тивные представления о его поведении. Позитивность в этом отношении понимается как целостность, единство в разнообразии, преодолении всякой односторонности как по отношению к внутренней картине мира человека, так и к жизни в социуме.
Выводы: Таким образом, метод «профилактическая позитивная психодрама» раскрывает основные принципы психопрофилактики агрессивного поведения, способствует раскрытию и актуализации способностей личности к формированию и развитию позитивного мышления.
Библиографический список
1.
2.
3.
4.
5.
2006.
Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: пер. с нем. - М.: Медицина, 1996..
Айхингер, А. Психодрама в детской групповой терапии / А. Айхингер, В. Холл. - М.: Генезис, 2003.
Морено, Я. Психодрама: пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во «ЭКСПО-Пресс», 2001.
Москвитин, П.Н. Позитивная психодрама как метод профилактики // Тюменский медицинский журнал. - 2003. - № 2.
Москвитин, П.Н. Выход из наркотического тупика: метод позитивной психодрамы / П.Н. Москвитин, Ш.Л. Фаттахов. - Новокузнецк,
Bibliography
1. Pezeshkian, N. Psikhosomatika i pozitivnaya psikhoterapiya: per. s nem. - M.: Medicina, 1996..
2. Ayjkhinger, A. Psikhodrama v detskoyj gruppovoyj terapii / A. Ayjkhinger, V. Kholl. - M.: Genezis, 2003.
3. Moreno, Ya. Psikhodrama: per. s angl. - M.: Aprelj Press, Izd-vo «EhKSPO-Press», 2001.
4. Moskvitin, P.N. Pozitivnaya psikhodrama kak metod profilaktiki // Tyumenskiyj medicinskiyj zhurnal. - 2003. - № 2.
5. Moskvitin, P.N. Vihkhod iz narkoticheskogo tupika: metod pozitivnoyj psikhodramih / P.N. Moskvitin, Sh.L. Fattakhov. - Novokuzneck, 2006.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 615.751.84
Moskvitin P.N., Tsygankov B.D., Sirota N.A. THE MODEL OF EXISTENTIONAL-HUMANISTICAL OF THE PREVENTIVE DRUG ABUSE. The “prophylactics positive psychodrama” is the new method of the developing the personality maturity by way of dramatizing the life experience. It is therein that there is a distinction of this method, based on principle, from deferens of the classical psychodrama of J.L Moreno.
Key words: prevention activity of drug abuse, existential model, training of the prevention, method “prophylactics positive psychodrama”.
П.Н. Москвитин, канд. мед. наук, доц. ГОУДПО «НГИУВ», г. Новокузнецк;
БД Цыганков, проф., д-р мед. наук, ГОУВПО Московский государственный медико-стоматологический университет; Н.А. Сирота, проф., д-р мед. наук, член-корр. РАЕН, ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет, E-mail: [email protected]
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Показано, что в России существуют и развиваются образовательно-воспитательная, социальная и медицинская модели первичной профилактики. Дано определение экзистенциальной модели первичной профилактики аддикции от психоактивных веществ. Описан новый групповой экзистенциально-гуманистический метод «профилактическая позитивная психодрама».
Ключевые слова: профилактика зависимости от психоактивных веществ, экзистенциальная модель, психопрофилактический тренинг, метод «профилактическая позитивная психодрама».
Проблема злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), к которым относятся наркотики, алкоголь и другие средства, изменяющие состояние психики человека, стала одной из глобальных проблем человечества в XXI веке, представляя угрозу здоровью населения во многих странах мира. Еще в конце 50-х годов о наркомании как о серьезной социально-медицинской проблеме было заявлено в США, где резко увеличилось число лиц, страдающих наркоманиями, особенно среди подростков. Анализ эпидемиологических исследований в различных странах мира уже тогда показал, что распространение наркоманий происходит, прежде всего, за счет подростково-юношеской популяции. Масштабы распространения наркомании, алкоголизма и злоупотребление другими ПАВ в Российской Федерации, а также коморбидной заболеваемости и смертности, влияние социальных болезней на демографическую ситуацию и качество трудовых ресурсов вызывают озабоченность исследователей.
В соответствии с Конвенцией «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» большинство стран поддерживает два основных направления политики предупреждения распространения наркотиков и их немедицинского употребления: 1) решительная и жесткая борьба с незаконным распространением наркотиков и
их нелегальным рынком, 2) гуманизация отношения к лицам, страдающим наркоманиями. Поэтому профилактика наркомании в большинстве стран опирается на рекомендации ВОЗ о долгосрочной общегосударственной политике, направленной на формирование в обществе ценностей здорового образа жизни, непримиримое отношение к употреблению наркотиков и объединения с этой целью усилий как государственных структур, служб и ведомств, так и не финансируемых правительством общественных организаций, реализующих задачи формирования у молодых людей навыков сохранения и развития здорового образа жизни. В соответствии с рекомендациями Комитета экспертов ВОЗ в России формируются условия, позволяющие реализовать основные стратегии профилактики с учетом национальных особенностей страны. К основным стратегиям относятся меры социально-экономического и правового обеспечения государственной системы профилактики, включая с одной стороны меры жесткого контроля, а с другой организационно-методические этапы развития наркологической службы и совершенствования государственной системы профилактики.
