Научная статья на тему 'Решение Всероссийского совещания'

Решение Всероссийского совещания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение Всероссийского совещания»

РЕШЕНИЕ

Всероссийского совещания по проблемам модернизации и развития дополнительного профессионального образования в регионах Российской Федерации

Дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) - это одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории, реализовать принцип «Образование через всю жизнь». Актуальность развития непрерывного образования как новой парадигмы российского образования объясняется все более ускоряющимся объективным процессом устаревания знаний и необходимостью гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка к новым знаниям, умениям и отношениям. Именно в сфере ДПО принцип непрерывности проявляется особенно ярко. Важно отметить, что эта сфера ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики и непроизводственной сфере.

Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования является формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики. Отражением такого подхода является создание во многих регионах России Межотраслевых центров переподготовки и повышения квалификации (далее - МРЦПК) на базе ведущих вузов или специализированных образовательных учреждений ДПО.

Значительные успехи в этой области достигнуты в Республике Татарстан. Здесь развитие системы ДПО осуществляется в рамках единой государственной кадровой политики.

Растет общее число обучаемых: в 2004 году для реального сектора экономики подготовлено около 170 тысяч руководителей

и специалистов (в 2001 году - 110 тысяч), в том числе специалистов нефтяного и нефтехимического комплекса - 9100, машиностроения - 22300, сельского хозяйства -32300, педагогических работников - 25500, медицинских работников - 19500, работников других отраслей - 39900, временно безработных - 4253. Увеличилось количество обучающихся в системе внутрифирменного обучения. Если в 1999 году обучалось 12000 человек, то к 2004 году эта цифра возросла до 65000.

В обеспечении учебного процесса в системе ДПО заняты более 5 тыс. преподавателей, в том числе около 650 профессоров, докторов наук и более 3 тыс. доцентов, кандидатов наук.

Реализуется 12700 программ ДПО по 530 направлениям, из них краткосрочных -5235 (41%), среднесрочных - 6873 (54%), долгосрочных - 592 (4, 6%).

Основная работа по созданию учебнометодического, информационного и других видов обеспечения системы ДПО по реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, по подготовке преподавателей для системы ДПО осуществляется вузами республики, которые имеют разветвленную сеть соответствующих структурных подразделений. Работу в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров осуществляют также образовательные учреждения среднего профессионального образования, негосударственные высшие учебные заведения.

Активизировалась научно-методическая деятельность, направленная на изучение передового опыта, методическую помощь преподавателям и организаторам системы ДПО.

Учрежден специализированный научнопрактический журнал «Служебная лестни-

ца», ежегодно проводятся республиканские выставки «Образование. Карьера» и «Бизнес-салон». Проведены Первая и Вторая республиканские недели образования взрослых.

Идет целенаправленная работа по совершенствованию государственного и общественного управления системой ДПО. Непосредственное участие в управлении ДПО принимают аппарат Президента Республики Татарстан, Кабинет министров Республики Татарстан, министерство образования и науки Республики Татарстан, министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, Советы ректоров вузов и директоров ссузов, отраслевые министерства, главы администраций городов и районов.

Определяющую роль в интеграции системы ДПО с реальным сектором экономики играет Межведомственная комиссия по кадровой политике Республики Татарстан. МВК было принято решение об экспертизе образовательных программ ДПО и формировании Экспертного совета МВК из числа ведущих ученых, промышленников, работников министерств в целях обязательной экспертизы образовательных программ ДПО и постлицензионного контроля качества реализуемых программ ДПО.

Исполнительной подсистемой системы ДПО является Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (МРЦПК РТ), созданный Министерством образования РФ и Советом ректоров вузов Республики Татарстан в 1998 г. на базе структурных подразделений ДПО государственных вузов. В 2001 г. МРЦПК РТ аккредитован министерством экономики и промышленности республики в качестве общественно-госу-

дарственного органа управления ДПО по реализации дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования.

Большое внимание в республике уделяется организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров на муниципальном уровне. В городах и районах образованы Координационные советы ДПО. Разработаны муниципальные программы развития дополнительного профессионального образования, осуществляется мониторинг качества образовательных услуг.

Отличительными чертами системы ДПО в Республике Татарстан стали системный подход, активное участие различных типов образовательных учреждений и поддержка органов государственной власти республики. В республике достигнуто понимание того, что должна быть выстроена цепочка: рост объемов производства - повышение качества продукции - наличие соответствующего этим задачам персонала. Взят курс на инновационную модель развития, сформированы приоритетные направления инновационной политики.

Благодаря успешному развитию ДПО в административно-территориальных единицах республики возникает структура более высокого уровня - научно-образовательный кластер.

Федеральный эксперимент, начатый в республике в 2003 году по предложению Координационного совета по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов Российской Федерации, во многом способствует решению актуальных вопросов в данной сфере и принятию на региональном уровне необходимых нормативных правовых актов, регулирующих отношения образовательных учреждений и работодателей по повышению квалификации персонала, последовательному решению вопросов многоканального финансирования системы ДПО.

