Научная статья на тему 'Университет в структуре образовательного кластера (интервью с ректором кгту Г. С. Дьяконовым)'

Университет в структуре образовательного кластера (интервью с ректором кгту Г. С. Дьяконовым) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет в структуре образовательного кластера (интервью с ректором кгту Г. С. Дьяконовым)»

Казанский государственный технологический университет создан в 1992 г. на базе химико-технологического института - одного из центров отечественного инженерного химического образования, берущего свое начало с первого в России промышленного училища, учрежденного в 1890 г.

КГТУ сегодня - это 14 учебных и научно-исследовательских институтов, два филиала - Бугульминский (Республика Татарстан) и Волжский (Республика Марий Эл), около 100 направлений и специальностей, дневная, вечерняя и заочная формы обучения, выпуск бакалавров, инженеров, магистров, подготовка специалистов на двуязычной основе (русском и татарском языках), около 30 тысяч обучающихся из России и зарубежных стран, более 800 аспирантов, 100 докторантов, более 300 профессоров и докторов наук, факультет военного обучения, семь высших школ, работающих на разные отрасли экономики и регионы страны.

Научная деятельность представлена признанными научными школами, ведущими исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники. Для производства опытных партий изделий, отработки технологий и коммерциализации разработок с участием студентов, аспирантов и докторантов создан научно-производственный парк, включающий бизнес-инкубаторы, инновационные полигоны, центр трансфера технологий. КГТУ является головным разработчиком и соисполнителем целого ряда федеральных и региональных программ в области химии и химической технологии.

КГТУ является ведущим вузом нефтегазохимического образовательного кластера и образовательного кластера легкой промышленности региона, интегрируя начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование и инновационную деятельность Республики Татарстан.

Достижения КГТУ за последние годы отмечены Государственными премиями

России и Татарстана в области науки и техники. По данным Минобрнауки России, по итогам 2007 г. ГТУ занимает 14-е место в рейтинге технических вузов страны.

Накопленный теоретический и практический опыт работы КГТУ в области высшего профессионального образования послужил основанием для включения университета в число четырех вузов - соисполнителей федерального проекта «Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России » в рамках Федеральной целевой программы развития образования (2006-2010 гг.).

КГТУ является базовым вузом по разработке образовательной программы для бакалавров и магистров по направлению «Химическая технология », что свидетельствует о лидирующих позициях вуза в области инженерно-химического образования.

В июне 2007 г. на общем собрании трудового коллектива ректором Казанского государственного технологического университета был избран доктор химических наук профессор Г.С. Дьяконов. Члены редколлегии и сотрудники редакции журнала «Высшее образование в России» от всей души желают Герману Сергеевичу творческих успехов на этом многотрудном поприще....

- Герман Сергеевич, в вашем вузе реализуется концепция инновационного образования, направленная на подготовку поколения профессионалов мирового уровня, способных комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность. Как вы пришли к необходимости разработки этой концепции?

- Наш университет, как и все российское образование, обеспокоен проблемой обеспечения его конкурентоспособности. Один из путей решения ее видится в соединении проектной и образовательной деятельности студентов, что позволит выпускнику реально владеть различными конкретными способами деятельности, а не «знаниями о способах», которыми вооружало его наше прежнее образование. Не случайно спрос на наших выпускников значительно (на 20%) превышает предложение.

Мировой и отечественный опыт показывает, что наиболее эффективное образование дает сегодня корпоративное учебное заведение, интегрирующее интересы науки, образования и бизнес-сообщества в целях общественно-государственного управления и контроля над качеством образования, обеспечения сбалансированного распределения специалистов и подготовки их по востребованным экономикой направлениям. КГТУ уже сегодня реализует около 100 направлений и специальностей высшего профессионального образования и 45 программ послевузовского обучения. Однако для более эффективного обеспечения инновационного развития приоритетного для нашего региона нефтегазохимического кластера, ориентированного на глубокую переработку углеводородов, университет усиливает проектно-деятельностную составляющую образовательного процесса.

В настоящее время в университете есть все необходимое для реализации полного инновационного цикла: образование, наука, проектная деятельность, сеть собственных производств.

- В чем суть модели проектно-деятельностного образования?

