Научная статья на тему 'Профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях образовательных учреждений'

Профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5682
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аддикции / профилактика / здоровье / методы и приемы работы с учащимися / addiction / prevention / health / methods and techniques for working with students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купцова Светлана Анатольевна

Согласно современным исследованиям, для состояния детей и подростков характерны: изменения показателей физического развития, ранний возраст возникновения хронической патологии, широкое распространение нервнопсихических отклонений и, что особенно настораживает, – распространение среди них различных форм аддиктивного поведения. Изучив данные о состоянии здоровья современных детей и подростков, о стремительном распространении среди подрастающего поколения различных зависимостей, следует говорить об актуальности исследований в сфере профилактики аддиктивного поведения. Таким образом, целью данного исследования является теоретический анализ представлений отечественных и зарубежных ученых относительно понятия «аддикция», профилактики аддикций, видов, моделей, форм, а также причин ее возникновения; поиск программ, методов и приемов работы с учащимися по профилактике аддикций в условиях образовательного учреждения, направленных на формирование у детей и подростков навыков ЗОЖ, активной жизненной позиции по разрешению проблем, конфликтных ситуаций, личностных свойств и качеств (психологических ресурсов), способствующих преодолению сложных жизненных ситуаций. Основными результатами статьи являются теоретические представления отечественных и зарубежных ученых относительно понятий аддикции, профилактики аддикций, видов, моделей, форм, а также причин ее возникновения; направления работы по решению данной проблемы среди подростков и молодежи в условиях образовательных учреждений (комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на выявление групп риска аддиктивного поведения; комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения, приобщения подростков и молодежи к здоровому образу жизни). Для диагностики аддиктивного поведения можно использовать такие методы, как наблюдение, интервью, проективные методики и опросники. Комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения, включает разработку и реализацию педагогами, психологами совместно с социальными работниками, медиками специальной программы мероприятий. Основные блоки программы мероприятий, направленной на профилактику аддиктивного поведения, включают работу по дополнительной профессиональной подготовке педагогических работников; обеспечение учащихся информацией о наркомании, алкоголизме, табакокурении и прочих зависимостях; формирование у учащихся необходимых жизненных навыков, которые дали бы им возможность справляться с различными ситуациями; информирование и поддержку родителей. Статья может представлять интерес для ученых и практиков, занимающихся вопросами профилактики аддикций, а также для психологов, педагогов, медицинских и социальных работников и для родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of addictive behavior of students in educational institutions

According to recent studies, modern children and adolescents are characterized by: changes in the indicators of physical development, early onset of chronic pathology, widespread neuropsychiatric deviations and, especially alarming, widespread forms of addictive behavior. Having studied the data on the health status of modern children and adolescents, the rapid spread of various addictions among the younger generation, we should speak about the relevance of research in the field of addictive behavior prevention. Thus, the purpose of this study is a theoretical analysis of domestic and foreign scientists’ views regarding the concept of addiction, prevention of addictions, types, models, forms, as well as its causes; search for programs, methods and techniques for working with students on the prevention of addictions in an educational institution aimed at developing the skills of healthy lifestyles in children and adolescents, an active life position for resolving problems, conflict situations, personal characteristics and qualities (psychological resources) that help overcome difficult situations. The main results of the article are theoretical ideas of domestic and foreign scientists regarding the concepts of addiction, prevention of addictions, types, models, forms, as well as the causes of its occurrence; directions of work to solve this problem among adolescents and young people in educational institutions (a set of psychological diagnostic measures aimed at identifying risk groups for addictive behavior; a set of measures aimed at preventing addictive behavior, initiating adolescents and young people into healthy lifestyle). For the diagnosis of addictive behavior, you can use methods such as observation, interviews, projective techniques and questionnaires. The complex of procedures aimed at the prevention of addictive behavior includes the development and implementation of a special program of measures by teachers, psychologists, together with social workers, and doctors. The main blocks of the program of measures aimed at the prevention of addictive behavior include work on additional professional training of teachers; providing students with information about drug addiction, alcoholism, smoking and other addictions; development of students' necessary life skills that would give them the opportunity to cope with various situations; informing and supporting parents. The article may be interesting to scholars and practitioners involved in the prevention of addictions, as well as to psychologists, educators, medical and social workers and to parents.

