Научная статья на тему 'Подготовка студентов и аспирантов к инновационной предпринимательской деятельности'

Подготовка студентов и аспирантов к инновационной предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ / КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ / INNOVATION BUSINESS / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM / INSTITUTIONSOF INNOVATIVE PROFILE / COMPETENCE IN INNOVATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манузина Е. Б.

В статье раскрыта актуальность подготовки студентов и аспирантов к инновационной предпринимательской деятельности, возможность перехода к инновационным образовательным программам подготовки специалистов, предложены ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Манузина Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS AND POSTGRADUATES' TRAINING FOR INNOVATIVE BUSINESS

The article dwells on the importance of underand post-graduates' trainingfor innovative business as well as the ability ofthe transition to the innovative educational training programs. Leading trends of innovative businessto be introducedin the higher educationare offered.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов и аспирантов к инновационной предпринимательской деятельности»

Библиографический список

1. Вухерер, К. Меньше потерь - лучше результаты. Стандарты повышают эффективность / К. Вухерер, Б. Алешин, Х. Туре // Стандарты и качество [Э/р]. - Р/д: http://ria-stk. ru/stq/adetail .php?I D=67284

2. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов. - М.. 2007.

3. Санкин, Л.А. Управление качеством образования в гуманитарном вузе / Л.А. Санкин, Е.П. Тонконогая // Известия РАО. - 2002. - № 2.

4. Шибаев, В.П. Подходы к реализации идей новой образовательной парадигмы в условиях инновационного вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2(33).

Bibliography

1. Vukherer, K. Menjshe poterj - luchshe rezuljtatih. Standartih povihshayut ehffektivnostj / K. Vukherer, B. Aleshin, Kh. Ture // Standartih i kachestvo [Eh/r]. - R/d: http://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=67284

2. Korotkov, Eh.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: ucheb. posobie dlya vuzov. - M.. 2007.

3. Sankin, L.A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v gumanitarnom vuze / L.A. Sankin, E.P. Tonkonogaya // Izvestiya RAO. - 2002. - № 2.

4. Shibaev, V.P. Podkhodih k realizacii ideyj novoyj obrazovateljnoyj paradigmih v usloviyakh innovacionnogo vuza // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 2(33).

Статья поступила в редакцию 25.10.12

УДК 378

Manuzina E.B. STUDENTS AND POSTGRADUATES' TRAINING FOR INNOVATIVE BUSINESS. The article dwells on the importance of under- and post-graduates' trainingfor innovative business as well as the ability ofthe transition to the innovative educational training programs. Leading trends of innovative businessto be introducedin the higher educationare offered.

Key words: innovation business, innovative educational program, institutionsof innovative profile, competence in innovation management.

Е.Б. Манузина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: manuzina70@mail.ru

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрыта актуальность подготовки студентов и аспирантов к инновационной предпринимательской деятельности, возможность перехода к инновационным образовательным программам подготовки специалистов, предложены ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности в вузе.

Ключевые слова: инновационная предпринимательская деятельность, инновационная образовательная программа, организации инновационного профиля, компетенции в области управления инновациями.

Молодые специалисты являются важнейшим резервом научного, экономического и технического развития государства. Следовательно, система высшего образования Российской Федерации должна быть ориентирована на решение не менее масштабных инновационных задач подготовки специалистов по созданию и организации производства конкурентоспособной продукции.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» отмечается, что важнейшим направлением инновационного развития является стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе, научно-технического творчества школьников и студентов, без чего невозможно формирование нового поколения глобально конкурентоспособных кадров в сфере науки и инновационного предпринимательства [1].

Важным условием активизации инновационной деятельности в стране является создание необходимых культурных предпосылок, что требует проведения активной информационной и образовательной политики, совместными усилиями государства, бизнеса и некоммерческих организаций. Однако российская высшая школа, как в плане стимулирования, так и мотивации талантливой молодежи в настоящее время еще недостаточно ориентирована на интенсификацию инновационной деятельности. Вузы пока еще неудовлетворительно решают задачи разработки инновационных образовательных технологий и внедрения инновационных образовательных программ.

