Научная статья на тему 'МРЦПК: спустя семь лет'

МРЦПК: спустя семь лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МРЦПК: спустя семь лет»

В. ИВАНОВ, первый проректор МРЦПК: спустя

Казанский государственный

технологический университет ССМЬ ЛСТ

Существовавшие многие десятилетия отраслевые системы повышения квалификации работников различных категорий и добивавшиеся, кстати сказать, неплохих результатов, в 90-е годы в силу известных экономических и политических причин были разрушены. Сохранились лишь некоторые институты повышения квалификации работников образования, здравоохранения, небольшое количество учреждений в отраслях экономики.

Между тем по мере стабилизации ситуации в стране начала ощущаться и потребность в возрождении системы повышения квалификации, обусловленная необходимостью постоянного обновления знаний специалистов. Повсеместно велся поиск новых форм и методов повышения квалификации и переподготовки специалистов, отвечающих новым требованиям. Но оказалось, что только вузы, сохранившие свой научно-педагогический потенциал, могли принять на себя решение этих задач. В высших учебных заведениях, в том числе у нас в республике, кроме исторически существовавших в вузах ФПК преподавателей и ИПК обществоведов, стали появляться специализированные подразделения (институты, факультеты, центры непрерывного образования и т.п.), обеспечивающие переподготовку и повышение квалификации.

Приведу несколько примеров по Казани:

□ Центр непрерывного образования КГУ;

□ Институт дополнительного профессионального образования КГТУ (КХТИ);

□ Центр непрерывного образования КГТУ им. А.Н.Туполева;

□ Центр переподготовки и повышения квалификации работников финансово-кредитной сферы Казанского государственного финансово-экономического института;

□ Институт повышения квалификации при Казанской государственной архитектурно-строительной академии;

□ Институт дополнительного профессионального образования специалистов социокультурной сферы и искусства Казанского государственного университета культуры и искусств;

□ Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса;

□ Татарская академия управления;

□ Республиканский учебно-методический центр при министерстве труда и занятости РТ.

Вскоре мы убедились, что каким бы мощным потенциалом ни обладал тот или иной вуз, зачастую ему была не под силу реализация образовательных программ, включавших в себя многоотраслевые проблемы -экономики, управления, права, техники и технологий, психологии и педагогики и т.д. Поэтому в Республике Татарстан, исторически обладающей мощным образовательным потенциалом (а это около 50 государственных вузов с филиалами и около 30 негосударственных вузов и филиалов), поняли необходимость объединения и координации усилий образовательных учреждений всех уровней, реализующих программы переподготовки и повышения квалификации работников всех категорий в форме специализированной организации - Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (МРЦПК РТ).

К моменту создания нашего МРЦПК многие регионы уже имели аналогичные структуры. Но в отличие от других регионов России, где функции МРЦПК реализуются, как правило, или на базе отдельного вуза с присущим для него набором образовательных программ, или на базе вновь созданной структуры, мы создали интегрированную систему, объединяющую подразделения ДПО всех вузов и ссузов, а также специализированные учреждения ДПО республики.

И это оказалось оправданным, так как такой подход отвечает требованиям многоотраслевой экономики республики, ориентированной на нефтедобычу и нефтехимию, автомобилестроение, авиастроение, энергетику, агропромышленный комплекс и требующей для разработки и реализации образовательных программ специалистов раз-

ных профилей из разных вузов. В результате по предложению Совета ректоров вузов РТ, поддержанному Кабинетом министров Республики Татарстан, приказом Минобразования России в 1998 году Институту дополнительного профессионального образования КГТУ как подразделению, имевшему к тому времени достаточно развитую инфраструктуру ДПО, был придан статус Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов РТ. И практически сразу же совместным решением министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Государственного комитета РТ по управлению государственным имуществом, Совета ректоров вузов Республики Татарстан, Ассоциации промышленных предприятий Республики Татарстан МРЦПК был придан статус сначала межвузовского, а затем республиканского центра. Этим же решением утверждены положение об МРЦПК РТ, его структура, состав исполнительной дирекции, перечень отраслевых и зональных центров [1, 2].