Текст научной работы на тему «Профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях образовательных учреждений»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 191016 2019, № 2 (февраль) УДК 376.5

Профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях образовательных учреждений

Купцова Светлана Анатольевна1

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург, Россия

kupsv@yandex.ru

Аннотация. Согласно современным исследованиям, для состояния детей и подростков характерны: изменения показателей физического развития, ранний возраст возникновения хронической патологии, широкое распространение нервно-психических отклонений и, что особенно настораживает, - распространение среди них различных форм аддиктивного поведения. Изучив данные о состоянии здоровья современных детей и подростков, о стремительном распространении среди подрастающего поколения различных зависимостей, следует говорить об актуальности исследований в сфере профилактики аддиктивного поведения. Таким образом, целью данного исследования является теоретический анализ представлений отечественных и зарубежных ученых относительно понятия «аддикция», профилактики аддикций, видов, моделей, форм, а также причин ее возникновения; поиск программ, методов и приемов работы с учащимися по профилактике аддикций в условиях образовательного учреждения, направленных на формирование у детей и подростков навыков ЗОЖ, активной жизненной позиции по разрешению проблем, конфликтных ситуаций, личностных свойств и качеств (психологических ресурсов), способствующих преодолению сложных жизненных ситуаций. Основными результатами статьи являются теоретические представления отечественных и зарубежных ученых относительно понятий аддикции, профилактики аддикций, видов, моделей, форм, а также причин ее возникновения; направления работы по решению данной проблемы среди подростков и молодежи в условиях образовательных учреждений (комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на выявление групп риска аддиктивного поведения; комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения, приобщения подростков и молодежи к здоровому образу жизни). Для диагностики аддиктивного поведения можно использовать такие методы, как наблюдение, интервью, проективные методики и опросники. Комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения, включает разработку и реализацию педагогами, психологами совместно с социальными работниками, медиками специальной программы мероприятий. Основные блоки программы мероприятий, направленной на профилактику аддиктивного поведения, включают работу по дополнительной профессиональной подготовке педагогических работников; обеспечение учащихся информацией о наркомании, алкоголизме, табакокурении и прочих зависимостях; формирование у учащихся необходимых жизненных навыков, которые дали бы им возможность справляться с различными ситуациями; информирование и поддержку родителей. Статья может представлять интерес для ученых и практиков, занимающихся вопросами профилактики аддикций, а также для психологов, педагогов, медицинских и социальных работников и для родителей.

Ключевые слова: аддикции, профилактика, здоровье, методы и приемы работы с учащимися.

Поступила в редакцию Received 20.12.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.01.2019

Принята к публикации Accepted for publication 29.01.2019 Опубликована Published 28.02.2019

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Купцова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики окружающей среды безопасности и здоровья человека ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», г. Санкт-Петербург, Россия

Введение

Профилактика аддикций у детей и подростков является важнейшим условием сохранения и укрепления физического и психического здоровья, от которого зависит здоровье будущих поколений.

Аддиктивное поведение - серьезная социальная проблема, поскольку в выраженной форме она может иметь такие негативные последствия, как снижение и потеря работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Проявление аддикций - один из показателей экономической, политической, социальной и духовно-нравственной ситуации в социуме. Для нашей страны эта проблема является особо актуальной, так как современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни, происходит резкая смена привычных стереотипов, отмечается неустойчивость экономического положения, нестабильная ситуация на рынке труда. Эти факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны, возникает реальная проблема неуверенности и страха перед действительностью у взрослых, что негативно отражается на детях, подростках и порождает их стремление уйти от реальности.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

В научной литературе понятие «профилактика» рассматривается как комплекс мероприятий (медицинских, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, социально-экономических), направленных на предупреждение и устранение факторов риска (Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева) [1].

