Научная статья на тему 'Создание научноисследовательской и инновационно-образовательной среды в вузах как одно из условий формирования образовательного и исследовательского пространства'

Создание научноисследовательской и инновационно-образовательной среды в вузах как одно из условий формирования образовательного и исследовательского пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Елена Александровна

В статье акцентировано внимание на создании в вузах научно-исследовательской и инновационнообразовательной среды, представлено обоснование к формированию инновационной инфраструктуры вузов, обусловливающей подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих инновационно-важными качествами и умениями. Предложены условия создания научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды, которые будут обеспечивать интеграцию учебной, внеучебной, научно-исследовательской, инновационной деятельности, способствовать формированию социально-психологической готовности будущих специалистов к инновационным преобразованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of the research and innovative educational environment in higher schools as a condition of formation of the educational and research space

The article deals with the creation of the research and innovative educational environment in universities. It presents the foundations for the formation of the innovative infrastructure in the universities, which would contribute to the development of competitive specialists having innovative qualities and skills. The author proposes preconditions for development of the research and innovative educational environment that will ensure the integration of academic, extracurricular, research, innovation activities and promote socio-psychological readiness of future specialists for innovative changes.

Текст научной работы на тему «Создание научноисследовательской и инновационно-образовательной среды в вузах как одно из условий формирования образовательного и исследовательского пространства»

УДК 001.895:167(075.8) Андреева Елена Александровна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы, психологии и социального права филиала Российского государственного социального университета в г. Анапе

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗАХ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация:

В статье акцентировано внимание на создании в вузах научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды, представлено обоснование к формированию инновационной инфраструктуры вузов, обусловливающей подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих инновационно-важными качествами и умениями. Предложены условия создания научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды, которые будут обеспечивать интеграцию учебной, внеучеб-ной, научно-исследовательской, инновационной деятельности, способствовать формированию со-циально-психологической готовности будущих специалистов к инновационным преобразованиям.

Ключевые слова:

инновационная деятельность, научно-исследовательская и инновационно-образовательная среда, модернизация, компетенции, инновационные преобразования, информатизация.

Andreeva Elena Aleksandrovna

PhD in Psychology, Senior Lecturer, Social Work, Psychology and Social Law Subdepartment, Russian State Social University, branch in Anapa

CREATION OF THE RESEARCH AND INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN HIGHER SCHOOLS AS A CONDITION OF FORMATION OF THE EDUCATIONAL AND RESEARCH SPACE

Summary:

The article deals with the creation of the research and innovative educational environment in universities. It presents the foundations for the formation of the innovative infrastructure in the universities, which would contribute to the development of competitive specialists having innovative qualities and skills. The author proposes preconditions for development of the research and innovative educational environment that will ensure the integration of academic, extracurricular, research, innovation activities and promote socio-psy-chological readiness of future specialists for innovative changes.

Keywords:

innovative activities, research and innovative educational environment, modernization, competences, innovative transformations, informatization.

Модернизация России, курс на инновационную деятельность требует подготовки кадров с новыми компетенциями, готовых к ведению инновационной деятельности, к ее осуществлению в социальной сфере. В данное время в России сложилась потребность в личности, способной и готовой к самореализации в различных областях: творческой, исследовательской, образовательной и других. В ближайшее время главным и первостепенным станет формирование инновационной системы и инновационной среды, которая будет создавать все условия для подготовки студентов, специалистов социальной сферы к инновационной деятельности.

В системе высшего образования необходимы инновационные преобразования и новшества, инновационные идеи и технологии:

1. Необходимо развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций, обеспечивающих формирование компетенций и знаний между социальными учреждениями, научными объединениями и высшей школой.

2. Технология модернизации требует нового качества подготовки специалистов, востребованных предприятиями, социальными организациями - лидерами модернизации. Новые кадры должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня. Их подготовка не может осуществляться без вовлечения преподавателей, научных сотрудников и студентов в передовые исследования, без практики их личного участия в таких работах.

3. Инновационный путь развития страны предполагает серьезную активизацию инновационной деятельности в высших учебных заведениях (вузах).

Решение таких задач возможно при наращивании инновационных научных исследований в вузах, обеспечивая для этого научно-исследовательские площадки, инновационные базы, научно-исследовательские инновационные лаборатории, инновационные практико-ориентиро-ванные центры, информационно-инновационные библиографические центры и другое.

Повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие сотрудничества по всем направлениям с российскими и международными университетами является основой для наращивания такой научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды в вузе.

В эпоху инноваций и экономики знаний высшие учебные заведения должны осуществлять подготовку нового инновационного поколения специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности, формировать и развивать общечеловеческие и профессиональные компетенции, которые позволяют выпускникам адаптироваться в социокультурной жизни России и стран мирового сообщества. Вузам необходимо совершенствовать свою деятельность на основе единства научного, образовательного и инновационного процессов и опережающего развития содержания обучения по отношению к практике профессиональной деятельности, следует активно участвовать в формировании глобального образовательного и исследовательского пространства, способствующего успехам своих выпускников в конкурентной среде [1].

В процессе информатизации и модернизации высшим учебным заведениям нужно иметь высокий уровень и значительный объем научных исследований, обеспечивать обновление содержания учебного процесса, воспроизводство интеллектуального потенциала, генерировать и трансформировать новые знания, развивать инфраструктуру инновационной деятельности, предлагать инновационный подход ко всем сферам деятельности, повышать свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, совершенствовать внутренние механизмы управления, обеспечивать способность к быстрой адаптации вуза к изменяющимся внешним условиям [2].

В университете следует сформировать инновационную инфраструктуру, включающую в себя представителей науки, студенчества, организаций, учреждений, предприятий. Их тесное взаимодействие будет способствовать новым разработкам, научным и инновационным исследованиям. Взаимодействие может осуществляться в рамках совместных исследований, в процессе прогнозирования развития науки.

Для этого необходимо создавать в вузах научно-исследовательские и инновационно-образовательные среды, которые будут направлены на подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих инновационным мышлением, способных к инновационной деятельности, творчеству и международному общению [3, с. 237]. Для того чтобы научно-исследовательская и инновационно-образовательная среда существовала в вузе, необходимо придерживаться следующих условий:

1. Создание в вузе инновационной базы. Инновационная база включает в себя научные секции, группы по проблемам развития науки. Студенты, включенные в эти инновационные структуры, будут активно взаимодействовать друг с другом, разрабатывать, готовить, презентовать инновационные проекты, модели, инновационные идеи, которые будут направлены на решение проблем в социальной сфере. Участие в научных секциях, группах по проблемам науки в вузе даст возможность студентам проводить научно-исследовательскую и инновационную деятельность, что кардинально повлияет на повышение мотивации студентов, сформирует положительное отношение к инновационной и исследовательской деятельности, активизирует творческое мышление студентов. В процессе проведения научно-исследовательских работ в данных структурах у студентов сформируются навыки прогнозирования, проектирования, навыки групповой работы, сотрудничества, взаимодействия и помощи друг другу. Включенность студентов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность позволит им овладеть профессиональными и коммуникативными навыками, даст возможность расширить творческое сотрудничество со студентами других российских и зарубежных вузов, представляя результаты своих научных исследований на международном уровне.

2. Проведение активного социально-психологического обучения и обучения основам инновационной деятельности в вузе. Данное условие будет способствовать повышению уровня знаний об инновационной деятельности и формированию социально-психологической готовности к ней в процессе обучения в вузе. Реализация данного условия возможна при совершенствовании системы образования, позволяющей готовить специалистов к требованиям инновационной деятельности в современном мире. С этой целью в вузе должен быть введен интенсивный курс подготовки к инновационной деятельности в социальной сфере. Этот интенсивный курс должен включать в себя темы, раскрывающие сущность и особенности понятия инновации, инновационной деятельности, классификации нововведений, содержание и структуру инновационного процесса, экономические и правовые аспекты инновационной деятельности, особенности управления инновационным процессом в социальной сфере, причины торможения инноваций в социальной сфере, особенности социального эксперимента в инновационном процессе, инновации в сфере социального работника, инновационные проекты в социальной сфере.

Кроме интенсивного курса подготовки к инновационной деятельности в социальной сфере со студентами должно вестись социально-психологическое обучение, которое включает проведение со студентами социально-психологических тренингов: тренинг адаптации и повышения

групповой сплоченности; тренинг развития эмоциональной устойчивости во время сессии; тренинг личностного роста; тренинг конструктивного поведения в конфликте; тренинг по формированию лидерских качеств; тренинг по развитию самоконтроля; коммуникативный тренинг; тренинг уверенного поведения и другие.

