ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 378.1
А. И. Дылевская
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Ключевые слова: образовательные услуги, инновации, управление, стратегия.
Учреждениям сферы образования необходимо определить условия, удовлетворяющие потребителей образовательных услуг, разработать инновационную стратегию, осуществлять маркетинговые мероприятия, повышать качество предоставляемых образовательных услуг, что требует организации постоянного мониторинга внешней и внутренней среды. Эта работа может быть реализована на базе использования рыночных инструментов, которые способны оперативно и функционально обеспечить в перспективе конкурентоспособность и качество образовательной системы.
Keywords: educational services, innovation, management, strategics.
Education institutions to define the conditions that satisfy the consumers of educational services, to develop an innovative strategy to carry out marketing activities, improve the quality of educational services, which require constant monitoring organizations internal and external environment. This work can be implemented on the basis of the use of market-based instruments that are capable of efficiently and functionally to ensure in the long term competitiveness and the quality of the educational system.
Глобальные изменения мировой экономики и возрастающее значение инновационной составляющей ее развития предопределили повышение роли образования, и, прежде всего, высшего, как важнейший фактор, формирующий успешность продвижения страны на международном рынке новейших технологий и конкурентоспособность государства на мировой арене. Сегодня региональные российские вузы, которые готовят основной контингент специалистов для обеспечения внутренних потребностей страны попали в сложное положение: с одной стороны, государство предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки специалистов, с другой - вузы не располагают необходимыми для модернизации учебно-воспитательного и научноисследовательского процесса объемами финансовых ресурсов и фактически лишены возможности вести качественный отбор абитуриентов. К настоящему времени вузы практически исчерпали возможности экстенсивного роста. Получение доходов на основе традиционных образовательных технологий и методов управления становится проблематичным, и вузы видят возможность привлечения необходимых для развития финансовых ресурсов в инновациях и инновационных стратегиях.
В связи с этим в сфере образовательных услуг возникает настоятельная потребность в определении инновационных направлений, обеспечивающих ее дальнейшее эффективное функционирование и развитие. Учреждениям сферы образования необходимо определить условия, удовлетворяющие потребителей образовательных услуг, осуществлять маркетинговые мероприятия, сформировать конкурентную стратегию, повышать качество предоставляемых образовательных услуг, что требует организации постоянного мониторинга внешней и внутренней среды. Эта работа может быть реализована на базе использования рыночных инструментов, кото-
рые способны оперативно и функционально обеспечить в перспективе конкурентоспособность и качество образовательной системы.
Из этого следует, что современная сфера образовательных услуг характеризуется следующими особенностями:
- углубление и расширение самой роли, сущности и значения образования в современной экономике;
- формирование концепции и разработка специфической модели поведения личности посредством трансляции ей новых знаний, опыта, навыков и др.;
- реализация функций сферы образовательных услуг различными социальными учреждениями, в том числе предприятиями, организациями, институтами, органами и аппаратом управления;
- активное внедрение и распространение современных компьютерных и программных продуктов, интерактивных и коммуникационных технологий сбора, хранения, соответствующей обработки, переработки и передачи информационных массивов, которые используются вкупе с существующими информационными системами и технологиями;
- глобализация образовательной системы и центральных процессов ее развития;
- формирование системы открытого, гибкого, адаптивного, персонифицированного, генерирующего новые знания непрерывного образования индивидуума на протяжении всего его жизненного цикла;
- функциональное применение и разработка рыночных инструментов, организация и эффективное развитие сферы образовательных услуг.
На ежегодных Всероссийских форумах руководителей образовательных учреждений, прохо-
дящих в Москве, неоднократно ставился вопрос о конкурентоспособности российских вузов и образовательных продуктов на внешнем рынке, их соответствии международным требованиям.
Осуществляя свою деятельность в условиях конкурентной среды, вузы должны иметь представление о конкурентоспособности предоставляемых ими услуг, что необходимо для выработки соответствующей стратегии рыночного поведения.
