УДК 159.923
Д. Я. Банникова, А. Н. Горчакова
МОТИВАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ УЧАЩИМИСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ
Данная статья посвящена важной проблеме употребления психоактивных веществ учащимися профессиональных лицеев. Юношеский возраст - это опасный возраст для формирования различных видов зависимостей, так как в нем имеется ряд личностных и социальных факторов, способствующих этому. Мотивация - один из важнейших среди таких факторов. В статье описаны результаты проведенного научного исследования мотивации употребления психоактивных веществ учащимися профессионального лицея. Важным итогом проведённого исследования является разработанная и апробированная программа профилактики употребления психоактивных веществ учащимися профессионального лицея.
Ключевые слова: психоактивные вещества, мотивация, мотивы, юношеский возраст, профилактика.
D. J. Bannikova, A. N. Gorchakova
MOTIVATION OF THE USAGE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES BY TRADE SCHOOL STUDENTS
This article is devoted to an important problem of the usage of psychoactive substances by trade school students. Adolescence is а dangerous age for forming chemical addiction, because there are some personal and social factors, which can help it. Motivation is one of the most important factors. The result of research of motivation of the usage of psychoactive substances by trade school students is described in the article. The important outcome of this research is a tested program which prevents the usage of psychoactive substances by trade school students.
Key words: psychoactive substances, motivation, motives, adolescence, prevention.
Обеспечение духовного и физического воспитания подрастающего поколения является главной целью любого цивилизованного общества. Без молодежи, обладающей высокой социальной мобильностью, нравственной культурой и правосознанием, не может быть речи о продолжении жизнеспособной нации. Именно молодёжь является той социокультурной группой общества, в которой изначально заключены будущий потенциал и ресурсы развития России, ее сохранения как субъекта.
В современных условиях особое значение имеет разработанная Министерством Образования Российской Федерации Концепция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде - «Комплексная активная профилактика» (утверждена приказом Минобразования России от 28.02.2000 г. № 619) (2000), так как ситуация потребления психоактивных веществ среди молодёжи в России продолжает оставаться катастрофической.
Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления токсических веществ с одновременным снижением возраста, приобщающейся к ним молодежи.
Проведение эксперимента по осуществлению экономических преобразований в 90-ые годы, борьба с различными негативными последствиями и провал ряда плохо продуманных реформ способствовали оставлению без должного внимания проблем молодежи и подростков. В результате образовавшийся вакуум быстро стал заполняться искаженными представлениями об истинных ценностях человеческих качеств: справедливости, добре и зле, чести и достоинстве.
Обратимся к тревожным процессам и фактам:
- Доля курящих среди несовершеннолетних и молодежи с 11-24 лет - 61,3%, т. е. 6 млн. 720 тыс. человек. Средний возраст начала курения - 11,5 лет.
- Употребляют алкоголь 81,8% несовершеннолетних и молодежи с 11-24 лет, т. е. более 10 млн. человек. Средний возраст начала потребления алкоголя 13 лет.
- Потребляющих наркотические вещества или пробовавшие их хотя бы один раз среди несовершеннолетних и молодёжи 11-24 лет - 44,8%. 40% детей впервые встретились с наркотиком в возрасте от 11 до 14 лет.
Все больше становится девушек и юношей, родители которых не занимаются их воспитанием. Наиболее грозным явлением стало так называемое «скрытое социальное сиротство», связанное с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменением отношения к детям. Резкая дифференциация доходов, неумение приспособиться к новым условиям сопровождаются падением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Именно этой категории детей нужна психологическая поддержка, длительное социальное сопровождение с целью формирования навыков противостояния ПАВ (Анохина, 2001).
Все эти факторы обусловливают актуальность данной работы.
Цель проведенного нами исследования - выявление мотивации употребления психоактивных веществ в юношеском возрасте.
Объект исследования - учащиеся профессионального лицея, употребляющие психоактивные вещества.
Предметом исследования является мотивация употребления психоактивных веществ.
Гипотеза исследования:
Мотивация юношей, употребляющих психотропные вещества, характеризуются более высокой готовностью к риску и мотивацией одобрения, более низким стремлением к достижению, а также высоким уровнем достижения комфорта по сравнению с не употребляющими.
