Научная статья на тему 'Теория копинг-поведения как основа первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков'

Теория копинг-поведения как основа первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2564
585
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-РЕСУРСЫ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ADDICTIVE BEHAVIOUR / PRIMARY PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL PROPHYLAXIS / COPING BEHAVIOUR / COPING RESOURCES / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симатова Оксана Борисовна

Обосновано использование теории копинг-поведения в качестве концептуальной основы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Theory of Coping Behaviour as a Basis of Primary Psychological and Educational Prophylaxis of Teenagers' Addictive Behaviour

The article deals with substantiation of use of the theory of coping behaviour as a conceptual basis of primary psychological and educational prophylaxis of teenagers' addictive behaviour in conditions of comprehensive secondary school

Текст научной работы на тему «Теория копинг-поведения как основа первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков»

Психология

УДК 370.153

Симатова Оксана Борисовна

Oxana Simatova

ТЕОРИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

THE THEORY OF COPING BEHAVIOUR AS A BASIS OF PRIMARY PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL PROPHYLAXIS OF TEENAGERS' ADDICTIVE BEHAVIOUR

Обосновано использование теории копинг-поведения в качестве концептуальной основы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы

The article deals with substantiation of use of the theory of coping behaviour as a conceptual basis of primary psychological and educational prophylaxis of teenagers' addictive behaviour in conditions of comprehensive secondary school

Ключевые слова: аддитивное поведение, первичная Key words: addictive behaviour, primary psychological and психолого-педагогическая профилактика, копинг- educational prophylaxis, coping behaviour, coping re-поведение, копинг-ресурсы, копинг-стратегии sources, coping strategies

Кризисное состояние социально-психологической ситуации в России, нарастание масштабов распространения аддиктивного (зависимого) поведения, появление его новых форм, тенденция к омоложению контингента аддиктов, низкая эффективность профилактических мероприятий свидетельствуют о высокой актуальности проблемы зависимости и ее профилактики. Сущность аддиктивного поведения состоит в искусственном изменении психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах и видах деятельности [2; С. 79].

Исследователями отмечается низкий

уровень развития психолого-педагогического направления профилактики. Прежде всего, это связано с тем, что зачастую профилактические мероприятия осуществляются разобщенно, бессистемно, не имея под собой адекватной научной основы.

В настоящее время все большее развитие получает взгляд на зависимое поведение как следствие сниженной способности личности справляться со стрессом [4; С. 17]. Следствием интенсивных стрессовых переживаний может стать эмоционально-личностная дезадаптация, риск возникновения которой повышается в критические возрастные периоды. Она сопровождается различными поведенче-

скими нарушениями, среди которых наиболее часто исследователями называются симптомы избегания, нередко переходящие в зависимость. Это, на наш взгляд, свидетельствует о целесообразности рассмотрения теории ко-пинг-поведения в качестве научной основы первичной психолого-педагогической профилактики зависимого поведения подростков.

Проблема копинга (совладания) возникла в психологии во второй половине ХХ в. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, по высказыванию С.К. Нартовой-Бо-чавер, «будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие «coping» охватывает широкий спектр человеческой активности - от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций» [3; С. 21].

Основные подходы к пониманию копинг-поведения разработаны такими зарубежными исследователями, как R. Lazarus, S. Folkman, R. Moos, A. Billings, J. Amirchan, C. Carver, P. Thoits, H. Weber и др. В отечественной психологии изучению различных аспектов этой проблемы посвящены работы Л.А. Китаева-Смык, В.А. Бодрова, С.К. Нартовой-Бочавер, С.А. Ха-зовой, Л.И. Анцыферовой, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонского, Т.Л. Крюковой и др.

