Научная статья на тему 'Психологические аспекты организации эффективной работы с учащимися профессиональных училищ по профилактике алкоголизма и наркомании'

Психологические аспекты организации эффективной работы с учащимися профессиональных училищ по профилактике алкоголизма и наркомании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
889
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ПАВ) / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АЛКОГОЛИЗМ / НАРКОМАНИЯ / НАРКОЗАВИСИМОСТЬ / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тараканова Валентина Викторовна, Соловьева Наталья Геннадьевна

В статье рассматривается изучение мотивации алкогольного поведения и организация эффективной работы с учащимися профессиональных училищ по профилактике алкоголизма и наркомании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты организации эффективной работы с учащимися профессиональных училищ по профилактике алкоголизма и наркомании»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 377

В. В. Тараканова Н. Г. Соловьева

Психологические аспекты организации эффективной работы с учащимися профессиональных училищ по профилактике алкоголизма и наркомании

Как организовать наиболее эффективную работу с учащимися профессиональных училищ по профилактике алкоголизма и наркомании?

Аннотация. В статье рассматривается изучение мотивации алкогольного поведения и организация эффективной работы с учащимися профессиональных училищ по профилактике алкоголизма и наркомании.

Ключевые слова: психоактивные вещества (ПАВ), аддиктивное поведение, алкоголизм, наркомания, наркозависимость, референтная группа.

Наибольшая тревога наркологической ситуации в России состоит в неуклонном омоложении потребителей психоактивных веществ. Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления психоактивными веществами предполагает приоритет профилактической работы, ведение которой должно быть в условиях учреждений образования.

Алкоголизм и наркомания - это болезнь, которую называют химической зависимостью. Болезнь тела, психики и души. Болезнь тяжелая и хроническая, личностная и социальная. Между ней и здоровьем - детство, подростковый возраст и юность. Именно в этот период происходит действие тех факторов, которые в дальнейшем приведут к развитию аддиктивного поведения и далее к химической зависимости [ 2, с.67].

Аддиктивное поведение - это асоциальное (девиантное) поведение, которое связано с употреблением психоактивных веществ (ПАВ). Это еще не болезнь, но это то, что приведет в последствии к химической зависимости. Профилактическая работа против приобщения молодежи к употреблению наркотических и сильнодействующих веществ должна проводиться дифференцированно, с учетом всем факторов.

Проблема исследования состоит в том, что для успешной индивидуальной профилактики алкоголизма у несовершеннолетних необходимо знать все те индивидуальные психологические особенности, в первую очередь мотивы, которые могут стимулировать потребность в алкоголе и употреблении наркотиков данной личности, и поэтому должны стать объектом воспитательного воздействия. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий, т.е. максимально использовать знания о личности в профилактических целях [6, с.35].

Цель нашей работы - изучить психологические аспекты и обосновать необходимость организации и проведения эффективной работы по профилактике алкоголизма и наркомании с учащимися профессионального училища.

Для любого подростка общение в компании сверстников - необходимый этап социализации [3,с.44]. Здесь не только проверяются на жизнеспособность взрослые правила, предлагаемые семьей и учебными заведениями, но и вырабатываются свои, имеющие значимые отличия в компаниях, где нормой является регулярное потребление алкоголя.

Потребность в самоутверждении среди равных - это один из мотивов стремления к компании [4,с.10]. Он является ведущим для ребят со сформированным чувством самоуважения и способностью к автономному поведению. Такие подростки в состоянии выбирать ту или иную группу. Чаще это группы предметного общения, формируемые на основе интереса к какому-либо общему делу. Но для того, чтобы быть включенным в группу с предметным общением, нужно что-то уметь делать или в чем-то разбираться. Поэтому некоторые подростки входят в группы так называемого беспредметного общения.

C психолого-педагогической точки зрения все факторы аддиктивного (зависимого) поведения можно разделить на факторы среды (объективные) и социально-психологические факторы личности подростка (субъективные) [2, с.31].

