Научная статья на тему '120 лет по пути исследований и инноваций'

120 лет по пути исследований и инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконов Герман Сергеевич

В июне 1890 г. в Казани возникло единственное в регионе промышленное училище колыбель химико-технического образования в Поволжье и России, «прародитель» Казанского государственного технологического университета. Из училища в дальнейшем вырос политехнический институт, ставший в 1930 г. Казанским химико-технологическим. В 1992 г. КХТИ получил статус технологического университета, а в 2010 г. Национального исследовательского университета химии и технологии перспективных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «120 лет по пути исследований и инноваций»

г.с. дьяконов, профессор, 120 лет по пути

Казанский государственный ИсследОВаНИЙ

технологический университет И ИННОВаЦИЙ

В июне 1890 г. в Казани возникло единственное в регионе промышленное училище - колыбель химико-технического образования в Поволжье и России, «прародитель » Казанского государственного технологического университета. Из училища в дальнейшем вырос политехнический институт, ставший в 1930 г. Казанским химико-технологическим. В1992 г. КХТИ получил статус технологического университета, а в 2010 г. - Национального исследовательского университета химии и технологии перспективных материалов.

За годы своей славной истории КГТУ превратился в один из ведущих научно-образовательных центров России. Кроме того, история вуза - это история ста-

та - единственного в России в области химической технологии.

Сегодня КГТУ - активный участник социально-экономических преобразований в Республике Татарстан, лидер в сфере инноваций в регионе и России.

новления и развития в регионе и стране целого ряда промышленных отраслей. Накопленный опыт, богатые традиции, известные научные школы, квалифицированный профессорско-преподавательский состав, высокие достижения во всех сферах позволили вузу приобрести в апреле 2010 года статус Национального исследовательского университе-

Точки роста НИУ КГТУ

Статус национального исследовательского университета многое дает, но и ко многому обязывает. Средства, которые выделяются нашему универ-

Только факты

Единый учебно-научно-инновационный комплекс КГТУ объединяет 15 учебных и научно-исследовательских институтов, 3 филиала, технологический колледж, 3 научно-производственных полигона, технопарк, инновационный пояс малых предприятий.

В КГТУ реализуются 134 направления и специальности подготовки, из них 81 специальность высшего профессионального образования, 32 направления бакалавриата и 21 направление магистратуры. В вузе обучается около 27 тыс. студентов из России и зарубежных стран.

В КГТУ работают 300 докторов наук и более 800 кандидатов наук. Успешно функционирует аспирантура по 56 научным специальностям, докторантура по 3 направлениям (10 специальностям). В 13 диссертационных советах ежегодно защищается около 30 докторских и свыше 100 кандидатских диссертаций.

По данным мониторинга Рособразования за 2009 г., КГТУ входит в число лидеров технологических вузов России и по абсолютным, и по относительным показателям. По оценке независимых экспертных организаций, по 13 специальностям университет занимает 1-е место в России. Из них по пяти технологическим специальностям КГТУ лидирует уже в течение 6 лет.

ситету, будут вложены в будущее, поскольку направляются на улучшение оснащенности научным и научно-производственным оборудованием, в целом на повышение качества и увеличение объема научных исследований. Мы ориентируемся на внедрение и коммерциализацию наших научных разработок, а также на омоложение кадров науки и высшего образования. Все это заложено в нашей комплексной программе развития как научно-исследовательского университета, и мы берем на себя обязательства эту программу выполнить.

Если говорить предметно, то в ней отражена главная задача, поставленная Правительством РФ перед нефтехимической отраслью, - глубокая переработка нефти. В ближайшее десятилетие в нашем университете получат самое мощное развитие пять научных

- направлений, и все они базируются на новейших разработках ученых КГТУ. Это химия и технология полимерных и композиционных материалов, химия и технология энергонасыщенных материалов, комплексное освоение ресурсов углеводородного сырья, нанотехнологии и наноматериалы, энергоресурсосберегающие технологии перспективных материалов. Это гидроизоляционные и антикоррозийные материалы, пластики для автомобиле-, авиа-, машиностроения, биоприсадки к топливам, каталитические очистители. Это перспективные виды топлив для ракет и космических аппаратов, пиротехнические составы и многое-многое другое. Среди наших разработок, к примеру, «зеленые» шины - экологически чистые покрышки, в производстве которых используется не сажа, а двуокись кремния.

