Научная статья на тему 'Особенности подготовки студентов к предпринимательской деятельности в инновационно привлекательном регионе'

Особенности подготовки студентов к предпринимательской деятельности в инновационно привлекательном регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION BUSINESS / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM / INNOVATION MANAGEMENT COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манузина Е. Б., Норина Е. Э.

В статье раскрыты особенности подготовки студентов к инновационной предпринимательской деятельности в инновационно развивающемся регионе. Автором предложены ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности в вузе. На основе анализа приоритетных направлений образовательной политики в регионе и городе, определены приоритетные проекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в условиях гуманитарного вуза. В статье представлены результаты диагностики студентов психолого-педагогического профиля с целью выявления их готовности к предпринимательской деятельности (предпринимательские способности, потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса), а также описан проект, направленный на организацию бизнеса в сфере дошкольного образования и оказание услуг дошкольного образования или услуги по уходу и присмотру за дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIAR FEATURES OF STUDENTS'' TRAINING FOR INNOVATIVE BUSINESS IN THE INNOVATION-ATTRACTIVE REGION

The article dwells on the peculiar features of the students'' training for innovative business in theinnovative-developing region. The author offers the leading directions of innovative business activity in the high school. Priority projects of students'' training for business in a humanitarian academy are definedbased on the analysis of the priorities of educational policy in the region and the city. The results of the diagnostic of the students of psycho-pedagogical profile are presentedin order to identify the students''competence in business (entrepreneurial ability, the potential of start-ups and businessmanagement skills). The author also describes the project aimed at the business organization in the field of early childhood education and the services provided in the early childhood education or care preschool centers.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки студентов к предпринимательской деятельности в инновационно привлекательном регионе»

Библиографический список

1. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: учеб. пособие для ВУЗов. -М., 2000.

2. Андриенко, Е.В. Социальная психология. - М., 2007.

3. Савина, Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений. - М., 2003.

4. Фридман, И.К. О контакте родителей с детьми. Вопросы психологии. - 1999. - № 1.

5. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии. - М., 2003.

Bibliography

1. Ermakov, V.P. Osnovih tiflopedagogiki: razvitie, obuchenie i vospitanie deteyj s narusheniem zreniya: ucheb. posobie dlya VUZov. - M., 2000.

2. Andrienko, E.V. Socialjnaya psikhologiya. - M., 2007.

3. Savina, E.A. Roditeli i deti: psikhologiya vzaimootnosheniyj. - M., 2003.

4. Fridman, I.K. O kontakte roditeleyj s detjmi. Voprosih psikhologii. - 1999. - № 1.

5. Kuznecova, L.V. Osnovih specialjnoyj psikhologii. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 13.10.13

УДК 378

Manuzina E.B., Norina E.E. PECULIAR FEATURES OF STUDENTS' TRAINING FOR INNOVATIVE BUSINESS IN THE INNOVATION-ATTRACTIVE REGION. The article dwells on the peculiar features of the students' training for innovative business in theinnovative-developing region. The author offers the leading directions of innovative business activity in the high school. Priority projects of students' training for business in a humanitarian academy are definedbased on the analysis of the priorities of educational policy in the region and the city. The results of the diagnostic of the students of psycho-pedagogical profile are presentedin order to identify the students'competence in business (entrepreneurial ability, the potential of start-ups and businessmanagement skills). The author also describes the project aimed at the business organization in the field of early childhood education and the services provided in the early childhood education or care preschool centers.

Key words: innovation activity, innovation business, innovative educational program, innovation management competence.

Е.Б. Манузина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: manuzina70@mail.ru;

Е.Э. Норина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО ««АГАО», г. Бийск, E- mail: docenko@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОМ РЕГИОНЕ

В статье раскрыты особенности подготовки студентов к инновационной предпринимательской деятельности в инновационно развивающемся регионе. Автором предложены ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности в вузе. На основе анализа приоритетных направлений образовательной политики в регионе и городе, определены приоритетные проекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в условиях гуманитарного вуза. В статье представлены результаты диагностики студентов психоло-го-педагогического профиля с целью выявления их готовности к предпринимательской деятельности (предпринимательские способности, потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса), а также описан проект, направленный на организацию бизнеса в сфере дошкольного образования и оказание услуг дошкольного образования или услуги по уходу и присмотру за дошкольниками.

