Научная статья на тему 'Мотивации потребления алкоголя молодежью в гендерном аспекте'

Мотивации потребления алкоголя молодежью в гендерном аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
352
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / АЛКОГОЛИЗМ / АЛКОГОЛЬНЫЕ МОТИВАЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / CONSUMPTION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / ALCOHOL / ALCOHOLIC MOTIVATION / PREVENTION OF ALCOHOL DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чухрова М. Г., Савицкая Н. И.

Представлены дескриптивные характеристики алкогольных мотиваций молодежи с учетом психосоциального пола. Выявлены различия, которые необходимо учитывать при разработке мер профилактики алкогольной зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG PEOPLE ALCOHOL CONSUMPTION MOTIVATION IN GENDER ASPECT

We present descriptive characteristics of the alcoholic motivation of young people, taking into account psychosocial gender. The differences that must be considered when developing interventions for prevention of alcohol dependence.

Текст научной работы на тему «Мотивации потребления алкоголя молодежью в гендерном аспекте»

17. Lipman, M. Thinking and the School Curriculum / M. Lipman, M. Sharp, F. Oscanyan // Philosophy in the Classroom. - Sec. Ed. Philadelphia, 1980.

18. Jarvis, P. Adult and Continuing Education: Theory and Practice / P. Jarvis. - London, N.Y., 1995.

19. Reiser, R.A. Examining the Planning Practice Teachers: Reflections of 3 Years of Research / R. A. Reiser // Educational Technology. - 1994. - V. 34 (3).

20. Reflective Teaching /D. Cruickshank, S. Holton, D. Fay, S. Williams, S. Kennedy, B. Myers, S. Hough. - Distributed by Phi Delta Kappa 8th and Union Sts., Box 789 Bloomington, A. № 47402.1989.

21. Shulman, K. Knowledge Growth in Teaching Project / K. Shulman, S. Willson, A. Richert. - 1987.

22. Feiman - Nemser S. «Learning to Teach» / S. Feiman - Nemser / In L.S. Shulman and G. Sykes (eds.), Handbook of Teaching and policy. -

N.Y.: Longman: White Plains, 1983.

23. Lane, W. Clustering // Improving College & University Teaching. - August - 1988.

24. Steier, F. Research as Self-Reflexivity, Self-Reflexivity as Social Process // Research and Reflexivity / Ed. F. Steier. - L., 1991.

25. Gould, R.L. Transformations: During Early and Middle Adult Years / R. L. Gould, N. Smelser and E.N. Ericson (eds.) // Themes of World and

Love in Adulthood. - N.Y., 1991.

26. Glatthorn, A.A. The Teacher's Portfolio: Fostering and Documenting Professional Development / A. A. Glatthorn. - Pro. Active Publications, Pockport, MA, 1996.

27. Barlett, L. Teacher Development through Reflective Teaching. Second Language Teacher Education / L. Barlett / In Richards, J.C. and Nunan, D. - 1994.

28. Stethenko, I.A. Pedagogicheskaya refleksiya: teoriya i tekhnologiya razvitiya: dis. ... d-ra ped. nauk. - Taganrog, 2006.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

УДК 159

Chukhrova M.G., Savitzkaja N.I. YOUNG PEOPLE ALCOHOL CONSUMPTION MOTIVATION IN GENDER ASPECT.

We present descriptive characteristics of the alcoholic motivation of young people, taking into account psychosocial gender. The differences that must be considered when developing interventions for prevention of alcohol dependence.

Key words: consumption of psychoactive substances, alcohol, alcoholic motivation, prevention of alcohol dependence.

М.Г. Чухрова, д-р. мед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «НГПУ», E-mail: mba3@sibmail.ru;

Н.И. Савицкая, магистрант ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск, E-mail: myrr10@mail.ru

МОТИВАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ МОЛОДЕЖЬЮ В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ

Представлены дескриптивные характеристики алкогольных мотиваций молодежи с учетом психосоциального пола. Выявлены различия, которые необходимо учитывать при разработке мер профилактики алкогольной зависимости.

