Научная статья на тему 'Анализ опыта профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы'

Анализ опыта профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1572
1820
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СИСТЕМА ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / КОПИНГ-РЕСУРСЫ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КОСВЕННАЯ ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ В ШКОЛЕ / ADDICTIVE BEHAVIOR / PRIMARY PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL PROPHYLAXIS / SYSTEM OF PRIMARY PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL PROPHYLAXIS / COPING-RESOURCES / COPING-STRATEGIES / INTERACTION OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS / INDIRECT PROPHYLAXIS OF ADDICTIVE BEHAVIOR / THE PROBLEMS OF THE PROPHYLAXIS OF ADDICTION IN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симатова О. Б.

Предметом рассмотрения статьи является анализ ряда проблем превентивной деятельности, выделенных на основе практического опыта реализации авторской системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условия средней общеобразовательной школы. Автором предложены возможные пути разрешения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симатова О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper consideration subject is the analysis of the problems of the preventive measures. This analysis is based on the practical experience of the realization of the author’s system of primary psychological and educational prophylaxis of teenagers’ addictive behavior in conditions of comprehensive secondary school. The author offers some effective ways of solving these problems.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы»

АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

О.Б.Симатова

Предметом рассмотрения статьи является анализ ряда проблем превентивной деятельности, выделенных на основе практического опыта реализации авторской системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условия средней общеобразовательной школы. Автором предложены возможные пути разрешения этих проблем.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, первичная психолого-педагогическая профилактика, система первичной психолого-педагогической профилактики, копинг-ресурсы, копинг-стратегии, взаимодействие участников образовательного процесса, косвенная профилактика аддиктивного поведения, проблемы профилактики зависимости в школе.

The analysis of the experience of prophylaxis of teenagers' addictive behavior in conditions of comprehensive secondary school. The paper consideration subject is the analysis of the problems of the preventive measures. This analysis is based on the practical experience of the realization of the author's system of primary psychological and educational prophylaxis of teenagers' addictive behavior in conditions of comprehensive secondary school. The author offers some effective ways of solving these problems.

Key words: addictive behavior, primary psychological and educational prophylaxis, system of primary psychological and educational prophylaxis, coping-resources, coping-strategies, interaction ofparticipants of educational process, indirect prophylaxis of addictive behavior, the problems of the prophylaxis of addiction in school.

В настоящее время масштабы и скорость распространения среди подростков химических и нехимических (поведенческих) аддикций (зависимостей) стремительно растут. Низкая эффективность реабилитационных программ со всей очевидностью показывает, что ни наука, ни практика не располагают пока надежными средствами противостояния угрозе дальнейшего распространения аддиктивного поведения. Очевидно, это связано с преимущественной направленностью программ на последствия, а не на причины аддикции. Доказанная различными областями научного знания действенность предупредительных мер позволяет говорить о реальности высокой эффективности первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков, направленной на усиление личного противостояния зависимости [3].

Наметившаяся тенденция к омоложению контингента аддиктов доказывает необходимость поиска путей его профилактики в условиях различных учреждений системы образования.

По мнению исследователя А.Н.Грязнова, основные задачи по профилактике аддиктивного поведения состоят в преодолении психолого-педагогического «фона» приобщения к ПАВ (психоактивные вещества):

- развивать у каждого учащегося позитивные установки и представления о себе, необходимые для принятия ответственных личных решений;

- обеспечить учащихся достоверной фактической информацией о том, что происходит с человеком, употребляющим ПАВ, и к каким последствиям это может привести [1,2].

Однако данные многочисленных исследований и анализ практического опыта профилактической работы в образовательных учреждениях свидетельствуют о существенных проблемах ее организации и проведения. Предметом рассмотрения данной статьи является ряд проблем профилактической деятельности в условиях средней общеобразовательной школы и возможные варианты их решения.

Рассматриваемые проблемы были выделены на основе анализа практического опыта по реализации авторской системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях школы [3], [4]. Сущность разработанной системы состоит в последовательном изучении состояния копинг-ресурсов и копинг-стратегий поведения подростков, направленном формировании протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников силами всех участников образовательного процесса, родителей, волонтеров, и последующем мониторинге состояния копинг-ресурсов и копинг-стратегий поведения подростков [3].

