УДК 316.62 /376.5
ОСОБЕННОСТИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И.В. Кондакова
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема аддиктивного поведения у молодежи; выделены основные тенденции ухудшения её психофизического и социального здоровья, ключевые социальные проблемы молодого поколения; поднимается вопрос деятельностной помощи молодежи в адаптации в современном обществе; выборе пути самореализации, правильных ориентиров, преодолении жизненных трудностей; выстраивании жизненной стратегии.
В статье раскрываются причины ухода молодежи в аддиктивное поведение, которое является начальной формой отклоняющегося поведения и влечет за собой следующую ступень - девиантное поведение.
Особое внимание в статье уделено выявлению причин аддиктивного поведения подростков, обучающихся в СУЗе, мотивов, побуждающих их попробовать психоактивные вещества, а также выделению уровней склонности к зависимому поведению. Выбор для исследования именно данного вида зависимости был обусловлен тем, что одним из самых распространенных вариантов отклоняющегося поведения, особенно среди молодежи и подростков, является употребление и злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них. При опоре на данные, полученные в результате экспериментального исследования, выделены причины аддиктивного поведения молодежи.
Ключевые слова: молодежь, аддиктиное поведение, отконяющееся поведение, психоактивные вещества, наркотики, алкоголь.
FEATURES OF ADDICTIVE BEHAVIOR IN THE YOUTH ENVIRONMENT I. Kondakova
Abstract. This article deals with the problem of addictive behavior in young people, highlighted the main trends in the deterioration of her mental and physical and social health, the key social problems of the young generation, the question is raised of the activity help young people integrate into modern society, choosing the path of self realization, the right benchmarks, overcoming the difficulties of life, building a life strategy.
The article reveals the reasons for the departure of young people in addictive behavior, which is the initial form of deviating behavior and entails the next step - deviant behavior.
Special attention is paid to the identification of the causes of addictive behavior of adolescents studying in Susa, motivations to try psychoactive substances, as well as the allocation of levels of propensity to dependent behavior. The choice for the study of this particular type of dependence was due to the fact that one of the most common variants of deviating behavior, especially among young people and adolescents, is the use and abuse of substances that cause the state of altered mental activity, mental and physical dependence on them. When relying on the data obtained from the experimental study, the causes of addictive behavior of young people are identified.
Keywords: youth, addictive behavior, leaning back behavior, psychoactive substances, drugs, alcohol.
Проблема физического и социального здоровья народонаселения страны актуальна при любых социально-экономических, политических ситуациях в любом обществе, так как она определяет генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, будущее государства. Духовное и физическое здоровье молодежи являются точным барометром социально-экономического развития страны. Одними из существенных факторов, осложняющих реализацию крупномасштабной социальной политики в России, являются повышенная информатизация общества, излишняя открытость доступа населения всех возрастных категорий к развлекательной инфраструктуре, снижение уровня цензуры,
внедрение западноевропейских ценностных ориентаций и, как следствие, изменение взглядов молодого поколения на традиционные ценности (семья, образование, любовь, дружба). Результаты не только отечественных, но и международных исследований констатируют, что молодое поколение все более нацелено на материальную составляющую успеха. Так происходит в Англии, России, США, Швеции и других странах.
Ценность молодости в современном мире увеличивается в связи с тем, что именно в этом возрасте человек легко приобретает основные знания, умения и навыки, это возраст концентрации интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. Границы молодежной группы подвижны и размыты. Они зависят от
степени зрелости индивида, степени выраженности общественных трансформаций, поэтому выделить по возрасту молодежную группу можно лишь в демографическом смысле. Одни исследователи относят к этой группе возраст от 11 до 25 лет, другие от 14 до 28 (30), однако, чаще всего к данной категории относят молодых людей от 14 до 30 лет.
