Р. И. Зинурова, И. Ш. Абдуллин
ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА :
МОДЕЛЬ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА1
Ключевые слова: национальные исследовательские университеты, технологические платформы, инновационная система вуза, трансфер технологий, инжиниринговый центр.
Проанализирована роль и показаны эффекты развития инновационной системы вуза, раскрыты основные стратегические цели, раскрывающие миссию вуза, представлен зарубежный и отечественный опыт по формированию инновационных инфраструктур образовательных учреждений, обоснована модель развития инжиниринговой и образовательной инфраструктуры, адекватная наиболее прогрессивным формам трансфера технологий.
Keywords: National Research Universities, technological platforms, innovative system of the University, Technology transfer, engineering center.
It was analyzed the role and was shown the effects of the University innovative system development, was discovered major strategic aims which opened the mission of the University, was presented foreign and domestic experience in forming innovative infrastructure of educational institutions, was proved the model of engineering development and educational infrastructure, adequate to the most advanced forms of Technologies transfer.
Приоритеты дальнейшего инновационного развития вуза состоят в устранении разрыва университетского образования с фундаментальной наукой и повышении степени интеграции вузовских исследований с реальной экономикой, особенно в области разработок и внедрения новых промышленных технологий и использования перспективных материалов. В результате в рамках российских технологических платформ, в том числе оборонных, доминируют зарубежные технологии, а отечественная наука не характеризуется высокой степенью коммерциализации своих разработок.
Фундаментальную основу любой технологической платформы составляет система разработки и производства перспективных материалов. Анализ компетенций научнопреподавательского состава вуза, пояса созданных вузом малых инновационных компаний, научно-технических связей с предприятиями и организациями реальных отраслей экономики; опыта в выполнении исследовательских (конструкторских, технологических) работ по заказам внешних организаций; опыта международного сотрудничества на конкретных направлениях исследований; опыта реализации согласованных с
1 Статья подготовлена в рамках Приоритетного направления развития КГТУ «Нанотехнологии, наноматериалы».
работодателями программ подготовки и переподготовки кадров; принятых ВУЗом приоритетов образовательной деятельности свидетельствует о системной целостности накопленного учебного и научно-технического задела вуза, которая позволила вузу выиграть в конкурсе отбора программ университетов, в отношении которых устанавливается категория Национальный исследовательский университет. Приоритеты дальнейшего инновационного развития инфраструктуры вуза обусловлены миссией Казанского государственного технологического университета в качестве национального исследовательского университета, которая состоит в модернизации наукоемкой индустрии многофункциональных полимерных и композиционных материалов и изделий на основе разработки и трансфера передовых технологий для нужд высокотехнологичных отраслей промышленности.
За более чем 80 летнюю историю развития вуза компетенции научнопреподавательского состава вуза образуют сложившиеся научные школы: синтеза органических, элементоорганических, координационных соединений и нефтехимии, химии и технологии синтеза и переработки полимеров и эластомеров, химии и технологии получения, применения и переработки энергонасыщенных материалов, наноматериалов и нанотехнологий, электрофизических, электрохимических процессов и технологий, теоретических основ проектирования аппаратов химических производств.
Достижения научных школ в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов, а также сформировавшиеся к настоящему времени потребности страны в новых технологиях и материалах с улучшенными свойствами, дают основания успешного развития приоритетных направлений развития (ПНР), сосредоточивших научный и образовательный потенциал вуза: химии и технологии полимерных и композиционных материалов; химии и технологии энергонасыщенных материалов; комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья; нанотехнологий, наноматериалов; энергоресурсосберегающих технологий перспективных материалов. Приоритеты дальнейшего инновационного развития КГТУ определяют направления интеграции с рядом формируемых технологических платформ и с международной инновационной средой.
Компетенции научно-преподавательского состава находят свою реализацию в рамках создаваемых при участии вуза малых инновационных компаний. В настоящее время при непосредственном участии вуза для внедрения результатов инновационной деятельности создано 17 малых инновационных предприятий (МИП) с долей КГТУ в уставном капитале не менее 34%. На созданных МИП организовано более 60 рабочих мест. Направления деятельности малых инновационных предприятий созданных с участием вуза совпадает с научно-техническими направлениями ПНР.
