Научная статья на тему 'Проблемы формирования системы управления инновационной деятельностью университета'

Проблемы формирования системы управления инновационной деятельностью университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капырин Петр Алексеевич, Шлёнова Мария Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с управлением инновационной деятельности вуза, способного в современных социально-экономических условиях осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих в ведущих отраслях народного хозяйства, создавать и совершенствовать инновационные структуры осуществлять подготовку специалистов, способных обеспечить построение и развитие инновационного цикла от стадии фундаментальных исследований до выпуска и реализации наукоемкой продукции и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капырин Петр Алексеевич, Шлёнова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE UNIVERSITY

The article discusses the issues associated with managing the development of innovative educational activity of the University, capable to modern socio-economic conditions to carry out preparation, retraining and improvement of qualification of specialists, working in leading sectors of the national economy. Create and improve the innovative structure in universities, training of specialists, capable to provide the construction and development of the innovation cycle, from the stage of basic research to production and implementation of high-tech products and technologies.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования системы управления инновационной деятельностью университета»

УДК 378.4.014:001.895

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с управлением инновационной деятельности вуза, способного в современных социально-экономических условиях осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих в ведущих отраслях народного хозяйства, создавать и совершенствовать инновационные структуры осуществлять подготовку специалистов, способных обеспечить построение и развитие инновационного цикла от стадии фундаментальных исследований до выпуска и реализации наукоемкой продукции и технологий.

Ключевые слова: управление, экономика, инновации в образовательной деятельности, инновационное образование, инновационное развитие, управление инновациями, бизнес-процессы, модель, управление, инновационные образовательные технологии, инновационное мышление.

PROBLEMS OF FORMING THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE UNIVERSITY

Abstract. The article discusses the issues associated with managing the development of innovative educational activity of the University, capable to modern socio-economic conditions to carry out preparation, retraining and improvement of qualification of specialists, working in leading sectors of the national economy. Create and improve the innovative structure in universities, training of specialists, capable to provide the construction and development of the innovation cycle, from the stage of basic research to production and implementation of high-tech products and technologies. Keywords: management, economy, innovations in educational activity, innovative education, innovation development, innovation management, business processes, model, innovative educational technologies, innovative thinking.

Возрастающая сложность технологических процессов, рост уровня их технической оснащенности, обеспечение высоких темпов развития науки и техники, обусловленные необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства, требуют наличия квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки. Поэтому государственная система предоставления образовательных услуг в целом и услуг высшего профессионального образования в частности становятся важнейшими факторами формирования и развития экономического потенциала страны. Осуществление широкомасштабного реформирования образования с целью всеобъемлющего повышения интеллектуального потенциала страны диктует необходимость смены парадигмы поддерживающего образования на инновационное образование. Дальнейшее развитие высшей школы требует внесения принципиальных корректировок в существующую традиционную систему образования, внедрения наиболее перспективных форм и методов обучения.

Требуют серьезного рассмотрения вопросы, связанные с методологическими обоснованиями и научно-методическими положениями, на основе которых сегодня строятся новые технологии управления инновационным развитием образовательной деятельности высшего учебного заведения. В настоящее время среди отечественных исследователей существуют различные взгляды на решение этой проблемы. Однако все они сходятся на том, что при обострении конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг приобретают особую актуальность методы управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза, интеграция обучения с научными исследованиями и производственной деятельностью, а также повышение предпринимательской активности обучаемых и развитие в них инновационного типа мышления.

В отечественных средствах массовой информации, посвященных высшему образованию, в

П.А. Капырин М.Ю. Шлёнова

Petr Kapyrin Maria Shlenova

© Капырин П.А., Шлёнова М.Ю., 2014

последние годы появилось много публикаций, содержащих развернутую картину кризиса высшего профессионального образования. Однако общие причины этого кризиса либо оказываются вообще за рамками публикаций, либо остаются неясными. Пытаясь объяснить природу недостаточной эффективности высшего профессионального образования, разные авторы приводят исключающие друг друга аргументы. Глубинные источники этого разногласия кроются в том, что сама парадигма традиционного высшего образования прочно укоренилась в сознании самих исследователей.

