Научная статья на тему 'Психогигиеническая модель профилактики аддикации у школьников'

Психогигиеническая модель профилактики аддикации у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
609
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОГИГИЕНА / ПРОФИЛАКТИКА АДДИКЦИИ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / PSYCHO-HYGIENE / PREVENTION OF ADDICTION / PSYCHO-ACTIVE SUBSTANCE / CHILDREN / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Москвитин Павел Николаевич, Захаренков В. В.

Разработаны концепция психогигиенической модели и новый групповой метод первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). Научно обоснован организационно-функциональный механизм первичной профилактики зависимости от ПАВ у школьников. Эффективность программы профилактики достигнута методическими приемами, направленными на осознание и интериоризацию позитивных экзистенциальных ценностей и смыслов, способствующих активизации антиаддиктивной мотивированности у школьников. Результативность разработанного комплекса мер первичной профилактики зависимости от ПАВ на основе разработанной психогигиенической модели исследована в динамике за 12 лет. Показано, что результативность может оцениваться региональной наркологической службой на основании феномена социальной устойчивости позитивного эффекта мер первичной профилактики зависимости от ПАВ путем клинико-эпидемиологического изучения изменения в динамике показателей наркологической заболеваемости на территориях сравнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Москвитин Павел Николаевич, Захаренков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psycho-hygienic model of prevention of addiction in school children

The concept of psycho-hygienic model and new group technique of primary prevention of addiction to psycho-active substances are developed. The organizational functional mechanism of primary prevention of addiction to psycho-active substances in schoolchildren is scientifically substantiated. The effectiveness of preventive program was achieved by methodical techniques targeted to awareness and internalization of positive existential values and meanings supporting activation of anti-addictive motivation in schoolchildren. The effectiveness of the developed complex of measures of primary prevention of addiction to psycho-active substances on the basis of the developed psycho-hygienic model is analyzed in dynamics during 12 years. It is demonstrated that effectiveness can be evaluated by the regional narcological service on the basis of phenomenon of “social resistance of positive effect of measures of primary prevention of addiction to psycho-active substances”. The technique to be applied is clinical epidemiological analysis of changes in dynamics of indicators of narcological morbidity on the territories of comparison.

Текст научной работы на тему «Психогигиеническая модель профилактики аддикации у школьников»

© П.Н. МОСКВИТИН, В.В. ЗАХАРЕНКОВ УДК 614.2:616.89-057.874-084:615.85

П.Н. МОСКВИТИН1, В.В. ЗАХАРЕНКОВ2

Психогигиеническая модель профилактики аддикции у школьников

1ГБОУ ДПО "Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей" Минздрава России, 654005, Новокузнецк; 2ФГБУ Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения РАН, 654041, Новокузнецк

Разработаны концепция психогигиенической модели и новый групповой метод первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). Научно обоснован организационно-функциональный механизм первичной профилактики зависимости от ПАВ у школьников. Эффективность программы профилактики достигнута методическими приемами, направленными на осознание и интериоризацию позитивных экзистенциальных ценностей и смыслов, способствующих активизации антиаддиктивной мотивированности у школьников.

Результативность разработанного комплекса мер первичной профилактики зависимости от ПАВ на основе разработанной психогигиенической модели исследована в динамике за 12 лет. Показано, что результативность может оцениваться региональной наркологической службой на основании феномена социальной устойчивости позитивного эффекта мер первичной профилактики зависимости от ПАВ путем клинико-эпидемиологического изучения изменения в динамике показателей наркологической заболеваемости на территориях сравнения.

