Научная статья на тему 'Модель подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству'

Модель подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / АСПИРАНТЫ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / MODEL / PROFESSIONAL TRAINING / STUDENTS / GRADUATES / INNOVATIVE BUSINESS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швец Н. А.

В статье обоснованы методологические подходы, принципы и условия подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству, представлена модель данного процесса, определены её основные компоненты. Большое значение уделено технологии управления данной подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF STUDENTS' AND GRADUATES' TRAINING FOR INNOVATIVE BUSINESS

The article dwells on the methodological approaches, principles and conditions of students' and graduates' training for innovative business. One of the essential components of the model is management technology which is fully described in the article.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству»

Ведущей в суммарном профиле (рис. 1) является шкала социально-детерминированных мотиваций выпивок, что встречается наиболее часто. На втором месте гедонистическая мотивация, показывающая стремление испытать эйфорию и получить удовольствие от выпивки. На 3 месте атарактические мотивы, и примерно равные позиции занимают субмиссивные и гиперактивационные (от скуки) мотивации. Псевдокультурные мотивы выражены менее всего. Это стандартный мотивационный профиль потребления молодежью алкоголя, который, с небольшими вариациями, определяется в разных выборках молодежи и студентов [3].

Как следует из рис. 2, мотивационные профили маскулинных и феминных личностей существенно и достоверно различаются. Так, поскольку для феминных личностей в большей степени свойствен рецептивный модус сознания, направленный на восприятие окружающей среды, а не на манипуляцию с ней, то потребление алкоголя для них являет социальную функцию (1 мотивация), обеспечивает групповую сплоченность, облегчает общение, служит групповым идентификатором (субмиссив-ная мотивация), помогает бороться со скукой (6 мотивация). Тогда как для маскулинных личностей, в большей степени ориентированных на собственный внутренний мир, с более жестко заданными понятиями и установками, потребление алкоголя скорее несет психотерапевтическую функцию, оказывая помощь в улучшении здоровья и самочувствия, используется как средство для поддержания психического (сон) и психологического здоровья (атарактическая и гедонистическая мотивации), для получения гедонических ощущений, которых, очевидно, им не хватает в повседневной деятельности. А также у феминных личностей почти в два раза чаще представлена псевдокультурная мотивация, связанная с представлениями об алкоголе как предмете достатка, роскоши, праздника и т.п.

Таким образом, можно считать, что независимо от половой принадлежности, феминные личности больше склонны поддаваться влиянию группы, рассматривают алкоголь как средство

Библиографический список

борьбы со скукой и атрибут «красивой жизни», и в меньшей степени используют алкоголь как средство борьбы с душевными неурядицами и проблемами. Маскулинные личности, напротив, склонны использовать алкоголь для купирования тревоги, эмоционального напряжения и меньше склонны поддаваться влиянию группы. Если считать, что тоска, тревога и депрессия - это проявления феминности и противоречит маскулинности, с психоаналитической точки зрения, то употребление алкоголя маскулинными личностями усиливает их маскулинность, агрессивность, дух соревнования, что частично подтверждается анализом социальных проблем, связанных с алкоголизацией. Что касается фемининности, то здесь ситуация обратная. При употреблении алкоголя не происходит усиления феминных черт (мягкости, спокойствия, нежности, застенчивости и т.п.), напротив, выступают на первый план маскулинные черты: склонность к риску, непредсказуемость, властность. Таким образом, алкоголь является неким «усреднителем» пола для феминных личностей, добавляя им маскулинности. И в том, и в другом случае алкоголь решает определенные личностные проблемы. Но становится понятным, что профилактика алкогольной зависимости для феминных и маскулинных личностей должна существенно различаться.

Выводы

1. Имеются различия в мотивациях потребления алкоголя у маскулинных и феминных личностей, независимо от биологического пола.

2. Потребление алкоголя маскулинными личностями связано прежде всего с фармакологическими эффектами алкоголя как атарактанта и эйфоризатора. Для феминных личностей алкоголизация привлекательна не столько химическим действием алкоголя, сколько его коммуникативными функциями.

