Научная статья на тему 'Направление работы с педагогическим коллективом школы в системе профилактики аддиктивного поведения подростков'

Направление работы с педагогическим коллективом школы в системе профилактики аддиктивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1491
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СИСТЕМА ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ / НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ И СПЕЦИФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ / КОСВЕННАЯ ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / PRIMARY PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL PROPHYLAXIS / SYSTEM OF PRIMARY PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL PROPHYLAXIS / INTERACTION OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS / COMPLEMENTARITY OF PROFESSIONAL POSITIONS / NONSPECIFIC AND SPECIFIC COMPONENTS OF THE INTERACTION WITH A PEDAGOGICAL GROUP / INDIRECT PROPHYLAXIS OF ADDICTIVE BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симатова Оксана Борисовна

Статья посвящена проблемам профилактики аддиктивного поведения детей и подростков. В ней представлены результаты исследования, состоящего в разработке и практической реализации системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. Предметом рассмотрения статьи является направление работы с педагогическим коллективом в целостной системе первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симатова Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Direction of the Interaction with a School Pedagogical Group in the System of Prophylaxis of Teenagers' Addictive Behaviour

The article is devoted to the problems of teenagers' addictive behaviour prophylaxis. It introduces the results of research consisting of development and practical realization of the system of primary psychological and educational prophylaxis of teenagers' addictive behaviour in conditions of comprehensive secondary school. The subject matter of the article is the direction of the interaction with a pedagogical group in the complete system of primary psychological and educational prophylaxis of teenagers' addictive behaviour in conditions of secondary school.

Текст научной работы на тему «Направление работы с педагогическим коллективом школы в системе профилактики аддиктивного поведения подростков»

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

УДК 370.153 ББК Ю 984.0

О. Б. Симатова

г. Чита

Направление работы с педагогическим коллективом школы в системе профилактики аддиктивного поведения подростков

Статья посвящена проблемам профилактики аддиктивного поведения детей и подростков. В ней представлены результаты исследования, состоящего в разработке и практической реализации системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. Предметом рассмотрения статьи является направление работы с педагогическим коллективом в целостной системе первичной психологопедагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова: первичная психолого-педагогическая профилактика, система первичной психолого-педагогической профилактики, взаимодействие участников образовательного процесса, взаимодополняемость профессиональных позиций, неспецифический и специфический компоненты работы с педагогическим коллективом, косвенная профилактика аддиктивного поведения.

О. B. Simatova

Chita

The Direction of the Interaction with a School Pedagogical Group in the System of Prophylaxis of Teenagers’ Addictive Behaviour

The article is devoted to the problems of teenagers’ addictive behaviour prophylaxis. It introduces the results of research consisting of development and practical realization of the system of primary psychological and educational prophylaxis of teenagers’ addictive behaviour in conditions of comprehensive secondary school. The subject matter of the article is the direction of the interaction with a pedagogical group in the complete system of primary psychological and educational prophylaxis of teenagers’ addictive behaviour in conditions of secondary school.

Key words: primary psychological and educational prophylaxis, system of primary psychological and educational prophylaxis, interaction of participants of educational process, complementarity of professional positions, nonspecific and specific components of the interaction with a pedagogical group, indirect prophylaxis of addictive behaviour.

Актуальность проблемы аддиктивного (зависимого) поведения и его профилактики обусловлена кризисным состоянием социальнопсихологической ситуации в России, широкой распространенностью данного вида поведенческих девиаций, постоянным появлением новых форм аддиктивной реализации, омоложением контингента аддиктов, низкой эффективностью превентивных и реабилитационных мероприятий в отношении зависимости.

Проблема аддиктивного поведения является комплексной, но сущность ее - психологопедагогическая. К работе по профилактике зависимого поведения обязательно должны привлекаться родители, общественные организации, представители всех уровней органов государственной власти, врачи, представители правоохранительных органов, церковь и т. д., но возглавить ее должны именно работники системы образования. Работникам образовательных учреждений необходимо

осознать, что, в сущности, цель образования -развитие детей через обучение и воспитание - совпадает с целью первичной профилактики зависимого поведения, т. к. полноценное развитие это и есть главный фактор предупреждения разного рода поведенческих нарушений.