• В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
• Теоретический анализ литературы по теме исследования.
• Изучить мотивацию употребления психоактивных веществ юношами, применяющими их.
• Сравнить особенности мотивации юношей, употребляющих и не употребляющие ПАВ.
• Разработать практические рекомендации по профилактике употребления ПАВ.
Методы и методики исследования
1. Тест-опросник потребности в достижении (Ю. М. Орлов, В. И. Шкуркин, Л. П. Орлов.
2. Тест-опросник для измерения мотивации одобрения (Д. Краун, Д. Марлоу).
3. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
4. Тест-опросник определения мотивов употребления подростками психотропных веществ Е. В. Змановской.
Ранний юношеский возраст с давних пор считается возрастом, опасным для развития наркомании, алкоголизации и табакокурения. В юношеском возрасте поведение в значительной степени определяется характерным для этого периода жизни реакциями: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби), имитации и формирующимся сексуальным влечением. Именно эти реакции могут оказаться факторами, способствующими злоупотреблению психотропными веществами. Поэтому мы считаем, что стоит подробнее остановиться на поведенческих реакциях подросткового и юношеского возрастов (Ханзян, 2000).
Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще, всех старших по возрасту, от установленных ими порядков, правил и законов. Одним из проявлений реакции эмансипации служит особая форма поведения, которая получила название «отравление свободой».
Подобное поведение развивается, когда строго регламентированная жизнь юношеского возраста сменяется полной свободой, а повседневная опека - самостоятельностью. При «от-
равлении свободой» поведение становится противоположным тому, что от него требовалось раньше. Привлекает именно то, что не дозволялось. Поэтому «отравление свободой» способствует аддиктивному поведению с поисковой мотивацией, то есть стремлению попробовать все, испытать на себе действие тех дурманящих веществ, которые можно раздобыть.
Реакция увлечения (хобби), в отличие от реакции эмансипации, как правило, препятствует аддиктивному поведению. Единственное исключение составляет особый вид хобби, названный информационно-коммуникативным: бездумное общение со сверстниками, поглощение и обмен малозначимой и не требующей никакой интеллектуальной переработки информацией. Отсюда следует тяготение к асоциальным компаниям сверстников. Такое поведение легко сочетается со злоупотреблением алкоголем, знакомством с различными наркотическими и токсическими веществами. Однако главным побудительным мотивом и фактором, способствующим аддиктивному поведению, является не сама жажда новой информации, а влияние асоциальных компаний, где этой информацией обмениваются.
Реакция имитации, то есть стремление копировать поведение, манеру общаться и одеваться, вкусы и пристрастия людей, к которым он испытывает положительные чувства - от уважения до слепого почитания и обожания кумира. Реакция имитации может как способствовать, так и препятствовать нарушению поведения. Если объект или объекты имитации ведут образ жизни, связанный с употреблением алкоголя и наркотиков, то и юноши и девушки будут следовать их примеру.
Отдельно следует сказать о так называемой отрицательной реакции имитации, когда из асоциальных семей строят свой образ жизни исходя из противоположного тому, что видели в родительских семьях. К сожалению, это случается гораздо реже, чем обратное: влияние неблагополучной семьи является достаточно мощным фактором, способствующим употреблению психотропных веществ.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, в определенной мере могут влиять на выбор психотропных веществ и даже способствовать наркотизации. Некоторые из летучих ароматических соединений (ингалянтов), способствуют визуализации представлений («что захочу, то и увижу»), в том числе сексуального содержания. Подобная сексуальная мотивация употребления психотропных веществ свойственна юношескому возрасту.
Реакция группирования со сверстниками является ведущим социопсихологическим фактором, способствующим наркотизации.
Одна из ведущих исследователей наркомании И. Н. Пятницкая (2008) делает вывод о том, что шаг к наркотикам - это проявление исследовательской реакции, свойственной их возрасту. Юношей и девушек интересуют возможности их сознания, получение нового, неизведанного чувственного опыта, небывалых впечатлений, сексуального опыта, они стремятся познать мир, «всё в жизни попробовать», ощутить свою полноценность в компании ровесников, самостоятельность в принятии решений, солидарность со сверстниками. Эти же факторы могут способствовать вовлечению в группы, где практикуется употребление психоактивных веществ, при условии, что эти группы позволяют удовлетворить какие-либо потребности, которые он не может удовлетворить в других группах.