В современных экономических условиях все более обостряется конкуренция на рынке образовательных услуг. Замена стратегии своеобразной элитарности высшего образования на стратегию его массовой доступности на протяжении всей жизни граждан, желающих приобрести новые знания и компетенции, привела к существенному увеличению числа студентов. В то же время общепризнано, что уровень подготавливаемых вузами специалистов в большинстве случаев уже не соответствует тому уровню требований, который предъявляет современная экономика. В данных условиях обеспечить устойчивую конкурентоспособность на рынке образовательных услуг способен лишь переход вуза к инновационному образованию, предусматривающему обучение в стремительно изменяющейся окружающей среде, формирующему у студента инновационное мышление, обеспечивающему преодоление серьезных учебных нагрузок, которые привносит постиндустриальная, информационная цивилизация. В этом случае основным критерием успеха на рынке образовательных услуг будет критерий ценности и престижности образования на фоне его стоимости.

Инновационное развитие образовательной деятельности должно позволить вузу не только повысить качество подготовки и компетентность выпускаемых специалистов, но и дать ему определенную экономическую независимость, что на современном российском рынке образовательных услуг является немаловажным условием выживания. В связи с этим методы управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза требуют серьезного изучения. Опыт функционирования многих отечественных вузов показывает, что в современных социально-экономических условиях наиболее жизнеспособными оказываются те из них, которые проводят активную инновационную политику. Вводят новые технологии управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза, внедряют в учебный процесс современные образовательные программы, направленные на создание новых промышленных технологий и техники, расширяют круг образовательных, научно-технических и консалтинговых услуг, предоставляемых населению и различным организациям.

В современных социально-экономических условиях формируется новый тип инновационно-ориентированного вуза, который является самостоятельным игроком на рынке профессиональных образовательных услуг и выстраивает стратегию своего развития, опираясь на собственные конкурентные преимущества. Современные инновационно-ориентированные вузы должны самостоятельно выявлять ключевые точки реформирования собственных образовательных процессов, требующих инновационных подходов и прилагать максимальные усилия для успешной их реализации [1]. Использование инновационных методов управления образовательной деятельностью вуза позволит качественно изменить содержание обучения, стимулировать и активизировать познавательную активность студентов, развить высокую степень самостоятельности в приобретении и применении знаний.

Анализ основных приоритетных направлений инновационной образовательной деятельности вуза показывает, что управление развитием этой деятельности является важнейшей и органической частью управления современного вуза, на долю которой приходится большая часть управленческих функций, основными из которых являются:

— социальная, связанная с удовлетворением образовательных потребностей личности и передачей культурных и образовательных традиций следующим поколениям;

— профессиональная, связанная с удовлетворением потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах и передачей профессиональных знаний;

- образовательная, связанная с подготовкой специалистов готовых к инновационной деятельности, которые через определенное время будут участвовать в управлении инновациями, и выбирать пути их развития.

Все три этапа ранее анализировались, как правило, изолированно друг от друга, что привело к недооценке образовательной деятельности вузов в социально-экономическом развитии. Сокращение финансирования высших учебных заведений лишь усугубило эти проблемы.

Современная жизнь, характеризуется ускоряющимися темпами перемен во всех ее сферах. На сегодняшний день у многих специалистов различных областей отмечается профессиональный кризис, наступающий примерно в 30 лет, который состоит в том, что человек ощущает интеллектуальный дискомфорт в своей профессии, обусловленный ускоряющимися темпами старения имеющихся у него знаний. Это, во многом, связанно с устаревшими формами обучения, которые очень быстро устаревают в стремительно меняющемся современном мире. В то же время специалисту в процессе обучения зачастую не прививаются инновационное мышление и навыки постоянного самообучения. На сегодняшний день традиционное образование готовит в основном специалистов, способных работать в своей области либо лишь в текущих условиях, либо вовсе с устаревшими знаниями, требующими немедленного переобучения. Такая ситуация требует от руководства различных предприятий в частности и государства в целом затрачивать большие средства на постоянное переобучение и повышение квалификации сотрудников. Во многом это следствие того, что студенту во время обучения не прививается стремление и заинтересованность в постоянном самообучении и самосовершенствовании в его предметной области.

