Научная статья на тему 'Разработка и практическая реализация методологии управления качеством высшего образования'

Разработка и практическая реализация методологии управления качеством высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капырин Петр Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой, развитием и практической реализацией методологии управления качеством высшего образования. Выделены наиболее типичные факторы, оказывающие влияние на качество образования, определены первоочередные задачи, стоящие перед высшими учебными заведениями и кратко изложены возможные подходы к их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE METHODOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION

The article discusses issues related to the design, development and practical implementation of the methodology of quality management in higher education. The most typical factors that affect the quality of education. Identify priority challenges facing higher education institutions and outline possible approaches to their solution.

Текст научной работы на тему «Разработка и практическая реализация методологии управления качеством высшего образования»

РАЗРАБОТКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой, развитием и практической реализацией методологии управления качеством высшего образования. Выделены наиболее типичные факторы, оказывающие влияние на качество образования, определены первоочередные задачи, стоящие перед высшими учебными заведениями и кратко изложены возможные подходы к их решению.

Ключевые слова: управление, экономика, высшее образование, качество в образовательной деятельности, высшее образование, управление качеством, система управления качеством, инновационное образование, модель, государственный образовательный стандарт, компетентность.

rnr Kapyrin DEVELOPMENT AND PRACTICAL IMPLEMENTATION

OF THE METHODOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION

Annotation. The article discusses issues related to the design, development and practical implementation of the methodology of quality management in higher education. The most typical factors that affect the quality of education. Identify priority challenges facing higher education institutions and outline possible approaches to their solution.

Keywords: management, economy, higher education, quality in education, higher education, quality management, quality management system, innovative education model, the state educational standard. Competence.

Возрастающая сложность технологических процессов, рост уровня их технической оснащенности, обеспечение высоких темпов развития науки и техники, обусловленные необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства, требуют наличия квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки. Поэтому государственная система предоставления образовательных услуг в целом и услуг высшего образования в частности становятся важнейшими факторами формирования и развития экономического потенциала страны [4].

В сфере высшего образования особенности экономических отношений раскрываются в теории общественного блага. Среди товаров и услуг частного (индивидуального) потребления, производимых рыночной системой, существуют определенные виды товаров и услуг, которые рынок не намерен производить в силу их высокой социальной значимости и преобладания государственной формы собственности (социальные услуги). Вместе с тем, в большинстве случаев они имеют признаки и частных, и общественных благ, то есть являются «смешанными» общественными благами. К их числу относятся и услуги высшего образования. Высшую школу нельзя целиком отнести к общественному благу. Только научные исследования и база общеобразовательного цикла подготовки соответствуют требованиям чистого общественного блага. Вместе с тем, высшее образование можно рассматривать как частное благо, поскольку его получение является сферой самореализации личности, служит гарантией профессионального успеха и средством социальной защиты от колебаний конъюнктуры рынка труда. Эта точка зрения на экономическую природу услуг высшего образования в настоящее время преобладает среди зарубежных и отечественных специалистов.

Переход национальной экономики на рыночные рельсы повысил внимание ученых-экономистов и специалистов к рынку услуг, в том числе образовательных. Свидетельством этому служат многочисленные публикации последних лет, связанные с этим вопросом [1; 2; 3; 6; 8].

УДК 378 П.А. Капырин

© Капырин П.А., 2015

В повседневной жизни каждый человек в той или иной мере испытывает потребность в знаниях - это исходная составляющая самой природы человека. Эта потребность принимает в современном мире специфическую форму в виде желания в получении образования, которое может быть удовлетворено производителями образовательных услуг. Поэтому образовательные услуги как общественное благо могут быть определены, в первую очередь, как средство удовлетворения потребности в образовании, которая выявляется и удовлетворяется на рынке образовательных услуг. Однако в теории управления качеством услуга, как и любой вид деятельности, должна быть направлена на конкретного потребителя. С целью максимального удовлетворения образовательных потребностей высшее учебное заведение должно установить ожидаемые и предположить неожидаемые потребности конкретных потребителей. Исходя из этого сформулировано понятие образовательной услуги, под которой понимается вид деятельности, направленный на удовлетворение ожидаемых и неожи-даемых образовательных потребностей конкретных потребителей.

Система управления качеством образования в высших учебных заведениях направлена не только на результат обучения, но и на процесс предоставления образовательных услуг, качество которого и определяет потенциальную возможность вуза предоставлять услугу, отвечающую требованиям ее потребителя. Качество образования наряду с результатами обучения - это система, модуль, организация и процедуры, которые гарантируют, что студенты получат комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворять свои потребности и позволяющие им внести вклад в процесс и улучшение общества в целом. Сегодня наиболее востребованы специалисты, для которых характерна не только профессиональная компетентность, но также широкая образованность, нравственная культура, ориентация в профессиональной деятельности на общечеловеческие гуманистические ценности.