3. Обеспечение инновационных форм взаимодействия вуза и предприятий «образовательных заказчиков». Особое внимание в современных условиях должно уделяться востребованности подготовленных специалистов на рынке труда, поэтому повышение качества подготовки студентов в современном вузе невозможно без развития инновационных форм взаимодействия вузов и предприятий «образовательных заказчиков». Необходимо повышать вклад предприятий в организацию инновационного процесса в вузе. Важную роль в реализации инновационной политики вуза должно играть самосовершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая взаимодействие образовательных учреждений с организациями и предприятиями социальной сферы. Формами взаимодействия являются инновационно-образовательные технологии - тренинги, мастер-классы, научные конференции, круглые столы, форумы, конгрессы. Взаимодействие образовательных учреждений, предприятий, социальных учреждений приведет к отношениям, способствующим применению инновационных технологий, созданию новых образовательных инновационных проектов.

4. Создание учебно-методического объединения по вопросам инноваций. В данное объединение должны входить профессорско-преподавательский состав, научные работники, специалисты администрации вуза, представители социальных учреждений, которые будут отвечать за активизацию по подготовке, разработке, представлению студентами инновационных проектов, моделей, предложений, идей. Вся эта работа должна проводиться в тесном взаимодействии и сотрудничестве преподавателей, студентов, представителей, предприятий, социальных учреждений. Учебно-методическое объединение нацелено на работу по оказанию помощи студентам в составлении плана работы в рамках разрабатываемого инновационного проекта, оказывает помощь в подготовке сообщений, докладов, выступлений студентов на конференциях, круглых столах, инновационных дискуссиях, конгрессах, форумах. В тесном взаимодействии со студентами профессорско-преподавательский состав осуществляет подготовку и курирование студенческих инновационных проектов различных видов: образовательных, воспитательных, социально-культурных, дизайнерских, оформительских и других, соответствующих основным направлениям работы в вузе - образовательной, методической, исследовательской, воспитательной. Студенты вместе с научными руководителями, научными консультантами и представителями социальных организаций, предприятий участвуют в реализации крупных проектов. Генеральные проекты разрабатываются силами нескольких творческих коллективов, групп преподавателей и студентов или временных научно-исследовательских коллективов.

5. Создание в вузе инновационного практико-ориентированного центра. Практико-ори-ентированный центр должен проводить работу по установлению связи с социальными учреждениями, предприятиями, заключать с ними договора о прохождении практики студентами вуза, соглашения о тесном сотрудничестве и последующем приеме на работу специалистов, получивших высшее образование в данном вузе. Практика студентов производится в соответствии с учебным планом и является неотъемлемой частью учебного процесса подготовки специалистов социальной сферы.

Целями производственной практики являются:

- конкретизация у студентов результатов теоретического обучения;

- формирование у них профессионально-практических знаний, умений и навыков, необходимых для будущей работы;

- овладение студентами навыками профессионального мастерства;

- овладение основами инновационной деятельности;

- формирование умений принятия самостоятельных решений на конкретных участках работы в реальных производственных условиях.

Прохождение производственной практики студентами в социальных учреждениях позволяет закрепить полученные знания в процессе обучения и способствует:

- выработке навыков по управлению инновационной деятельностью,

- созданию инновационной стратегии, выполнению инновационных проектов в производственной сфере,

- выработке оценки эффективности реальных инновационных проектов на предприятии (в организации, социальном учреждении);

- разработке механизмов управления рисками данных проектов, а также определения состояния источников финансирования инновационного развития организации.

1. Создание информационно-инновационного библиографического центра по вопросам инноваций. Главной функцией центра будет являться сопровождение студентов в процессе подготовке инновационных проектов, обеспечение студентов необходимой основной и дополнительной литературой, периодическими и специальными изданиями, материалами электронных ресурсов и сети Интернет. Представители информационно-инновационного библиографического центра будут способствовать поиску необходимой информации о совершенных инновационных внедрениях в рамках разрабатываемой темы студентами, подбору учебной литературы, первоисточников, нормативных документов, справочников.