3. При изучении алкогольных мотиваций у молодежи необходимо учитывать гендерные характеристики - психосоциальный пол.

1. Беем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. - М., 2004.

2. Завьялов, В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. — Новосибирск, 1988.

3. Медведев, А.С. Патофизиология алкоголизма и патогенетические подходы к его лечению / А.С. Медведев, М.Г. Чухрова. - Минск,

2011.

Bibliography

1. Beem, S. Linzih gendera: transformaciya vzglyadov na problemu neravenstva polov / per. s angl. - M., 2004.

2. Zavjyalov, V.Yu. Psikhologicheskie aspektih formirovaniya alkogoljnoyj zavisimosti. — Novosibirsk, 1988.

3. Medvedev, A.S. Patofiziologiya alkogolizma i patogeneticheskie podkhodih k ego lecheniyu / A.S. Medvedev, M.G. Chukhrova. - Minsk, 2011.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

УДК 378

Shvets N.A. MODEL OF STUDENTS' AND GRADUATES' TRAINING FOR INNOVATIVE BUSINESS. The article dwells on the methodological approaches, principles and conditions of students' and graduates' training for innovative business. One of the essential components of the model is management technology which is fully described in the article.

Key words: model, professional training, students, graduates, innovative business, management.

Н.А. Швец, канд. пед. наук, ст. преп. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: shvets-07@mail.ru

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ К ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

В статье обоснованы методологические подходы, принципы и условия подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству представлена модель данного процесса, определены её основные компоненты. Большое значение уделено технологии управления данной подготовкой.

Ключевые слова: модель, профессиональная подготовка, студенты, аспиранты, инновационное предпринимательство, управление.

На современном этапе развития экономики России и Алтайского края эффективность сферы предпринимательства во многом зависит от качества профессиональной подготовки выпускников учебных заведений. Нехватка конкурентоспособных, инициативных профессионалов, готовых и умеющих быстро адаптироваться на конкретном потребительском рынке, сдерживает рост числа предприятий малого и среднего бизнеса в различных сферах. К сожалению, важнейшее конкурентное

преимущество предприятий - уровень развития науки и интеллектуальная продукция (изобретения, патенты, ноу-хау, новые технологии, то есть новшества, инновации) используются в нашей стране разрозненно и недостаточно профессионально. Поэтому становление рынка новшеств следует рассматривать не только в связи с развитием предпринимательства в сфере инноваций, но и пересмотра содержания и организации подготовки специалистов к инновационному предпринимательству.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений [1]. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Друкер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства» [2, с. 41].

В течение последних десятилетий в России бизнес-образование, направленное на подготовку профессионалов к осуществлению предпринимательской деятельности, существует как вполне самостоятельная подсистема в составе системы профессионального образования РФ. Однако, в основном осуществляется подготовка менеджеров организаций на экономических факультетах вузов или в сфере дополнительного профессионального образования взрослых. Таким образом, значительная часть будущих специалистов гуманитарного профиля, обучающихся в вузе и ориентирующихся на предпринимательскую деятельность, не получает соответствующей подготовки к ней. По результатам анализа исследований [3, 4, 5, 6 и др.], которые проводились на неэкономических факультетах вузов, существует потребность в развитии у будущих профессионалов разных профилей, студентов и аспирантов, инновационных качеств

предпринимателей, в популяризации высокотехнологического инновационного предпринимательства, в обучении основам коммерциализации результатов научно-технологической деятельности и поддержки желающих начать собственный инновационный бизнес. Данная ситуация обусловлена тем, что не разработана система подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству, которая была бы интегрирована в профессиональную подготовку по конкретному направлению.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между объективной социально-экономической потребностью в формировании нового поколения предпринимателей с неэкономическим образованием, использующих свой интеллектуальный потенциал (инновационный тип мышления) на благо страны и края, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ подготовки к предпринимательской деятельности в педагогическом вузе за счет использования возможностей профессиональной подготовки по направлениям.