Ключевые слова: психогигиена; профилактика аддикции; психоактивные вещества; дети; подростки

THE PSYCHO-HYGIENIC MODEL OF PREVENTION OF ADDICTION IN SCHOOL CHILDREN

P.N. Moskvitin, V.V. Zakharenkov The Novokuznetsk state institute of advanced training ofphysicians, 654005 Novokuznetsk, Russia;

The research institute of complex problems of hygiene and occupational diseases, of the Siberian branch of the Russian academy of sciences, 654041 Novokuznetsk, Russia The concept of psycho-hygienic model and new group technique of primary prevention of addiction to psycho-active substances are developed. The organizational functional mechanism of primary prevention of addiction to psycho-active substances in schoolchildren is scientifically substantiated. The effectiveness of preventive program was achieved by methodical techniques targeted to awareness and internalization of positive existential values and meanings supporting activation of anti-addictive motivation in schoolchildren. The effectiveness of the developed complex of measures ofprimary prevention of addiction to psycho-active substances on the basis of the developed psycho-hygienic model is analyzed in dynamics during 12 years. It is demonstrated that effectiveness can be evaluated by the regional narcological service on the basis of phenomenon of "social resistance of positive effect of measures of primary prevention of addiction to psycho-active substances". The technique to be applied is clinical epidemiological analysis of changes in dynamics of indicators of narcological morbidity on the territories of comparison.

Keywords: psycho-hygiene; prevention of addiction; psycho-active substance; children; adolescents

Актуальность. Проблемы, связанные с зависимостью от наркотиков и алкоголя, оказывают значительное негативное влияние на здоровье и качество жизни людей в России. В "Концепции развития здравоохранения России до 2020 г." среди смысловых приоритетов выделена профилактика социально значимых заболеваний, направленная на формирование здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурением, употреблением наркотиков), предупреждение возникновения заболеваний и возможно раннее их выявление. В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы" среди неотложных приоритетов дополнительно указываются меры, направленные на "обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей".

Мероприятия первичной профилактики в России традиционно опираются на методы санитарного просвещения и пропаганды, а также на идеи трансляции здорового образа жизни подросткам в досуговой и спортивно-оздоровительной формах, проведение тренингов и программ копинг-профилактики [1]. Необходимость обновления профилактических мер сдерживается недостаточно хорошо разработанной методологией первичной профилактики как системы превентивных экзистенциально-гуманистических методов, направленных на личность несовершеннолетнего и активирующих ее са-ногенные психологические механизмы, которые "сдерживают спрос" детей и подростков на употребление психоактивных веществ (ПАВ) в процессе личностного онтогенеза. Таким образом, очевидна актуальность разработки психогигиенической модели профилактики зависимости от ПАВ, опирающейся на личностно-ориен-тированную программу ее реализации в школах и новые групповые методы, способные создавать надлежащие психопрофилактические условия для развития антиад-диктивной мотивированности у школьников.

Контактная информация: Москвитин Павел Николаевич, канд. мед. наук; e-mail: [email protected]

Материалы и методы

Разработана психогигиеническая модель профилактики аддикции у школьников, эффективность которой изучена с применением клинико-эпидемиологического метода. Сбор эмпирических данных осуществляли, используя методы, адекватные поставленной цели.

Профилактическая работа была построена в рамках договора о сотрудничестве со службой экстренной психологической помощи по "телефону доверия", Комитетом по социальной защите населения администрации г. Междуреченска (Кемеровская область) и городской телерадиокомпанией "Квант", оказавших поддержку в реализации телевизионной части проекта проведения психопрофилактических тренингов со школьниками старших классов во всех общеобразовательных школах города. Перед проведением профилактической работы со школьниками через школьных психологов и педагогов получили согласие родителей или лиц, их заменяемых. Для проведения групповых тренингов профилактической психодрамы выбирали темы, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя, различными формами девиации, такими как уход из дома, мелкое воровство, нечестность, злословие, зависть, аспектами раннего сексуального поведения подростков и т. д.

