Научная статья на тему 'Профилактика аддикций у подростков средствами тренинга'

Профилактика аддикций у подростков средствами тренинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2110
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИИ / ADDICTION / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADDICTIVE BEHAVIOR / ТРЕНИНГ / TRAINING / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбачева Анна Сергеевна, Ковалева Наталья Владимировна

В данной статье обозначена актуальность исследуемой проблемы, представлена характеристика аддикций и аддиктивного поведения подростков. Рассмотрены причины возникновения зависимостей и признаки аддиктивного поведения у подростков. В сжатом виде освещается структура авторского тренинга по профилактике аддикций, методология проведения занятий. Представлены результаты проведения тренинга, дана оценка его эффективности в деле профилактики аддикций у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горбачева Анна Сергеевна, Ковалева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ADDICTION AMONG ADOLESCENTS BY MEANS OF TRAINING

His article sheds light on the relevance of the problem under study and presents the characteristics of addiction and addictive behavior of adolescents. The reasons of the origin of addiction of adolescents and the features of addictive behavior are explored. The authors show the structure of the training in prevention of addiction and the methodology of training in concise form. The results of the training and evaluation of its efficiency in the prevention of addiction among adolescents are presented

Текст научной работы на тему «Профилактика аддикций у подростков средствами тренинга»

УДК 159.9:616

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКЦИЙ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА

А.С. Горбачева, Н.В. Ковалева1

1Работа выполнена при финансовой поддержке Союза охраны психического здоровья, грант № 01к54

Аннотация. В данной статье обозначена актуальность исследуемой проблемы, представлена характеристика аддикций и аддиктивного поведения подростков. Рассмотрены причины возникновения зависимостей и признаки аддиктивного поведения у подростков. В сжатом виде освещается структура авторского тренинга по профилактике аддикций, методология проведения занятий. Представлены результаты проведения тренинга, дана оценка его эффективности в деле профилактики аддикций у подростков.

Ключевые слова: аддикции, зависимое поведение, тренинг, подростки, профилактика.

PREVENTION OF ADDICTION AMONG ADOLESCENTS BY MEANS OF TRAINING

A. Gorbachevа, N. Kovaleva

Abstract. This article sheds light on the relevance of the problem under study and presents the characteristics of addiction and addictive behavior of adolescents. The reasons of the origin of addiction of adolescents and the features of addictive behavior are explored. The authors show the structure of the training in prevention of addiction and the methodology of training in concise form. The results of the training and evaluation of its efficiency in the prevention of addiction among adolescents are presented.

Keywords: addiction, addictive behavior, training, adolescents, prevention.

В современном мире риск возникновения аддикций проник практически во все сферы нашей жизнедеятельности, а их последствия носят угрожающий характер. Формированию таких отклонений особенно подвержены подростки в силу неразвитости у них защитных механизмов личности. Современные подростки, переживая нормативный кризис,

дополнительно попадают в информационный кризис, связанный с избытком и доступностью информации в сочетании с неумением ее правильно отбирать и анализировать. В условиях, когда школа, педагоги невольно перегружены организацией инновационной образовательной деятельности, а родители в своем большинстве заняты работой или ее поисками, подростки испытывают голод по сенсорной стимуляции, по признанию, по контакту и физическому поглаживанию, структурный голод или голод по структурированию времени и, конечно же, голод по инцидентам [4]. Всё это лежит в основе формирования аддиктивного поведения.

Особую группу риска составляют подростки, которые не включены в деятельность системы дополнительного образования, предоставлены сами себе и подвержены воздействию факторов

манипулятивной социализации - СМИ и малоуправляемой межличностной

коммуникации. В комплексе все эти условия создают угрозу формирования и

распространения среди подростков аддикций, не уступающих зависимостям взрослых.

В психологической литературе аддикция определяется как навязчивое состояние непреодолимого влечения к объекту, требующее тотального повиновения и сопровождающееся безусловностью

выполнения [2].

О.Г. Воронцова рассматривает

аддиктивное поведение как

псевдоадаптационный стереотип,

направленный на поддержание внутреннего психоэмоционального равновесия, стремление снизить рассогласование личностных отношений в значимых для подростков сферах отношений (к себе, к другим, к собственной деятельности) [1].

При определении индивидуально -личностных качеств, формирующих предрасположенность к аддикциям, в литературе часто встречается понятие инфантилизма, который заключается в незрелости психики, проявлении наивного подхода к жизненным ситуациям, неумении принимать своевременные и обдуманные решения, нежелании брать на себя ответственность за свою жизнь и поступки. Детализируя этот тезис, В.Д. Менделевич среди личностных особенностей, способствующих формированию зависимого поведения, выделяет внушаемость, подражательность, упрямство, нетерпеливость, склонность к риску, страх быть покинутым, наивность,

любопытство, максимализм, эгоцентризм [4]. Все перечисленные особенности характерны для подросткового возраста.