Необходимо отметить, что в настоящее время усилия специализированных служб как в России, так и за рубежом в большей мере сосредоточены на мерах вторичной и третичной
профилактики. Например, так строится аутрич-работа с нар-козависимой молодежью и группой риска, которую ведут специально подготовленные социальные работники во многих европейских странах по рекомендации группы Помпиду Совета Европы [1]. Специальной формой групповой профилактической работы является планирование и создание групп взаимопомощи с ведущей функцией вторичной и третичной профилактики зависимости от ПАВ, которая применяется в Норвегии и ряде стран северной Европы [2].
Модели профилактики. В России традиционно существуют и развиваются образовательно-воспитательная, социальная и медицинская модели первичной профилактики [3-5]. Образовательная модель реализует меры первичной профилактики в системе учреждений среднего образования чаще в форме классных часов, лекций приглашенных специалистов и диспутов на темы вреда от употребления наркотиков, алкоголя и других ПАВ, в школах обычно широко используются методы наглядной агитации. Социальная модель первичной профилактики прежде всего развивает репрессивные меры, ограничивающие поступление наркотических веществ в социум, а также поддерживает оздоровительные и культурные мероприятия, включая организацию каких форм шоу, как рок-фестиваль против наркотиков и т.п. В медицинской модели обычно широко используются методы санитарного просвещения и пропаганды, чаще в форме лекций и бесед специалистов с учащейся молодежью.
В последние годы внимание специалистов направлено на научно-практические аспекты проведение социальнопсихологических тренингов в группе риска. По мнению Ирвина Ялома [6], межличностные отношения в группе имеют ключевой характер для процесса изменений. Эффективная профилактическая работа в группе обеспечивает арену для свободного взаимодействия людей друг с другом, помогает им понять, что в этом взаимодействии идет не так, и, в конечном счете за счет фокусирования на межличностном процессе, изменить свои дезадаптивные паттерны. Понимая важность и сложность этого, необходимо понимать, что профилактическое воздействие должно вызывать значимые позитивные личностные изменения. Примером такой многолетней тренинговой профилактической работы можно назвать программы по формированию здоровых жизненных стилей, разрабатываемых для школьников различных возрастных групп под руководством Сирота Н.А. [5]. В задачу разрабатываемых программ профилактики входит обучение эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, искать и находить поддержку, эффективно общаться и мыслить, решать как повседневные жизненные задачи, так и действовать в экстремальных ситуациях. Все это, а также развитие способности понимать, проявлять и владеть своими эмоциями формирует устойчивость человека к стрессу, а стало быть, дает возможность осуществлять осмысленный выбор своего собственного решения в ситуациях, связанных с предложением наркотиков или выбора жизненного стиля, формирует здоровье. Исследователи этого направления профилактики выделяют цели программ формирования здорового жизненного стиля у детей и подростков:
1. Формирование мотивации на эффективное социальнопсихологическое и физическое развитие, поскольку формирование у человека позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями злоупотребления ПАВ.
2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Обучение людей поддерживающему поведению помогает мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать личностные ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья и др.), более эффективно справляются с проблемами и преодолевают стрессы без употребления ПАВ.
3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у населения. Люди, эффективно
использующие поведенческие стратегии, имеющие развитые физические, психические, личностные ресурсы и социально-поддерживающее окружение, оказываются более защищенными перед лицом стрессовых факторов. У них меньше вероятность формирования зависимости от ПАВ.
4. Формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков у детей школьного и дошкольного возраста, родителей и учителей, в организованных и неорганизованных группах населения. Информирование людей о действиях и последствиях злоупотребления ПАВ,
о формах избегания ситуаций соприкосновения с наркотиками и отказа от их применения, вариантах поиска помощи в случаях возникновения проблем, связанных с ними, в сочетании с развитием ресурсов, стратегий и навыков адаптивного поведения помогает формированию жизненного стиля, ведущего к здоровью.
5.Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Любой человек должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если он одинок и у него нет естественного социально-поддерживающего окружения, необходимы структуры, которые могут оказывать поддержку. Для этого необходима подготовка субспециалистов, волонтеров - сверстников и взрослых, имеющих навыки социально-поддерживающего и адаптивного поведения.