В настоящее время российский образовательный комплекс работает в условиях рынка. Рынок образовательных услуг в нашей стране развивается очень быстро, и в этот процесс вовлечены как государственные так и не государственные учебные заведения.
В условиях становления экономики знаний движущей силой становится человеческий капитал, формирование и реализация которого в современных условиях не укладывается в рамки традиционной системы высшего образования. Основной целью современного высшего учебного заведения является повышение качества образования
Залогом успешной конкуренции на рынке образовательных услуг для высших учебных заведений - повышение профессиональной подготовки специалистов с применением прогрессивных инновационных технологий и методов обучения.
Для повышения качества образования следует формировать у выпускников вуза высокий уровень профессиональных знаний и предпринимательских навыков, максимально полно удовлетворять запросы многосегментного рынка труда, с одной стороны, и формировать у потребителей продукции и услуг высшей школы новые взгляды на качество образовательных услуг.
Большая часть инновационных процессов обозначила значительные изменения роли образования в обществе. Из социально пассивного, рутинизи-рованного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и не знанием, что делать.
При активном внедрении инновационных технологии в российских вузах, существует немало
ограничений, сдерживающих их эффективное использование, в частности: общий антиинновацион-ный фон российской экономики; излишняя ориентация отечественного бизнеса на зарубежный инновационный ресурс, его низкая активность в сотрудничестве с вузами; ведущая к низкой востребованности инновационных образовательных продуктов, готовность значительной части потребителей довольствоваться образовательными услугами невысокого качества, что обусловлено низким уровнем доходов и характерной для многих покупателей ориентацией на образовательные услуги как общественное благо (бесплатную услугу); определенная апатия образовательного сообщества в регионах, связанная с неопределенностью перспектив и пессимистическими прогнозами развития; отсутствие в вузах подхода к инновации как к дисциплине; низкая восприимчивость к новациям многих вузовских коллективов; отсутствие объективных критериев «инновационности», что затрудняет оценку эффективности финансирования инновационных проектов; наличие двух противоположных проявлений того, что можно назвать «комплексом провинциала», который хотя и приводит коллективы одних вузов к созданию уникальных технологий, стратегий и образовательных продуктов, вероятность возникновения которых в западноориентированных вузах значительно ниже, но других -держит в рамках подражания, провоцирует использовать только уже апробированные другими подходы.
Тем временем в современной экономике возрастает роль нематериальных активов, а управление знаниями и информацией становится основной задачей для дальнейшего развития во всех сферах деятельности. В связи с обострением демографических проблем экономики развитых стран столкнулись с дефицитом квалифицированной рабочей силы. Особенно эта проблема остра в России в области материального производства и инженерных наук. Усиливается разрыв между предложениями рынка труда и массой выпускников высших учебных заведений с преобладанием гуманитариев. Значительный дефицит квалифицированной рабочей силы приводит к снижению как качества, так и объемов, производимой продукции, и как следствие утраты конкурентоспособности на международных рынках.
В целях получения прибыли ВУЗы обучают студентов по специальностям, многие из которых не являются профильными для данных ВУЗов. Выпуск юристов, экономистов и специалистов социально-гуманитарной направленности проводится сверх потребностей рынка труда.
По данным Федеральной службы государственной статистики на 2011/12 уч. год по специальностям «Экономика и управление» в Вузах РТ обучалось более 41554 чел., в сравнении по специальностям химической направленности около 8000 чел.
