Научная статья на тему 'Управление инновационным развитием образовательной деятельности высшего учебного заведения'

Управление инновационным развитием образовательной деятельности высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / КАЧЕСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капырин Петр Алексеевич, Шлёнова Мария Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с результатами проведенных авторами исследований управления инновационным развитием образовательной деятельности высшего учебного заведения, позволяющие вузу не только повысить качество подготовки и компетентность выпускаемых специалистов, но и дать ему определенную экономическую независимость, что на современном российском рынке образовательных услуг является немаловажным условием выживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капырин Петр Алексеевич, Шлёнова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT OF THE INNOVATION DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article discusses issues related to the results of studies by the authors of the management of innovation development of the educational activity of higher educational establishments, allowing the University to not only enhance the quality of training and competence of future specialists, but also to give him a certain economic independence, that the modern Russian market of educational services is an important condition for survival.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным развитием образовательной деятельности высшего учебного заведения»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с результатами проведенных авторами исследований управления инновационным развитием образовательной деятельности высшего учебного заведения, позволяющие вузу не только повысить качество подготовки и компетентность выпускаемых специалистов, но и дать ему определенную экономическую независимость, что на современном российском рынке образовательных услуг является немаловажным условием выживания.

Ключевые слова: управление, инновации, образовательная деятельность, конкурентоспособность, экономика, качество, компетентность, социально-экономические условия, концепция, образование, многоуровневая система обучения, образовательные технологии, компетентность, креативность, научно-исследовательская деятельность.

THE MANAGEMENT OF THE INNOVATION DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract. The article discusses issues related to the results of studies by the authors of the management of innovation development of the educational activity of higher educational establishments, allowing the University to not only enhance the quality of training and competence offuture specialists, but also to give him a certain economic independence, that the modern Russian market of educational services is an important condition for survival.

Keywords: governance, innovation, education, competitiveness, economy, quality, competence, socio-economic conditions, the concept of education, multilevel system of education, educational technology.

В современных экономических условиях все более обостряется конкуренция на рынке образовательных услуг. Замена стратегии своеобразной элитарности высшего образования на стратегию его массовой доступности на протяжении всей жизни граждан, желающих приобрести новые знания и компетенции, привела к существенному увеличению числа студентов. В то же время общепризнано, что уровень подготавливаемых вузами специалистов в большинстве случаев уже не соответствует тому уровню требований, который предъявляет современная экономика. В данных условиях обеспечить устойчивую конкурентоспособность на рынке образовательных услуг способен лишь переход вуза к инновационному образованию, предусматривающему обучение в стремительно изменяющейся окружающей среде, формирующему у студента инновационное мышление, обеспечивающему преодоление серьезных учебных нагрузок, которые привносит постиндустриальная, информационная цивилизация. В этом случае в сегодняшних условиях основным критерием успеха на рынке образовательных услуг будет критерий ценности и престижности образования на фоне его стоимости.

Инновационное развитие образовательной деятельности должно позволить вузу не только повысить качество подготовки и компетентность выпускаемых специалистов, но и дать ему определенную экономическую независимость, что на современном российском рынке образовательных услуг является немаловажным условием выживания. В связи с этим методы управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза требуют серьезного изучения. Опыт функционирования многих отечественных вузов показывает, что в современных социально-экономических условиях наиболее жизнеспособными оказываются те из них, которые проводят активную инновационную политику, вводят новые технологии управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза, внедряют в учебный процесс современные образовательные программы, направленные на создание новых промышленных технологий и техники, расширяют круг образовательных, научно-технических и консалтинговых услуг, предоставляемых населению и различным организациям [1].

© Капырин П.А., Шлёнова М.Ю., 2014

П.А. Капырин М.Ю. Шлёнова

Petr Kapyrin Maria Shlenova

В связи с обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг особую актуальность приобретают новые методы управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза, направленные на повышение предпринимательской активности обучаемых и развитием в них инновационного типа мышления. Анализ, проведенный авторами статьи, показывает, что концепция развития образовательной деятельности вузов, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, себя исчерпала и должна быть заменена новой концепцией, направленной на развитие личности. На смену традиционного поддерживающего образования должно прийти инновационное опережающее образование.