Основные социальные проблемы молодого поколения связаны с началом самостоятельного жизненного пути, «жизненным стартом» — с получением образования, началом трудовой деятельности, созданием семьи,
профессиональным продвижением и ростом карьеры. На современном этапе развития общества все эти проблемы значительно обострились из-за ускорения темпов жизнедеятельности, несовпадения
физиологической зрелости, которая наступает ранее положенного природой срока (акселерация), и социальной зрелости, которая затягивается, в связи с увеличением продолжительности обучения. Большинство молодых людей, столкнувшись с реальной жизнью, разочаровываются, не получая сразу того, чего ожидают, тем более, что красочная реклама, образ жизни элиты, позиционируемый как эталон, обещают молодому поколению все блага мира, практически с нулевыми затратами труда.
Все это вкупе с усилением криминализации общества создает благоприятную почву для аддиктивного поведения молодёжи («аддикция -пагубная склонность к чему-либо» [1]), которое проявляется у молодежи, слабо адаптирующейся к смене жизненных обстоятельств, с низкой переносимостью психологических затруднений. «...Аддиктивное поведение является некой промежуточной формой между нормальным и собственно девиантным поведением молодежи. Можно сказать, что аддиктивное поведение - это первая ступень поведенческих отклонений [2]. Аддиктивность создает у молодёжи иллюзию преодоления личностных проблем, проблем во взаимоотношениях со сверстниками и окружающими, отрывает от действительности и оказывает негативное влияние на физическое и психоэмоциональное состояние личности. Этот процесс накладывается на преодоление молодым поколением определенного жизненного цикла, поиска культурных и смысловых значений в разных сферах жизнедеятельности.
Характеристика, определение,
классификация, признаки и методика выявления аддиктивного поведения, как механизма дезадаптации, описаны в работах A.B. Гоголевой,
М.Д. Гриффитса, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко, В.А. Лоскутовой, И. Маркса, В.Д. Менделевича, Т. Такера, К.С. Янга [3]. Динамика роста аддиктивности молодёжи подтверждается официальными статистическими данными как в отдельных регионах, так и по России в целом.
Увлечение азартными играми, абсолютное погружение в какую-либо деятельность при отказе от жизненно-важных обязанностей, наркотики, алкоголь и многое другое указывает на появление у молодого человека аддиктивной формы поведения. Возникновению подобного поведения среди молодежи могут способствовать некоторые личностные черты: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и другие. Дальнейшее усиление у индивида данных черт характера может повлечь за собой такие крайние формы девиантного поведения, как алкоголизм, преступность, наркомания, проституция, суицид и т.п.
Для выявления видов аддиктивного поведения у молодежи в возрасте 16 - 18 лет нами были взяты 2 группы обучающихся 2 курса ССУЗа ГОБПОУ «Елецкий железнодорожный техникум эксплуатации и сервиса». Общее количество респондентов составило 52 человека.
Так как поведение, когда происходит употребление и злоупотребление веществами, которые вызывают психическую и физическую зависимость, а также состояние измененной психики, может считаться самым распространенным видом отклоняющегося поведения, особенно среди подростков, задачами исследования стало выявление склонности у обучающихся к аддиктивному поведению и определение мотивов употребления алкоголя и наркотических средств. В процессе исследования нами были использована методика В.Д. Менделевича «Склонность к зависимому поведению» [4]; анкета «Наркотическая зависимость», нацеленная на выявление знаний у обучающихся о наркотиках и отношения к ним; опросник И.В. Аксючица «Мотивы употребления наркотиков» [5], направленный на выявление мотивов употребления наркотиков, актуальные как у наркоманов, так и у латентных молодых людей, склонных к наркотизации.
Уровни склонности к зависимому поведению распределились следующим образом:
Группа А) Невысокие (не выявленные) признаки склонности - обучающийся не входит в группу риска.
Группа Б) Признаки тенденции - имеются выраженные признаки склонности к зависимому поведению.
Группа В) Признаки повышенной склонности
- имеются признаки предрасположенности, требующие повышенного внимания.
Группа Г) Признаки высокой вероятности -обучающийся находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.
