5. Рыбалкина, Н. В. Идея тьюторства идея поиска /идентификация пространств полагания [Текст] / Н. В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология: материалы 1-ой межрег. тьютор, конф., 29 февр. - 2 марта 1996 г., г. Томск. -Томск: Из-во «Эврика-развития», 1996. - С. 68-72.
6. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: юбилейный сб., посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. -Томск.: Тип. «М-Принт», 2005. - 296 с.
7. Moore, М. G., and G. Kearsley. 1996. Distance Education: A Systems View. Wadsworth Publishers, pp. 146-51.
УДК 159.9
Симатова Оксана Борисовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Забайкальского гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, а.81таХо\@ mail.ru, Чита
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ-ВОЛОНТЕРАМИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТПВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Simatova Oksana Borisovna
The candidate of psychological sciences, assistant professor, assistant professor of Department of Psychology of Education, Zabaycalsky State Humanitarian-Pedagogical University N. G. Chernyshevsky, [email protected], Chita
THE PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL INTERACTION
WITH THE STUDENT-VOLUNTEERS IN THE SYSTEM OF PROPHYLAXIS OF TEENAGER'S ADDICTIVE BEHAVIOUR
Проблема аддиктивного (зависимого) поведения является чрезвычайно сложной и носит мультидисциплинарный характер, но сущность ее - психолого-педагогическая. Поэтому очевидно, что решение проблемы возможно только при участии различных специалистов (врачей, психологов, юристов и т. д.), но при ведущей роли тех, кто обучает и воспитывает молодое поколение - родителей и работников системы образования. Омоложение контингента ад-диктов приводит к необходимости поиска действенных путей предупреждения зависимого поведения в условиях различных образовательных учреждений. При этом практика профилактической деятельности показывает слабую эффективность усилий педагогов образовательных учреждений в силу их недостаточной осведомленности о сущности проблемы аддиктивного поведения и его профилактики. Отсутствие знаний, навыков и социально адаптивных стратегий поведения у педагогов не позволяет им оказывать необходи-
мое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку учащимся и воспитанникам. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками, нуждаются в выработке совершенно нового подхода по взаимодействию со своими подопечными. В контексте разрешения проблемы аддиктивного поведения особого подхода, на наш взгляд, требует и подготовка будущих педагогов и практических психологов системы образования в процессе их учебно-профессиональной деятельности.
Известно, что различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что связано с общностью механизмов их функционирования [1]. Поэтому оптимальной стратегией предупреждения зависимого поведения, на наш взгляд, является воздействие на его сущностные механизмы, а не на отдельные варианты аддиктивной реализации. Распространение в современной психологии аргументированного взгляда на аддиктивное поведение, как на результат сниженной устойчивости личности к стрессовому воздействию, позволяет утверждать, что направленное формирование защитных ресурсов и адаптивных стратегий поведения у молодежи является эффективным и перспективным направлением профилактики зависимости.
Нами была разработана и апробирована система первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. Разрабатывая данную систему, мы исходили из того, что она должна быть универсальной (направленной на предупреждение девиантного поведения в целом), конструктивной (направленной на создание условий для развития здоровой личности) и носить опережающий характер (профилактическая работа должна быть направлена на психологические феномены, составляющие зону ближайшего развития подростков). Мы учитывали тот факт, что максимальной эффективности профилактического воздействия будет способствовать долго срочность психолого-педагогической работы. При разработке и реализации системы профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы мы подходили к профилактической работе как к организации специального обучения и воспитания школьников, которое должно осуществляться силами всех участников образовательного процесса, родителей, волонтеров [4].
Сущность разработанной нами системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков состоит в последовательном изучении состояния копинг-ресурсов и копинг-стратегий поведения подростков, направленном формировании протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников силами всех участников образовательного процесса, родителей, волонтеров, и последующем мониторинге состояния копинг-ресурсов и копинг-стратегий поведения подростков [5].
Реализация системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразова-
тельной школы осуществлялась в три этапа: первый (подготовительный) этап включал изучение состояния копинг-ресурсов и копинг-стратегий поведения подростков, а также специальную подготовку к последующей работе с подростками специалистов педагогического коллектива школы и волонтеров; второй (основной) этап предполагал проведение различных мероприятий и занятий по специально разработанной программе с подростками и их родителями; на третьем (оценочном) этапе осуществлялась оценка эффективности профилактического воздействия [4].