Ключевые слова: потребление психоактивных веществ, алкоголизм, алкогольные мотивации, профилактика алкогольной зависимости.

Изучение мотиваций потребления психоактивных веществ (ПАВ) молодежью является одной из важнейших предпосылок для разработки мер профилактики зависимостей. Как показывают результаты многочисленных исследований на эту тему (Менделевич В.Д., Личко А.Е., Дмитриева Е.Д., Бойко В.В., Кошкина Е.А., Чирко В.В., Глаздовский Н.М., Заиграев Г.Г. и др.), в основе мотивации такого рода деятельности, как потребление ПАВ, всегда стоят потребности личности - либо в физическом комфорте, либо в социальных контактах, либо в удовлетворении ориентировочно-исследовательского инстинкта. При этом большинство авторов утверждают, что мотивы потребления алкоголя молодыми людьми связаны не с гендерными характеристиками, а определяются свойством личности на определенном этапе развития. Однако это противоречит здравому смыслу, поскольку потребление ПАВ юношами и девушками существенно различается по основным мотивам, а на структуру мотивов может оказывать влияние психосоциальный пол (гендер). Мы высказали предположение, что гендерные характеристики имеют непосредственное отношение к формированию мотиваций потребления ПАВ.

Целью исследования стало изучение влияния гендера на мотивации потребления психоактивных препаратов.

Материал и методы исследования. Исследование было проведено в двух группах испытуемых: юношей и девушек, по 30 человек в каждой. Юноши - курсанты военного института в возрасте 19-21 лет, девушки - студентки Педагогического университета той же возрастной группы. Применялся анонимный анкетный опрос, опросник С. Бем [1] и шкала алкогольных мотиваций В.Ю. Завьялова [2].

Результаты. Подавляющее большинство молодых людей (91,7%) имели опыт употребления алкогольных напитков в течение жизни. Причем у девушек этот показатель оказался статистически значимо выше, по сравнению с юношами (93% и 90% соответственно, pd”0,001). Обследованных молодых людей можно разделить на три примерно равные подгруппы: имеющих

единичные пробы алкоголя (31 %), пробовавших алкоголь время от времени (30%) и тех, для кого употребление алкоголя носит регулярный характер (31%). Таким образом, употребляли алкоголь 40 раз или чаще в течение жизни треть опрошенных молодых людей, и данное поведение свойственно в большей степени для юношей, при сравнении с девушками (33% и 29% соответственно, pd”0,001) (таблица 1).

Проблемы, связанные с употреблением алкоголя, были изучены при анализе ответов на конкретный вопрос: «Как часто за последние 12 месяцев Вы сталкивались с перечисленными выше проблемами из-за употребления Вами алкоголя?» (таблица 2).

Наиболее частым среди молодых людей неблагоприятным социальным следствием алкопотребления являются серьезные проблемы с родителями - такое происходило с каждым пятым молодым человеком (17,0%). Причем значимых половых различий по данному пункту выявлено не было, т.е. проблемы с родителями на фоне употребления алкоголя возникают в равной степени часто и у юношей и у девушек. Несколько реже из-за употребления алкоголя у молодых людей случались драки (14,1%), причем значимо чаще у юношей, по сравнению с девушками ^”0,001), возникали серьезные проблемы с друзьями (11,1%), причем значимо чаще у девушек, по сравнению с юношами ^”0,001). Еще более редкими были травмы, плохая успеваемость и наличие половой связи без презерватива (9,3%). Причем плохая успеваемость чаще следовала за алкоголизацией девушек по сравнению с юношами ^”0,01). Наиболее редкими негативными последствиями алкоголизации для молодых людей являются: проблемы с полицией (8,3%), половая связь,

о которой приходилось жалеть (7,0%), нападения (2,2%) и госпитализация (1,2%). Данные виды социальных исходов значимо чаще встречались у юношей, чем у девушек.

