Научная статья на тему 'Казанский технологический: инновационный поиск'

Казанский технологический: инновационный поиск Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казанский технологический: инновационный поиск»

Г. С. ДЬЯКОНОВ, ректор В.Г. ИВАНОВ, руководитель МРЦПК РТ, первый проректор Казанский государственный технологический университет

Казанский государственный технологический университет, имеющий более чем столетнюю историю, является родоначальником высшего политехнического образования в Поволжье. История КГТУ берёт начало с промышленного училища, учрежденного Министерством народного просвещения России ещё в 1890 г. Вузом -Казанским политехническим институтом - это учебное заведение стало в 1919 г., а в 1933 г. он был преобразован в Казанский химико-технологический институт, получивший в 1992 г. статус университета.

Сохраняя и поддерживая блестящие традиции всемирно известной казанской школы химиков и механиков, КГТУ неуклонно развивается в русле стратегии инновационного прорыва. В настоящее время в его состав входят 15 институтов, включая НИИ «Спецкаучук», проектный институт «Союзхим-промпроект», Институт военного обучения (единственный в Поволжском регионе), а также Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО КГТУ), ставший сегодня мощной структурой воспроизводства кадров республиканского уровня, позволяющей каждому человеку за короткие сроки приобрести новую специальность, повысить квалификацию, реализовать потребность в самосовершенствовании и адаптации к меняющимся условиям жизни. В Казанском государственном технологическом университете по 102 направлениям бакалавриата, магистратуры и специали-тета обучаются более 27 тысяч студентов из России и зарубежных стран.

Казанский технологический: инновационный поиск

Согласно данным Федерального агентства по образованию за 2008 г., КГТУ входит в тройку ведущих региональных технологических вузов России - лидеров в области подготовки высококвалифицированных кадров инженерно-химического профиля.

Подлинное достояние и гордость университета - высококвалифицированные педагоги и научные работники, сложившиеся научные школы, сильная и активно развивающаяся материальная база. Сегодня у нас функционируют признанные школы в следующих областях науки и инженерии: технологии нефтехимических производств, синтетического каучука, электрохимических процессов, органических и неорганических полимеров; биотехнологии; методология проектиро-

вания оборудования; математическое моделирование процессов химической технологии, тепло- и массообмена; охрана окружающей среды; информационные технологии; химия элементоор-ганических соединений, теоретическая химия, спецхимия и спецтехнологии, а также в сфере социально-экономических проблем современного общества, философских и психолого-педагогических основ высшего технического образования. Учеными университета развивается около 40 научных направлений. В КГТУ успешно функционируют 13 диссертационных советов, на которых ежегодно защищается до 15 докторских и 100 кандидатских диссертаций. Крупные научные достижения наших ученых отмечены в последние годы шестью государственными премиями. С участием КГТУ на предприятиях нефтехимического комплекса республики внедрены технологии производства галобутилкаучука и одноэтапно-го синтеза изопрена, реконструирован завод синтеза изопрена с увеличением производительности до 150 тыс. т в год, реализован ряд других проектов.

С целью коммерциализации результатов исследований в университете создана собственная научно-производственная база: научно-производственный парк КГТУ, бизнес-инкубатор, инновационные полигоны «Искра», «Болан», спецполигон «Остров», Центр трансфера технологий. Внедрение результатов разработок осуществляется с участием студентов и аспирантов на шести предприятиях, созданных в бизнес-инкубаторе КГТУ. Все это позволило заметно нарастить объем научно-исследовательских работ, который в минувшем году достиг 400 млн. рублей.