- Исходя из опыта и разработок отечественных и зарубежных специалистов в области «образования через действие », Ученым советом университета утверждена концепция высшего профессионального образования, основанная на проектном и деятельностном

подходах. Ее суть заключается в освоении студентами способов профессиональной деятельности через их активное участие в разработке и реализации научно-технических, социально-экономических проектов на основе стратегического партнерства вуза, государства, промышленности, научных организаций, малого и среднего бизнеса. Реализация идеи проектно-деятельностного образования решает проблему сопряжения социального заказа и содержания образования, обеспечивает студентам надлежащую профессиональную компетентность. Т акой подход органично сочетается с традиционной установкой отечественного высшего технического образования на фундаментальность подготовки и навыки самообучения, задает возможности дальнейшей специализации в целях эффективной профессиональной деятельности.

- Как эта модель реализуется на практике?

- В прошлом году Республика Татарстан при участии инновационно-производственного технопарка «Идея», КГТУ и других вузов выиграла федеральный грант на создание технопарка в области высоких технологий. В настоящее время в Казани на основе промышленных площадей ОАО «Тасма» в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева создается индустриальный парк в области химических и нефтехимических технологий «Химград». Активным субъектом технополиса «Химград» выступает корпоративный университет на правах института КГТУ, по сути представляющий собой инжиниринговый центр, занимающийся созданием и тиражированием новых технологий в области химии, нефтехимии, переработки полимеров. На базе «Химграда » создается центр коллективного пользования пилотными установками, в котором будут реализовываться инновационные проекты и образовательные программы.

Целью стратегического развития КГТУ является инженерно-техническое, кадровое и управленческое обеспечение развития нефтегазохимического кластера и другие приоритеты страны и нашей республики. В процессе работы над проектами студенты должны иметь возможность, например, в рамках магистерской программы разработать бизнес-план, организационную структуру, нормативные документы, необходимые для открытия венчурного предприятия, а также апробировать ихчерез технопарки бизнес-инкубатор. Все это, наряду с концептуальной проработкой научных основ нового бизнеса и его технологическими составляющими, будет представлено в выпускной квалификационной работе магистра или бакалавра.

При этом решается ряд задач, важнейшей из которых является подготовка и переподготовка высококвалифицированных инновационно ориентированных кадров, имеющих опыт работы на современном высокотехнологичном оборудовании. Предполагается также организация обучения и повышения квалификации специалистов,

работающих в данной и смежной отраслях, а также осуществление совместных научнообразовательных проектов с ведущими предприятиями РФ.

Существенным фактором в реализации выбранной модели образования является наличие Совета попечителей университета в составе 102 генеральных директоров предприятий РФ и РТ. Совет уже более 15 лет решает вопросы обеспечения сбалансированного распределения специалистов и подготовки их по актуальным для экономики направлениям.

Предприятия, чьи руководители входят в Совет попечителей, одновременно являются соучредителями специальностей в КГТУ и основными потребителями выпускников университета. При участии Совета на кафедрах вуза создано 56 базовых лабораторий. Объем средств, переданных на их оборудование, только в 2006 г. составил 70 млн. рублей.

- Российские вузы вскоре переходят на Федеральные государственные образовательные стандарты. На Ваш взгляд, с чем это связано?

- Неадекватность традиционно-классической образовательной парадигмы в условиях современного российского общества проявляет себя в противоречиях отечественной образовательной практики. Базовым, на наш взгляд, является противоречие между традиционным продуктом университетского образования (знания, умения, навыки, учебный опыт деятельности) и требованиями подготовки специалистов, подготовленных к реальной проектной деятельности в условиях инновационной экономики. Современное высшее профессиональное образование должно быть ориентировано главным образом на овладение способами действия (компетенциями). Поэтому новые стандарты направлены на четкое видение результата образовательного процесса в виде профессиональных компетенций.

Именно такое видение легло в основу разработки стандарта третьего поколения по направлению «Химическая технология », которое мы осуществляем в составе нашего УМО. С 1 сентября 2008 г. наши абитуриенты по данному направлению уже будут поступать на образовательную программу бакалавриата. В течение первого года работы в проекте уже выполнен целый ряд задач: разработана типовая образовательная программа по направлению «Химическая технология », определен перечень нормативных документов и учебнометодических материалов, регламентирующих реализацию образовательной программы.