Подростки в определенной степени готовы к употреблению алкоголя, и экспериментирование с психоактивными веществами можно рассматривать как акт поведения в определенных ситуациях, которые объективно требуют решения эмоциональных проблем, преодоления жизненных трудностей.

Факторы риска — это те, которые повышают вероятность развития изучаемого заболевания в будущем.

Исследования показали, что сочетание факторов риска имеет геометрически прогрессирующий эффект. Например, когда имеются два фактора риска, существует приблизительно в 4 раза большая опасность возникновения неблагополучного поведения. Когда налицо четыре фактора, риск злоупотребления наркотиками возрастает в 10 раз.

Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства [5, с.278].

Современная концепция первичного, раннего предупреждения аддиктивного поведения и роста наркомании и алкоголизма среди здоровых детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение [2, с. 89].

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

■ формирование зрелой и ответственной личности, умеющей решать проблемы;

36

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

Инновации в образовательных учреждениях

■ развитие рефлексии;

■ формирование жизненных навыков и развитие социальной компетенции;

■ выработку навыков самозащиты;

■ получение адекватной информации о проблеме ПАВ;

■ повышение нравственно-культурного уровня подростка;

■ организацию досуга и обучение умению конструктивно использовать свое свободное время. Профилактическая работа в образовательном

учреждении - это комплекс мероприятий, которые проводят психологи, педагоги, врачи, социальные работники. Целевыми группами являются не только подростки, но и родители, а также педагоги, обучающиеся проведению профилактических занятий (т.е. работа с личностью и со средой) [7, с.49].

Предупреждение отклоняющегося поведения в целом и аддиктивного в частности - это задача не только работников наркологических клиник и диспансеров, а всего педагогического состава образовательного учреждения, при поддержке специалистов в области наркологии.

Нами было проведено исследование среди учащихся ПУ - 31 г. Егорьевск Московской области. В исследовании приняло участие 30 мальчиков - подростков в возрасте 15 - 17 лет. Анкетирование подростков имело своей целью выявление уровня информированности о наркотиках и наркомании как явления и наличие лиц «группы риска» в среде учащихся.

Целями анкетирования являются:

1. выяснение уровня информированности учащихся по отношения к наркотикам и наркомании как явлению;

2. исследование сформированности представлений, установок и стереотипов поведения у молодых людей в ситуации выбора;

3. выявление отношения учащихся к работе по пропаганде здорового образа жизни и предупреждению возникновения наркозависимостей.

Затем нами был применен опросник мотивации потребления алкоголя (МПА) В.Ю. Завьялова.

Методика предназначена для диагностики структуры алкогольной мотивации, а также общего уровня напряженности мотивации в поисках алкоголя. Первым этапом нашей работы стал анализ анкет, которые заполняли все участники исследования. Результаты представлены в виде процентных отношений ответов от общего числа испытуемых.

Исследуемые характеристики:

1. Отношение к людям, увлекающимся потреблением лекарственных средств, действующих на психику.

> осуждающее - 19,9%;

> безразличное - 10,9%;

> с тревогой - 23,9%;

> это их дело - 45,2%;

> не знают своего отношения - 8,2%.

Данный пункт анкеты допускает несколько вариантов ответов.

Таким образом, большинство опрошенных учащихся относятся к лицам, употребляющим наркотики, нейтрально; гораздо в меньшей степени - с тревогой

и осуждающе. Полученные данные свидетельствуют о том, что в большинстве случаев молодёжь считает принятие ответственности за приём наркотиков лежит на самом зависимом человеке. Следует отметить высокие показатели тревожности участников анкетирования. Это в очередной раз доказывает актуальность исследуемой проблемы.

2. Оценка распространённости наркомании как явления

> считают распространённым явлением - 81,5%;

> не распространённым явлением - 6,2%;

> не знают - 12,3%.

Очевидно, что мнение подростков совпадает со мнением многих об актуальности проблем зависимости от наркомании.

3. Информированность о последствиях употребления наркотиков

> вредно для здоровья - 78,1%;

> крушение жизненных планов - 46,6%;

> опасность для окружающих - 39%;

> сокращает продолжительность жизни - 69,9%;

> разрушение семьи - 45,2%;

> никаких последствий - 0,7%;

> не знают о последствиях - 1,4%.

