Научная статья на тему 'Методология инновационного психолого-педагогического подхода профилактики риска аддиктивного поведения школьников'

Методология инновационного психолого-педагогического подхода профилактики риска аддиктивного поведения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
553
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПСИХОГИГИЕНА / МЕТОД "ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОДРАМЫ" / ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Москвитин Павел Николаевич, Айзман Роман Иделевич

Разработанный подход позволяет провести первичную профилактическую работу на уровне наиболее значимых мотивационно-ценностных факторов, определяющих аддиктивное поведение подростков, к которым отнесены: морально-нравственные установки, значимость экзистенциальных ценностей жизни, в том числе таких, как «коммуникация», «гедонизм», «изменение состояния сознания» и др.; осознание опасности аддиктивного поведения, проявляющееся даже в мотивациях спроса на употребление психоактивных веществ. Разработанный психопрофилактический метод «профилактическая психодрама» и на его основе созданная личностно-ориентированная программа тренингов открывает новое направление в психолого-педагогической модели профилактики зависимости от психоактивных веществ у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Москвитин Павел Николаевич, Айзман Роман Иделевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология инновационного психолого-педагогического подхода профилактики риска аддиктивного поведения школьников»

_коррекционная педагогика_

УДК 159.9

Москвитин Павел Николаевич

Кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и наркологии, Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей МЗ РФ, Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора РФ, [email protected], Новокузнецк-Новосибирск

Айзман Роман Иделевич

Доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора РФ, [email protected], Новосибирск

МЕТОДОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРОФИЛАКТИКИ РИСКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Разработанный подход позволяет провести первичную профилактическую работу на уровне наиболее значимых мотивационно-ценностных факторов, определяющих аддиктивное поведение подростков, к которым отнесены: морально-нравственные установки, значимость экзистенциальных ценностей жизни, в том числе таких, как «коммуникация», «гедонизм», «изменение состояния сознания» и др.; осознание опасности аддиктивного поведения, проявляющееся даже в мотивациях спроса на употребление психоактивных веществ. Разработанный психопрофилактический метод «профилактическая психодрама» и на его основе созданная личностно-ориентированная программа тренингов открывают новое направление в психолого-педагогической модели профилактики зависимости от психоактивных веществ у обучающихся.

Ключевые слова: риск, психоактивные вещества, психогигиена, метод «профилактической психодрамы», профилактика аддиктивного поведения, методология.

Психогигиеническая модель подразумевает применение стройной программы проведения личностно-ориентированных психолого-педагогических тренингов, ориентированных не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психического здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики личности, оказание психопрофилактической поддержки молодому человеку и помощи в самореализации жизненного предназначения. Основная цель данной модели состоит в создании условий для личностного развития человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и/или неизбежными жизненными проблемами, опираясь на собственные ресурсы и навыки, не нуждаясь при этом в приеме психоактивных веществ.

Подростковый возраст уже сам по себе характеризуется кризисом личностного развития, когда человек особенно нуждается в признании себя, в уважении, популярности и просто внимании, где важны ценности

референтной группы («значимых других») [1; 4-6]. Этим целям в тренинге «профилактической психодрамы» во многом служит творческая психопрофилактическая игра, предлагаемая как «сценарий микродрамы», которая, с одной стороны, проявляется как своеобразная проективная матрица внутреннего «аддиктивного негатива», а с другой - как позитивная метафора аналогичным методологическим принципам [2; 3]. Уникальное сочетание трех составляющих -творческой деятельности, самоорганизации и спонтанности (конгруэнтности) является наиболее важным отличием разработанного нами метода «профилактической психодрамы» по сравнению с другими существующими методами и приемами первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Роль ведущего позволяет провести сопровождение процесса личностной трансформации в процессе творческой игры в группе, т. е. своеобразный «коучинг» социальной компетентности. Сочетание, с одной стороны, неких заданных социаль-

но-психологических ситуаций и типичных конфликтов, возникающих во время общения в подростковой среде, и, с другой стороны, совместное обсуждение в ситуации психопрофилактической дискуссии и выбор наиболее эффективных подходов в наработке устойчивых когнитивно-поведенческих моделей конструктивных реакций на неизбежные конфликты подросткового возраста обеспечивают преимущество метода «профилактической психодрамы». Как указывает И. Ялом и другие авторы [7; 8], межличностные отношения в группе имеют ключевой характер для процесса изменений. Таким образом, групповая динамика развивает новые способности у школьников, вследствие чего расширяется диапазон адаптивных поведенческих реакций. Творческое отыгрывание обеспечивает процесс достижения социальных целей, формирует позитивные убеждения на базе конструктивного взаимодействия в определенных «рамочных» условиях. Далее намечается процесс «позитивной идентификации», где условные «субличности» образуют новую личностную мозаику. Тем самым завершается подготовка к процессу личностной реконструкции, осуществляемой в дальнейшем в ходе взаимодействия учащегося с существующей социальной средой. Наиболее важными ценностными ориентирами являются ключевые факторы «поиска смысла», которые формируют глобальные поведенческие стратегии «саногенеза», обеспечивающие гармоничное развитие школьников и формирование навыков здорового образа жизни в постпубертате.