Принципиальным требованием новых стандартов является усиление взаимодействия высшей школы с рынками труда, с многообразными социальными партнерами. Практика свидетельствует, что связи разработчиков ФГОС ВПО (и образовательных программ) с работодателями могут быть налажены на многих уровнях с огромным разнообразием форм, способов и методов (посредством организации конференций и семинаров, установления личных связей, заключения совместных соглашений, проведения мониторинга занятости, осуществления контактов с ассоциациями выпускников и т.д.).

Для выявления компетенций, востребованных на региональном рынке труда, мы инициировали исследование методом экспертного опроса представителей профессионального сообщества Республики Татарстан. Среди прочего у работодателей выяснялось: что они ожидают от выпускников? Как оцениваются ими новые программы по подготовке бакалавров/магистров? Как обычно протекает «вхождение » выпускника «в работу»? Каковы преференции работодателей в отношении профессионального опыта выпускников? Какие компетенции представляются им наиболее важными?

Весьма непростым делом становится ориентация вуза на обеспечение трудоустраива-емости выпускников. Характерным примером решения данной проблемы выступает программа трудоустройства выпускников КГТУ. Ежегодно от предприятий РТ в адрес вуза поступают многочисленные заявки на выпускников, что свидетельствует об их конкурентоспособности. Контакты с выпускниками сохраняются и после их трудоустройства.

Обратная связь помогает нам отслеживать удовлетворенность качеством подготовки как самих выпускников, так и работодателей.

- Насколько тесно вы работаете с ведущими предприятиями профильных отраслей?

- В КГТУ успешно функционирует система взаимодействия с предприятиями и организациями - потребителями выпускников университета. Одним из примеров нашего конструктивного взаимодействия с бизнес-сообществом при подготовке кадров является сотрудничество с ЗАО «Нижнекамский НПЗ », которое осуществляется на основе двусторонних договоров. Ежегодно из Нижнекамской промышленной зоны в университет поступают более 300 абитуриентов. Например, на основе долгосрочного договора о реализации полномочий учредителя за период с 2001 по 2006 гг. в КГТУ от ЗАО НПЗ зачислено 43 человека, в том числе только в 2006 г. 12 человек. Прием в КГТУ абитуриентов от ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ЗАО НПЗ будет продолжен и в дальнейшем. Ежегодно на предприятиях Нижнекамской промышленной зоны проходят все виды практик более 200 студентов 3-5-х курсов университета. В настоящее время ведется работа по созданию учебно-научно-производственного комплекса (УНПК) в составе: КГТУ, ЗАО «Нижнекамский НПЗ », ОАО «Татнефть », Альметьевский политехнический техникум.

Подготовка кадров ведется на основе сопряженных интегрированных учебных планов, структура и содержание которых разрабатываются совместно с предприятием-за-казчиком.

- Разработка и реализация концепции инновационного образования предполагает наличие солидной научно-педагогической базы. Герман Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о научных традициях вашего университета.

- Настоящее достояние и гордость университета - высококвалифицированные педагоги и научные работники, авторитетные научные школы, сильная и активно развивающаяся материальная база. К счастью, в вузе сохранились и получили дальнейшее развитие пользующиеся всемирной известностью казанские школы химиков и механиков, сформировались новые научные школы.

Ученые университета развивают в общей сложности около 40 научных направлений. В университете функционируют 13 диссертационных советов (в том числе 11 докторских), на которых ежегодно защищается до 15 докторских и 100 кандидатских диссертаций. С участием КГТУ на предприятиях нефтехимического комплекса республики, в частности, внедрены технологии производства галобутилкаучука и одноэтапного синтеза изопрена, реконструирован завод синтеза изопрена с увеличением производительности до 150 тыс. тонн в год, реализован ряд других проектов.

- Каковы ваши достижения в области коммерциализации научных разработок ученых вуза?

- С целью коммерциализация результатов исследований и разработок в университете созданы и действуют научно-производственный парк КГТУ, бизнес-инкубатор, инновационные полигоны «Искра » и «Болан », Центр трансфера технологий. На полигоне «Искра» организованы производства ингибирующего пигмента на основе отработанного катализатора, вакуумной сушки пиломатериалов, полимерной основы для изготовления теплопроводящего герметика и т.д. На полигоне «Болан » реализуются процессы обработки мехового и кожевенного сырья и текстильных материалов низкотемпературной плазмой пониженного давления. Внедрение результатов этих разработок осуществляется с участием студентов и аспирантов на шести предприятиях, созданных в бизнес-инкубаторе КГТУ. Все это позволило заметно

нарастить объем научно-исследовательских работ, который в минувшем году достиг 400 млн. рублей.