Как правило, существует две причины употребления психоактивных веществ. Первая - это поиск удовольствия, хорошего настроения, искусственной, вызванной химическим способом эйфории, увеличения активности. А вторая - это попытка при помощи химических веществ избавиться от неприятных переживаний и состояний, плохого настроения, затруднений в общении и т. д. Психоактивные вещества действительно могут делать и то, и другое, и до определённого периода человек может чувствовать какое-то улучшение при их приёме (Гульдан, Корсун, 1990).
Мотивация начала злоупотребления психотропными веществами (инициальная мотивация) и мотивация последующего злоупотребления может быть различной. Когда формируется психическая зависимость, то основной мотивацией становится влечение - потребность из-
менить определенным образом свое психическое состояние. Если возникает физическая зависимость, то главным мотивом злоупотребления делается страх мучительной абстиненции.
В своих работах Е. В. Змановская (2004) выделяет следующие мотивы употребления психотропных веществ подростками:
1. Гедонистический - приём психоактивных веществ связан с жаждой удовольствия, стремлением к чувственным наслаждениям. Во все времена данный вид мотивации был одним из наиболее распространенных, о чем свидетельствуют памятники литературы. Многие рекламные ролики пива по телевидению используют для привлечения именно мотив получения очень приятных ощущений. Тем же апеллируют и распространители наркотиков среди молодежи, что, употребив какой-нибудь наркотик, они получат неземное удовольствие, какого они никогда не смогут получить ни от чего.
2. Атарактические мотивы - психоактивные вещества употребляются с целью смягчить состояние эмоциональной напряженности, тревоги, беспокойства, подавленности, страхов, неуверенности. Прием алкогольных напитков, например, объясняется стремлением отвлечься от горьких воспоминаний, навязчивых опасений, тревожных предчувствий (утопить горе в бутылке, забыться). К сожалению, такой мотив зачастую представляется как традиционный в нашей культуре. Кроме того, эффективность данного способа совладания с кризисными ситуациями признается очень многими людьми практически всех социальных слоев и профессиональной принадлежности, поэтому они с детства легко могут усвоить такую форму поведения. Преобладание такого мотива говорит о серьёзных проблемах в саморегуляции молодых людей, об их значительных трудностях в эмоциональной сфере.
3. Субмиссивные - употребление алкоголя связано с повышенной подчиняемостью, неспособностью незрелой личности противостоять натиску пьющих, оградить себя от негативных влияний, с нежеланием отвечать за свои действия. Вспомним подростковый возраст, когда ведущим типом деятельности является непосредственное общение со сверстниками, а значит важность этого общения для подростка преувеличена. Референтной группой для подростка являются такие же подростки, как и он сам, а ценности, формы поведения, идеалы и цели, которые считаются приемлемыми в таких группах, абсолютно некритично воспринимаются и разделяются подростком. Употребление различных психоактивных веществ, особенно алкоголя зачастую является важной ценностью, а иногда и пропуском в подростковые группы. Молодыми людьми овладевает стадное чувство «быть как все, не выделяться, не быть белой вороной», они чрезвычайно внушаемы и зависимы от сверстников.
4. Мотив гиперактивации поведения - алкоголь употребляется в качестве допинга для того, чтобы поднять тонус, стимулировать воображение и творческую деятельность, улучшить работоспособность. Почти все ролики алкогольных коктейлей и энергетических напитков рассчитаны именно на этот мотив («Red bull окрыляет!», реклама «Burn» и др.).
5. Познавательно-исследовательская мотивация - проявление любопытства, например, к действию различных психоактивных веществ, к тому, чтобы получить новые, ранее неизвестные молодому человеку физические ощущения и эмоциональные переживания.
5. Псевдокультуральная мотивация - употребление алкоголя отражает желание привлечь к себе внимание окружающих утонченным знанием редких напитков, особых рецептов коктейлей, изысканностью ритуалов выпивки, стремлением почувствовать принадлежность к высшему свету, к золотой молодёжи или даже хвастовство друг перед другом, кто и что пробовал.