Лишь небольшой процент вузов, обучающих студентов по экономическим специальностям, имеет привязку к специфике университета. Ярким
примеров такого высшего профессионального учреждения является Казанский национальный исследовательский технологический университет. На базе этого университета успешно функционирует кафедра экономики, выпускающая студентов по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Кафедра активно взаимодействует с крупными нефтехимическими компаниями, такими как ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ЗАО «КВАРТ», ОАО «ТАНЕКО» и др., Торгово-промышленной палатой РТ, Технопарком Идея, Технополисом «Химград», Министерствами промышленности и торговли РТ, экономики РТ, образования и науки РТ. Имеет высокие показатели по распределению выпускников кафедры. Активно действует экономический кружок при кафедре экономики, участники встречаются с директорами и представителями нефтехимической промышленности республики. Преподаватели кафедры активно участвуют в международных конференциях, научных школах, имеют множество сертификатов по повышению квалификации в таких важных направлениях, для улучшения конкурентных преимуществ отрасли, как - интеллектуальная собственность, бережливое производство, управление инновациями, менеджмент промышленных кластеров, развитие рынка услуг, внешнеэкономическая деятельность и др. Кафедра ведет разработку инновационных услуг на образовательном рынке. В 2010 году начали обучение студентов по двум направлениям: экономика и нефтехимия. Разрабатываются актуальные направления обучения магистров, специалистов и бакалавров. Идет подготовка высококвалифицированных кадров, которые будут востребованы на рынке. Все это способствует развитию конкурентных преимуществ как ВУЗа, так и отрасли.
В настоящий момент высшее образование в Республике Татарстан не хуже, чем во многих регионах России, но к сожалению оно не станет и не является конкурентоспособным на быстро развивающемся мировом рынке ВПО до тех пор, пока в его организации не произойдет кардинальных и системных изменений. Необходимые изменения могут быть произведены только при наличии значительной политической и финансовой поддержки со стороны федеральной и региональной власти.
В связи с высоким притоком иностранных студентов, необходимо сформировать УМК и обновить библиотечный фонд ВУЗов на международных языках.
Почти 70% выпускников школ по данным Министерства образования РТ в 2009 году поступили в Вузы. Для сравнения, в США и Германии, доля молодежи, идущей в высшие учебные заведения оставляет величину порядка 35-40%, т.е. практически в два раза ниже татарстанских показателей.
Популярность высших учебных заведений в республике растет. В 2000 году число выпускников ВУЗов в РТ составило 15913 чел., на 2011 год их число увеличилось до 46991 чел.
Увеличиваться и число студентов, обучающихся с полным возмещением затрат. В ВУЗах РТ в
2011 г. их численность составила 30,6% от общей численности студентов.
Так же продолжается увеличиваться количество негосударственных учебных учреждений, на 2011 год их количество составляет 10 ВУЗов, с 28 филиалами по Республике Татарстан.
Данные негосударственные высшие учебные заведения имеют высокий процент штатных совместителей, на 2011/2012 учебный год - 28.3%. Хотя этот показатель значительно снизился в сравнении с 2006/07 годом на 10%.
Происходит неуклонное снижение доли государственного финансирования отечественного образования: если в 2007 г. в России доля расходов на образование в федеральном бюджете составляла немногим свыше 5 %, то скорректированный бюджет 2008 г. выделял на эту статью 4,79 %, в 2009 г. указанная доля снизилась до 4,65 %, а в 2011 г. уже составляла 4,53 %.
В России доля расходов на фундаментальные исследования в структуре ВВП составляет
0,16%, что меньше, чем в США, Франции и Японии примерно втрое, где этот показатель составляет около 0,5%.
Затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя (тыс. дол. США на одного исследователя): США - 225,7; ФРГ - 215,7; ВБ - 213,1; Франция - 201,2; Япония - 168,9; КНР -98,1; Россия - 34,1.
В мировых расходах на исследование доля России составляет 2,2%; США - 35%; ЕС - 24%; Япония - 13%; КНР - 11%.
Россия занимает 4 место в мире по численности исследователей после США, КНР и Японии; только 14 место по числу публикаций в научных журналах и 19 по индексу цитирования.
Инновации внедряют лишь 10% отечественных организаций, что в 5-7 раз меньше, чем в ФРГ, ВБ и Норвегии. Доля инновационной продукции в промышленном производстве составляет 5,5%, в то время как в США - 70%, КНР - 14%.
