_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 37.035
Молчанова Наталья Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и педагогики, Уральский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета, [email protected], Екатеринбург
Галагузов Алексей Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
социально-педагогическая деятельность
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИя У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются виды аддиктивного поведения современных детей и подростков, представлено содержание социально-педагогической деятельности по профилактике данного социально-психолого-педагогического явления. Авторы анализируют основные причины и последствия аддиктивного поведения в этой возрастной группе, выделяют психологические особенности детей и подростков, склонных к аддиктивному поведению, указывают на необходимость соблюдения этических норм социально-педагогической психодиагностики. В статье приводятся примеры методик, позволяющих выявить психолого-педагогическую предрасположенность к различного рода зависимостям.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, химические и нехимические виды зависимости, профилактика аддикций, номотетическая и идеографическая психодиагностика.
Любой вид аддикции можно определить как одну из форм деструктивного поведения личности.
Аддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - стремление к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния [1, с. 22-23]. Такой уход осуществляется путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на отдельных предметах или видах деятельности. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью, в результате чего человек становится беспомощным перед своим пристрастием.
Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии.
Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную форму поведения, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы на «потом».
Аддиктивное поведение имеет несколько разновидностей. Различают химические и нехимические аддикции.
К химическим зависимостям относятся алкоголизм, наркомания, табакокурение, различные токсикомании.
Любая химическая зависимость включает в себя два компонента:
- физическая зависимость - это состояние, при котором некоторые физиологические процессы и функции человеческого организма связаны и зависят от постоянного поступления в организм психоактивных веществ, характеризуется непреодолимым влечением к психоактивному веществу; потерей контроля над дозировкой принимаемого вещества, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением абстинентного синдрома («ломки», похмелья и т. д.) в случае прекращения приема употребляемого вещества;
- психическая зависимость - состояние организма, характеризующееся патологиче-
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ
ской потребностью в употреблении какого-либо лекарственного средства или химического вещества для избегания нарушений психики или дискомфорта, возникающих при прекращении употребления вещества, вызвавшего зависимость.
Существуют также и нехимические зависимости: компьютерная, мобильная, лудо-мания, бьюти-зависимость, шопингомания и т. д. В них отсутствует физический компонент (т. к. не имеет места употребление химического вещества), но в полной мере проявляется психологическая зависимость. Нехимические виды зависимостей отличаются от химических только тем, что предмет зависимости имеет нехимическую природу и, как правило, немного меньшие социальные последствия.
Задача профилактики аддиктивного поведения детей и подростков может быть решена в ходе социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность -это разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе [2; 3].
В современных условиях в работе социального педагога определились основные направления деятельности: 1) диагностика, 2) коррекция, 3) реабилитация, 4) профилактика.
Рассмотрим профилактику как одно из важнейших направлений в социально-педагогической деятельности. М. А. Галагузова определяет понятие «профилактика» как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков [4].
В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информи-
рование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, т. к. практически все уверены, что употребление наркотика - это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах уголовная ответственность наступает даже за их употребление.
Не менее важная в нашем обществе проблема - это профилактика алкоголизма среди подростков, а также информирование их о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма. Отсутствие профилактической работы, например, с будущими родителями ведет к увеличению количества детей, родившихся с тяжелыми физическими и психологическими нарушениями, т. к. несовершеннолетние, особенно юная мать, не соблюдают элементарные правила поведения во время беременности и не придерживаются жесткого запрета на употребление в это время алкогольных напитков.
Среди основных направлений профилак-
тики девиантного поведения особое место наряду с информационным и социально-профилактическим подходами занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне.
Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.
Следующий подход - социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.
И. Соколова считает, что существует зависимый тип личности. Люди, относящиеся к этому типу, попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, интернет-зависимости. Таких людей характеризуют следующие черты:
Подходы в
- крайняя несамостоятельность;
- неумение отказать, сказать «нет» из-за страха быть отвергнутым другими людьми;
- ранимость критикой или неодобрением;
- нежелание брать на себя ответственность и принимать решения и, как следствие, сильное подчинение значимым людям;
- страх одиночества (страх быть покинутым) и желание избежать его.
Выявление лиц, предрасположенных к ад-диктивному поведению, позволяет своевременно проводить профилактическую работу.