Отличие метода профилактической психодрамы состоит в том, что как групповой метод он в первую очередь ориентирован на сферу личностно-ориентирован-ной профилактики зависимости от ПАВ и индикаторных пограничных нервно-психических расстройств [4]. Эта особенность близка экзистенциально-гуманистическому направлению психологии и психотерапии, а начало этих подходов можно увидеть в идеях Альфреда Адлера, особенно в групповой динамике, а также в практических занятиях Курта Левина, которые у него творчески заимствовал Фредерик Перлз для своего метода гештальт-терапии.

Прототипом разработанного нами метода является психодрама Я.Л. Морено, которую в настоящее время применяют в качестве клинического метода при лечении алкоголизма, наркомании, коррекции различных видов девиантного (отклоняющегося) поведения и др. Однако психодрама еще не получила широкого распространения в профилактической работе с детьми и подростками. А ведь именно в психодраматическом групповом тренинге дети и подростки способны получить новый личностный опыт — они понимают, что претензии можно высказать, а о намерениях можно сообщать, что нормы, правила и санкции можно согласовывать и даже менять на более адекватные. Наработка новых моделей поведения изменяет и корректирует формирование "Я-концепции" личности молодого человека, поскольку в результате участия в группе сверстников подростки с дефицитарными коммуникативными навыками могут более успешно находить границы своей личности и обучаются быть собой среди других.

В групповой психопрофилактической группе создаются условия для развития способностей к сотрудничеству, развивается умение высказать свои мысли и отстоять свою точку зрения в споре, обозначить возможность прийти к согласию с оппонентами. В развитии ребенка и подростка группа сверстников выполняет следующие важные функции [1]:

— предоставляет возможность активного проживания и проигрывания конфликтов в совместной игре;

— позволяет пробовать и разучивать новые роли, которые в группе в отличие от семьи и школы не так строго определены возрастом и полом;

— дает возможность проверять границы допустимого;

— помогает преодолеть эгоцентризм в процессе социализации благодаря развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;

— способствует формированию равноправных отношений в группе благодаря признанию или неприятию подростка другими детьми;

— ставит перед ребенком задачу определить свое отношение к другим.

Методическую основу психогигиенической модели профилактики составляет метод профилактической психодрамы, который основан на методических приемах групповой дискуссии, драматизации, тренинге навыков позитивного мышления, разрешения интерперсональных и внутриличностных конфликтов. Метод направлен на развитие навыков сотрудничества и коллективного принятия решений, включает элементы ролевой игры и предполагает создание проблемных коммуникативных ситуаций и их благополучное разрешение по результатам шеринга. Базовой методической особенностью метода является использование микродрамы, что в сочетании с элементами поведенческой, когнитивной и экзистенциально-гуманистической групповой психотерапии создает особый вид коммуникативного тренинга, где проведение психопрофилактического диалога на заданную проблемную тему методически структурировано как прием позитивного совещания.

Наличие структурированной микродрамы и специального приема стоп-действия среди других признаков отличает метод профилактической психодрамы от классической психодрамы Я. Л. Морено. Специфическим отличием шеринга является перенос основного акцента обсуждения с протагониста на всю тренинговую группу, что позволяет группе в дискуссии найти оптимальные модели нового поведения. Процедура процессинга в тренинге профилактической психодрамы идет непосредственно за завершением второй части микродрамы, когда апогей конфликта преодолен, найдены позитивные модели нового поведения и обсуждение полученного в группе результата обогащается включением специального приема визуализации — протокола профилактической консультации.

Таким образом, тренинг по методу профилактической психодрамы позволяет не только создавать условия для развития каждого индивида в группе и взаимосвязанных с ним внутри- и межличностных процессов, но и поставить группу в центр внимания процесса психопрофилактики и позаботиться о создании комфортной системы межличностных отношений в группе. Поэтому метод профилактической психодрамы дает возможность рассматривать группу не только с психодинамических позиций как арену, где воспроизводятся сцены актуальных конфликтов, происходящих в семье, ее подсистемах и окружении, но и с позиции социодинамики - как проекцию социальной реальности, что позволяет участникам развивать свою собственную социальную компетентность и успешность.