Для российской высшей школы показателями является опыт Китая в области экспорта образовательных услуг, в вузах которого в 2009 году учились по очной форме вдвое больше иностранцев, чем в российских вузах. Китай предлагает очевидные преимущества для обучения иностранных студентов: сравнительно невысокая плата за обучение, система стипендий для иностранных студентов, высокая материально-техническая база вузов, в ряде вузов - преподавание на английском языке, высококвалифицированный преподавательский состав, благоустроенные общежития и др.
На международном рынке образовательных услуг основная конкурентная борьба идет между странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией, в которых обучается более 80% всех иностранных студентов. Признанным и устойчивым лидером на международном рынке образовательных услуг является США. Американская высшая школа зарабатывает на иностранных студентах в 15 раз больше чем тратит на них правительство США.
Европейский Союз, обеспокоенный растущей конкуренцией на международном рынке образовательных услуг, разрабатывает специальные программы укрепления конкурентоспособности европейского высшего образования. Положительным примером достижения Европы может служить опыт Великобритании. Она стоит на втором месте в мире, уступая лишь США, по объемам образовательных продаж. За последние десятилетия страна утроила прием иностранных студентов. Британское образование базируется на четырех принципах: открытость, темная связь с бизнесом, гибкие образовательные схемы и постоянный контроль качества.
Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности
Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инфраструктурой, основанной на интеграции «наука- образование - бизнес» Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей экономики, основанной на знаниях
Инновационную инфраструктуру определяют как, совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организаци-онно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций
Инновационная инфраструктура высшей школы включает университетский технопарк, инновационно-технологический центр (ИТЦ), инновационно-промышленный комплекс (ИПК), инкубатор малого бизнеса, студенческий инкубатор, центр технологического трансфера, дизайн центр, центр мониторинга, маркетинга, центр сертификации, центр интеллектуальной собственности, выставочный центр, опытно-конструкторское бюро (ОКБ), студенческие конструкторские бюро (СКБ), инжиниринговые центры, опытные производства, экспериментальные
участки и т д.
Для формирования эффективной инновационной политики, как в регионе, так и стране в целом, влияние высших учебных заведений может стать определяющим
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2011 год затраты на инновации в Республике Татарстан составили 44424, 8 млн. руб.
Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок у ВУЗов и других сегментов инновационной инфраструктуры высшей школы составляет 46 на 2011 год, что показывает высокий рост. По сравнению с 2010 годом этот показатель увеличился более чем в два раза.
Это показывает, что ВУЗы Республики Татарстан составляют совокупность элементов инновационной инфраструктуры и их тесную взаимосвязь.
Необходимо отметить, что основной целью внедрения любой инновации в Вузе является повышение качества обучения. Качество обучения являет-
ся категорией, которая имеет специфические способы оценки, так как не подчиняется нормативам, распространяющимся на технические нововведения.
Инновационные образовательные технологии в условиях становления экономики знаний повышают не только качество подготовки конкурентоспособного выпускника, но и способствуют формированию креативного стиля деятельности будущего специалиста и существенно повышают мотивацию, глубину и полноту овладения профессией
Улучшение конкурентных позиций ВУЗа на рынке и повышение качества образовательных услуг, предоставляемых высшим учебным заведением способствует разработка и внедрение новых образовательных продуктов; создание и использование новых образовательных технологий; развитие системы репетиторства; материальное поощрение преподавателей, эффективно использующих инновационные технологии; методическая помощь преподавателям, заинтересованным в овладении новыми методиками; обеспечение технической и программной поддержки инновационной деятельности; повышение мобильности участников образовательного процесса и пр.