Созданному центру в короткие сроки удалось наладить сотрудничество и с промышленными предприятиями как основными заказчиками образовательных услуг по повышению квалификации, и с министерствами, отвечающими за кадровое сопровождение реформ в экономике. Отмечу, что вузы серьезно изменили подходы к разработке программ: большое внимание стало уделяться инновационной составляющей. Они серьезнее начали прислушиваться к требованиям заказчиков и учитывать специфику работы конкретных предприятий, с тем, чтобы программы максимально учитывали требования научно-технической политики и потребности предприятий в кадрах, обеспечивающих их инновационное развитие. Предприятия это быстро оценили: сотрудничество с вузами в сфере повышения эффективности работы персонала оказалось успешным. И теперь я уверенно говорю, что мы стали узнаваемыми

на образовательном пространстве республики.

Сегодня, спустя почти семь лет с момента учреждения МРЦПК РТ, можно констатировать, что идея, заложенная в создание МРЦПК, себя оправдала. Стратегия, избранная сообществом вузов в лице Совета ректоров вузов РТ, Совета директоров ссу-зов, МЭП РТ и МО РТ в части развития ДПО, позволила в короткие сроки добиться ощутимых результатов, «завоевать» образовательное пространство. В 2001 г. МРЦПК РТ был аккредитован министерством экономики и промышленности республики в качестве общественно-государственного органа управления ДПО по реализации дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования. Аккредитация позволила более эффективно координировать работу всех подразделений Центра, четче наладить взаимодействие вузов при реализации комплексных образовательных программ и при решении других вопросов, выработать общие подходы к созданию республиканской модели ДПО, учитывающей специфику многоукладной экономики Татарстана, географическое расположение вузов и предприятий, налаженные связи между всеми подсистемами и элементами системы ДПО. Именно учет этих факторов и позволил нам реализовать территориально-отраслевой принцип построения модели ДПО.

Эти обстоятельства, а также имеющийся в республике опыт функционирования федеральной экспериментальной площадки «Система университетских комплексов» привели нас к мысли распространить эксперимент и на сферу ДПО.

К моменту создания экспериментальной площадки был накоплен значительный опыт в области ДПО. Отмечу только некоторые моменты:

□ разработана концепция развития дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан;

□ принята «Программа развития системы дополнительного профессионального

образования в Республике Татарстан на 2002-2005 годы»;

□ создана Ассоциация образования взрослых;

□ создана Ассоциация руководителей кадровых служб предприятий;

□ издан сборник нормативных правовых документов по ДПО РТ(3 издания);

□ издан каталог «МРЦПК РТ» (3 издания);

□ начато издание журнала «Служебная лестница» - 4 номера;

□ разработаны и утверждены положения о МРЦПК РТ, его отраслевых филиалах и зональных центрах;

□ проведены две «Недели образования взрослых»;

□ создан экспертный совет по экспертизе дополнительных образовательных программ и его рабочие группы.

Вузы наработали хороший опыт создания и реализации программ ДПО. В качестве примеров приведу следующие.

Прежде всего - это Федеральная программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (так называемая «Президентская программа»), которая успешно реализуется в республике на базе Казанского государственного университета по трем специализациям: менеджмент; финансовый менеджмент; маркетинг.

Одним из лучших образцов элитных бизнес-программ, реализуемых в Татарстане, стала программа «Мастер делового администрирования» (МВА) на базе Казанского государственного финансово-экономического института.

Значительные достижения есть у Казанского государственного технологического университета, который на протяжении последних лет реализует программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, специализированные в области химии и нефтепереработки для крупнейших бюджетообразующих предприятий, таких, как ОАО «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина»,

«Казаньоргсинтез». Созданный в вузе Институт дополнительного профессионального образования - это многофункциональная структура, имеющая в своем составе федеральный Центр подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Урала и Поволжья - ЦППКП, 5 высших школ (экономики, управления, менеджмента, иностранных языков, русско-итальянская школа «Стиль»), Центр непрерывного образования, ФПК для преподавателей, ФДО для студентов и др. Институт реализует более 300 программ и охватил за последние 5 лет около 22 тысяч слушателей.

КГТУ им. А.Н. Туполева вводит в действие большой комплекс дополнительных образовательных программ в области электроники, машиностроения, информационных технологий, КГАСА - в сфере строительной индустрии, КГЭУ - в области энергетики. Можно с уверенностью сказать, что сегодня практически каждый вуз и ссуз имеет специальные подразделения, реализующие соответствующие дополнительные образовательные программы.

Сегодня в соответствии с разработанной республиканской концепцией ДПО в регионе сложилась система общественно-государственного управления ДПО с центром ответственности за кадровую политику в лице министерства экономики и промышленности Республики Татарстан.

Здесь три основные подсистемы: управляющая, исполнительная, подсистема заказа образовательных услуг.