Рассмотрим более подробно основные пути преодоления проблем инновационной подготовки конкурентоспособных молодых специалистов для инновационной экономики в современных условиях.

Д.А. Ахмедзянов, С.Н. Поезжалова, С.Г. Селиванов утверждают, что конкурентоспособность стран, регионов и предприятий на мировом рынке в настоящее время уже определяется не столько дешевизной продукции, рабочей силы, технологического оборудования или доступностью инвестиций, сколько темпами смены технологических укладов, инновационной привлека-

тельностью продукции, техническим уровнем разрабатываемых технологий и качеством труда - уровнем профессионального образования работников и конкурентоспособностью персонала, способного создавать технику и технологии новых поколений и быстро осваивать новые изделия и технологии, конкурентоспособные на любых рынках [2].

Для обеспечения перехода к инновационным образовательным программам подготовки специалистов, способных создать конкурентоспособную продукцию и поставить на производство технику новых поколений, должна быть реализована новая концепция развития инновационных образовательных программ. Она предусматривает:

- разработку программ непрерывной инновационной подготовки специалистов, бакалавров и магистров;

- преподавание новых дисциплин («Инноватика»; «Инновационное предпринимательство», «Создание и организация инновационного предприятия» и др.);

- включение в учебные планы вузов дисциплин по изучению студентами новейших технологий, обеспечивающих прорывы в развитии науки, техники и производства.

Главной задачей реализации инновационных образовательных программам подготовки будущих специалистов является формирование теоретического и практических основ прикладной инновационной деятельности в различных отраслях производства и науки.

Важным результатом разработки и внедрения инновационных образовательных технологий должно стать не только повышение конкурентоспособности персонала, но и более активное формирование инновационного капитала предприятий и учреждений, повышение конкурентоспособности производств за счет использования специалистов, способных создать технику новых поколений, конкурентоспособную на любых рынках.

Д.А. Ахмедзянов, С.Н. Поезжалова, С.Г. Селиванов отмечают, что разработка инновационных образовательных программ и инновационных технологий в настоящее время в условиях внедрения ФГОС обременена рядом искусственных проблем:

- надуманным развитием конкуренции вузов и техникумов (колледжей) в подготовке бакалавров;

- невостребованностью бакалавров на рынке труда;

- некачественной реализацией так называемого «компетен-тностного подхода», который плохо увязан с требованиями работодателей, с Европейской системой взаимного признания зачетных единиц и не отражает требований государства к развитию инновационной экономики;

- проникновением в учебный процесс вузов схоластики, которая нередко подменяет научную основу высшего профессионального образования и превращает его в «непрофессиональное»;

- снижением объемов (трудоемкости) дисциплин инновационного профиля и т.д [2].

Кроме указанных проблем необходимо отметить еще одну отрицательную тенденцию - это сокращение количества часов, отводимых на изучение дисциплин предметной подготовки.

Тем не менее, для развития инновационных образовательных программ в учреждениях высшего профессионального образования есть значимые резервы, которые направлены на подготовку студентов и аспирантов к инновационной предпринимательской деятельности. Исходя из обозначенной цели, вузы могут решать следующие задачи:

1. Подготовки кадров с компетенциями в области управления инновациями, создания и развития наукоёмкого предпринимательства, использования и защиты объектов интеллектуальной собственности для управленческих кадров хозяйствующих субъектов.

2. Освоения студентами инновационной деятельности через соответствующие практики и полноценный переход на двухуровневую систему «бакалавриат - магистратура».

3. Взаимодействия различных кафедр в инновационной подготовке студентов, аспирантов.

4. Увеличения доли преподавателей, аспирантов и студентов, участвующих в инновационной деятельности.