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика - это комплекс первичных учебных, воспитательных, информационных, психологических мероприятий и средств, направленных на предотвращение употребления учащимися психоактивных веществ, снижение интернет- и компьютерной зависимости. В целом первичная профилактика направлена на предотвращение появления проблем развития и поведения в будущем.

Вторичная профилактика связана с преодолением зависимости на ранней стадии.

Третичная профилактика ориентирована на предотвращение или решение проблем дальнейшего развития зависимости.

В «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (2000) представлены три основные модели профилактики:

- медицинская модель, ориентированная на медико-социальные последствия зависимости, предусматривающая информирование о негативных последствиях употребления наркотических веществ для физического и психического здоровья;

- образовательная модель, направленная на обеспечение детей и подростков наиболее полной информацией о проблеме наркомании, на формирование знаний о социальных и психологических последствиях употребления психоактивных веществ; основанная на педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений;

- психосоциальная модель, связанная с необходимостью развития у детей и молодежи психологических навыков противостояния групповому давлению, решения конфликтных ситуаций, формирования навыков уверенного отказа в ситуации предложения психоактивных веществ; основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению употребления психоактивных веществ [2].

В. Н. Друзин отмечает, что психосоциальная модель предполагает совместную деятельность специалистов разных учреждений, направленную на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих преобладание ценностей здорового образа жизни, формирование антинаркотической установки, а также развитие навыков, необходимых для решения конфликтов, противостояния групповому давлению, в том числе связанному с употреблением психоактивных веществ [3].

В исследованиях А. В. Гоголева выделяет следующие формы аддиктивного поведения: химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость); нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); сексуальные аддикции; гемблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); сетемания - зависимость от социальных сетей; религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту) [4].

По данным О. Ю. Семеновой, один из наиболее распространенных на сегодняшний день видов зависимости - компьютерная. При этом все понимают, что без компьютера и информационных технологий невозможно представить современный мир. Вместе с тем очень часто современные подростки и молодежь в своём увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где есть необходимость самопонимания, саморазвития [5].

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией (С. М. Ли, Т.-М. Чанг) [6].

По мнению И. Гольдберг, зависимое поведение личности проявляется в её устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщае-мое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще - как утрата самоконтроля [7].

Причины аддикций могут быть как внутренние (личностные), так и внешние (социальные). К внутренним причинам относят: индивидуальные особенности личности (любопытство, подражание, неуверенность и др.), неудовлетворенность сложившейся жизнью, невозможность осуществления личных планов и др. (П. С. Чандра) [8].

К внешним причинам относят: доступность, способность повышать настроение и активность, существование мифов о возможностях уводить от жизненных проблем.

Микросоциальные причины - неблагоприятные семейные взаимоотношения, влияние сверстников, мода и др.

Макросоциальные причины - войны, природные катаклизмы, экономическая нестабильность в стране и т. д. (В. Хаске) [9].

По мнению Н. Н. Толстых, С. А. Кулакова, мотивация начала употребления наркотических средств также может быть различной. При формировании психической зависимости основой мотивации становится влечение, потребность изменить определённым образом своё психическое состояние. Когда возникает физическая зависимость, то главным мотивом злоупотребления становится страх абстиненции [10].

По данным В. Г. Каменской, именно подростковый возраст является наиболее уязвимым в отношении возникновения и развития аддикций, провоцирующими факторами в данном случае считаются: нервно-психическая неустойчивость, дисфункции почти всех нейрохимических систем мозга и психофизиологических процессов организма, в том числе в центральной нервной системе, поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие возрастные особенности [11].