Значительную поддержку нашим инновационным проектам и инициативам оказывает Совет попечителей вуза, действующий уже более 15 лет. В

его состав входит около ста генеральных директоров крупнейших предприятий страны. С большинством этих предприятий заключены долгосрочные договоры и соглашения, в том числе и о промышленном внедрении разработок учёных университета. Кроме того, Совет попечителей, председателем которого является директор ОАО «Ниж-некамскнефтехим» Владимир Бусыгин, активно содействует вузу в решении вопросов совершенствования системы подготовки инженерных кадров, повышения контроля качества образования и обеспечения сбалансированного распределения специалистов. Потенциальные работодатели делают ставку на наших студентов ещё во время их обучения в вузе. Фактически в КГТУ действует система государственного заказа, зарекомендовавшая себя ещё в советские времена. В 2008 г., учитывая наш успешный опыт взаимодействия с предприятиями, Рособразова-ние установило для КГТУ повышенную (до 40%) квоту целевого приема на первый курс по всему спектру специальностей - дело в том, что до 2012 г. заяв-

ки предприятий на специалистов значительно превышают число выпускников, покидающих стены вуза.

Наш университет, как и все российское образование, обеспокоен проблемой обеспечения конкурентоспособности своих выпускников. Один из путей ее решения мы видим в соединении проектной и образовательной деятельности студентов, что позволяет нашему студенту реально овладевать различными конкретными способами деятельности, а не только знаниями об этих способах, как зачастую было прежде. Мировой и отечественный опыт показывает, что наиболее эффективное образование дает сегодня корпоративное учебное заведение, интегрирующее науку, образование и запросы бизнес-сообщества в целях общественно-государственного контроля над качеством образования, обеспечения сбалансированного распределения специалистов и подготовки их по востребованным экономикой направлениям. В КГТУ разработана и внедряется система проектно-деятельност-ного образования. Суть ее заключается в том, что команда студентов начиная с третьего курса уже во время учебы выполняет производственный или даже бизнес-проект, финансируемый конкретным заказчиком. При таком подходе студент имеет возможность дополнительного заработка и, что самое важное, лучше ориентируется в будущей профессиональной деятельности, сокращая тем самым срок адаптации на предприятии.

Реализация этой идеи решает проблему сопряжения социального заказа и содержания образования, обеспечивая студентам надлежащую профессиональную компетентность при сохранении фундаментального характера подготовки, ориентирует выпускника на максимальное развитие способностей по решению конкретных задач

в областях его профессиональной деятельности. Такой подход органично сочетается с традиционной установкой высшего технического образования на фундаментальность подготовки и выработку навыков самообучения, задает возможности дальнейшей специализации в целях эффективной профессиональной деятельности. Сейчас работа в этом направлении ведется на инновационно-производственных полигонах КГТУ. А масштабная реализация проектно-деятельностной подготовки начнётся на площадях создаваемого в Казани федерального индустриального парка высоких технологий «Хим-град». Наш университет активно участвует в создании этого технополиса. Наши ученые фактически являются разработчиками его идеологии: с нашим активным участием формулировалась заявка, а все проектные работы осуществляет институт «Союзхим-промпроект» - структурное подразделение КГТУ.

На базе «Химграда» создается центр коллективного пользования пилотными установками, в котором будут реализо-вываться инновационные проекты и образовательные программы. В настоящее время для внедрения подготовлено более 100 проектов по химии и нефтехимии, суб- и сверхкритическим технологиям, нанотехнологиям и нанома-териалам. В процессе работы над проектами студенты получат возможность разработать бизнес-план, организационную структуру, документы, необходимые для открытия венчурного предприятия, а также апробировать его через технопарк и бизнес-инкубатор. Все это, наряду с концептуальной проработкой научных основ нового бизнеса и его технологическими составляющими, будет представлено в выпускной квалификационной работе магистра или бакалавра. При этом решается ряд задач, среди которых важнейшей явля-

ется подготовка и переподготовка высококвалифицированных инновационно-ориентированных кадров, имеющих опыт работы на современном высокотехнологичном оборудовании. Будут организованы также обучение и повышение квалификации специалистов, работающих в данной и смежной отраслях, а также осуществлены совместные научно-образовательные проекты с ведущими предприятиями РФ. В реализации данной стратегии примут участие Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан, технопарк «Идея», а также ведущие нефтехимические и машиностроительные предприятия, такие как ОАО «Татнефте-химинвестхолдинг», ОАО «Нижнекам-скнефтехим» и др.