Реализация системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы осуществлялась в три этапа: первый (подготовительный) этап включал изучение состояния копинг-ресурсов и копинг-стратегий поведения подростков, а также специальную подготовку к последующей работе с подростками специалистов педагогического коллектива школы и волонтеров; второй (основной) этап предполагал проведение различных мероприятий и занятий по специально разработанной программе с подростками и их родителями; на третьем (оценочном) этапе осуществлялась оценка эффективности профилактического воздействия [4].

Работа в рамках системы осуществлялась в четырех основных направлениях: с учащимися младшего подросткового возраста (5-6 классов); с педагогическим коллективом и сотрудниками школы; с родителями подростков; с волонтерами - студентами старших курсов факультета психологии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского (ЗабГГПУ).

Выявленные статистически значимые различия в динамике большинства исследованных копинг-ресурсов и копинг-стратегий подростков экспериментальной и контрольной групп, подтвержденные качественно-содержательным анализом и данными дополнительных методов исследования, позволили сделать вывод о том, что психолого-педагогическое воздействие существенно влияет на формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-

стратегий подростков. Исследование позволило доказать эффективность психолого-педагогической работы, направленной на предупреждение аддиктивного поведения подростков, состоящей в формировании протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников в условиях школы.

Анализируя опыт реализации авторской системы профилактики, нами был выделен ряд существенных проблем, значительно снижающих эффективность превентивного воздействия. Далее мы представляем некоторые из них и предлагаем возможные пути их решения [4]. Проблема 1. Практика показывает, что психолого-педагогическое направление работы по профилактике зависимого поведения детей и подростков в условиях школы является слабым звеном. Одной из причин сложившейся ситуации является низкий уровень подготовки педагогических работников в отношении решения проблемы профилактики зависимости. Работникам образовательных учреждений необходимо осознать, что, в сущности, цель образования - развитие детей через обучение и воспитание, - совпадает с целью первичной профилактики зависимого поведения, т.к. полноценное развитие, предполагающее формирование системы личного противостояния девиациям, - это и есть главный фактор предупреждения разного рода поведенческих нарушений.

Решение. Специальная подготовка педагогических работников, направленная на повышение их психолого-педагогической компетентности по вопросам проблемы зависимого поведения и его профилактики, с учетом возрастных особенностей школьников.

Проблема 2. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, современных социально адаптивных стратегий поведения у педагогов не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с молодежью, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем и развивать стереотипы здорового поведения.

Решение. Психолого-педагогическая работа, направленная на развития личности педагогов, на формирование у них системы личного противостояния зависимости в процессе обучения в ВУЗе и в ходе профессиональной деятельности.

Проблема 3. Несмотря на работу педагогов в условиях модернизации образования, начало реализации в школе стандартов второго поколения, на практике удельный вес традиционного образования, к сожалению, пока еще достаточно существенен. При этом традиционное образование само по себе несет в себе аддиктивные черты - черты, направленные на разотождествление с действительностью. Это проявляется в следующих моментах: подаче учебного материала вне связи с реальным миром, ориентированности на приоритетность знания учебных предметов, нацеливании школьников на всепоглощающий учебный труд. В результате вместо разумного знакомства с реальностью, происходит фактический отрыв от нее. Не приобретя

необходимого опыта столкновения с действительностью, при встречах с проблемами реального мира, ребенок впоследствии оказывается беспомощным, а трудности при этом становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, которых хочется избежать любыми средствами (например, с помощью употребления психоактивных веществ (ПАВ), погружения в виртуальную реальность и т.д.). Решение. Использование современных образовательных технологий, активных методов педагогического взаимодействия со школьниками.

Проблема 4. Омоложение контингента зависимых во многом обусловлено сегодняшним ослаблением (а, порой, и полным отсутствием) внимания к процессу воспитания в школе. Несмотря на известное всем педагогам единство процессов обучения и воспитания, в современной школе можно наблюдать их искусственное разъединение. Сегодня основное внимание педагогов направлено на то, чтобы дать детям знания, умения, навыки, подготовить к сдаче ЕГЭ, победе в олимпиаде и т.д. А ведь наличие определенных знаний у человека, не имеющего общечеловеческих ценностей и моральных принципов, может быть даже опасным (например, высокий уровень знаний компьютерных технологий у такого человека может обернуться хакерством и т.д.). При этом очевидно, что ценности, нравственные принципы, социально значимые человеческие качества формируются именно в процессе воспитания, который сегодня страдает на фоне безоговорочного приоритета обучения.