При этом стоит отметить, что подростковый возраст является важнейшим этапом, оказывающим влияние на всю последующую жизнь человека, так как проходит свое завершение период созревания и формирования не только организма, но и личности в целом, устанавливается отношение к основным ценностям жизни, и прежде всего к своему собственному здоровью (Г. И. Макартычева) [12]. Подростки стремятся к самостоятельности, к свободе самовыражения. Однако личностная свобода предполагает и ответственность за выбор, ответственность за результаты, что не всегда ими осознается (A. A. Катаева-Венгер) [13].

Необходимо подчеркнуть, что подростки зачастую не знакомы со способами снятия стресса, организации своего времени, способами саморегуляции (Л. И. Бочан-цева) [14]. По данным Д. Е. Григоровой, современная молодежь черпает знания об этом, общаясь со своими сверстниками в виртуальном мире [15]. При этом отмечается неумение современных подростков и молодежи распоряжаться своим свободным временем, противостоять многочисленным соблазнам, организовывать свое жизненное пространство (С. А. Купцова) [16].

В связи с этим перед современной системой образования стоит задача изучения проблемы профилактики аддикций разных видов, направлений работы по решению данной проблемы среди подростков и молодежи в нашей стране (С. В. Духновский) [17].

Методологическая база исследования

Методологическим базисом решения проблемы, на наш взгляд, являются теории единства сознания и деятельности (Б. Г. Ананьев [18]), исследования особенностей развития личности в подростковом возрасте (Л. С. Выготский [19]), деятельностный подход как способ рассмотрения процессов формирования и развития личности через включение ее в социально значимую деятельность (А. Н. Леонтьев [20]); подходы к развитию и становлению личности (Л. И. Божович [21]), основы превентивной педагогики (И. А. Зимняя [22]); исследования влияния Я-концепции на саморегуляцию поведения личности (В. И. Моросанова [23]), концепция здоровьесбережения и здорового образа жизни (В. Ф. Сопов [24]); общетеоретические положения изучения и профилактики аддиктивного поведения (А. Ю. Егоров [25]), представление о многофакторности психофизиологических и психологических механизмов аддикций и ад-диктивного поведения (В. Д. Менделевич [26]), теория развития аддиктивного поведения, рассматривающая механизмы данного процесса (Ц. П. Короленко [27]), психологическая природа и динамика развития интернет-зависимости (К. Янг [28]), исследования различных аспектов аддикции и подходов к ее профилактике (И. Гольдберг [29]), теория социальной ответственности (М. Д. Гриффитс [30]).

Результаты исследования

Профилактика аддикций в образовательном учреждении (первичная профилактика) представляет собой систему целенаправленного педагогического воздействия, взаимодействия и психолого-педагогической поддержки, ориентированную на устранение и предупреждение возникновения препятствий для нормального хода личностного развития.

На наш взгляд, в настоящее время основная цель первичной профилактики в образовательных учреждениях - формирование у детей и подростков навыков ЗОЖ, активной жизненной позиции по разрешению проблем, конфликтных ситуаций,

формирование личностных свойств и качеств (психологических ресурсов), способствующих преодолению сложных жизненных ситуаций.

Профилактика в условиях образовательного учреждения должна основываться на ряде принципов: системности, непрерывности, адресности, комплексности - и носить опережающий характер воздействия.

Основа первичной профилактики, на наш взгляд, базируется на разработке программ, включающих:

- комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на выявление групп риска аддиктивного поведения;

- комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения, приобщения к здоровому образу жизни.

Для диагностики аддиктивного поведения можно использовать различные методы, среди которых: наблюдение, интервью, проективные методики и опросники.

Метод наблюдения - сбор информации о поведении, который наиболее часто используется в педагогической практике для составления характеристики учащегося. Метод наблюдения позволяет получить богатую информацию для предварительного анализа особенностей поведения учащегося, а также для получения информации, которая не может быть получена иными методами. Наблюдение связано со сбором информации путем непосредственного восприятия и регистрации поведения учащихся в соответствии с целью и задачами диагностики.

