Научная статья на тему 'Дополнительное образование новые возможности'

Дополнительное образование новые возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1249
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконов С., Иванов В., Овсиенко Л.

На недавнем выездном заседании Координационного совета Минобразования России Республика Татарстан получила статус экспериментальной площадки по отработке региональной системы модели дополнительного образования. Впервые Координационный совет проводили не в Москве, а в регионе. И местом проведения выбрали Казань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование новые возможности»

ґ

V,

КУРСОМ РЕФОРМ

)

На недавнем выездном заседании Координационного совета Минобразования России Республика Татарстан получила статус экспериментальной площадки по отработке региональной системы модели дополнительного образования. Впервые Координационный совет проводили не в Москве, а в регионе. И местом проведения выбрали Казань.

С. ДЬЯКОНОВ, ректор В. ИВАНОВ, первый проректор, руководитель МРЦПК РТ Казанский государственный технологический университет Л. ОВСИЕНКО, зам. министра образования республики Татарстан

В ближайшей перспективе основным ресурсом и источником благосостояния общества будет служить его интеллектуальный потенциал, уровень которого определяется степенью развития фундаментальной науки, образованностью граждан, а следовательно, разветвленностью системы образования и доступностью образовательных услуг. В условиях рождения и становления нового государства особенно многое зависит от того, какую стратегию оно выбирает в области образования как фактора устойчивого развития и национальной безопасности. Президентом Российской Федерации поставлена задача перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию.

В настоящее время государство не может точно оценить действительные потребности в тех или иных специалистах. Как свидетельствуют данные международных статистических служб, по уровню квалификации кадров Россия находится в конце четвертого десятка в мире. Проблемы, возникающие из-за перепроизводства одних специалистов и дефицита других, приводят к тому, что появляются «дипломированные неспециалисты»: складывается практи-

Дополнительное образование -новые возможности

ка повсеместного замещения должностей работниками, имеющими другую специальность. Эта проблема обусловлена также известным консерватизмом высшей школы, ее тяготением к сохранению традиционных специальностей и объективной неспособностью быстро реагировать на запросы меняющегося мира путем своевременного адекватного изменения содержания профессионального образования.

Общество уже привыкло к тому, что выпускник вуза - это во многом «полуфабрикат», который становится готовым «продуктом», только приобщившись к реальной профессиональной деятельности. Вместе с тем постепенно осознается необходимость даже состоявшемуся специалисту коренным образом обновлять знания и менять сферу профессиональной деятельности несколько раз на протяжении своей жизни. Образование через всю жизнь, «long life education» - это единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях. Квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями

или доведена до уровня, требуемого для работы по новой профессии, новому виду трудовой деятельности. Рыночная экономика требует также постоянной оперативной подготовки кадров по новым профессиям, которых ранее не было.

В этой связи должны получить развитие профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных квалификаций, а также подготовка менеджеров высшей квалификации с учетом международного опыта.

Темпы развития современной экономики, науки и информационных технологий выдвигают на первый план проблему поиска новых подходов к организации работы в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, а также дополнительного профессионального образования студентов с целью повышения их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда. Не менее важна проблема переподготовки педагогических и управленческих кадров сферы образования, так как повышение качества образования в значительной степени определяется уровнем их профессионализма и компетентности. Дополнительное профессиональное образование в различных формах может стать надежной основой повышения профессиональной мобильности и социальной защищенности.

В период реформ в экономике России образовательные учреждения дополнительного профессионального образования оказались во многом предоставлены сами себе, многие из них прекратили свое существование. По сути произошел развал системы послевузовского повышения квалификации специалистов. В условиях кризиса промышленного производства отраслевые учреждения повышения квалификации и

переподготовки кадров перестали централизованно финансироваться, в результате чего некогда мощные, а ныне немногие сохранившиеся институты вынуждены были свести до минимума технологические направления переподготовки и повышения квалификации. Недостаточное внимание уделяется вопросам повышения квалификации кадров в области техники и технологий, в том числе обеспечивающих безопасность страны, промышленную безопасность и охрану труда, экологическую и радиационную безопасность. Возрастающие потребности реального сектора экономики, непроизводственной сферы в квалифицированных руководителях и специалистах, рабочих кадрах, необходимость решения социальных проблем выдвинули задачу модернизирования системы дополнительного профессионального образования на новой качественной основе в число приоритетных.