Впервые в России

Уже многие годы университет стремится обеспечить единый цикл иссле-

дований и инноваций - от фундаментальной науки до организации производства, параллельно с непрерывной подготовкой кадров. В условиях интеграции вузовской и академической науки создается реальная возможность проведения совместных фундаментальных и прикладных научных исследований - от поиска и разработки технологий нового поколения до серийного производства продукции и использования полученных результатов непосредственно в учебном процессе.

Наш университет оказался, пожалуй, первым среди российских вузов, готовым к реализации этой идеи. С 1992 г. деятельность КГТУ была подчинена целям инновационного развития. Поэтому мы так часто произносим фразу «впервые в России...». Это относится, например, к таким важным вехам в истории университета, как создание Совета попечителей и организация Ассоциации выпускников КГТУ. Сегодня они играют исключительно важную роль в жизни вуза и региона. Другой пример - подготовка специа-

листов двойной компетенции, владеющих двумя специальностями (например, инженер-переводчик).

Вуз неоднократно выступал с различными инициативами по решению социально-экономических проблем региона. Одна из наших новаторских идей - кооперация образовательных учреждений, научных организаций и предприятий. В результате в состав КГТУ вошли научно-исследовательский и проектный институты, колледж, а в качестве соучредителя выступили Правительство РФ и Правительство РТ. Так возник первый в регионе университетский учебно-научно-производственный комплекс (УНИК), который начал активно влиять на экономику не только республики, но и всей страны. Учитывая положительный опыт университета, Минобрнауки РФ придало КГТУ статус федеральной экспериментальной площадки, где студенты приобретают опыт конкретной практической деятельности в период практики и работы над дипломом без отрыва от обучения в ведущих НИИ и на предприятиях отрасли.

Образование через всю жизнь

За последние десятилетия в университете создана интегрированная система непрерывного образования, обеспечивающая подготовку кадров и обучение по всем уровням, включая довузовский.

Университет активно участвует в Болонском процессе и расширяет направления двухуровневой подготовки. Еще в 1996 г., одним из первых в России, университет получил лицензию на реализацию магистерских программ по трем профильным для вуза направлениям. За 14 лет существования магистратуры прием на эти программы увеличился в 11 раз, а их количество выросло до 58.

КГТУ является одним из базовых ву-

зов по разработке федеральных стандартов третьего поколения по направлению «Химическая технология», а также соисполнителем федерального проекта «Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 годы.

Успехи вуза во многом определяются стратегией преемственности научных и педагогических кадров, а также масштабной творческой работой с будущими абитуриентами и одаренными детьми, которая проводится Институтом развития непрерывного образования и всеми факультетами университета.

ИДПО КГТУ - бренд и реальность

Широкомасштабную послевузовскую подготовку осуществляет Институт дополнительного профессионального образования КГТУ, которому присвоены статус и функции Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов (МРЦПК). Сегодня в активе ИДПО КГТУ около тысячи программ переподготовки и повышения квалификации в области машиностроения, химической и нефтехимической технологии, биотехнологии, экологии, пищевой и легкой промышленности, социальноэкономических наук, а сам институт является признанным российским центром дополнительного профобразования. Реализуются также программы для научно-педагогических работников, руководителей и специалистов, студентов и школьников, а также программы второго высшего профессионального образования.

В структуре ИДПО (МРЦПК) - более 30 подразделений: высшие школы и

факультеты, отраслевые филиалы, представительства и зональные центры. В его работе задействовано более 5 тыс. преподавателей, в том числе 600 профессоров, докторов наук и более 3 тыс. доцентов. Показательно, что в 2009 г., благодаря гибкой образовательной поли тике, разнообразию программ, разумному ценообразованию и умелому менеджменту, мы почти не ощутили снижения числа обучающихся.