Определить характер нарушений поведения и их психологические причины можно, используя в работе с учащимися такой метод, как интервью. Одним из примеров психоаналитической модели интервью может служить разработанный А. Адлером «Индивидуальный психологический опросник». Он был сформулирован для того, чтобы определить биологические, психологические, социальные условия формирования стиля жизни, в рамках которого возникают нарушения личностного развития и поведения, для понимания и оказания помощи в преодолении проблем учащихся, а также для того, чтобы обнаружить те психологические механизмы, которые позволяют учащемуся справляться с негативными ситуациями.

Проективные методики также являются эффективным средством диагностики признаков отклоняющегося поведения. Методика «Рисунок несуществующего животного» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности учащихся. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог - учащийся» с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Тест «Кинетический рисунок семьи» предоставляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого. Он помогает выявить его отношение к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты, показывает, как подросток воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Опросник Басса - Дарки - одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Существует также большое количество различных конкретных опросников для определенных типов аддикции: алкоголизм, табакокурение, наркомания и т. д.

Комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения, включает разработку и реализацию специальной программы мероприятий.

Программа мероприятий состоит из четырех блоков.

Первый блок связан с дополнительной профессиональной подготовкой педагогического персонала, поскольку профилактика аддиктивного поведения учащихся предъявляет к педагогу требования: быть компетентным в данных вопросах; тесно сотрудничать с представителями медицинских, социальных и правоохранительных структур, а также с родителями учащихся; использовать разнообразные формы и методы работы с учащимися; быть авторитетным человеком для учащихся; поддерживать тесные постоянные контакты с семьями учащихся.

Второй блок направлен на то, чтобы вооружить учащихся информацией о наркомании, алкоголизме, табакокурении и прочих зависимостях.

Третий блок предназначен для того, чтобы вооружить учащихся необходимыми жизненными навыками, которые дали бы им возможность справляться с различными ситуациями.

Четвертый блок направлен на информирование и поддержку родителей.

Задачами программы являются:

- оказание педагогам и родителям помощи в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставление семьям социальной и психологической поддержки;

- создание благоприятного психоэмоционального климата в коллективе, условий для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека;

- формирование негативного отношения к алкогольной, табачной, наркотической продукции;

- осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни, воспитанию уважительного отношения к личности;

- содействие формированию морально-волевых качеств учащихся, осознанному выбору в любой жизненной ситуации и решению возникших проблем самостоятельно;

- обучение учащихся эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формирование стрессоустойчивости;

- разработка механизмов совместной деятельности участников образовательной системы (родителей, учащихся и педагогического коллектива).

Представленный комплекс мероприятий направлен на развитие самостоятельности суждений учащихся, привлекает их к работе с большими объемами информации, формирует систему отношений, ценностей, создает атмосферу взаимопонимания и сопереживания. Мероприятия способствуют развитию самооценки, самоуважения, самостоятельности, ответственности, умения дискутировать и отстаивать свои убеждения.

При работе с учащимися могут быть использованы следующие методы и приемы:

- метод демонстраций (наглядный показ различных предметов, материалов, пособий и опытов, проведение экспериментов), который является мощным средством развития познавательного интереса у учащихся; обеспечивает объемное, комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся восприятия, повышающего качество усвоения материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений;

- экспериментирование (эффективность достигается при активном участии в демонстрации экспериментов учащихся, получающих возможность непосредственно «замерять результаты»);

- использование метода решения ситуационных задач (ситуационные задачи, являющиеся своеобразным детальным исследованием, проводимым обучающимися в рамках учебного процесса);

- использование метода проектов (ориентированного на самостоятельную деятельность учащихся, усиление роли учащихся в самообразовании, стимулирование самореализации творческого потенциала, развитие коммуникативных качеств и расширения круга общения, разработка собственного индивидуального стиля поведения);

- использование интерактивных методов (направленных на развитие творческих способностей, познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти, мышления; учащиеся получают информацию о способах реагирования на стресс и саморегуляции в современных условиях, о навыках организации своего времени, о необходимости двигательной активности и физических упражнений, о профилактике различных заболеваний);

- использование игровых технологий (развитие учащихся через самостоятельный поиск и создание проблемной ситуации в деятельности и общении).