В настоящее время учреждения ДПО начали самостоятельно вырабатывать стратегию своего развития на рынке образовательных услуг. Вжней-шими участниками процесса возрождения ДПО стали и высшие учебные заведения, продемонстрировавшие жизнеспособность даже в условиях жесточайших финансовых передряг и социально-экономической нестабильности. Обладая мощным научно-педагогическим потенциалом, методической, аудиторной и материально-технической базой, образовательными традициями, вузы начали активно предлагать населению, предприятиям, органам государственной власти краткосрочные программы повышения квалификации, адаптированные к реалиям рынка.

Конечно, эта работа началась не на пустом месте. Во многих вузах в советское время существовали факультеты повышения квалификации, факультеты общественных профессий для студен-

тов, сами вузовские преподаватели и ученые проходили обучение и повышение квалификации в различных отраслевых ИПК и т.д. Объединив усилия с вновь создаваемыми учреждениями дополнительного профессионального образования, с органами исполнительной власти, в ряде регионов вузы становятся уникальными центрами системы непрерывного образования, выполняя самые различные функции. Во-первых, они «отбирают поступающее отовсюду знание, перерабатывают его и адаптируют к местным условиям», то есть выступают экспертами. Во-вторых, воспроизводят научно-педагогические кадры и кадры высшей квалификации для всех ступеней этой системы. В-третьих, являются важным структурообразующим фактором, открывая филиалы и представительства, создавая ассоциации образовательных и научных учреждений, университетские комплексы, развивая кооперационные связи с промышленностью, сферой услуг и социальной сферой. Ярким примером удачного решения проблем дополнительного профессионального образования в свете этих процессов становятся создаваемые Минобразования России Межотраслевые региональные центры профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов (МРЦПК).

Становление современной системы дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан в целом прошло те же этапы. Однако данный регион всегда славился своеобразием в решении социально-экономических проблем, в том числе в сфере образования, и мы полагаем, что наш опыт может быть интересен и полезен.

В 2000 году Татарстан вошел в первую четверку субъектов Российской Федерации по объему промышленного производства. Во многом это результат

организационных усилий руководства по интегрированию производства по отраслям, оптимизации сырьевых потоков и серьезных успехов по организации кредитования. В республике также создана необходимая законодательная база для развития экономики региона. Правильный выбор научнотехнической политики позволил заметным образом опередить промышленное развитие ряда традиционно сильных регионов.

Сегодня важной стратегической задачей социально-экономического развития Республики Татарстан является реальное продвижение от повышения качества продукции к повышению качества жизни. При этом ставка делается на создание благоприятных условий для республиканских товаропроизводителей и поддержку предприятий, выпускающих товары-лидеры и приносящих основную долю заработанной в промышленности прибыли. Происходит уверенное наращивание объемов производства. За 2001 год валовой региональный продукт увеличился на 5,6% и составил 256 млрд. рублей, в промышленности достигнут рост производства в объеме 106,7%, число убыточных предприятий сократилось с 36% до 31,7%. Прогнозные оценки показывают, что в 2002 году показатели не ухудшились.

Следующий этап реформирования -создание инновационной восприимчивости в промышленности. Существенное, определяющее значение для формирования инновационной среды предприятий имеет кадровое обеспечение. Совместно с вузами идет определение места и функций вузов, вузовской науки, образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования в решении этой важной государственной задачи. Залогом ее успешного решения является объединение образовательных учреж-

дений, научно-производственных и социально-экономических структур в целостную структуру.

Успешное взаимодействие вузов и властных структур - наша давняя традиция. Высшая школа республики является важным структурообразующим фактором региона. Органы государственной власти республики поддерживают инициативные начинания вузов, особенно имеющие интегративную основу. Поэтому и мероприятия, предусмотренные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан», предполагают использование вузовского потенциала. Именно при поддержке Кабинета Министров Республики Татарстан по ходатайству Совета ректоров вузов республики Институту дополнительного профессионального образования Казанского государственного технологического университета были приданы статус и функции Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (приказ Минобразования РФ № 936 от 10.04.98).

