Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование как фактор инновационного развития современного вуза: слагаемые успеха'

Дополнительное профессиональное образование как фактор инновационного развития современного вуза: слагаемые успеха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / DIE ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / THE INTEGRATED EDUCATIONAL SYSTEMS / THE CENTER OF PREPARATION AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF TEACHERS OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов В. Г., Барабанова С. В.

В статье рассматриваются вопросы становления и развития инновационной системы дополнительного профессионального образования вуза, ориентированной на потребности реального сектора экономики, обеспечивающей преподавателям повышение квалификации, а студентам возможность освоения дополнительных образовательных программ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of formation and development of innovative system of supplementary vocational education of training of the high school are considered in article. These system is focused on requirements of real sector of economy and simultaneously providing possibility of development of programs of improvement of professional skill both professional retraining to students and teachers.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование как фактор инновационного развития современного вуза: слагаемые успеха»

В. Г. Иванов, С. В. Барабанова

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: СЛАГАЕМЫЕ

УСПЕХА

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, интегрированные образовательные системы, центр подготовки и повышения квалификации

преподавателей высшей школы

В статье рассматриваются вопросы становления и развития инновационной системы дополнительного профессионального образования вуза, ориентированной на потребности реального сектора экономики,

обеспечивающей преподавателям повышение квалификации, а студентам -возможность освоения дополнительных образовательных программ

Keywords: die additional vocational training, the integrated educational systems, the Center of preparation and improvement of professional skill of teachers of the higher school

The questions of formation and development of innovative system of supplementary vocational education of training of the high school are considered in article. These system is focused on requirements of real sector of economy and simultaneously providing possibility of development of programs of improvement of professional skill both professional retraining to students and teachers.

Реализация национального проекта «Образование» показала актуальность анализа и обобщения опыта передовых российских вузов в части многообразия подходов к организации современного образования. В свете возрастающих требований бизнес-сообщества к профессиональному образованию представляется важным интегрировать в вузе как центре образования, науки и культуры образовательные программы и учреждения различного уровня, создать инновационные формы взаимодействия образования, науки и производства для построения целостной системы непрерывного образования. Такие интегрированные образовательные системы имеют по сравнению с соответствующими автономными образовательными структурами более высокие социально-экономические характеристики, однако они же обуславливают и особые требования к кадровому обеспечению своей деятельности, к компетентности каждого преподавателя. Это, в свою очередь, требует разработки соответствующих методических подходов, совершенствования образовательных технологий, формирования принципиально иных программ подготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников. Новые требования к профессиональным знаниям преподавателя, необходимость их постоянного обновления обусловлены также меняющимися требованиями общества и рынка. Таким образом, современная система непрерывного дополнительного образования обязательно должна быть связана с повышением квалификации преподавателей, которые являются активной компонентой всей системы в целом.

Проблема развития ДПО значительно актуализируется в условиях формирования инновационных направлений развития экономики, когда быстро меняющиеся знания и

технологии требуют постоянного обновления профессиональных навыков, динамичной переподготовки и повышения квалификации кадров, организации их непрерывного образования. ДПО является одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики. Вузы также предпринимают соответствующие меры для решения проблемы недостаточной квалификации кадров, ориентируясь на более активное вовлечение работодателей в образование. Переход на двухуровневую систему подготовки объективно способствует более тесному сотрудничеству образовательных учреждений и организаций - потребителей кадров, внедрению в учебу инновационных технологий и упору на практические компетенции, востребованные бизнесом. В свою очередь, ассоциации работодателей стали выполнять масштабную работу по оценке новых образовательных стандартов, в основу которых положен компетентностный подход. Создаются условия для формирования модульных образовательных программ, основанных на компетенциях, учитывающих региональные потребности и особенности экономики республики, отвечающих современным требованиям к уровню подготовки управленческою и производственного персонала.

Эти процессы воздействуют и на систему подготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников высшей школы. Сегодня уже невозможно представить и охарактеризовать модернизируемую систему подготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров как узковедомственную, без привязки к проблемам инновационного развития экономики. Все это в должной степени учтено в организации системы дополнительного профессионального образования КГТУ.