Работа с учащимися также предполагает использование широкого спектра различных методов с опорой на рефлексию: написание сочинений, эссе, групповую работу, организацию дискуссий, обсуждений и т. д.

Для подростков, исходя из индивидуально-психологических особенностей, предпочтительно использовать групповые формы работы, поскольку данная форма позволяет отрабатывать социальные навыки, повышать самооценку, развивать навыки уверенного поведения.

К групповой форме работы с учащимися можно отнести такие профилактические мероприятия:

- проекты социальной рекламы, например, «Я знаю, как жить свободно» (позволяет подросткам реализовать себя в различных направлениях - от режиссерских до дизайнерских, донести информацию о том, что такое жизнь открытого и свободного человека, без зависимого поведения);

- творческие проекты, например, «Моя Вселенная» (способствует распространению личного опыта каждого подростка по проведению досуга без зависимого поведения);

- игры и тренинги, например, «Самопознание и мотивация саморазвития», «Отношение к себе и окружающему миру» (способствуют формированию позитивной самооценки, способов саморегуляции, самовоспитания и саморазвития, грамотному построению и ведению диалога, решению конфликтных ситуаций, умению отстаивать свою позицию и др.).

Организация массовых мероприятий также может способствовать профилактике аддикций. Особенностью массовой формы работы является проведение мероприятий, к участию в которых можно привлечь учащихся разных возрастных групп. Примером может служить проведение дней здоровья, праздника «День защиты детей», игры «Зарница» и др. Такая массовая работа позволяет актуализировать вопросы ЗОЖ, активизировать познавательный интерес учащихся в данной области, дает возможность школьникам проявить инициативу, творчество.

Наиболее значимыми мероприятиями по профилактике аддиктивного поведения учащихся, на наш взгляд, являются:

- дни здоровья (с выездом на экскурсии, в походы);

- декада здорового образа жизни (конкурсы, викторины, выставки плакатов, акция «Выбираю спорт», «Спорт против наркотиков»);

- лекции по гигиене и здоровому питанию;

- занятия с медицинскими работниками, психологами («Основы безопасного поведения», Профилактика курения», «Профилактика химических зависимостей у подростков» и др.);

- проведение единых информационных дней («Месяц правовых знаний», «Как не стать жертвой преступления» и др.);

- экскурсии в медицинские центры профилактики;

- участие в городских, районных конкурсах, социальных проектах, выставках.

Решению проблемы профилактики аддиктивного поведения может способствовать организация внеурочной деятельности учащихся с целью вовлечения подростков в занятия по интересам. Для этого можно использовать следующие направления:

- физкультурно-спортивные (секции по волейболу, баскетболу, футболу, спортивным танцам, акробатическому рок-н-роллу и др.);

- социально-педагогические («Мой город», «Патриоты Отечества» и др.);

- художественные (игра на музыкальных инструментах, изостудия, театральная, танцевальная студия и др.).

Действенной является связь профилактической работы с учащимися с ведущей для них учебно-профессиональной деятельностью. Например, можно обсудить с ними те ограничения, которые накладывают разные виды зависимости на выбор, освоение и возможность выполнения той или иной профессиональной деятельности. Необходимо постараться убедить молодых людей в том, что в постоянно усложняющемся мире требуются ответственные, грамотные, интеллектуально развитые специалисты, а это несовместимо с зависимым поведением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимым методическим условием профилактической работы является использование наглядных средств (комплекта плакатов, творческих работ учащихся, буклетов для учащихся, педагогов и родителей), информирование через организацию, например, с помощью «Уголка безопасности».