Разработка и практическая реализация методологии управления качеством высшего образования связывается с решением четырех основных комплексов задач:

- первый комплекс задач ориентируется на глубокое и всестороннее познание системного много аспектного объекта управления - феномена «качество» в системе высшего образования, структуры общественных и личных потребностей, удовлетворяемых через деятельность высшей школы, и их взаимодействия;

- второй комплекс задач связан с установлением, обоснованием и выбором целей в системах управления качеством высшего образования, с их нормированием или эталонизированием с учетом результатов исследований по первому комплексу задач;

- третий комплекс задач сопряжен с поиском путей, методов и средств взаимодействия на качество высшего образования для наилучшего достижения целей управления, с разработкой механизма управления, адекватного природе управляемого объекта;

- четвертый комплекс задач связан с приведением в действие (внедрением) механизма управления качеством высшего образования, обеспечением и поддержанием его эффективной и стабильной работы.

Важно различать качество результата и процесса образования. Результатом образования являются изменения и в компетентности студента, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. Активно разрабатываются и процедуры независимой оценки компетентности студента, т.е. результативных показателей образования. Не вызывает сомнения необходимость таких разработок. Но какими бы не были методы оценки качества результата образовательного процесса, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата - значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату.

Поэтому важно выделить в качестве самостоятельной задачи систему мероприятий по оценке

качества образовательного процесса, поиск путей его повышения и реализации намеченных изменений. Данная система, направленная на выполнение указанных задач, называется системой поддержки качества образовательного процесса [7].

На уровне государственного регулирования в Российской Федерации существуют определенные требования к качеству как результата, так и процесса подготовки специалистов высшего образования. Эти требования сформулированы в виде федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и других нормативных документов. Тем не менее, основное влияние на уровень качества подготовки специалистов оказывают не столько государственные нормативы, сколько условия реализации этих требований в конкретной образовательной системе. Причем качество образования не является постоянной величиной - оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений. Не вызывает сомнения, что такие факторы, как текучка кадров преподавательского состава, нехватка средств на пополнение библиотечных фондов и т.п. снижают качество образования, а систематическое повышение квалификации преподавателей, оснащение лабораторий современным оборудованием могут в существенной мере повысить качество образовательного процесса. Очевидно, что многие факторы не однозначно могут влиять на качество образования в зависимости от множества других условий. Поэтому маловероятно, что может существовать единственная модель конкретной образовательной системы и однозначная траектория приближения к ней конкретной образовательной системы.

Невозможность такой универсальной модели качественного образовательного процесса определяется также некоторыми различиями в представлениях о самой идеи качества у различных сторон, вовлеченных в этот процесс или заинтересованных в его результатах. Наличие образовательных стандартов отнюдь не снимает это противоречие. В них дано достаточно общее описание, как квалификационных характеристик, так и содержания знаний и умений, которые должны получить студенты. Реализация образовательного стандарта в учебном плане и программах, организация учебных занятий и многие другие факторы, определяющие качество подготовки студента, зависят не только от требований ФОГС ВПО, но и от представлений о качестве, которые имеются у конкретных преподавателей, студентов, других служб, вовлеченных в образовательный процесс [5].

Причем реальный образовательный процесс в подавляющем большинстве случаев далек от идеальных представлений о его качестве. Поэтому важным ресурсом в повышении качества образования представляется организация условий саморазвития образовательной системы, ее постепенное приближение к идеальным представлениям о качестве всех заинтересованных сторон. Организационным механизмом такого саморазвития образовательной системы может являться внутренняя система поддержки качества образования. Основная цель работы внутренней системы поддержки качества является организация процесса усовершенствования образовательной системы в целом и отдельных ее составляющих, т.е. не констатацию наличного уровня качества, а постоянный поиск путей его повышения. В реальных условиях невозможно полностью приблизиться к идеальным представлениям о качестве, поэтому такая цель является неисчерпаемой.

Факторы, оказывающие влияние на качество образования, как известно, многочисленны. К ним могут быть отнесены: система управления вузом, уровень подготовки абитуриентов и организация их отбора, содержание образовательных программ, квалификация и мотивация деятельности профессорско-преподавательского состава, организация учебного процесса, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, воспитательная работа, учет потребности рынка труда в выпускаемых специалистах и организация связей с работодателями, организация контроля образовательного процесса. Рассмотрим влияние некоторых факторов на качество образования, выделяя первоочередные задачи, стоящие перед высшими учебными заведениями и кратко остановимся на возможных подходах к их решению.