Технологии реализации программ формирования здорового жизненного стиля у школьников строятся на работе с мотивацией. Исследование мотивации к здоровью - это очень юное направление научных исследований и практических воплощений, где пионерами-исследователями являются Джеймс Прочаск и Карло ДиКлименте. Ими выделен ряд условий, которые должны быть соблюдены в процессе мотивационной работы.
Первое условие - повышение осознания, аналитический путь личностного изменения, впервые описанный З. Фрейдом, утверждавшим важность процесса осознания бессознательных процессов, психических травм, оставивших свой след, скрытых чувств и мыслей, получение информации относительно проблем.
Второе условие - это социальная поддержка, поддерживающие отношения, обеспечивающие заботу, понимание и принятие. Развитие навыков помощи, эмпатического слушания и рефлексии способствует стремлению к развитию и здоровью.
Третье условие - это высвобождение эмоций, важный инструмент помощи человеку в осознании собственных защитных механизмов против изменений. Высвобождение эмоций происходит параллельно процессам осознания, но работает на более глубоком, чувственном уровне. Более известное как катарсис, высвобождение эмоций - это яркое, часто внезапное эмоциональное переживание, энергетически мощным процесс, связанный с различными проблемами.
Программы когнитивного обучения рассчитаны, прежде всего, на детей в возрасте от трех до шести лет и детей младшего школьного возраста. Они отличаются повышенной эффективностью. Суть этих программ заключается в обучении детей принятию адаптационных решений, ответственности за собственное поведение и осознанности поведенческого выбора.
В основе программ аффективного обучения заложена идея необходимости работы с эмоциями и системой эмоционального регулирования. По мнению авторов этого направления, переживаемый в подростковом возрасте кризис идентичности может спровоцировать поведенческие расстройства, в том числе и зависимость от психоактивных веществ. Цель данных программ - научить детей и подростков регулировать эмоции, избегая саморазрушающего поведения.
Программы интерперсонального обучения являются попыткой предупредить у подростков возможность злоупотребления ПАВ путем развития представления о себе, понимания своих ощущений и интерперсональных связей, обучения навыкам принятия решений и коммуникативной компетентности.
Программы поведенческого обучения или поведенческой модификации основываются на тренинге поведенческих навыков с целью повышения устойчивости к употреблению табака, алкоголя, наркотиков, к включению в антисоциальные компании. Человек, обученный определенным поведенческим навыкам, чувствует себя компетентным, эффективным, у него повышается самоуважение. Эти программы учат детей на осознанном или неосознанном и даже механическом уровне отказываться от употребления наркотиков, не принимать неизвестных препаратов, не входить в контакт с незнакомыми людьми.
Программы формирования социальных альтернатив базируются на идее о том, что альтернативная алкоголизации, наркотизации, делинквентности и т.д. активность подростков способствует их переориентации. Это всевозможные формы занятости молодежи, рискованные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности и др.
Общественные программы подразумевают получение эффекта профилактического воздействия через средства массовой информации - радио, телевидение, газеты, журналы, афиши и плакаты, почтовые открытки, лекции, конференции, встречи, книги, фильмы, видеоролики. Цель этих программ -увеличение информации о последствиях, оказываемых на здоровье употреблением алкоголя, табака и наркотиков. Эти программы призваны действовать на установки, касающиеся употребления ПАВ, а также социальные и средовые факторы, поддерживающие установки в отношении изменения поведения.
Программы, сфокусированные на школе, включаются в национальную политику образования и представляют собой уроки в школьных классах, посвященные обучению здоровому поведению, предупреждению ВИЧ-инфекций, ранней беременности, курения табака, употребления наркотиков и алкоголя. Современные школьные программы усовершенствованы и не полагаются на тактику испуга. Исследования показывают, что знания лучше усваиваются, если не вызывают сильного страха и в ситуациях доверительной коммуникации.
Программы улучшения взаимодействия между учителями и школьниками включают тренинг учителей с целью создания социально-поддерживающего климата в школе, работу с самооценкой и Я-концепцией учителя, тренинги личностного контроля и социальных навыков.
Программы, сфокусированные на семье. Специалисты признают особую важность роли семьи в процессе профилактики зависимости. В настоящее время развивается ряд сфокусированных на семье профилактических программ, которые показали свою эффективность: программы тренинга родителей, программы развития семейных и социальных навыков у детей и родителей, программы формирования семейного ко-пинг-поведения.
Программы создания групп социальной поддержки. Направление превентивной профилактической активности занимается созданием групп социальной поддержки лидеров-сверстников, лидеров- родителей и лидеров-педагогов, групп само - и взаимопомощи. Преодоление сложной кризисной ситуации предполагает присутствие социальной среды, способной поддерживать его, такая среда создается программой подготовки лидеров.