Для рассмотрения таких сложных педагогических процессов, как подготовка студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству целесообразно использовать моделирование как метод познания. Разработанная нами модель (Рисунок 1) выстраивалась на основе системного и личностно-деятельностного подходов. Анализ психолого-педагогической литературы в рамках исследования позволил выделить следующие принципы: системности, индивидуализации и сотрудничества, интеграции.

Целевой компонент

Цель: создание организационно-педагогических условий для формирования готовности студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству

I

Методологические подходы: Принципы: системности, индивидуализации и

системный, личностно-деятельностный___________________________сотрудничества, интеграции___________________________

Организационно-педагогические условия: 1) создание системы стратегического сопровождения студентов и аспирантов; 2) обеспечение технологической составляющей подготовки;

3) формирование положительного отношения студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству

________________________________________________________4:_________________________________________________________

Структурно-управленческий компонент

Структура Функции Технология управления

Научно-производственное управление координационная, мониторинговая, коррекционная Этапы информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, контрольно-диагностическая, организационно-исполнительская, регулятивнокоррекционная

Препода вател ьски й корпус обучающая, посредническая, координационная

Предпринимательский корпус обучающая, координационная, консультативная, партнерская Методы, средства педагогического, стратегического, проектного, партисипативного и тайм-менеджмента

Студенты и аспиранты партнерская, функции самообучения, самоуправления

самоуправления

і

Содержательно-процессуальный компонент (интегративный спецкурс, непрерывное бизнес-образование)

Предмет формирования Учебный материал

Первый этап (1 - 2 курсы)

Осмысление предпринимательства и инновационного предпринимательства, в частности Общепрофессиональное представление мира будущей инновационной предпринимательской деятельности Дисциплины общегуманитарной и естественнонаучной подготовки Блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД)

Второй этап (3 курс)

Профессионально-экономические знания инновационной предпринимательской деятельности Усвоение основных законов предпринимательской деятельности; инноватики Блок специальных дисциплин Дисциплины права, планирования и управления, экономики, инновационные технологии

Третий этап (4 курс + период практики)

Формирование устойчивости в предпринимательском мышлении и стабильности положительного отношения к предпринимательству. Концентрация и отработка предпринимательской «жилки», навыков предприимчивости в рамках профессиональной деятельности Исследование систем и моделей управления, PR-технологий и т.д. Самостоятельное планирование и моделирование бизнес-проектов в профессиональной деятельности. Дипломные проекты.

Рис. 1

Модель подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству

Технологии Методы Формы

Игровые (ситуативно-ролевые и деловые игры), тренинги по выработке навыков предпринимательской деятельности. Проектирование предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. Методы поддерживающего и противодействующего обучения, проектные методы, методы диалогового обучения, активные методы Экскурсии на предприятия, в налоговую инспекцию, в центр развития предпринимательства, бизнес-инкубатор; проведение отдельных занятий предпринимателями, юристами и другими специалистами, PR-акции в защиту бизнес-проектов и т.д.

Продуктивно-технологический компонент

Технология разработки и реализации бизнес-проекта: исследования и планирования, организации, подготовки документов,

разработки и реализации бизнес-проекта, экспертной оценки, презентации, саморефлексии, подведения итогов._______________

Продукты квазипрофессиональной и предпринимательской деятельности: бизнес-проекты, патенты, изобретения, базы данных и другие_________________________________________________________________________________________________________

Диагностический компонент

Критерии и показатели готовности студентов к инновационному предпринимательству

Когнитивный Мотивационный Операционный Личностный

Проектнотехнологические знания Знания вопросов финансирования бизнес-проектов Знания нормативных и правовых документов в сфере предпринимательства Стремление к внедрению инновационных направлений предпринимательства Предпринимательские мотивы риска и успеха Мотивированные установки на социальную значимость инновационного предпринимательства Проектно-технологические умения и навыки Умение изучать интеллектуальные и материальные возможности предпринимательской компании Управленческие умения (тайм-менеджмент, само-менеджмент) Нравственные качества умелого руководства людьми Предприимчивость (способность извлекать выгоду, способность к риску, деловая хватка, способности устанавливать деловые контакты) Инновационность (креативность, генерирование идей, инициативность, нестандартное мышление и др.)