Что касается научно-технических связей с предприятиями и организациями реальных отраслей экономики и опыта в выполнении исследовательских (конструкторских, технологических) работ по заказам внешних организаций, они консолидируются в КГТУ в рамках единого юридического лица, что способствует выполнению комплексных научных разработок по полному циклу - от идеи до внедрения в производство.
Тесные научно-производственные связи вуза с промышленными предприятиями России и Татарстана способствуют подготовке и переподготовки конкурентоспособных кадров, быстрой апробации и совместному проектированию новых технологий и производству многофункциональных перспективных материалов. Совет попечителей, в состав которого входят более ста руководителей крупнейших промышленных предприятий страны, содействует вузу в решении вопросов совершенствования системы подготовки
инженерных кадров, контроля качества образования и обеспечения сбалансированного распределения специалистов.
Приоритеты образовательной деятельности вытекают из миссии КГТУ, которая состоит в обеспечении инновационного сценария развития химической и нефтехимической промышленности (производства новых технологий, материалов, энергии и т.п.) на основе синергии законченного цикла научной исследовательской производственной инновационной деятельности и непрерывного многоуровневого образования в рамках каждого научно-образовательного направления вуза, прежде всего в области химической технологии и спецхимии, а также смежных отраслях развития.
Для достижения миссии университет ставит перед собой стратегические цели:
- стать субъектом российской технической политики в области химической технологии через непосредственное участие в разработке, экспертизе и внедрении научнотехнических и экономических программ развития нефтегазохимической отрасли федерального и регионального масштаба;
- обрести статус всероссийского центра разработки и внедрения авторских проектов получения новых видов химической продукции на основе ресурсоэнергосбережения в структуре инжинирингового инновационного пояса университета и экспертизы зарубежных технологий;
- обеспечить кадровыми ресурсами перспективные рынки труда региона через инновационный механизм целевой подготовки кадров в процессе научной и производственной деятельности;
- регламентировать образовательное пространство через разработку нормативноправовых, профессиональных и учебно-методических стандартов в сфере химической и нефтехимической промышленности;
- достигнуть национального и международного признания в качестве центра координации и реализации профильных научно-образовательных проектов;
- сформировать привлекательный брэнд российского химического образования и химической отрасли.
В зарубежной и отечественной практике накоплен определенный опыт по формированию инновационных инфраструктур образовательных учреждений. В зарубежной практике инновационная инфраструктура объединяются в национальные и международные инновационные сети, например, "Европейская сеть деловых
инновационных центров" (The European Business & Innovation Centers Network - EBN) осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в малом и среднем предпринимательстве в странах Европейского Союза. В период перехода к постиндустриальному развитию, особое внимание уделялось поиску и поддержке наиболее динамичных предприятий, действующих в инновационной сфере. В этом отношении, наиболее характерным является опыт США, где с 1980-х гг. был разработан ряд национальных программ, финансируемых из государственного бюджета, которые предоставили инновационным малым предприятиям и изобретателям широкие возможности в реализации их разработок. В ряду наиболее эффективных мероприятий федерального масштаба, можно назвать такие программы как «Инновационные исследования в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research - SBIR) и «Программа трансферта технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer Program - STTR).
Показателен опыт КНР: в университете Синьхуа действует исследовательский центр в области нанотехнологии (TFNRC), который полностью финансируется одним из
крупнейших национальных поставщиков электронных изделий и компонентов Foxconn Technology Group (FTG). Около половины проектов, реализуемых в университете в сфере нанотехнологий, финансируется центром. Оборудование центра доступно для использования исследователями других подразделений Университета и структур, работающих по проектам FTG. Сложившаяся модель деятельности Tsinghua- Foxconn имеет явные преимущества: академические исследователи имеют возможность получать информацию о потребностях рынка; компания может содействовать передаче идей из лаборатории на рынок; перед учеными не стоит проблема поиска финансирования проекта. Иной вариант реализован в Шанхайском центре стимулирования развития нанотехнологии (SNPC), который финансируется центральным и муниципальным правительством Шанхая, а также Национальной комиссией развития и реформ. Главная задача - содействие коммерциализации перспективных разработок. Это осуществляется: финансированием прикладных работ, через исследовательскую платформу, сформированную для облегчения процесса коммерциализации и пр. Центр является своеобразным инкубатором и оказывает юридическое и технологическое содействие стартующим фирмам до момента их выхода на рынок. Выдаются кредиты на оплату лабораторных помещений и офисов, а также центра тестирования.
