды, основным элементом которой, ее олицетворением является человек, высокообразованный специалист (А. В. Хуторской].

Специфика образовательной деятельности, заключенная во взаимодействии субъектов, ориентировала педагогическую иннова-тику на результат создания и оптимизации структур поведения и деятельности различных социальных субъектов. Управление инновационными процессами рассматривалось как «технологический процесс саморазвития свойств модели обучения, генерирующей, транслирующей и ассимилирующей «эффект саморазвития» в социальную среду» (А. М. Герасимов, И. П. Логинов] [4].

Таким образом, инновационность стала обязательной характеристикой живой, саморазвивающейся образовательной системы, ориентированной на самостоятельное, нестандартное решение внутренних проблем на основе выбора окружающих ее новшеств. В управление инновационными процессами вошли технологии «заражения» идеями, авторские проекты, «переговорные площадки», мастерские и мастер-классы.

Все изменилось, когда в основу развития образовательной системы легли экономиче-

ские императивы. Педагогическую деятельность начали активно переводить на общепринятый язык экономической сферы. В полной мере это коснулось и инновационных процессов. Оказалось, что уже с начала ХХ века существует область знаний инноватика -наука о нововведениях, в рамках которой изучаются закономерности технических нововведений в сфере материального производства. В рамках этой науки инновация (англ. Innovation - нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию»] рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового

Педагогическая инновация изначально была свободным проявлением педагогической культуры учителя или педагогического коллектива. Ее результатом становились смыслы и формы самопроявления педагогической культуры в деятельности конкретного учителя. Становление учителя как личности проходило в рамках таких ценностей, как творчество, авторство и открытость. Признание учителя носителем инновационной педагогической культуры признавалось сообществом по одному лишь критерию - ориентации на ребенка.

Что же изменилось, как только иннова-ционность стала инновационной деятельностью?

Первые изменения произошли в целях инновационной деятельности. В Ст.20 Гл.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» было дано определение: «1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономиче-

или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Это определение как нельзя лучше подходило под цели модернизации образования и поэтому стало отправной точкой для формирования инновационной инфраструктуры системы образования. Таким образом, инновация стала инструментом реализации государственной политики в сфере образования, изменения в которой осуществляются в рамках специальной инновационной деятельности с конечным результатом - инновационным продуктом.

Изменения в управлении инновационными процессами можно показать в виде следующей схемы:

ского развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» [1].

Действительно эффективное проведение модернизации российского образования предполагало наличие инструмента, позволяющего гарантированно достичь поставленных целей. Особенностью этого инструмента должна была стать его способность интегрировать ценности и смыслы модернизацион-ного процесса, современные технологии и формы организации образовательного процесса и позитивные традиции российского образования. Механизмом интеграции этих трех компонентов модернизации образования выступил процесс институциализации, то есть механизм внедрения уникальных авторских разработок в повседневную деятельность системы образования через нормативное закрепление идей в правилах работы отдельного педагога, образовательного учреждения и системы образования в целом.

Ключевым инструментом проведения модернизации образования в этом случае

Педагогическая инновация Инновационная деятельность

Горизонталь педагогической культуры: - творчество; - авторство; - открытость. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ Главный смысл инновационной работы: ребенок Вертикаль управления: - креативность; - отчужденность; - конкурс. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Главный смысл инновационной работы: «реальное улучшение педагогических и управленческих практик, облегчение работы педагогов и руководителей» [3]

должна стать инновационная деятельность образовательных систем и организаций. Она выступает как самостоятельный вид работы, требующей отдельного управленческого механизма - инновационного менеджмента. В таком контексте инновационная деятельность обретает свои особые цели, содержание и технологии. Эти особенности инновационной деятельности закреплены в следующих пунктах Ст. 20 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации»:

«3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями" [1]. Инновационная деятельность как инструмент обеспечения модернизации системы образования не может осуществляться в спонтанном режиме творчества, а только в рамках специальных инновационных проектов и программ. При этом инновационная деятельность учителя может вестись в рамках специально созданной группы в образовательной организации.

«4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования» [1]. Реализация единых целей модернизации образования предполагает возникновение типовых затруднений в образовательных системах и организациях. Для преодоления этих затруднений необходимы типовые решения, разработку которых будут вести специальные группы образовательных организаций, получивших статус инновационных площадок в региональных и федеральной системе образования. Деятельность этих площадок будет вестись в рамках технического задания. «Инновационные площадки осуществляют деятельность в

сфере образования по одному или нескольким направлениям как в рамках инновационных проектов (программ], выполняемых по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство], органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и по инициативно разработанным инновационным проектам (программам]» [2].

Таким образом, инновационная деятельность стала управляемым процессом оказания помощи стабильно работающим образовательным организациям со стороны инновационных площадок по реализации целей модернизации образования.

Термин типовое решение как результат инновационной деятельности получил название инновационный продукт, отчужденный от практики работы инновационной площадки. Он представляет собой:

- инновационную модель - учебно-методическое описание организации образовательного процесса от цели до результата (системный эффект, цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.];

- описание необходимых и достаточных условий реализации данного учебно-методического продукта в практической деятельности;

- комплект нормативных и учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, программа, методические рекомендации, учебно-методический комплекс, образовательная технология, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.].

Понятие «инновационный продукт» подчеркивает, что инновационная деятельность не является работой отдельного образовательного учреждения, ориентированного на уникальность и авторство своей образовательной деятельности, а выступает фактором модернизации системы образования, в которой инновационная площадка является «флагманом», прокладывающим путь другим образовательным учреждениям.