Стандартный проект тренингов профилактической психодрамы со школьниками рассчитан на период учебного года и предназначен для внеурочной деятельности в школах с 8-го по 11-й класс. Опыт реализации программы в ряде школ Кузбасса (Кемеровская область) [3, 4] показывает, что наилучшая результативность достигается в интервале от 3 до 5 лет при условии проведения 20—25 тренингов ежегодно в классе. Структура одного тренинга профилактической психодрамы объединяет

Таблица 1

Число подростков, больных наркоманиями, состоящих на учете на конец отчетного года (на 10 тыс. подросткового населения)

Город Кеме-

Год Между-реченск Мыски Новокузнецк Прокопьевск ровская область

Экспериментальные данные

2000 65,7 55,6 19,4 20,0 27,19

2001 59,5 75,8 31,0 29,3 29,4

2002 33,3 31,8 15,2 22,5 18,9

2003 8,77 18,18 11,66 20,35 11,01

Данные динамического наблюдения I этапа

2004 10,8 7,7 13,4 12,2 10,0

2005 7,4 4,2 19,6 9,3 10,5

2006 2,0 9,1 26,5 9,1 10,8

2007 2,2 14,2 26,8 11,1 10,8

Данные динамического наблюдения II этапа

2008 2,4 10,0 26,8 10,7 10,8

2009 0 5,5 24,2 10,8 10,8

2010 0 0 9,8 10,7 7,0

2011 0 0 4,6 11,8 4,4

элементы микродрамы, шоу и групповой дискуссии. Тренинг ориентирован на одну тему и занимает 45—60 мин, что вполне сопоставимо с продолжительностью школьного урока, поэтому удобно для организации и проведения профилактической работы.

Исследовали сравнительную распространенность наркологических заболеваний и расстройств в г. Между -реченске (Кемеровская область, численность населения 108 тыс. человек) в 1999—2003 гг., где проведено внедрение модели профилактики зависимости от ПАВ среди школьников в форме системы тренингов профилактической психодрамы [3, 4]. Анализ изменения клинико-эпи-демиологических показателей основных наркологических заболеваний и расстройств в динамике провели в сравнении с таковыми в 1999—2003 (годы формирующего эксперимента); в 2004—2007 и 2008—2011 гг. (два сопоставимых этапа динамического наблюдения) по г. Междуреченску в сравнении с тремя контрольными городами, где такая работа не проводилась. Эти три города расположены в радиусе 20 км (г. Мыски), 60 км (г. Новокузнецк) и 90 км (г. Прокопьевск) от г. Между -реченск и были взяты в качестве контрольных, потому что близко расположены территориально и похожи по климатогеографическим, социально-экономическим и демографическим признакам. Клинико-эпидемиоло-гические данные приведены из открытых источников, опубликованных в ежегодных аналитических отчетах Кемеровского областного наркологического диспансера за 2000—2011 гг.

Результаты и обсуждение

Оценивая региональную динамику наркологической заболеваемости, представленную в табл. 1, по количеству состоящих на конец учетного года больных наркоманией подростков, можно отметить, что болезненность среди подростков в г. Междуреченске стала достоверно ниже областного уровня уже к 2003 г. (p < 0,05). В сравнении с приведенной динамикой в г. Мыски количество больных наркоманиями подростков увеличилось на 84,1% (p < 0,05), в г. Новокузнецке их число достоверно

Таблица 2

Число подростков, употребляющих наркотические средства и находящихся под наблюдением на конец отчетного года (на 10 тыс. человек подросткового населения)