Становление эффективной системы непрерывного образования в вузе прошло долгую историю, включающую такие этапы, как создание в 1966г. факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП), специального факультета «Психология» в 1991г. (в 2008г. преобразован в гуманитарно-педагогический факультет), факультета дополнительного образования студентов (ФДО) в 1994г.; открытие в 1994г. в числе первых трех в России Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей (ЦППКП) вузов Поволжья и Урала; открытие ряда высших школ в период с 1996 по 2006 гг.; наконец, создание на этом фундаменте в 1998г. Института дополнительного профессионального образования (ИДПО КГТУ), на который приказом Минобразования России были возложены функции и придан статус Межотраслевого республиканского центра профессиональной переподготовки и повышения, квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (МРППК РТ) (директор ИДПО, руководитель МРЦПК РТ - первый проректор по учебной работе КГТУ, профессор, д.п.н. Иванов В.Г.).

Дальнейшее развитие этих структур взаимосвязано и взаимообусловлено, прогресс каждой из них - вклад в развитие ИДПО КГТУ, в свою очередь, успехи и достижения ИДПО обеспечивают новые возможности всех его структурных подразделений и вуза в целом. Так, на ФПКП, которым с 2002г. руководит профессор Зиятдинов Н.Н., в настоящее время разработаны и внедрены в учебный процесс новые образовательные программы в области информационных технологий, охватывающие проблемы от компьютерных исследований свойств молекул до автоматизированного проектирования химических производств. Особое внимание уделяется актуальным проблемам химии и химической технологии по приоритетным базовым специальностям университета. С целью обеспечения соответствия профессионального уровня преподавателей современным требованиям науки и техники факультет постоянно проводит мониторинг запросов сотрудников университета на образовательные услуги. Для разработки учебных планов и программ, чтения лекций, проведения лабораторных занятий и руководства выпускными

квалификационными работами слушателей привлекается ведущий профессорско-преподавательский состав университета. С факультетом активно сотрудничают преподаватели кафедры «Системотехника», кафедр методологии инженерной деятельности ЦППКП вузов, химической кибернетики, неорганической химии, процессов и аппаратов химических технологий и др. К преподаванию привлекаются также ведущие преподаватели других вузов города.

Важные для региона и выпускников вуза задачи решаются на ФДО, которым руководит профессор, д.п.н. Ф.Т.Шагеева Основная цель деятельности факультета -предоставление возможности студентам получить параллельно с основным дополнительное образование. Особенностью обучения является его приближение к европейским стандартам: оно может осуществляться в несколько этапов, каждый из

которых завершается выдачей соответствующего документа (сертификат, удостоверение, диплом КГТУ, государственный диплом о профессиональной переподготовке), который учитывается при дальнейшем обучении.

Перечень предлагаемых программ достаточно широкий, он постоянно обновляется с учетом оценки слушателей и меняющихся социально-экономических потребностей. На региональном рынке труда очень востребованы наши выпускники, обладающие двойной компетенцией: основной - инженерного профиля и дополнительной - гуманитарной или экономической. В планах факультета обучение «гуманитариев» по программам инженерно-технического профиля. Такая подготовка является, по сути, элитарной, она рассчитана на лучших студентов Получение дополнительною профессионального образования существенно расширяет потенциал специалиста и обеспечивает успешную профессиональную карьеру выпускникам.

Несмотря на то, что до настоящего времени не урегулированы нормативно вопросы реализации программ профессиональной переподготовки, дающих право вести профессиональную деятельность в новой сфере, для студентов, в КГТУ такие программы для выпускников ФДО являются одним из вариантов продолженного обучения в структурных подразделениях ИДПО. Студенты, ранее получившие дополнительное образование по трехгодичным программам, углубляют свою теоретическую и практическую подготовку по выбранному направлению. В течение двух семестров они занимаются по индивидуальным учебным планам, проходят практику. Многолетняя дополнительная подготовка завершается выполнением и защитой выпускной квалификационной работы. По окончании выдается государственный диплом о профессиональной переподготовке. В настоящее время освоено несколько таких программ: Управление персоналом. Менеджмент организации, Правовые основы

хозяйственной деятельности. Экономика и управление на предприятии, Профессиональный перевод, Психология профессиональной деятельности, Педагогика общего и профессионального образования, Информационные системы и технологии.

Факультет дополнительного образования известен не только в нашем университете: среди почти полутора тысяч студентов, обучающихся на ФДО, есть и студенты других вузов.

Наряду с вышеназванными факультетами, в ИДПО КГТУ активно функционируют такие структурные подразделения, как гуманитарно-психологический факультет, высшие школы - экономики, управления, менеджмента и маркетинга, бизнеса, социальных технологий, модельного бизнеса, искусств, иностранных языков «Лингва», российско-итальянская высшая школа «Стиль», автошкола, центр ландшафтного дизайна «Эрика» и др. - всего свыше 20 структур. В высших школах созданы кафедры экономики и

управления на предприятиях пищевой промышленности, управления и кадровой политики, финансово-правового обеспечения хозяйственной деятельности.