Успешная работа МРЦПК дала возможность Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан аккредитовать его в качестве общественно-государственного органа управления дополнительным профессиональным образованием по реализации дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования в республике, включающего подразделения дополнительного профессионального образования вузов. Центру поручено обеспечивать координацию деятельности вузов при реализации дополнительных образовательных программ высшего професси-

онального образования, в том числе профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий, аттестации и сертификации преподавателей системы дополнительного профессионального образования Республики Татарстан, включая преподавателей внутрифирменного обучения кадров.

Это позволило в последние годы значительно повысить экономическую и социальную эффективность республиканской системы ДПО, укрепить ее организационно-правовые основы.

Правительство Республики Татарстан приняло ряд постановлений по усилению действенности федерального законодательства, нормативных документов Министерства образования Российской Федерации. Ключевым можно считать постановление «О мерах по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики в Республике Татарстан», утвердившее республиканскую программу развития государственной кадровой политики в отраслях экономики Татарстана на 1999-2000 годы и на период до 2005 года. Особенно важным для развития системы дополнительного профессионального образования явилось то, что в постановлении были раскрыты существенные недостатки в организации внутрифирменного обучения кадров, связанные с отсутствием сводного реестра профессий и специальностей, со слабым финансированием, с недостаточным вниманием руководителей предприятий к проблемам повышения квалификации своих работников. В частности, отсутствие специали-стов-организаторов внутрифирменного обучения, компьютерной базы данных и списка лицензированных учебных заведений, статистических данных о подготовке специалистов по различным профессиям часто приводило к снижению конкурентоспособности го-

сударственной системы подготовки кадров по сравнению с частными образовательными учреждениями. Не были выработаны единые требования к содержанию образовательных программ, не определялся государственный заказ.

Республиканская программа была нацелена на устранение этих недостатков и предусматривала выполнение комплекса мероприятий по семи разделам. Характерно, что исполнителями многих разделов программы были назначены вузы республики, и это явилось признанием роли университетов Казани в сфере дополнительного профессионального образования, безусловно, повысив их авторитет у предприятий и организаций, заказывающих дополнительные образовательные услуги. Постановлением были утверждены Положение о Межведомственной комиссии Республики Татарстан - координирующем органе по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики и ее состав, куда вошли руководители государственных и муниципальных органов управления, руководители крупнейших предприятий, ректоры ведущих университетов республики, представители МРЦПК РТ. Во исполнение этого постановления в результате совместной деятельности Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, Ассоциации промышленных предприятий Республики Татарстан, Совета ректоров вузов Республики Татарстан был разработан комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности дополнительного профессионального образования. Этот комплекс мероприятий нашел свое воплощение в документе, получившем название «Решение четырех», где были сформулированы

предложения о финансировании системы дополнительного профессионального образования в республике, предложено использовать территориальноотраслевой принцип распределения обучающихся по базовым вузам и учреждениям дополнительного профессионального образования. Координация и руководство организационной, учебно-методической и научной работой возложены на Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан.

«Решение четырех» было судьбоносным в истории дополнительного профессионального образования Татарстана. Именно этим решением утверждены:

❖ Структура системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций Республики Татарстан.

❖ Положение о рабочем органе Межведомственной комиссии по реализации государственной кадровой политики в Республике Татарстан -Республиканском Координационном совете по профессиональной переподготовке и повышению квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций Республики Татарстан.

❖ Состав Координационного совета.

❖ Положение о Межотраслевом региональном центре профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан.

В ведущих учебных заведениях и крупных промышленных центрах республики созданы отраслевые филиалы и зональные центры МРЦПК, обеспечивающие координацию переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Основными направлениями деятельности МРЦПК при этом стали:

• координация усилий вузов, средних специальных учебных заведений и специализированных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по реализации дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования;

• обеспечение непрерывного образования на основе реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и учреждений;

• разработка и экспертиза образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ;

• предаттестационная подготовка и участие в аттестации руководителей государственных унитарных предприятий и исполнительных органов открытых акционерных обществ с долей государства в уставных капиталах;

• участие в конкурсном отборе образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов;

• участие в научно-методическом руководстве республиканской сетью дополнительного профессионального образования, обобщение и распространение новейшего опыта организации учебного процесса, прогрессивных форм и методов обучения;