Данный пункт анкеты допускает несколько вариантов ответов.

Большинство подростков информировано о негативном влиянии употребления наркотиков на организм человека.

4. Наличие знаний о лекарственных (или иных) препаратах, вызывающих наркоманию

> знают - 51,4%;

> не знают - 48,6%.

Таким образом, уровень осведомлённости о препаратах, вызывающих наркоманию, достаточно высок.

5. Информированность подростков об опасности однократного приёма наркотиков

> считают опасным - 56,2%;

> считают неопасным - 3,4%;

> смотря что принимать - 32,9%;

> не знают - 7,5%.

Не смотря на то, что преобладающее большинство участников анкетирования видят опасность первичных проб наркотиков, обращает на себя внимание достаточно высокий показатель ответа «смотря что принимать». Подобная модель поведения характеризуется рисковым поведением с негативными жизненными установками и неоднозначным отношением к психоактивным веществам. Данная категория лиц в силу определённых обстоятельств своей жизни подвержена негативным внешним воздействиям со стороны социума, что может стать причиной социальной дезадаптации и употребления наркотиков.

6. Вопрос о цели приёма некоторыми людьми наркотиков

> испытать новые ощущения - 84,2%;

> добиться повышения настроения - 19,9%;

> с лечебной целью - 7,1%;

> снять нервное напряжение - 41,1%;

> облегчить общение с людьми - 11,6%.

Данный пункт анкеты допускает несколько вариантов ответов.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

37

Инновации в образовательных учреждениях

Большинство респондентов считают, что люди принимают наркотики для испытания новых ощущений. Это говорит о том, что часть учащихся не умеет общаться, веселиться, расслабляться, получать удовольствие без приёма наркотиков или других психоактивных веществ. Кроме того, значительная часть респондентов ответила, что некоторые люди принимают наркотики для снятия нервного напряжения. Следовательно, часть молодёжи не знает или не использует конструктивные способы борьбы со стрессом.

7. Наличие среди знакомых лиц, которые пробовали принимать наркотики

> да -56,2%;

> нет - 26%;

> не знают - 17,8%.

Очевидно, что больше половины участников анкетирования включены в неформальные подростковые группы, употребляющие психоактивные вещества. Вызывает опасения достаточно высокий показатель наличия знакомых-наркоманов. Это больше половины опрошенных, что является фактором риска употребления ими в дальнейшем наркотических средств.

8. Вопрос о приёме наркотиков

> приходилось принимать - 24,6%;

> не приходилось принимать - 75,4%.

Обращает на себя внимание незначительный процент пробовавших наркотики. Однако, следует учитывать возможность, что некоторые респонденты утаили факт приёма наркотиков.

9. В какой ситуации происходил приём наркотиков?

> случайно в компании - 85,5%;

> дома, в одиночестве - 0,7%;

> где-то ещё - 13,8%.

(Учитывали ответы анкетированных, которым приходилось принимать наркотики). Для подростков характерно времяпровождение преимущественно в группах. При этом мнение группы очень значимо. Этим можно объяснить наибольший процент употребления наркотиков «случайно в компании».

10. Информированность молодёжи об источниках получения наркотических веществ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> домашняя аптечка - 17,8%;

> по месту учёбы или работы - 10,9%;

> через больницы и поликлиники - 14,4%;

> близкие люди и знакомые - 54,8%;

> через аптеку - 19,1%;

> воровство - 34,2%;

> контрабанда - 42,5%.

Данный пункт анкеты допускает несколько вариантов ответов.

Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство молодых людей считают наркотики легкодоступными веществами, которые можно получить у близких, друзей или незаконным способом.