Таким образом, рискованное сексуальное поведение на фоне употребления алкоголя в большей степени присуще юношам, чем девушкам 0,001). Все перечисленные проблемы за последние 12 месяцев в среднем по выборке отмечались 1-2 раза, за исключением драк, плохой успеваемости и половой

Таблица 1

Характеристики потребления алкоголя в обследованной группе

Наименование категорий шкал Все Пол Д Х2

Юноши Девушки Значение Достоверность различия, р<

Употребление любых алкогольных напитков в течение жизни

Да 91,7 89,8 93,2 -3,4 32,1 0,001

Нет 8,3 10,2 6,8 3,4

Частота употребления алкогольных напитков в течение жизни

1 -9 раз 31,1 30,6 31,5 - 72,8 0,001

10-39 раз 30,0 26,4 33,2 -

40 раз и более 30,5 32,9 28,6 -

Употребление любых алкогольных напитков в течение 12 месяцев

Да 80,1 76,2 83,4 -7,2 67,4 0,001

Нет 19,9 23,8 16,6 7,2

Частота употребления алкогольных напитков в течение 12 месяцев

1 -5 раз 33,8 30,7 36,4 - 140,5 0,001

6-19 раз 27,0 25,0 28,7 -

20 раз и более 19,3 20,6 18,3 -

Употребление любых алкогольных напитков в течение 30 дней

Да 49,2 47,1 51,0 -3,9 13,1 0,001

Нет 50,8 52,9 49,0 3,9

Частота употребления алкогольных напитков в течение 30 дней

1 -2 раза 26,2 23,0 28,9 - 55,4 0,001

3-9 раз 16,9 17,2 16,6 -

10 раз и более 6,2 6,9 5,5 -

Таблица 2

Проблемы, связанные с употреблением алкоголя, у молодежи, в %

Проблемы Было Ранг Пол Х2 Достоверность различия, р<

Юноши Девушки

Драка 14,1 2 20,7 8,6 256,4 0,001

Травма, несчастный случай 9,3 4-5-6 10,3 8,4 9,0 0,01

Серьезная проблема с родителями 17,0 1 17,6 16,6 н/зн.

Серьезная проблема с друзьями 11,1 3 9,7 12,2 13,9 0,001

Плохая успеваемость 9,3 4-5-6 8,3 10,2 9,3 0,01

На вас напали или что-то украли 2,2 9 3,3 1,3 39,4 0,001

Проблемы с полицией 8,7 7 11,7 6,1 83,8 0,01

Госпитализация или вызов скорой помощи 1,2 10 1,5 1,0 4,95 0,05

Половая связь без презерватива 9,3 4-5-6 12,1 6,9 68,2 0,001

Половая связь, о которой Вы сожалеете 7,0 8 8,8 5,5 33,9 0,001

связи без презерватива, которые происходили в среднем 3-5 раз за год. Психологическое исследование маскулинности и феми-нинности с помощью опросника Сандры Бем показало следующие результаты (таблица 3).

Полученные данные показывают, что маскулинный и фемининный типы встречаются как среди юношей, так и среди девушек. Почти третья часть испытуемых имеет андрогинный тип личности, которому в равной степени присущи качества обоих стереотипов: маскулинного и фемининного. Среди юношей в существенной степени выражены маскулинные черты (50%): независимость, напористость, властность, склонность защищать свои взгляды, честолюбие, способность к лидерству, склонность к риску, аналитический склад мышления, вера в себя, самодостаточность. Для девушек в большей степени (56%) характерны

феминные черты: скромность, нежность, преданность, застенчивость, сострадание, умение сочувствовать, способность утешить, теплота, сердечность, мягкость, доверчивость. Андрогин-ные качества, по мнению С. Бем, определяются не как механическая комбинация маскулинных и фемининных черт, а как способность быть гибким в выборе поведенческих ролей в зависимости от обстоятельств. С. Бем (1999) считает, что личность, свободная от желания вести себя в соответствии с предписанными её полу образцами, является более адаптивной, более гармоничной и психологически более здоровой, лучше приспособлена к требованиям современного мира и к различным жизненным испытаниям. В некоторых случаях андрогинность также может сочетаться с уязвимостью, закрытостью и неспособностью эффективно контролировать свое поведение [1].