Город Кеме-

Год Между-реченск Мыски Новокузнецк Прокопьевск ровская область

Экспериментальные данные

2000 107,5 77,7 120,3 77,0 90,06

2001 100,2 105,3 134,2 101,2 93,6

2002 68,4 54,5 115,9 91,0 76,2

2003 52,6 18,2 94,7 81,4 69,9

Данные динамического наблюдения I этапа

2004 50,0 11,6 117,6 67,9 64,1

2005 31,5 8,3 115,2 56,5 59,3

2006 24,0 13,6 106,3 41,4 57,0

2007 23,8 Нет данных 90,3 43,3 53,1

Данные динамического наблюдения II этапа

2008 24,0 20,0 78,2 89,5 55,5

2009 18,6 11,1 38,3 69,1 43,1

2010 5,7 Нет данных 18,9 73,8 32,2

2011 8,5 « « 19,5 78,2 27,8

возросло на 51,1% (р < 0,05), и только в г. Прокопьевске число больных наркоманиями подростков изменилось статистически недостоверно — на 14,5% (р > 0,05), что почти совпало с областной тенденцией (табл. 1).

На следующем этапе провели динамическое наблюдение (с 2004 по 2007 г.), результаты которого представлены в табл. 2. Отметили, что в г. Междуреченске болезненность среди подростков снизилась с 10,8 до 2,2 (почти в 5 раз), а в области повысилась с 10,0 до 10,8 (на 10 тыс. подросткового населения). Представленные данные позволяют отметить, что с 2004 по 2011 г. болезненность наркоманией среди подростков в г. Междуреченске стала достоверно ниже, чем в области (р < 0,01). В сравнении в г. Мыски количество больных наркоманией подростков было больше в 2—7 раз, начиная с 2003 г., и только в последние два года их число сравнялось с таковым в г. Междуреченске. В г. Новокузнецке увеличение числа больных наркоманией подростков отметили с 2003 г., затем этот разрыв увеличился от 4,6 до 13 раз. Аналогичную тенденцию наблюдали в г. Прокопьевске, где число больных наркоманией подростков также превысило показатели экспериментальной территории с 2003 г., и этот разрыв увеличился к 2007 г. в 5 раз и еще в 2 раза к 2011 г., что почти совпало с областной тенденцией. Кроме того, число больных наркоманией подростков с 2000 по 2004 г. уменьшилось почти в 6 раз в г. Междуреченске, где в 2011 г. продолжало оставаться от 4 до 10 раз меньше, чем на территориях сравнения (р < 0,001).

Из представленных в табл. 2 результатов видно, что число подростков, употребляющих наркотические средства, в Кемеровской области за 2000—2004 гг. уменьшилось лишь на четверть — с 90,06 до 64,1 на 10 тыс. подросткового населения, тогда как число таких подростков в г. Междуреченске с 2000 по 2004 г. уменьшилось более чем в 2 раза — с 107,5 до 50 на 10 тыс. подросткового населения, а в интервале до 2008 г. еще вдвое — до 24.

Полученные клинико-эпидемиологические показатели позволили описать научно-практический феномен социальной устойчивости позитивного эффекта мер

первичной профилактики зависимости от ПАВ, состоящий в снижении уровней наркологической заболеваемости и болезненности на территории эксперимента в сравнении с таковыми в контрольных городах и в целом в Кемеровской области.

Выводы

Методическую основу психогигиенической модели профилактики зависимости от ПАВ среди школьников составляет новый групповой метод превенции профилактической психодрамы. Эффективность программы достигнута приемами психопрофилактики, направленными на осознание и интериоризацию позитивных ценностей и смыслов, что способствует активизации анти-аддиктивной мотивированности у школьников.

Результативность мер первичной профилактики зависимости от ПАВ на основе разработанной психогигиенической модели может оцениваться региональной наркологической службой на основании феномена социальной устойчивости позитивного эффекта мер первичной профилактики зависимости от ПАВ путем клинико-эпидемиологического изучения изменения в динамике показателей наркологической заболеваемости на территориях сравнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. М.: Генезис; 2003.

2. Лозовой В.В., Кремлева О.В., Лозовая Т.В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. М.: АльянсПринт; 2011.

3. Москвитин П.Н., Фаттахов Ш.Л. Выход из наркотического тупика: метод позитивной психодрамы. Новокузнецк: Эгре-гор; 2006: 288 с.