Классические, наиболее цитируемые определения копинг-поведения позволяют понимать его как социальное поведение, или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), помогающих человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий [5; С. 60]. Мы придерживаемся подхода, согласно которому копинг-механизмы используются индивидом сознательно и направлены на активное изменение ситуации, в отличие от психологических защит, являющихся неосознаваемыми, пассивными и направленными на

смягчение психологического дискомфорта [6]. На наш взгляд, психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков должна строиться на развитии у подростков способности к осознанной саморегуляции поведения и деятельности, что является условием конструктивной адаптации и социальной интеграции.

Копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Ко-пинг-стратегии рассматриваются как самостоятельные, отдельные способы реализации сов-ладающего поведения, свойственные человеку в тех или иных ситуациях, строящиеся на основе личностных и средовых копинг-ресурсов [4; С. 17].

R. Lazarus и S. Folkman [9], выделяя две функции копинга, говорят о соответствующих стратегиях поведения: проблемно-ориентированной и эмоционально-ориентированной. R. Lazarus выделяет активное (имеющее целью устранить влияние стрессора) и пассивное (направленное на снижение эмоционального напряжения) копинг-поведение и соответствующие копинг-стратегии. Автор также отмечает, что стресс может преодолеваться когнитивно, эмоционально или поведенчески.

А.в. Billings и R.H. Moos выделяют три способа совладания со стрессом [7]:

1) копинг, нацеленный на оценку;

2) копинг, нацеленный на проблему;

3) копинг, нацеленный на эмоции.

J. Amirkhan [6] считает, что все поведенческие стратегии можно разделить на три группы:

1) разрешения проблем;

2) поиска социальной поддержки;

3) избегания.

Можно согласиться с С.К. Нартовой-Бо-чавер в том, что «создание удовлетворительной системной классификации видов психологического преодоления - дело будущего» [3].

Современные психологические данные позволяют говорить о том, что адаптированные люди чаще прибегают к продуктивным, адаптивным копинг-стратегиям. Личности же с

дезадаптивным поведением склонны к малопродуктивным стратегиям.

Успешность адаптации к стрессам, по мнению исследователей, определяется уровнем развития копинг-ресурсов. Копинг-ресурсы определяются как характеристики личности и среды, оказывающие определенное влияние на адаптацию к жизненным стрессам [4; С. 17].

В большинстве работ по проблеме ко-пинг-поведения используется типология ко-пинг-ресурсов, предложенная S. Folkman, или ее модификации. S. Folkman выделяет следующие виды копинг-ресурсов: физические (здоровье, выносливость), материальные (имущество, деньги), психологические (убеждения, самооценка, локус контроля, мораль и т.д.), социальные (социальные связи человека). Автор подразделяет ресурсы на личностные и средовые. Личностные ресурсы включают ресурсы когнитивной сферы, самосознания, ценностно-мотивационную структуру личности, духовность, конкретные личностные качества и т.д. Ресурсы социальной среды связаны с системой социальной поддержки и социально-поддерживающим процессом [В].

В качестве характеристик, являющихся личностными копинг-ресурсами, которые могли бы стать мишенью превентивного воздействия в отношении зависимости у подростков, нами были выделены самооценка, эмпатия, мотивация достижения успеха, тревожность. Развитие данных характеристик в подростковом возрасте входит в задачи взросления, что согласуется с требованием опережающего характера первичной профилактики и тезисом о необходимости организации профилактической работы как превенции.

Данные исследований свидетельствуют, что поведенческие паттерны, сформированные на основе заниженной или завышенной самооценки, приводят к сужению круга интересов человека, замкнутости, социальной отгороженности, блокируя потенциалы восприятия и поиска социальной поддержки, разрушая поддерживающие социальные сети, что способствует усилению мотивации избегания и формированию зависимости. Поведенческие

проявления адекватной самооценки, наоборот, способствуют развитию способности восприятия и поиска социальной поддержки и выбору адаптивных копинг-стратегий поведения.