Одно из «старейших» подразделений ИДПО - Центр подготовки и повышения квалификации преподавателей (ЦППКП), это самый крупный в России центр инженерной педагогики. С 2009 г. ЦППКП КГТУ является представителем уполномоченного вуза Рособразования (РГПУ им. А.И. Герцена) в Приволжском федеральном округе по психоло-го-педагогическим направлениям повышения квалификации. Центр также является полномочным представителем РТ и Минобороны России по профессиональной переподготовке и повышению квалификации военнослужащих, в том числе увольняемых в запас. На правах отдела ГУВР МО РФ Центр осуществляет переподготовку и повышение квалификации военнослужащих силовых министерств РФ в ПрУВО.

С 1996 г. здесь функционируют докторантура, аспирантура и диссертационный совет по специальностям «Теория и методика обучения химии» и «Теория и методика профессионального образования».

Особое внимание уделяется разнообразию дополнительных образовательных программ для студентов. В основном они реализуются в рамках другого «столпа»

ИДПО - факультета дополнительного образования (ФДО). Программы дополнительного

профессионального образования охватывают практически все направления подготовки в университете и могут осваиваться в несколько этапов в период получения основного высшего образования, причем как на внебюджетной основе, так и за счет средств вуза. По выбору студента это может быть дополнительная языковая, естественно-математическая, социогума-нитарная, инженерно-техническая подготовка.

Занятия проходят по вечерам, в свободное от основных занятий время. Каждый этап завершается выдачей соответствующего документа (сертификат, удостоверение, диплом КГТУ, государственный диплом о профессиональной переподготовке). Всего на ФДО реализуется свыше 40 таких программ длительностью от одного до восьми семестров. Этой формой в вузе ежегодно охвачено более 3 тыс. человек.

Научный подход

Высококвалифицированные педагоги и научные работники, сложивши-

еся научные школы - это достояние и гордость университета. В вузе сохранились и получили дальнейшее развитие всемирно известные казанские школы химиков и механиков, сформировались новые научные школы в таких областях, как технологии нефтехимических производств, синтетического каучука, полимеров, биотехнологии, тепло- и массообмен, охрана окружающей среды, информационные технологии, химия элементоорганических соединений, спецхимия и спецтехно-логия, социально-экономические, политические и философские проблемы, психолого-педагогические основы высшего технического образования и др. Для выполнения научных исследований в университете создан ряд НОЦ совместно с институтами РАН.

О результативности разработок наших ученых свидетельствует тот факт, что ежегодно ими выполняется не менее 20 научных исследований в рамках грантов РФФИ и международных фондов (^ТС и т.д.). Кроме того, университет стал победителем в конкурсе грантов ФЦП на 2007-2012 гг., полученные средства направлены на оснащение Центра коллективного пользования научным оборудованием в области получения и исследования наночастиц. А в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в 2009 г. КГТУ заключил с Рособразованием и Росна-укой 10 госконтрактов.

Для получения новых наукоемких материалов и изделий в КГТУ разрабатываются новейшие энергосберегающие и энергоэффективные технологии. Эти наукоемкие классы продуктов востребованы отечественным рынком по основным приоритетным направлениям развития экономики (космос, ядерные, медицинские технологии, стратегические информационные технологии).

На протяжении ряда лет в университете успешно функционируют научно-технические центры: «Химия и нефтехимия», центр по разработке эластомеров, «Новые технологии», «Панхимтех», НИИ «Спецкаучук» и технопарк. Инновационно-прикладной центр «Наноматериалы и нанотехнологии» создан для коммерциализации научных разработок, доведения их до уровня технологий и проектирования производств.

Связь с миром

Поскольку мы стремимся стать университетом международного уровня, интеграция в мировое образовательное пространство - для нас задача первостепенная. Многое уже сделано. Мы развиваем разнопрофильную международную деятельность: выполняем стабильный госзаказ на подготовку специалистов из зарубежных стран, обучаем иностранных граждан (в 2009 г. их контингент составил 530 человек из 31 страны мира), реализуем совместные образовательные программы с Ляонинским нефтехимическим университетом (Китай), Университетом Бергена (Норвегия), участвуем во многих международных проектах, таких как «Темпус», «DAAD» и др. Ежегодно более 70 человек выезжают за границу по международному академическому обмену. Вообще же на основе прямых договоров мы сотрудничаем с 41 научно-образовательным учреждением из 20 стран мира, привлекаем к проведению занятий и ведущих ученых мира. Например, осенью 2009 г. лекции нашим студентам читал профессор Оксфордского университета Питер Эткинз - видный специалист в области физической химии. Он стал еще одним почетным доктором нашего университета - наряду с такими всемирно известными учеными, как исполнительный вице-президент акаде-

мии наук Китая Бай Чунли, президент ШРАС Джин Джунг Ил (Республика Корея), Кристен Лейв Сиднес (Норвегия), Гжива Эдвард (Польша), Оле Хас-сагеру (Дания) и другие.