Ключевые слова: инновационная активность, инновационная предпринимательская деятельность, инновационная образовательная программа, компетенции в области управления инновациями.

Студенты и аспиранты высших учебных заведений являются важнейшим резервом научного, социально-экономического и технического развития Российской Федерации. Следовательно, система российского высшего образования должна быть ориентирована на решение инновационных задач подготовки специалистов по созданию и организации производства конкурентоспособной продукции.

В нормативных документах отмечается, что важнейшим направлением инновационного развития является стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе, научно-технического творчества школьников и студентов, без чего невозможно формирование нового поколения глобально конкурентоспособных кадров в сфере науки и инновационного предпринимательства [1]. Однако российская высшая школа, как в плане стимулирования, так и мотивации талантливой молодежи в настоящее время еще недостаточно ориентирована на интенсификацию инновационной деятельности. Вузы пока еще неудовлетворительно решают задачи разработки инновационных образовательных технологий и внедрения инновационных образовательных программ.

Исходя из поставленных задач, современные высшие учебные заведения должны разрабатывать модели инновационной подготовки молодых специалистов с учетом региональной специфики и особенностей данного образовательного учреждения. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина определены свои пути инновационной подготовки конкурентоспособных молодых специалистов для экономики региона. Анализ теоретический исследований по проблеме и сложившейся образовательной практики позволил выделить ведущие направления инновационной предпринимательской деятельности в вузе:

- «организация и развитие сотрудничества по вопросам коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности между вузом и другими участниками инновационной системы (инфраструктурные организации рынка инноваций и венчурных инвестиций, научные организации, финансовые институты, хозяйственные общества, уполномоченные органы государственного управления и местного самоуправления, различные организации и т.д.);

- организация и управление развитием центров поддержки инноваций (центров коммерциализации, бизнес-инкубаторов и инновационного парка);

- анализ рынков интеллектуальных услуг с точки зрения перспектив создания новых коммерческих продуктов и подготовка предложений по организации их разработки;

- организационное обеспечение разработки и внедрения технологичных и других коммерческих продуктов и услуг на основе результатов интеллектуальной деятельности подразделений вуза;

- методическое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование документации для систем управления инновационными проектами;

- подготовка предложений по вопросам коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности вуза;

- координация деятельности структурных подразделений вуза по вопросам развития предпринимательства, а также участия студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в программах развития предпринимательства;

- проведение маркетинговых исследований и организацию рынков сбыта инновационных продуктов;

- выполнение научно-исследовательских работ, которые направлены на создание новой или усовершенствованной продукции, технологии;

- подготовка и переподготовка кадров научных работников и других специалистов для инновационной деятельности, в том числе в системе образования;

- подготовка инициатив, направленных на вовлечение студентов, аспирантов и преподавателей в проектную работу, связанную с разработкой новых коммерческих и других продуктов на основе результатов интеллектуальной деятельности;

- реализация студентами, аспирантами и педагогическими работниками проектной деятельности;

- формирование инфраструктуры инновационной деятельности в вузе» [2, с. 195].

Несмотря на то, что в Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина выделено многообразие направлений инновационной предпринимательской деятельности для реализации каждого конкретного инновационного проекта проводится анализ потребностей региона, города.

В данной статье опишем один из проектов, который был реализован на факультете психологии по направлению «Психоло-го-педагогическое образование» профиль «Психология образования». Для определения проблематики проекта нами был проведен анализ ведущих проблем системы образования в Алтайском крае, который позволил сделать вывод о том, что воспитание и образование детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений политики в регионе и городе.

В Алтайском крае обеспечение качественного и доступного дошкольного образования рассматривается как часть региональной политики в области демографического развития региона. В крае действуют краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края» на 2010-2015 годы, ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011 -2013 годы, включающие мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование системы дошкольного образования в регионе.

Вместе с тем по результатам мониторинга с 2007 по 2011 годы число состоящих на очереди в дошкольные учреждения детей возросло на 26,3%, что связано с увеличением количества детей этого возраста и востребованностью в услугах дошкольного образования у населения. В связи с этим должны быть созданы условия для развития негосударственного сектора дошкольного образования, так как это обеспечит каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей дошкольного возраста.