6. Традиционная мотивация - употребление алкоголя по санкционированным в данной микросреде поводам. К сожалению, миф о том, что это нормально и надо приучать ребёнка с детства, бытует во многих семьях. Родители сами в подростковом возрасте предлагают своим детям выпить бокал шампанского, например, на Новый год или бокал вина в день получения паспорта и т. п., считая, что тем самым они будут контролировать своих детей.
Автор также отмечает, что молодые люди рассматривают наркотики как часть своей среды и нередко не умеют противостоять соблазну однократного употребления или давлению
торговцев. Однако Е. В. Змановская (2004) считает, что целый ряд исследователей придает чрезмерное значение мотиву поиска удовольствия. Она отмечает, что, во-первых, эйфория от удовлетворения «наркотического голода» длится недолго и быстро сменяется сонливостью, ступором. Во-вторых, многие пробуют наркотики, но не все становятся наркозависимыми.
В юношеском возрасте первичными мотивами употребления психотропных веществ могут быть:
- выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды,
- экспериментированием,
- стремлением получить новый опыт, испытать необычное,
- поиском удовольствия или расслабления,
- открытием двери в группу сверстников,
- средством стать участником субкультурного жизненного стиля,
- способом разрешения конфликта или снижения напряжения,
- желанием уйти от скуки,
- актом отчаяния и т. д.
Основные мотивы начала злоупотребления психотропными веществами несколько отличается от мотивов взрослых. Для юношества характерно желание, получить новый опыт, испытать необычное, стремление разрешить таким способом конфликт или снизить психологическое напряжение (Божович, 1976).
Движущей силой жизнедеятельности человека являются потребности. Удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоции. Осознавая себя субъектом деятельности, юноши и девушки учатся руководить обстоятельствами, поскольку знают, что от их действий в значительной мере зависит, будут положительные эмоции (удовлетворение, награды, похвала, радость) или нет.
Совсем иное поведение свойственно юношам и девушкам, эпизодически употребляющим наркотики. Они не осознают себя субъектами собственной деятельности и потому считают, что не могут руководить обстоятельствами своей жизни, достичь положительных эмоций благодаря выполнению общественно значимых деяний. Однако потребность в положительных эмоциях не утрачивается, есть стремление ощутить состояние удовлетворения, радости, но они не видят путей достижения этого. Поняв, что такое состояние можно вызвать искусственно, они, не колеблясь, начинают употреблять психотропные вещества (Шипицы-на, Шпиленя, 2003).
В силу того, что указанные личностные особенности делают невозможным продуктивное разрешение жизненных проблем, они могут быть толчком для возникновения психологической готовности к употреблению психоактивных веществ. Личностная предрасположенность к употреблению психотропных веществ включает:
1) отсутствие мотивации достижения вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности; преобладание избегающей мотивации;
2) низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии;
3) низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия образа "Я", что однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку;
4) самозащитный тип реакции на фрустрацию, детерминируемый неуверенностью в себе, что проявляется в отказе от деятельности при столкновении с малейшими трудностями;
5) противоречивость самооценки и уровня притязаний, что приводит к аналогичности и непоследовательности деятельности, связанной с преодолением препятствий;
6) тенденция к уходу от реальности в стрессовой ситуации;
7) экстернальный локус контроля;
8) несформированность функции прогноза.
Таким образом, личностная предрасположенность к употреблению психотропных веществ формируется постепенно, в процессе онтогенеза. Причина её возникновения - неблагоприятная социальная ситуация.
Подводя итоги результатов исследования причин употребления юношами и девушками одурманивающих веществ, можно сказать, что основу внутренних побудительных сил составляет действие механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости сферы потребностей, подражание взрослым (или сверстникам), искажение процесса социализации, потребность в саморегуляции внутреннего состояния, особенно в психотравмирующей ситуации, нарушения в эмоциональной или познавательной сфере (Курек, 2001).
Было проведено эмпирическое исследование особенностей мотивации употребления психоактивных веществ учащимися профессионального лицея. Были обследованы две группы испытуемых: употребляющие психоактивные вещества (ПАВ) и не употребляющие ПАВ.
Применение теста-опросника потребности в достижении дало следующие результаты. Низкий уровень мотивации достижения демонстрирует 55% от общего числа испытуемых (45% - молодые люди, употребляющие ПАВ и лишь 10% - не употребляющие).