В реализации программ дополнительного профессиональною образования задействованы многие кафедры КГТУ в соответствии с их профилем.

К настоящему времени в университете проделана большая работа по совершенствованию организационной структуры системы ДПО и расширению спектра образовательных услуг. Из числа проректоров и директоров институтов назначены ответственные по направлениям образовательной и научной деятельности. Совершенствуется структура МРЦПК РТ. Наряду с зональными центрами в крупных городах республики, открыто Нижнекамское представительство МРЦПК РТ, при котором функционирует единый учебный центр, обслуживающий Управляющую компанию «Татнефть-Нефтехим», в которую входят семь предприятий нефтехимического комплекса Нижнекамска. Решается вопрос о повышении статуса учебного центра путем его структурирования в составе Управляющей компании. Представительство МРЦПК РТ создано также в г.Набережные Челны на базе Камского филиала Петербургского энергетического института повышения квалификации. Обсуждаются возможности реализации совместно с МРЦПК РТ концепции «Обучающееся предприятие» (ОАО «Нижнекамскшина») и «обучающийся город» (Менделеевск).

Таким образом, особенностью модели дополнительного профессионального образования КГТУ является, во-первых, ее многокомпонентность, а, следовательно, полифункциональность, во-вторых, надежное фундаментальное основание в виде структуры, изначально ориентированной на научно-методическое и кадровое обеспечение профессиональной образовательной деятельности в современном вузе, - это

вышеупомянутый Центр подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов КГТУ. С его открытием завершилось создание целостной системы непрерывного образования в вузе: довузовского, вузовского и последипломного в различных формах.

Центр является головным в регионе по проблемам подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов, его научно-исследовательские работы по новым направлениям высшего профессиональною образования и инженерной педагогики включены в координационные планы Академии наук РТ и РАО.

В структуру Центра входят:

• кафедра педагогики и методики высшего профессионального образования, заведующий - д.п.н., профессор В.Г.Иванов. Основное научное направление кафедры -научные основы кадрового обеспечения современного инженерного образования;

• кафедра методологии инженерной деятельности, заведующий - д.п.н., профессор

В.В .Кондратьев. Основное научное направление - методология инженерного образования и деятельности, информатизация образования и информационные технологии обучения;

• методическая лаборатория;

• техническая лаборатория.

Центром разработан ряд оригинальных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей:

• программы профессиональной переподготовки «Педагогика высшей школы», в том числе для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» (свыше 500 и 1000 час., соответственно):

• программы повышения квалификации «Инновации в системе подготовки современного специалиста в высшей тонической школе», «Инновации в системе ВПО», «Формирование содержания образования в условиях системы подготовки «Бакалавр-

магистр» (гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные и технические дисциплины), «Интенсивные образовательные технологии в условиях системы подготовки «Бакалавр-магистр»», «Воспитательная деятельность в техническом вузе», «Квалиметрия и управление качеством образования», «Инновации в подготовке преподавателей системы ДПО» (свыше 102 час);

• образовательные программы повышения квалификации научно-педагогических работников по приоритетным направлениям (72 час.) «Правовая и нравственная культура преподавателя высшей школы как условие повышения эффективности образовательной деятельности в вузе», «Образовательные технологии в условиях многоуровневой системы подготовки», «Азбука педагогического мастерства» и др.

Всего за 15 лет в ЦППКП получили профессиональную переподготовку и прошли повышение квалификации более 1500 преподавателей и сотрудников из более 30 вузов и ссузов региона, из них более 450 преподавателей. 40 аспирантов и около 100 сотрудников КГТУ, в том числе более 45 заведующих кафедрами и профессоров.

На базе ЦППКП функционируют докторантура, аспирантура и специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» и 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», единственный в технических вузах России. В его состав входят ведущие ученые вузов и академических институтов г. Казани, среди них академик РАО, 2 чл.-корр. РАО, 11 докторов педагогических наук, 4 доктора химических наук, 2 доктора технических наук, 2 доктора философских наук, доктор психологических наук, доктор социологических наук.

В Центре осуществляются комплексные научные исследования по проблемам теории и методики профессионального образования: системное проектирование

прогностических моделей специалиста и преподавателя XXI века; методология и методика разработки содержания и процесса подготовки специалиста и преподавателя; широкопрофильная подготовка современного специалиста; фундаментализация профессионального образования, интегративные основы инновационного образовательного процесса и др. По этим направлениям защищены 26 докторских и 135 кандидатских диссертаций.