Таким образом, одной из ведущих задач модернизации системы дошкольного образования в Алтайском крае является развитие системы негосударственного сектора, предоставляющего услуги дошкольного образования и услуги по уходу и присмотру за детьми. В долгосрочной целевой программе «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» (на 2011 - 2015 годы) были представлены следующие мероприятия, направленные на решение данной задачи:

- «дистанционный семинар-практикум «Разработка планов и целевых программ для реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию в сфере дошкольного образования»;

- издание серии брошюр «Как организовать бизнес в сфере дошкольного образования»;

- содействие развитию негосударственного сектора дошкольного образования;

- проведение конкурса среди индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги дошкольного образования или услуги по уходу и присмотру за дошкольниками, «Частный (семейный) детский сад» на получение материальной поддержки (грант)» [3, с. 10].

Следовательно, ожидаемым конечным результатом реализации программы является увеличение до 10% доли негосударственных образовательных учреждений, работающих в секторе дошкольного образования, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений края к 2015 г.

Некоторые шаги, обозначенные в указанной выше программе, уже реализуются. Так, в крае в течение последних двух лет осуществляется грантовая поддержка индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги дошкольного образования или услуги по уходу и присмотру за дошкольниками.

Ежегодно в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы на поддержку негосударственного сектора в этой сфере выделяется до 3-х млн. рублей из краевого бюджета. Так, в 2011 году на грантовую поддержку было направлено 2 млн. рублей. Приняты меры по увеличению количества организаций (индивидуальных предпринимателей), оказывающих населению услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста. В настоящее время работают в данном направлении 69 предпринимателей [4]. При этом на начало 2010 года официально не было зарегистрировано ни одной такой организации.

Алтайский край занимает одно из лидирующих мест в Сибирском федеральном округе по развитию системы негосударственного сектора, предоставляющего услуги дошкольного образования и услуги по уходу и присмотру за детьми. Однако молодые специалисты, выпускники вузов редко открывают бизнес в сфере дошкольного образования. Это свидетельствует о низкой реальной включенности молодых специалистов в предпринимательскую деятельность в сфере образования.

Для выявления причин низкой предпринимательской активности будущих выпускников нами была проведена диагностика студентов факультета психологии и факультета истории и права. Выборка составила 90 человек. Диагностика студентов проводилась с целью изучения готовности обучающихся к предпринимательской деятельности. Для достижения указанной цели были сформулированы задачи:

1. Провести оценку предпринимательских способностей студентов.

2. Изучить потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса

Для решения поставленных задач мы использовали тесты: «Оценка своих предпринимательских способностей»; «Каков ваш потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса» [5].

Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.

Анализ результатов свидетельствует о том, что у студентов предпринимательские способности представлены на низком (60%) и среднем (40%) уровнях. У студентов достаточно высоко сформированы коммуникативные и организаторские способности, однако недостаточно высокий уровень знаний в области

Таблица 1

Уровни развития предпринимательских способностей студентов

Уровни

высокий средний низкий

- 40 60

Таблица 2

Потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса

Уровень потенциала

высокий средний низкий

66,5 33,4 -

экономики, маркетинга и финансов, а также отсутствие опыта предпринимательской деятельности. В частности студенты ответили отрицательно на следующие вопросы: есть ли у вас опыт работы в той области, в которой вы хотите начать своё дело; есть ли у вас хотя бы базовая подготовка в области маркетинга и финансов; располагаете ли вы достаточными первоначальными средствами, чтобы поддержать своё предприятие в течение первого года; есть ли у вас на примете люди, обладающие достаточным опытом и знаниями, которых не хватает вам, и готовые помочь вам в трудный момент; знакомы ли вы с действующими правилами налогообложения, ведения бухучёта, калькуляции заработной платы и т.д.

Анализ результатов позволил нам сделать вывод о том, что студенты обладают высоким (66,5%) и средним (33,4) потенциалом владения и управления собственным делом самостоятельного ведения бизнеса.

Таким образом, у студентов есть достаточный потенциал владения и управления собственным делом самостоятельного ведения бизнеса, однако у них недостаточно знаний в области экономики, маркетинга и финансов, отсутствует опыт предпринимательской деятельности и т.д.