Университет является главным разработчиком и исполнителем государственной «Программы развития инновационной деятельности Республики Татарстан», а также госзаказа в части химии и химической технологии по программе «Приоритетные направления науки Республики Татарстан», ключевым исполнителем «Программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан», головной научной организацией ряда федеральных программ.

КГТУ - постоянный участник международных программ Европейского сообщества. На его базе созданы ассоциированный центр ЮНЕСКО по микронаучному эксперименту и Шведский центр в Казани.

Включение в состав учредителей Кабинета министров Республики Татарстан и трансформация КГТУ в учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) позволили нам стать активным участником социально-экономических преобразований в республике и лидером в сфере инновационной деятельности в регионе.

- Важным стимулом в активизации научно-образовательного процесса является участие в грантах и проектах. Каковы успехи вуза в этом направлении?

- Мы активно участвуем в конкурсах инновационных проектов и грантов. Так, в прошлом году победителями конкурса «50 лучших инновационных идей Республики Татарстан » стали 13 проектов из КГТУ. В рамках программы инновационных проектов «Идея-1000 » список победителей включает 9 номинантов из нашего вуза. Недавно победителями конкурса «Инновации для устойчивого развития Республики Татарстан », проводившегося Всемирным банком реконструкции и развития, стали четыре наших проекта общей стоимостью более 100 тыс. долларов.

По федеральной программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2006— 2008годы)» университет выполняет работу по темам «Развитие механизмов интеграции научной и образовательной деятельности и интегрированных научно-образовательных структур», «Разработка региональной модели функционирования системы дополнительного профессионального образования Российской Федерации», «Сравнительные исследования социального заказа и содержания двухуровневой системы высшей профессиональной подготовки в странах Европейского союза и в США как путь реализации Болонского процесса в России », «Модернизация профессионального образования в техническом инновационном университете » и другие.

- Одним из перспективных направлений инновационного развития страны является разработка нанотехнологий. Каково участие вашего вуза в реализации этой стратегической задачи?

- Казанский технологический справедливо претендует на лидирующие позиции в развитии инновационных технологий, в том числе и нанотехнологий. В последних числах октября Ученый совет принял важное решение, в соответствии с которым создан Институт нефти, химии и нанотехнологий КГТУ, который будет готовить специалистов не только в области нефти и нефтехимии, но и в сфере нанотехнологий.

Научно-исследовательскими работами теоретического и прикладного характера занимаются на различных кафедрах. Прежде всего это исследования в области синтеза и свойств мицеллярных систем, жидких кристаллов, ультрадисперсных порошков, полимеров, композитов и других наноматериалов.

Проводимые актуальные работы и их успешные, востребованные практикой резуль-

таты позволяют учёным технологического университета получать соответствующее финансовое сопровождение. Вот только несколько примеров.

Казанские ученые-химики получили грант Президента России «Исследования молекулярной и спиновой динамики и роли квантовой когерентности в фотоиндуцируемых процессах, исследование низкоразмерных систем, наноструктур и спиновых кластеров. Развитие физических методов исследования »; грант РФФИ «Жидкокристаллические металлсодержащие системы в дизайне наноорганизованных материалов с улучшенными фотофизическими и магнитными свойствами»; грант Министерства образования и науки РФ и Американского фонда гражданских исследований и развития «Эффективные люминесцентные среды на основе наноорганизованных лиотропными мезофазами ионов лантаноидов».

Сформировавшиеся научные школы и научные направления служат отличным заделом для развития в университете отдельного научного направления «Наноматериалы и нанотехнологии » и подготовки специалистов в этой области.

Экспертиза, проведенная в нынешнем году УМО вузов России, показала, что университет готов к подготовке специалистов по новой специальности. Вуз получил одобрение и разрешение приступить с текущего года к реализации основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов по образовательной программе «Нанотехнология» и специальности «Наноматериалы» со сроком обучения пять лет.

Институт нефти, химии и нанотехнологий КГТУ образован слиянием научно-производственного центра «Панхимтех», научно-технического центра «Химия и нефтехимия», научно-исследовательского института «Спецкаучук» на базе Института нефти и химии КГТУ. Это позволяет наилучшим образом соединить достоинства существующих образовательных и научных направлений с возможностями и перспективами новейших технологий. В состав института органически вошел и Научно-прикладной центр «Наноматериалы и нанотехнологии».