Мультикомпонентные программы учитывают индивидуальные и средовые аспекты профилактики (школьные, семейные, общественные и т.д.). Мультикомпонентный превентивный подход является наиболее перспективным, поскольку установлено [5], что эффективность программ прямо пропорционально связана с количеством включенных в нее компонентов. Цель мультикомпонентных программ в получении синэргического эффекта при комбинации различных превентивных стратегий. Примером данного подхода служит превентивная модель, основанная на интеграции социальной поддержки и психологического обучения. Эта модель использует тренинг социальных навыков и опирается на сети социальной поддержки сверстников и учителей. У обучающихся развиваются навыки позитивных межличностных взаимоот-
ношений, повышения самооценки и интернального локуса контроля, навыки резистентности к давлению среды, формируется мотивация на успешную учебу в школе.
Метод. Высокая распространенность употребления ПАВ среди молодежи указывает на недостаточную эффективность существующих подходов к профилактике и необходимость разработки новых методов и моделей. Методология и методы первичной личностно-ориентированной профилактики наркомании и аддиктивного поведения остаются еще недостаточно разработанными на научном и методологическом уровнях. Поэтому, разрабатывая личностно-ориентированную модель первичной профилактики, индивидуальную и групповые методы профилактики таких форм проблемного поведения подростков и молодежи как наркотизация, алкоголизация и риск ВИЧ-инфицирования, мы полагаем, что приоритет в организации проведения превентивных мероприятий необходимо сделать на первичной профилактике, а лишь затем на вторичную и третичную превенцию.
Разрабатывая данный методический подход, мы искали аналоги среди методов психотерапии в отечественной и мировой литературе, а также исследовали феномен драмы в смежных культурологических областях. Оказание психотерапевтической помощи страждущим людям с помощью традиций драматического искусства восходит, вероятно, к самым основам человеческой цивилизации. Уже во времена до Античной эпохи можно отметить те или иные разновидности целитель-ской практики, предполагающие особый вид исцеляющего катарсического переживания. И до настоящего времени это можно видеть в некоторых практиках шаманов, сохраняющейся в условиях современной цивилизации на обширной территории Восточной и Западной Сибири. В шаманском танце или гипнотизирующем речетативном напеве целителя буддийского дацана также может присутствовать архаическое драматическое действие с элементом архетипической ролевой идентификации с духами добра, вступающих в борьбу с силами зла за жизнь и душевный комфорт страждущего пациента. Однако, сторонний наблюдатель будет прав, если увидит в этом исцеляющем действии только диковинный архаический этнокультуральный спектакль, наполненный глубинными архетипическими символами - из глубины веков пришедший к нам пра-праобраз современной психодрамы. Таким образом, мы объединяем все подобные формы древнего этнокульту-рального шоу с элементами групповой экзальтированной коммуникации, в которой находят отреагирование негативные человеческие эмоции, принося эмоциональное освобождение психосоматическому страданию и облегчая тяготы обыденной жизни.
Одно из самых известных объяснений психотерапевтического воздействия драмы содержит теория катарсиса Аристотеля. Испытываемые людьми сильные переживания, такие как страх, страдания, благодаря драматическому воздействию, согласно этой точке зрения преображаются в позитивное, исцеляющее переживание и тогда через личный инсайт человека благополучно завершается процесс очищения освобождающим катарсисом. Если верить Аристотелю, то драма способна исцелять чувства волшебным приемом «как будто» потому, что предоставляет свободу реагировать по-другому на свои и чужие поступки. Психодраматический метод в наиболее полной степени предоставляет возможность для этого. Психодраму исторически можно считать первым методом групповой психотерапии. Основателем групповой психотерапии обычно называют Карла Роджерса, хотя сам термин впервые упомянул Я. Морено в 1932 г., обозначив этим просто психотерапию, проводимую не индивидуально, а в группе. В дальнейшем многие представители как медицинской, так и не медицинской психотерапии давали свои определения этой форме и методу.
В настоящее время элементы классической психодрамы так или иначе применяются во всех видах групповой психотерапии. Это группы встреч, группы тренинга умений, гештальт-группы, группы трансакционного анализа. Более того, до самых последних десятилетия психодрама, по-прежнему
оставаясь эффективной классической формой групповой психотерапии, продолжает активно развиваться в новых идеях, например, в форме аналитической психодрамы Дидье Анзье [7], психодрамы как вид группового тренинга для детей [8], монодрамы [9], поведенческой психодрамы и др. Следуя этой современной тенденции, мы представляем вниманию новый вариант развития психодрамы, не прерывая его взаимосвязи с классической психодрамой Я.Л. Морено, этот метод получил название «профилактическая позитивная психодрама».