В настоящее время идет активный поиск путей профилактики зависимого поведения в условиях различных учреждений системы образования. При этом исследователями отмечается низкий уровень развития психолого-педагогического направления профилактики в образовательных учреждениях, где зачастую профилактические мероприятия осуществляются разобщенно, бессистемно, не имея под собой адекватной научной основы, без предварительной подготовки участников образовательного процесса.

Мы считаем, что действенным условием повышения эффективности первичной психологопедагогической профилактики аддиктивного

поведения детей и подростков в учреждениях образования является ее научно обоснованная и системная организация, предусматривающая обязательную специальную подготовку участников образовательного процесса к профилактической деятельности.

Нами была разработана и апробирована система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. Учитывая взгляд на аддиктивное поведение как сниженную способность личности справляться со стрессом, в качестве концептуальной основы системы мы использовали теорию копинг-поведения. В контексте данной теории сущность первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы должна состоять в превентивной деятельности всех участников образовательного процесса, направленной на формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников.

Данная система профилактики реализовывалась с 2005 по 2010 гг. на базе СОШ № 1 г. Читы. В результате была доказана эффективность грамотно организованной системы психолого-педагогического воздействия как средства первичной профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях школы. Работа в рамках системы осуществлялась в четырех основных направлениях: с учащимися младшего подросткового возраста; с педагогическим коллективом и сотрудниками школы; с родителями подростков; с волонтерами - студентами старших курсов факультета психологии ЗабГГПУ

Необходимо отметить, что психологопедагогическая работа со всеми участниками образовательного процесса явилась одним из определяющих моментов эффективности системы профилактики. Однако предметом рассмотрения настоящей статьи будет выступать направление работы с педагогическим коллективом школы, занимающей, на наш взгляд, чрезвычайно важное место в процессе профилактической деятельности, т. к. именно низкий уровень подготовки педагогических работников является одной из основных причин слабости психолого-педагогического направления профилактики.

Мы считаем, что самым действенным способом предупреждения зависимости является оказание помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, представляющих собой систему личного противостояния зависимости. Помня слова И. В. Гете: «Чего не понимают, тем не владеют», мы убеждены, что научить кого-то можно только тому, что

умеешь сам. Поэтому, прежде чем формировать у учащихся определенные личностные качества, педагоги должны убедиться, что сами обладают ими: имеют широкий круг интересов, успешно решают жизненные проблемы, эффективно взаимодействуют с окружающими, умеют просить о помощи, искать поддержку, сопротивляться давлению и т. д.

В контексте основной цели и задач системы первичной профилактики аддиктивного поведения подростков становится понятным: чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать нравственно и духовно богатую, стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем, развивать стереотипы здорового поведения, демонстрировать все это в процессе профессионального взаимодействия с подростками. Специфика профилактики зависимого поведения подростков такова, что ни один специалист не сможет оказать положительного влияния на подростков; более того, влияние будет отрицательным до тех пор, пока он не добьется доверия, признания и уважения со стороны тех, кого он будет пытаться просвещать и воспитывать.

При планировании работы с педагогическим коллективом мы понимали, что педагоги, прежде всего, должны осознать, что в условиях школы существует целый ряд факторов риска зависимого поведения учащихся: подача учебного материала вне связи с реальным миром; ориентированность на приоритетность знания учебных предметов; нацеливание школьников на всепоглощающий учебный труд; загруженность учебной деятельностью, приводящая к тому, что у детей не остается времени на то, чтобы принадлежать самим себе, играть, общаться со сверстниками. В результате вместо разумного знакомства с реальностью происходит отрыв от нее. Не приобретя необходимого опыта столкновения с действительностью, при встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным, а трудности при этом становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, которых хочется избежать любыми средствами. Важную роль в образовательном процессе играет личность педагога: ведь, транслируя знания, педагог одновременно транслирует и различные стороны своей личности. При этом, к сожалению, работа педагога может стать в силу разных обстоятельств агентом его аддиктивной реализации. По данным исследователей, работо-гольная аддикция - достаточно распространенное явление в сфере образования [2]. Все вышесказан-

ное свидетельствует о необходимости психологопедагогической работы, направленной на осознание педагогами всего, что связано с проблемой зависимости у них самих и в рамках их профессиональной деятельности.