В современных социально-экономических условиях формируется новый тип инновационно ориентированного вуза, который является самостоятельным игроком на рынке профессиональных образовательных услуг и выстраивает стратегию своего развития, опираясь на собственные конкурентные преимущества. Современные инновационно ориентированные вузы должны самостоятельно выявлять ключевые точки реформирования собственных образовательных процессов, требующих инновационных подходов и прилагать максимальные усилия для успешной их реализации. Использование инновационных методов управления образовательной деятельностью вуза позволит качественно изменить содержание обучения, стимулировать и активизировать познавательную активность студентов, развить высокую степень самостоятельности в приобретении и применении знаний. Главная задача новых инновационных учреждений высшего профессионального образования состоит в том, что жизненно необходимо повысить восприимчивость экономики к инновациям и замкнуть цепь образование ^ исследования ^ инновации ^ экономика ^ образование (см. рис. 1). Ключевую роль в этом достаточно непростом деле могут сыграть университеты нового инновационного типа.

Образовательная деятельность

Научно-и сследо вател ьс кая деятельность

к к

Инновационная

деятельность

Экономика вуза

Повышение конкурентоспособности

вуза

Рис. 1. Замкнутый цикл инновационной деятельности вуза

Главной сущностью организации управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза является обеспечение ее современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества и государства. Для более полного раскрытия инновационной образовательной деятельности вуза необходимо уточнить его понятийный аппарат, который характеризует следующие терминологические понятия: инновационная система,

инновационная образовательная деятельность, инновационная образовательная среда, инновационное обучение, инновационные методы в образовании, инновационный процесс, инновационный потенциал вуза, инновационная образовательная среда.

На основе проведенного анализа авторами были сформулированы и уточнены следующие определения:

- образовательная инновация - это нововведение или преобразование отдельных частей основной образовательной программы с целью повышения ее качества, т.е. под образовательными инновациями следует понимать создание и внедрение основных образовательных программ, которые представляют собой новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения;

- инновационное образование - это процесс, ориентированный на овладение базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно, по мере необходимости за счет соответствующих инновационных методов и технологий обучения;

- инновационный вуз - это вуз предпринимательского типа, широко использующий инновационные методы управления и инновационные методики обучения, для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить реализацию полного инновационного цикла [2].

В результате анализа различных подходов к управлению инновационным развитием образовательной деятельности вуза авторы предлагают выделить в ней следующие основные приоритетные направления:

• развитие многоуровневой системы обучения в учреждениях высшего профессионального образования России;

• ориентация новой парадигмы высшего профессионального образования на переход от образовательной концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в определенных типовых стандартных условиях в соответствии с заданной квалификационной характеристикой, к концепции развивающего личность образования, позволяющего эффективно действовать в профессиональной области в любых условиях и обстановке;

• формирование и развитие новых образовательных технологий на основе принципов фундаментальности, индивидуализации, креативности и саморазвития личности и активизации творческих способностей;

• эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;

• внесение принципиальных изменений в организацию образовательной деятельности вуза с учетом необходимости сохранения и развития наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной отечественной системы образования;

• развитие в вузе современных информационных технологий, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;

• подготовка специалистов готовых к инновационной деятельности на основе интеграции образовательных программ в рамках непрерывного многоуровневого образования;

• создание технологий непрерывного образования, которое должно стать доступным, развивающим и опережающим;

• формирование и развитие в вузе системы инновационного, опережающего образования, которое должно быть органично встроено в систему научных исследований вуза.