Сильное звено

Тесная связь с промышленными предприятиями России и Татарстана -визитная карточка нашего вуза. Это дает вузу неоспоримые преимущества как в области подготовки и переподготовки кадров, так и в разработке и проектировании новых технологий. Кроме того, уже 18 лет в университете действует Совет попечителей, в состав которого входят более ста руководителей крупнейших промышленных предприятий страны. Совет попечителей активно содействует вузу в решении вопросов совершенствования системы подготовки инженерных кадров, контроля качества образования и обеспечения сбалансированного распределения специалистов.

КГТУ - крупнейший образовательный и научный комплекс нового типа, который принимает самое непосредственное участие в реализации важнейших инвестиционных проектов в области химии и нефтехимии. Примеров тому множество. Университет принимает деятельное участие практически во всех крупных высокотехнологичных инвестиционных проектах Татарстана последних лет: в строительстве завода минеральных удобрений ОАО «Аммоний» в Менделеевске и комплекса нефтеперерабатывающих предприятий ОАО «Танеко» в Нижнекамске, в создании нефтехимического консорциума под эгидой ОАО «Татнефть», индустриального парка высоких технологий

«Химград» в Казани, а также в реализации комплексной программы госкорпорации «РОСНАНО» по развитию нанотехнологий в Республике Татарстан.

Мы реализуем многочисленные научно-технические программы и хозяйственные договора с такими гигантами химии и нефтехимии, как ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Татнефть», ОАО «Тасма-холдинг» и др. Кроме того, среди стратегических партнеров КГТУ и российские гиганты нефтегазохимического комплекса: ОАО «Газпром», ОАО «СИБУР-холдинг», ОАО «Лукойл», крупнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса. Стратегическими партнерами университета являются также учреждения РАН, органы исполнительной власти, отраслевые НИИ, государственные корпорации.

Надо сказать, что в таком сотрудничестве заложен обоюдный интерес. Достижения научных школ КГТУ позволяют решать многие прикладные проблемы развития различных отраслей промышленности, поэтому наши партнеры выступают основными заказчиками и потребителями научных результатов. Нельзя забывать и о кадрах, подготовленных в вузе. Уже сегодня потребность машиностроительной, хи-

мической и нефтехимической отраслей в специалистах, оканчивающих КГТУ, расписана на годы вперед. Ежегодно вуз трудоустраивает до 97-98% выпускников, заявки от предприятий на 30% превышают число наших выпускников.

Технологии будущего

Традиционные образовательные и научные направления деятельности университета сегодня дополняются активной работой по передаче новых технологий в промышленность и бизнес. Этот процесс осуществляется через реализуемую в вузе модель проектно-деятельностного образования, позволяющую готовить специалистов, необходимых конкретным предприятиям под конкретную задачу. Для этих целей в КГТУ создан Корпоративный университет.

Сущность проектно-деятельностного образования заключается в освоении студентами способов профессиональной деятельности через активное участие в разработке и реализации научно-технических и социально-экономических проектов в рамках стратегического партнерства вуза, государства, промышленности, научных организаций, малого и среднего бизнеса. Начиная с третьего курса, команда студентов уже во время учебы выполняет производственный или бизнес-проект, финансируемый конкретным заказчиком. При таком подходе студент имеет возможность дополнительного заработка и, что самое важное, лучше ориентируется в предстоящей профессиональной деятельности, сокращая срок адаптации на предприятии.

Развитию проектного образования в КГТУ способствуют такие факторы, как победа проекта Республики Татарстан по нефтепереработке в конкурсе инвестиционных проектов Г. Грефа и создание в республике с участием КГТУ в рамках федерального конкурса технопарков в сфере высоких технологий.