Использованный нами опросник И.В. Аксючица состоит из 45 утверждений. Каждому респонденту выдается регистрационный бланк с пятью вариантами ответов на каждый вопрос. Участник опроса должен выбрать наиболее подходящий для него ответ: 1) да; 2) скорее да; 3) сомневаюсь; 4) скорее нет; 5) нет. Каждый ответ должен быть оценен соответственно шкале от 1 до 5 баллов. Результатом индивидуального диагностирования является цифровое выражение силы проявления одного вида мотивов (до 25 баллов) по каждой шкале. Степень зависимости выявляется при объединении всех шкал, которые отражают структуру из девяти мотивов. Показателем степени является суммарная оценка по девяти шкалам как числовое обозначение общего мотивационного напряжения (максимум 225 баллов). Наличие или отсутствие у молодого человека склонности к употреблению психоактивных веществ, либо существование зависимости, фиксируется по степени проявления силы мотивов [6].
Первая триада шкал образует группу социально-психологических мотивов приема наркотиков [7]:
- к традиционным мотивам употребления наркотиков можно отнести использование наркотических веществ по праздникам и другим случаям;
- в субмиссивных мотивах употребления наркотиков отражается желание подчиняться влиянию референтной группы или значимых людей;
- о псевдокультурных мотивах употребления говорит стремление приспособиться к наркоманическим ценностям молодежной субкультуры.
Вторая триада шкал образует группу личностных, персональных мотивов потребления наркотиков [7]:
- стремление к получению психического и физического удовольствия от действия наркотика, опыта наркотической эйфории отражают гедонистические мотивы;
- желание нейтрализовать с помощью наркотиков страх, напряжение тревогу показывают атарактические мотивы;
- о желании усилить эффективность личностного поведения, уйти от скуки, душевного бездействия свидетельствуют мотивы гиперактивации поведения.
Третья триада шкал образует патологическую мотивацию употребления наркотиков и свидетельствует об осознаваемом влечении к наркотикам [8]:
- в стремлении улучшить самочувствие, снять дискомфорт, абстинентные явления с помощью наркотиков проявляются абстинентные мотивы;
- фиксацию болезненного влечения к наркотику, желание осознанно употреблять наркотики определяют аддиктивные мотивы;
- стремление употреблять наркотики из-за утраты смысла жизни, в качестве протеста, назло себе и другим отражают мотивы самоповреждения.
Проанализировав результаты исследования по методике «Склонность к зависимому поведению», мы сделали следующее выводы: у 61% обучающихся не выявлены признаки склонности к зависимому поведению, что может свидетельствовать об отсутствии рисков начала употребления психоактивных веществ. В то же время в качестве профилактики противостояния зависимостям необходимо информирование и закрепление навыков; у 21% обучающихся отмечены признаки сложившейся тенденции употребления психоактивных веществ, так как по ответам данных респондентов можно предположить высокую возможность развития зависимого поведения. Даже если мы говорим о периодиическом употреблении алкоголя, в данном случае увеличиваются риски возникновения зависимости; у 18% были выявлены признаки повышенной склонности к зависимому поведению. Данную группу респондентов можно охарактеризовать как подверженных с большей вероятностью возникновению зависимости от разнобразных психоактивных веществ. Представители этой группы стремятся попробовать ПАВ, т.к. имеют недостоверную информацию и неправильное представление об их влиянии на организм человека.
Респондентов с максимальным уровнем склонности к употреблению психоактивных веществ в процессе опроса выявлено не было.
Склонность к алкогольной зависимости у большинства респондентов также не была выявлена. Около 56% обучающихся имеет относительно малый риск возникновения зависимости от алкоголя.
- 19% опрошенных проявили выраженные признаки склонности к зависимому поведению, что можно считать формирующейся тенденцией;
- признаки повышенной предрасположенности к алкогольной
зависимости, требующие усиленного внимания, показали 21% респондентов;
— в отличие от наркотической зависимости, при определении которой не были отмечены респонденты с признаками высокой вероятности к зависимому поведению, при определении алкогольной зависимости процент увеличился до 4%. Данные обучающиеся находится в группе повышенного риска, так как вероятность возникновения алкоголизма у них достаточно высока;
- 10% опрошенных показали по выявленным уровням склонности к алкогольной и наркотической зависимостям совпадения.