Мы учитывали, что организация профилактической работы в практике образовательных учреждений вызывает целый ряд трудностей. К числу проблем организации профилактической работы в учреждениях образования можно отнести следующие: недопонимание педагогическим персоналом важности профилактической работы; трудности взаимодействия участников образовательного процесса; сохранение старых стереотипов социометрического подхода к ребенку; практика работы «по обращениям»; проблемы психологического здоровья окружающих ребенка взрослых; отсутствие планирования профилактической работы как системы, ограничение ее одноразовыми, а поэтому и малоэффективными акциями и мероприятиями; недостаточная профессиональная и специальная подготовка педагогических работников к профилактической деятельности и др. [1]. Мы считаем, что профилактическая работа образовательного учреждения будет эффективной при следующих условиях:

- педагогическим персоналом должна осознаваться ее настоятельная необходимость;

- воздействие должно носить опережающий характер, т. е. профилактика должна быть преимущественно первичной;

- взрослые, работающие с детьми, сами не должны иметь соответствующих проблем;

- работа должна быть системной и строиться на научной основе;

- должна осуществляться специальная подготовка педагогических работников к профилактической деятельности;

- профилактическая работа должна осуществляться силами всех участников образовательного процесса в ходе их эффективного взаимодействия.

При организации работы с педагогическим коллективом мы учитывали ряд положений. Во-первых, работа с персоналом должна быть связана с основным содержанием превентивной деятельности, направленной на детей. Во-вторых, одним из основных условий разработки и эффективного внедрения любых психолого-педагогических программ в образовательную среду является достижение конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. В конечном итоге работа была направлена на создание психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений педагогов со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном принятии друг друга [3].

В процессе подготовки специалистов из числа работников педагогического коллектива школы нами были выделены неспецифический и специфический компоненты работы. Сущность работы в рамках ее неспецифического компонента представлена на рис. 1.

Работа с педагогическим коллективом

Цель:

повышение психологопедагогической и социальной компетентности участников образовательного процесса

Задачи:

1. Формирование системы знаний по проблеме аддиктивного поведения и его профилактики у подростков.

2. Изменение отношения к профилактической

работе вообще и к профилактике аддиктивного поведения у подростков в частности.

3. Осознание участниками места проблемы зависимости у себя, своего отношения к данному явлению.

4. Формирование умений и навыков эффективного педагогического взаимодействия с коллегами, подростками, их родителями.

5. Мотивация на профилактическую работу

Формы работы:

1. Специальные лекционные занятия.

2. Семинары-практикумы.

3. Индивидуальные консультации.

4. Психологопедагогические консилиумы

Контингент воздействия: администрация школы, педагоги, психолог, социальный педагог, педагог-организатор, представители медицинской службы (врач, медсестра)

Рис. 1. Неспецифический компонент работы с педагогическим коллективом

Как видно из рисунка, неспецифический компонент работы являлся общим для всех работников педагогического коллектива школы, а целью работы при этом было повышение психологопедагогической и социальной компетентности всех участников образовательного процесса.

Особенности подготовки разных специалистов педагогического коллектива школы отражены в рамках специфического компонента работы. Целью работы с педагогическим коллективом шко-

лы в рамках ее специфического компонента было обеспечение конструктивного взаимодействия всех сотрудников педагогического коллектива школы (администрации, классных руководителей, учителей-предметников, педагога-организатора, сотрудников социально-психологической и медицинской службы школы). Задачи для достижения общей цели носили специфический характер, в соответствии с особенностями деятельности участников образовательного процесса (рис. 2) [3].

Рис. 2. Специфический компонент работы с педагогическим коллективом

В процессе работы мы опирались на один из принципов обеспечения конструктивного взаимодействия - взаимодополняемость позиций всех представителей педагогического коллектива. Под взаимодополняемостью мы понимаем принципиальное разграничение общего и специфического в профессиональной деятельности всех участников профилактической работы. Кооперацию деятельности различных специалистов педагоги-

ческого коллектива школы мы осуществляли на основе понимания и принятия всеми участниками основных и общих целей и ценностей, которыми, безусловно, являются здоровье и образовательные интересы детей. Особую значимость для нас имела взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на всех этапах работы (рис. 3).