Решение. Для эффективной профилактики зависимого поведения детей и подростков в условиях образовательных учреждений педагоги, прежде всего, должны пересмотреть сложившиеся приоритеты (не за счет ослабления внимания к обучению, а за счет его повышения к процессу воспитания^ на основании следующего:

- неразвитость потребностей человека - результат дефектов в воспитании, - является основой его примитивной личности и деятельности;

- такой человек испытывает состояние скуки, будучи не способным самостоятельно находить интересное вокруг себя, находится в постоянном поиске и в то же время отвергает возможности занятий, если они требуют каких-либо усилий;

- не обладающий навыками сознательного усилия над собой, которые вырабатываются лишь в ходе сложной деятельности, человек всегда выбирает путь наименьшего сопротивления: тот, который не требует от него особых усилий и вместе с тем сулит немедленное удовольствие;

- все это определяет низкую социальную ценность такого человека и создает условия для формирования у него только «низших» потребностей, в том числе и потребности в постоянном объекте, который их удовлетворяет (например, в ПАВ, азартных играх и т.д.).

Проблема 5. Сегодня профилактикой зависимого поведения детей и подростков зачастую занимаются те, кто сам имеет эту проблему (например, такая форма зависимости как трудоголизм - весьма распространенное явление в образовательных учреждениях; при этом, независимо от формы, деструктивная сущность такого поведения не меняется). Предупреждением

зависимого поведения школьников должны заниматься только взрослые, которые сами не имеют проблем зависимости.

Решение. Профилактика зависимого поведения в школе должна представлять собой целостную систему работы со всеми участниками образовательного процесса, включающую направление работы с педагогическим коллективом, родителями, учащимися. Необходима психолого-педагогическая работа, направленная на осознание педагогами и родителями того, что профилактика зависимости - это тяжелый профессиональный труд, требующий специальной подготовки, а самое главное, - достаточно высокого уровня развития личности. Проблема 6. Самым действенным способом предупреждения зависимого поведения детей и подростков является оказание помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, представляющих собой систему личного противостояния зависимости. Способный к самоопределению человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения. Этой цели служит так называемое превентивное обучение, представляющее собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской практики. К сожалению, участники образовательного процесса имеют слабые представления о данном направлении профилактики.

Решение. Организация и осуществление систематического целенаправленного превентивного обучения. В ходе такого обучения необходимо проведение психолого-педагогической работы по целенаправленному развитию у детей защитных психологических характеристик: адекватной самооценки, уверенности в себе и собственных силах, мотивации достижения успеха, ответственности за последствия собственного поведения, адаптивных стратегий поведения, умения определять психологические характеристики (свои и окружающих), выражать свое эмоциональное состояние, навыков конструктивного общения, принятия решения, уверенного отказа и т.д.

Проблема 7. В образовательной среде эффективным является метод косвенной и скрытой профилактики зависимости. Сущность метода заключается в том, что при взаимодействии педагога с учащимися должны затрагиваться темы, казалось бы, не имеющие отношения к проблеме зависимости, но, в то же время, демонстрирующие однозначно негативные последствия аддикции. К сожалению, данный прием практически не используется в современной школе, хотя его можно применять в рамках буквально всех школьных предметов. Практически всегда можно связать разные аспекты проблемы зависимости с изучаемой темой. При косвенном внушении в личности постепенно воспитываются антиаддиктивные установки и убеждения, которые являются надежным препятствием на пути развития зависимого поведения.

Решение. Учителя-предметники должны выявить потенциальные возможности в рамках своего предмета для обращения внимания учащихся на печальные последствия, вызванные присутствием в нашей жизни разного рода зависимостей. Данные факты должны доводиться до детей на уроках, в рамках изучения различных дисциплин путем включения в изучаемый материал. Это делает

информацию ненавязчивой, не производит впечатления «чтения нотаций», что, в конечном итоге, делает профилактическое воздействие скрытым, не вызывая к нему ненужного заостренного интереса и негативизма со стороны подростков. Педагогические работники должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ходе процесса обучения и воспитания учащиеся не только осваивали учебный материал, но и развивали и укрепляли систему личного противостояния зависимости, а также постепенно исправляли недостатки собственного психосоциального развития [4].