Е.В. Шаломова выделяет признаки аддиктивного поведения у подростков:

- ищут легкие пути выхода из трудных для них ситуаций, а именно: изменяют свое психическое состояние, чтобы получить приятные эмоции;

- создают иллюзию решения проблемы, идут по пути наименьшего сопротивления;

- испытывают дискомфорт и дисгармонию;

- неспособны думать хорошо ни о себе, ни о других;

- скрывают свою уязвимость с помощью отказа от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады;

- живут в виртуальной реальности, в иллюзиях и фантазиях;

- изолированы, имеют обедненную эмоциональную сферу;

- неустойчивы во взаимоотношениях с людьми, отсутствуют стойкие привязанности;

- переживают рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов [5].

В этих условиях не вызывает сомнений актуальность профилактических и

коррекционных программ для подростков, направленных на формирование у них правильной установки в отношении угроз возникновения зависимости.

О.Г. Воронцова обращает внимание на то, что общая проблема профилактических программ девиаций и аддикций состоит в том, что их содержание часто сводится к рассказу о наркотиках, их вреде для организма, примерах противоправного поведения, поэтому содержит скрытую рекламу и имеет обратный эффект [1]. С младшими подростками А.Г. Макеева категорически не рекомендует обсуждать формы аддиктивного поведения, свойств психоактивных веществ (ПАВ), причин употребления ПАВ, вреда от ПАВ, способов отказа от употребления ПАВ, так как данная информация может сформировать у них интерес «первой пробы». Она рекомендует направить усилия на развитие компонентов самосознания: саморегуляции, самопознания и эмоционально-ценностной сферы личности подростка. Целью профилактики аддикций в работе со старшими подростками должно стать формирование положительной личностной идентичности, а именно: развитие способности самостоятельного принятия решений, формирование положительного

психологического представления о своем Я; формирование адаптивных способов интерперсонального взаимодействия [2]. Е.В. Шаломова подчеркивает, что зависимость аддиктивной личности подростка можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии [5].

Сотрудниками Центра социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем Адыгейского госуниверситета был разработан тренинг «Компас внутри меня», направленный на формирование у подростков компетенций, способствующих

психологической устойчивости к аддикциям. Программа тренинга стала победителем Общероссийского конкурса «Здоровое поколение», организованного Союзом охраны психического здоровья в 2015 г. Получив поддержку в виде гранта, программа была реализована на базе МБОУ СОШ № 3 города Майкопа при участии студентов ФГБОУ ВПО «АГУ», обучающихся по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое

образование», профиль «Психология и социальная педагогика».

В основе реализации программы лежал каскадный метод: опытные психологи проводили тренинг со студентами (18 человек) и выбирали из них тех, кто в дальнейшем будет работать с подростками. Затем психологи и семь подготовленных студентов проводили аналогичный (скорректированный с учетом возрастных особенностей) тренинг с подростками (15 учащихся 8 классов в возрасте 14 лет), из числа которых по окончании занятий были отобраны будущие тренеры. Последний круг тренинга для подростков (15 учащихся 6 класса, 12 лет) проводили их старшие сверстники (6 учащихся 8 классов) при поддержке студентов-наставников, выполнявших на занятиях роль ассистентов, и сопровождении

профессиональных психологов.

Структура тренинга, состоящего из 10 занятий, позволила подросткам познать себя (свои индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны), научиться понимать Других, а также определять формы конструктивного и деструктивного взаимодействия с Другими на физическом, социальном и духовном уровнях. По завершении содержательных разделов («Физический мир». «Социальный мир», «Духовный мир») каждый участник тренинга получил возможность самостоятельно установить стрелку своего «внутреннего компаса» на те виды деятельности и формы

взаимодействия, которые определил для себя как наиболее благоприятные.

Структура занятия представляла собой систему взаимосвязанных логически выстроенных этапов, предусматривающих организационные и содержательные виды деятельности, воздействующих на три основных компонента устойчивости к аддикциям.

1. Информационный компонент отражал информацию, которую подростки получают от психологов-тренеров устно во время занятия в виде минилекций, инструкций, указаний к упражнениям и заданиям, а также письменно, в виде наглядных пособий, информации в рабочей тетради для ознакомления и осмысления во время тренинговой или домашней работы. Но главную ценность имела информация, создаваемая участниками тренинга во время мозгового штурма, группомыслия, дискуссий посредством рефлексии собственного опыта, анализа ситуаций, случаев из жизни.

2. Оценочный компонент основан на тезисе, что информация способна вносить свой вклад в регуляцию поведения только тогда, когда становится личностно значимой. Этот эффект достигался с помощью методов включения участников в совместную творческую деятельность, заботу и личное внимание к интересам и результату деятельности каждого участника тренинга (включая тренеров), признание уникальности и неповторимости личности каждого подростка, ценности его мыслей, выводов, предложений, а также личных достижений и личностного роста.

3. Поведенческий компонент реализован через сознательное реальное и игровое поведение и действия подростков, установление и поддержание норм и правил группового взаимодействия, формирование навыков уважительного и толерантного межличностного общения, умения слушать, слышать, понимать окружающих и высказывать свое обдуманное мнение.

Формы деятельности были многообразны на разных этапах занятий.