В качестве примера приведем краткий сценарий беседы и схему группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ.

Беседа «Вся правда о курении»

Цель мероприятия: создание устойчивого негативного отношения к табакокурению, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

1) познакомить участников с неблагоприятными воздействиями табакокурения на здоровье человека;

2) сформировать у подростков мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Необходимое оборудование:

- буклеты для участников «Как бросить курить»;

- рисунки обучающихся на тему «Сигарета: друг и ли враг?»;

- мини-анкеты для групповых ответов.

Групповое занятие по профилактике употребления психоактивных веществ.

Тема занятия: «Мой выбор»

Цели занятия:

1) выявить причины употребления ПАВ;

2) сформировать представление о вредном воздействии ПАВ на организм человека;

3) выработать у учащихся умение отказа от принятия ПАВ в компании подростков;

4) выработать негативное отношение к употреблению ПАВ. План занятия:

- приветствие учителя;

- игра-активатор, направленная на сплочение группы;

- обсуждение темы «Вредные привычки»;

- причины употребления ПАВ;

- способы отказа от употребления ПАВ;

- разбор ситуаций;

- рисование плаката «Профилактика ПАВ»;

- итоговый круг (рефлексия).

Заключение

Таким образом, при разработке и реализации программ необходимо уделять внимание индивидуально-психологическим особенностям подростков и молодежи, их внутреннему миру, ценностям, потребностям и мотивам, обстоятельствам и действиям.

Профилактика аддиктивного поведения учащихся должна строиться не на запретах и развитии страхов перед предметами аддикции, а на пропаганде ЗОЖ. Транслируемая информация должна опираться на идеи позитивной профилактики, т. е. не стоит запугивать подростков проблемами и последствиями аддиктивного поведения, а формировать у них жизненные навыки, позволяющие им эффективно совладать с жизненными трудностями и давлением среды. В таком случае подросток является не наблюдателем, а заинтересованным лицом в поддержании собственного здоровья и психического благополучия.

В целом профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость: школа, колледж, вуз представляют собой уникальную и важную «площадку» для принятия мер по профилактике. При этом стоит учесть, что профилактическая деятельность обеспечивается совместными усилиями педагогов, психологов, медиков, социальных работников и родителей.

Ссылки на источники

1. Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: учеб.-метод. пособие. - Новосибирск, 1998. - 58 с.

2. Бойков А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 871-874.

3. Друзин В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ярославль, 2010. - 20 с.

4. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2002. - 240 с.

5. Семенова О. Ю. Психофизиологические и психологические особенности подростков с риском различных видов аддикций: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.02. - СПб., 2012. - 32 с.

6. Li S. M., Chung T.-M. internet function and internet addictive behavior // Computers in Human Behavior. - 2006. -V. 22. - № 6. - P. 1067-1071.

7. Goldberg i. internet addiction disorder. 1996. - URL: Psychom.net, www.sciencedirect com/science.

8. Chandra P. S., Senegal K. V. High-risk sexual behavior and sensation seeking among heavy alcohol users // indian J. Med. Res. Feb. - 2003. - V. 117. - 110 р.

9. Alcohol-specific rules, personality and adolescents' alcohol use: a longitudinal person-environment study / V. Haske, C. M. Rutger, E. Engels, M. Dekovic. - 2007. - Vol. 102. - P. 1064-107S.

1G. Толстых H. H., Кулаков С. А. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки // Вопросы психологии. 1989. - № 2. - С. 35-38.

11. Каменская В. Г., Томанов Л. В., Драганова O. A. Психодиагностика ребенка. - M.: Форум, 2011. - 399 с.

12. Mакартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.

13. Катаева-Венгер A. A. Трудный возраст: подростки сегодня. - M.: Школьная пресса, 2002. - 112 с.