Система управления высшим учебным заведением, как и любой другой организацией, во многом определяет результаты во всех областях его деятельности, наглядно проявляющейся в существующих организационных структурах. Высшее образование достаточно консервативно и использует устаревшие подходы, приемы и методы. Следствием этого является не только большая численность административно-управленческого аппарата, но и замедленные реакции на изменения внешней и внутренней среды вуза, снижение качества принимаемых решений, сложность оперативного решения возникающих задач и т.п. Для улучшения работы вуза следует использовать при администрировании методологию современного менеджмента, уделяя современное и соответствующее внимание прогнозированию, текущему и оперативному планированию, организации всех видов деятельности, мотивации всех участников образовательного процесса, контроля, совершенствуя системы коммуникации и методы принятия решений. По всем этим направлениям накоплен большой опыт. Задача состоит в его критическом осмыслении и использовании в сфере образования. Дополнительные и немалые резервы лежат и на его путях предоставления вузам большей самостоятельности в решении вопросов, касающихся самых различных областей их деятельности.

Уровень знаний абитуриентов, их личностные характеристики и мотивация к получению образования по избранному направлению играют решающую роль в их последующем обучении. Неблагоприятные тенденции в этой области общеизвестны и обусловлены не только состоянием общества, культуры, общего образования, но и продолжающимися изменениями в структуре народного хозяйства страны, которые порождают неопределенность в отношении областей деятельности будущих специалистов. Требуется усиление связей высших учебных заведений с общественностью и со школой, в том числе и посредством создания образовательных комплексов.

Учебные планы определяют содержание образования и основные требования к знаниям будущих специалистов. В учебных планах целесообразно изыскать возможности для сокращения времени на изучение обязательных дисциплин (при сохранении фундаментальности естественнонаучного образования) в пользу освоения знаний и умений, потребности в которых диктуются развитием науки, техники, производства и общества. При разработке учебных планов главным результатом образования является не столько объем полученных конкретных знаний, сколько приобретенные навыки системного мышления, умение находить и использовать нужную информацию, желание продолжать обучение и самосовершенствование, способность жить и успешно работать среди других людей.

Роль личности преподавателя в образовании всегда была определяющей. Используемый в профессиональной деятельности научно-практический и жизненный опыт преподавателя является существенной составной частью образовательного процесса. Однако возрастной состав профессорско-преподавательского персонала изменился не в лучшую сторону. Большая часть пришедшего в вузы молодого пополнения оказалась лишена возможности знакомства с научно-производственным опытом старшего поколения. Кроме того, необходимо срочное создание постоянно действующей системы подготовки повышения квалификации преподавательских кадров для высшей школы, а также условий и возможностей для проведения большинством преподавателей научно-исследовательских работ в актуальных областях науки и техники.

Качество образования является результатом деятельности высшего учебного заведения в самых различных областях. Процесс его повышения до уровня современных и перспективных требований нуждается в управлении, которое должно основываться на системном подходе и учитывать все влияющие на результат обучения факторы и их взаимосвязи.

Библиографический список

1. Варжина, Н. В. Проектирование элементов системы управления качеством вуза по модели МС ИСО 9001 / Н. В. Варжина // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2003. - № 1. - С. 124-130.

2. Данилова, Т. В. Методика оценки конкурентоспособности вузов / Т. В. Данилова // Качество и конкурентоспособность в XXI веке : материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2006. - С. 55-61.

3. Добрыднев, С. И. К вопросу определения продукта вуза / С. И. Добрыднев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 4. - С. 26-31.

4. Капырин, П. А. Проблемы формирования системы управления инновационной деятельностью университета / П. А. Капырин, М. В. Шленова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 2. - С. 199-205.

5. Коршунов, Н. С. Пути повышения качества образования / Н. С. Коршунов, Э. А. Обухова // Молодежь. Наука. Образование : труды IV Международной научно-практической интернет-конференции. - Пенза, 2012. - С. 49-54.

6. Пузанков, Д. В. Использование принципов всеобщего управления качеством и стандартов серии ISO 9000 в инженерном образовании / Д. В. Пузанков, С. А. Степанов, С. О. Шапошников // Проблемы качества в сфере образования. - 1999. - № 1.

7. Поташник, М. М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / М. М. Поташник. - М. : Педагогическое общество России. - 2000. - С. 448.

8. Щетинин, В. П. Экономика образования / В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. Г. Рябушкин. - М. : Российское педагогическое агентство. - 1998. - С. 86-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.