Средним уровнем мотивации достижения обладает 25% от общего числа испытуемых, из которых 20% не употребляют ПАВ и лишь 5% употребляют. Им не хватает настойчивости в достижении своих целей, они могут теряться в ситуации соревнования.
По результатам тестирования высокий уровень мотивации достижения свойственен 20% от общего числа опрошенных и все из них не употребляют ПАВ. Для них свойственны инициативность, умение ставить перед собой задачи и достигать поставленные цели
Таким образом, среди принимавших участие в исследовании более половины испытуемых (55%) имеет низкий уровень мотивации достижения. К ним принадлежат как испытуемые из группы «Молодёжь, употребляющие ПАВ», так и из группы «Молодёжь, не употребляющие ПАВ». Мотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков часто представляют собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения показала, что по результатам данного теста мы можем наблюдать, что большинство опрошенных, имея низкий уровень мотивации достижения, не склонны к такого рода анализу, выбору и принятию на себя ответственности за свою жизнь.
Использование методики для выявления уровня мотивации одобрения. По результатам тестирования, низкий уровень мотивации одобрения имеют 35% от общего числа испытуемых, все из которых принадлежат к группе юношей и девушек, употребляющих ПАВ. Средний уровень мотивации одобрения демонстрирует 45% от общего числа испытуемых. Среди них 15% - употребляющие и 30% - не употребляющие ПАВ. Высокий уровень мотивации одобрения имеют 20% от общего числа испытуемых и все они не употребляют ПАВ.
Таким образом, почти половина испытуемых юношей и девушек имеют средний уровень мотивации одобрения. Высоким уровнем мотивации одобрения обладает лишь пятая часть испытуемых, принадлежащих к группе «Молодёжь не употребляющие ПАВ». К сожалению, даже в своей группе они так же, как и в предыдущей методике, не составляют большинства. Уровень мотивации одобрения гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях, чем мотивация к достижению. Однако уровень мотивации одобрения существенно влияет на качество взаимоотношений с другими людьми. Проведенное исследование уровня мотивации одобрения показывает, что юноши и девушки могут испытывать сложности в построении отношений с окружающими людьми. По мнению И. С. Кона (1989), для юношеского возраста характерна перестройка взаимоотношений со значимыми людьми и связанные с этим фактором кризисы в отношениях.
Важным показателем мотивации употребления ПАВ может являться рискованное поведение юношей. Результаты, полученные с помощью теста Шуберта, показали, что очень низкая степень выраженности склонности к риску («слишком осторожный» тип) выявлена лишь у одного испытуемого из числа не употребляющих ПАВ. Просто низкой выраженностью рискованного поведения обладает 15% испытуемых, не употребляющих ПАВ. Все юноши, употребляющие ПАВ показали более высокий уровень выраженности склонности к риску. Так, средним уровнем склонности к риску характеризуется лишь 5% употребляющих ПАВ и 32,5% - не употребляющих. Все остальные юноши, употребляющие ПАВ, де-
монстрируют высокий уровень рискованного поведения. Из числа не употребляющих таких испытуемых лишь 5%. Такие результаты свидетельствует о ярко выраженной тенденции молодых людей, употребляющих ПАВ, идти зачастую на неоправданный риск, не обращая внимания на последствия своего поведения. С одной стороны, это особенность юношеского возраста, однако даже невооруженным глазом видно, насколько выражены различия по данному показателю, то есть употребление различных ПАВ может быть следствием пренебрежительного отношения к своему здоровью, непонимания негативных последствий вследствие употребления, а также может объясняться желанием пощекотать нервы, получить экстремальные переживания.
Результаты эмпирического исследования показали, что наиболее часто встречающимися мотивами употребления ПАВ юношей и девушек являются мотивы гиперактивации (повышение тонуса и самооценки). Общее количество баллов по этой шкале составляет 41 балл, то есть 25,6% от общей суммы баллов по всем шкалам). На втором месте - мотивы атарактические (достижения психологического комфорта). Сумма баллов по данной шкале составляет 39 баллов (24,3%). Мотивы гедонистические (получение специфического физического удовольствия) согласно полученным результатам набрали 29 баллов (18,1% от общей суммы баллов по всем шкалам). Доля субмиссивных мотивов (стремление к принадлежности и одобрению группы) составляет 13,1% от общей суммы (21 б.). Псевдокультурные мотивы - демонстрация какого-либо качества, например «взрослого поведения» имеют набранную сумму 17 баллов (10,6 % от общей суммы баллов по всем шкалам). Познавательно-исследовательские мотивы - любопытство, стремление к новым впечатлениям - набрали 14 баллов (8,7% от общей суммы баллов по всем шкалам).