Коммуникационный процесс психопрофилактического тренинга позволяет построить коммуникативные взаимосвязи и протянуть нити экзистенциального понимания между ведущим и участниками группы, между темой дискуссии и теми, кто ее обсуждает, между замыслом ведущего тренинг и объективным процессом групповой динамики. Безусловно, как и в каждом групповом тренинге, в «профилактической психодраме» проведение каждого тренинга отличается многочисленными нюансами.

Концепция психогигиенической модели профилактики аддикции может включать некоторые вопросы и вторичной профилактики зависимости от психоактивных веществ для лиц, имеющих проблемы, связанные

с употреблением наркотических средств, но в данный момент еще не обнаруживающих признаков болезни. В данной ситуации основная задача - максимально сократить продолжительность воздействия психоактивных веществ на человека, ограничить степень вреда, наносимого употреблением психоактивных веществ как потребителю, так и окружающей социальной микросреде - другим учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики в рамках психогигиенической модели должен быть направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного, психосоматического, физического, психического и социального статуса школьника, употребляющего психоактивные вещества.

Наш опыт показывает, что в целях профилактики употребления психоактивных веществ может и должна более активно использоваться сеть специальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, так называемые Центры психолого-медико-социального сопровождения, легитимность которых закреплена в ст. 42 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Спектр профилактической деятельности таких центров должен быть более многогранным и многопрофильным: оказание консультативно-диагностической, психолого-медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость; оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи; организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых; оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам первичной профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ.

Разрабатываемое направление психолого-

педагогической профилактики опирается на следующие методологические принципы.

1. Комплексность - под этим понимается согласованное взаимодействие: на межведомственном уровне органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркоманий в рамках своей компетенции; на профессиональном уровне - объединение специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи общесоматической сети, психиатры-наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних и др.); на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях - включение органов управления образованием, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле целостной пролонгированной психолого-педагогической программы профилактики.

2. Дифференцированность - дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом: а) возраста детей, в т. ч. выделение детей младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и молодежи старше 18 лет; б) степени вовлечения в наркогенную ситуацию, поскольку учащиеся, не вовлеченные в наркогенную ситуацию и относящиеся к «группе риска по наркотизации», имеют отличающиеся проблемы в развитии и поведении, чем начавшие употреблять наркотики и заболевшие наркоманией.

3. Аксиологичность - формирование у субъекта профилактики мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

4. Многоаспектность - сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образова-

тельной среде являются:

- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор ценностей здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ;

- психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок и позитивно-когнитивных оценок, а также навыков «быть успешным», способствующих позитивному выбору в трудной жизненной ситуации, включая навыки уверенного отказа в ситуации предложения наркотиков от референтных лиц;

- психообразовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях употребления психоактивных веществ.

Многоаспектность психогигиенической модели профилактики включает направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объектных отношений, где их взаимодействие осуществляется в лонги-тюдинальной программе тренингов «профилактической психодрамы»:

- социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп наркотизирующихся детей и подростков и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры;

- воздействие на «саморазрушающее» поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также другие формы отклоняющегося (девиантного) поведения детей группы риска;

- психолого-педагогическое воздействие, связанное с индивидуальными и групповыми формами оказания психопрофилактической помощи.

5. Последовательность (этапность) -разделение целей и задач программы лич-ностно-ориентированной профилактики на общие стратегические и частные (этапные) задачи психопрофилактического тренинга по методу «профилактической психодрамы», поскольку невозможно реализовать профилактические программы одномоментно, на одном тренинге, по типу разовых антиалкогольных компаний советских времен. Для обеспечения последовательности

в реализации идеи системной профилактики в нее обязательно должен входить социально-гигиенический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков, но и на оценку формирования структуры и элементов системы сдерживания распространения, а также системы социально-психологической поддержки.

6. Легитимность - осуществление мер первичной личностно-ориентирован-ной профилактики необходимо проводить в рамках действующей правовой базы, формирующей всю психопрофилактическую деятельность. К правовой базе относятся: а) федеральные законы, постановления, указы, нормативные акты о правах и обязанностях превентологов - лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься вопросами профилактики; б) права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются профилактические мероприятия в форме группового психопрофилактического тренинга.

Разрабатываемая психогигиеническая модель профилактики аддикции от психоактивных веществ созвучна современной Концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде, утвержденной Приказом № 619 от 28.02.2000 г. Министерства образования Российской Федерации и одобренной решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 г. Данная концепция легла в основу организации инновационной формы профилактической работы в образовательных учреждениях. Международное научное признание метода «профилактической психодрамы» на V Всемирном Конгрессе по психотерапии в 2008 г. в Пекине (КНР) [7] создает прецедент российского приоритета в разработке психогигиенической модели профилактики аддиктивного поведения школьников.