Основной базой разработок КГТУ становятся федеральный технопарк «Идея» и технопарк в области высоких технологий «Химград». Технопарк «Идея», созданный на базе Инвестиционно-производственного технопарка, является центром коммерциализации наукоемких разработок, ключевой и системообразующей структурой, отвечающей за реализацию инновационного развития Татарстана. Работа технопарка в области высоких технологий «Химград» строится в тесном взаимодействии с Правительством РТ, Инвестиционно-венчурным фондом, Российским фондом содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере, Министерством образования и науки РФ, вузами, научными организациями. В индустриальном парке высоких технологий «Химград» технологическим университетом спроектирован комплекс пилотных установок для апробации новых химических технологий и получения опытных партий продуктов и материалов. В настоящее время уже подготовлено более 100 проектов по химии и нефтехимии, суб- и сверхкрити-ческим технологиям, нанотехнологиям и наноматериалам. Это обеспечивает интерес компаний-партнеров и работодателей к содержанию и организации образовательной деятельности и, соответственно, их поддержку - в зависимости от удовлетворенности результатом. На площадях федерального парка высоких технологий «Хим-град» будут реализованы основные принципы проектно-деятельностной подготовки студентов КГТУ.

Успеху нашей модели практикоориентированного образования способствует наличие собственной научно-производственной базы. Это опытные полигоны и бизнес-инкубаторы КГТУ, где теория отрабатывается на практике. Например, бизнес-инкуба-

тор «Поволжский инновационно-технологический центр легкой промышленности» и учебно-лабораторный комплекс «Болан» осуществляют выпуск продукции из химических волокон. Здесь размещены шесть малых предприятий, в работе которых участвуют студенты, преподаватели, аспиранты и докторанты.

Научно-промышленный полигон «Искра» площадью более 8000 кв. м включает комплекс пилотных установок, позволяющих освоить выпуск новой продукции за счет внедрения разработанных в КГТУ технологий. Здесь происходит опытно-технологическая отработка новейших крупнотоннажных процессов и выпуск мелкосерийной наукоемкой продукции по 15 инновационным проектам, касающимся производства и переработки полимеров, переработки и утилизации промышленных отходов, плазменной обработки материалов, производства лаков и красок.

Специализированный учебно-научный исследовательский центр «Остров » площадью 381 га предназначен для проведения учебных, исследовательских и опытно-конструкторских работ с энергонасыщенными материалами и изделиями. Он обладает необходимой инфраструктурой и лицензиями, что позволяет проводить работы по разработке, утилизации и расснаряжению боеприпасов и военной техники.

Надо сказать, что знания и навыки, полученные студентами и аспирантами в результате такого соединения теории и практики, позволяют нашим выпускникам работать творчески, инициативно - об этом свидетельствуют многочисленные отзывы, которые мы получаем от работодателей.

Стратегия развития

Целям инновационного развития подчинена вся деятельность университета. А грамотно реализовывать эти

цели позволяет принятая вузом Стратегия развития в качестве исследовательского университета до 2020 г. Коллектив вуза берет на себя обязательство способствовать формированию и поддержанию внутренних и внешних условий, благоприятных для достижения Россией необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. Конкретно

- через участие университета в определении и реализации политики развития химического комплекса страны. Это и есть, как принято сейчас говорить, наша миссия перед обществом и будущими поколениями. А вся перспективная и текущая деятельность вуза строится на основе программно-целевого подхода.

В программном документе определены и задачи вуза по целевой подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, по выполнению научных исследований и разработок мирового уровня, реализации эффективных принципов и форм интеграции науки, образования и бизнеса. Таким образом, одной из главных наших задач является на сегодня подготовка специалистов мирового уровня, способных работать на передовых производственных линиях, комплексно сочетая исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность.

В наших планах - создание на базе университета инжинирингового центра, объединяющего ведущие научные школы, лаборатории вуза, проектный институт, производственные полигоны и технопарки, научно-образовательные центры с ведущими институтами РАН и крупными предприятиями отрасли.

В Стратегии развития вуза четко сформулирован наш принцип: университет - основа инновационного развития. Сегодня мы являемся свидетелями того, как он последовательно воплощается в жизнь. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.