В ходе эксперимента приняты два постановления Кабинета министров Республики Татарстан - «Об участии предприятий и учреждений Республики Татарстан в эксперименте по разработке региональной модели системы ДПО» (от 4.03.2004 №100) и «О государственном заказе на образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан» (от 24.02.2004 № 85). Обсуждается проект закона Республики Татарстан «О дополнительном профессиональном образовании».

Образовательные учреждения среднего, высшего и дополнительного профессионального образования региона активно включились в работу по проведению эксперимента. Разрабатываются образовательные программы ДПО с учетом конкретных потребностей заказчиков - предприятий, организаций, органов государственной власти, обучающихся. Многообразие программ, разные направления и формы обучения позволяют всем образовательным учреждениям системы ДПО найти своего потребителя в условиях нормальной конкуренции в сфере образования.

Сегодня в республике сложилась эффективная система ДПО, позволяющая решать задачи повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров на высоком качественном уровне. Вместе с тем имеются нерешенные проблемы, сдерживающие ее дальнейшее развитие.

Из-за отсутствия федерального закона, регулирующего отношения в сфере ДПО, остаются нерешенными вопросы формирования комплексной системы управления качеством учебного процесса в сфере ДПО, развития механизма лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений дополнительного профессионального образования, разработки государственных стандартов и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся, организации научных и учебнометодических центров, школ, экспериментальных площадок в системе дополнительного профессионального образования.

Нуждается в развитии информационное обеспечение системы ДПО, в том числе создание единой телекоммуникационной среды.

Необходимо совершенствовать методологическую и психолого-педагогическую подготовку преподавателей, определить источники ее финансирования, развивать связи региональных, российских и зарубежных учреждений ДПО. Деятельность МРЦПК Республики Татарстан также предполагает организационную, финансовую и материально-техническую поддержку органов государственной власти.

Медленно формируются альтернативные источники внебюджетного финансирования ДПО, в том числе путем банковского кредитования, введения образовательных чеков и др.

Решение данных проблем возможно в ходе дальнейшей реализации программы эксперимента и его продолжения.

С учетом вышеизложенного участники совещания решили:

1. Одобрить опыт Республики Татарстан и признать успешными первые результаты федерального эксперимента в республике по созданию и развитию региональной модели системы дополнительного профессионального образования, базирующейся на инновационных организационных и образовательных технологиях и обеспечивающей интеграцию образования, науки и производства.

Рекомендовать продолжить эксперимент в Республике Татарстан по следующим ключевым направлениям:

■ формирование научно-образовательных кластеров;

■ развитие проектного управления;

■ развитие системы ДПО по инновационному типу;

■ создание открытых систем обучения;

■ формирование личностно-ориентированных подходов;

■ обеспечение кадрового сопровождения программ социально-экономического развития городов и районов республики, отраслей экономики, отдельных предприятий.

2. Просить Правительство Российской Федерации, комитет Государственной думы Российской Федерации по образованию и науке, Минобрнауки Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации форсировать решение вопроса о законодательном и финансовом обеспечении образовательных программ ДПО.

3. Считать создание и развитие региональных систем ДПО одним из приоритетных направлений модернизации российского образования. Рекомендовать конкурсным комиссиям ведомственных научных программ поддерживать проекты, связанные с реализацией концепции непрерывного образования, направленные на обеспечение качества образования в системе ДПО и развитие социального партнерства в этой сфере.

4. Рекомендовать Федеральному агентству по образованию развивать практику федеральных экспериментов в сфере ДПО в целях отработки инновационных механизмов взаимодействия заинтересованных субъектов и многоканальногофинансирования программ ДПО, распространения положительного опыта, формирования системы качества ДПО и общественно-государственной аттестации образовательных учреждений ДПО.

5. Рекомендовать органам исполни-

тельной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления, вузам и ссу-зам развивать взаимодействие и сотрудничество центров занятости студентов с образовательными учреждениями и подразделениями ДПО.

6. Одобрить создание профессиональных ассоциаций, союзов и других общественных объединений учреждений и подразделений ДПО.

7. Рекомендовать распространение журнала «Дополнительное профессиональное образование» силами работников системы ДПО и обмен опытом на его страницах.

8. Просить Кабинет министров Республики Татарстан принять в рамках эксперимента постановления:

■ «О поддержке инициативы министерства образования и науки Республики Татарстан, министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, образовательного сообщества и МРЦПК РТ по созданию научно-образовательных кластеров в базовых отраслях экономики Республики Татарстан»;

■ «О финансировании инновационных образовательных проектов профессиональной переподготовки преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, занятых в сфере дополнительного профессионального образования»;

■ «О Межотраслевом региональном центре профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (МРЦПК РТ)», предусматривающее его финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение.

9. Просить редакции журналов «Высшее образование в России» и «Дополнительное профессиональное образование», газеты «Поиск» и администрацию портала ДПО распространить информацию о совещании и настоящее решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.