Этап 1. Разминка. Состояла из игр и упражнений, связанных с темой занятия и направленных на концентрацию внимания участников, включение в режим сотрудничества в групповой деятельности, формирование работоспособности и мобилизацию всех психических механизмов познавательной и эмоционально-волевой сфер

деятельности подростков, снятие напряжения после учебных занятий.

Этап 2. Основная часть. Включала сочетание индивидуальных и групповых видов деятельности, групповые дискуссии, рефлексию по теме занятия. Наиболее эффективными показали себя активные формы, предусматривающие выполнение творческих заданий и конкуренцию. При изучении физического уровня это были работа в группах по определению образа современного подростка, выявлению сильных и слабых сторон людей с разными физическими характеристиками. При изучении социального мира - заполнение таблиц (матриц) своих ролей и ожиданий окружающих, изготовление и обсуждение масок, проигрывание конфликтных ситуаций в соответствии с заданными стилями поведения. В духовном мире увлекли задания по самосознанию своих ценностей, стереотипов и выявлению их содержания, групповые дискуссии о границах духовных привязанностей и зависимостей (секты и религии, фанатизма и веры), просмотр и обсуждение фильмов.

Этап 3. Заключительная часть. Призвана подвести итог занятию, закрепить новую информацию, снять напряжение и (или) возникшие недопонимание, противоречия при освоении темы. Для закрепления и отсроченной рефлексии темы подросткам предлагалось домашнее задание - заполнить в рабочей тетради таблицы, выполнить тесты, ответить на вопросы, описать собственный опыт переживаний, мнений, оценок тех или иных событий, выполнить небольшие творческие задания для подготовки к следующей теме. В процессе итоговой рефлексии каждый участник делился впечатлениями, говорил о том, что полезного узнал и пережил на занятии, мог оценить себя и других в тренинге. Особенно полюбился всем завершающий эмоциональный ритуал прощания: импульс - передаваемое по кругу рукопожатие, - и речёвка.

По завершении всех мероприятий подросткам-участникам проекта и подросткам-тренерам было предложено самостоятельно оценить, произошли ли у них какие-либо изменения в процессе участия в тренинге. Разработанная нами анкета содержала перечень коммуникативных,

организационных, эмоциональных и когнитивных компетенций; в одной графе школьники оценивали по пятибалльной шкале, насколько указанные в бланке качества были

развиты к началу проекта, в другой графе -оценивали эти же качества на момент завершения проекта. Обработка анкет показала, что все участники тренинга высоко оценили произошедшие в них изменения.

Наблюдение за развитием каждого участника в тренинге, а также отзывы учителей о качественном изменении поведения учащихся и повышении эффективности их работы на уроках подтверждают результаты анкетирования.

Итоговая рефлексия показала, что подростки научились выявлять у себя признаки зависимостей и бороться с ними. Так, школьники, ранее констатировавшие у себя зависимости от компьютерных игр, социальных сетей, мобильных телефонов, научились контролировать время, проведенное за компьютером, и спокойнее относиться к необходимости отключения телефона на время

занятий в школе; многие научились избавляться от эмоциональных зависимостей (обиды, зависть). При этом улучшились взаимоотношения со сверстниками, учителями и родителями (это подтвердили все указанные стороны).

Благодаря участию в тренинге подростки научились определять степень опасности ситуаций вовлечения в зависимые отношения и овладели навыками конструктивного отказа, развили способность к самоанализу и саморегулированию, научились понимать и принимать Других во всей полноте их индивидуальных особенностей, эффективно и позитивно взаимодействовать с

окружающими. Совокупность этих

компетенций является мощным щитом против возникновения зависимостей. Таким образом, тренинг показал свою эффективность в деле профилактики аддикций у подростков.

Литература:

1. Воронцова О.Г. Динамика развития и скрытая профилактика девиантного поведения у подростков / О.Г. Воронцова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. -2010. - № 4. - С. 100-101.

2. Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: пособие для учителя / А.Г. Макеева. -М., 2004. - 191 с.

3. Макушина О.П. Психология зависимости: учеб. пособие для вузов / О.П. Макушина. -Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 79 с.

4. Руководство по аддиктологии: под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.

5. Шаломова Е.В. Особенности аддиктивного поведения подростков [Электронный ресурс] / Е.В. Шаломова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - Режим доступа: http ://www. science-education. ru/ru/article/view?id=15 223

Сведения об авторах:

Горбачева Анна Сергеевна (г. Майкоп, Россия), психолог Центра социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», email: as_gorbacheva@mail.ru

Ковалева Наталья Владимировна (г. Майкоп, Россия), кандидат психологических наук, доцент, заведующая Центром социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет».

Data about the authors:

A. Gorbacheva (Maykop, Russia), psychologist of the Center for Social and Psychological Problems of the Research Institute for Complex Problems of Adyghe State University, e-mail: as_gorbacheva@mail.ru

N. Kovaleva (Maykop, Russia), candidate of psychological sciences, docent, head of the Center for Social and Psychological Problems of the Research Institute for Complex Problems of Adyghe State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.