Инновационная стратегия РТ, содержанием которой является создание механизмов «партнерства науки, бизнеса и государства», требует непрерывного притока специалистов высшей квалификации. В данном случае главной задачей выпускника является обеспечение внедрения готовой научной идеи в сферу практической деятельности
Задачи развития региона, которые ставит перед собой государство, должны опираться на возможности и потенциал высшего образования и быть, прежде всего, стратегическим. Ничто так не вредит высшему образованию, как «ручное управление » со стороны политической власти. При оптимальном варианте отношений регион ставит перед высшим образованием реалистичные измеряемые задачи социально-экономического характера, предоставляя ему возможность принимать самостоятельные кадровые, академические и финансовые решения и отчитываться по результатам выполнения задач. Государство должно рассматривать вузы не как отдельны институты, а как систему и планировать пути интеграции внутри этой системы. Руководство региона должно взять на себя постановку целей и задач, определение роли системы высших учебных заведений в развитии региона, проводить регулярную оценку выполнения поставленных задач, корректировать развитие вуза в интересах региона, обеспечивать нормативно -правовую базу такого развития, создавать комфортные условия для участия работодателей в развитии высшей школы, стимулировать и поощрять такое участие, активно использовать социальную и культурную функции вузов. Важной стороной для решения поставленных задач Республикой должны быть финансовые и политические ресурсы.
Работодатели должны быть активно вовлечены во все направления развития высшего образования. Требуются также стимулы для их участия,
такие как: финансовые, политические, репутационные. С одной стороны желание государство к созданию таких стимулов, в другой способность работодателей инициировать и поддерживать соответствующий диалог с государством, подкрепляя запросы демонстрацией уже достигнутых результатов и ясным видением будущих обоюдных выгод. Работодатели необходимы вузам при разработке и совершенствовании учебных программ в части определения требований к специальным и общим компетенциям выпускников; представители должны приглашаться в попечительские и наблюдательные советы вузов; помогать в привлечении средств. Со своей стороны Вузы должны изучать потребности работодателей, находить механизмы для того, что бы стимулировать бизнес размещать на его базе заказы на прикладные исследования и разработки, и т.д.
Для вузовских управленцев необходимо глубокое понимание международных тенденций в образовании и экономике, а также среды, в которой существует высшая школа России и тенденции ее развития. Вузам необходимо ясное видение перспектив и направлений собственного развития. При построении стратегий развития вузам необходимо ориентироваться на конкуренцию с системами высшего образования других субъектов Российской Федерации, близлежащих стран и регионов, а не со своими соседями в Татарстане. Такие стратегии должны четко отражать приоритеты развития республики и, опираясь, заручившись поддержкой власти, вузы Татарстана должны объединиться для конкурентной борьбы с системами высшего образования других регионов и соседних стран за финансы, лучшие кадры и лучших студентов. Совместная работа системы ву-
зов безусловно усилит позиции Татарстана как лидера Приволжского региона.
Если научная деятельность в вузе направлена на получение новых знаний и научнотехнических результатов, а образовательная — на использовании этих знаний и результатов при подготовке дипломированных специалистов высшей квалификации, то инновационная деятельность должна быть направлена на коммерциализацию знаний, т е на экономически выгодное использование новых знаний в научной и в образовательной сферах.
Построение системы эффективного управления деятельностью ВУЗа предполагает выявление всех компонентов инновационной системы и их взаимосвязей, а также причин, побуждающих к внедрению данной системы.
Литература
1. Наука и инновации в Республике Татарстан в 2011 году // Статистический сборник. - Казань: ИЗд-во Та-тарстанстата, 2012. - 95 с.
2. Вагизова А.И. Подходы к формированию системы инновационного образования РФ / А.И. Вагизова // Вестник Казанского технологического университета, № 23. 2011.
3. Мельников, И. Образование в России: куда идем? / И. Мельников // Правда. - 2008. - октябрь. - С. 1.
4. Образование в Республике Татарстан // Статистический сборник. - Казань: ИЗд-во Татарстанстата, 2012. -174 с.
5. Дылевская А.И., Авилова В.В. Проблемы и перспективы вступления РФ в ВТО / А.И. Дылевская, В.В. Авилова // Вестник Казанского технологического университета, № 5. 2012.
© А. И. Дылевская - асс. каф. экономики КНИТУ, [email protected].