• разработка и сопровождение базы данных учебно-методического и информационного обеспечения дополнительного профессионального образования, включающей в себя государственные требования к образовательным программам, образовательные программы, унифицированные моду-

ли-комплексы по направлениям подготовки для всех категорий руководящего состава и специалистов;

• содействие во внедрении современных информационных технологий в сфере дополнительного профессионального образования;

• оказание консультационной и научно-методической помощи предприятиям, организациям и учреждениям в развитии внутрифирменной учебы кадров (на договорной основе);

• научно-методическое и информационное обеспечение работы учреждений дополнительного профессионального образования Республики Татарстан (на договорной основе);

• участие в разработке законодательных и нормативных правовых актов в сфере дополнительного профессионального образования;

• организация обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках международного сотрудничества, участие в международных обменах специалистами с целью изучения опыта работы в сфере дополнительного профессионального образования.

В настоящее время МРЦПК РТ осуществляет свою деятельность, объединяя потенциал следующих образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования: вузов Республики Татарстан, специализированных учреждений дополнительного профессионального образования, средних специальных учебных заведений Республики Татарстан.

Роль МРЦПК РТ отражена в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан № 708 от 10.10.2000 г. «О порядке назначения, заключения контрактов, аттестации руководителей республиканских унитарных предприятий и исполнительных органов открытых акционерных обществ с долей государства в уставных капиталах». В со-

ответствии с этим документом на МРЦПК РТ возложены обязанности по разработке и экспертизе программ пре-даттестационной подготовки, по формированию экспертного совета, а также предусмотрено право участия в работе государственных аттестационных комиссий. В состав экспертного совета и экспертных групп по отраслям вошли ведущие ученые университетов республики, ответственные работники министерств, ведущие специалисты промышленных предприятий. Совместно с вузами разработана 120-часовая комплексная программа предаттестацион-ной подготовки, состоящая из трех блоков: основного, отраслевого и факультативного, разработаны компьютерные тесты для проверки знаний слушателей. На предприятиях ряда министерств такие программы уже реализованы.

Вузы и учреждения дополнительного профессионального образования республики в соответствии с лицензиями осуществляют обучение по ряду направлений, среди них: машиностроение, химическая и нефтехимическая технология, биотехнология, экология, управление качеством, экономика, бухгалтерский учет, юриспруденция, менеджмент, социальная работа, психология, педагогика, управление персоналом, иностранные языки, информационные технологии и др. Программы разработаны с учетом требований государственных образовательных стандартов. К образовательному процессу привлекаются ведущие преподаватели вузов и высококвалифицированные специалисты предприятий. Зачисление происходит на основании договоров с юридическими или физическими лицами. По окончании обучения слушателям выдаются документы государственного образца: дипломы, свидетельства, удостоверения - в зависимости от типа и объема учебной программы.

Кроме того, в МРЦПК РТ практикуется модульное обучение по адаптированным программам для высшего административного звена, специалистов, состоящих в резерве кадров на выдвижение.

Сегодня в большинстве государственных вузов функционируют структурные подразделения дополнительного профессионального образования с богатейшим опытом работы и перспективными планами развития. На базе ведущих учебных заведений Казани созданы отраслевые филиалы, к примеру, Центр непрерывного образования Казанского государственного университета, Институт дополнительного профессионального образования Казанского государственного технологического университета, Центр переподготовки и повышения квалификации работников финансово-кредитной сферы, государственных служащих и руководящих работников Республики Татарстан Казанского государственного финансово-экономического института и др. Разработаны и пролицензи-рованы соответствующие основные и дополнительные образовательно-профессиональные программы, определен круг преподавателей, занятых в этой системе. В Казанском государственном университете в течение пяти последних лет успешно реализуется федеральная программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. Казанский государственный финансово-экономический институт является участником эксперимента по реализации программы МВА. Создание в крупных промышленных центрах зональных центров МРЦПК РТ позволило более гибко подойти к формированию содержания дополнительных образовательных программ, своевременно реагировать на потребности предприятий в области повышения квалификации специалистов, использовать

материально-техническую базу структурных подразделений вузов республики для организации обучения непосредственно на местах.

