Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в структуре исследовательского университета'

Дополнительное профессиональное образование в структуре исследовательского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ / МРЦПК / КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ДПО / SYSTEM OF SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION / SKILLS RAISING AND PERSONNEL RETRAINING / COMPLEX TASK PROGRAM ON DEVELOPMENT ADDITIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконов Сергей Германович, Иванов Василий Григорьевич, Кондратьев Владимир Владимирович

В статье рассматриваются вопросы дополнительного образования как фактора инновационного развития вуза. Описан опыт КНИТУ по созданию гибкой и мобильной системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Инновационная стратегия развития системы ДПО реализована вузом на базе Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (МРЦПК РТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supplementary vocational education in the research university structure

The experience of the Kazan National Research Technological University in forming the adaptable and mobile system of supplementary vocational education and personnel retraining is described. The university innovative strategy is realized on the basis the Center of Additional Professional Education. The activities of the center are presented.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в структуре исследовательского университета»

Международная научная школа 61

С.Г. ДЬЯКОНОВ, академик АН РТ, советник ректората В.Г. ИВАНОВ, профессор, руководитель МРЦПК Рт В.В. КОНДРАТЬЕВ, профессор, директор ЦППКП Казанский национальный исследовательский технологический университет

В статье рассматриваются вопросы дополнительного образования как фактора инновационного развития вуза. Описан опыт КНИТУ по созданию гибкой и мобильной системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Инновационная стратегия развития системы ДПО реализована вузом на базе Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (МРЦПК РТ).

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, МРЦПК, комплексная целевая программа по развитию ДПО.

Дополнительное

профессиональное

образование

в структуре

исследовательского

университета

Отечественная система высшего образования переживает ответственный этап введения федеральных государственных стандартов, что предполагает переход от квалификационной модели специалиста к компетентностной модели. Для инженерного образования это весьма актуальный, но болезненный процесс - поскольку исторически оно традиционно было ориентировано на сферу профессиональной деятельности в конкретной отрасли, перед ним ставилась задача подготовки специалистов для массового, стабильного производства с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции. Сегодня ситуация иная: непрерывно внедряются новые технологии, производство становится гибким и опирается на специалиста, способного проявлять активность в быстроменяющихся условиях. Характерная особенность системы знаний, необходимых для инженера инновационной сферы, заключается в прочном естественно-научном, математическом и мировоззренческом фундаменте, широте междисциплинарного кругозора, а также в высоком уровне общей и специальной подготовки по профессии, обеспе-

чивающей плодотворную деятельность в проблемных ситуациях.

Создание гибкой и мобильной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов на базе вузов также ориентировано на решение этой комплексной задачи.

Опыт развитых стран убедительно свидетельствует о том, что устойчивое развитие экономики достигается в условиях непрерывного обучения трудоспособного на-

62

Высшее образование в России • № 12, 2011

селения. В России дополнительное профессиональное образование (ДПО) - это к тому же одно из перспективных направлений развития внебюджетной деятельности в системе высшего образования в целом и в отдельно взятом вузе в частности.

Российская модель и новая парадигма ДПО выстраивались на качественно иной основе, чем система повышения квалификации кадров, действовавшая в советский период. Известно, что в доперестроечные времена повышение квалификации специалистов предприятий было сконцентрировано в отраслевых институтах. В условиях нарастания кризисных явлений в экономике такая система повышения квалификации стала постепенно разрушаться. Однако потребность в быстром обновлении знаний и профессиональной мобильности осталась. Инициаторами и основными исполнителями повышения квалификации руководителей и специалистов стали вузы Российской Федерации. Формирование обновленной системы ДПО неизбежно повлекло за собой и новые подходы к соответствующей подготовке преподавателей, и внедрение элементов дополнительного образования в базовые программы высшего образования.

Казанский государственный технологический университет, наряду с ведущими вузами Республики Татарстан, четко уловил наметившиеся тенденции в развитии дополнительного профессионального образования и внес соответствующие изменения в свою структуру.

Именно наш университет первым в республике определил инновационную стратегию развития системы ДПО, концептуально обосновал модель взаимодействия вузов и других субъектов ДПО на уровне региона. По инициативе вуза и по предложению Совета ректоров вузов Республики Татарстан, поддержанному Кабинетом Министров Республики Татарстан, на базе Института дополнительного профессионального образования КГТУ приказом Министерства образования Российской Федерации № 936 от

10.04.98 был создан Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (МРЦПК РТ).

В МРЦПК РТ сегодня сосредоточена научно-методическая и организационная работа по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации научно-педагогических кадров вузов республики. Основными направлениями деятельности МРЦПК РТ стали:

V координация деятельности учебных заведений, реализующих образовательные программы дополнительного профессионального образования - профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

V методическое обеспечение и консультационные услуги в области ДПО;

V предаттестационная подготовка и участие в аттестации руководителей предприятий;

V разработка и экспертиза образовательных программ.

