Научная статья на тему 'Подходы к формированию системы инновационного образования РФ'

Подходы к формированию системы инновационного образования РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛУГИ / INNOVATION / EDUCATION / SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагизова А. И.

Формирование инновационного климата, ориентация на образовательный рынок; образовательные услуги; эффективное управление инновационными проектами являются необходимыми условиями успехов нововведений в образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вагизова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of an innovative climate, orientation to the educational market, educational services, effective management of innovative projects are necessary conditions for successful innovations in the educational activity.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию системы инновационного образования РФ»

УДК 378.1

А. И. Вагизова

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Ключевые слова: инновации, образование, услуги.

Формирование инновационного климата, ориентация на образовательный рынок; образовательные услуги; эффективное управление инновационными проектами - являются необходимыми условиями успехов нововведений в образовательной деятельности.

Key words: innovation, education, services.

The formation of an innovative climate, orientation to the educational market, educational services, effective management of innovative projects - are necessary conditions for successful innovations in the educational activity.

Словосочетание «инновационное образование» за последние годы прочно вошло в мировой образовательный лексикон. Оно стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием «инновационное образование», впечатляющая большим числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами инвестиций и денежного оборота.

Одной из главных целей деятельности в образовании является не определенный продукт, например, учебные пособия, а человек. Результат деятельности в сфере образования неповторим, это связано с развитием личности. Если рассматривать массовый характер образования, то производство образовательных услуг без усилий со стороны субъекта, направленных на потребление, усвоение услуги, бессодержательно и не имеет смысла. Продукт подобных усилий индивидуален. Современные экономические отношения в сфере образования обусловлены процессом воспроизводства социальных благ, выступающих как в вещной форме, так и в форме услуг или полезного эффекта труда, труда, потребляемого в процессе производства.

Сегодня образовательная система функционирует по рыночным законам, а переход к рыночным отношениям кардинально изменил принципы организации и управления в системе высшего образования. В современных условиях к одному из побудительных мотивов создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. конкуренция стимулирует вузы разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента и получения дополнительных конкурентных преимуществ. Поэтому, высшие учебные заведения всецело сориентированы на потребителя, запросы которого должны быть качественными и предоставленными в срок, а инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Таким образом, систему профессионального образования необходимо модернизировать путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области профессионального образования на разных его уровнях. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации. Следовательно, модернизация образования является процессом внедрения инноваций, а преподаватель - главным действующим лицом любых преобразований. Именно от преподавателя, его мотивации, умения решать возникающие проблемы зависит, насколько полно и адекватно студент сможет реализовать свой потенциал в когнитивном и личностном развитии.

Образование представляет собой целую, самостоятельную сферу гражданского общества, которая находится в различных соотношениях с другими сферами экономики и культуры. Такой подход к образованию, рассматривающий его как сложную, многофакторную систему человеческого мира, позволяет выявить и обосновать систему норм современного образования, а уже в соотношении с этой системой норм становится возможным определить и оценить те или иные инновации в образовании, выработать критерии их оценки. Все это необходимо для отбора значимых инноваций, их соразмерения друг с другом, их синтеза в инновационные проекты, программы и реформы.

Иначе говоря, научное исследование и оценка инноваций составляют необходимую основу компетентного управления инновационными процессами и модернизацией образования.

Современная система инноваций в образовании представляет собой совокупность:

• технологических инноваций (новых образовательных технологий);

• педагогических инноваций (новых методов преподавания и обучения);

• экономических инноваций (новых экономических механизмов в сфере образования);

• организационных инноваций (новых организационных структур и институциальных форм в области образования)[2].

Инновационные технологии в образовании представляют собой целесообразный вариант перехода из одного качественного состояния в другое и обеспечивают формирование умений и навыков в процессе социального взаимодействия. Инновационные образовательные технологии максимально активизируют резервные возможности обучающихся.

Главным экономическим критерием нововведений становится в первую очередь завоевание потребителя. Особенно это важно для инновационных, негосударственных образовательных учреждений, которые находятся на самоокупаемости. Высокое качество образования подразумевает конкурентоспособность данного учреждения, что привлекает большее количество потребителей его услуг. Все это формирует новые принципы формирования инновационной стратегии образовательного учреждения:

• ориентация на достижение высокого качества, высокая ответственность перед потребителем образовательных услуг;

• поощрение творчества и риска, создание малых творческих групп, формирование условий для коллективного принятия решений;

• активное использование методов стратегического управления, маркетинга, участия каждого специалиста в обновлении и управлении образовательной организацией.