Переход к непрерывному образованию предполагает более мобильные и результативные модели организации учебного процесса с акцентом на практический аспект знаний. Сегодня в вузах республики, в деятельности структурных подразделений ДПО образовательные услуги все в большей мере сочетаются с консультированием на основе длительного взаимодействия с заказчиком, используется модульный принцип формирования учебных программ, применяются интенсивные технологии, которые строятся на сочетании индивидуального и группового обучения, методы самостоятельной работы с тестами, компьютерные технологии обучения.

С 2001 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан часть функций управления системой дополнительного образования были переданы Министерству образования республики. Объединение усилий министерства и потенциала вузов республики дало возможность разработать концепцию развития системы дополнительного образования.

Согласно концепции, республиканская образовательная сфера представляется совокупностью имеющих равное значение преемственных образовательных систем: первичного общего образования; первичного многоуровневого профессионального образования (начального, среднего, высшего, послевузовского); дополнительного профессионального образования. Реализация принципов «образование для всех» и «образование через всю жизнь» возможна при условии их интеграции в единую региональную систему открытого непрерывного образования опережающего характера, которая, в свою

очередь, интегрирована в единое образовательное пространство Российской Федерации. Очевидно, что функция интегратора здесь принадлежит системе дополнительного профессионального образования, именно в этом заключается её миссия. Отсюда же вытекают и основные цели системы дополнительного профессионального образования Республики Татарстан:

■ постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров;

■ обеспечение соответствующего профессионального уровня руководителей и специалистов, удовлетворяющего потребности рынка труда и способствующего уменьшению числа безубыточных предприятий;

■ усиление социальной защищенности, содействие реализации механизма вторичной адаптации специалистов и обеспечение их занятости путем их переподготовки;

■ увеличение совместно с другими звеньями профессионального образования совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей человека.

К числу принципов её построения и развития относятся: 1) системность; 2) открытость и доступность; 3) научность и прагматическая ориентация; 4) информационность и прогнозируе-мость; 5) непрерывность; 6) индивидуализация и дифференциация обучения.

Принцип системности означает, прежде всего, то, что система дополнительного профессионального образования Республики Татарстан рассматривается как сложная социально-экономическая система, взаимодействующая с окружающими её другими социально-экономическими федеральными и республиканскими системами.

Принцип научности и прагматичес-

кой ориентации требует, с одной стороны, формирования содержания обучения на основе нового научного знания, с другой - ориентации содержания обучения на достижение вполне конкретных результатов, определяемых текущими и прогнозными требованиями сферы профессиональной деятельности и поддающихся качественной и количественной оценке.

Принцип информационности и про-гнозируемости предполагает проектирование и реализацию структуры, связей, процессов и управления в системе дополнительного профессионального образования Республики Татарстан на основе современных информационнокоммуникационных технологий и интеллектуальных систем. Это позволит сделать процессы в системе реально управляемыми, обеспечить необходимые механизмы их мониторинга, создать надежные постоянно действующие системы контроля и прогноза.

Принцип открытости и доступности определяет динамичное развитие системы дополнительного профессионального образования Республики Татарстан за счёт включения новых элементов, образования новых связей и генерации тех образовательных, консалтинговых и иных процессов, которые лучшим образом обеспечивают текущий социальный заказ общества.

Принцип непрерывности обеспечивает непрерывность образования человека системой дополнительного профессионального образования на протяжении всей его жизни.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения фокусирует все возможности и средства системы дополнительного профессионального образования на конкретном человеке.

Система дополнительного профессионального образования Республики Татарстан включает в себя три функционально связанные структуры: 1) си-

стему заказа (предприятия и организации), 2) систему управления - государственную (Министерство образования, Министерство экономики и промышленности, другие министерства и ведомства) и общественно-государственную (МВК, МРЦПК, ассоциации, центры), 3) систему реализации дополнительных образовательных программ (подразделения ДПО вузов, образовательные учреждения ДПО, центры переподготовки и повышения квалификации). Только используя эффективно работающий персонал, можно реально влиять на эффективность экономики, эффективность конкретной отрасли, эффективность конкретного предприятия (Схема).

Представляется, что данная концепция может стать хорошей основой для разработки проекта закона «О дополнительном образовании» Республики Татарстан.