Для внедрения новых образовательных технологий существуют объективные условия как на региональном уровне, так и в рамках университетского комплекса. Наличие развитой инфраструктуры, богатый опыт инновационной деятельности позволяют КГТУ реализовать крупные социально-экономические проекты, способные кардинально повлиять на инновационное развитие Республики Татарстан и отраслей экономики России в целом.

Технологический университет активно участвует в социально-экономических программах разного уровня, выступая основным разработчиком и соисполнителем государственной программы развития инновационной деятельности республики, а также ведущим исполнителем госзаказа в области химии и химической технологии по программам развития приоритетных направлений науки и нефтегазохими-ческого комплекса региона.

Передовые позиции позволили КГТУ стать базовым вузом по разра-

ботке образовательной программы для бакалавров и магистров по направлению «Химическая технология» и ключевым исполнителем федерального проекта «Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России». Современной инновационной экономике, основанной на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требуются специалисты с различным уровнем компетентности. Двухуровневая система лучше всего отвечает потребностям рыночной экономики, открывая возможность сближения процессов обучения и работы, повышения мобильности студентов и преподавателей, организации гибких подходов к продолжительности времени обучения, к выбору форм обучения и занятости.

Немаловажно, что реализация новых образовательных технологий подкреплена инфраструктурой инновационного развития Татарстана последних лет. Об этом свидетельствуют и недавний успех проекта РТ по нефтепереработке в конкурсе инвестиционных проектов, и создание в республике технопарка в сфере высоких технологий, и соглашение о сотрудничестве между РТ и Российской корпорацией нанотехнологий, подписанное Президентом Республики Татарстан и генеральным директором «РОСНАНО». Это соглашение сопровождается комплексным проектом по развитию нано-технологий, включающим в себя 26 предложений итоговой стоимостью более 22 млрд. руб. с планируемой прибылью более 60 млрд. руб. Значительная часть проектов представлена именно нашим университетом. На протяжении последних лет в вузе успешно ведутся исследования наноразмерных систем. Многие из экспериментальных установок, которые относятся к нано-

технонауке, широко используются в учебном процессе.

Актуальность тематики работ и востребованность их результатов позволяют нашим учёным получать финансовое сопровождение своих исследований со стороны ведущих российских и мировых научных фондов и организаций. Вот лишь несколько примеров: грант Президента России «Исследования молекулярной и спиновой динамики и роли квантовой когерентности в фотоиндуцируемых процессах, исследование низкоразмерных систем, наноструктур и спиновых кластеров. Развитие физических методов исследования»; грант РФФИ «Жидкокристаллические металлсодержащие системы в дизайне наноорганизованных материалов с улучшенными фотофизическими и магнитными свойствами»; грант Министерства образования и науки РФ и Американского фонда гражданских исследований и развития «Эффективные люминесцентные среды на основе наноорганизованных лиотропными мезофазами ионов лантаноидов».

Сформировавшиеся научные школы и научные направления служат хорошим заделом для развития в университете образовательной программы «На-номатериалы и нанотехнологии» и подготовки специалистов в этой области. С нынешнего года открыт приём на специальность «Наноматериалы»; конкурс на бюджетные места был столь высок, что их заняли не просто медалисты, а победители республиканских и российских научных олимпиад.

Ускоряющийся темп устаревания знаний и технологий в контексте постоянно меняющихся требований общества и рынка к системе образования обусловливает процесс постоянного обновления профессиональных компетенций. Важным механизмом, позволяющим интегрировать разные уровни и формы образования для создания

гибкой образовательной траектории личности и специалиста, является система дополнительного образования. В КГТУ она имеет давние корни и традиции. К настоящему времени Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО КГТУ) включает в себя более двадцати высших школ и факультетов, отделов и центров, которые реализуют разнообразные программы ДПО для научно-педагогических работников, руководителей и специалистов, студентов и школьников, а также программы второго высшего профессионального образования. Только за последние два года появились Высшая школа модельного бизнеса, Высшая школа искусств, Высшая школа бизнеса, Высшая школа социальных технологий. При них созданы кафедры экономики и управления на предприятиях пищевой промышленности, управления и кадровой политики, финансово-правового обеспечения хозяйственной деятельности. На базе бывшего специального факультета «Психология» создан гуманитарно-психологический факультет.