Отличие метода «профилактической позитивной психодрамы» состоит в том, что как метод групповой профилактической практики он в первую очередь ориентирован на сферу первичной личностно-ориентированной профилактики зависимости от психоактивных веществ и индикаторных пограничных нервно-психических расстройств. Эта особенность близка экзистенциально-гуманистическому направлению психологии и психотерапии, а начало этих подходов можно увидеть в идеях Альфреда Адлера и, особенно, в групповой динамики, а также в практических занятиях Курта Левина, которые у него творчески заимствовал Фредерик Перлз для своего метода - гештальт-терапия.
Наш прототип - психодрама Я.Л. Морено [10] в качестве клинического метода в настоящее время применяется при лечении алкоголизма, наркомании, при коррекции различных видов девиантного (отклоняющегося) поведения, пограничных нервно-психических расстройствах (неврозах, акцентуациях). До настоящего времени в профилактической работе с детьми и подростками психодрама еще не получила широкого распространения с ее разработанной групповой концепцией. А ведь именно в психодраматическом групповом тренинге дети и подростки способны получить новый личностный опыт, когда понимают, что претензии можно высказать, что о намерениях можно сообщать, что нормы, правила и санкции можно согласовывать, и даже менять на более адекватные. Новое поведение изменяет и корректирует формирование «Я-концепции» личности молодого человека, потому что в результате участия в группе сверстников такие подростки с их дефицитарными коммуникативными навыками могут находить границы своей личности и обучаются быть собой среди других.
В групповой психотерапевтической группе создаются условия развития способностей к сотрудничеству, развивается умение высказать свои мысли и отстоять свою точку зрения в споре, обозначить возможность придти к согласию с оппонентами. По мнению А. Айхингера [8], в развитии ребенка и подростка группа сверстников выполняет следующие важные функции:
- предоставляет возможность активного проживания и проигрывания конфликтов в совместной игре;
- позволяет пробовать и разучивать новые роли, которые в группе, в отличие от семьи и школы, не так строго определены возрастом и полом;
- дает возможность проверять границы допустимого;
- помогает преодолеть эгоцентризм в процессе социализации благодаря развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
- способствует формированию равноправных отношений в группе благодаря признанию или неприятию подростка другими детьми;
- ставит перед ребенком задачу определить свое отношение «к другим».
Разрабатываемый метод «профилактическая позитивная психодрама» является профилактической модификацией классической психодрамы Я.Л. Морено и представляет групповой метод личностно-ориентированной психопрофилактики, основанный на методических приемах групповой дискуссии, драматизации, тренинге навыков позитивного мышления, разрешения интерперсональных и внутриличностных конфликтов. Метод направлен на развитие навыков сотрудничества и коллективного принятия решений, включает элементы ролевой игры и предполагает создание проблемных коммуникативных ситуаций и их благополучное разрешение. Методи-
ческой особенностью является использование микродрамы, что в сочетании с элементами поведенческой, когнитивной и экзистенциально-гуманистической групповой психотерапии создает особый вид коммуникативного тренинга, где проведение логотерапевтического диалога на заданную проблемную тему методически структурированно как прием «Профилактическая консультация (позитивное совещание)».
В числе других признаков, отличающих метод «профилактической позитивной психодрамы» от классической драмы Я. Морено является наличие структурированной микродрамы и специального приема «Стоп-действие», что позволяет провести шеринг непосредственно в эту созданную паузу. Специфическим отличием такого обсуждения является перенос основного акцента не на протагониста, а на всю тренинговую группу, что позволяет группе в дискуссии, используя прием «профилактической консультации (позитивного совещания)», найти оптимальные модели нового поведения. Процедура процессинга в тренинге «профилактической психодрамы» идет непосредственно за завершением второй части микродрамы, когда апогей конфликта преодолен, найдены позитивные модели нового поведения и обсуждение полученного в группе результата обогащается включением такого специального приема визуализации, как «Скрижаль мудрости». Опыт показывает, не обязательно жестко структурировать последовательность, она может быть более гибко подстроена под актуальные запросы и особенности групповой динамики тренинга, в которой какая-то часть группового процесса может преобладать.
Таким образом, тренинг по методу «профилактическая позитивная психодрама» позволяет не только создавать условия для развития каждого индивида в группе и взаимосвязанных с ним внутри- и межличностных процессах, но также может поставить группу в центр внимания процесса психопрофилактики, а также позаботиться о создании комфортной системы межличностных отношений в группе. Поэтому метод «профилактическая позитивная психодрама» позволяет рассматривать группу не только с психодинамических позиций, как арену, где воспроизводятся сцены актуальных конфликтов, происходящие в семье, ее подсистемах и окружении, но также с позиции социодинамики - как проекцию социальной реальности, что позволяет участникам развивать свою собственную социальную компетентность и успешность.