1

Результативный компонент

Уровни готовности студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству

Высокий Средний Низкий

Готовность к инновационному предпринимательской деятельности, имеющей продуктивно-исследовательский характер ее организации и ведения с элементами творчества Сформированность предпринимательских компетенций на уровне репродуктивного характера организации и ведения предпринимательской деятельности - по образцу Проектно-технологические знания усвоены слабо, предпринимательские качества сформированы частично

Системность в подготовке студентов к инновационному предпринимательству прослеживается во взаимосвязи всех компонентов данного процесса, чёткой последовательности и организованности процесса подготовки, что обеспечивает положительный накопительный эффект, выражающийся в «росте» и развитии профессионального и личностного потенциала студентов и аспирантов, формировании готовности заниматься инновационным предпринимательством в профессиональной деятельности.

Принцип индивидуализации и сотрудничества в квазипрофессиональной деятельности подразумевает в широком смысле учёт индивидуальных особенностей студентов и аспирантов, их уровня психологической и профессиональной подготовки в процессе разработки и реализации бизнес- и инновационных проектов. Принцип ориентирован на развитие профессионального и личностного потенциала студента и аспиранта, т.е. совокупности необходимых и достаточных качеств предпринимателя, готовность заниматься инновационным предпринимательством в профессиональной деятельности.

В основе принципа интеграции лежит использование межпредметных связей таких дисциплин, как экономической теории, маркетинга, менеджмента, права, технологии, налогообложения, этики и др. Принимая во внимание системообразующий компонент модели - интеграцию высшего профессионального образования и бизнеса, инновационные проекты выполняются под руководством или при консультировании специалистов бизнес-структур. Интеграция на уровне управления осуществляется как взаимодополнение методов педагогического, стратегического, партисипативного и тайм-менеджмента [7].

Учитывая особенности подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству, определены следующие организационно-педагогические условия:

1) создание системы стратегического сопровождения студентов и аспирантов:

• построение оптимального взаимодействия всех субъектов профессиональной подготовки к предпринимательской деятельности (научно-производственное управление, преподаватели, студенты, аспиранты, социальные партнеры, предпринимательский корпус);

• создание для студентов системы организационной, правовой, документальной, экономической поддержки бизнес-и инновационных проектов;

2) обеспечение технологической составляющей подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству:

• интеграция общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков в рамках междисциплинарного («Основы предпринимательской деятельности», «Ведение в инновационное предпринимательство», «Введение в предпринимательское право», «Менеджмент и маркетинг в инновационной сфере»; «Ценообразование и налогообложение в сфере инноваций»; «Управление командой в бизнесе и предпринимательская этика») спецкурса «Инновационное предпринимательство»;

• непрерывное бизнес-образование через содержание изучаемых дисциплин;

3) формирование положительного отношения студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству как к источнику своего профессионального и личностного роста:

• определение студентами взаимосвязи степени своей самостоятельности и активности и возможностей расширения

поля потенциальных профессиональных контактов и коммерциализации результатов своей научно-технологической деятельности [8];

• использование мотивационных методов (предоставление студентам выполнения представительских функций, свободы принятия решений на всех этапах подготовки бизнес-проектов, обучение техникам и процедурам самоорганизации, тайм-менеджмента и др.).

В структуру модели подготовки студентов к инновационному предпринимательству входят следующие блоки: целевой, структурно-управленческий, содержательно-технологический, процессуально-продуктивный, диагностический, результативный. Системообразующим фактором является интеграция высшего профессионального образования и предпринимательского бизнеса.