Важным шагом на этом пути стала Программа развития системы дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан на 20022005 годы, определившая меры по дальнейшему совершенствованию структуры управления, развитию нормативноправового, научного, кадрового, ресурсного обеспечения, интеграции учреждений образования с реальным сектором экономики.

Активную роль в этой интеграции в последнее время играет Межведомственная комиссия по кадровой политике Республики Татарстан (председатель - заместитель премьер-министра, министр экономики и промышленности Республики Татарстан Пахомов А.М.).

В этой связи хочется отметить инициативу Совета ректоров вузов Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, обратившихся в Минобразования России с просьбой о проведении в г. Казани выездного за-

Схема

СТРУКТУРА

СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Кабинет Министров Республики Татарстан

I

Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан

(центр ответственности за кадровую политику в Республике Татарстан)

Миистерство образования Российской Федерации

Управление высшего, среднего профессионального образования и науки Кабинета Министров Республики Татарстан

Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики _____________в Республике Татарстан____________

Совет ректоров вузов Республики Татарстан

Вузы

Республики Татарстан

Ассоциация непрерывного образования Республики Татарстан

УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА

Министерство образования Республики Татарстан

(центр ответственности за развитие ДПО в Республике Татарстан)

Городские (районные) координационные советы по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов

Территориальные органы управления образованием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА

Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан

Отраслевые филиалы, Зональные центры МРЦПК

Учреждения среднего профессионального образования, начального профессионального образования, дошкольные образовательные учреждения МО РТ

Средние специальные учебные заведения

Подр азделения внутрифирменного обучения предприятий и организаций

Отраслевые Учреждения ДПО

учреждения ДПО вузов

Дополнительные образовательные программыг дополнительного образования взрослыыс и детей

Дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования

Дополнительные образовательные программы начального профессионального образования

Дополнительные образовательные программы выгсшего профессионального образования

ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

12 Высшее образование в России • № 2, 2003

седания Координационного совета Российской Федерации по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов. Такое выездное заседание с повесткой «О развитии кадрового потенциала в Республике Татарстан и задачах системы дополнительного профессионального образования» состоялось 18-19 декабря 2002 года.

На заседании Координационного совета было заслушано 15 докладов и сообщений, во время дискуссии состоялся обстоятельный обмен мнениями по состоянию и перспективам развития дополнительного профессионального образования в России и в Татарстане.

Положительно оценив опыт республики в сфере дополнительного профессионального образования, Координационный совет принял развернутое решение, предусматривающее проведение в 2003 году в г. Казани Всероссийского совещания по дополнительному профессиональному образованию.

Особенно значимым, на наш взгляд, является обращение Координационного совета к Минобразования России совместно с Консультативной группой рассмотреть вопрос о придании системе дополнительного профессионального образования Республики Татарстан статуса федеральной экспериментальной площадки на 2003-2005 гг. и проведении эксперимента для отработки и совершенствования региональной модели системы дополнительного профессионального образования в условиях новой экономики и международных требований к профессиональной мобильности кадров.

Дело в том, что в республике в этом направлении уже сделан важный шаг: решением коллегии Минобразования России от 19 декабря 2000 г. трем ведущим университетам Казани присвоен

статус федеральной экспериментальной площадки «Система университетских комплексов Республики Татарстан». В рамках ФЭП определены также место и функции Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан. Обретение системой дополнительного профессионального образования Республики Татарстан такого статуса дало бы возможность более эффективно подходить к решению наболевших вопросов в данной сфере, особенно при принятии на региональном уровне нормативно-правовых актов, регулирующих отношения образовательных учреждений и работодателей. Актуальность этого связана и с тем, что принятый в трех чтениях Государственной думой и одобренный Советом Федерации проект Федерального Закона «О дополнительном образовании» был отклонен Президентом России, а нормативная база, реализуемая сегодня учреждениями, занимающимися переподготовкой и повышением квалификации кадров, в неполной мере обеспечивает организационно-правовую поддержку деятельности этих структур.

Сейчас перед системой дополнительного профессионального образования Республики Татарстан стоят задачи объединения усилий образовательных учреждений, предприятий и организаций, Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Минобразования Республики Татарстан по обеспечению эффективного функционирования системы переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, скорейшей разработки программы эксперимента и выполнения решений Координационного совета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.