Следует отметить, что выявленные у обучающихся пограничные тенденции предрасположенности можно также отнести к группе риска в связи с вероятностью развития зависимого поведения.
Не сбрасывая со щитов возрастные особенности данной группы респондентов и вероятность, в связи с этим, появления зависимостей у тех, у кого они не были выявлены в процессе данного исследования, мы с достаточным основанием можем сделать вывод о склонности данной группы к аддиктивному поведению, которое характеризуется предрасположенностью в равной степени в отношении наркотической и алкогольной зависимости.
Для подтверждения результатов данного исследования, мы предложили обучающимся анкету «Наркотическая зависимость».
В процессе анкетирования было выявлено, что 94% респондентов знают, что такое наркотики. Узнали об этом, в большинстве своём, из газет, журналов, телевидения и т.п. - 54%; из кино- и видеофильмов - 40%; от преподавателей - 23% и 19% - от родителей. От друзей узнали о наркотиках - 15%; из специальной литературы -7%; наблюдали на улице - 6%; видели в учебном заведении, по месту обучения - 3%; увидели в клубе, на дискотеке - 2%. 3% респондентов узнали о наркотиках из уст наркомана. Анализ ответов также показал, что 4% обучающихся знают места, где можно купить или достать наркотики; 6% знают одно такое место; 90% не знают мест продажи наркотических средств. Выяснилось, что 21% респондентов слышали, что некоторые сверстники употребляют наркотики, при этом 12% указали на то, что в их окружении таких 2 — 3 человека; 1% указал, что таких в их окружении 5 - 6 человек.
Изучение отношения респондентов к наркотикам показало, что в целом обучающиеся оценивают последствия употребления наркотиков негативно. На вопрос: «Если человек будет
употреблять наркотики, то это...?» в основном преобладали ответы: опасно, так как вскоре приведет к смерти - 42%; может привести к зависимости от наркотиков - 35%; вредит здоровью - 33,5%; глупо - 30%; негативно повлиять на потомство - 23,5%; может подтолкнуть к преступлению - 21%. Затруднились ответить 7% респондентов; 3% ответили, что наркотики дают ощущение полного кайфа. Нормально отнеслись к употреблению наркотиков для расслабления - 2%.
Преобладающие виды наркотиков, которые пробовали респонденты: насвайт - 6%; анаша -3%; план - 3%; димедрол - 2%; марихуана - 1%; клей «Момент» - 0,7%; шмаль - 1%; феназепам -0,5%; тазепам - 0,4%; кокаин - 0,4%; рушник -0,3%; драп — 0,3%; опий, ханка- 0,3%. Среди иных наркотических веществ были названы: гашиш - 0,3%; ЛСД, метамфетамин, спайс, клей ПВА.
Обучающиеся достаточно осведомлены о местах распространения наркотических веществ, так как на вопрос «Сколько времени тебе понадобилось бы для поиска наркотика?», 3% ответили 10 - 15 минут; 5% — полчаса - час; 5% — около 2 - 3 часов; 3% — полдня; 3% - сутки.
При ответе на вопрос о мотивах, побуждающих попробовать наркотик, чаще всего назывались интерес — 40% и глупость — 47%. Оставшиеся проценты распределились между следующими мотивами употребления наркотиков: желание нейтрализовать с помощью наркотиков негативные эмоциональные переживания (напряжение, тревогу, страх); желание «выйти» из состояния скуки, душевного бездействия; желание расслабиться; желание усилить эффектность своего поведения. В то же время испытуемые с «опытом» считают, что употребляются наркотические вещества потому, что от них можно получить удовольствие, они позволяют расслабиться и словить «кайф», уйти от трудностей жизни. Из этого можно сделать вывод о вполне осознанном восприятии ими назначения наркотических веществ, и, как следствие, целенаправленности действий при их употреблении. В большинстве своем на первое место обучающиеся поставили традиционные мотивы употребления (использование нарковещества по праздникам и другим поводам); 15% считают, что основные мотивы употребления наркотиков - желание подчиниться прессингу значимых людей или референтной группы. В ходе опроса установлено, что к категории попробовавших наркотические вещества причислили себя 6% респондентов; к категории употребляющих - 1%.