2. Создание инновационно-образовательного интернет-портала широкого доступа в вузе. Применение современных технологий требует создания системы обмена информацией между студентами, преподавателями, научными работниками, работодателями. Интернет-портал создает единую информационную среду вуза и позволяет иметь доступ к инновационно-образовательным ресурсам, к базам данных инновационных разработок вузов, обеспечивая тем самым интеграцию науки, образования и инновационного производства [4, с. 112].

3. Создание инновационной лаборатории научно-исследовательских инновационных проектов. Инновационная лаборатория, созданная на базе университета, должна включать усовершенствованный компьютерный класс (аудиторию) и лабораторное оборудование, которым оснащена лаборатория, установленного и используемого в учебно-образовательном процессе в рамках научно-исследовательских и инновационных проектов. В инновационной лаборатории имеется выход в глобальную сеть Интернет, студенты смогут пользоваться интернет-порталом, позволяющим иметь доступ к ресурсам, базам данных инновационных разработок. Цель инновационной лаборатории - формирование организационно-методического обеспечения и инструментальной площадки, для выполнения необходимых работ над инновационными проектами, выполнение практикумов, проведение деловых и ролевых игр. В лаборатории проводятся презентации научно-исследовательских проектов, видеоконференции в рамках совместных разрабатываемых с представителями социальных учреждений инновационных проектов. В новейшей лаборатории для этого имеются широкоформатный мультимедийный проектор для организации презентаций и демонстрации инновационных проектов, шеЬ-камеры для организации видеоконференций, копир-сканеры, принтеры, высокопроизводительные широкоформатные лазерные принтеры для подготовки раздаточных материалов при проведении деловых игр и презентаций, имеется офисное оборудование. В лаборатории проводятся занятия по обучению студентов основам инновационной деятельности.

4. Создание в вузе инновационной платформы по обмену студентами с зарубежными странами. Особое место в развитии международных связей с вузами и международными образовательными центрами зарубежных стран занимают ежегодные учебные туры, стажировки и обмен студентами. Заключены соглашения с вузами Германии, Австрии, Великобритании, Франции, Испании, Японии и других зарубежных стран. Студенты смогут принять активное участие в работе информационных семинаров, посвященных обмену, в стажировках, получать гранты. Кроме ежегодной стажировки студентов в вузах зарубежных стран, стажировку в них может проходить профессорско-преподавательский состав, выезжать туда для изучения научно-исследовательских трудов, обучения и совершенствования профессионального опыта.

Таким образом, все вышеперечисленные условия для создания научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды в вузе будут способствовать интегрированию учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения студентов. Подготовка кадров для инновационной России в рамках разработанной научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды будет нацелена на формирование социально-психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности. Она будет обеспечивать формирование умений сотрудничества, взаимодействия, развитие творческого и инновационного мышления, мобильности, инициативности, способности к самосовершенствованию, профессионального роста.

Предложенная научно-исследовательская и инновационно-образовательная среда в вузе является системно-организационной совокупностью информационных ресурсов, инновационных баз, учебно-методического объединения и других компонентов, ориентированных на подготовку кадров инновационной России к ведению научно-исследовательской и инновационной деятельности. Представленная нами научно-исследовательская и инновационно-образовательная среда в вузе переведет вуз на новый уровень развития, повысит уровень мотивации студентов к научной и исследовательской деятельности, обеспечит обучение студентов основам инновационной деятельности, современным способам обработки и анализа информации, поиску, хранению и исполь-

зованию информационно-коммуникативных технологий. Обеспечение использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциала способствует подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований.

Ссылки:

1. Смехова Т.А. Инновационная деятельность и инновационный процесс: в чем отличие?// Инновации. 2004. № 2. С. 36.

2. Снегирева Т.В. Роль интегральной кадровой политики и стратегии в формировании кадрового потенциала в России // Инновационная деятельность. 2010. № 10. С. 19-24.

3. Аверьянова Е.А. Формирование инновационной среды в вузе как одно из условий подготовки и научного роста кадров инновационной России // Сборник материалов годичных научных чтений филиала РГСУ в г. Анапе. Анапа, 2011. С. 237-239.

4. Андреева Е.А. Научно-исследовательский инновационный портал как одно из условий развития в вузе научно-исследовательской и инновационно-образовательной среды // Проблемы и перспективы развития образования в России : сборник материалов XII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2011. С. 112-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.