□ Управляющая подсистема -Минобразования и науки РТ (как центр ответственности за развитие ДПО РТ), территориальные органы управления образованием, городские и районные советы по ДПО.

□ Исполнительная подсистема -МРЦПК РТ (подразделения ДПО вузов, ссузов, отраслевые филиалы и зональные центры).

□ Подсистема заказа образовательных услуг - отраслевые министерства, предприятия, организации и учреждения.

Координирующим органом системы яв-

ляется Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики (МВК), возглавляемая заместителем премьер-министра РТ

- министром экономики и промышленности Республики Татарстан А.М. Пахомовым. В состав МВК входят министры, руководители предприятий, ректоры ведущих вузов Татарстана. Она носит государственно-общественный характер, и это позволяет рассматривать проблемы с учетом разных позиций всех заинтересованных членов МВК

- представителей государства, топ-менеджеров и собственников, руководителей образовательных учреждений. Каждый из них имеет свой интерес и представляет те профессиональные группы, от которых зависит успешное развитие бизнеса и социальной сферы. Поэтому достижение соглашения по любой проблеме в такой сложной многокомпонентной структуре - определенная гарантия оптимального решения.

Именно на заседаниях МВК был решен целый ряд принципиальных вопросов. Межведомственная комиссия первой одобрила проекты постановлений Кабинета министров Республики Татарстан, обеспечивающих реализацию программы эксперимента, о чем было уже сказано. В целях повышения качества обучения в системе ДПО МВК было принято решение об экспертизе образовательных программ ДПО, для чего сформирован экспертный совет МВК из числа ведущих ученых, промышленников, работников министерств, а также экспертные группы по специальностям и направлениям на базе профильных вузов. В развитие этого решения Минобразование РТ издало приказ об обязательной экспертизе образовательных программ ДПО и постлицен-зионном контроле качества реализуемых программ в подведомственных образовательных учреждениях.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что принятые руководством республики меры в области переподготовки кадров существенным образом актуализировали работу по формированию и струк-

туризации системы ДПО, определили функции всех ее участников.

Следствием этого явилась стратегически важная инициатива вузов, исполнительной дирекции МРЦПК РТ, поддержанная руководством республики, в том числе МЭП РТ и МО РТ, Советом ректоров вузов Республики Татарстан, о проведении в г. Казани выездного заседания Координационного совета по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов РФ. Идею поддержало Министерство образования РФ, и такое заседание с повесткой «О развитии кадрового потенциала в Республике Татарстан и задачах системы ДПО» состоялось у нас два года назад (1819 декабря 2002 г.). Координационный совет внимательно изучил наш опыт, посетил ряд промышленных предприятий Казани и образовательные учреждения ДПО и рекомендовал придать системе ДПО Республики Татарстан статус федеральной экспериментальной площадки на 2003-2005 гг. Далее был подписан приказ Минобразования России, утверждена программа эксперимента, разработанная Советом ректоров вузов Республики Татарстан, министерством образования Республики Татарстан, Казанским государственным технологическим университетом и Межотраслевым региональным центром профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан.

Программа эксперимента достаточно широка. Она предусматривает выполнение многих этапов - от разработки концептуальных основ эксперимента по созданию региональной модели ДПО до внедрения полученных результатов в масштабе России. Вышеназванные документы представлены в сборнике документов «ДПО в Республике Татарстан».

В рамках эксперимента и в ходе реализации программы приняты два постановления Кабинета министров Республики Татарстан. Для нас особенно важным является постановление, предусматривающее учас-

тие всех ведущих предприятий и учреждений Республики Татарстан в эксперименте. Список насчитывает более 70 крупнейших предприятий основных отраслей промышленности республики. Им рекомендуется предусматривать затраты на ДПО в размере не менее 2% от фонда оплаты труда с отнесением их на себестоимость товаров и услуг. Это постановление уже начало работать: многие предприятия в минувшем году пересмотрели свои сметы по этим статьям в сторону увеличения, предполагается сделать это и в сметах на нынешний год. С большинством предприятий - участников эксперимента нами заключены долгосрочные рамочные договоры на реализацию образовательных программ.

Другое постановление - «О государственном заказе на дополнительное профессиональное образование в Республике Татарстан» - предусматривало выделение 5 млн. руб. на 2004 год на образовательные услуги в сфере ДПО в Республике Татарстан. Оно примечательно тем, что мы получили возможность обучать персонал тех предприятий, которые не располагают достаточными средствами на повышение квалификации. Такие планы реализуются МРЦПК совместно с МЭП и Минобрнауки республики.