Наконец, инновационная деятельность, получив определенную автономность от образовательной деятельности, получила соб-

ственные возможности финансирования как государственное задание. В Ст. 20 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» в п.5 сказано: «Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику» [1].

Итак, подводя итог развития инноваци-онности системы образования, мы вышли на регламент инновационной деятельности, которая:

- осуществляется на основе выполнения технического задания со стороны федеральной или региональной системы образования;

- проводится в образовательной организации (объединении], получившей статус инновационной площадки;

- контролируется на основе утвержденного инновационного проекта (программы];

- поддерживается отдельным финансированием.

- Эти особенности инновационной деятельности обусловили создание следующих управленческих инструментов:

- органа управления, способного планировать процесс модернизации в региональной системе образования, готовить технические задания для инновационных площадок

и осуществлять экспертизу результативности инновационной деятельности;

- регламент конкурсного признания образовательной организации инновационной площадкой, контроля за реализацией инновационного проекта и экспертизы конечного продукта инновационной деятельности;

- система поддержки и финансирования инновационной деятельности.

По сути, сложилась идеальная система регламента инновационной деятельности в системе образования и соответствующая ей система управления инновационной деятельностью. Формально можно говорить об эффективной работе инновационной инфраструктуры в системе образования. Вот только тупико-вость этой формы организации инновационной деятельности заключается в том, что из нее уходит такой элемент, как творчество.

На примере анализа экспертных листов городского конкурса инновационных продуктов в системе образования Санкт-Петербурга можно увидеть, что инновационными, с позиции экспертов, являются не более 4% всех инновационных продуктов [5]. Это можно увидеть также в том, что инновационная деятельность становится все менее привлекательной для образовательных учреждений. На примере анализа динамики заявок на получение статуса инновационной площадки в системе образования Санкт-Петербурга мы видим падение их количества с каждым годом.

Сложившаяся практика управления ин-

новационной деятельностью в образовании неуклонно выдавливает из нее творческую активность педагога и педагогических коллективов. Регламент инновационной деятельности противоречит сути образовательного процесса - индивидуальное достижение (ребенка, педагога, школы] как результат коллективного творчества.

Источники педагогического творчества заключаются в следующих подходах:

- Творчество как форма развивающего взаимодействия педагогов.

- Творчество как принцип отношения к ребенку.

- Творчество как двигатель развития педагогического мастерства.

- Творчество как автономность педагогической культуры.

По сути, инновацию необходимо воспринимать как инструмент преодоления профессионального эгоизма педагога.

Поэтому причины снижения творческой составляющей в инновационной деятельности можно объяснить следующими факторами:

- Исключение мотивов педагогической деятельности как одной из форм образовательных услуг.

- Узковедомственная ориентация инновационной деятельности на выполнение технического задания.

- Управленческая авторитарность в подходах к инновационной деятельности, ориентированная на инновационный продукт.

- Экспертиза результативности инновационной деятельности в форме контроля.

- Финансовое давление на качество инновационной деятельности.

Результат такого подхода к инновационной деятельности: отчужденность педагога от целей инновационной деятельности, страх педагога перед процедурами контроля за ее выполнением, исполнительская роль педагога в ее реализации, унизительная для педагога финансовая мотивация инновационной деятельности.

Преодоление сложившейся ситуации с организацией инновационной деятельности означает возврат к сути инновационности в образовании, которая:

- Отражает педагогическую сущность затруднений ребенка в образовательном процессе.

- Строится на ценностях педагогической культуры.

- Развивается в рамках организационной культуры школы.

- Бескорыстна по мотивам своей организации.

Это, в свою очередь, предполагает изменение управленческих подходов к инновационным процессам в образовательных учреждениях и в образовательной деятельности педагогов:

- Обязательность присутствия иннова-ционности в каждом коллективе образовательного учреждения.

- Авторское решение в инновационном процессе проблем конкретного учреждения по работе с ребенком.

- Презентация результативности инновации в форме открытого опыта работы педагога с обучающимися.

- Опора на привлечение ресурсов всех субъектов: родителей, учащихся, педагогов.

- Горизонтальная профессионально-общественная экспертиза инновационности образовательной деятельности.

- Признание как условие поощрения ин-новационности педагогической деятельности.

Таким образом, в системе образования Российской Федерации сложилась эффективная модель организации инновационной деятельности как инструмента реализации целей модернизации образования. Данная модель позволяет в опережающем режиме разрабатывать типовые решения развития образовательных организаций в рамках работы инновационной инфраструктуры, состоящей из инновационных площадок федерального и регионального уровней. Однако не менее актуальной сейчас является проблема сохранения и развития инновационности во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса как пространства развития педагогической культуры. Главной особенностью этой инно-вационности является развитие творческого характера использования типовых решений в повседневной деятельности педагогов и образовательных учреждений, что станет гарантом удовлетворенности всех субъектов качеством образования.

Литература

1. ФЗ-273 «Об образовании в РФ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

3. Волков В. Н. Перспективы инновационной деятельности (ИД] в системе образования Санкт-Петербурга http://k-obr.spb.ru/page/366/

4. Управление развитием инновационной образовательной среды: учебно-методическое пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т; [авт.-сост.: Т. И. Агаркова, Е. В. Игнатович]. 2-е изд., перераб. и доп. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. - 156 с.

5. Виноградов В. Н. Перспективы и результаты управления инновационной деятельностью в системе образования Санкт-Петербурга // Академический вестник - СПб АППО. - 2013. - Вып. №3 (22]. - С. 28-36.

6. Образование: служить или прислуживаться? http://www.rosbalt.ru/moscow/

/2016/09/01/1546109^^

->-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.