5. Расширения сотрудничества вузов с образовательными, социальными учреждениями и предприятиями.

6. Обеспечение интеграции образования с работодателями, что позволит увязать цели образования с потребностями рынка труда.

7. Формирования инновационных производств и организации инновационных предприятий.

Анализ нормативных документов, теоретических исследований и реальной практики позволяют сделать вывод о том, что в регионах могут быть созданы организации инновационного профиля:

- проблемно-ориентированные инновационные организации (временные творческие коллективы предприятий (учреждений), рисковые (венчурные) подразделения предприятий, бизнес-инкубаторы);

- инновационные учреждения при университетах (технопарки, инженерные (инновационно-технологические) центры, центры нововведений, университетско-промышленные центры);

- региональные и общегосударственные центры новых технологий (центры промышленных технологий, технополисы);

- объединения предприятий для инновационного сотрудничества (финансово-промышленные группы, совместные предприятия, консорциумы, альянсы (ассоциации).

Таким образом, современные вузы получают реальную возможность партнерского сотрудничества с реальным сектором экономики путем участия в создании или учреждении крупных инновационных организаций.

Нами были выделены ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности в вузе, которые планируется реализовать в Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина:

- организация и развитие сотрудничества по вопросам коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности между вузом и другими участниками инновационной системы (инфраструктурные организации рынка инноваций и венчурных инвестиций, научные организации, финансовые институты, хозяйственные общества, уполномоченные органы государственного управления и местного самоуправления, международные организации, другие профильные организации).

- организация и управление развитием центров поддержки инноваций (центров коммерциализации, бизнес-инкубаторов и инновационного парка);

- анализ рынков интеллектуальных услуг с точки зрения перспектив создания новых коммерческих продуктов и подготовка предложений по организации их разработки;

- организационное обеспечение разработки и внедрения технологичных коммерческих продуктов и услуг на основе результатов интеллектуальной деятельности подразделений вуза;

- методическое обеспечение инновационной деятельности; формирование регламентной и методической документации для систем управления инновационными проектами;

- подготовка предложений по вопросам коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности вуза;

- подготовка инициатив, направленных на вовлечение студентов, аспирантов и преподавателей в проектную работу, связанную с разработкой новых коммерческих продуктов на основе результатов интеллектуальной деятельности;

- координация деятельности структурных подразделений вуза по вопросам развития предпринимательства, а также участия студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в программах развития предпринимательства;

- проведение маркетинговых исследований и организацию рынков сбыта инновационных продуктов;

- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на создание новой или усовершенствованной продукции, технологии;

- подготовка и переподготовка кадров научных работников и других специалистов для инновационной деятельности;

- реализация студентами, аспирантами и научно-педагогическими работниками проектной деятельности;

- формирование инфраструктуры инновационной деятельности в вузе.

Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина как одно из градообразующих учреждений Бийс-ка имеет значительный потенциал развития научно-инновационной деятельности. Опыт организации и планирования исследований и разработок в академии свидетельствует о том, что ведущие научные группы ориентируются на традиционный подход к научному проектированию. Как правило, основными факторами выбора тем фундаментальных и прикладных исследований являются научный задел коллектива и научная новизна решаемой проблемы. При этом ожидаемые результаты представляют определенный интерес для отраслей региона.

За последние три года значительно пополнен научный задел академии в области пчеловодства и рационального природопользования, прогноза рудных месторождений, гуманитарных технологий.

Среди наиболее востребованных изобретений вуза можно назвать способы увеличения продуктивности пчелосемей, уникальные устройства для определения зависимости урожайности семян энтомофильных культур от опыления пчелами, устройство для отлова ос, устройство для опыления растений, устройство для высева семян, устройство для доопыления растений, сошник, нож пчеловода для срезания сотов, столик для пчеловода, роеуловитель пчел, ловушка для пчел, ряд конструкций ульев со сменными панелями и прилетными досками.