Стандартный проект тренингов «профилактической позитивной психодрамы» с подростками должен быть рассчитан на период учебного года и предназначен для внеурочной деятельности в средних образовательных учреждениях, в училищах и школах, для классов всех звеньев и уровней с 8 по 11 классы. Опыт реализации программы в ряде школ Кузбасса (Россия, Кемеровская область) [11] показывает, что наилучшая результативность проекта достигается в интервале от 3 до
5 лет при условии проведения не менее 20 тренингов ежегодно с 8 по 10 классы. Подростковый возраст является чрезвычайно важным и наиболее подходящим для эффективной профилактики такого широкого спектра девиаций среди молодых людей, как наркомании, алкоголизм, ВИЧ-инфицирование, а также сопряженных с ними таких маркеров, как пограничные нервно-психические расстройства.
Проект проведения таких тренингов на территории муниципалитета включает в себя несколько этапов:
1) подготовка ведущих тренинга: проведение обучающих семинаров-тренингов и
процесс сертифицирования тренеров-ведущих программы;
2) проведение скрининга: психолого-педагогического исследование до начала проекта, в течение учебного года по ходу осуществления проекта и по его завершению;
3) проведение серии мероприятий вместе с подведением итогов проекта: итоговые шоу-программы, общественная презентация, заключительный семинар для подростков, а
также супервизия психологов и психотерапевтов, участвующих в проекте.
Постановка сессии «профилактической позитивной психодрамы» - это синтетический, коллективный вид искусства психотерапевтической коммуникации, основанной на жизненном опыте каждого отдельно взятого индивида группы и в целом всех участников драмы. Тренинги «профилактической позитивной психодрамы» направлены на формирование устойчивых нравственных позиций «Я». Чаще всего молодое поколение опирается на мудрость взрослых или чужой жизненный опыт в референтной группе, а в процессе тренинга обнаруживает эти способности у себя.
В «профилактической позитивной психодраме» существует иерархия потребностей личности и ведется поиск смысла человеческого существования с опорой на духовнонравственную, гармоничную позицию понимания сущности «Я» [12]. В данном случае мы апеллируем к авторитету Н. Пезешкиана [13], основателя позитивной психотерапии, и его мнению, что поиск смысла существования «Я» - это извечный внутренний вопрос личности к самой себе, так как является основным двигателем гармоничного развития и пропорционального становления духовного «Я», получения удовольствия и счастья, в противовес физическому и материальному наслаждению.
В отличие от экзистенциального направления психологии, где поиском решения внутриличностного конфликта, определяющего смысл его существования, занимается сам человек, в тренинге «профилактической позитивной психодрамы» предоставляются возможности решения конфликта благодаря помощи из вне, что дает основание относить наш метод к гуманистическому «крылу» экзистенциальногуманистического направления групповой психотерапии, включающему такие экзистенциальные элементы поиска как обсуждение, направленное на поиск и осознание базовых экзистенциальных ценностей и смыслов.
Позитивные возможности к личностным изменениям в процессе тренинга демонстрируются в позитивном ракурсе через прямые или косвенные предпосылки, вытекающие как из момента коллективного обсуждения с использованием приема «профилактическая консультация», так и через механизмы психодраматической трансформации личности и ролевой идентификации. Структура одного занятия программы «профилактической психодрамы» представляет собой форму ролевого тренинга, объединяющую в себе элементы микродрамы, шоу и групповой дискуссии. Один тренинг ориентирован на одну тему и занимает примерно 45-60 минут, ориентируюсь на продолжительность школьного урока, что удобно для внедрения в профилактическую работу со школьниками.
Базовыми принципами «профилактической психодрамы» являются [12]:
1. Системность и комплексность психопрофилактического воздействия. Для достижения наилучшего результата групповое психопрофилактическое воздействие в тренингах «профилактической психодрамы» сочетает три компонента: поведенческий (повышение уровня ролевой компетентности и приобретение навыков новых поведенческих стратегий), эмоциональный (формирование навыков эмоционального положительного отношения к себе и к окружающим людям) и когнитивный (повышение способности к осознанию Я-концепции личности и развитие уровня саморефлексии в регуляции собственных действий).
2. Использование в психопрофилактической работе элементов тренинга целеполагания. Формирование моделей проактивного поведения может развивать умение самостоятельно правильно ставить цели на будущее и достигать намеченного результата в соответствии с ценностями и смыслами самоак-туализирующейся личности.
3. Развитие позитивной поведенческой вариабельности. Развитие коммуникативных навыков может способствовать
обучению более конструктивным, комфортным и продуктивным формам взаимодействия с окружающими.