Первые элементы инновационной инфраструктуры - научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы - были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90-х годов в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). В середине 90-х годов появляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было появление региональных технопарков для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы. Добавим, что в Татарстане Технопарк «Идея» тесно связан с Казанским государственным технологическим университетом.
Таким образом, анализ аналогичных работ по формированию инновационных инфраструктуры образовательных учреждений в России и за рубежом свидетельствует о том, что модель развития инжиниринговой и образовательной инфраструктуры соответствует наиболее прогрессивным формам трансфера технологий. Типы корпоративных университетов и их роль в инновационном развитии химической и нефтехимической отрасли ПРиФО, отражающие данную модель трансфера технологий, являются также предметом исследовательского интереса ученых нашего вуза в рамках выполнения Аналитической целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)» Министерства образования и науки Российской Федерации [2].
Миссией инновационной инфраструктуры вуза является поддержка приоритетных направлений модернизации и развития российских технологических платформ, сформулированных Президентом РФ Д.А.Медведевым. Вузом накоплен значительный научный, образовательный и инновационный потенциал в этих направлениях. Приоритеты вуза соответствуют направлениям модернизации и экономического развития на ближнесрочный период: космос, энергосбережение и энергоэффективность, ядерные технологии, медицинские технологии (рис.1), а также Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (утверждены 21.03.2006), Перечню критических технологий Российской Федерации (утверждены 21.05.2006). Это позволяет развивать трансфер технологий в соответствии с приоритетами развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕДИЦИНСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ
И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИИ
НОВЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ НОВЫЕ ЭНЕРГОНАСЫЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1УІАУІЕІИ 1Ы1
1 ' _ 1 •
ТЕХНОЛОГИИ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ НА И НА ЮМАТЕРИАЛЫ НОТЕХНОЛОГИИ ЭНЕРГО -РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА
Рис. 1 - Перспективные направления трансфератехнологий инновационной инфраструктуры вуза
Химия и технология полимерных и композиционных материалов:
динамические термоэластопласты, «зеленые».. ^ шины, гидроизоляционные, антикоррозионные ' материалы, пластики для автомобиле, авиа, машиностроения и др.
^¡^Комплексное освоение ресурсов углеводородного сырья:
с применением нанос труктурировонных композиционных составов, волновых и плазмохимических процессов, ^ сверхкритических флюидных технологий и аппаратов с принципиально новыми конструктивными особенностями; новых каталитических процессов и др.
Химия и технология энергонасыщенных материалов:
специальные материалы для ОПК, пиротехнические составы, импортозамещающие материалы, перспективные виды топлив для ракет и космических аппаратов и др.
Нанотехнологии и наноматериалы:
на основе ультрадисперсних порошков неорганических и органических веществ, полимеров, композитов, жидких кристаллов и других наноматериалов
і
Энергоресурсосберегающие технологии перспективных материалов:
биоприсадки к топливам, экономайзеры вихревого типа, каталитические очистители, изоляционные материалы, тепломассообменное оборудование
Рис. 2 - Продуктовый и технологический профиль трансфера технологий вузом
Инновационная инфраструктура вуза будет нацелена на трансфер технологическим платформам новых многофункциональных материалов с заданными свойствами, виды которых детализированы на рис.2 (полимерных, композиционных и энергонасыщенных материалов, наноматериалов, технологий энерго- и ресурсосбережения и повышения
эффективности добычи и переработки углеводородного сырья) и технологий их производства.