Для того чтобы высшее образование было увязано с будущей профессиональной деятельностью, нужно стремиться усиливать его связи с существующей реальностью. Между высшим образованием и жизнью должна сформироваться определенная информационная система, обеспечивающая передачу профессионально значимого знания в систему обучения. В свою очередь, и существующая система обучения, также должна подвергнуться изменениям - стать в большей степени восприимчивой к новому. В этом случае основным критерием успеха на рынке образовательных услуг будет критерий ценности и престижности образования на фоне его стоимости [2].

Поэтому процесс инновационной образовательной деятельности вуза представляется следующим образом. В начальный момент, когда у студента имеется лишь «профессиональное незнание», строится модель профессии, показываются связи с общекультурными знаниями, место профессии в общесоциальном мире. Выявляется взаимосвязь профессиональных технологий и предметных знаний. Предметные знания строятся на уровне научных и теоретических понятий в объеме полной средней школы. Тем самым генерируется исходный образ профессии, и у студента формируется образ себя в этой профессии.

На втором этапе обучения учебный материал по каждому предмету выстраивается в упорядоченную структуру по признаку повышения качества, основанного на последних достижениях науки. После освоения предметных знаний выстраивается образ профессии на данный момент времени; у студента формируются два образа профессии на разных этапах обучения, которые дают наглядные и содержательные представления о развитии профессии, движении профессиональных знаний.

Возможен третий, методологический, этап: сначала изучается научная и инновационная методология, а затем полученные знания применяются для решения практических задач. Учебный процесс отображает полный жизненный цикл научной идеи или другого новшества. Совершается замкнутый научно-инновационный тренинг, благодаря которому студент приобретает реальные умения и навыки в профессиональной деятельности. На этом этапе образ профессии в третий раз насыщается новыми понятиями и представлениями.

Итак, под инновационным образованием можно понимать образование, основанное на новых знаниях и инновационной динамике. В данном определении подчеркивается две его особенности: новизна и процессность. При этом и сама категория «новые знания» понимается широко: как знания, полученные средствами науки, искусства, изобретательства, интегрального синтеза.

Таким образом, в инновационном образовании обучение студента должно разделяться на три этапа, каждый из которых должен приводить к достижению одной из следующих целей.

1. Обеспечить высокий уровень интеллектуально-личностного и духовного развития студента.

2. Создать условия для овладения им навыками научных исследований и выработать соответствующий стиль мышления.

3. Обеспечить овладение методологией нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

Реализовать данные цели можно путем использования модели управления внедрением инновационных образовательных технологий, т.е. модели инновационного образования, представленной на рис. 1. В модели инновационного образования обучение разделено на три этапа.

1. Создание абитуриентом видения профессии и его места в ней. Данный этап инновационного образования позволит свести к минимуму проблему влияния третьих лиц на выбор будущей профессии абитуриента, что позволит выпускать большее количество специалистов, заинтересованных в своей области деятельности.

2. Изучение математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Данный этап соответствует традиционному образованию и готовит специалиста для работы в текущих технических и экономических условиях. В новой системе образования прохождение студентом данного этапа можно приравнять к бакалавриату.

3. Привитие студенту научного и инновационного мышления. Данный этап призван, прежде всего, развить у студента инновационный тип мышления и привить ему стремление к постоянному самообразованию. Фактически на данном этапе специалист предметной области превращается из исполнителя в инженера, способного к творческому подходу в области своей деятельности и стремящегося к постоянному ее усовершенствованию.

Реализация всех трех этапов обучения позволит вывести общий уровень обучения на новый качественный уровень, что значительно повысит конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. Для достижения поставленных в модели целей инновационное образование должно строиться на принципах антропоцентризма и профессионализма. Антропоцентризм - следствие уже указанных целей инновационного образования. В настоящее время в учебном процессе доминирует система, ориентированная на пассивную трансляцию знаний, формирование умений и навыков, а не на развитие потребностей (прежде всего - учиться) и способностей учащихся. В инновационном же образовании интересы человека (студента, преподавателя), его духовного, культурного, интеллектуального развития, формирование предпосылок становления профессионального мышления выносятся в центр внимания [3].