В данный момент в Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина разработан проект, направленный на организацию бизнеса в сфере дошкольного образования и оказание услуг дошкольного образования или услуги по уходу и присмотру за дошкольниками. В рамках проекта мы определили следующие мероприятия:

- мастер-классы по инновационному предпринимательству в рамках федеральной программы «Ты предприниматель»;

- проведение семинара «Организация бизнеса в сфере дошкольного образования и оказание услуг дошкольного образования или услуги по уходу и присмотру за дошкольниками»;

- изучение практического опыта индивидуальных предпринимателей, оказывающих населению услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста в г. Бийске;

Библиографический список

- вовлечение студентов выпускных курсов в программы повышения квалификации «Основы предпринимательской деятельности. Коммерциализация инновационных разработок»;

- интеграция общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков в рамках междисциплинарного спецкурса «Инновационное предпринимательство»;

- прохождение педагогической практики в негосударственных образовательных учреждениях, работающих в секторе дошкольного образования;

- предоставление студентам выполнения представительских функций, свободы принятия решений на всех этапах подготовки бизнес-проектов, обучение техникам и процедурам самоорганизации, тайм-менеджмента и др.;

- участие в региональных и федеральных конкурсах с целью расширения кругозора в направлениях предпринимательской деятельности и популяризации предпринимательской деятельности.

Вовлечение студентов в указанный проект позволит сформировать у них следующие компетенции: способность проводить стратегический и маркетинговый анализ; способность проводить анализ возможностей применения инновации, барьеров и рисков на пути открытия индивидуального предприятия и коммерциализации инновационной разработки; владение методами бизнес-планирования; владение правовыми основами в предпринимательской деятельности; способность формировать команду и эффективно работать в группах, способность проявлять инициативность, целеустремленность; готовность продвигать разработку на рынок и др.

В заключение статьи необходимо отметить, что изложенное обозначает лишь некоторые пути подготовки студентов к предпринимательской деятельности. Рассматриваемая проблема включает целый комплекс задач интеграции образования, науки и бизнеса, что может рассматриваться как дальнейшая перспектива исследования.

1. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» / Минэкономразвития России. - М., 2010.

2. Манузина, Е.Б. Подготовка студентов и аспирантов к инновационной предпринимательской деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6(37).

3. Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011-2015 годы [Э/р]. - Р/д: http:// www.educaltai.ru/lvl_1/rasv_doshkol_obr_2011_2015/2011/

4. [Э/р]. - Р/д: http://altairegion22.ru/region_news/e191102.html.

5. [Э/р]. - Р/д: http://www.bizstart.ru/artbiz/2-didakticheskaya-igra-predprinimatelskaya-ideya.

Bibliography

1. Strategii innovacionnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda «Innovacionnaya Rossiya - 2020» / Minehkonomrazvitiya Rossii. - M., 2010.

2. Manuzina, E.B. Podgotovka studentov i aspirantov k innovacionnoyj predprinimateljskoyj deyateljnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. -2012. - № 6(37).

3. Dolgosrochnaya celevaya programma «Razvitie doshkoljnogo obrazovaniya v Altayjskom krae» na 2011-2015 godih [Eh/r]. - R/d: http:// www.educaltai.ru/lvl_1/rasv_doshkol_obr_2011_2015/2011/

4. [Eh/r]. - R/d: http://altairegion22.ru/region_news/e191102.html.

5. [Eh/r]. - R/d: http://www.bizstart.ru/artbiz/2-didakticheskaya-igra-predprinimatelskaya-ideya.

Статья поступила в редакцию 13.11.13

УДК 378

Zakharova T.V. QUASI-PROFESSIONAL ACTIVITY IN PEDAGOGICAL EDUCATION:PROBLEMS AND PERSPECTIVE. In the article the general description of such types of quasi-professional activity as pedagogical projecting, research activity, play activity is presented. Much attention is paid for the description of project activity. The author presents his vision of the problems and prospective of using quasi-professional activity in the terms of the second-generation FSES (Federal State Educational Standards) implementation in pedagogical education.

Key words: contextual learning, quasi-professional activity: projecting, play activity, research activity and professional competence.

Т.В. Захарова, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, zaharta2010@yandex.ru

КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В работе дано общее описание таких видов квазипрофессиональной деятельности как педагогическое проектирование, научно-исследовательская деятельность, игровая деятельность. Значительное место уделено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.