Работа в рамках системы осуществлялась в четырех основных направлениях: с учащимися младшего подросткового возраста (5-6 классов); с педагогическим коллективом и сотрудниками школы; с родителями подростков; с волонтерами - студентами старших курсов факультета психологии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского (ЗабГГПУ).
Основным направлением профилактической деятельности стала работа с подростками. При этом профилактическое воздействие на подростков оказывалось предварительно подготовленными участниками образовательного процесса, родителями и волонтерами. Занятия с подростками проводились по специально разработанной программе, в рамках системы классных часов, один раз в неделю, продолжительностью 45 минут, в течение 2-х лет. Занятия предусматривали решение целого ряда задач: информирование об агентах ад-дикции, ее причинах и формах, связях с особенностями личности, общения, стрессом и путями его преодоления; направленное развитие протективных личностных ресурсов; развитие навыков принятия решения, преодоления жизненных проблем, восприятия и оказания психологической и социальной поддержки; принятие ответственности за собственное поведение и т. д. В процессе работы с подростками психолог использовал технологию социально-психологического тренинга, методы беседы, обсуждения, дискуссии, лекции, анкетирования, тестирования, психодрамы, ролевой игры, психогимнастики, элементы индивидуальной и групповой психотерапии. Педагогами при этом использовались методы косвенной (скрытой) профилактики, предоставления информации, беседы, обсуждения, организации и проведения коллективно-творческих дел, деловых игр, семинаров, круглых столов.
Следующим направлением являлась работа с педагогическим коллективом школы. В процессе подготовки специалистов из числа работников педагогического коллектива школы были выделены неспецифический и специфический компоненты. Неспецифический компонент работы являлся общим для всех работников школы, а его целью было повышение психолого-педагогической и социальной компетентности участников образовательного процесса в русле проблемы зависимого поведения и его профилактики. Специфический компонент работы отражал особенности подготовки разных специалистов педагогического коллектива школы и был направлен на обеспечение конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса в профилактической деятельности.
Третьим направлением работы в рамках реализации системы профилактики являлась работа с родителями подростков. Целью работы с родителями было повышение их социальной и психолого-педагогической компетентности, что, в свою очередь, по-нашему мнению, должно содействовать формированию и укреплению средовых копинг-ресурсов и формированию продуктивных копинг-стратегий поведения подростков, а также уменьшению факторов риска зависимого поведения, связанных с семьей.
Необходимо отметить, что психолого-педагогическая работа со всеми участниками образовательного процесса явилась одним из определяющих моментов эффективности системы профилактики. Однако предметом рассмотрения настоящей статьи является направление работы с волонтерами. Работа с волонтерами, в роли которых выступили студенты IV и V курсов факультета психологии ЗабГГПУ, обучающиеся по направлению «Педагогика», профилю «Практическая психология в образовании», на наш взгляд, занимает чрезвычайно важное место в целостной системе предупреждения зависимого поведения подростков. Это связано с тем, что именно низкий уровень подготовки будущих педагогических работников к профилактической деятельности является одной из основных причин слабости психолого-педагогического направления профилактики в образовательной практике [2]. Соответствующая специальная подготовка и непосредственный опыт участия в профилактической работе будущих практических психологов образования и педагогов должны, на наш взгляд, содействовать преодолению данного серьезного недостатка организации превентивной работы в школе. Кроме того, чрезвычайно важно, чтобы будущие специалисты осознали и убедились в том, что работа по профилактике аддиктивного поведения - это не самодеятельность, которой может заниматься любой, кто захочет, а серьезный, профессиональный труд, требующий специальной подготовки и определенного уровня зрелости личности. Ведь основная проблема сегодня - не в недостатке профилактических программ, а в дефиците специалистов, которые могут их эффективно реализовывать.
Работа с волонтерами велась согласно специально разработанной программе. Были определены основные задачи и формы работы по подготовке их к работе в системе первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков. При этом студентами была пройдена специальная подготовка в рамках элективного курса «Психология аддиктивного поведения», разработанного нами, и ставшего основой создания у них системы знаний по проблеме зависимого поведения. Подготовка студентов-волонтеров предполагала два основных вектора работы: во-первых, - это профилактика аддиктивного поведения среди самих студентов; во-вторых, - обучение будущих педагогов-психологов способам и формам профилактической работы в отношении зависимого поведения подростков (таблица 1).