Таблица 3

Гендерные характеристики в обследованной выборке

Маскулинная доминанта Фемининная доминанта Андрогинность

Юноши (30 чел.) 15 чел. - 50% 5 чел. - 16,7% 10 чел. - 33,3%

Девушки (30 чел.) 5 чел. - 16,7% 17 чел. - 56,6% 8 чел. - 26,7%

Однако для нас интересно, как проявления маскулинности и феминности сказывается на мотивациях потребления алкоголя. Для изучения влияния психосоциального пола на мотивационные профили испытуемых были сформированы две группы испытуемых: с преобладанием маскулинности (20 чел.) и с пре-

6 1

5

4

3

2

обладанием феминности (22 чел.), независимо от биологического пола. В выделенных группах проведено сравнение мотивационных профилей. Суммарный мотивационный профиль потребления алкоголя приведен на рис. 1, мотивационные профили маскулинных и фемининных личностей - на рис. 2.

1 2 3 4 5 6

Рис. 1. Суммарный мотивационный профиль потребления алкоголя молодежью.

1 - социально-детерминированные мотивы; 2 - субмиссивные мотивы; 3 - атарактические мотивы;

4 - гедонистические мотивы; 5 - псевдокультурные мотивы; 6 - мотивы гиперактивации поведения - «от скуки».

Кол-во мотивов, усл. ед, 10

8

□ВТ ИНТ

Рис. 2. Мотивационные профили маскулинных (светлые столбцы) и феминных (темные столбцы) личностей.

1 - социально-детерминированные мотивы; 2 - субмиссивные мотивы; 3 - атарактические мотивы;

4 - гедонистические мотивы; 5 - псевдокультурные мотивы; 6 - мотивы гиперактивации поведения - «от скуки».

Ведущей в суммарном профиле (рис. 1) является шкала социально-детерминированных мотиваций выпивок, что встречается наиболее часто. На втором месте гедонистическая мотивация, показывающая стремление испытать эйфорию и получить удовольствие от выпивки. На 3 месте атарактические мотивы, и примерно равные позиции занимают субмиссивные и гиперактивационные (от скуки) мотивации. Псевдокультурные мотивы выражены менее всего. Это стандартный мотивационный профиль потребления молодежью алкоголя, который, с небольшими вариациями, определяется в разных выборках молодежи и студентов [3].

Как следует из рис. 2, мотивационные профили маскулинных и феминных личностей существенно и достоверно различаются. Так, поскольку для феминных личностей в большей степени свойствен рецептивный модус сознания, направленный на восприятие окружающей среды, а не на манипуляцию с ней, то потребление алкоголя для них являет социальную функцию (1 мотивация), обеспечивает групповую сплоченность, облегчает общение, служит групповым идентификатором (субмиссив-ная мотивация), помогает бороться со скукой (6 мотивация). Тогда как для маскулинных личностей, в большей степени ориентированных на собственный внутренний мир, с более жестко заданными понятиями и установками, потребление алкоголя скорее несет психотерапевтическую функцию, оказывая помощь в улучшении здоровья и самочувствия, используется как средство для поддержания психического (сон) и психологического здоровья (атарактическая и гедонистическая мотивации), для получения гедонических ощущений, которых, очевидно, им не хватает в повседневной деятельности. А также у феминных личностей почти в два раза чаще представлена псевдокультурная мотивация, связанная с представлениями об алкоголе как предмете достатка, роскоши, праздника и т.п.