Использование тестирования в практике социального педагога - ответственное, этическое, высокопрофессиональное дело, которое требует соответствия этическому кодексу диагноста. Важно определить те запреты и границы, которые не должны нарушаться в практике диагностирования. Социальный педагог должен обеспечить тщательное соблюдение всех стандартных требований при использовании методики. Пользователь не имеет права вносить в методику свою модификацию. Социальные педагоги имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов.
В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический (табл. 1). Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
1) понимание объекта измерения;
2) направленность измерения;
3) характер методов измерения.
Социальному педагогу не рекомендуется применять идеографический подход в психолого-педагогической диагностике,
Таблица 1
ческой диагностике
Критерии Номотетический Идеографический
Понимание объекта измерения Личность - это набор свойств Личность - это целостная система
Направленно сть измерения Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности Распознавание индивидуальных особенностей личности
Характер методов измерения Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой Проективные методики и идеографические техники
_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ_
Таблица 2
Методики диагностики предрасположенности к аддиктивному поведению
Психологические особенности лиц, склонных к аддиктивному поведению Методики диагностики
Повышенная тревожность Тест «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилбергера (адаптирован Ю. Л. Ханиным)
Низкая стрессоустойчивость Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиан-сона
Неустойчивая (низкая) Я-концепция Тест самооценки личности С. А. Будасси
Низкий уровень интернальности «Шкала локуса контроля» Дж. Роттера
Неспособность к эмпатии «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна
Повышенный эгоцентризм Методика диагностики эгоцентризма у подростков Т. И. Пашу-ковой
Низкое восприятие социальной поддержки Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS) (Д. Zimet) (адаптация: В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота)
Стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса
Направленность на поиск ощущений и др. Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукерман
использующей проективные методы. Проективная психодиагностика - это поиск индивидуальных особенностей человека, по наличию которых он отличается от остальных людей. Выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:
- оно направлено на уникальное в структуре или организации личности;
- личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта;
- эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида.
К недостаткам проективных методов исследования в деятельности социального педагога можно отнести следующие их особенности:
- проблематичная валидность;
- отсутствие стандартов;
- субъективность интерпретации;
- необходимость в широкой теоретической подготовке;
- трудоемкость в проведении и интерпретации.
Поскольку конечная цель социально-педагогических исследований - установление
закономерности в социально-педагогических процессах и явлениях, то более уместен номотетический подход. Инструментом номотетической психолого-педагогической диагностики является тест.
Ниже представлены психологические особенности лиц, предрасположенных к ад-диктивному поведению, а также предложены методики по его диагностике (табл. 2).
Любой вид аддиктивного поведения детей и подростков - это всегда «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребенка, подростка полноценным членом общества. И ведущая роль в этом принадлежит социальному педагогу.
Библиографический список
1. Алдакушева Е. С. Методика оценивания сформированности нравственных ориентиров детей с девиантным поведением младшего подросткового возраста // Психолого-педагогические проблемы образования. - 2014. - № 5. - С. 94-99.
2. Большой психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2005. - 672 с.
3. Габер И. В. Интенсивность факторов риска наркотизации подростков в школах с различным уровнем организации профилактической деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 244-250.
4. Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 447 с.
5. Соколова И. В. Информатизация общества: угроза или благо? // Психология и здоровье. -2008. - № 1. - С. 52-56.
6. Тоистева О. С. Девиантное поведение подростков в истории отечественной педагогики: монография. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. - 139 с.
7. Suhrweier H. Grundlagen der rehabilitations-padagogischen Psychologie. - 2 erw. - Aufl.-B.: Gesundheit, 1990. - 280 p.
Molchanova Natalia Vladimirovna
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof. of the Chair of Social Work and Pedagogy, Ural Institute of Social Education (branch) of Russian State Social University, [email protected], Ekaterinburg
Galaguzov Alexey Nikolaevich
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Chair of Social Pedagogy and Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg
SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES PREVENTION ADDICTIVE BEHAVIOR IN CHILDREN AND ADOLESCENTS
Abstract. The article discusses modern types of addictive behavior of children and adolescents, shows the contents of the social and educational activities for the prevention of socio-psycho-peda-gogical phenomenon. The authors analyze the main causes and consequences of children's and adolescent addictive behavior. The authors distinguish the psychological characteristics of children and adolescents who are prone to addictive behavior, indicate the need for ethics and social teaching of psycho-diagnostics. The article gives examples of techniques that identify psychological and pedagogical predisposition to various types of relationships.
Keywords: addictive behavior, chemical and non-chemical addictions, prevention of addictions, nomothetic and ideographic psychodiagnostics.
Поступила в редакцию 18.04.2015