Таблица 1 - Программа подготовки студентов факультета психологии к профилактической работе с подростками
Задачи Формы реализации
1. Повышение психолого-педагогической компетентности студентов по проблеме аддиктивного поведения и его профилактики 1. Спецкурс (элективный курс) «Психология аддиктивного поведения». 2. Организация встреч со специалистами, занимающимися проблемой аддиктивного поведения (врачами (наркологами, психиатрами); психологами-практиками, работающими в школе, краевом наркологическом диспансере; сотрудниками службы исполнения наказаний; работниками правоохранительных органов; сотрудниками Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю). 3. Издание учебного пособия «Психология зависимости», учебно-методических пособий «Профилактика зависимого поведения у детей и подростков», «Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы» для студентов психологического, педагогического, социального, юридического факультетов, студентов-медиков, которые могут быть использованы при изучении целого ряда дисциплин.
2. Формирование установки на здоровый образ жизни 1. Использование возможностей спецкурса «Психология аддиктивного поведения» и вышеуказанных учебного и учебно-методических пособий для помощи студентам в формировании собственного стиля здорового поведения. 2. Ориентация содержательных характеристик учебных курсов на акцентирование компонентов, связанных с психологическим здоровьем и возможностями его улучшения (табл. 2). 3. Проведение семинаров-тренингов, направленных на поддержку развития личностных качеств, составляющих систему личного противостояния зависимости.
3. Обучение студентов формам и способам профилактической работы с подростками 1. Получение соответствующих навыков в рамках указанных выше спецкурса и семинаров-тренингов. 2. Приобретение опыта профилактической работы в отношении зависимого поведения детей и подростков в период прохождения практики в общеобразовательных школах. 3. Знакомство с методами и психодиагностическими методиками, используемыми в работе по выявлению и оценке факторов риска и протекции в отношении аддиктивного поведения подростков. 4. Приобретение опыта профилактической деятельности (в качестве волонтеров) в рамках реализации системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в СОШ.
Данная программа подготовки студентов осуществлялась комплексно, в том числе и в рамках изучения дисциплин предметной подготовки, гуманитарного блока и дисциплин специализации. Проблематика профилактики ад-диктивного поведения была отражена в ориентации содержательных характеристик некоторых учебных курсов на акцентирование компонентов, связанных с проблемой зависимого поведения и его предупреждения, а также - на психологическое здоровье и возможности его укрепления (таблица 2).
Таблица 2 - Отражение проблематики аддиктивного поведения и его профилактики в рамках учебных курсов для студентов факультета психологии
Учебный курс Рекомендуемые качественные изменения
Введение в психолого-педагогическую деятельность Акцентирование актуальности и значимость профилактической работы практического психолога, педагогов в отношении различных типов девиантного (в т.ч. и аддиктивного) поведения. Ее основные направления, формы, способы реализации.
Психология человека Реализация идеи субъектности в современной отечественной психологии. Выделение показателей субъектности и способы ее развития. Целеполагание и самореализация в жизненных планах субъекта.
Психолого-педагогический практикум Составление планов наблюдения и выделение на их основе психологических особенностей, являющихся факторами риска или протекции в отношении зависимого поведения подростков.
Возрастная психология Возрастные особенности подростков как фактор риска и протекции в отношении аддиктивного поведения.
История психологии Проблема здоровья вообще и психологического здоровья, в частности, в различных философских, педагогических и психологических концепциях
Педагогическая психология Основные тенденции и принципы современного образования, которые должны быть учтены при организации профилактической работы в школе. Форма активного обучения педагогов оказанию психологической поддержки подросткам. Обучение эффективным формам взаимодействия педагогов с подростками. Факторы риска, связанные с образовательной средой в отношении аддиктивного поведения детей и подростков. Выявление и использование потенциалов школьных предметов для обращения внимания учащихся на печальные последствия, вызванные присутствием в жизни разного рода зависимостей.
Психодиагностика Знания, умения, навыки работы с психодиагностическими методиками, которые могут быть использованы для выявления склонности к аддиктивному поведению, факторов риска и протекции в его отношении.
Психологическая служба в образовании Профилактика аддиктивного поведения у подростков как одно из направлений работы психологической службы школы.