Примеры потенциалов школьных дисциплин в профилактике зависимого поведения

подростков

Предмет Примеры

История В Риме периода ранней республики «.. .рабам, женщинам и свободнорожденным юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить вино; нарушение же этого со стороны женского пола наказывалось наравне с тяжелейшими преступлениями». Так римляне проявляли заботу о здоровье потомства. Пифагор, Цицерон, Лукреций, Сенека - все они отмечали негативное влияние пьянства на организм человека. Их отрицательные оценки последствий винопития, высказанные в те далекие времена, по большей части совпадают с современным научным обоснованием разрушительного действия алкоголя. Роль алкоголя в порабощении коренных народов Америки, Африки, Азии и спаивании народов Севера.

Химия, биология, анатомия Продемонстрировать губительное влияние алкоголя на живые клетки (свертывание белка, обезвоживание живых тканей, утрата всхожести у злаков). Привести данные И.М. Сеченова о поражении эритроцитов даже слабыми растворами этанола. В любом алкогольном изделии помимо этилового спирта содержатся еще более ядовитые вещества - альдегиды, высшие спирты (сивушные масла), метанол, эфиры. Промежуточным продуктом распада этанола в организме человека является ацетальдегид (уксусный альдегид), ядовитое действие которого в сотни раз выше, чем у этилового спирта. Отрицательное действие спиртосодержащих изделий на все ткани и органы человека. Сущность самых распространенных болезней, возникающих в результате алкоголизации: цирроз печени, гастрит, тканевая гипоксия, болезни сердечнососудистой, центральной нервной и эндокринной систем. Отрицательное влияние этанола на потомство.

География К началу XXI в. из 6 млрд. населения Земли около 1 млрд. людей страдает от недостатка продуктов питания. В то же время огромные площади плодородных пахотных земель заняты посадками винных (а не столовых!) сортов винограда, а также табачными плантациями. Данные о площадях, занятых индийской коноплей - сырьем для получения марихуаны и гашиша, а также под посевами опийных сортов мака и плантациях коки. Информация о том, сколько продовольственного сырья (пшеницы, ячменя и других злаков,

Предмет Примеры

плодов и овощей) расходуется для получения этилового спирта и пива.

Математик а и экономика Задание каждому ученику из области семейной экономики: определить в процентах расходы семейного бюджета на приобретение спиртных изделий, табачной продукции в месяц и в течение года и дать оценку степени целесообразности таких затрат.

Проблема 8. Большинство реализуемых сегодня программ, направленных на предупреждение зависимого поведения, не имеют четкой системы оценки эффективности профилактического воздействия. В результате проводится огромное количество абсолютно неэффективных мероприятий, безрезультатно тратятся немалые материальные средства.

Решение. Организация аналитической работы: определение критериев эффективности проводимой превентивной деятельности, сравнительный анализ полученных результатов, экспертиза образовательной среды. Любая профилактическая программа, акция, мероприятие должны иметь четкую адекватную систему оценки собственной эффективности.

Мы считаем, что действенным условием повышения эффективности первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в учреждениях образования является ее научно обоснованная и системная организация, направленная на развитие системы личного противостояния зависимости у учащихся, которая осуществляется через деятельность подготовленных специалистов.

Литература:

Грязнов А.Н. Терциарная социализация аддиктивной личности// Казанский педагогический журнал. № 3. 2008. С. 86-91.

Грязнов А.Н. Психолого-педагогические компоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ у студентов// Казанский педагогический журнал. № 3. 2009. С. 10-15. Симатова, О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной средней школы / О.Б.Симатова. - Чита: ЗабГГПУ, 2009. - 172 с. Симатова, О.Б. Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы / О.Б.Симатова. - Чита: ЗабГГПУ, 2010. - 210 с.

Симатова О.Б. Как воспитать поколение независимых (возможности участников образовательного процесса в профилактике зависимого поведения подростков) / О.Б.Симатова. - Чита: ЗабГГПУ, 2011. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.