Целевой блок представляет собой систему цели и задач, комплексное решение которых способствует формированию профессиональной готовности студентов и аспирантов к предпринимательской деятельности.

В структурно-управленческий блок входят следующие субъекты подготовки студентов и аспирантов, выполняющие определённые функции:

1) научно-производственное управление, выполняющее координационную, мониторинговую и коррекционную функцию;

2) преподаватели, которые не только обучают студентов и аспирантов основам инновационного предпринимательства, но и являются модераторами и координаторами квазипрофес-сиональной деятельности;

3) студенты и аспиранты, которые в процессе подготовки к инновационному предпринимательству должны перейти на уровень самообучения, самоорганизации, самоуправления, стать полноправными партнерами как преподавателей, так и предпринимателей через разработку совместных бизнес-проектов или проектов на заказ;

4) специалисты в области предпринимательства и права, которые также обучают студентов и аспирантов основам инновационного предпринимательства (бизнес-тренеры) и являются наставниками бизнес-проектов в содержательном и технологическом аспектах.

Управление подготовкой студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству как совокупность управленческих функций (информационно-аналитическая, мотивационноцелевая, планово-прогностическая, контрольно-диагностическая, организационно-исполнительская, регулятивно-коррекционная) предоставляет собой совокупность методов и способов педагогического, стратегического, проектного, партисипативно-го и тайм-менеджмента.

На основе интеграции разных видов менеджмента были определены следующие методы управления подготовкой студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству: мотивационные (актуализация позитивных мотивов и торможение негативных мотивов: требование-рекомендация, требование-

Библиографический список

просьба, оценка и поощрение, убеждение, открытие перспектив, организация успеха, выполнение представительских функций, проявление персонального внимания, обсуждение); организационные методы (методы обучения выбору оптимальных действий: инструктирование, планирование, чёткая организация и мониторинг квазипрофессиональной деятельности); социально-психологические (оказание психологической помощи в виде разработанной системы психотренингов, обмен опытом и др.)

В содержательно-процессуальный блок входит межпредметный интегративный спецкурс «Инновационное предпринимательство». Осуществляется непрерывное (с 1-го по 4-й курсы) бизнес-образование через содержание всех изучаемых дисциплин, где используется совокупность форм, технологий и методов подготовки, среди которых можно выделить методы поддерживающего (соучастие, поддержка, согласование действий, стимулирование и др.), противодействующего (соревнования, конкурсы, соперничество, противопоставление мнений, «мозговой штурм» и др.) обучения, активные методы (продуктивный, исследовательский, проблемное изложение) и др.

Продуктивно-технологический блок включает технологию разработки и реализации бизнес-проекта, которая состоит из следующих этапов: исследования и планирования, организации, подготовки документов, разработки и реализации бизнес-проекта, экспертной оценки, презентации, саморефлексии, подведения итогов. В результате планируется получить непосредственные продукты квазипрофессиональной и предпринимательской деятельности - бизнес-проекты, дипломные проекты на заказ, изобретения, патенты, базы данных, ноу-хау и др.

Диагностический блок включает в себя критерии и показатели готовности студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству: когнитивный, мотивационный, операциональный, личностный. При диагностике использованы рефлексивная модель оценки творческой активности студента, квали-метрия, эвристические методы (наблюдение, анкетирование, ранжирование и др.), текущий и итоговый контроль, оценка продуктов проектной деятельности, экспертная оценка инноваций, мониторинг развития навыков и личностных качеств предпринимательской деятельности т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результативный блок отражает формирование личностного и профессионального потенциала (совокупность необходимых качеств предпринимателя) студента и аспиранта, их готовность заниматься инновационным предпринимательством в профессиональной деятельности, выраженная в уровнях готовности к инновационному предпринимательству (низком, среднем, высоком).

Таким образом, предложенная модель как инструмент исследования позволяет наглядно представить сложный процесс подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству, состоящий из взаимосвязанных компонентов, способствующих формированию готовности студентов к инновационному предпринимательству в своей профессиональной деятельности.

