ISSN 2304-120X
Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15172. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15172.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
ART 15172
УДК 37.014.54
Ходырева Елена Анатольевна,
доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
hum@vshu.kirov.ru
Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе
Аннотация. В статье инновационные проекты рассматриваются в качестве существенных механизмов инновационного развития российских университетов. Инновационный образовательный проект характеризуется как система деятельности субъектов образования по созданию уникальных образовательных продуктов, услуг и результатов. Представлено описание проекта «Компетентностно-ориен-тированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании», реализуемого в рамках «Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО “Вятский государственный гуманитарный университет” на период 2012-2016 гг.». Описаны особенности управления данным инновационным проектом на проектной, производственной стадиях и стадии коммерциализации.
Ключевые слова: инновационный образовательный проект, управление проектами, стадии управления инновационными образовательными проектами в вузе. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Важнейшим условием становления современного университета как интегрированного научно-образовательного центра является эффективное решение комплекса долгосрочных и тактических задач. И если тактические задачи связаны с обеспечением требуемого учредителем качества функционирования вуза в образовательной, научной, международной, финансово-экономической, кадровой и инфраструктурной сферах, то долгосрочные - обеспечивают нахождение его «точек роста» в указанных выше сегментах деятельности. В качестве существенного механизма инновационного развития университета в данном случае выступают инновационные проекты. Рассмотрим особенности их реализации на примере управления инновационными образовательными проектами.
Инновационный образовательный проект мы рассматриваем как систему деятельности субъектов образования по созданию уникальных образовательных продуктов, услуг и результатов. Инновационный образовательный проект обеспечивает преобразование социальной действительности и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных задач в течение заданного периода времени и при установленном бюджете.
Инновационный образовательный проект характеризуется рядом признаков, среди которых наиболее значимыми являются следующие:
- высокая степень неопределенности параметров проекта уменьшает достоверность предварительной экономической оценки и предполагает применение дополнительных критериев оценки и отбора;
- ориентация на долгосрочные результаты требует создания надежной базы прогнозирования и учета фактора времени;
- участие высококвалифицированных специалистов, научных работников, уникальных ресурсов требует тщательной разработки отдельных этапов проекта;
1
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15172. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15172.htm. - ISSN 2304-120X.
- вероятность получения неожиданных и представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов проекта.
Данные особенности нашли свое отражение в инновационных образовательных проектах, реализуемых в рамках «Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет” на период 2012-2016 гг.»: «Компетентностно-ориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании», «Университетские профильные классы», «Университет третьего возраста», «Сетевое взаимодействие ВятГГУ с иностранными университетами», «Сетевое взаимодействие с российскими вузами», «Развитие дистанционного обучения на основе информационных и коммуникационных технологий». Эти проекты решают задачу модернизации системы непрерывного образования в университете на основе создания и внедрения инновационных образовательных программ и технологий, практик общего, профессионального и дополнительного образования. Ключевым инновационным проектом в образовательной сфере является проект «Компетент-ностно-ориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании».
Основная цель проекта - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и регионального рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности основных образовательных программ, формирования системы непрерывного образования в ВятГГУ.
Основные задачи проекта
1. Создание и развитие системы поиска, отбора и поддержки талантливых абитуриентов для поступления на бакалаврские и магистерские программы, обеспечивающей условия их результативного профессионального самоопределения.
2. Внедрение и реализация в ВятГГУ федеральных государственных образовательных стандартов в компетентностном формате на основе активного взаимодействия с работодателями.
3. Совершенствование системы содействия занятости студентов, трудоустройству и профессиональному становлению выпускников ВятГГУ.
4. Внедрение инновационных моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего возможность формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся для дальнейшего профессионального и личностного роста.
5. Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества образовательной деятельности ВятГГУ.
Проект реализуется в 3 этапа.