11. Вопрос о причинах распространения наркомании

> любопытство - 38%;

> желание испытать новые ощущения - 27,5%;

> желание снять стресс - 8%;

> подражание - 7,3%;

> семейные проблемы (нехватка внимания со стороны родителей, «плохое» воспитание, ссоры меду родителями и др.) - 6,9%;

> «плохая компания» и уговоры друзей - 5,4%;

> «плохая» жизнь - 3,1%;

> желание не быть «белой вороной» - 1,2%;

> распущенность - 1,2%;

> доступность - 1%;

> прочие (мода, нужда в деньгах, проблемы общения, низкая самооценка, желание получить удовольствие, не осознание последствий, обида на весь мир, личностные проблемы, влияние средств массовой информации, слабый контроль на дискотеках, в подъездах, незанятость молодёжи, деградация общества, мало разъяснительной работы, нежелание жить и др.) - 0,4%.

12. Вопрос о необходимости усиления разъяснительной работы в данном направлении

> необходима разъяснительная работа - 63,7%;

> нет - 7,5%;

> не знают ответа - 28,8%.

Очевидно, что большинство опрошенных видят необходимость в проведении работы по пропаганде здорового жизненного стиля и профилактике возникновения наркозависимостей.

13. Предложения анкетируемых по искоренению наркомании

Вопрос: «Что ты можешь предложить для искоренения этих случаев из жизни коллектива?», привёл в замешательство подростков - учащихся. Многие не смогли дать на него ответ. Однако можно выделить следующие предложения:

> принятие новых законов об ужесточении ответственности за распространение и употребление наркотиков - 29,7%;

> усиление контроля за незаконным оборотом наркотиков (патрули, таможенный контроль) -13,5%;

> необходимость разъяснительной работы -20,3%;

> внедрение альтернативы употребления наркотиков (занятие спортом, посещать кружки по интересам, туристические походы, походы в лес с родителями, посещение театров, аттракционов и др.) - 15,8%;

> рекламирование учреждений, оказывающих помощь наркоманам - 5,3%;

> отпуск лекарственных средств по рецептам -

2,2%;

> бесполезность любых мероприятий - 2%;

> прочие (следить за детьми, побольше воспитывать, не общаться с наркоманами, отлучить отношения с окружающими, избегать «плохие компании», поддержать человека в трудную минуту, работа с психологом, видеть наркоманов, знать судьбы наркоманов, «не пробовать никогда, даже если сильно хочется») - 0,2%;

> не смогли дать ответ - 11%.

14. Информированность о существовании центров помощи тем, кто решил отказаться от наркотиков

> знают - 67,1%;

> не знают - 32,9%.

Большинство анкетируемых информированы о существовании центров помощи тем, кто решил отказаться от наркотиков.

38

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

Инновации в образовательных учреждениях

Следующим этапом работы стала обработка и анализ результатов психологического теста мотивации потребления алкоголя МПА (табл. 1).