Электронные инновационные продукты академии представлены программами для ЭВМ и базами данных. Новейшей разработкой академии в данном направлении является база данных силикатных анализов магматических пород Алтайского края, включающая информацию по эффузивным, субвулканическим и интрузивным породам Горного Алтая - крупного региона Российской Федерации, где целенаправленно ведутся геолого-разведочные работы по составлению Государственных геологических карт Нового поколения масштабов 1: 200000 - 1 : 1000000.

Инновационный выход получают и гуманитарные разработки академии. Например, одной из последних является база данных «Бийск - Ворота Алтая - 2011», которая содержит сведения о туристическом потенциале города, его истории и культуре, включает справочно-историческую информацию об известных гражданах, учреждениях, памятниках архитектуры города, а также фотографии, комментарии, тематические справки. Помимо технической новизны самого продукта, отдельные разделы базы содержат и уникальный исторический материал, полученный молодыми исследователями. Например, в ней использованы результаты проекта РГНФ, выполненного аспиранткой кафедры отечественной истории А.Ю. Юдиной. Она обнаружила новые факты относительно деятельности эвакогоспиталей в городе Бийске в период Великой Отечественной войны, что, на наш взгляд, представляет значительный интерес не только для историков, но и для туристов и гостей города, что особенно актуально в Год Российской истории [3].

Отрасль «образование» является традиционной площадкой внедрения научных результатов академии. Преподаватели ежегодно выпускают монографии и учебные пособия, которые, при их значительной научной новизне, также являются результата-

ми интеллектуальной деятельности, активно внедряемыми в учебный процесс. Таковыми, например, являются монографии Мокрецовой Л.А. и Швец Н.А. «Управление разработкой и реализацией студенческих международных телекоммуникационных проектов: теория и практика» (Москва), Трофимовой Е.Б. и коллектива лаборатории антропоцентрической типологии языка «Узуальное и окказиональное семиотическое пространство эмоций» (Улан-Батор), Псарева А.М. «Структура и динамика сообществ копрофильных насекомых горных пастбищ» (Бийск), Гусева А.И. и Гусева А.А. «Шошонитовые гранитоиды: петрология, геохимия, флюидный режим и оруденение» (Москва), Сычева И.А. и Сычева О.А. «Формирование системного мышления в обучении средствами информационно-коммуникационных технологий» (Бийск), Беспалова А.М., Кочергиной Н.А., Маликовой Е.В., Прудниковой М.М. «Особенности функционирования современной кумандинской семьи» (Лейпциг) [4].

Таким образом, гуманитарно-педагогический вуз, как мы видим, способен решать важнейшие задачи государственной политики в области науки и инноваций на местном уровне и органично интегрироваться в социально-экономическое пространство особой зоны инновационного развития - наукограда Российской Федерации.

Вовлечение студентов и аспирантов в указанную инновационную деятельность позволит сформировать у них следующие компетенции:

- способность проводить стратегический и маркетинговый анализ;

- способность проводить анализ возможностей применения инновации, включая методы технологического аудита;

- способность проводить анализ барьеров и рисков на пути коммерциализации инновационной разработки;

- способность формировать стратегию коммерциализации инновации и её продвижения;

- владение методами проектного управления и бизнес-планирования;

Библиографический список

- способность применять теорию решения изобретательских задач;

- способность понимать правовых основ интеллектуальной собственности;

- способность формировать команду и эффективно работать в группах,

- способность расставлять акценты и приоритеты;

- способность проявлять инициативность, целеустремленность;

- готовность представлять результаты работы и держать внимание аудитории;

- владение навыками использования информационных технологий;

- готовность применять широкий спектр инструментов финансирования инновационных разработок;

- владение навыками формирования контрактов, в том числе внешнеэкономических;

- готовность продвигать разработку на рынок и др.