Целью развития инновационной инфраструктуры вуза является:
- повышение эффективности трансфера конкурентоспособных отечественных и зарубежных технологий через инжиниринговое и кадровое обеспечение российских технологических платформ и существующих элементов инновационной деятельности вуза и устранения ее узких мест; оснащение парком современного оборудования, относящегося к приоритетным направлениям и сферам модернизации и технологического развития экономики России;
- обеспечение центром научно-технической информации вуза прогнозирования перспективных направлений научно-технического развития технологических платформ на основе форсайт-технологий (с использованием экспертных групп) с последующей правовой охраной и оценкой конкурентоспособных результатов интеллектуальной деятельности вуза, полученных инжиниринговой компанией с привлечением зарубежных специалистов и специалистов транснациональных корпораций;
- повышение конкурентоспособности малого инновационного предпринимательства на основе развития с привлечением технологий проектно-деятельностного обучения компетенций персонала предприятий российских технологических платформ в сфере организации наукоемкого производства, обеспечения трансфера технологий, производства и реализации инновационной продукции;
-достижение международного уровня эффективности инновационной инфраструктуры вуза за счет тиражирования прогрессивного опыта организации инновационной инфраструктуры ведущих зарубежных университетов;
- расширение масштабов деятельности и субъектного состава инновационного пояса вуза в результате привлечения российских и зарубежных экспертов в сфере трансфера технологий к созданию и развитию малых инновационных предприятий и повышению инновационной активности крупных и средних предприятий российских технологических платформ.
Инновационная система вуза в настоящее время в своем развитии сталкивается с проблемами, важнейшая из которых заключается в поиске системы эффективного взаимодействия научной, проектной и образовательной деятельности вуза с другими субъектами инновационного развития и предприятиями реального сектора экономики. Проблемы инновационного образования в региональных российских технологических вузах, их типологии и социального заказа со стороны других субъектов инновационного развития экономики ранее рассматривались авторами Казанского государственного технологического университета [1]. Предприятия промышленности готовы внедрять инновационные проекты, предоставленные им «под ключ», в то время как российские разработчики таких проектов предоставить не могут. Кроме того, необходимо и кадровое сопровождение проекта, причем не только техническое, но и логистическое, маркетинговое, экономическое. Это в настоящее время не дают и иностранные разработчики. Программа позволит привлечь внимание отечественных предприятий к отечественным разработкам.
В настоящее время Постановления Правительства (№№218,219,220) смогут эффективно заработать только в комплексе, в рамках Программы - на базе Инжиниринговой компании.
Что касается конкретных узких мест инновационной системы вуза, то это:
- сохраняющаяся разобщенность объектов инновационной инфраструктуры,
поскольку в настоящее время только формируется связь вуза в технологическими платформами, государственная поддержка также в фазе становления, что обусловливает ряд проблем, решение которых возможно только в комплексе на основе единой проводящей инновации в промышленность Инжиниринговой компании;
- сохранение в российской научной среде «толкающей» модели разработки инноваций в качестве основной при актуальной необходимости опережающего прогнозирования тенденций научно-технического развития экономики;
- факт «утечки» конкурентоспособных отечественных разработок на предшествующей патентную фазу фазе идей за рубеж, что предполагает актуальность патентной защиты результатов НИОКТР;
- слабая конкурентоспособность малого инновационного предпринимательства в силу не владения предпринимателей-ученых навыками коммерциализации собственных идей, отсутствие экономического мышления;
- по-прежнему структура инновационной системы вуза не в полной мере отражает достижения в трансфере технологий ведущих зарубежных университетов;
- увеличение числа малых инновационных предприятий, созданных с участием вуза, затрудняется дефицитом российских и зарубежных экспертов в сфере трансфера технологий и недостатком средств на создание хозяйственных обществ у инноваторов.
Что касается других узких мест, то результативность международного сотрудничества по конкретным перспективным направлениям развития может быть достигнута лишь в том случае, если назначается конкретный куратор со стороны университета и университета-партнера, которые и ведут активную деятельность по вопросам общей научной и педагогической деятельности.