Анализ же распределения испытуемых по количеству выборов данных мотивов употребления ПАВ показал, что гиперактивация (повышение тонуса и самооценки) - это основной мотив, характерный для 40% испытуемых, принимающих ПАВ. Атарактические мотивы (достижения психологического комфорта) - присущи 30% испытуемых. Субмиссивные мотивы (стремление к принадлежности и одобрению группы) являются основными для 10% респондентов, принимавших участие в исследовании и употребляющих ПАВ. Для такого же числа опрошенных характерны гедонистические мотивы (получение специфического физического удовольствия. Псевдокультурные (демонстрация какого-либо качества) и познавательно-исследовательские мотивы (любопытство, стремление к новым впечатлениям) демонстрирует лишь по одному испытуемому, что составляет 5% группы.
Таким образом, наиболее актуальными мотивами употребления ПАВ юношами и девушками являются мотивы, принадлежащие к группе гиперактивационных и атарактических мотивов. То есть молодые люди оправдывают свое поведение неуверенностью в себе, ощущением недостатков в себе, которое притупляется при употреблении ПАВ, а также ценят возможность раскрепоститься и достигнуть комфортного состояния. Это объясняется существенными изменениями, которые происходят в структуре самосознания личности юношеского возраста. Как и подростки, юноши характеризуются низкой самооценкой и сосредоточенностью на своих недостатках, особенно физических, от которых, как они думают, не могут сложиться желаемые отношения с окружающими. ПАВ в таком случае снижают такие негативные переживания. Такие мотивы уже отличаются от преобладающих в подростковом возрасте мотивов принадлежности к группе сверстников и говорят о наличии серьезных внутри и межличностных проблем юношей, вероятно, как со своими сверстниками, так и с семьей.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что лица юношеского возраста, употребляющие ПАВ, характеризуются более высокой готовностью к риску и мотивацией одобрения, более низким стремлением к достижению, а также высоким уровнем достижения комфорта по сравнению с не употребляющими, подтвердилась частично. Действительно, показатели готовности к риску у юношей, употребляющих ПАВ, значительно выше, чем у тех, кто не употребляет. Они действительно пытаются повысить свой тонус и самооценку, а также достичь психологического комфорта вследствие употребления, однако
уровень мотивации как достижения, так и одобрения, у них ниже, чем у не употребляющих психоактивные вещества молодых людей.
Для работы по профилактике и преодолению употребления ПАВ учащимися профессионального лицея была разработана программа профилактики употребления ПАВ на примере алкоголя, табака и наркотических веществ, которая успешно внедряется в рамках учебно-воспитательного процесса.
Литература
1. Анохина И. П., 2001. Наследственная предрасположенность к злоупотреблению психотропных веществ. М. : Нолидж.
2. Божович М. И., 1976. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Просвещение.
3. Гульдан В. В., Корсун, А. М., 1990. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам. Вопросы наркологии. 1990. № 5. С. 40-44.
4. Змановская Е. В., 2004. Девиантология. М. : Академия.
5. Кон И. С., 1989. Психология ранней юности. М. : Просвещение.
6. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (Приказ МО РФ от 28.02.2000 N 619), 2000.
7. Курек Н. С. 2001. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. СПб. : Алетейя.
8. Пятницкая И. Н. 2008. Общая и частная наркология. Руководство для врачей. М. : Медицина.
9. Ханзян Э. Дж., 2000. Уязвимость сферы саморегуляции аддитивных больных: возможные методы лечения // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинг. М. : Независимая фирма «Класс».
10. Шипицына Л. М., Шпиленя, Л. С., 2003. Руководство по профилактике злоупотребления психотропными веществами несовершеннолетними и молодежью. М : Министерство образования РФ.