Показателями готовности студентов и аспирантов к инновационной предпринимательской деятельности являются:

- коэффициент изобретательской активности;

- число созданных передовых производственных технологий;

- число патентных заявок на изобретения;

- численность обучающихся, занятых исследованиями и разработками;

- число созданных малых инновационных предприятий;

- коэффициент участия в выставках инновационных проектов и форумах.

В заключение статьи необходимо отметить, что изложенное обозначает лишь некоторые пути подготовки студентов и аспирантов к инновационной предпринимательской деятельности. Рассматриваемая проблема включает целый комплекс задач интеграции образования, науки и бизнеса, что может рассматриваться как дальнейшая перспектива исследования.

1. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020». - М., 2010.

2. Ахмедзянов, Д.А. Профессиональная ориентация студентов, аспирантов и молодых ученых-специалистов на реализацию инновационных проектов и коммерциализацию НИОКР / Д.А. Ахмедзянов, С. Поезжалова, С.Г. Селиванов // Молодой ученый. - 2011. - № 2. - Т. 2.

3. Мокрецова, Л.А. Научный и инновационный потенциал гуманитарно-педагогического вуза в контексте социально-экономического развития наукограда / Л.А. Мокрецова, М.С. Власов // Актуальные проблемы социально-экономического развития предприятий, отраслей, комплексов: Материалы Общероссийской научно-практич. конф. с международным участием / науч. ред. Я.А. Максимов. - Красноярск, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мокрецова, Л.А. Инновационная деятельность как фактор совершенствования научной работы в гуманитарно-педагогическом вузе (опыт Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина) / Л.А. Мокрецова, М.С. Власов // Вестник Алтайской науки. - Барнаул, 2012. - № 3.

Bibliography

1. Strategii innovacionnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda «Innovacionnaya Rossiya - 2020». - M., 2010.

2. Akhmedzyanov, D.A. Professionaljnaya orientaciya studentov, aspirantov i molodihkh uchenihkh-specialistov na realizaciyu innovacionnihkh proektov i kommercializaciyu NIOKR / D.A. Akhmedzyanov, S. Poezzhalova, S.G. Selivanov // Molodoyj uchenihyj. - 2011. - № 2. - T. 2.

3. Mokrecova, L.A. Nauchnihyj i innovacionnihyj potencial gumanitarno-pedagogicheskogo vuza v kontekste socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya naukograda / L.A. Mokrecova, M.S. Vlasov // Aktualjnihe problemih socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya predpriyatiyj, otrasleyj, kompleksov: Materialih Obtherossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. s mezhdunarodnihm uchastiem / nauch. red. Ya.A. Maksimov. - Krasnoyarsk, 2012.

4. Mokrecova, L.A. Innovacionnaya deyateljnostj kak faktor sovershenstvovaniya nauchnoyj rabotih v gumanitarno-pedagogicheskom vuze (opiht Altayjskoyj gosudarstvennoyj akademii obrazovaniya im. V.M. Shukshina) / L.A. Mokrecova, M.S. Vlasov // Vestnik Altayjskoyj nauki. - Barnaul, 2012. - № 3.

Статья поступила в редакцию 16.11.12

УДК 378 (075.8)

Marfutenko T.A. HEURISTIC TASKS AS MEANS OF FORMATION OF CREATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. In article need of application of heuristic tasks for formation of creative competence of students of pedagogical higher education institutions is proved. The heuristic task is treated as a task which involves students teachers in reasoned activities for creation and studying of an educational product and is directed on formation of creative competence of the personality.

Key words: creative competence, pedagogical activity, interactive training, heuristic training, heuristic tasks.

Т.А. Марфутенко, старший преподаватель каф. начального и дошкольного образования, Филиал ГБОУ ВПО «Ставропольский гос. педагогический институт», г. Железноводск, E-mail: tanyakmv2503@yandex.ru

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье обоснована необходимость применения эвристических заданий для формирования творческой компетентности студентов педагогических вузов. Эвристическое задание трактуется как задание, которое вовлека-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.