Совместная работа по программе

Психолог

Педагоги

технологии методы технологии методы

- формирование - предоставление - использование - предоставление

социальной и информации; потенциалов школьных информации;

персональной - беседа; предметов для - беседа;

компетентности; - обсуждение; формирования - обсуждение;

- развитие - дискуссия; антиаддиктивных - дискуссия;

личностных - лекция; установок у подростков - коллективно-

ресурсов; - социально- («скрытая творческие дела;

- развитие психологический тренинг профилактика»); - деловые игры;

адаптивных (тренинг поведения, - использование - библиотеко-

стратегий личностного роста); альтернативных терапия;

поведения; - анкетирование; аддикции программ - анкетирование;

- создание - тестирование; подростковой активности - семинар;

социально- - мозговой штурм; (мероприятия, - круглый стол

поддерживаю- - элементы психодрамы; отвечающие

щих систем - ролевая игра; потребностям

- психогимнастика; подростков);

- элементы; - проведение

индивидуальной и мотивационных акций;

групповой психотерапии; - создание социально-

- когнитивная поддерживающих

модификация и терапия систем

Рис. 3. Взаимодополняемость позиций психолога и педагогов в процессе профилактической работы с подростками

Рисунок демонстрирует, что в процессе профилактической деятельности мы старались организовать совместную работу так, чтобы психолог и педагоги, решая одни и те же задачи, не выходили за рамки своей компетенции, не пытались подменить друг друга. В процессе совместной деятельности психолог работал, используя методы психологии и психотерапии, а педагоги применяли педагогические технологии и методы [3].

При работе с педагогическим коллективом школы мы исходили из того, что для эффективной профилактики аддиктивного поведения педагогические работники должны использовать формы и методы работы, соответствующие возрастным особенностям учащихся и собственной профессиональной компетенции.

Анализ результатов исследований и практического опыта показал, что в качестве методов психолого-педагогической профилактики в образовательной среде используются следующие: предоставление информации, подбор литературы,

беседа, обсуждение, групповая дискуссия, подготовка конференции, показ тематического фильма с последующим обсуждением, написание сочинений, эссе, социальная реклама, коллективнотворческие дела, использование потенциалов школьных предметов для формирования антиад-диктивных установок («скрытая профилактика»), тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики и др.

Прежде всего, мы исходили из того, что выбор форм и методов профилактической работы должен обязательно осуществляться с учетом возраста учащихся. Очевидно, что профилактическая работа с младшими школьниками будет максимально эффективной при условии присутствия в ней элементов игры (которая выступала в качестве ведущей деятельности на протяжении дошкольного возраста) и учебной деятельности (которая является ведущей у младших школьников). Поэтому в работе с младшими школьниками

наиболее эффективны игровые методы: конкурсы, ролевые игры, соревнования.

У подростков целесообразно применение групповых методов работы (групповой дискуссии, мозгового штурма, тренинга, ролевые и деловые игры, моделирование эффективного социального поведения и др.) в связи с тем, что их ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Кроме того, стремление подростков к подражанию сверстникам делает эффективным способ призыва быть модным: при этом до сведения подростков необходимо довести, что сегодня модно быть здоровым, красивым, умным и успешным, что по понятным причинам никак не согласуется с зависимостью.

Работа со старшеклассниками предполагает использование широкого спектра различных методов с опорой на рефлексивные: написание сочинений, эссе, групповая и межгрупповая дискуссия, обсуждение и т. д. Действенным в работе со старшеклассниками является связь профилактической работы с ведущей для них учебнопрофессиональной деятельностью. Например, можно обсудить с ними те ограничения, которые накладывают разные виды зависимости (употребление ПАВ и т. д. ) на выбор, освоение и возможность выполнения той или иной профессиональной деятельности. Необходимо постараться убедить молодых людей в том, что в постоянно усложняющемся (в техническом, технологическом отношении) мире требуются ответственные, грамотные, интеллектуально развитые специалисты, а это не совместимо с зависимостью.

Мы считаем, что в образовательной среде одним из самых эффективных методов работы является метод косвенной (скрытой) профилактики зависимости. Сущность метода заключается в том, что при взаимодействии педагога с учащимися должны затрагиваться темы, казалось бы, не имеющие отношения к проблеме аддикции. При косвенном воздействии в личности постепенно воспитывается антиаддиктивное убеждение, которое препятствует развитию зависимого поведения. Но для того чтобы педагог мог эффективно влиять на учащихся, он должен и сам определиться, какое место различные агенты зависимости занимают в его жизни. Если педагог будет лукавить на этот счет, ученики перестанут ему доверять, и путь к эффективной профилактике будет закрыт.