Таким образом, можно считать, что независимо от половой принадлежности, феминные личности больше склонны поддаваться влиянию группы, рассматривают алкоголь как средство

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

борьбы со скукой и атрибут «красивой жизни», и в меньшей степени используют алкоголь как средство борьбы с душевными неурядицами и проблемами. Маскулинные личности, напротив, склонны использовать алкоголь для купирования тревоги, эмоционального напряжения и меньше склонны поддаваться влиянию группы. Если считать, что тоска, тревога и депрессия - это проявления феминности и противоречит маскулинности, с психоаналитической точки зрения, то употребление алкоголя маскулинными личностями усиливает их маскулинность, агрессивность, дух соревнования, что частично подтверждается анализом социальных проблем, связанных с алкоголизацией. Что касается фемининности, то здесь ситуация обратная. При употреблении алкоголя не происходит усиления феминных черт (мягкости, спокойствия, нежности, застенчивости и т.п.), напротив, выступают на первый план маскулинные черты: склонность к риску, непредсказуемость, властность. Таким образом, алкоголь является неким «усреднителем» пола для феминных личностей, добавляя им маскулинности. И в том, и в другом случае алкоголь решает определенные личностные проблемы. Но становится понятным, что профилактика алкогольной зависимости для феминных и маскулинных личностей должна существенно различаться.

Выводы

1. Имеются различия в мотивациях потребления алкоголя у маскулинных и феминных личностей, независимо от биологического пола.

2. Потребление алкоголя маскулинными личностями связано прежде всего с фармакологическими эффектами алкоголя как атарактанта и эйфоризатора. Для феминных личностей алкоголизация привлекательна не столько химическим действием алкоголя, сколько его коммуникативными функциями.

3. При изучении алкогольных мотиваций у молодежи необходимо учитывать гендерные характеристики - психосоциальный пол.

1. Беем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. - М., 2004.

2. Завьялов, В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. — Новосибирск, 1988.

3. Медведев, А.С. Патофизиология алкоголизма и патогенетические подходы к его лечению / А.С. Медведев, М.Г. Чухрова. - Минск,

2011.

Bibliography

1. Beem, S. Linzih gendera: transformaciya vzglyadov na problemu neravenstva polov / per. s angl. - M., 2004.

2. Zavjyalov, V.Yu. Psikhologicheskie aspektih formirovaniya alkogoljnoyj zavisimosti. — Novosibirsk, 1988.

3. Medvedev, A.S. Patofiziologiya alkogolizma i patogeneticheskie podkhodih k ego lecheniyu / A.S. Medvedev, M.G. Chukhrova. - Minsk, 2011.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

УДК 378

Shvets N.A. MODEL OF STUDENTS' AND GRADUATES' TRAINING FOR INNOVATIVE BUSINESS. The article dwells on the methodological approaches, principles and conditions of students' and graduates' training for innovative business. One of the essential components of the model is management technology which is fully described in the article.

Key words: model, professional training, students, graduates, innovative business, management.

Н.А. Швец, канд. пед. наук, ст. преп. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: shvets-07@mail.ru

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ К ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

В статье обоснованы методологические подходы, принципы и условия подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству, представлена модель данного процесса, определены её основные компоненты. Большое значение уделено технологии управления данной подготовкой.

Ключевые слова: модель, профессиональная подготовка, студенты, аспиранты, инновационное предпринимательство, управление.

На современном этапе развития экономики России и Алтайского края эффективность сферы предпринимательства во многом зависит от качества профессиональной подготовки выпускников учебных заведений. Нехватка конкурентоспособных, инициативных профессионалов, готовых и умеющих быстро адаптироваться на конкретном потребительском рынке, сдерживает рост числа предприятий малого и среднего бизнеса в различных сферах. К сожалению, важнейшее конкурентное

преимущество предприятий - уровень развития науки и интеллектуальная продукция (изобретения, патенты, ноу-хау, новые технологии, то есть новшества, инновации) используются в нашей стране разрозненно и недостаточно профессионально. Поэтому становление рынка новшеств следует рассматривать не только в связи с развитием предпринимательства в сфере инноваций, но и пересмотра содержания и организации подготовки специалистов к инновационному предпринимательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.