В 1997 году Центр но представлению Российского Мониторингового Комитета по инженерной педагогике получил лицензию Международного общества но Инженерной педагогике ЮГР для организации обучения по программе «Европейский преподаватель инженерного вуза». Слушателями программы стали заведующие кафедрами, проректоры и ректоры ведущих технических вузов региона. Взаимодействие с ЮГР осуществляется также через участие наших преподавателей в ежегодных международных симпозиумах и совместные научные исследования по проблемам инженерной педагогики. Актуализированным научным направлением вновь становится обсуждение роли и места инженерной педагогики - как в педагогической науке и деятельности в высшей технической школе в процессе подготовки инженеров, гак и в аспекте развития педагогических функций инженера на производстве.

С 2008г. ЦППКП стал полномочным представителем Министерства обороны РФ и правительства Республики Татарстан в Приволжско-Уральском округе по переподготовке и повышению квалификации военнослужащих Поволжья, Урала и Западной Сибири, увольняемых в запас (приказ министра обороны РФ № 135).

С самого момента создания ИДПО ориентирован на повышение конкурентоспособности своих слушателей. Этому способствуют актуальные программы

повышения квалификации, профессиональной переподготовки и программы

дополнительного образования студентов, а также инновационные подходы к организации и содержанию дополнительного образования, постоянная ориентация на усиление взаимодействия между образованием и реальным сектором экономики, оперативное реагирование на запросы общества. Темами научных исследований в ИДПО и ЦППКП становятся образовательные технологии дополнительного образования, подготовка научно-педагогических кадров для системы ДПО, проблемы и пробелы правового регулирования дополнительного образования, вопросы интеграции базовых и

дополнительных программ профессионального образования. Прочный научный фундамент и оперативная связь с потребителями услуг позволяют успешно развивать образовательную деятельность. В кризисном 2008г. мы превысили восьмитысячный рубеж слушателей, реализовано свыше 200 программ ДПО по профильным основной образовательной деятельности направлениям обучения. В этом мы видим главную цель и ценность работы системы ДПО - связь с основным высшим образованием и повышение его качества. Такой подход позволит решать и новые проблемы модернизированной двухуровневой системы высшего образования, быстрее адаптировать выпускников-бакалавров к реальным потребностям работодателя через программы профессиональной переподготовки, переориентировать преподавателей выпускающих кафедр на

параллельное дополнительное образование своих студентов.

Отнюдь не случайно в положении о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников (утверждено приказом Минобрнауки № 284 от 6 августа 2009г.) одним из обязательных показателей успешности преподавателя в профессиональной деятельности становится разработка и участие в реализации дополнительных программ. К преподавателям, работающим в системе ДПО, потребители предъявляют более высокие требования: они должны быть в курсе новейших достижений науки и практики, зарубежного опыта, знать проблемы и специфику реального производства, ориентироваться на опережающее обучение руководителей и специалистов. Практические новинки, актуальные знания, анализ реальных проблем отрасли подготовленные преподаватели приносят потом и в студенческую аудиторию. Поэтому в системе подготовки и повышения квалификации научных и научнопедагогических работников обязательно должна присутствовать предметная составляющая, обеспечить которую преподавателю вуза может только система дополнительного образования - на основе взаимодействия с соответствующей сферой потребления кадров (выпускников вуза) и применения научных разработок вузовских ученых - промышленными предприятиями, управляющими компаниями и холдингами, организациями социальной сферы, органами исполнительной власти и местного самоуправления и т.п.

Только в таком контексте можно выстраивать обновленную систему повышения квалификации: жизнь обуславливает необходимость разностороннего подхода к

содержанию образования преподавателя высшей школы. Поэтому в КГТУ переподготовка и повышение квалификации преподавателей в ЦППКП рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности Института дополнительного профессионального образования. К 2009г. в Центре реализовано свыше 100 программ по 10 направлениям обучения, прошли повышение квалификации около 400 преподавателей из более 60 городов РФ.