Учителя-предметники должны уметь выявлять потенциальные возможности в рамках своего предмета для обращения внимания учащихся на печальные последствия, вызванные присутствием в нашей жизни разного рода зависимостей. Данные факты должны доводиться до детей на уроках, в рамках изучения различных дисциплин путем включения в изучаемый материал. Напри-

мер, на уроке истории школьникам могут сообщаться следующие факты: в 1382 г. хану Золотой Орды Тохтамышу удалось сжечь Москву, т. к. горожане и оборонявшее город войско были сильно нетрезвы. При этом в летописях сохранился подробный реестр выпивок и закусок на каждого дружинника, в котором не было водки (ее просто в то время не существовало). Отсюда вывод: тот алкоголь, который содержался в пиве, браге и медовухе, также губителен, как и тот, что в водке; а для того чтобы опьянеть - надо просто больше выпить этих так называемых «слабоалкогольных напитков» (аналогия с распространенным сегодня среди подростков «пивным» алкоголизмом). На уроках биологии, анатомии, химии можно продемонстрировать губительное влияние алкоголя на живые клетки (свертывание белка, обезвоживание тканей, утрата схожести у злаков). Даже в рамках, на первый взгляд «далеких» от проблемы зависимости уроках музыки, существует возможность содействия формированию антиаддиктивной установки у школьников: учитель может включить в план занятий информацию об известных музыкантах (композиторах, исполнителях), жизнь и творчество которых оборвала пагубная зависимость (М. П. Мусоргский, В. С. Высоцкий, Э. Пресли и т. д.) [3].

Подобные потенциалы формирования анти-аддиктивных установок и убеждений существуют в рамках каждого школьного предмета. Педагогические работники должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ходе процесса обучения и воспитания учащиеся не только осваивали учебный материал, но и развивали и укрепляли систему личного противостояния зависимости, а также постепенно исправляли недостатки собственного психосоциального развития.

В рамках работы с педагогическим коллективом школы нами был разработан и проведен цикл занятий, включающих лекционную и практическую часть. Занятия с педагогическим коллективом проводились в течение полугода, два раза в неделю, продолжительностью два часа. Лекционный курс занятий с педагогическим коллективом предполагал изучение фактов, механизмов, закономерностей психики, психологических феноменов, работа с которыми впоследствии осуществлялась в ходе занятий с учащимися и их родителями, а также основных вопросов проблемы аддиктивного поведения и его профилактики. При разработке лекционного курса для педагогического коллектива школы мы уделили особое внимание роли школы в формировании аддиктивного поведения подростков. Практические занятия с педагогическим персоналом были направлены на формирование умений и навыков, необходимых во взаимодействии с подростками. Проведение с

педагогами занятий, предназначенных для подростков, преследовало следующую цель - дать возможность педагогам «пропустить через себя» и почувствовать все то, что во время этих занятий будут испытывать дети. Занятия были направлены и на содействие укреплению психологического здоровья самих педагогов, которое во многом, на наш взгляд, взаимосвязано с успешностью профессиональной деятельности и проблемами развития детей в условиях школы.

Администрация школы в рамках системы первичной психолого-педагогической профилактики осуществляла оценку ресурсов, возможностей, условий для реализации системы профилактики в школе; ею было принято официальное решение о начале профилактической работы на базе школы; обеспечивалось создание благоприятных условий для работы; принималось участие в организации и контроле работы всех участников проекта; принималось участие в работе с педагогами, учащимися, родителями, а также в оценке эффективности реализации системы первичной психолого-педагогической профилактики аддик-тивного поведения подростков и подведении итогов работы; осуществлялась мотивация деятельности участников на всех этапах работы.

Педагог-психолог школы принимал участие в планировании и организации работы в рамках системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков; оказывал содействие автору системы в подготовке педагогов к работе; осуществлял контроль работы участников; принимал участие в оценке эффективности профилактического психологопедагогического воздействия; осуществлял мотивацию деятельности всех участников работы; проводил занятия с подростками, родителями и волонтерами. Важнейшим направлением работы педагога-психолога являлось проведение занятий с подростками по специально разработанной программе «Я - это Я!». В целом роль педагога-психолога школы состояла в руководстве и координации деятельности всех участников реализации системы профилактики аддиктивного поведения подростков.