Изучение отношения молодежи к наркотикам показало, что, в целом, они негативно оценивают последствия употребления наркотиков, однако, не имеют адекватного представления о том, как им противостоять. Знания о наркотических веществах у большинства испытуемых находятся на уровне бытовых представлений. Так, 41% считают, что вылечиться от наркотической зависимости невозможно; 31% не знают, куда можно обратиться для излечения от наркотической зависимости, а 18% считают, что избавиться от наркотической зависимости можно без посторонней помощи самостоятельно. Только 39% обучающихся осознают, что от наркозависимости самостоятельно избавиться сложно, поэтому потенциально готовы обратиться за помощью в случае необходимости.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы: практически половина обучающихся в той или иной степени имеет склонность к аддиктивному поведению, выраженную в
предрасположенности к приему психоактивных веществ. Также имеется группа обучающихся, находящихся в пограничном к склонности положении. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и вероятность появления склонностей у обучающихся, которые их не показали в рамках данного исследования.
Таким образом, опираясь на выделенные респондентами мотивы и причины ухода молодежи в аддиктивное поведение, можно предположить, что ведущим в поведении склонной к аддикции молодежи, является страх перед обычной «скучной» жизнью, которая наполнена обязательствами, законами и запретами, поиск «зашкаливающих» эмоций, уход от реальности. Через отклоняющееся поведение молодое поколение пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», возникающий из-за неумения жить в согласии с традиционными нормами и устоями, принятыми в обществе [9].
Литература:
1. Ермолаев Б.А. Отклоняющееся поведение молодежи / Б.А. Ермолаев // Краткий словарь-справочник. - Владимир. - 1994. - 141 с.
2. Проказина Н.В, Каткова Л.В. Социальная сущность аддиктивного поведения молодежи [Электронный ресурс] / Н.В. Проказина, Л.В. Каткова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. -№2. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/
sotsialnaya-suschnost-addiktivnogo-povedeniya-molodezhi
3. Клеткина О.С. Управление профилактикой аддиктивного поведения молодёжи: автореферат дис. ... канд. социол. наук / О.С. Клеткина. - Чита, 2012.
4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
5. Аксючиц И.В. Методика изучения мотивов употребления наркотиков / И.В. Аксючиц // Психологический журнал (РБ). - 2007. - № 1. - С. 52-59.
6. Аксючиц И.В. Прогностические возможности опросника «Мотивы употребления наркотиков» [Электронный ресурс] / И.В. Аксючиц //
Психологический журнал. - 2007. - № 3. - Режим доступа: http://elibrary.miu.by/journalsl/item.pj/issue.15 /article.10.html
7. Овчинникова М.Н. Личностные особенности подростков с донозологическими формами алкоголизации (Экспериментально-психологическое исследование учащихся ПТУ): автореферат дис. ... канд. псих. наук / М.Н. Овчинникова. - Москва, 1992.
8. Порфирьев В.А. Специфика функциональной асимметрии мозга у военнослужащих с риском алкогольной зависимости: автореф. дис. ... канд. псих. наук / В.А. Порфирьев. - Санкт-Петербург, 2011.
9. Каткова Л.В. Социальная сущность аддиктивного поведения молодежи как первой ступени поведенческих отклонений [Электронный ресурс] / Л.В. Каткова // Материалы II международной заочной научно-практической конференции «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения». - Режим доступа: mggu-sh.ru>sites/default/ files/deviatio2011.pdf
Сведения об авторе:
Кондакова Ирина Владимировна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра начального образования и социальных технологий, Институт психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: KondaKobra @mail.ru
Data about the author:
I. Kondakova (Yelets, Russia), candidate of pedagogy, associate professor, department of primary education and social technologies, Institute of Psychology and Pedagogy, Bunin Yelets state university, e-mail: KondaKobra @mail.ru