Разработка психогигиенической модели профилактики аддиктивного поведения учащихся обоснована объективной социальной потребностью в новом подходе к формированию здорового образа жизни школьников, способной результативно повлиять на

мотивационную сферу несовершеннолетних и снизить риск развития зависимости от психоактивных веществ. Метод «профилактической психодрамы» способствует формированию позитивной идентичности молодежи, помогая изменить личностную мотивацию на «антиаддиктивную». Внутри-личностный саногенез в программе тренингов «профилактической психодрамы» представляет собой процесс наработки навыков проактивного мышления и поиска позитивных ценностей и смыслов, направленных на рост, духовное развитие и гармонизацию личности, сохранение ее психического здоровья. Психогигиеническая направленность метода позволяет формировать навыки здорового образа жизни путем интериоризации и усвоения экзистенциальных ценностей и смыслов, позволяющих снизить «спрос на психоактивные вещества» у школьников. Психогигиеническая модель профилактики аддикции от психоактивных веществ определяет приоритет профилактических усилий на уровень первичных мероприятий, адресованных к учащимся по формированию здорового образа жизни и отдельным индивидам из группы риска, так называемую аддиктивно уязвимую незрелую личность школьника с его основными личностными потребностями. Разработанная пролонгируемая программа тренингов по методу «профилактической психодрамы» направлена на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у учащихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ. Организация и методики проведения работы по первичной профилактике социальной аддикции среди детей и подростков в условиях образовательных учреждений построены на основе государственных стандартов оказания профилактической помощи школьникам, регламентирующих применение психогигиенической модели профилактики аддиктивного поведения. Отличительной особенностью метода «профилактической психодрамы» является ориентированность на сферу первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ и индикаторных пограничных нервно-психических расстройств. Система социальной репродукции разраба-

тываемой модели может быть реализована на базе лицензированных учреждений дополнительного профессионального образования после подготовки необходимого количества превентологов из числа педагогов, психологов, медицинских работников.

Библиографический список

1. Морено Я. Л. Психодрама. - М.: Апрель Пресс: ЭКСПО-пресс, 2001. - 528 с.

2. Москвитин П. Н. Метод профилактической психодрамы в предупреждении зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков. -М.: Медицина, 2011. - 248 с.

3. Москвитин П. Н. Способ проведения группового психологического тренинга по методу «профилактическая психодрама»: Патент РФ 2466752; заявка № 2011136339, приоритет изобретения от 31 августа 2011 года, зарегистриро-

ван в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 20 ноября 2012 г.

4. Педагогическая профилактика наркомании в школе / А. Г. Макеева; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 1999. - 142 с.

5. Психотерапевтическая энциклопедия / под общ. ред. Б. Д. Картасарского. - СПб.: Питерком, 1998. - 752 с.

6. Рерке В. И. Особенности мотивационно-по-требностной сферы личности подростков с наркозависимым поведением: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 2003. - 19 с.

7. Moskvitin P. N. The method of "prophylactic psychodrama,, for prevention of alcoholism and drug addictions. The 5th World Congress for Psychotherapy (October 12-15, 2008, Beijing, China). - Beijing, 2008.

8. Yalom I. D. The theory and Practice of Group Psychotherapy. - New York: Basic Book, 1995. -640 p.

Moskvitin Pavel Nikolaevich

Cand. Sci. (Med.), Assoc. Prof., Head of the Department of Psychiatry, Psychotherapy and Narcology, Novokuznetsk State Institute of Postgraduate medical, Novosibirsk Research Institute of hygiene of Rosportebnadzor of the Russian Federation, [email protected], Novokuznetsk-Novosibirsk

Aizman Roman Idelevich

Dr. Sci. (Biology), Prof., Honored scientist of the Russian Federation, Head of the Department of anatomy, physiology and life safety, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk research Institute of hygiene of Rosportebnadzor of the Russian Federation, [email protected], Novosibirsk

METODOLOGY OF AN INNOVATIVE PSYCHOLOGY-PEDAGOGIC METHOD OF ADDICTIVE BEHAVIOR RISK PREVENTION IN SCHOOLCHILDREN

Abstract. The developed approach allows to spend primary preventive work at level of the most significant motivative-valuable factors defining addictive behaviour of teenagers to which moral installations are carried, the importance of existential values of a life, including such as "communications", "hedonism", "change of a condition of consciousness" and others, danger comprehension of addictive behaviour, shown even in motivations of demand for the use of psychoactive substances. The developed psychopreventive method "a preventive psychodrama" and on its basis the created personal-focused program of trainings opens a new direction in psyho-pedagogical model of preventive maintenance of dependence on psychoactive substances among schoolchildren.

Keywords: risk, psychoactive substances, psychohygiene, method of "a preventive psychodra-ma", preventive maintenance of addictive behaviour, methodology.

Поступила в редакцию 16.07.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.