Этнопсихология Этнокультуральные особенности отношения к употреблению ПАВ. Взаимосвязь возможности возникновения зависимого поведения с нормами и традициями в различных этнокультурах.
Социальная психология Основы уверенного поведения и устойчивости к негативному влиянию социальной среды. Навыки социальной перцепции в отношении распознавания ситуаций опасности, связанных с распространением и употреблением ПАВ. Навыки восприятия и поиска социальной поддержки.
Окончание таблицы 2
Психология девиаитиого поведения (элективный курс) Сущность и характеристики девиатного поведения. Ад-диктивное поведение, как специфический тип девиант-ного поведения: его сущность, этапы и пути формирования, детерминация, типология, факторы риска и протекции, пути социально-психологического воздействия.
Конфликтология Способы конструктивного разрешения личностных и межличностных конфликтов. Навыки саморегуляции.
Основы психологии семьи и семейного воспитания Семья как фактор риска и протекции в отношении формирования аддиктивного поведения у детей и подростков. Формирование личности ребенка при реализации различных стилей семейного воспитания. Консультативная работа с семьей в рамках проблемы аддиктивного поведения. Явление созависимости в семье.
Методы активного психолого-педагогического воздействия Сущность, специфика, принципы, цели и задачи социально-психологического тренинга. Использование социально-психологического тренинга в профилактической работе с подростками.
Основы психологического консультирования Особенности психологического консультирования лиц с различного рода аддикциями. Консультирование соза-висимых.
Клиническая психология Отклонения в развитии психики как фактор риска в отношении формирования аддиктивного поведения. Потребность в изменении своего психического состояния при отклонениях в психическом развитии.
Психология профессиональной деятельности Особенности личностного и профессионального самоопределения как фактор риска и протекции зависимого поведения подростков. Основы профориентационной работы с подростками.
Психология аддиктивного поведения (элективный курс) Формирование целостной системы знаний в отношении аддиктивного поведения у подростков и социально-психологического воздействия на него.
Психология педагогической деятельности (дисциплина специализации) Профилактика аддиктивного поведения как одно из основных направлений деятельности практического психолога образования. Организация психопрофилактической работы с подростками в условиях различных учреждений образования.
Мы убеждены в том, что научить кого-то можно только тому, что умеешь сам. Поэтому, чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать нравственно и духовно богатую, стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем, развивать стереотипы здорового поведения, демонстрировать все это в процессе профессионального взаимодействия с подростками. Кроме того, специфика профилактики зависимого поведения подростков такова, что ни один специалист не сможет оказать положительного влияния на подростков, бо-
лее того, влияние будет отрицательным до тех пор, пока он не добьется доверия, признания и уважения со стороны тех, кого он будет пытаться просвещать и воспитывать. В связи с этим важнейшей частью подготовки волонтеров к профилактической работе с подростками стало проведение семинаров-тренингов. Занятия были направлены на развитие у будущих практических психологов психологических характеристик, составляющих систему личного противостояния зависимости (адекватной самооценки, эмпатии, критического мышления, мотивации достижения успеха, навыков конструктивного общения, разрешения конфликтов, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки и т. д.).
При планировании работы с волонтерами мы понимали, что будущие педагоги и практические психологи, прежде всего, должны осознать, что в условиях школы существует целый ряд факторов риска зависимого поведения учащихся: подача учебного материала вне связи с реальным миром; ориентированность на приоритетность знания учебных предметов; нацеливание школьников на всепоглощающий учебный труд; загруженность учебной деятельностью, приводящая к тому, что у детей не остается времени на то, чтобы принадлежать самим себе, играть, общаться со сверстниками. В результате, вместо разумного знакомства детей с реальностью, происходит отрыв от нее. Не приобретя необходимого опыта столкновения с действительностью, при встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным, а трудности при этом становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, которых хочется избежать любыми средствами. Важную роль в образовательном процессе играет личность педагога: ведь транслируя знания, педагог одновременно транслирует и различные стороны своей личности. При этом, к сожалению, работа педагога может стать в силу разных обстоятельств агентом его аддиктивной реализации. По данным исследователей, работогольная аддикция - достаточно распространенное явление в сфере образования [3]. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости психолого-педагогической работы, направленной на осознание будущими педагогами и психологами всего, что связано с проблемой зависимости лично у них самих.