Особо следует остановиться на проблемах предпринимательской деятельности, поскольку несмотря на все усилия образовательной среды на недостаточном уровне проводится обучение магистров, аспирантов, молодых ученых и преподавателей основам предпринимательской деятельности. Обучение студентов основам патентноинформационного исследования проводится в малых объемах, а обучение аспирантов, молодых ученых и преподавателей не проводится вообще. Не создан институт экспертов технологического аудита результатов интеллектуальной деятельности и анализа перспективных потенциально коммерциализуемых научных идей. В ВУЗе отсутствуют сертифицированные оценщики интеллектуальной собственности. Не создан кадровый резерв патентоведов (за последние 30 лет не обучено ни одного патентоведа). Не разработаны методические рекомендации технологического аудита, маркетинговых исследований, оценки интеллектуальной собственности, нет надежных проверенных методик составления бизнес планов, учитывающих специфику вуза. Результаты инновационной деятельности вуза не патентуется в других странах. Отмеченные и сходные проблемы характерны для значительного числа российских вузов и требуют комплексного решения.
Среди приоритетов развития инновационной системы вуза можно выделить:
- Функционирование в рамках Инжиниринговой компании вуза парка пилотных установок по перспективным направлениям научно-технического развития инновационной деятельности вуза, что предполагает организационное оформление Инжиниринговой компании и институционализация ее связей с элементами инновационной инфраструктуры вуза; оснащение парка пилотных установок Инжиниринговой компании современным оборудованием и его техническая эксплуатация по приоритетным направлениям развития вуза; внедрение малыми инновационными предприятиями, созданными с участием вуза
результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности на базе парка пилотных установок.
- Развитие в рамках Инжиниринговой компании вуза центров научно-технической информации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, что предполагает создание единого Центра научно-технической информации по созданию и деятельности групп обеспечения участия университета в профильных технологических платформах в области химии и технологии полимерных и композиционных материалов, а также методов их обработки; создание в рамках Инжиниринговой компании комплексной системы групп обеспечения участия вуза в профильных технологических платформах; участие вуза в технологических платформах с участием государственных корпораций: Ростехнологии, Росатом, АвтоВАЗ, РЖД, Роснефть и т.д. в виде коммерциализации технологий создания и использования в производстве перспективных материалов; создание лабораторий прогнозирования научно-технического развития в рамках приоритетных направлений развития вуза.
- Реализация системы прогнозирования, консалтинга и проектирования отраслевого инновационного развития с использованием форсайт-технологий, что означает функционирование Центра инновационного консалтинга, реализующего принципы экономики, социологии и маркетинга инноваций через оценку социально-экономического эффекта и рисков проектов отраслевого инновационного развития, проектирование инновационной среды для продвижения научно-технических и социально-экономических проектов, бенчмаркинг, сравнительный анализ и экспертизу программ инновационного развития регионов и научно-образовательных центров, спецификацию главных субъектов развития инновационной инфраструктуры, разработку учебно-методологического и научно-методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в области патентной защиты результатов НИОКТР.
- Организацию правовой охраны и оценки результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежит вузу.
- Разработку и реализацию целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, включая профессиональную подготовку по междисциплинарным программам развития техникотехнологических, экономических, управленческих маркетинговых, правовых компетенций по направлениям: «Менеджмент высоких технологий», «Маркетинг» в соответствии с ФГОС третьего поколения. Междисциплинарное обучение позволяет осуществлять интегрированную подготовку специалистов в области организации и управления наукоемкими производствами на предприятиях малого и среднего бизнеса, а также инженеров-менеджеров для управления производственно-хозяйственными и технологическими процессами в любой снабженческо-производственно-сбытовой системе наукоемких предприятий. Сочетание инженерной и экономико-управленческой подготовки, ориентация специалиста как на техническую (организационно-технологическую) систему менеджмента промышленного наукоемкого предприятия, так и на обеспечение эффективности производственно-коммерческих систем современными организационноэкономическими методами и методами менеджмента.