1. Медынский, В.Г. Инновационное предпринимательство. - М., 2005.

2. Друкер, П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы - М., 1992.

3. Волошина, Т.А. Формирование предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в процессе интерактивного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011.

4. Гатиятуллин, М.Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Казань, 2009.

5. Демидов, В.В. Формирование компетентности студентов вуза в сфере предпринимательства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2007.

6. Лапа, Е.А. Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2011.

7. Мокрецова, Л.А. Управление разработкой и реализацией студенческих международных телекоммуникационных проектов: теория и практика: монография / Л.А. Мокрецова, Н.А. Швец. - М., 2011.

8. Мокрецова, Л.А. Роль международных телекоммуникационных проектов в формировании культурно-продуктивной личности студента в меняющейся социокультурной ситуации / Л.А. Мокрецова, Н.А. Швец // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4 (8).

Bibliography

1. Medihnskiyj, V.G. Innovacionnoe predprinimateljstvo. - M., 2005.

2. Druker, P.F. Rihnok: kak vihyjti v liderih. Praktika i principih - M., 1992.

3. Voloshina, T.A. Formirovanie predprinimateljskikh kachestv studentov pedagogicheskogo vuza v processe interaktivnogo obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2011.

4. Gatiyatullin, M.Kh. Pedagogicheskaya sistema podgotovki studentov tekhnicheskogo vuza k predprinimateljskoyj deyateljnosti: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - Kazanj, 2009.

5. Demidov, V.V. Formirovanie kompetentnosti studentov vuza v sfere predprinimateljstva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2007.

6. Lapa, E.A. Pedagogicheskie usloviya podgotovki vihpusknika vuza k predprinimateljskoyj deyateljnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -

Chita, 2011.

7. Mokrecova, L.A. Upravlenie razrabotkoyj i realizacieyj studencheskikh mezhdunarodnihkh telekommunikacionnihkh proektov: teoriya i praktika: monografiya / L.A. Mokrecova, N.A. Shvec. - M., 2011.

2З1

8. Mokrecova, L.A. Rolj mezhdunarodnihkh telekommunikacionnihkh proektov v formirovanii kuljturno-produktivnoyj lichnosti studenta v menyayutheyjsya sociokuljturnoyj situacii I L.A. Mokrecova, N.A. Shvec II Gumanitarnihe nauki i obrazovanie. - 2011. - № 4 (8).

Статья поступила в редакцию 02.07.12

УДК 378 (G75.8)

Shibaev VP TEACHING POSSIBILITIES OF ONLINE LEARNING IN THE PROCESS OF ENHANCING COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS. The article discusses the features of interactive learning and its role in enhancing cognitive activity of students.

Key words: online training, enhanced cognitive activity of students; interactive workshops.

В.П. Шибаев, доц. каф. математики Ставропольского гос. аграрного университета, г. Ставрополь, E-mai: stgau@stgau.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены особенности интерактивного обучения и его роль в повышении познавательной активности студентов.

Ключевые слова: интерактивное обучение, активизация познавательной деятельности студентов; интерактивные семинары.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Современная образовательная парадигма ориентирует образование на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения [1].

В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний (рис.1).

При активном обучении слушатель в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе (рис. 2).

Одним из современных направлений активного обучения является интерактивное обучение. Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимо-обучения и взаимообогащения. Интерактивная модель обучения наиболее эффективна в дополнительном профессиональном образовании, неформальном образовании взрослых, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт (рис. 3).

Возросшее внимание к интерактивным методам обучения объясняется следующими факторами:

• процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, носящей выраженный гуманистический характер и предполагающую активное усвоение знаний учащимися;

• необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучающихся. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося;

• новыми подходами к определению качества образования. предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, получение опы-

Преподав а те ль

Рис. 1. Пассивный метод

Рис. 2. Активный метод

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.