Перспективы развития системы дополнительного образования в вузе закреплены в Комплексной целевой программе КГТУ «Дополнительное образование как фактор

инновационного развития вуза» на 2008-2012 гг. Основной акцент сделан на следующих направлениях:

• развитие академической мобильности преподавателей вуза, занятых в системе ДПО, стажировка студентов, аспирантов, преподавателей в ведущих российских и зарубежных учебных центрах;

• обучение с применением дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов, в том числе взрослых слушателей и людей «третьего» возраста;

• участие в международных программах «двойных дипломов»;

• второе высшее образование;

• профессиональная «доводка» бакалавров до уровня требований работодателей;

• обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса и военной подготовки;

• участие в подготовке к проведению Универсиады - 2013;

• профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов организаций отраслей экономики, органов государственной власти и местного самоуправления;

• профессиональная переподготовка управленческих кадров по федеральным и республиканским целевым программам;

• профессиональная переподготовка работников кадровых служб;

• профессиональная переподготовка и повышение квалификации трудовых мигрантов, безработных граждан, а также военнослужащих, уволенных в запас;

• добровольная сертификация персонала;

• предаттестационная подготовка по промышленной безопасности:

• повышение квалификации по программе «Охрана труда»;

• профессиональная подготовка экологов-аудиторов.

С 2007г. КГТУ определен Рособразованием в числе базовых вузов, осуществляющих повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по приоритетным направлениям, а с 2009г. ЦППКП КГТУ представляет уполномоченный вуз Рособразования (РГПУ им. А.И.Герцена) в Приволжском федеральном округе по следующим направлениям повышения квалификации:

1. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы.

2. Проблемы педагогического образования.

3. Современные образовательные технологии.

Такой широкий спектр интересов требует множественности участников, для реализации программы необходима координация деятельности всех структурных подразделений университета. С этой целью в 2008г. в университете создан отдел дополнительного образования, который обеспечивает утверждение, сопровождение и контроль качества реализации дополнительных образовательных программ всех уровней.

Кризисные явления в экономике не могли не сказаться на системе повышения квалификации руководителей и специалистов, они неизбежно повлекли снижение объемов и изменение спектра реализуемых программ. Тем не менее, ИДПО вновь нашел свою нишу, в значительной степени переориентировавшись на т.н. обязательные, предусмотренные действующим законодательством программы (экологическая и промышленная безопасность, охрана труда и др.) и на программы, реализуемые под патронатом Министерства труда, занятости и социального развития Республики Татарстан в целях опережающего обучения высвобождаемых работников и безработных граждан.

По-прежнему первоочередной задачей ИДПО остается активное участие в вузовской жизнедеятельности. Дополнительное образование заняло значительное место в стратегии развития вуза как исследовательского университета. В 2009-10гг. на основе научных разработок ИДПО вузом получены три гранта в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы на общую сумму 12 млн. руб. Результаты научной работы сотрудников ИДПО в 2009г. отражены в защите трех докторских диссертаций - по педагогике, философии и юриспруденции.

В соответствии с вузовскими приоритетами в ИДПО выстроена собственная система менеджмента качества, намечен план мероприятий по противодействию коррупции и т.д. Усиливается взаимодействие с Министерством образования и науки Республики Татарстан. КГТУ определен головным вузом по разработке подпрограммы развития дополнительного образования в Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015гг. Уже намечено проведение в 2010 году Всероссийской конференции и Международного форума по дополнительному образованию совместно с конгрессом Международного общества по инженерной педагогике - ЮГР. Все это придает новый импульс развития успешной структуре, которая смогла сохранить работоспособный коллектив и готова сегодня к любым вызовам времени.

Литература

1. Иванов, В.Г. МРЦПК как примета времени / В.Г.Иванов // Дополнительное профессиональное образование. - 2006. - № 7. - С.8-11.

2. Овсиенко, Л.В. Дополнительное профессиональное образование в Республике Татарстан: опыт и перспективы / Л.В. Овсиенко, Г. Дьяконов, В.Иванов // Высшее образование в России. - 2007. - №3. - С.70-78.

3. Иванов, В.Г. Инновационная модель непрерывного образования: хроника десятилетия /

B.Г.Иванов // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С.69-75.

4. Иванов, В.Г. Инженер - ключевая фигура внутрифирменного, обучения. Организационные и правовые проблемы его деятельности / В.Г.Иванов, С.В.Барабанова // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С.40-43.

5. Дьяконов, Г.С. Казанский технологический: инновационный поиск / Г.Дьяконов, В.Иванов // Высшее образование в России. - 2009. - № 2. - С.65-72.

6. Иванов, В.Г. Интеграция знаний в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы / В.Иванов, А.Кирсанов, В.Кондратьев // Высшее образование в России. - 2008. - № 1. -

C.112-116.

7. Шагеева, Ф. ДПО как фактор карьерной перспективы студентов / Ф. Шагеева // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С.92-95.

© В. Г. Иванов - д-р пед. наук, профессор, первый проректор КГТУ по учебной работе, руководитель МРЦПК РТ; С. В. Барабанова - д-р юр. наук, профессор кафедры правоведения, sveba@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.