14. Бочанцева Л. И. Антисоциальное поведение учащихся профессиональных образовательных учреждений как психолого-педагогическая проблема: из опыта работы // Педагогический ИMИДЖ. - 2G18. - № 2 (39). - С. 177-188.

15. Григорова Д. Е. Особенности влияния медиатекстов молодежных телепередач на развитие критического мышления старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ростов, 2008. - 24 с.

16. Купцова С. А. Психическая саморегуляция как компонент культуры здоровья // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Психологические науки. - 2G18. - № 2. - С. 222-233.

17. Духновский C. В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: учеб. пособие. — Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2003. - 124 с.

18. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - M.: Наука, 1977. - 379 с.

19. Выготский Л. C. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - M.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

2G. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - M.: Политиздат, 1977. - 3G4 с.

21. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна. - M.; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. - 348 с.

22. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - 3-е изд. - M.: Mосковский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «MОДЭК», 2010. - 448 с.

23. Mоросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - M.: Наука, 2010. - 519 с.

24. Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. - M., 2005. - 128 с.

25. Руководство по аддиктологии / под ред. В. Д. Mенделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.

26. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С. 8-1S.

27. Егоров А. Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии // Наркология и аддиктология: сб. науч. тр. I под ред. проф. В. Д. Mенделевича. - Казань: Школа, 2GG4. - С. 80-88.

28. Янг К. С. Диагноз - Интернет-зависимость II Mир Интернет. - 2GGG. - № 2. - С. 24-29.

29. Goldberg I. Op. cit. - P. 11-22.

3G. Griffiths M. D. Internet addiction: does it really exist? II Psychology and the Internet: Intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications! ed. J. Gackenbach. - San Diego, CA: Academic Press, 1998. - P. 61-7S.

Svetlana A. Kuptsova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogics of the Environment, Safety and Health Chair, St.

Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St. Petersburg, Russia

kupsv@yandex.ru

Prevention of addictive behavior of students in educational institutions

Abstract. According to recent studies, modern children and adolescents are characterized by: changes in the indicators of physical development, early onset of chronic pathology, widespread neuropsychiatric deviations and, especially alarming, widespread forms of addictive behavior. Having studied the data on the health status of modern children and adolescents, the rapid spread of various addictions among the younger generation, we should speak about the relevance of research in the field of addictive behavior prevention. Thus, the purpose of this study is a theoretical analysis of domestic and foreign scientists' views regarding the concept of addiction, prevention of addictions, types, models, forms, as well as its causes; search for programs, methods and techniques for working with students on the prevention of addictions in an educational institution aimed at developing the skills of healthy lifestyles in children and adolescents, an active life position for resolving problems, conflict situations, personal characteristics and qualities (psychological resources) that help overcome difficult situations. The main results of the article are theoretical ideas of domestic and foreign scientists regarding the concepts of addiction, prevention of addictions, types, models, forms, as well as the causes of its occurrence; directions of work to solve this problem among adolescents and young people in educational institutions (a set of psychological diagnostic measures aimed at identifying risk groups for addictive behavior; a set of measures aimed at preventing addictive behavior, initiating adolescents and young people into healthy lifestyle). For the diagnosis of addictive behavior, you can use methods such as observation, interviews, projective techniques and questionnaires. The complex of procedures aimed at the prevention of addictive behavior includes the development and implementation of a special program of measures by teachers, psychologists, together with social workers, and doctors. The main blocks of the program of measures aimed at the prevention of addictive behavior include work on additional professional training of teachers; providing students with information about drug addiction, alcoholism,

smoking and other addictions; development of students' necessary life skills that would give them the opportunity to cope with various situations; informing and supporting parents. The article may be interesting to scholars and practitioners involved in the prevention of addictions, as well as to psychologists, educators, medical and social workers and to parents.

Key words: addiction, prevention, health, methods and techniques for working with students.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Купцова С. А. Профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № 2 (февраль). - С. 90-100. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191016.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2019-11016

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Купцова С. А., 2019

977230412019702

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.