Приказом Министерства экономики и промышленности РТ(№ 242от 16.11.2001 г.) МРЦПК РТ аккредитован в качестве общественно-государственного органа управления дополнительным профессиональным образо-

Международная научная школа 63

ванием по реализации дополнительных об-разовательныхпрограмм высшего профессионального образования в Республике Татарстан. Впоследствии ИДПО КНИТУ (МРЦПК РТ) был аккредитован в качестве компетентного и независимого органа по сертификации Системы добровольной сертификации персонала предприятий Поволжского региона; получил аккредитацию на право осуществления деятельности по экологическому аудиту и на подготовку и повышение квалификации аудиторов-экологов с внесением в реестры центров по подготовке ауди-торов-экологов и экологических аудиторских организаций.

Объединенными усилиями вузам удалось наладить сотрудничество с промышленными предприятиями как основными заказчиками образовательных услуг по повышению квалификации, с министерствами и ведомствами, отвечающими за кадровое сопровождение реформ в экономике, с образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы ДПО, инициировать работу своих кафедр, факультетов и институтов по разработке образовательных программ ДПО и поиску заказчиков. Все это позволило в кратчайшие сроки сделать МРЦПК РТ узнаваемым на образовательном пространстве не только Татарстана, но и всей России, приобрести богатый опыт.

Спустя 13 лет с момента учреждения ИДПО КГТУ (КНИТУ) и МРЦПК РТ можно констатировать, что идея, заложенная в подобном объединении, себя оправдала. Со значительным опережением по сравнению с другими регионами мы акцентировали свое внимание на приоритетных проблемах. А началось все с проведения в КГТУ выездного заседания Координационного совета по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов с повесткой дня «О развитии кадрового потенциала в Республике Татарстан и задачах системы дополнительного профессионального образования ». Совет принял решение одобрить

основные направления деятельности рес-публиканскихорганов управления по развитию системы дополнительного профессионального образования на территории Республики Татарстан, исходя из задач экономического развития России и модернизации российского образования, и принял решение о придании системе дополнительного профессионального образования Республики Татарстан статуса федеральной экспериментальной площадки для отработки региональной модели построения системы дополнительного профессионального образования в условиях новой экономики и международных требований к профессиональной мобильности кадров.

Наш университет стал вузом, где четырежды проводились общероссийские мероприятия по тематике ДПО под эгидой Минобрнауки России.

К настоящему времени Татарстан прошел значительный путь по созданию инфраструктуры инновационного развития, и одним из ее активных элементов по праву является система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Стратегия развития ДПО в регионе определена в Комплексной государственной программе развития системы образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг.,

64

Высшее образование в России • № 12, 2011

основными разработчиками которой были вузы, входящие в состав МРЦПК РТ. Один из разделов программы непосредственно посвящен взаимодействию образовательных учреждений с реальным сектором экономики. КНИТУ является головным по разработке и реализации подпрограммы развития дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан.

В новых организационно-экономических условиях повышаются требования к квалификационному уровню специалистов, разрабатывающих и реализующих программы профессионального образования. На их плечи ложится ответственность за соответствие знаний и навыков, получаемых в ходе обучения, современным требованиям экономики, техники и технологии производства. Именно они призваны создать максимально эффективные формы интеграции промышленных и учебных структур для решения задачи развития человеческих ресурсов. Однако до настоящего времени не преодолен существующий разрыв между знаниями, полученными в образовательных учреждениях, и практической деятельностью. Поэтому важно координировать деятельность вузовских структур дополнительного профессионального образования, соотносить их с потребностями предприятий.

В марте 2008 г. в университете была принята комплексная целевая программа «Дополнительное образование как фактор инновационного развития вуза». Программа определяет стратегические цели и основные задачи в сфере ДПО, ответственных испол-

нителей, количественные индикаторы, источники финансирования. При этом главной ценностью всей нашей работы в этом направлении мы считаем повышение качества основного высшего образования благодаря наличию обратной связи с потребителями кадров и постоянной трансляции актуализированных знаний через преподавателей, занятых в сфере ДПО.

Программой развития КНИТУ предусматривается формирование отраслевой комплексной интегрированной системы ДПО Республики Татарстан на базе Казанского национального исследовательского технологического университета совместно с ОАО «Татнефтехиминвест-хол-динг». Среди запланированных мероприятий: целевая подготовка специалистов «двойной компетенции » по заказам предприятий; предаттестационная подготовка выпускников по промышленной безопасности; опережающее обучение руководителей и специалистов предприятий по тематике внедряемых разработок; участие в разработке профессиональных стандартов и системы сертификации персонала; разработка программы «Мастер делового администрирования (МВА)» - производственный менеджмент предприятий в области химии и технологии полимеров и композитов.

Дополнительное профессиональное образование стало одним из слагаемых успеха в получении КГТУ высокого статуса национального исследовательского университета.

IVANOVV, KONDRATIEVV, DJAKONOV S. SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE RESEARCH UNIVERSITY STRUCTURE

The experience of the Kazan National Research Technological University in forming the adaptable and mobile system of supplementary vocational education and personnel retraining is described. The university innovative strategy is realized on the basis the Center of Additional Professional Education. The activities of the center are presented.

Key words: system of supplementary vocational education, skills raising and personnel retraining, complex task program on development additional training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.