Цель «профилактической психодрамы» - развитие у участников психологических тренингов устойчивого профилактического эффекта, выражающегося в формировании навыков самоактуализирующейся личности, эмоционально уравнове-шанной, психически и психологически здоровой, не нуждающейся в приеме психоактивных веществ, обладающей арсеналом копинг-стратегий (когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностей личности совладания со стрессом), направленных на сохранение и развитие психического здоровья, ответственных за формирование социально активной и морально зрелой личности, ответственной за свой экзистенциально-нравственный выбор.
Задачи тренингов «профилактической психодрамы»:
1 Сформировать навык творческого осмысления проблем и конфликтных ситуаций.
2 Сформировать навык публичного выступления и аргументации собственных мыслей.
3 Сформировать у индивида навык участия в коллективном принятии решений.
4 Развить коммуникативные способности.
5 Развить способность обдумывания действий на стадии принятия решений.
6 Содействие в приобретении навыков личностной и нравственной самостоятельности.
7 Воспитание качеств самоактуализирующейся личности.
8 Воспитание гуманистических и семейных ценностей.
9 Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов деструктивного эмоционального реагирования.
10 Формирование навыков нового адекватного поведения и новых позитивных способов эмоционального реагирования.
Заключение. В настоящем сообщении показано, что в России существуют и развиваются образовательновоспитательная, социальная и медицинская модели первичной профилактики. Дано определение экзистенциальной модели первичной профилактики аддикции от психоактивных веществ. Описан новый групповой экзистенциальногуманистический метод «профилактическая позитивная психодрама».
Одним из основных методических приемов для реализации задач «профилактической психодрамы» является экзистенциально-гуманистическая групповая дискуссия, структурированная как диалог «профилактическая консультация (позитивная консультация)». Обучение ведущих искусству психопрофилактического диалога, равно как и другим навыкам, составляющих метод «профилактическая позитивная психодрама», предполагает воспитание культуры профессионального психопрофилактического общения и отношения к взаимодействию ведущего в тренинге. Естественно, что это формирует специальные требования к методологии преподавания, а также требует специального курса обучения методу «профилактической психодрамы», поэтому наработку практических навыков овладения этим методом целесообразно проводить на специальных циклах тематического усовершенствования на базе государственных и/или муниципальных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. Полученный сертификат ведущего является свидетельством о повышении квалификации к базовому диплому об образовании специалиста и определяет уровень профилактики, на котором может строиться его групповая психопрофилактическая работа. И мы не упоминаем о том, что каждый именной сертификат обеспечивает его обладателю легитимность применения метода, впрочем, как любого другого авторского метода современной психотерапии.
Библиографический список
1. Свенссон, Н.П. Аутрич-работа с молодежью: наркозависимой молодежью и молодежью группы риска // Осло. Центр компетенции. Служба алкогольной и наркозависимости. Группа Помпиду. - Страсбург, 2003.
2. Кортезе, К.Э. Планирование и создание групп взаимопомощи в сфере профилактики зависимостей / К.Э. Кортезе, А.Ш. Андерсен // Группа Помпиду. - Совет Европы Программа «Сети поддержки по профилактике наркомании», 2005.
3. Пятницкая, И.Н. Подростковая наркология: руководство для врачей / И.Н. Пятницкая, И.Г. Найденова. - М.: Медицина, 2002.
4. Сидоров, П.И. Наркологическая превентология: Руководство. - М.: МЕДпресс-информ, 2006.
5. Сирота, Н.А. Формирование мотивации на изменение поведения в отношении употребления психоактивных веществ и коррекция других проблемных форм психосоциальной адаптации у детей и подростков группы риска / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский; пособие для врачей. - М. 2004.
6. Yalom, I.D. The Theory and Practice of Group Psychotherapy (2nd rev. ed.). - New York: Basic Book. 1995.
7. Психоаналитическая психодрама в работе с детьми и подростками / под ред. В.А. Потаповой- М.: Институт общегуманит. исследований, 2004.
8. Айхингер, А. Психодрама в детской групповой терапии / А. Айхингер, В. Холл. - М.: Генезис, 2003.
9. Эрлахер-Фаркас, Б. Монодрама / Б. Эрлахер-Фаркас, К. Йорда. - М., 2004.
10. Морено, Я. Психодрама: пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во «ЭКСПО-Пресс», 2001.
11. Москвитин, П.Н. Социальное партнерство в профилактике употребления школьниками психоактивных веществ / П.Н. Москвитин, Т.А. Дорошенко, Е.В. Карташева, Н.Н. Колыванова, В.В. Райх. - Новокузнецк, «Эгрегор», 2008.
12. Москвитин, П.Н. Выход из наркотического тупика: метод позитивной психодрамы / П.Н. Москвитин, Ш.Л. Фаттахов. - Новокузнецк,
2006.
13. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: пер. с нем. - М.: Медицина, 1996.