В 1998 г. в Республике Татарстан, исторически обладающей мощным образовательным потенциалом (это около 50 государственных вузов с филиалами и около 30 негосударственных вузов и филиалов), пришли к необходимости объединения и координации усилий образовательных учреждений всех уровней, реализующих программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников всех категорий. Мы создали региональную, функционально интегрированную и организационно распределенную структуру, методологически и методически объединяющую подразделения дополнительного профессионального образования всех вузов и ссузов, а также специализированные учреждения ДПО республики. По пред-

ложению Совета ректоров вузов РТ, поддержанному Кабинетом министров РТ, функции координирующего органа были возложены на учрежденный на базе ИДПО КГТУ Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (МРЦПК РТ). За прошедшие 10 лет МРЦПК РТ стал признанным лидером системы ДПО. Важной задачей нашей работы является повышение конкурентоспособности слушателей системы посредством освоения актуальных программ повышения квалификации, постоянная ориентация на усиление взаимодействия между образованием и реальным сектором экономики. Мы внимательно следим за успехами других регионов и образовательных учреждений ДПО, изучаем их опыт по внедрению инноваций. Темами научных исследований наших ученых становятся образовательные технологии дополнительного образования, подготовка научно-педагогических кадров для системы ДПО, проблемы и пробелы нормативного регулирования дополнительного образования, вопросы интеграции базовых и дополнительных программ профессионального образования.

МРЦПК РТ сегодня - это:

• разветвленная действенная структура, включающая вузы, образовательные учреждения ДПО, представительства в крупнейших производственных организациях;

• свыше 13000 программ ДПО в области машиностроения, химической и нефтехимической технологии, биотехнологии, экологии, пищевой и легкой промышленности, управления качеством, экономики, бухучета, юриспруденции, менеджмента, социальной работы, психологии, педагогики, управления персоналом, иностранных языков, охраны труда, инфор-

мационных технологий, строительства и др.;

• более 5 тыс. преподавателей, в том числе 600 профессоров, докторов наук и более 3 тыс. доцентов, кандидатов наук;

• около 7 тыс. руководителей и специалистов, ежегодно повышающих свою квалификацию.

МРЦПК РТ получил аккредитацию ряда государственных и государственно-общественных органов. Ему предоставлено право на проведение экспертизы образовательных программ ДПО по направлениям, на аккредитацию независимых учебных центров по пред-аттестационной подготовке руководителей и специалистов опасных производств по промышленной безопасности и др.

Одним из важнейших факторов успеха ИДПО КГТУ, как и университета в целом, является традиционно тесная взаимосвязь с реальным сектором экономики. На сегодняшний день подписаны соглашения о сотрудничестве и ведется реализация программ ДПО с ОАО «Газпром», ОАО «СИБУР Холдинг», ОАО «Татнефть», ОАО «Тат-нефтепродукт», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Нижнекамск-нефтехим», ОАО «Казанькомпрессор-маш», ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», ООО «Пермьтрансгаз» и другими крупнейшими предприятиями страны. Важным следствием такого взаимодействия стало внедрение перспективных принципов разработанной нашими специалистами проектно-дея-тельностной образовательной модели, позволяющей гибко реагировать на потребности работодателей в квалифицированных специалистах.

Главный смысл всей нашей работы в этом направлении - существенное повышение качества основного высшего образования. Преподаватели, задействованные в системе ДПО, не могут себе позволить войти в заводскую ауди-

торию или в учебный класс корпоративного университета со старыми конспектами, им приходится быть в курсе новейших достижений науки и практики. Естественно, что новые теоретические знания, практические новинки, анализ проблем отрасли и конкретного производства они приносят потом и в студенческую аудиторию. Не случайно в 20072008 гг. КГТУ определен Рособразова-нием как один из базовых вузов, осуществляющих повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по приоритетным направлениям. Право разрабатывать образовательные стандарты нового поколения по химической технологии мы также получили во многом благодаря тому, что имеем хороший опыт разработки профессиональных образовательных программ, учитывающих потребности конкретной отрасли.