I этап - 2011-2013 гг.: формирование современной образовательной структуры ВятГГУ, обеспечивающей приток в вуз наиболее способных абитуриентов и реализацию программ уровневой подготовки в компетентностном формате на основе активного взаимодействия с работодателями.
II этап - 2013-2014 гг.: внедрение и развитие инновационной системы управления образовательным процессом ВятГГУ по всем основным направлениям образовательной деятельности.
III этап - 2014-2016 гг.: формирование и развитие единой информационной учебно-методической базы образовательного процесса ВятГГУ с целью обеспечения непрерывности и доступности качественного профессионального образования.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15172. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15172.htm. - ISSN 2304-120X.
Ожидаемые конечные результаты проекта
1. Создание банка данных об одаренных детях, педагогах - научных руководителях.
2. Создание банка научно-методических рекомендаций и информационных материалов по работе с одаренными абитуриентами.
3. Отработка механизма интеграции усилий ВятГГУ и образовательных учреждений разных типов по принципу сетевого взаимодействия.
4. Увеличение количества образовательных учреждений различных типов - участников программы поддержки талантливой молодежи - не менее 70% от общего числа учреждений, с которыми организовано взаимодействие по вопросам довузовской подготовки.
5. Увеличение количества участников олимпиад, творческих и научных конкурсов различного уровня, поступивших на направления подготовки в ВятГГУ, до 80%.
6. Увеличение количества медалистов, выпускников системы СПО, имеющих дипломы с отличием, имеющих наивысшие баллы по ЕГЭ, поступивших на направления подготовки в ВятГГУ, - не менее 40%.
7. Совершенствование системы содействия занятости студентов, трудоустройству и профессиональному становлению выпускников ВятГГУ в соответствии с реализацией государственного и социального заказа на подготовку специалистов с учетом государственных и региональных интересов.
8. Увеличение количества студентов, освоивших дисциплины базовой части ФГОС, для каждой УГСН до 70%.
9. Увеличение количества студентов, имеющих положительные оценки по государственным экзаменам по каждой из реализуемых основных образовательных программ, до 95%.
10. Увеличение доли участия в формировании и реализации ООП представителей органов исполнительной власти и представителей организаций-работодателей до 100%.
11. Увеличение количества преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации по проблематике, связанной с внедрением и реализацией ФГОС и двухуровневой системы подготовки специалистов, до 100%.
12. Увеличение количества штатных преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, по каждой из реализуемых ООП, до 65%.
13. Увеличение показателя ежегодной реализации программ переподготовки и/или повышения квалификации не менее чем по 50% от реализуемых в ВятГГУ УГСН.
14. Увеличение доли применяемых интерактивных методов обучения до 50%.
15. Увеличение количества реализуемых в ВятГГУ УГСН до 12.
16. Увеличение доли выпускников ВятГГУ, продолживших обучение в университете по программам магистратуры и аспирантуры, до 15%.
17. Совершенствование локальной нормативно-правовой базы университета, обеспечивающей реализацию ФГОС и системы двухуровневого высшего профессионального образования.
При реализации проекта существуют следующие риски.
1. Риски, связанные с квалификацией персонала, - ошибки проектирования и внедрения.
2. Технологические (технические) риски - пропуск основных ключевых требований, которые необходимы для реализации проекта.
3. Финансовые риски:
3.1. Риски недофинансирования проекта.
3.2. Риск увеличения стоимости проекта (превышения затрат над прогнозируемой необходимостью финансовых средств).
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15172. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15172.htm. - ISSN 2304-120X.
4. Организационные риски:
4.1. Риск увеличения сроков реализации проекта.
4.2. Ошибки проектирования, связанные с недостаточным уровнем прогнозирования рынка труда в регионе.
Процессуально инновационный образовательный проект можно подразделить на три стадии: 1) проектная; 2) производственная; 3) коммерциализация. Каждая из стадий инновационного образовательного проекта характеризуется определенной спецификой управления.