В стадии согласования - проект постановления Кабинета министров РТ «О финансировании инновационных образовательных проектов профессиональной переподготовки преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, занятых в сфере ДПО». На это из бюджета республики предполагается выделить 4 млн. руб. Важность этого постановления, мне кажется, пояснять не надо. Формирование инновационной системы непрерывного обучения, базирующейся на новых образовательных технологиях, требует соответствующей переподготовки профессорско-преподавательского состава в ведущих фирмах и научных центрах, в том числе и за рубежом. После сертификации таких преподавателей

они будут передавать полученные знания через систему дополнительного профессионального образования республики.

Состоялось обсуждение проекта закона Республики Татарстан «О дополнительном профессиональном образовании» на заседании МВК РТ. Рабочая группа обобщает поступившие замечания и предложения. Затем в установленном порядке проект будет передан в Госсовет РТ.

Учебные заведения среднего, высшего и дополнительного профессионального образования региона, специализированные учреждения ДПО активно включились в работу по проведению эксперимента. Разрабатываются программы ДПО с учетом конкретных потребностей заказчиков - предприятий, организаций, органов государственной власти, обучающихся. Многообразие программ, разные направления и формы обучения позволили всем образовательным учреждениям системы ДПО найти своего потребителя. Следует особо отметить, что многие крупные республиканские предприятия переориентировались на сотрудничество с МРЦПК РТ и стали реже направлять свой персонал на обучение в другие регионы России.

В свою очередь, и вузы стали более внимательно относиться к запросам предприятий и к ситуации, складывающейся в сфере ДПО. Так, в КГТУ разработаны конкретные меры по участию институтов, факультетов и кафедр в реализации мероприятий эксперимента, назначены ответственные по направлениям, во всех подразделениях университета показатели этой деятельности включены в рейтинговые оценки.

Благодаря активной работе вуза, на всех этапах эксперимента мы выиграли основные лоты республиканского гранта:

□ по разработке проекта республиканского закона «О дополнительном профессиональном образовании»;

□ по разработке проектов нормативных правовых документов, типовых положений, обеспечивающих управление качеством в системе ДПО;

□ по созданию Интернет-сайта системы ДПО РТ;

□ по разработке квалификационных требований к преподавателям и руководящим работникам сферы ДПО, методик их тестирования и аттестации.

Кроме того, КГТУ также выиграл конкурс Минобразования России по научной программе «Федерально-региональная политика в науке и образовании» по проекту «Разработка региональной модели функционирования системы дополнительного профессионального образования Российской Федерации», в котором отражены все особенности функционирования государственно-общественной системы ДПО в Республике Татарстан.

Минобрнауки РТ при активном участии вузов и МРЦПК РТ разработало республиканскую программу «Развитие инновационного образования в Республике Татарстан на 2004-2010 годы», являющуюся составной частью программы инновационного развития Республики Татарстан.

К настоящему времени в республике в основном сложилась система ДПО, позволяющая решать задачи повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров на необходимом уровне. Все это способствует динамичному развитию экономики республики, росту ее конкурентоспособности.

Но имеются проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие ДПО.

Из-за отсутствия федерального закона, регулирующего отношения в сфере ДПО, остаются нерешенными вопросы развития механизма лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений ДПО, формирования комплексной системы управления качеством, разработки государственных стандартов и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся в сфере ДПО.

Только при условии создания государственной системы контроля за деятельнос-

тью в сфере ДПО и поддержки добросовестной конкуренции можно будет обеспечить качество услуг в этой сфере.

Необходимо также на законодательном уровне предусмотреть финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение системы.

Нуждается в развитии и информационное обеспечение системы ДПО, в том числе создание ее технической базы - единой телекоммуникационной среды.

Медленно формируются альтернативные источники финансирования ДПО.

Необходимо совершенствовать методологическую и психолого-педагогическую подготовку преподавателей, развивать свя-

зи региональных, российских и зарубежных учреждений ДПО.

Пути решения обозначенных и других проблем мы надеемся отыскать в ходе дальнейшей реализации программы эксперимента и его продолжения.

Литература

1. Дьяконов С., Иванов В., Овсиенко Л. До-

полнительное образование - новые возможности // Высшее образование в России. - 2003. - № 2.

2. Пахомов А., Иванов В. Дополнительное

профессиональное образование в вузе // Высшее образование в России. - 2004.

- № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.