Многолетний плодотворный опыт сотрудничества с промышленными предприятиями способствовал быстрой адаптации университета к деятельности республиканских образовательных кластеров, из которых КГТУ курирует три: «Нефтепереработка и нефтехимия», «Легкая промышленность», «Сервис». На основе сформированных в вузе принципов инновационной идеологии успешно развивается образовательная среда, ориентированная на выпуск специалистов, обладающих современными профессиональными компетенциями, нацеленных на осуществление инновационных преобразований в экономике и социальной сфере Татарстана и России.

Роль и значение системы ДПО республики усиливается в связи с проведением в Казани Всемирной Универсиа-ды-2013 и необходимостью подготовки большого количества специалистов, обслуживающих это мероприятие. Совместно с Министерством по делам молодежи, спорта и туризма РТ нами раз-

работаны программы повышения квалификации для работников туристического, ресторанного и гостиничного бизнеса, для спортивных функционеров. Ведется подготовительная работа по массовому привлечению волонтеров из числа студенческой молодежи.

В 2008 г. структура ДПО университета вышла на новый виток развития: мы приступили к реализации масштабной комплексной целевой программы на 2008-2012 гг. - «Дополнительное образование как фактор инновационного развития вуза», утвержденной Ученым советом КГТУ. Программа составлена в соответствии с требованиями вузовской системы качества образования, определяет стратегические цели и основные задачи в сфере ДПО, количественные индикаторы, источники финансирования. Для ее реализации необходима координация деятельности всех структурных подразделений университета, разработка инновационных образовательных программ разных типов и уровней, включая второе высшее профессиональное образование, военное образование, программы двойных дипломов, дополнительное образование студентов, продолженное образование выпускников ФДО, программы двойной компетенции, профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов промышленных предприятий, организаций и учреждений. С этой целью в КГТУ создан отдел дополнительного образования, который обеспечит развитие университетской системы разработки, утверждения, сопровождения и контроля дополнительных образовательных программ всех уровней.

Анализ итогов деятельности университета в сфере ДПО позволил обозначить некоторые задачи, которые будут определять вектор нашей дальнейшей работы:

• необходима специальная подготовка преподавателей, задействованных в программах ДПО; это направление повышения конкурентоспособности вуза потребует специальных инвестиций;

• целесообразно объединить усилия вуза по разработке и изданию учебно-методических материалов для профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и преподавателей с руководителями кадровых служб предприятий и с директорами образовательных учреждений НПО и СПО. Важность такого подхода усиливается в связи с созданием образовательных кластеров в Республике Татарстан и перспективой разработки и внедрения на предприятиях и в организациях профессиональных стандартов;

• изопыта работына образовательном рынке ВПО и ДПО вытекает необходимость преимущественного расширения «пакетных» предложений, максимально учитывающих все возможные потребности потенциального заказчика и отражающих лицензионные направления образовательной деятельности вуза.

Дальнейшее развитие системы ДПО России требует научного осмысления накопленного опыта, обмена знаниями, обсуждения наиболее актуальных задач, выработки согласованных решений. Свидетельство тому - совместная работа первого Всероссийского форума «Социальное партнерство в системе непрерывного образования» и IX Всероссийской конференции по дополнительному образованию «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России ».

Н.М. БЛИНОВ, директор центра ДПО

Государственная академия инноваций

В.В. ВАЛЕНТИНОВ, генеральный директор Союза ДПО

В Концепции социально-экономи ческого развития Российской Федерации, определяющей пути развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.)*, одной из стратегических целей государственной политики в области образования поставлена задача повышения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Важная роль в совершенствовании и обновлении знаний специалистов принадлежит до-

О необходимости совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность системы ДПО

полнительному профессиональному образованию (ДПО) - ключевому элементу всей системы непрерывного профессионального образования.

Концепция предусматривает, что при ее реализации особый акцент будет сделан на законодательном обеспечении институциональных и инфраструктурных изменений в области непрерывного образования. При разработке интегрированного законодательного акта «Об образовании» в полном объеме будут учитываться ее основные положения, а для реализации

Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.