Исследователями отмечается роль эмпатии и аффилиации, как коммуникативных личностных ресурсов [4; С. 30]. Низкий уровень эмпатии и аффилиации способствует стремлению человека к одиночеству, социальной изоляции, недостаточному развитию коммуникативной компетенции, отсутствию навыков восприятия и поиска социальной поддержки. Все это ведет к усилению мотивации избегания, выступая фактором риска зависимого поведения. Высокий уровень развития эмпатии и аффилиации становится основой стремления человека быть среди людей, навыков восприятия и поиска социальной поддержки, высокой коммуникативной компетентности, что приводит к выбору продуктивных копинг-стратегий.

В качестве личностного ресурса преодоления стресса исследователями называется наличие у человека мотивации достижения успеха. Преобладание мотивации на избегание неудачи коррелирует с заниженной самооценкой, высокой тревожностью, беспомощным поведением, стремлением к неоправданному риску, что способствует выбору копинг-стратегии избегания и ухода от реальности, увеличивая риск формирования зависимости. Напротив, преобладание мотивации на достижение успеха коррелирует с адекватной самооценкой, стремлением разрешать проблемы, оптимальным уровнем тревожности. Поведенческими проявлениями таких характеристик выступают активность, самостоятельность, инициативность. Все это приводит к формированию продуктивных копинг-стратегий поведения, выступая протективными факторами в отношении аддиктивного поведения.

В качестве одной из психологических особенностей, характерных для лиц, склонных к формированию зависимого поведения, исследователями называется высокий уровень тревожности [1; С. 215]. Отмечается, что повышенный уровень тревожности вызывает усиление мотивации избегания и ухода от ре-

альности, что повышает риск формирования аддикции. При этом полезный уровень тревожности у подростков является необходимым условием их развития и может рассматриваться как протективный личностный копинг-ресурс.

Рассмотрение копинга в контексте проблемы аддиктивного поведения и его профилактики представлено в работах Н.А. Сирота и

В.М. Ялтонского. Исследователями разработаны три теоретические модели копинг-поведе-ния [4; С. 17-22].

1. Модель адаптивного функционального копинг-поведения создана по результатам обследования здоровых, социально адаптированных подростков и взрослых. Исходом данного поведения являются социальная интеграция и конструктивная адаптация. Такое копинг-поведение характеризуется сбалансированным использованием копинг-стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки; наличием определенных личностно-сре-довых копинг-ресурсов, обеспечивающих позитивный психологический фон для преодоления стресса и способствующих развитию копинг-стратегий.

2. Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения, разработан-

ная на основании результатов исследования лиц с аддиктивным поведением, предполагает развитие двух полярных вариантов исхода аддиктивного поведения, определяемых разной эффективностью функционирования блоков копинг-ресурсов и копинг-стратегий. Псевдо-адаптивное копинг-поведение характеризуется сочетанием использования как пассивных, так и активных копинг-стратегий; неустойчивостью мотивации - то на достижение успеха, то на избегание неудачи; низкой эффективностью блока личностно-средовых копинг-ресурсов.

3. Модель дисфункционального деза-даптивного копинг-поведения, разработанная на основе результатов исследования копинг-поведения больных наркоманией, предполагает его исход в виде дезадаптации и социальной изоляции в результате неэффективного функционирования блоков копинг-ресурсов и копинг-стратегий. При этом характерно преобладание копинг-стратегий избегания; дефицит социальных навыков разрешения проблем; низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов.

Обобщая сказанное, в контексте теории копинг-поведения, формирование аддикции можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Схема формирования аддиктивного поведения в контексте модели

копинг-поведения

Рисунок демонстрирует, что повышение факторов риска и снижение факторов протекции способствуют низкой эффективности функционирования блока личностно-средовых копинг-ресурсов, которые служат основой для формирования непродуктивных копинг-

стратегий избегания и ухода от реальности. Такие копинг-ресурсы и копинг-стратегии являются характеристиками псевдоадаптивного дисфункционального и дисфункционального дезадаптивного поведения, исходом которых будет дезадаптация и социальная изоляция, что приводит к формированию аддикции.