Bibliography
1. Svensson, N.P. Autrich-rabota s molodezhjyu: narkozavisimoyj molodezhjyu i molodezhjyu gruppih riska // Oslo. Centr kompetencii. Sluzhba alkogoljnoyj i narkozavisimosti. Gruppa Pompidu. - Strasburg, 2003.
2. Korteze, K.Eh. Planirovanie i sozdanie grupp vzaimopomothi v sfere profilaktiki zavisimosteyj / K.Eh. Korteze, A.Sh. Andersen // Gruppa Pom-pidu. - Sovet Evropih Programma «Seti podderzhki po profilaktike narkomanii», 2005.
3. Pyatnickaya, I.N. Podrostkovaya narkologiya: rukovodstvo dlya vracheyj / I.N. Pyatnickaya, I.G. Nayjdenova. - M.: Medicina, 2002.
4. Sidorov, P.I. Narkologicheskaya preventologiya: Rukovodstvo. - M.: MEDpress-inform, 2006.
5. Sirota, N.A. Formirovanie motivacii na izmenenie povedeniya v otnoshenii upotrebleniya psikhoaktivnihkh vethestv i korrekciya drugikh prob-
lemnihkh form psikhosocialjnoyj adaptacii u deteyj i podrostkov gruppih riska / N.A. Sirota, V.M. Yal-tonskiyj; posobie dlya vracheyj. - M. 2004.
6. Yalom, I.D. The Theory and Practice of Group Psychotherapy (2nd rev. ed.). - New York: Basic Book. 1995.
7. Psikhoanaliticheskaya psikhodrama v rabote s detjmi i podrostkami / pod red. V.A. Potapovoyj- M. : Institut obthegu-manit. issledovaniyj, 2004.
8. Ayjkhinger, A. Psikhodrama v detskoyj gruppovoyj terapii / A. Ayjkhinger, V. Kholl. - M.: Genezis, 2003.
9. Ehrlakher-Farkas, B. Monodrama / B. Ehrlakher-Farkas, K. Yjorda. - M., 2004.
10. Moreno, Ya. Psikhodrama: per. s angl. - M.: Aprelj Press, Izd-vo «EhKSPO-Press», 2001.
11. Moskvitin, P.N. Socialjnoe partnerstvo v profilaktike upotrebleniya shkoljnikami psikhoaktivnihkh vethestv / P.N. Moskvitin, T.A. Doroshenko,
E.V. Kartasheva, N.N. Kolihvanova, V.V. Rayjkh. - Novokuzneck, «Ehgregor», 2008.
12. Moskvitin, P.N. Vihkhod iz narkoticheskogo tupika: metod pozitivnoyj psikhodramih / P.N. Moskvitin, Sh.L. Fattakhov. - Novokuzneck, 2006.
13. Pezeshkian, N. Psikhosomatika i pozitivnaya psikhoterapiya: per. s nem. - M.: Medicina, 1996.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 159
Podgorecki J, Dqbrowska A. COMMUNICATION COMPETENCES IN PEDAGOGICAL COUNSELLING. The
idea of social communication valid for “here and now” requires that man must not be abandoned in all his social or educational entanglement. This is how the present article came to be written. It evaluates the solutions to date, proposes other ones which are feasible to accept, delineates directions for further research and shows perspectives. The very structure of the article is an answer to the question as to what is hidden behind the term “communication” and “competention”. Man is not able to develop in another way but in the atmosphere of social co-operation. It is only when communication acquires useful values which are considerable and meaningful that man is capable of shaping himseif. This favours popularity and versatility of his development. Development of the individual due to social communication is invested with a multi-level character. However, in order not to interfere in the harmony of man’s personality, the main attention was directed to social and cultural context connected with the effort made towards selfeducation and self-perfection.
Key words: communication, social communication, communication competences, pedagogical counselling.
Подгорецкий Ю., д-р психологии, педагогики и философии, проф., руководитель отдела социальных коммуникаций Университет Ополе, Польша; Домбровска А., ассистент Университет Ополе, Польша, E-mail: podgorecki@uni. opole.pl
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Специализированные работы, монографии, статьи по конкретным проблемам коммуникации, переведенные с иностранных языков либо оригинальные, составляют неотъемлемую часть доступной научной литературы. Однако нет работы, в которой обобщался бы материал в области коммуникации и предметных компетенций. Мы думаем, что эту роль хотя бы частично выполнит статья, которую мы представляем на рассмотрение читателя. Эта статья для тех, кто хочет познать основы общих знаний о процессах коммуникации и компетенции в образовательной ориентации и консультировании. Она также доступна для тех, кто заинтересован в компетенциях, и не требует специальной профессиональной подготовки.
Ключевые слова: коммуникации, коммуникативная компетентность, языковая компетентность, социальная коммуникация, консультирование образования.