Педагоги школы после прохождения курса подготовки принимали участие в занятиях с подростками; осуществляли поиск и раскрытие потенциалов учебных дисциплин, направленных на формирование антиаддиктивной установки у учащихся; проводили работу с родителями; участвовали в организации и проведении классных и школьных мероприятий. Классные руководители выступали в качестве соведущих занятий с подростками. На наш взгляд, помимо повышения социальной и психолого-педагогической компе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тентности, приобретения навыков эффективного взаимодействия с подростками, участие в занятиях способствовало более глубокому узнаванию ими детей своего класса, пониманию динамики групповых процессов, происходящих в нем.

Социальный педагог школы являлся активным участником всех этапов работы по реализации системы профилактики. Он оказывал помощь в работе автору программы, администрации и психологу школы по планированию, организации, контролю, мотивации деятельности участников; участвовал в занятиях с подростками и их родителями; осуществлял выявление детей группы риска и индивидуальную работу с ними. Одним из примеров организованных и проведенных социальным педагогом в процессе профилактической деятельности мероприятий является цикл занятий с подростками и их родителями «Мы рождены друг для друга!», направленных на выявление сильных сторон участников, которые могут быть использованы в процессе взаимопомощи. Тем самым занятия способствовали укреплению и развитию личностных и средовых копинг-ресурсов и копинг-стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки у школьников.

Активным участником реализации системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков был педагог-организатор школы. Мы считаем, что система профилактики должна способствовать созданию в школе референтной среды для подростков, затрагивать и те стороны школьной жизни, которые непосредственно не относятся к учебному процессу. В рамках системы профилактики мы предложили определить единую тему, девиз для каждой четверти учебного года и разработать план мероприятий на различных уровнях, отвечающий интересам и потребностям подростков. Это явилось реализацией стратегии организации деятельности, альтернативной контактам с аддик-тивными агентами. В рамках данного плана был проведен ряд мероприятий: конкурсы рисунков на тему «Наш здоровый образ жизни»; выставка социальной рекламы, направленная на мотивацию просоциального поведения школьников; конкурс «Сказка - ложь, да в ней намек...» (на лучшую постановку подростками коррекционной сказки в отношении отклоняющегося поведения); конкурс «Самый классный класс» (на лучшую организацию совместной деятельности в классе) и т. д.

Представители медицинской службы школы (врач, медсестра) принимали активное участие в профилактической работе. При этом они, зная сущность медицинского аспекта зависимого поведения, участвовали в подготовке и проведении занятий с учителями, родителями, подростками.

Ими был разработан план и проведены мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни его и формирование у подростков. Среди таких мероприятий были дискуссии с подростками и их родителями: «Кто за некурение?», «Кто отвечает за наше здоровье?»; беседа с подростками «Компьютер - друг или враг?» и т. д.

Наряду с позитивными моментами работы с педагогическим коллективом школы считаем необходимым отметить и ряд возникших при этом трудностей. Отрицательную роль в момент начала работы играла низкая мотивация педагогов. На наш взгляд, основной трудностью участия педагогов в работе явилась необходимость собственных изменений: пересмотра привычных взглядов, стереотипов, привычек, мнений, представлений и убеждений. В процессе работы мотивация большинства педагогов оптимизировалась. Были, очевидно, оценены положительные результаты совместной деятельности в рамках реализации системы профилактики аддиктивного поведения подростков. Но главной, на наш взгляд, причиной изменения мотивации на работу стал личностный

рост и пересмотр отношения большинства педагогов к профилактической работе в школе.

Таким образом, предварительная подготовка специалистов из педагогического коллектива школы в рамках реализации системы первичной психолого-педагогической профилактики аддик-тивного поведения подростков является чрезвычайно ответственным, важным этапом, позволяющим обеспечить в дальнейшем стабильность и эффективность работы, ее преемственность, непрерывность, независимость от других организаций. При этом основным условием результативности превентивной работы является конструктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, основанное на принципе профессиональной взаимодополняемости. Мы полагаем, что в результате подготовки специалистов из числа педагогического коллектива школы, способных реализовывать профилактические программы, существует реальная возможность создания и функционирования в школе собственной эффективной системы профилактики аддиктивного поведения учащихся всех ступеней обучения.

Список литературы

1. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 240 с.

2. Симатова О. Б. Психология зависимости: учеб. пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007. 304 с.

3. Симатова О. Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.