В таком случае можно предположить, что профилактика зависимого поведения должна осуществляться в двух основных направлениях: воздействие на факторы риска, с целью их снижения, и на факторы протекции, с целью их повышения. Тогда целью первичной психолого-педагогической профилактики ад-диктивного поведения должно стать формирование блока протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения, способствующих конструктивной адаптации и социальной интеграции (рис. 2).

Рис. 2. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения

Учитывая, что копинг-ресурсы и копинг-стратегии являются результатом приобретенного опыта, можно заключить, что последовательное и грамотное обучение навыкам адаптивного копинг-поведения, включающее формирование соответствующих копинг-ресурсов и копинг-стратегий, является эффективным направлением первичной психолого-педаго-гической профилактики аддиктивного поведения подростков.

Учитывая все сказанное, мы считаем, что первичная психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы может быть определена как превентивная деятельность всех участников образовательного процесса, направленная на формирование протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников.

Нами было проведено исследование,

целью которого стала разработка и практическая реализация системы первичной психоло-го-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. Основным направлением работы являлось направленное развитие протективных копинг-ресурсов и

продуктивных копинг-стратегий поведения

школьников.

Констатирующий этап эксперимента показал, что для подростков характерны низкая эффективность функционирования блока ко-пинг-ресурсов и преобладание непродуктивных и относительно продуктивных копинг-стратегий. Это свидетельствует о необходимости специальной психолого-педагогической работы, направленной на формирование про-тективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения.

1. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости. - Минск, 2004. - С. 205223.

2. Менделевич ВД. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В Д. Менделевич. -М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.

3. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. Т. 18. - 1997. - № 5. - С. 20-30.

4. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студентов вузов / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

5. Хазова С.А. Совладающее поведение ода-

Коротко об авторе_________________________________

Симатова О.Б., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) [email protected]

Научные интересыы: психология девиантного и аддик-тивного поведения, педагогическая психология

Выявленные статистически значимые различия в динамике исследованных копинг-ресурсов и копинг-стратегий поведения подростков экспериментальных и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента, подтвержденные качественно-содержательным анализом и данными дополнительных методов исследования, позволяют говорить о том, что психолого-педагогическое воздействие существенно влияет на формирование копинг-ресурсов и копинг-стратегий подростков.

Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы аддиктивного поведения и его профилактики у подростков, состоящее в формировании протективных копинг-ресурсов и продуктивных копинг-стратегий поведения школьников в условиях средней общеобразовательной школы.

_____________________________________Литература

ренных старшеклассников I С.А. Хазова II Психологический журнал. Т. 2S. - 2QQA. - № S. - С. 59-в9.

в. Amirkhan, J.H. Factor analiticaly drived measure of coing: the strategy indicator I J.H. Amirk-han II J. of Personality and Social Psychology. - 199Q. - V. S9. - P. Ювв-Ю7А.

7, Billings, A.G. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression I A.G. Billings, R.H. Moos II J. of personality and social psychology. - 19BA. - Vol. Ав. - № A. - P. B77-B91.

B. Folkman, S. Coping and Emotion I S. Folk-man, R.S. Lazarus II Stress and Coping: an anthology. -N.Y.: Columbia University Press, 1991. - P. 2Q7-227.

9. Lasarus, R.S. The Concept of Coping I R.S. Lasarus, S. Folkman II Stress and Coping: an anthology. - N.Y.: Columbia University Press, 1991. - P. 1B9-2Q6.

________________________Briefly about the author

О. Simatova, Candidate of Psychological Science, Department of Psychology of Education, State Institution of Higher Vocational Education «Zabaykalsky State Humanitarian-Pedagogical University Named After N.G. Chernyshevsky»

Areas of expertise: psychology of deviant behaviour, psychology of addictive behaviour, educational psychology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.