Уже сейчас ясно, что научно-исследовательский инновационно-прикладной центр «Наноматериалы и нанотехнологии» станет одним из ведущих в России по нанотехнологиям и позволит решать важнейшие задачи, которые стоят сегодня перед наукой и производством. Учитывая, что перспективные наработки в области нанотехнологий в университете уже имеются, сегодня без раскачки и траты времени на подготовительный период ученые могут мобилизовать все свои силы и энергию на развитие этих направлений.

- В Республике Татарстан заявлено о создании образовательных кластеров. Насколько такой подход эффективен для развития отечественной системы образования?

- Хочу привести высказывание профессора Гарвардского университета Майкла Портера, которого называют «отцом кластерного развития»: «В современной экономике, особенно в условиях глобализации... на первое место выходят кластеры - системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей». Действительно, кластерный подход оптимален для конкурентного развития республики, поскольку он формирует комплексный взгляд на политику развития, создает ситуацию диалога между основными игроками - правительством, бизнесом, вузами, региональной элитой. В Татарстане уже создано 13 научно-образовательных кластеров.

Первыми шагами по их развитию стали договоры о взаимодействии между властью, бизнесом и образовательными учреждениями всех уровней начиная с профильных классов школ. По существу, создан механизм частно-государственного партнерства, который

позволяет на взаимовыгодных условиях решать проблемы подготовки квалифицированных кадров, находить финансовые источники для развития прикладных научных исследований и разработок, обеспечивать их трансферты в бизнес-среду.

Создание в республике образовательных кластеров направлено на формирование сквозных образовательных стандартов и программ подготовки начального, среднего и высшего профессионального образования, интегрирующих все ступени непрерывного профессионального образования. КГТУ является головным вузом образовательных кластеров в области нефтегазохимии и легкой промышленности.

Кластерный подход позволяет вузу организовать непрерывный образовательный процесс подготовки кадров различной квалификации, увязать образовательные программы различных уровней, разработать учебные планы с сокращенными сроками обучения, обеспечить качественный отбор кадров, обмен преподавателями, эффективно использовать материально-техническую базу учреждений начального производственного образования, КГТУ и базовых предприятий через систему коллективного пользования пилотными установками, тренажерами, лабораторным оборудованием и аудиторным фондом в процессе создания новых технологий, решать совместные фундаментальные и прикладные задачи, выполнять научные проекты в сфере промышленного производства. При этом в процессе обучения наши студенты получают рабочие квалификации: аппаратчика, лаборанта, машиниста технологических машин и установок, слесаря КИП, швеи, водителя-про-фессионала - или дипломы специалистов среднего профессионального образования.

- Как развивается международная деятельность университета?

- В 2005 г. в КГТУ принята комплексная программа развития международной деятельности, которая направлена на создание устойчивого положительного имиджа вуза за рубежом, поддержание его репутации и повышение престижа на общероссийском и международном уровнях, а также на интеграцию университета в мировое научно-образовательное сообщество.

Основными направлениями в этой сфере деятельности являются: подготовка специалистов для зарубежных стран, сотрудничество с зарубежными научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, внешнеэкономическая деятельность, участие в международных образовательных и научных программах и международная академическая мобильность.

Университет включен в официальный перечень образовательных учреждений РФ, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан; имеет стабильный госзаказ на подготовку специалистов для зарубежных стран; ведет подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру.

Контингент иностранных обучающихся на данный момент составляет примерно 250 человек из 25 стран мира. С 2006 г. университет реализует образовательную программу, ведущую к получению дипломов двух университетов - КГТУ и Ляонинского нефтехимического университета (Китай). На базе университета создан Казанский филиал Ассоциации иностранных студентов в России и региональный центр экспертной оценки иностранных документов об образовании Приволжского федерального округа.

В настоящее время КГТУ имеет партнерские связи с 33 университетами, международными организациями и научно-промышленными организациями из 18 стран мира. Ежегодно подразделения университета принимают более 50 иностранных граждан, прибывающих для участия в научных конференциях, ведения образовательной деятельности и выполнения научно-исследовательских программ.

Наш университет является членом Евроазиатско-Тихоокеанской объединенной сети университетов и ассоциированным членом Международного союза теоретической и прикладной химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.