4. Москвитин П.Н., Цыганков Б.Д., Сирота Н.А. Метод "профилактической психодрамы" в предупреждении зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков. М.: Медицина; 2011: 248 с.

5 Москвитин П.Н. Способ проведения группового психологического тренинга по методу "профилактическая психодрама". Патент на изобретение № 2466752, РФ. Зарегистрирован в государственном реестре изобретений РФ 20 ноября 2012 г. Заявка № 2011136339, приоритет от 31 августа 2011 г.

6. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. М.: Медицина; 1996: 464 с.

REFERENCES

1. AjhingerA., Holl V. Psychodrama in the children's group therapy. Moscow: Genezis; 2003 (in Russian).

2. Lozovoj V.V., Kremleva O.V., Lozovaja T.V. Dependency Prevention: The Experience of primary prevention. Moscow: Al'jans-Print; 2011 (in Russian).

3. Moskvitin P.N., Fattahov Sh.L. The output of narcotic impasse: a method of positive psychodrama. Novokuznezk: Egregor; 2006 (in Russian).

4. Moskvitin P.N., Cygankov B.D., Sirota N.A. The method of "preventive psychodrama" in the prevention of substance abuse in children and adolescents. Moscow: Medicina; 2011 (in Russian).

5. Moskvitin P.N. The method of group psychological training on a "Preventive psychodrama". Patent RF N 2466752; 2012 (in Russian).

6. Pezeshkian N. Positive Psychotherapy and Psychosomatics: Trans.German. Moscow: Medicina; 1996 (in Russian).

© П.К. ЯБЛОНСКИЙ, О. А. СУХОВСКАЯ, 2014 УДК 614.2:613.846

П.К. ЯБЛОНСКИЙ, О.А. СУХОВСКАЯ

Организация консультативной телефонной помощи при отказе от табакокурения в Российской Федерации

ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии" Минздрава России, 191036, Санкт-Петербург

В статье приводятся результаты 1-го года работы Всероссийской консультативной телефонной линии помощи в отказе от потребления табака. В задачи консультирования входили повышение информированности курильщиков о пагубном воздействии табачного дыма на организм, методах помощи в отказе от табакокурения (ТК), повышение мотивации к отказу от курения, поддержка и обучение навыкам самопомощи при появлении симптомов отмены, разработка индивидуальных мер профилактики рецидивов ТК. Среди обратившихся было 66,8% мужчин и 33,2% женщин в возрасте от 18 до 78 лет. Подавляющее большинство (97,3%) позвонивших людей хотели бросить курить и имели среднюю и высокую степень мотивации к отказу от курения. Ведущей мотивацией к отказу от ТК были ухудшение здоровья или забота о его сохранении. Однократное консультирование проведено 11 873 курильщикам, месячное телефонное сопровождение при отказе от курения оказано 6165 курильщикам. Результаты анализа эффективности телефонного консультирования показали, что через 1 мес после однократной консультации по отказу от ТК 11,1% бросили курить, и через 6 мес оставались некурящими 8,1% (95% ДИ = 7,48—8,72%). 34,8% курильщиков, получивших месячное сопровождение при отказе от курения, отказались от потребления табака; 6,1% снизили количество выкуриваемых в день сигарет более чем в 2 раза. Результаты контрольного опроса через 6 мес после отказа от ТК показали, что не курили 22,8% лиц, получивших месячное сопровождение при отказе от курения (95% ДИ = 21,75—23,85%), а 2,7% курильщиков сократили количество выкуриваемых в день сигарет не менее чем в 2 раза.

Ключевые слова: табакокурение; отказ от табакокурения; телефонная помощь в отказе от табакокурения

THE ORGANIZATION OF COUNSELING PHONE SUPPORT OF GIVING UP SMOKING

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Контактная информация: Яблонский Петр Казимирович, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.