Проектная стадия включала формирование проблемного поля проекта, проведение анализа деятельности образовательных организаций высшего образования, нормативно-правовой базы современного образования, осуществление на этой основе фундаментальных и прикладных исследований по теории и практике реализации компетент-ностно-ориентированной подготовки специалистов в высшем образовании. Итоговым результатом этой стадии является создание описания проекта, включающего характеристику его целей и задач; целевые индикаторы и показатели; разработку ресурсного, кадрового и финансового обеспечения проекта. Управление на проектной стадии требует от менеджера образовательного проекта эрудиции в сфере науки, способности ориентироваться в современных методах исследований, знания основных нормативных актов, федеральных государственных образовательных стандартов, содержания профессиональных стандартов, особенностей проектирования в образовании. При этом менеджер должен вовремя оказать содействие разработчикам в подготовке заявок на объекты интеллектуальной собственности, которые впоследствии позволят «тиражировать» на другие образовательные организации полученные уникальные результаты проекта. Особенностью управления персоналом на данной стадии является использование нестандартных методов управления, основанных на доверии к высококвалифицированным работникам, когда на первое место выходят не должностные отличия, а профессиональные качества, знания, уровень проектного мышления.
Производственная стадия управления инновационным образовательным проектом предполагает разработку планов реализации проекта на календарный год, отражающих перечень мероприятий, ресурсов, оборудования, исполнителей; составление сетевого графика; создание плана осуществления коммуникаций между участниками проекта - субъектами внутренней среды вуза и широкой социальной среды региона; разработку систему контроля качества реализации мероприятий проекта. Управление на данной стадии имеет ряд специфических особенностей: менеджер должен знать технологический процесс реализации компетентностно-ориентированной подготовки по-операционно, учитывать возможности учебной и воспитательной деятельности вуза в формировании компетентного специалиста и факторы социокультурной среды, обеспечивающие эффективность данного процесса. Необходимо обеспечивать стабильность процесса компетентностно-ориентированной подготовки через планирование и контроль материально-технического, кадрового, информационного обеспечения образовательного процесса, способствовать устойчивым коммуникативным связям между структурными подразделениями вуза и субъектами широкой социальной среды, задействованными в подготовке специалиста.
Стадия коммерциализации включает не только сбыт и реализацию продукции (в нашем случае качественной образовательной услуги по подготовке востребованного на региональном рынке труда специалиста), но и коммерческие сделки по продаже прав на использование интеллектуальной собственности (в нашем случае - методические разработки, инновационные модели, образовательные технологии). На этой
4
ISSN 2304-120X
Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15172. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15172.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
стадии обеспечивается «тиражирование» полученных результатов (диффузия инноваций), в том числе в рамках научных и методических конференций, круглых столов, реализации программ дополнительного профессионального образования для заинтересованных специалистов. Управление на данной стадии требует высокой и разносторонней квалификации менеджера проекта, что обусловлено существенными особенностями коммерциализации результатов образовательных проектов.
Таким образом, управление инновационными образовательными проектами в современном вузе - это сложный процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной образовательной идеи.
Elena Khodyreva,
Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Vyatka State University
of Humanities, Kirov
hum@vshu.kirov.ru
Management of innovative educational projects in modern university
Abstract. The paper discusses innovative projects as essential mechanisms for innovative development of Russian universities. An innovative educational project is characterized as a system of actions of educational institutions for creating unique educational products, services and results. The description of the project “Competence-surface-oriented training of professionals in higher education” is given and it is implemented within the framework of "Program of Strategic Development of Vyatka State University of Humanities in 2012-2016. The features of project management include innovative project, production commerce stages.
Key words: innovative educational project, project management, management stages of innovative educational projects at university.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 29.05.15 Получена положительная рецензия 30.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 30.05.15 Опубликована 31.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Ходырева Е. А., 2015
ISSN 2304-120Х
www.e-koncept.ru
5