Можно отметить, что инновационное обучение направлено не только на овладение будущей профессией, но и на способность постоянно совершенствоваться и самообучаться в своей сфере деятельности. На сегодняшний день специалист, приходящий на производство из высшего учебного заведения, нуждается в дополнительном обучении и повышении квалификации, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляет современное производство. Кроме того, у многих работников различных предприятий отсутствует стремление к постоянному самообучению и самосовершенствованию в области их деятельности, что ведет к постоянному снижению эффективности труда. Выходом из данной ситуации должно послужить внедрение инновационного образования, которое предполагает тесную интеграцию вуза и предприятий, по профилю которых вуз готовит специалистов.

Рис. 1. Модель управления внедрением инновационных образовательных технологий

Основным вопросом, при интеграции образования и производства, будет являться вопрос выгодности данной интеграции, как для научных и производственных предприятий, так и для вузов. При традиционной форме образования вузы зачастую не ориентируются на современные требования в области специализации своих студентов и обучают их по относительно стабильным учебным программам. Это позволяет вузу не затрачивать значительные средства на повышение квалификации преподавателей. Производственные и научно-технические предприятия на сегодня практически не связаны с высшим образованием, они почти не влияют на учебную программу и на качество подготовки будущих специалистов.

Одним из главных условий эффективного внедрения инновационного образования является постоянное взаимодействие вуза с научно-технической сферой (НТС) и промышленными предприятиями, которые являются потребителями выпускаемых вузом кадров. Только при условии, если вуз будет разрабатывать и своевременно корректировать свои учебные планы и образовательные программы в соответствии с текущими и перспективными требованиями НТС и промышленных предприятий, он сможет значительно повысить качество подготовки специалистов, а его выпускники будут востребованными на рынке труда. Возрастет популярность среди абитуриентов и, следовательно, вуз улучшит свое положение в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг. Переход к инновационному образованию позволит тесно интегрировать высшие учебные заведения и реальный сектор экономики, как показано на рис. 2.

Еще одним важным условием, способным значительно повысить конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг и в то же время принести серьезную отдачу для реального сектора экономики, является создание инновационных научных школ на базе инновационных вузов. Создание инновационных научных школ позволит не только значительно повысить научный и образовательный потенциал вуза, но и создавать на базе вуза малые инновационные предприятия, способные

приносить инновационному вузу доход, а также могущих послужить хорошей производственно-практической базой для обучающихся в вузе студентов.

Рис. 2. Модель управления интеграцией вузов и реального сектора экономики

Одним из важнейших элементов достижения конкурентного преимущества на рынке образовательных услуг является система управления инновационным вузом. Для эффективного функционирования инновационного вуза необходимо, чтобы его система управления охватывала широкий спектр деятельности. При этом его управленческая структура должна быть разбита на ряд независимых, но в тоже время тесно сотрудничающих структурных подразделений. При этом в современных рыночных условиях каждое структурное подразделение инновационного вуза должно быть в состоянии самостоятельно функционировать и обеспечивать себя финансами. Но в тоже время, для достижения максимального качества оказываемых вузом услуг необходимо тесное взаимодействие всех его структур.

Таким образом, формируется новый тип инновационного вуза, который является самостоятельным игроком на рынке профессиональных образовательных услуг и выстраивает стратегию своего развития, опираясь на собственные конкурентные преимущества. Рассмотренные преобразования позволят добиться кардинальных результатов на пути трансформации традиционного вуза в инновационный вуз, позволят сформировать в нем новую инновационную культуру, отличающуюся приоритетом творческих задач, развитием конкурентных преимуществ, коллективными формами совместного труда, открытостью и доминирующей ролью знаний в управлении инновационным вузом.

Библиографический список

1. Казанцев А.К., Мешкис Д.К. Моделирование бизнес процессов современного вуза на основе информационных технологий // Инновации. - 2006. - № 2(89). - С. 68-79.

2. Огарков Н.П. Проблемы непрерывного профессионального образования: гуманизация, инновации, управление / Н.П. Огарков [и др.]. - М.: МАЭП, 1999. - 122 с.

3. Капырин П.А., Харин А.А. Инновационная деятельность вуза - главный механизм повышения качества подготовки специалистов высшего профессионального образования // Вестник Университета. (Государственный университет управления). - 2008. - 2(10). С. 199-205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.