Таблица 1

Результаты изучения структуры алкогольной мотивации подростков

№ ФИО Мотивы потребления алкоголя

То Сб Пс Гл Ат Гп Пх Ал Си

1. Алексей К. 12 8 7 7 10 8 5 2 0

2. Виктор С. 15 3 9 12 15 12 3 3 5

3. Дмитрий Д. 9 10 12 2 8 9 3 2 0

4. Николай М. 12 3 12 12 8 12 6 0 3

5. Павел П. 13 10 9 9 15 11 4 0 1

6. Кирилл Я. 9 15 6 11 15 8 2 0 0

7. Денис Б. 7 9 9 3 11 4 2 0 1

8. Петр Ц. 15 9 12 12 11 11 4 1 0

9. Григорий Р 12 12 4 11 13 15 2 3 0

10. Константин Э. 9 8 2 9 11 12 3 0 0

11. Федор К. 12 7 8 12 13 12 2 0 6

12. Петр П. 12 9 6 9 12 12 6 0 0

13. Георгий К. 6 0 5 8 11 15 2 0 0

14. Леонид Б. 9 8 9 8 9 11 5 2 2

15. Александр К. 9 6 6 9 9 11 9 0 0

16. Владимир В. 3 0 2 3 6 3 0 3 6

17. Алексей П. 6 3 6 9 12 9 3 2 0

18. Михаил С. 6 6 3 6 12 12 9 6 3

19. Тимофей З. 12 0 6 3 0 1 3 0 0

20. Дмитрий Я. 10 0 9 9 12 9 6 3 6

21. Павел Т. 9 6 3 9 9 15 0 0 0

22. Матвей М. 15 3 9 6 15 15 5 2 0

23. Григорий М. 12 0 6 9 9 12 6 3 3

24. Валерий Б. 6 3 6 9 15 12 3 0 0

25. Виталий К. 6 6 3 6 12 15 2 3 0

26. Максим К. 6 0 0 12 12 15 6 3 1

27. Алексей В. 12 9 6 12 12 15 2 5 3

28. Дмитрий У. 12 3 12 12 15 12 9 0 0

29. Георгий М. 6 9 6 12 12 12 0 6 3

30. Степан Р 6 9 7 3 2 2 5 0 0

Примечание: в данной таблице приняты следующие обозначения: То - традиционные мотивы; Сб - субмиссивные мотивы; Пс - псевдокультурные мотивы; Гд - гедонистические мотивы; Ат - атарактичекие мотивы; Гп - мотивы гиперактивации поведения; Пх - похмельные мотивы; Ад - аддиктивные мотивы; Сп -мотивы самоповреждения. Красным цветом в таблице залиты ячейки с максимальными показателями у данного испытуемого.

Анализируя результаты проведенной психодиагностической методики изучения структуры алкогольной мотивации учащихся следует отметить, что в структуре алкогольной мотивации преобладают социально психологические мотивы и личностные, персонально значимые мотивы.

Рассмотрим более подробно. Социально - психологические мотивы в структуре алкогольной мотивации отражены в диаграмме 1.

По результатам анализа социально-психологических мотивов в структуре алкогольной мотивации наша выборка разделилась на несколько подгрупп: 1 группа - подростки с преобладанием традиционных мотивов в структуре алкогольной мотивации (17

Диаграмма 1

Социально-психологические мотивы в структуре алкогольной мотивации учащихся

социально-психологические мотивы в структуре алкогольной мотивации учащихся ГПТУ №31

человек, что составляет 57% от общего числа испытуемых); 2 группа - подростки с преобладанием суб-миссионных мотивов в структуре алкогольной мотивации (6 человек, что составляет 20% от общего числа испытуемых); 3 группа - подростки с преобладанием псевдокультурных мотивов в структуре алкогольной мотивации (7 человек, что составляет 23% от общего числа испытуемых).

По результатам изучения преобладания в структуре личностных, персонально-значимых мотивов в структуре алкогольной мотивации наша выборка также разделилась на несколько подгрупп: 1 группа - подростки с преобладанием гедонистических мотивов в структуре алкогольной мотивации (5 человек, что составляет 16% от общего числа испытуемых); 2 группа - подростки с преобладанием атарактических мотивов в структуре алкогольной мотивации (11 человек, что составляет 37% от общего числа испытуемых); 3 группа - подростки с преобладанием мотивов гиперактивного поведения в структуре алкогольной мотивации (14 человек, что составляет 47% от общего числа испытуемых).

Результаты распределения личностных, персонально значимых мотивов в структуре алкогольной мотивации учащихся представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Распределение личностных, персонально значимых мотивов в структуре алногольной мотивацииучащихся

%

50

40

30

20

10

0

гедонистические атарактические гиперактивные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мотивы мотивы мотивы

П личностные, персонально значимые мотивы в структуре алкогольной мотивации учащихся ГПТУ №31________________

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

39

Инновации в образовательных учреждениях

Следует отметить, что у данных испытуемых патологические мотивы в структуре алкогольной мотивации не являются ведущими (преобладание патологических мотивов не обнаружено ни у одного участника исследования).

Проведённое эмпирическое исследование уровня информированности учащихся о наркотиках и наркомании как явления позволило сделать следующие выводы.