При разработке методологии формирования инновационной стратегии образовательной организации необходимо учитывать следующие факторы:

• внутренние (наличие нормативных актов, которыми руководствуется образовательная организация; научно-техническая и другая документация; стандартизация и сертификация; деловые и личностные качества работников; инфраструктура и состояние окружающей среды; уровень информатизации);

• внешние (совокупность условий функционирования образовательной организации -правовые, научно-технические, социально-культурные и организационные условия функционирования организации).

По данным - WHED (World Higher Education Database) - Всемирной Ассоциации Университетов IAU (InternationalAssociation of Universities), по совокупности показателей выделили следующую группу ведущих стран в сфере образования: Австралия,

Великобритания, Германия, Индия, Испания, Канада, Корея, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония. В международных рейтингах в области образования в последние годы лидируют: США (с огромным отрывом от других стран), Великобритания, Германия, Франция, Австралия - по экспорту образовательных услуг; США, Великобритания - в международных рейтингах университетов мира; Финляндия, Корея, Япония - в международном исследовании функциональной грамотности учащихся PISA;

Китай, Индия, США - по масштабу развития дистанционного образования; Индия, Китай, Россия - по динамике роста числа студентов в высшем образовании. Следует подчеркнуть, что США намного опережают другие страны по большинству показателей, в том числе в таких важных областях как экспорт образовательных услуг, международные рейтинги университетов.

Россия во всех перечисленных областях значительно уступает не только США, но и ряду других стран. «Слабые места» российского образования - недостаточная

функциональная грамотность школьников (на уровне США) и низкий академический рейтинг российских университетов. Россия по ориентировочной оценке относится к числу наименее успешных стран. Более низкие расходы на образование. Зарплаты учителей сильно зависят от образовательной политики государства и, к сожалению, отстают от заработных плат ведущих стран. Это самая затратная статья в себестоимости обучения.

К 2015 г. в России на конкурсной основе будет сформирована группа федеральных исследовательских университетов (ФИУ), способных конкурировать с ведущими мировыми научно-образовательными центрами. Эти вузы будут иметь широкую академическую, финансовую и организационную автономию. Они будут получать повышенное финансирование своей образовательной деятельности, в первую очередь - аспирантуры и магистратуры. Важной характеристикой исследовательских университетов будет предоставление им права самостоятельно определять направления своей научной работы на основе долгосрочного программного финансирования. В вузах, не являющихся исследовательскими университетами, будет осуществляться конкурсная поддержка передовых научно-образовательных программ на уровне факультетов и кафедр. Будут создаваться исследовательские центры (ИЦ), объединяющие передовых исследователей, им на конкурсной основе будет предоставляться программное финансирование на 5-7 летний срок. В ФИУ и ИЦ будут в основном сосредоточены подготовка научных кадров и кадров преподавателей высшей школы. Государство будет постоянно обновлять круг ФИУ и поддерживаемых академических коллективов исследователей через регулярно проводимые конкурсы.

Необходимым условием адаптации высшего образования к требованиям реальной экономики является ресурсный потенциал высшей школы. В частности, для обеспечения современного инновационного образования необходимо применение новых информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации учебного процесса и активных методов обучения и интеграции образования, науки и инновационной деятельности. Поэтому перечень источников финансовых ресурсов, образующих структуру финансирования вузов, необходимо включить в состав информационной системы подотрасли «Высшее профессиональное образование» и соответственно в общую систему показателей, характеризующих образовательный потенциал вузов [1].

Актуальность решения этой проблемы усиливается в связи с тем, что ни в ежегодных, ни в целевых сборниках статистических материалов (публикуемых в открытой печати) до настоящего времени не находят полного, исчерпывающего отражения объемы финансирования вузов по детализированному перечню источников формирования и направлениям использования выделенных средств. Как правило, финансовые показатели даются в целом по отрасли «Образование», без разбивки по подотраслям, без детальной дифференциации по отдельным статьям.