Анализ основных приоритетных направлений инновационной образовательной деятельности вуза показывает, что управление развитием этой деятельности является важнейшей и органической частью управления современного вуза, на долю которой приходится большая часть управленческих функций, основными из которых являются:

- социальная, связанная с удовлетворением образовательных потребностей личности и передачей культурных и образовательных традиций следующим поколениям;

- профессиональная, связанная с удовлетворением потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах и передачей профессиональных знаний;

- образовательная, связанная с подготовкой специалистов готовых к инновационной деятельности, которые через определенное время будут участвовать в управлении инновациями, и выбирать пути их развития.

Все три этапа ранее анализировались, как правило, изолированно друг от друга, что привело к недооценке образовательной деятельности вузов в социально-экономическом развитии. Сокращение финансирования высших учебных заведений лишь усугубило эти проблемы.

Высшим учебным заведениям отводится важнейшая роль в реализации стратегии экономического роста на основе знаний и в формировании демократического и социально взаимосвязанного общества. Высшее образование способствует совершенствованию институционального режима посредством подготовки компетентных и ответственных специалистов, которые требуются для умелого управления макроэкономикой и государственным сектором. Академическая деятельность вузов и научно-технические исследования, проводимые вузом, служат важнейшей опорой для национальных инновационных систем. Вузы также зачастую составляют костяк национальной инновационной системы. Нормы, ценности, установки и этические принципы, которые прививаются студентам в вузах, закладывают фундамент социального капитала, необходимого для формирования здорового гражданского общества и социально связующей культуры. Инновации являются одним из определяющих факторов долгосрочного экономического развития вуза, оказывают решающее влияние при создании стратегических планов и программ.

Рассматривая инновационную образовательную деятельность вуза как объект исследования, авторы пришли к выводу необходимости классифицировать образовательные инновации. На основании проведенных исследований была разработана классификация образовательных инноваций в вузе, представленная на рис. 2.

Рис. 2. Классификация образовательных инноваций в вузе

Классификация образовательных инноваций позволяет увидеть целостную картину нововведений и построить эффективную систему управления инновационным развитием образовательной деятельности учреждения высшего профессионального образования.

Наиболее важные направления формирования инновационного развития образовательной деятельности вуза представлены на рис. 3. К ним можно отнести:

— применение новых инновационных подходов, обеспечивающих качество обучения;

— опережающий характер высшего образования, его нацеленность на проблемы информационной цивилизации;

— доступность получения высшего образования для любых категорий граждан, независимо от их местожительства;

— повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах.

Опережающий характер

7\

Качество

Инновационное образование

Доступность

Креативность

Рис. 3. Инновационное опережающее образование

В сегодняшних условиях, одной из принципиально важных и конструктивных идей в области стратегии развития системы высшего образования является идея опережающего образования. Принципиально важным условием эффективности инновационного опережающего высшего образования является необходимость его органичной связи с наукой. Внедрение опережающего образования позволит вузу поддерживать высокий уровень подготовки специалистов в соответствии с передовыми требованиями современной науки и техники, а также обеспечить выпуск высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, что положительно отразится на имидже и конкурентоспособности вуза. Инновационная образовательная деятельность вуза обязательно должна включать в себя развитие у студентов личностных качеств, а также формирование как универсальных, так и профессиональных компетенций выпускников, определяющих их готовность к продуктивной, профессиональной деятельности в современном обществе. На рис. 4 представлена модель выпускника высшего учебного заведения, которая представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник инновационного вуза.

Рис. 4. Компетентностная модель выпускника инновационного вуза

Вуз должен постоянно развивать принцип непрерывного образования, стимулировать у студентов стремление к знаниям, обеспечивать возможность правильно адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим и социальным условиям. Разработка и внедрение новых образовательных технологий, современных методик и программ обучения должны быть нацелены в первую очередь на свободное развитие личности, развитие предпринимательской активности, способности быстрой адаптации к интенсивным переменам в современном мире, решение сложных профессиональных задач.