- Стажировку и повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру, включая отбор из сложившихся связей приемлемых моделей организации сотрудничества с иностранными университетами, разработку и реализацию комплексных программ обмена
экспертами и проведения совместных НИР, отправку сотрудников инновационной инфраструктуры вуза в ведущие иностранные университеты.
- Оказание консалтинговых услуг иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий, создание и развитие малых предприятий
Таким образом, ядро создаваемой инновационной системы вуза - инжиниринговая компания - является основой для реализации всех мероприятий программы -инструментом консолидации разрозненных ресурсов региональной (отраслевой) инновационной инфраструктуры. Создаваемая Инжиниринговая компания - это способ заинтересовать отечественные предприятия в покупке отечественных разработок, что возможно только при продаже инновационного проекта под «ключ». Такая возможность появляется в результате действия механизма функционировании Инжиниринговой компании.
Организуемый при Инжиниринговой компании Парк пилотных установок используется малыми инновационными предприятиями, созданными с участием вуза. Вуз, помимо предоставления права пользования Парком пилотных установок оказывает малым инновационным предприятиям в комплексе следующие услуги:
- научно-техническое, маркетинговое и другие виды прогнозирования - важные на этапе формирования бизнес-идеи и научной идеи с использованием ресурсов экспертного сообщества (форсайт технологий) на базе Научно-технических центров в рамках Инжинирингового центра;
- подбор уже готовых к коммерциализации научно-технических и технологических проектов из числа разрабатываемых приоритетных направлений развития, выбранных в соответствии со стратегией развития вуза до 2020 года;
- обеспечение затрудненного для малого бизнеса доступа к потребителям инновационных технологий и перспективным продуктам предприятиям отечественных и зарубежных технологических платформ с последующей коммерциализацией инновационной продукции и услуг. Это возможно, поскольку вузом подписаны соглашения о научно-техническим сотрудничестве с крупными предприятиями (Постановление 218). Кроме того в составе Инжинирингового центра функционируют группы обеспечения участия вуза в технологических платформах (состоящих и ведущих ученых (Постановление 218), привлеченных экспертов по трансферу технологий, другого квалифицированного персонала инновационной инфраструктуры вуза);
- инновационный консалтинг со стороны иностранных и российских экспертов, направленный на организацию и развитие бизнес-процессов и содействие трансферу технологий малыми инновационными предприятиями;
- правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности специалистами и за счет средств ЦНТИ при Инжиниринговой компании, что в настоящее время редко используется отечественными предприятиями в силу дороговизны, и увеличивает риски инновационной деятельности;
- подготовку и переподготовку команд проектов в соответствии с проектнодеятельностной технологией обучения специалистов.
В результате организационно-экономических и институциональных преобразований к 2019 году (в соответствии с Программой развития вуза на длительную перспективу) будет создан университетский центр мирового уровня, позволяющий сконцентрировать в одном месте научно-исследовательские и проектные лаборатории, опытные производства, бизнес-инкубатор, малые инновационные предприятия, учебные аудитории, жилые помещения для студентов и профессорско-преподавательского состава, административный
корпус, спортивные сооружения.
Продуктовая специализация Инжиниринговой компании позволит ей действовать в русле перспективных направлений модернизации и технологического развития экономики России и сотрудничать со значительной частью отечественных технологических платформ в качестве поставщика перспективных материалов и технологий их производства.
Программа развития инновационной инфраструктуры вуза будет иметь заметный социально-экономический эффект для системы образования Российской Федерации и для выпускников, так как позволит развивать опережающее обеспечение перспективных рынков труда кадровыми ресурсами и успешно конкурировать на международном рынке образования.
Литература
1. Зинурова, Р.И. Инновационное образование в региональных технологических вузах РФ: проблемы критериев, типологии и социального заказа / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №9.
2. Зинурова, Р.И. Типы корпоративных университетов и их роль в инновационном развитии химической и нефтехимической отрасли ПРиФО / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков// // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №9.
© Р. И. Зинурова - проф. каф. социальной работы, психологии и педагогики КГТУ, rushazi@rambler.ru; А. Р. Тузиков - проф. каф. государственного и муниципального управления ЕГТУ, atuzikov@rambler.ru.