Одним из самых эффективных методов превентивной работы в образовательной среде, на наш взгляд, является метод косвенной (скрытой) профилактики зависимости. Сущность метода заключается в том, что при взаимодействии педагога с учащимися должны затрагиваться темы, казалось бы, не имеющие отношения к проблеме аддикции. При косвенном воздействии в личности постепенно воспитываются антиаддиктивные установки и убеждения, которые препятствует развитию зависимого поведения. Но для того чтобы педагог мог эффективно влиять на учащихся, он должен и сам определиться, какое место различные агенты зависимости занимают в его жизни. Если педагог будет лукавить на этот счет, ученики перестанут ему доверять, и путь к эффективной профилактике будет закрыт.
Будущие педагоги и практические психологи образования должны уметь выявлять потенциальные возможности в рамках школьных предметов для обращения внимания учащихся на печальные последствия, вызванные присутствием в нашей жизни разного рода зависимостей. Данные факты должны доводиться до детей на уроках, в рамках изучения различных дисциплин путем включения в изучаемый материал. Например, на уроках биологии анатомии, химии можно продемонстрировать губительное влияние алкоголя на живые клетки (свертывание белка, обезвоживание тканей, утрата схожести у злаков). Даже в рамках, на первый взгляд «далеких» от проблемы зависимости уроках музыки, существует возможность содействия формированию антиаддиктивных убеждений школьников: учитель может включить в план занятий информацию об известных музыкантах (композиторах, исполнителях), жизнь и творчество которых оборвала пагубная зависимость (М. П. Мусоргский, В. С. Высоцкий, Э. Пресли и т. д.) [4].
Подобные потенциалы формирования антиаддиктивных установок и убеждений существуют в рамках каждого школьного предмета. Педагогические работники должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ходе процесса обучения и воспитания учащиеся не только осваивали учебный материал, но и развивали и укрепляли систему личного противостояния зависимости, а также постепенно исправляли недостатки собственного психосоциального развития.
В системе первичной психолого-педагогической профилактики аддиктив-ного поведения подготовленные студенты-волонтеры принимали участие в проведении занятий с подростками в качестве помощников ведущего; оказывали организационно-методическую помощь психологу, социальному педагогу, учителям; принимали участие в работе с родителями, в мероприятиях, проводимых в школе. В процессе работы студенты проявили выраженный интерес, высокую активность и желание продолжения участия в проекте. Необходимо отметить, что участие студентов-волонтеров в занятиях с подростками оказало существенную помощь педагогу-психологу: во многих ситуациях они становились примером подражания для подростков, а их слова зачастую воспринимались школьниками с большим доверием, чем слова педагогов.
Сами студенты отметили ценность полученных в ходе подготовки знаний по проблеме зависимого поведения и его профилактики, практического опыта работы с подростками, но, в качестве основного приобретения, ими назывались изменение собственного отношения к проблеме зависимости, переосмысление ее роли в своей жизни и собственные личностные изменения.
Выявленные статистически значимые различия в динамике большинства исследованных копинг-ресурсов и копинг-стратегий подростков экспериментальной и контрольной групп, подтвержденные качественно-содержательным анализом и данными дополнительных методов исследования, позволили сделать вывод о том, что психолого-педагогическое воздействие существенно влияет на формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий подростков. Таким образом, исследование
позволило доказать эффективность психолого-педагогической работы, направленной на предупреждение аддиктивного поведения подростков, состоящей в формировании протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников в условиях школы. Мы полагаем, что участие в реализации системы профилактики студентов-волонтеров внесло существенный вклад в повышение эффективности профилактической работы, а также позволило будущим практическим психологам образования получить специальную подготовку и опыт практической превентивной работы с подростками в процессе непосредственного взаимодействия
всех участников образовательного процесса.
Библиографический список
1. Змановская, Е. В. Девнантное поведение личности и группы [Текст]/ Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
2. Психологическая служба в современном образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
3. Симатова, О. Б. Психология зависимости / О. Б. Симатова. - Чита: Забай-кал. гос.-гум. пед. ун-т, 2007. - 304 с.
4. Симатова, О. Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной средней школы [Текст]/ О. Б. Симатова. - Чита: ЗабГГПУ, 2009. - 172 с.
5. Симатова, О.Б. Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы [Текст]/ О. Б. Симатова. - Чита: ЗабГГПУ, 2010. - 210 с.