Принципиальные перемены в современном социально-экономическом развитии России требуют значительного повышения творческого потенциала и конкурентоспособности выпускников. Кроме того, высшие учебные заведения находятся в условиях усиливающейся с каждым годом конкуренции и вынуждены пересматривать традиционные подходы в управлении образовательным процессом с учетом современных требований рынка. Решение этой глобальной задачи определяется реализацией широкого комплекса мер по совершенствованию системы высшего профессионального образования, среди которых особую актуальность приобретает проблема эффективности управления вузом и качеством подготовки специалистов [3].

Обеспечение качества подготовки специалистов всегда было и остается одной из самых важных задач, с которыми приходится сталкиваться высшим учебным заведениям при предоставлении образовательных услуг. Эффективным средством успешного решения этой задачи является реализация положений международных стандартов ИСО серии 9000. В стандартах ИСО сконцентрирован мировой опыт различных организаций по обеспечению качества производимой продукции и оказываемых услуг. Создавая систему менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО, ориентированную на удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, образовательные учреждения высшего профессионального образования будут постепенно адаптироваться в рыночных условиях, а менеджмент качества станет ведущим менеджментом в системе управления инновационной деятельностью вузов. Высшее учебное заведение, имеющее хорошее материально-техническое обеспечение, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, а также эффективно действующую систему управления качеством, может обеспечить выпуск конкурентоспособных специалистов, главным критерием оценки которых будет качество их знаний и умений.

Библиографический список

1. Капырин П.А. Управление инновационным вузом // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 8. - С. 211-215.

2. Капырин П.А., Харин А.А. Инновационная деятельность вуза - главный механизм повышения качества подготовки специалистов высшего профессионального образования // Вестник Университета. Государственное и муниципальное управление. (Государственный университет управления). - 2008. - 2(10). -С. 199-205.

3. Шукшунов В.Е. Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России // Инновации. - 2005. - № 6. - С. 11-18.

НА. Левов ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

КАК МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Аннотация. В статье на примере города Москвы проанализировано состояние дел в области управления земельными ресурсами. Приведены количественные показатели инвестиционной деятельности в землепользовании и строительстве социально значимых объектов. Рассмотрены формы и методы государственно-частного партнерства, повышающие эффективность управления земельными ресурсами региона.

Ключевые слова: управление земельными ресурсами, инвестиционные проекты, открытые аукционы и торги, государственно-частное партнерство, концессионные соглашения.

Nikolay Levov PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS MECHANISM

OF REGIONAL LAND RESOURCES MANAGEMENT DEVELOPMENT

Abstract. The state of affairs in land resources management field analyzed in the article on the example of Moscow city. Quantitative indicators of investment activity in land use and social objects construction are shown. The forms and methods of public-private partnerships, that improve the efficiency of land management in the region are considered.

Keywords: land resources, investment projects, public auctions and tenders, concession agreements.

Своеобразие системы управления региональными земельными ресурсами заключается в двойственной роли региональных органов власти: с одной стороны, они активно формируют рыночную среду путем издания нормативных актов, обязательных для всех субъектов рынка; с другой - выполняют хозяйственные и социально-экономические функции, выступая на рынке в качестве одного из участников.

Созданная система управления преследует достижение следующих целей:

- формирование необходимой инфраструктуры рынка земли;

- увеличение доходов бюджета, изменение структуры доходов путем увеличения доли, относящейся к платежам за землю;

- повышение инвестиционной привлекательности территории региона за счет: обеспечения гарантий имущественных прав на землю; предоставления льгот по платежам за землю на период проектирования и строительства конкретных объектов;

- развитие системы ипотечного кредитования;

- упрощение и ускорение процедуры оформления сделок с землею;

- содействие решению социальных проблем, в том числе жилищной.

На современном этапе наиболее актуальными являются вопросы регулирования земельно-имущественных отношений как эффективного средства разрешения экономических проблем переходного периода. Совершенствование земельной политики направлено на рациональное использова-

© Левов Н.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.