Таким образом, главные причины современного состояния российского образования лежат преимущественно вне его системы. Ограниченность денежных средств негативно сказывается на подготовке высококвалифицированных специалистов, которые могли бы обеспечить высокую конкурентоспособность экономики и прочные позиции страны на мировом рынке [2].

Существует интегрированная модель финансирования высшего профессионального образования (ВПО) Российской Федерации, включающая бюджетное финансирование вузов, финансирование образовательных программ, система государственной поддержки

образовательных кредитов, а также реализации инвестиционных проектов в сфере ВПО в форме выделения грантов на конкурсной основе. Система ВПО должна обеспечивать функционирование и развитие вузов как центров подготовки специалистов и проведения научных исследований. В настоящее время сложившееся положение с финансированием вузовской науки и образования не соответствует роли и значению вузов в развитии научнообразовательного потенциала России. Необходимо обеспечить существенное увеличение объемов финансирования научной деятельности ведущих вузов, обладающих признанными научными школами. Одновременно средства должны быть перераспределены в пользу финансирования проектов на основе контрактов и грантов.

Сегодня инновационное образование в современной России - это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. Таким образом, инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития в дальнейшем. Новая система образования предполагает становление и развитие личности человека в течение всей жизни.

Конкретное видение состояния и перспектив развития всей системы образования РФ и ее отдельных уровней отражено в «Федеральной программе развития образования», во введении которой подчеркивается: «Федеральная программа развития образования» в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации»

Республика Татарстан на сегодняшний день по праву считается одним из ведущих научных и образовательных центров России. Она обладает самым главным активом успешного развития - высокообразованными, квалифицированными кадрами. 2009 год был отмечен двумя важными событиями в научной жизни республики: во-первых, Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 года в Казани был создан Казанский (Приволжский) федеральный университет на базе Казанского государственного университета, миссией которого является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Университет призван стать центром подготовки специалистов по широкой гамме специальностей и направлений, необходимых для развития производственных комплексов, как Татарстана, так и всего Поволжья, России и ряда зарубежных стран. Во-вторых, получил статус Национального исследовательского университета -Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева (КГТУ им. А.Н.Туполева). В 2010 г. статус Национального исследовательского университета получил также Казанский государственный технологический университет (КГТУ). КГТУ в течение 5 лет получит 2 млрд. рублей. Часть из этих средств будет потрачено на приобретение оборудования, которое разместят на площадке казанского технополиса «Химград».

Эти факты начинают определять фундаментальные сдвиги в векторах кооперации научных и образовательных учреждений республики и Приволжского федерального округа. Подобная трансформация находит свое отражение в механизмах координации научной и инновационной деятельности на республиканском уровне. Финансирование программ развития из федерального бюджета предусматривается в 2010-2014 годах в размере до 1,8 млрд. рублей. Финансирование предназначено для приобретения учебно-лабораторного и

научного оборудования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических работников университета, разработки учебных программ, развития информационных ресурсов, совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований.

По результатам открытого публичного конкурса по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства победили 7 проектов из Татарстана. Это по два проекта КГТУ им. А.Н. Туполева и КГТУ, три проекта Казанского (Приволжского) федерального университета. По программам развития инновационной инфраструктуры среди федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования выиграл проект Казанского (Приволжского) федерального университета.[2]

Таким образом, для формирования системы инновационного образования в РФ необходимо осуществить следующие мероприятия:

- стимулировать участие работодателей в реализации государственной образовательной политики, в формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке профессиональных и государственных образовательных стандартов, процедурах контроля качества образования, создании высокотехнологичной образовательной среды;

- обеспечить высокое качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Эффективное управление качеством образования основывается на системе оценки и мониторинга за его состоянием;

- разработать и утвердить Положение о региональной системе оценки качества образования (РСОКО) Республики Татарстан с целью формирования системы индикативной оценки показателей на всех уровнях образовательного пространства республики;

- продолжить практику и исследования в области мониторинга востребованности выпускников государственных образовательных учреждений.

Литература

1. ВладыкаМ.В. Развитие и реализация инновационного потенциала вуза: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Белгород, 2010.

2. Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 11 февраля 2011. -М.: Издательский дом Паганель, 2011. - 342 с.

© А. И. Вагизова - асп., асс. каф. экономики КНИТУ, list.da.13@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.