Учащиеся имеют высокий уровень информированности о наркотиках и наркомании как явлении. Мнение подростков совпадает со мнением многих о проблеме зависимости наркомании в современном обществе. Большинство исследуемых информировано о негативном влиянии употребления наркотиков на организм человека, о существующих наркотических препаратах, об опасности однократного приёма наркотиков, о целях приёма наркотических средств, об источниках получения наркотиков, о причинах распространения наркомании, о существовании центров помощи тем, кто решил отказаться от наркотиков.

Результаты изучения мотивов употребления наркотиков доказали, что чаще толчком к употреблению психоактивных веществ является любопытство, в основе которого лежит стремление познать новое, волнующее, опасное. С одной стороны, это естественный процесс познания, ведь любознательность является особенностью человека, с другой стороны, любопытство - стремление к опасности, которое тесно связано с проблемами отклоняющегося поведения. Кроме того, данные исследования подтверждают, что потребление психоактивных веществ могут спровоцировать стрессовые ситуации. Иногда толчком к этому служит переутомление и, как следствие, возникает потребность расслабиться, снять напряжение. Изучение социальной среды анкетируемых выявило наличие среди знакомых лиц, которые пробовали наркотики. Их появление в окружении подростков, а также факт минимальной психологической дистанции между ними ведут к изменению характерной для подросткового возраста структуры социальных связей. Занимая особое положение, группа приятелей-наркоманов через механизм идентификации-отчуждения может способствовать присвоению подростками ценностей наркоманической субкультуры, меняя тем самым генеральное направление социализации. На лицо преобладающее влияния на подростков социального пространства (референтной группы), обладающего положительной или отрицательной валентностью и сколько-нибудь изменяющего мотивацию поведения через систему оценок и ценностей. Это может вылиться в последствии в отклоняющееся поведение.

Хочется отметить, что мнение данной выборки испытуемых склоняется к неспособности государства навести порядок в обществе и установить надёжный заслон на пути распространения наркотиков.

На самом деле очень важно то, что большая часть подростков понимает важность проведения профилактических мероприятий.

Изучение мотивации алкогольного поведения учащихся позволило понять причины ранней алкоголизации подростков, выявить для каждого характерные стили алкогольного поведения.

Исследование алкогольной мотивации учащихся показало, что в структуре алкогольной мотивации подростков, преобладают - социально психологические мотивы и личностные, персонально значимые мотивы, что может свидетельствовать об отсутствии алкогольной болезни как таковой, но это является тревожным симптомом для подростков. В предварительной беседе с участниками исследования экспериментатором узнавались алкогольные предпочтения испытуемых - большинство испытуемых предпочитают пиво и коктейли, в злоупотреблении водкой и другими крепкими спиртными напитками не признался никто.

Употребление даже таких «безобидных» спиртных напитков как пиво и коктейли может быть первым шагом к формированию алкогольной зависимости. Как и в ситуациях употребления наркотиков, употребление алкоголя происходит в компаниях, под влиянием референтной группы с целью нейтрализовать негативные эмоциональные переживания - напряжение, тревогу, страх и т.д. [9, с.114].

Причины психологического пристрастия к алкоголю и наркотиками у подростков - не только в поиске состояния эйфории, сколько в возможности удовлетворить свои желания, разрешения конфликтов, опредмечивания своих потребностей, а также в социальных условиях.

На основании анализа полученных данных создаются благоприятные условия для проведения профилактики алкоголизма и наркомании среди учащихся.

Список литературы

1. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. -СПб.: Питер, 2000. - 179 с.

2. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. - М.: Мир, 2001. - 132 с.

3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. - М.: Наука, 2004. - 431 с.

4. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М.: Владос, 2004. - 80 с.

5. Веко А.В. Алкоголизм: избавление от зависимости, лечение, профилактика. - Минск: Наука, 2002. - 90 с.

6. Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии. -1993. - №2. - С. 44-48.

7. Предупреждение подростковой юношеской наркомании / Под ред. К.С. Лисецкого. - М.: Просвещение, 2001. - 90с.

8. Тараканова В.В. Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности учреждений образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №6.

9. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. - М.: Просвещение, 2002. - 56 с.

40

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.